Бизнес консультант это что за профессия

Обновлено: 18.05.2024

Бизнес-консультант: секреты профессии


– Лидия Валентиновна, давайте начнем разговор с главного – с какими вопросами и когда предпринимателям имеет смысл обращаться к консультантам?

По уровню сложности задачи и, соответственно, квалификации, требуемой от консультанта, я бы выделила несколько градаций: кардинальные изменения в организации – уровень собственника; изменение в части функций и бизнес-процессов – уровень руководителя/директора; передача некоторых видов конкретных работ внешнему исполнителю – уровень функционального руководителя. Например, если владелец намерен переформатировать бизнес, либо выйти на новые рынки, то изменения будут носить системный, общий характер. Если руководитель недоволен показателями одного из подразделений компании, то задача консультантом изначально будет рассматриваться как функциональная. И, наконец, разработку инструкции для определенной службы, либо форм управленческой отчетности можно отнести к разовой экспертной услуге.

Однако от Европы, США, Китая и Австралии мы пока отстаем в плане спроса на консультантов. В перечисленных странах обратиться к такому специалисту, особенно известному, считается весьма престижным. Его работа обычно расписана вперед на несколько месяцев, а в некоторых случаях, и лет.

– Давайте.

Консультант, в отличие от эксперта, не только советует, что следует сделать, но и помогает специалистам консультируемого предприятия реализовать решение с учетом уникальности заказчика. Таким образом, консультант несет полную ответственность за предложенное решение.

Консультанты повышают результативность работы организаций заказчиков с помощью различных инструментов.


Методика консультанта неотъемлемо связана с его личностью – это глубоко интеллектуальный и индивидуальный продукт. Успешные консультанты постоянно генерируют изменения, новации в своих методиках. Каждый новый проект с клиентом – это эксклюзив. Как я уже упомянула выше, в консалтинговом сообществе выделяются мэтры – консультанты, методики которых оказались настолько успешными, что на их основе создаются группы последователей – учеников. Не все они крупные, как школа Пригожина, либо инновационная методология Вячеслава Дудченко – первого президента НГПК, но они есть.

– Что представляет собой современный рынок консалтинга в России? Специализируются ли компании, работающие на нем, по каким-либо признакам? Какую долю на этом рынке занимают иностранные сети, пришедшие в нашу страну в конце 80-х – начале 90-х годов, – PricewaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte и Ernst & Young?

– По нашим оценкам, число полноценных консультантов, с которыми можно работать, в России сегодня, немногим больше 5 тыс. субъектов. Большая их часть представляет собой малые (5-30 сотрудников) компании. Получив крупный, интересный заказ, такие компании нередко объединяются, либо временно привлекают к проекту индивидуально работающих консультантов, общее количество которых неизвестно. Кстати, в 2016 году НГПК при поддержке АСИ инициировала проект создания Реестра российских консультантов, который ещё ждет своего инвестора.

По структуре консалтинговый рынок разнороден и отражает маркетинговые стратегии консультантов. Удачным для части из них оказывается выбор ключевой отрасли, например, одни специализируются на IT, другие на финансах, третьи на технологических аспектах исключительно в одной лишь энергетике. Благодаря узкой специализации они являются хорошими маркетологами, до тонкостей изучают российскую и международную аналитику и сами являются прекрасными специалистами.

Что касается крупных международных компаний, которые вы упомянули, то они продолжают работать на российском рынке и занимают на нем весьма существенную долю – до 80%, как мы подсчитали в 2016 г. Их услуги стоят огромных денег и консультируют они в основном крупные корпорации.

Однако могу со всей ответственностью утверждать: сегодня российский консалтинг уже достиг такой стадии развития, чтобы составить достойную конкуренцию зарубежному.


Конечно, российские консультанты заинтересованы в росте доли рынка, в первую очередь за счет непроявленного спроса – неосознаваемой пока руководителями потребности находить у консультантов внешние интеллектуальные и организационно-управленческие ресурсы.


В-третьих, мы рассматриваем МТПП как площадку, на которой можем продемонстрировать лучшие кейсы, передать коллегам-предпринимателям – членам МТПП успешные инструменты работы руководителя. Кроме того, члены нашего Комитета всегда готовы способствовать тому, чтобы сама Палата перенимала эффективные практики управления – периодически мы консультируем сотрудников ее аппарата по некоторым вопросам.

Свою цель я вижу в том, чтобы выступать на площадке МТПП перед бизнесменами и раскрывать перед ними преимущества консалтинга как удобного, эффективного, недорогого инструмента повышения выживаемости и улучшения работы их собственных компаний.


С момента образования в 2012 г. мы организуем круглые столы и бизнес-встречи для предпринимателей, знакомим их с лучшими образцами консалтинговых практик, отвечаем на их вопросы, помогаем им повышать эффективность своего бизнеса.

В 2017 году Подкомитет по экологическому консалтингу осуществил проект, связанный с рынком лома цветных металлов, на котором долгое время царила большая неразбериха, приведшая к недобросовестной конкуренции. Мы помогли представителям этой отрасли сообща выработать правила совместных действий. С нашей подачи в Федеральном Агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) был создан Комитет по техническому регулированию в сфере вторичных цветных металлов, который благополучно работает и сейчас.

– Год назад вы возглавили совместную рабочую группу, созданную МТПП и Проектным офисом развития Арктики по вопросам участия московского бизнеса в арктических проектах. Звучит интригующе… Расскажите, пожалуйста, об этом начинании.


– В одном из своих недавних выступлений вы остановились на свежих тенденциях, характерных для рынка консалтинга на современном этапе. Расскажите о них подробнее, пожалуйста.

Вторая тенденция – это сужение традиционных консалтинговых ниш, востребованных в более стабильные годы, но потерявшие актуальность в настоящее время. Не стоит забывать также о периодически вспыхивающей и проходящей моде на очередной вид консалтинга. Следуя тенденциям спроса, консультанты осваивают, какое-то время практикуют и совершенствуют инструментарий, внося его в арсенал своей экспертизы… до появления новой моды. Можно говорить даже о цикличности спроса на определенные виды консалтинга.

Наконец, пятая тенденция – это ужесточение конкуренции за заказы, что говорит о насыщении рынка в его нынешнем виде.


Продолжаем цикл статей о самых перспективных специальностях. На этот раз рассказываем о консультантах. Зачем компании обращаются к внешним экспертам и какие навыки нужны, чтобы давать советы CEO? Об этом и многом другом узнали у менеджера Bain & Company Филиппа Колчина.

Содержание

Кто такие консультанты и зачем они нужны бизнесу

Сегодня консалтинг решает любые задачи бизнеса, поэтому проектная команда консультантов должна быть очень многогранной. В нее входят не только дженералисты или стратеги, которые определяют проблему бизнеса и предлагают стратегию решения, но и множество специалистов в узких областях, которые обеспечивают высокий уровень экспертизы.

Работу консультантов можно разделить на три этапа. На первом из них команда занимается сбором и анализом данных от клиента и экспертного сообщества. На втором — разрабатывает инициативы. Консультанты должны не просто выделить и проработать все возможные варианты, но и приоритизировать их, выбрав самый эффективный и экономически целесообразный путь. Финальный этап — внедрение инициатив и мониторинг результата. На этой стадии консультанты следят за соблюдением сроков, а также анализируют эффективность решений, помогают запускать пилоты и постоянно передают информацию руководству.


«Обычно у компании недостаточно ресурсов, чтобы самой внедрить необходимые изменения. В этом случае консультанты могут быстро и качественно решить задачи клиента. Они приносят с собой инновации и дают внешний взгляд на организацию.

Навыки, необходимые консультанту

В консалтинг приходят люди из разных вузов и с самым разным бэкграундом: химическим, журналистским, философским, медицинским. При этом есть определенный набор профильных навыков, которые необходимы каждому консультанту.

Hard skills:

  • Знание математики. Работа консультантов почти полностью основана на математическом анализе. Поэтому очень важно, чтобы сотрудник уверенно чувствовал себя в решении числовых задач.
  • Понимание бизнес-процессов. Консультанты должны знать, по каким принципам работает бизнес, а также уметь оценить, насколько реализуемо любое решение.

Soft skills:

  • Умение выстраивать коммуникацию и работать в команде. Консалтинг — это работа с множеством разных людей. Навыки общения напрямую влияют на эффективность консультанта.
  • Креативное мышление. Консультанты редко сталкиваются с типовыми задачами. Поэтому важно нестандартно смотреть на вводные и находить несколько вариантов решения.
  • Нацеленность на результат. Главная цель в работе консультанта — найти эффективное решение, которое решит задачу клиента, и правильно обосновать свой выбор.

Преимущества и недостатки работы в консалтинге

Плюсы:

  • Карьерные возможности. После нескольких лет работы консультантов охотно приглашают на более высокие позиции в другие компании, в том числе на сторону клиента. Работодатели ценят высокий интеллект и работоспособность бывших консультантов.
  • Разнообразие работы. Консультанты со стажем в 5–6 лет успевают поработать во многих индустриях.
  • Командные мероприятия. Несколько раз в год компании готовят для сотрудников выезды в разные страны, благотворительные проекты, а еще вечеринки и международные спортивные чемпионаты.
  • Комфортные условия. В консалтинговых компаниях делают все для того, чтобы сотрудники чувствовали себя хорошо. Даже врачи сами в офис приходят. А еще компании заботятся о том, чтобы вы хорошо питались и не теряли время на дорогу, поэтому покрывают расходы на ужины и такси.


Минусы:

  • Большой объем работы. Часто консультанты трудятся по ненормированному графику и мало спят. Это не означает, что у вас не останется времени на личную жизнь и образование. Все возможно, если меньше отдыхать.
  • Эмоциональное напряжение. В консалтинге распространена система up or out. Смысл простой: либо вас повышают, либо вы уходите. А повышают в этой индустрии, только если сотрудник развивается. Следят за этим руководители, которые регулярно ставят ему оценку. Эта система порождает высокую конкуренцию и стрессовую атмосферу, которую выдерживают не все.

Карьерные перспективы

Те, кто еще не завершил учебу или не получил достаточно опыта, могут начать карьеру с part-time стажировки длиной от трех месяцев до года. Стартовая full-time позиция в Big3 — младший консультант или интерн (в зависимости от компании и направления работы она может называться по-разному). Затем сотрудник получает позицию консультанта или аналитика, а еще через несколько лет упорной работы — руководителя проекта или старшего аналитика. После того как сотрудник овладел навыком управления проектами, он получает позицию менеджера и развивается уже в этом направлении до позиции партнера или даже управляющего директора. На каждой позиции сотрудник проводит 1,5–2 года, но в консалтинге достаточно высокий уровень меритократии, поэтому есть шанс получить двойное повышение за высокие результаты.


За время работы в консалтинге вы можете несколько раз перейти в другое представительство компании или получить трансфер, предполагающий переезд для работы над конкретным проектом. Это отличная возможность сменить обстановку, поработать в другой стране и расширить экспертизу.

Четыре книги, которые стоит прочитать консультанту


Автор книги Барбара Минто стала первой женщиной-консультантом в McKinsey & Company, а с 1973 года управляет собственной компанией Minto International Inc. и преподает в крупнейших бизнес-школах. По ее мнению, в решении любой проблемы четкая структура — это 50% успеха. Известный принцип пирамиды Минто поможет вам работать максимально эффективно.

Книга научит получать удовольствие от общения даже с незнакомыми людьми. Этот навык можно использовать на собеседованиях, встречах с клиентами и при неформальном общении.



Чтобы стать успешным руководителем, важно правильно управлять ограниченными ресурсами компании. В книге от партнеров Bain & Company даны практические советы по внедрению механизмов для управления ресурсами, которые пригодятся будущим менеджерам.

Автор книги — директор по визуальным коммуникациям McKinsey & Company Джин Желязны. Несмотря на то, что его книга выпущена в 2001 году, она еще не потеряла актуальности. С ней вы поймете, как правильно создавать графики и эффективно презентовать идеи. Это особенно пригодится в бизнес-коммуникации.

Мне регулярно приходят письма с одним-единственным вопросом: "Как мне стать бизнес-консультантом? С чего начать?".

Уф. как я устал отвечать на такие вопросы. Особенно когда они приходят от людей в возрасте 20+ лет. Друзья, скажу прямо: желание стать бизнес-консультантом в столь юном возрасте - патология. Которую надо лечить электричеством :) Поясню.

Начинающему бизнес-консультанту: заведите пузо, бороду и геморрой )))

Во всём мире (но не в России) консалтинг - это "профессия седых волос". Туда идут люди, которые УЖЕ имеют что-то за душой, имеют какой-то основательный жизненный и профессиональный опыт. Это люди, которые УЖЕ достигли успеха в какой-то профессии, сделали карьеру, реализовали множество проектов, добились значимых в обществе результатов и статуса.

ОТКУДА именно приходят люди в консалтинг (из бизнеса, из науки, из спорта и т.п.) - это уже не столь важно. Важнее понимать две принципиальные вещи:

1. Консалтинг - это отдельная, НОВАЯ (по отношению к прошлым успехам и жизненному опыту) сфера профессиональной деятельности. Там есть свои собственные компетенции, навыки, инструменты, принципы работы и т.д. и т.п.

Консалтингу надо учиться, и надо много работать, чтобы постоянно повышать свои навыки и умения, связанные именно с консалтингом. Это я к тому, что просто "зайти" в консалтинг - может каждый. Пороги входа в данный бизнес фантастически низки (парикмахерскую открыть и то сложнее)))). Но вот профессионалами в консалтинге становятся единицы.

2. В мире есть множество вещей, которые невозможно реализовать напрямую. Хотя бы потому, что это "нечёткие концепты" - никто до конца не знает и не уверен, что это такое на самом деле :)

Пример такого нечёткого концепта - "счастье". Кто его знает, что это вообще такое, и как его с гарантией заполучить. Вы, например, можете вот прямо сейчас, прочитав эти строки, щёлкнуть пальцами (вырвать волосок из бороды, нажать на кнопку и т.п.), и стать счастливым?

Попытки заполучить эти самые нечёткие концепты напрямую, обычно ничем хорошим не заканчиваются. Что такое "счастье здесь и теперь"? Это наркотик!

Повторю - есть множество вещей, которые являются неким побочным, неконтролируемым результатом нашей постоянной активности/деятельности. Если вы будете стремиться к счастью, атакуя его "в лоб", вы в лучшем случае станете несчастным наркоманом. А вот если вы будете жить продуктивной, интересной, наполненной смыслом и эмоциями жизнью, занимаясь любимым делом, общаясь с хорошими людьми - счастье само вас найдёт :)

Та же история с консалтингом. Человек, который мечтает "в лоб" стать бизнес-консультантом (бизнес-тренером) - озабоченный маньяк :) Но тогда побочным результатом ЧЕГО является консалтинг?

Консалтинг - это ПОМОГАЮЩАЯ профессия. Т.е. это побочный результат вашего искреннего и постоянного желания помогать другим людям. Вдумайтесь! Тут важно не путать некоторые принципиальные вещи! Например.

Консалтинг - это НЕ желание учить/поучать других. Хотите учить - ступайте в педагогику, и мучайте школоту :) В бизнес-консультировании ещё неизвестно, кто кого учит :)) Если вам нравится роль наставника/гуру - то лучше проходите мимо консалтинга (пока не натворили много нехорошего).

Консалтинг - это НЕ желание красоваться перед публикой. Хотите красоваться перед большими аудиториями - идите в петросяны :) Разумеется, бизнес-клоуны (ой, простите, мотивационные спикеры :))) сегодня в моде, но на этой стезе надо как минимум актёрским талантом обладать (чтобы стать "консультантом"))).

Повторю: консалтинг - это искреннее стремление помогать другим людям в их работе, в достижении ИХ ЦЕЛЕЙ. Разумеется, помогать можно по-разному. Знакомая история: "Хочешь помочь? Становись рядом, бери лопату, и копай!" :))) Здесь нужно очень чёткое понимание предмета своей деятельности и своих сильных сторон (уникальных компетенций, с помощью которых вы действительно можете оказать ценную для клиента помощь).

Про себя любимого :) я точно знаю, что у меня есть две уникальные компетенции. Во-первых, я профессиональный психолог. Во-вторых, я исследователь, аналитик, научный работник. Предмет моей деятельности - люди (точнее, их психика) и информация. С лопатой я тоже умею обращаться, но использовать мои компетенции для того, чтобы копать - не лучшая идея :) Всё равно, что забивать гвозди микроскопом.

Помогать другим я начинал именно как психолог. Люди обращались за консультациями по самым разным вопросам, среди которых было много связанных и с бизнесом: Как разрулить конфликт в трудовом коллективе? Чем мотивировать собственных сотрудников? Как разработать новый продукт, чтобы он был привлекателен для клиентов? Как обучить сотрудников-новичков? и т.д. и т.п. Я просто помогал в решении данных вопросов, много лет даже не задумываясь о том, что на самом деле занимаюсь бизнес-консультированием :)

Та же история и с научными компетенциями. Приведу лишь один пример многолетней давности (тогда я ещё работал преподавателем ВУЗа, и на моей визитке не было надписи "бизнес-консультант"))). Знакомый предприниматель в частном разговоре пожаловался, что у него "кризис в продажах". У него несколько магазинов, но недавно он нашёл новых поставщиков, очень сильно изменил ассортимент, да и вообще "всю концепцию продаж". После чего продажи рухнули.

Я стал задавать вопросы, чтобы понять ситуацию, стали совместно обсуждать причины и следствия кризиса. Пришли к выводу, что нужны какие-то маркетинговые действия, чтобы донести до покупателей новую концепцию продаж. Также выяснилось, что в компании есть маркетолог, и есть роскошная клиентская база. "Роскошная" потому, что клиентов периодически опрашивали, и в базе было море полезной качественной информации. Например, в т.ч. то, как клиенты реагировали на те маркетинговые акции, которые ранее проводились. Информации было настолько много (клиентская база содержала почти 3 тыс. ID), что это были просто Big Data какие-то))))

У меня тут же глаза загорелись: "А давайте на основе этих самых данных сделаем сегментацию клиентов! Причём сделаем на основе всех имеющихся в нашем распоряжении данных, с помощью каких-нибудь методов статистического анализа". Руководитель "дал добро"; я сделал кластерный анализ; вместе с маркетологом для каждого кластера-сегмента мы предложили идеи по продвижению новой концепции продаж и нового ассортимента; после чего они бросились воплощать эти самые идеи на практике.

Для рвущихся в консультанты :) акцентирую внимание: 1) я просто старался помочь в решении насущной проблемы; 2) я старался помочь с помощью тех компетенций/инструментов, которыми владею в совершенстве (в данном случае - многомерный статистический анализ); 3) тогда я не думал, что я "бизнес-консультирую" :))) Я скорее решал научно-исследовательскую задачу. В результате исследования я добыл некие новые знания (подробное описание клиентских сегментов), и передал эти знания тем, кто ими уже далее воспользовался на практике.

Кстати (опять же для новичков ;)) скажу, что делал тогда я это исследование бесплатно. Мне просто было интересно, что из этого получится - чисто познавательный интерес. Кроме того, я был вовсе не уверен, поможет ли полученное знание о клиентских сегментах выйти компании из кризиса. Знание помогло :) Но благодарность (в виде денежек))) от руководителя компании я получил почти через год - когда было уже отчётливо ясно, что эта информация им полезна.

Если говорить про сегодняшний день (когда на моей визитке уже написано "бизнес-консультант"))), то тут уже всё сложнее. Есть виды работ, за которые я берусь только за приличные деньги, только по предоплате, и ещё и покапризничаю при этом))) Например, вроде описанного выше стат.анализа клиентской базы компании. Просто эта компетенция отточена мною в течение многих лет, и с 99% гарантией я знаю, что извлечённая в результате анализа информация будет полезна для заказчика.

Но несмотря на это, принцип остаётся неизменным: "Сначала желание помочь, потом уже всё остальное". Именно поэтому среди моих проектов очень много бесплатных или таких, которые я делаю за копейки. Это проекты, где я не уверен в достаточности моих компетенций, или в полезности результата для заказчика (о чём, кстати, всегда честно предупреждаю). Это в т.ч. благотворительные проекты. Это проекты, в которых развиваюсь я сам, и где само взаимодействие с интересными и умными людьми гораздо важнее полученных денег. Это проекты, где не только я помогаю (в одностороннем порядке), а где возникает подлинное сотрудничество и взаимопомощь.

. Зачем я всё это пишу? Вот на днях приходит очередное письмо с вопросом "Как мне стать консультантом?". И в нём ещё много уточнений: А сколько должен зарабатывать консультант? Какие должны быть расценки на услуги? А надо ли регистрировать ИП? И т.д. и т.п. Может быть эти вопросы и важны. Но в моём понимании - это всё второстепенные мелочи.

Главное - хотите ли вы помогать другим людям в их деле? Действительно ли вы МОЖЕТЕ это делать (помогать = на время забывать о своей жизни и своих интересах, и жить интересами и целями клиента)?

Есть ли у вас какие-то ценные компетенции (и работаете ли вы над их постоянным наращиванием), благодаря которым вы можете помогать другим?

Предположим, что вы всё прочитали, и я вас не отговорил. Т.е. всё равно чешется стать бизнес-консультантом :) И всё равно хочется получить конкретный совет. Получайте!

Вот вам конкретный совет: по моему мнению, существует 4 вида профессиональных компетенций бизнес-консультанта, и начать "становиться бизнес-консультантом" можно с проработки любой из них.

1. Отраслевые компетенции. В каком реальном бизнесе, в какой сфере деятельности вы разбираетесь лучше всего? В розничной торговле? В торговле нефтью? В интернет-маркетинге? В ресторанном деле? (и т.д., и т.п.)

В какой отрасли вы, может быть, УЖЕ работали раньше? В какой отрасли за время вашей карьеры вы достигли максимальных результатов, реализовали выдающиеся проекты? В какой отрасли вы имеете уникальный "авторский", инновационный опыт?

Даже если у вас нет опыта реальной работы в интересующей вас отрасли, то как вы оцениваете свой "отраслевой кругозор"? Способны ли вы общаться со специалистами из данной отрасли на одном языке? Способны ли вы поддерживать профессиональные темы разговоров на таком уровне, чтобы вас без проблем принимали за "своего"?

2. Системные компетенции. Любой бизнес состоит из типовых подсистем (типовых бизнес-процессов): стратегического и оперативного управления; маркетинга; производства; управления персоналом; управления качеством; управления финансами и т.д. и т.п.

Какой системной компетенцией (и, что важно: развитой на очень высоком уровне) вы обладаете? Может быть, вы прекрасно разбираетесь в управлении персоналом? Или можете управлять корпоративными финансами?

Системные компетенции требуют специального образования (например, хочешь стать консультантом по управлению персоналом - получи хотя бы вузовский диплом HR-менеджера!) и целого комплекса профессиональных знаний, умений и навыков.

Подчеркну: выбранная консультантом системная компетенция должна быть развита на ОЧЕНЬ высоком уровне! Вы должны постоянно учиться, учиться и учиться, а также реализовать проект за проектом в самых разных организациях. В противном случае вам просто нечего будет дать полезного/нового тем системным специалистам, которые уже работают в организации.

Понимаете, о чём я? Чтобы, например, консультант мог хоть чем-то помочь профессиональному маркетологу, который уже много лет работает в конкретной организации, консультант должен быть супер-пупер-мега-маркетологом, способным дать хоть что-то ценное УЖЕ компетентному профессионалу. Это означает, что вы должны уметь "прокачивать" свою системную компетенцию быстрее, ширше и глыбже :), чем ваш клиент. Вы так умеете/можете?

3. Инструментальные компетенции. Бизнес-консультирование - это помощь, которая осуществляется с помощью различных инструментов. Природа этих инструментов может быть самая разная - управленческая, психологическая, экономическая, финансовая и т.д.

Как правило, все эти инструменты легко доступны (достаточно полистать любой учебник). Мало того, скажу по секрету, что новые, какие-то особо продвинутые и "секретные" инструменты в мире управления и бизнеса придумать практически невозможно. Под распиаренными "новейшими методами консультирования" обычно скрывается банальное желание "создателей" просто срубить на таком "ребрендинге" денег.

Я не случайно говорю, что все инструменты УЖЕ известны и легко доступны. Дело не в инструментах, а в том, насколько глубоко, точно и виртуозно мы их применяем. Много лет назад я считал, что нет ничего проще и примитивнее, скажем, SWOT-анализа, или, к примеру, составления карты проблем организации. Это и вправду ОЧЕНЬ ПРОСТЫЕ инструменты, описанные в любом учебнике по менеджменту или маркетингу.

А потом я увидел, как применяет данные "простые" инструменты на практике консультант-Профессионал (с большой буквы "П") - Аркадий Ильич Пригожин. И осознал две вещи: а) эти инструменты вовсе не простенькие, они очень мощные и позволяют извлечь море полезной информации и помочь в решении множества проблем; б) существует множество тонкостей и вариаций в применении данных методов "на все случаи жизни".

Это примерно то же самое, как со скрипкой. Если дать этот прекрасный инструмент в руки неподготовленному человеку, то он разве что постучать по корпусу сможет :))) А если дать в руки Мастеру, то он и на одной струне сможет целую сюиту исполнить.

Теперь, собственно, вопрос: а каким конкретно консалтинговым инструментом вы владеете в совершенстве, на мастерском уровне? Хотя бы одним?! Владеете на таком уровне, на каком не владеет больше никто - т.е. у вас есть уникальный опыт, знания и навыки по применению данного инструмента?

4. "Чужие" компетенции. Любой бизнес - это живая и открытая система. Это часть жизни. Бизнес никогда не будет наукой, в которой всё подчиняется строгим законам и правилам.

Это означает, что нет и никогда не будет жёстких ограничений в понимании процесса и методов бизнес-консультирования. Бизнес может развиваться с помощью инструментальных метафор, заимствованных из самых разных сфер жизни.

Например, если "весь мир театр, а люди в нём актёры", а вы лично - гениальный режиссёр, то почему бы не использовать ваши профессиональные навыки для бизнес-консультирования? Например, можно взять и организовать бизнес-театр :) /И это УЖЕ реализованная идея :)) просто введите в любом поисковике "бизнес-театр"/.

Может быть, вы отличный джазист, и сможете консультировать по созданию "бизнеса в стиле фанк"? ;) Или вы прекрасный путешественник, и сможете подсказать как развивать "бизнес в стиле экспедиции"? ;))) /и это тоже реализованные идеи!/

Вопрос: обладаете ли вы какой-нибудь уникальной "чужой" (т.е. не имеющей прямого отношения к бизнесу) компетенцией, но которая востребована бизнесом или может быть ценной бизнес-метафорой? Можете ли вы использовать уже имеющиеся у вас компетенции для оказания реальной помощи бизнесу?

ХОТИТЕ стать бизнес-консультантом? Выше перечислены четыре вида профессиональных компетенций консультанта - берите и развивайте любую из них. Можно по-отдельности, можно в сочетании :)

Также мне часто задают вопрос: "Что почитать по бизнес-консультированию?". Всё просто :) Решили прокачивать отраслевую компетенцию - читаете всё, что только можно про "свою" отрасль. Особенно периодику. Особенно профессиональные форумы/блоги в Интернете. Особенно зарубежные профессиональные форумы/блоги. (Решили прокачивать системную или инструментальную компетенцию - рекомендации аналогичные).

Кстати, даже если у вас есть специализированное образование (скажем, вузовский диплом по менеджменту), крайне рекомендую перечитать учебники. Особенно те разделы, которые связаны с выбранной вами консалтинговой специализацией. Перечитать не по-студенчески, не "для галочки", а целенаправленно выискивать инструменты, которые вам близки и интересны, и которые потом будут вас кормить, между прочим. Найдя в учебниках "нечто любопытное", ищите (Гугл в помощь!) самые свежие книги и статьи по данным темам/инструментам (спец.журналы, форумы, блоги).

Кроме специализированной литературы, важно иметь и некое общее представление о том, что такое консультирование, как организован процесс, каких правил должен придерживаться консультант и т.д. По консультированию сейчас пишется и издаётся множество всякой мути, поэтому я рекомендую начать с классики:

1) Любые книги и статьи уже упомянутого А.И.Пригожина. Вообще, я считаю, что самой первой прочитанной книгой начинающего консультанта должна быть "Методы развития организаций" (2003 г.). Её очень хорошо дополняет "Дезорганизация: Причины, виды, преодоление" (2007).

2) Все книги Дэвида Майстера: "Советник, которому доверяют", "Первый среди равных", "Истинный профессионализм", "Стратегия и толстый курильщик", "Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги", "Делай то, что проповедуешь".

3) Чтобы понять (ощутить!), что такое бизнес-консультирование на уровне лидеров отрасли, крайне рекомендую почитать И.Расиел, П.Фрига "Инструменты McKinsey" и/или И.Расиел "Метод McKinsey".

4) Одна из первых книг (прочитанных ещё в 1999 г), которая также помогла мне понять, что есть консультирование как профессиональная деятельность - Калверт Маркхэм "Управленческое консультирование" (позже переиздавалась как "Консалтинг менеджмента").

. разумеется, существуют и другие книги по бизнес-консультированию. Может быть когда-нибудь я продолжу этот список ;)


Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!

Бизнес-консультант-1

Работа бизнес-консультанта – очень востребованная и нужная профессия сегодня. Это специальный человек, который увеличивает продажи, повышает эффективность бизнеса фирмы или предприятия. Его работа заключается в том, что он приводит для фирмы новых клиентов, занимается ростом продаж, рекламной деятельностью для предприятия. Такая профессия пользуется популярностью у компаний, имеющих бизнес небольшой и средний.

Работа консультанта по бизнесу не только интересная, но также важна для предприятий и организаций. Можно сказать, что практически в любой фирме, магазине или организации сферы услуг есть много недостатков в работе или обслуживании. Для решения таких проблем и всех возникающих вопросов чаще всего нанимают на работу бизнес-консультанта. Эти сотрудники находят слабые стороны в бизнесе и решают проблемы. Это положительный момент для предпринимателя и заработок для специалиста. В такой ситуации выигрывают все, так как проблемы решаются, повышается эффективность организации, а бизнес-консультант приобретает еще опыт.

Зарплата

Если у бизнес-консультанта имеется не очень большой опыт работы, то его заработная плата составляет от 700 до 3000 долларов в месяц. Люди, нанимающие таких специалистов, платят немаленькие деньги за их услуги. Обычно консультации проводят около часа, в неделю один раз. Приблизительно бизнес-консультант нанимается на три месяца, за это время вполне можно изучить проблемы и дать им решение. За свою работу они берут предоплату и могут работать одновременно с несколькими клиентами.

Консалтинговый бизнес и его варианты

Можно заниматься консалтингом, работая в интернете. Такой вариант онлайн-консалтинга очень удобный, так как есть возможность работы с заказчиками, которые находятся в разных городах. К примеру, проживая в небольшом городке, можно работать с клиентами крупных городов, таких как Москва. Эта специализация не ограничивается определенным городом или страной. В каждой стране рынки нуждаются в увеличении продаж и росте потребительского спроса.

Сегодня еще не во всех странах распространена эта профессия, но если в городе много таких специалистов, то это еще не повод отказываться от данного дела. У начинающих всегда много шансов преуспеть. Для начала можно выбрать предприятия, которые работают в одной отрасли. Клиенты всегда стараются выбирать консультантов, которые специализируются на определенной отрасли, так как они больше изучают это направление. Можно быть бизнес-консультантом узкого профиля.

Консультант по бизнесу может быть не только собственным предпринимателем. При желании можно организовать консалтинговую фирму, а сотрудников консультантов обучить этому делу. Конечно, от этого и прибыль тоже возрастет. Если вовремя в городе занять место на рынке бизнеса, то это обеспечивает фирме перспективу. Консалтинговая фирма дает возможность роста для бизнес-консультанта.


Бизнес-консультант — лицо, оказывающие консультационные услуги другим фирмам, предприятиям, организациям по широкому кругу вопросов.

Где искать заказчика для консалтингового бизнеса

Встретить организацию или фирму, у которой совсем нет проблем и все хорошо в вопросах продаж, спроса, рекламы и в самом управлении, – практически невозможно. В любой компании есть какие-то недостатки. Всегда возникают вопросы в организации работы. Заказчики сами находятся, поэтому не стоит продавать на рынке бизнеса свои услуги.

Как получить специальность бизнес-консультанта

Она давно востребована как ответственная и серьезная специальность. Обучение консалтинговому бизнесу основывается на методике, что испробована на многих консультантах, которые пришли в эту профессию новичками. Еще имеет значение то, что прорабатывается не только сама методика, но и рабочие документы, планы, договора, чековые листы. Благодаря этому обучение становится эффективным, и перед ним не нужны начальные знания. На сегодняшний день получение профессии консультанта стало совершенно, такую технологию обучения можно поставить на поток.

Чтобы стать профессионалом в этой сфере, нужно работать над экспертностью, показывать ее, учиться у опытных специалистов и взаимодействовать с клиентами. Специальность консультанта – это важный фактор при самообучении. Конечно, все меняется, у клиентов появляются новые требования, критерии бизнеса становятся совершенней, и, соответственно, способы их решения тоже меняются. Консультанту нужно стремиться усовершенствовать свои знания, это позволяет поддерживать уровень профессионала. Самообразование – не способ учиться самостоятельно, а больше готовность человека учиться. Одной из основных характеристик бизнес-консультанта становится его стремление идти дальше, желание узнавать новое и двигаться вперед. Пожалуй, это основной критерий успешности.

Читайте также: