Бетховен гейлигенштадтское завещание в чем особенность работы

Обновлено: 04.07.2024

Гейлигенштадтское завещание (Heiligenstadter Testamenthaus)

  1. ↑ Кремнев Борис, 1961, с. 109.
  • Favourites List
  • Audio Listining
  • Color Mode
  • Monthly New Updates

Топ-5 за сегодня

  1. Борьба с метаном
  2. Беженцы, неравенство, технологии
  3. 10 фильмов Уэса Андерсона
  4. 7 шагов на пути к экологичной жизни
  5. Прощай, Ким

Людвиг ван Бетховен родился 17 декабря 1770 года в Бонне. Мальчику было суждено появиться на свет в музыкальной семье. Его отец был тенором, а дед руководителем хоровой капеллы. Иоганн Бетховен возлагал на сына большие надежды и хотел развить в нем выдающиеся музыкальные способности. Методы воспитания были весьма жестокими, и Людвигу приходилось заниматься ночи напролет. Несмотря на то что в короткие сроки Иоганну не удалось сделать из сына второго Моцарта, одаренного мальчика заметил композитор Кристиан Нефе, который внес большой вклад как в его музыкальное, так и в личностное развитие. Из-за тяжелого финансового положения, Бетховен очень рано стал работать. В 13 лет он был принят помощником органиста, а позднее стал концертмейстером в Национальном театре Бонна.

Бетховен – один из самых талантливейших деятелей в истории музыки. Он писал музыку на всех жанрах, в том числе оперные произведения и хоровые сочинения. Симфонии Бетховена пользуются популярностью до сих пор: многие музыканты записывают кавер версии в различных стилях. Необходимо познакомиться с биографией композитора.

Детство.

Точно не известно, когда Людвиг появился на свет. Скорее это случилось 16 декабря 1770 года, так как точно известно, его крестины выпали на 17 декабря того же года. Отец Людвига хотел сделать из сына талантливым музыкантом. Первым серьезным учителем маленького Бетховина стал Кристиан Готлоб Неф, который сразу увидел в мальчике музыкальный талант и стал знакомить его с произведениями Моцарта, Баха и Генделя. В 12 лет Бетховен стал автором своего первого произведения, вариаций на тему марша Дресслера.

Будучи семнадцатилетним юношей, Людвиг впервые посетил Вену, где импровизация была прослушана Моцартом и оценена им по достоинству. В том же возрасте Бетховен теряют мать, она умирает. Людвигу пришлось взять главенство семьи и ответственность за младших братьев на себя.

Расцвет карьеры.

Последние годы.

В начале 19 века Бетховен писал с особым энтузиазмом. В 1802-1812 года были созданы Девятая симфония и Торжественная месса. В те годы Бетховен пользовался популярностью и всеобщим признанием, однако вследствие попечительства за племянника, которое взял на себя композитор, он незамедлительно состарился. Весной 1827 года Людвиг скончался от болезни печени.

Несмотря на то, что композитор прожил относительно не долго, он признан величайшим музыкантом всех времен. Память о нем жива и сейчас и будет жить всегда.

Для детей. 5 класс, 7, 6, 3, 4 класс.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

В 1813-15 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством матримониальных планов. Кроме того, в 1815 на его плечи легла забота о племяннике (сыне покойного брата), который обладал весьма тяжелым нравом. Как бы то ни было, в 1815 начался новый, условно говоря, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-26).

В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в своих драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия.

В 1820-х слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Дж. Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек.

Дата рождения Людвига ван Бетховена не зафиксирована ни в каких документах. Историки предполагают, что второй ребенок в семье Бетховенов родился 16 декабря 1770 года, поскольку есть запись в церкви Святого Ремигия в городе Бонне о крещении – датирована 17 декабря, а по католическому обычаю детей крестили на следующий день после рождения.

Дед, в честь которого композитора и назвали, служил в придворной капелле. Позже там выступал отец Бетховена, Иоганн. Мать Мария-Магдалина не имела отношения к музыке, будучи дочерью придворного шеф-повара.

Известный дед был против этого брака, но не препятствовал. На тот момент Мария-Магдалина Кеверих в свои 18 лет была уже вдовой. Из семи детей, рожденных ею в новой семье, выжило только трое. Она очень любила своего сына Людвига, а тот был привязан к матери.

Когда мальчику было 3 года, умер его дед, Людвиг-старший, а мать как раз ждала ребенка. После рождения младенца уделять внимание старшему сыну она не могла. Говорят, что Людвиг был трудноуправляемым мальчиком, и в наказание его часто запирали в комнате, где стоял клавесин. Странно, но Людвиг не рвал струн: будущий композитор садился и импровизировал, играя двумя руками одновременно, что не свойственно маленьким детям.

Бетховен в 11 лет начинает работать в театральном оркестре, не окончив школу, – так он зарабатывал на жизнь для всей семьи едва ли не с 13-летнего возраста. До конца своих дней он так и писал с ошибками.

Ему очень трудно давалась математика, особенно действия умножения и деления.

Однако композитор без посторонней помощи выучил французский, итальянский и латынь. Он томами читал литературу, любил Шекспира, Гомера, Плутарха, восхищался произведениями Гете и Шиллера.

Людвиг унаследовал талант к музыке от семейной династии.

Иоганн Бетховен преклонялся перед творчеством Моцарта. С момента рождения сына он буквально загорелся идеей сделать того великим композитором. Так, Бетховен-младший с детства овладевал скрипкой и клавесином. В 8 лет он давал первые публичные выступления. Отец просил своих коллег позаниматься с мальчиком. Людвиг учился также органу.

Первую из девяти вариаций на известный марш Дресслера Бетховен написал в 12 лет. Тогда же он числился в должности помощника придворного органиста.

В 17-летнем возрасте Бетховен посетил Вену, где тогда находился Моцарт. Ему даже посчастливилось сыграть для Вольфганга Амадея.

Сначала известный австрийский композитор холодно воспринял игру Людвига, мол, тот сыграл разученные ранее произведения. Тогда молодой пианист предложил Моцарту, чтобы тот сам задал тему для вариаций. Тот так и сделал – и с тех пор слушал, не прерываясь, игру юноши, а потом сказал, что об этом таланте вскоре заговорит весь мир. Слова стали пророческими.

Бетховену даже удалось взять несколько уроков игры у Моцарта. Но внезапно поступило известие о смерти матери, и Бетховен срочно покинул Вену.

Бетховен — из Гейлигенштадского завещания — читает В.Якут

Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова
127030, Москва, Сущевская ул, 14

Вторник – Суббота
10:00—22:00
Воскресенье
10:00—20:00
Понедельник — выходной
Последний вторник каждого месяца — санитарный день.

Теперь Щедрин решил удивить нас своим очередным обращением к сложной и неоднозначной комической сфере, несомненно, имеющей для него важное значение. Почему важное? Потому что эту мощную краску он периодически использует с самых первых опусов, чтобы показать нам: можно и так воспринимать мир, а здесь самое время через комическую призму и на самих себя посмотреть.

Воплощать все многообразие, относящееся к комической категории, Щедрину удается едва ли не лучше всех. Те, кто знакомы с музыкой Родиона Константиновича, сомневаться в его выдающемся чувстве юмора не должны. Маэстро Юрий Темирканов вообще считает, что таким свойством личности отличаются только три композитора: Гайдн, Прокофьев и Щедрин.

Новый опус, представленный оркестром Мариинского театра сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, вновь посвящен легендарной балерине, человеку планетарного масштаба, супруге композитора – Майе Плисецкой. Буквально недавно вышло новое переиздание ее автобиографической книги, читать которую сродни обращению к неисчерпаемому источнику: познать личность Майи Михайловны невозможно, можно лишь пытаться от страницы к странице приблизиться к пониманию ее многогранности.

  • Произведения
  • Театры и залы
  • Фестивали
  • Персоналии
  • Коллективы

Моим братьям Карлу и [Иоганну] Бетховенам.1

О вы, люди, считающие или называющие меня злонравным, упрямым или мизантропичным — как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. Мое сердце и разум с детства были склонны к нежному чувству доброты, и я даже всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только: вот уже 6 лет2 я пребываю в безнадежном состоянии, усугбленном невежественными врачами. Из года в год обманываясь надеждой на излечение, я вынужден признать, что меня постиг длительный недуг (его излечение может занять годы или вообще окажется невозможным).

Родители Людвига ван Бетховена поженились в 1767 году. Через три года, 16 декабря в городе Бонн, расположенном в западной части Германии, родился композитор. Отец мальчика был певцом в хоре при храме и часто, в целях дополнительного заработка, давал уроки скрипки и клавира.

Будни семьи были безрадостные, глава семейства часто напивался и устраивал побои матери, вымещая злость. Иоганн Бетховен умер в 1792 году. Мать Мария Магдалина, из семьи шеф-повара при дворе архиепископа Трирского в Кобленце, души не чаяла в малыше и всячески его баловала.

Отец стал первым музыкальным наставником Людвига. В раннем возрасте он начал обучение ребенка игре на скрипке и клавесине, возлагая на него большие надежды. Завидуя славе Амадея Моцарта и желая, чтобы сын приобрел такую же популярность, он изнурял его занятиями музыкой. В 1778 году Иоганн устроил ему первое выступление, но он не превзошёл его ожидания. После обучением мальчика музыке, занялись коллеги отца из капеллы.

Бросив школу, Людвиг занимается обучением самостоятельно — учит итальянский, французский языки, а также латиницу. Кроме того, он активно интересуется литературой и поэзией. С приходом нового курфюрста в 1785 году Людвиг получает должность придворного органиста. Двумя годами позднее он едет в Вену, где знакомится с кумиром — Вольфгангом Моцартом. Импровизация молодого музыканта впечатлила Амадея, и тот предсказывал юному дарованию признание в будущем. Он также согласился быть его учителем, однако этому не суждено было случиться. Известие о смерти матери Бетховена заставляет Людвига вернуться в родной город — Бонн, и взять на себя обеспечение братьев, играя в оркестре и давая частные уроки музыки.

Где Бетховен написал свое завещание?

Идеи борьбы и победы силы духа над страданиями отразились в его творчестве, особенно в таких произведениях:

  • Третья “Героическая” симфония;
  • Пятая симфония;
  • Опера “Фиделио”;
  • Музыка к трагедии Гете “Эгмонт”;
  • 23-й сонате “Аппасионата”.

Важно! Изначально 3-й симфония посвящалась Наполеону. Однако узнав о коронации Бонапарта, автор сам вырвал лист с адресатом из партитуры. Стоит запомнить и то, что “Фиделио” — единственная опера Бетховена.

Все свои симпатии, а также имена женщин, с которыми у него были отношения, Бетховен хранил в секрете. Биографам известны только несколько девушек, с которыми можно связать имя композитора:

  • Известно, что он был влюблен в дочь итальянского аристократа Джульетту Гвиччарди, которой давал уроки игры на фортепиано. Однако впоследствии она вышла замуж за графа Галленберга.
  • Обнаружены любовные письма Бетховена к таинственной “бессмертной возлюбленной”. Исследователи считают, что они были написаны Терезе Брунсвик — также одной из учениц композитора, с которой его связывала долгая дружба.
  • Известен факт симпатии Людвига к писательнице и подруге Гете Бреттине Брентано. Однако и она предпочла другого мужчину.

Таким образом, Бетховен остался вне отношений, а любовные неудачи стали еще одним ударом по его душевному состоянию.

Освободительные движения и Наполеоновские войны изменили облик Европы. Новые тенденции были упорядочены на Венском конгрессе 1814-1815 гг. Это историческое событие вдохновляет Бетховена на написание таких произведений:

  • Симфоническая фантазия “Битва при Виттории”;
  • Кантата “Счастливое мгновение”.

В 1823 г. Бетховен заканчивает лучшее по его мнению произведение — “Торжественную мессу”. В ней он постарался выразить все свои пацифистские и объединительные идеи. Однако последователи отметили, что раскрыть свои взгляды шире ему удалось в 9-й симфонии, которая была написана на заказ Лондонского симфонического общества. Важно! Слава и признание Бетховена в Англии были неоспоримо больше, чем на родине, из-за чего Бетховен даже планировал переехать туда.

Ответ разместил: Гость

там где опера — танцуют это лишнее

Ответ разместил: Гость

samuel laflamme pyromaniac

Ответ разместил: Гость

домра — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с медиатора. домра является прообразом .

домра состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. также внизу крепятся струны и протягиваются до колкоимпатв.

Ответ разместил: Гость


Мировая премьера нового симфонического сочинения Родиона Щедрина "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" состоится в Мюнхенской филармонии. Его первым исполнителем станет Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса.
Жанр произведения сам композитор определил как "симфонический фрагмент для оркестра". В одном из недавних интервью Щедрин сказал, что "создание этого сочинения инициировал знаменитый дирижер Марис Янсонс".
Американская премьера "Гейлигенштадтского завещания Бетховена" назначена на 15 марта. Она состоится в нью-йоркском Carnegie Hall.
Родион Щедрин и Людвиг ван Бетховен родились в один день — 16 декабря. В 1999 году Щедрин написал оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена.
"Гейлигенштадтское завещание" было обнаружено в бумагах Людвига ван Бетховена уже после его смерти в 1827 году. В 1802 году композитор окончательно потерял слух. Из-за этого он пережил жестокий душевный кризис и, находясь в предместье Вены Гейлигенштадте, пришел к решению о самоубийстве. Однако огромным усилием воли взял себя в руки (по его собственному выражению, "схватил судьбу за глотку") и вернулся к работе. Единственным свидетельством пережитых в это время страданий стало письмо, написанное тогда Бетховеном его братьям Карлу и Иоганну, которое и получило название "Гейлигенштадтское завещание".

Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Экспертная группа Открытого правительства по интеллектуальной собственности 22 апреля 2014 года обсудила законопроект Министерства культуры РФ об изменениях в ФЗ-149 - процедуры по прекращению нарушений авторских прав в интернете.

Министерству культуры Российской Федерации было поручено доработать законопроект о внесении изменений в ФЗ-149 в части определения процедур по прекращению нарушений авторских и смежных прав в сети интернет 18 декабря 2013 г. на совещании у Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова. Доработанный законопроект было решено обсудить с экспертным и отраслевым сообществом на площадке Открытого правительства и представить соответствующее заключение в Правительство Российской Федерации.

Ниже мы приводим полный текст Законопроекта.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет

«Статья 15.4. Порядок внесудебного ограничения доступа к информации, содержащей объект авторского права и смежных прав

1. Владелец информационного ресурса, включая сайт в сети Интернет (далее – владелец ресурса), провайдер хостинга в случае получения письменного заявления правообладателя (или его уполномоченного лица) о нарушении авторских и смежных прав в сети Интернет (далее – заявление, заявитель), обязаны принять меры по ограничению доступа к информации, содержащей объект авторского права или смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием сети Интернет, в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Владелец ресурса на своем информационном ресурсе обязан разместить информацию о своем почтовом адресе и/или об адресе электронной почты, на которые может быть направлено заявление, а также разместить в электронном виде форму для приема заявлений о нарушении авторских и смежных прав.

В заявлении указываются:

1) контактная информация заявителя (ФИО/наименование юридического лица, адрес, номер телефона и (или) факса, адрес электронной почты), позволяющая связаться с ним в случае необходимости уточнения содержащихся в заявлении сведений;

2) сведения об объекте авторского права и смежных прав, в отношении которого допущено нарушение, состав которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

3) страница сайта и (или) сетевой адрес в сети Интернет, содержащие оспариваемую информацию;

4) заверение заявителя о наличии у него прав на объект авторского права и смежных прав, в отношении которого допущено нарушение;

5) заверение заявителя об отсутствии разрешения правообладателя на соответствующее использование объекта авторского права и смежных прав;

6) заверение в том, что заявитель предупрежден об ответственности за предоставление недостоверной информации;

7) согласие на обработку его персональных данных (для заявителей – физических лиц).

Заявитель незамедлительно принимает меры, направленные на устранение допущенных в заявлении неточностей и направляет владельцу сайта или провайдеру хостинга уточненную им информацию.

В случае предоставления заявителем заведомо ложной информации владельцу ресурса или провайдеру хостинга о наличии у него прав на объект авторского права и смежных прав, в отношении которого допущено нарушение, заявитель несет административную ответственность.

3. В течение 24 часов с момента получения заявления от правообладателя провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца ресурса и уведомить его о необходимости в течение 24 часов с момента получения информации от провайдера хостинга приостановить (блокировать) доступ, осуществляемый посредством сети Интернет к информации, содержащей объект авторского права и смежных прав заявителя, или информации, необходимой для его получения с использованием сети Интернет, и (или) приостановить (блокировать) ее распространение.

В случае если в указанный срок владелец ресурса не приостановил (блокировал) доступ к ней или не приостановил (блокировал) ее распространение, провайдер хостинга обязан в течение 48 часов с момента направления заявления правообладателя владельцу ресурса самостоятельно принять указанные меры по пресечению нарушения авторских и смежных прав.

4. В течение 24 часов с момента получения от провайдера хостинга уведомления о необходимости приостановить (блокировать) доступ к информации, содержащей объект авторского права и смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием сети Интернет, либо с момента получения от правообладателя заявления, владелец ресурса обязан приостановить (блокировать) доступ, осуществляемый посредством сети Интернет, к такой информации, и (или) приостановить (блокировать) ее распространение.

1) сведения, достаточные для установления лица, разместившего информацию, содержащую объект авторского права и смежных прав, состав которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и контактная информация для связи с таким лицом;

2) информация об объекте авторского права и смежных прав и указание на страницу сайта в сети Интернет, где он находился до приостановления (блокировке) доступа к нему;

3) заверение о наличии прав на объект авторского права и смежных прав или сведения о правомерном размещении информации, содержащей объект авторского права и смежных прав;

4) заверение в том, что лицо, разместившее информацию, содержащую объект авторского права и смежных прав, предупреждено об ответственности за предоставление недостоверной информации;

5) согласие на обработку его персональных данных (для физических лиц, разместивших информацию, содержащую объект авторского права и смежных прав).

В случае предоставления лицом, разместившим информацию, содержащую объект авторского права и смежных прав, заведомо ложных сведений владельцу ресурсу или провайдеру хостинга о наличии у него прав на объект авторского права и смежных прав, в отношении которого допущено нарушение, указанное лицо несет административную ответственность.

6. В случае, если в установленный в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи срок лицо, разместившее информацию, содержащую объект авторского права и смежных прав, направит владельцу ресурса возражения, подтверждающие законность размещения информации, владелец ресурса в течение 24 часов с момента их получения направляет эти возражения, а также сведения, достаточные для установления указанного лица, и связи с ним, заявителю и информирует заявителя о том, что доступ к оспариваемой информации будет восстановлен по истечении 14 рабочих дней с момента настоящего уведомления.

Если по истечении 14 рабочих дней с момента направления возражений заявителю владелец ресурса не был уведомлен об обращении в суд заинтересованного лица в защиту нарушенных авторских и смежных прав он вправе восстановить доступ к информации, содержащей объект авторского права и смежных прав.

В том случае, если в течение данного срока заинтересованные лица обратились в суд за защитой нарушенных авторских и смежных прав, срок приостановления (блокирования) доступа к информации и (или) ее распространения продлевается до принятия судом мер по обеспечению иска.

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 9, 13, 40, 45; № 10, ст. 763; № 13, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45, ст. 4634, 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008, 4009, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 25, ст. 3070; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4198, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; № 46, ст. 5918; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 29, 33, 54; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2714, 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4289, 4290, 4298; № 30, ст. 4573, 4574, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 45, ст. 6325; № 46, ст. 6406; № 47, ст. 6602; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 19, ст. 2278, 2281) следующие изменения:

3) главу 13 дополнить статьей 13.31 следующего содержания:

«Статья 13.31. Нарушение порядка внесудебного ограничения доступа к информации, содержащей объект авторского права и смежных прав, а равно предоставление заведомо ложной информации о наличии прав на объект авторского права и смежных прав.

5) в статье 23.46:

6) в части 2 статьи 28.3:

б) дополнить пунктом 99 следующего содержания:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Положения статьи 15.3 распространяют свое действие на фонограммы с записями исполнений музыкальных произведений (с текстом или без текста) через год после вступления в силу настоящего закона.

Российской Федерации В.Путин

Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


На торжественном закрытии будут представлены:

- Фотовыставка из собрания Российского Фонда Культуры, связанная с Российским Императорским Домом.

Свидетельства истории государства Российского дошли до наших дней благодаря русским эмигрантам, для которых память о последнем императоре и его семье всегда была одной из главных святынь. В годы изгнаний и лишений они сберегли драгоценные реликвии, связанные с венценосной династией. В 2000 году эти материалы были переданы в Россию, в собрание Российского Фонда культуры.

Место проведения: Москва, Новинский б-р 25/27, м. Баррикадная. Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина. Сбор гостей в 17.30.

Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Легенда 1. Бетховен рос в бедной, неблагополучной семье: отец был алкоголиком, а мать умерла от сифилиса

Вердикт: это отчасти правда.


Иоганн ван Бетховен и Мария Магдалена Кеверих Wikimedia Commons

Людвиг ван Бетховен действительно родился в бедной семье. Семья жила в Бонне, отец, Иоганн Бетховен, был певчим в придворной капелле кельнского курфюрста Курфюрст — высший дворянский титул в Священной Римской империи. Курфюрст обладал правом избрания императора. и получал около 315 флоринов в год: этого хватало только на еду и съемную квартиру. Небольшой дополнительный доход приносили частные уроки: Иоганн преподавал игру на клавире Клавиром называют клавикорд, клавесин, фортепиано, орган и другие клавишные инструменты, на которых играли в XVIII веке. , скрипке и альте. Он был профессиональным музыкантом, и его приглашали в состоятельные дома. На матери Людвига Марии Магдалене Иоганн Бетховен женился по любви, но его отец, капельмейстер боннской придворной капеллы, счел этот брак мезальянсом и лишил сына финансовой поддержки. Смягчился он, только когда родился внук, которого в честь деда назвали Людвигом.

В 1787 году Мария Магдалена умерла от туберкулеза. Миф о сифилисе, которым, по разным версиям, болели и мать, и отец композитора, и он сам, возник позже и ничем не подтверждается. Якобы именно поэтому старшие братья композитора рождались слепыми, глухими и с особенностями развития. На самом деле Бетховен был вторым ребенком в семье: его старший брат умер вскоре после рождения. Никаких сведений о том, что дети в семье Бетховена имели врожденные пороки развития, не сохранилось.

После смерти жены и младшей дочери у Бетховена-старшего действительно начались проблемы с алкоголем: семнадцатилетний Людвиг не раз вытаскивал его из полиции.

Легенда 2. Отец Бетховена хотел заработать на сыне, сделав из него второго Моцарта, и заставлял заниматься музыкой, применяя телесные наказания

Вердикт: это правда.


Предполагаемый портрет тринадцатилетнего Людвига ван Бетховена. Картина неизвестного художника. Около 1783 года Kunsthistorisches Museum

Примерно с четырех лет Людвиг ежедневно и подолгу играл на клавире, скрипке и альте. До клавиатуры он не дотягивался, и ему приходилось стоять на скамейке. Игра на струнных так ему и не далась, хотя он и позже пытался этому учиться.

Легенда 3. Бетховен был плохо образован, так как нигде не учился

Вердикт: это отчасти правда.

Бетховен не получил систематического школьного образования. Он недолго учился в частной школе и при монастыре, но довольно безуспешно. Препода­вание строилось на муштре, зазубривании катехизиса и латыни — это вызы­вало у мальчика протест. К тому же его отец считал, что школа — пустая трата времени.

Будучи уже взрослым, Бетховен пытался восполнить пробелы в образовании. Он учил французский и итальянский, изучал историю, астрономию и филосо­фию. В 1789 году восемнадцатилетний Людвиг даже стал студентом философ­ского факультета Боннского университета. Он увлекался античной литерату­рой, любил Гете, Шиллера, Гердера, Шекспира и многих других авторов. Впрочем, он так и не овладел математикой, освоив только сложение и вычитание, и писал с ошибками.

Его музыкальное образование тоже не было систематическим, но Бетховену повезло с учителями (если не считать отца), которые также выступали в роли его продюсеров. Одним из его первых учителей в Бонне был Кристиан Готлоб Нефе, известный немецкий композитор и органист. Переехав в Вену, Бетховен начал учиться у других знаменитых музыкантов. Йозеф Гайдн не только преподавал ему музыку, но помогал войти в светские салоны Вены и одалживал деньги. Антонио Сальери учил сочинять вокальную музыку в итальянском стиле. Бетховен также высоко ценил свои занятия с композитором Иоганном Георгом Альбрехтсбергером. По воспоминаниям современника, венские педа­­гоги так отзывались о своем ученике:

Сам Бетховен признавался издателю Готфриду Гертелю:

Музыковед и радиоведущая Елена Шишигина рассказывает о том, почему Бетховен — мастер, на примере его самых известных вещей: сонат, симфоний и песен

Вердикт: это неправда.

Легенда 5. Бетховен был глухим

Вердикт: это почти правда.


Разговорная тетрадь Бетховена, датированная 9 сентября 1825 года Beethoven-Haus, Bonn

Бетховен начал терять слух постепенно: первые признаки глухоты появились, когда ему было 28 лет. Возможно, причиной стала болезнь, перенесенная годом раньше. Он испытывал болезненные ощущения, шум и звон в ушах, постепенно переставал слышать тихие высокие звуки.

Легенда 6. Он сочинял странную музыку, которую никто не слушал

Вердикт: это отчасти правда.


Моцарт, Гайдн, Бетховен. Гравюра Ф. Меля по рисунку Р. Шейна. До 1845 года Landesmuseum Burgenland

Уже при жизни Бетховен считался одним из трех главных композиторов эпохи (помимо Гайдна и Моцарта). А на его похоронах 29 марта 1827 года, по разным сведениям, было около 20 000 человек — по тем временам беспрецедентный случай.

Легенда 7. Бетховен поддерживал Наполеона и посвятил ему Третью симфонию

Вердикт: это только отчасти правда.


Вторжение армии Наполеона в Австрию. Рисунок Жан-Батиста Маду. Около 1827 года The Ira F. Brilliant Center for Beethoven Center, San Jose State University

Известная Третья героическая симфония, над которой Бетховен работал с 1803 года, изначально действительно была посвящена Наполеону Из письма издателю Готфриду Гертелю.
Лейпциг, 26 августа 1804 года // Письма Бетховена. В 4 т. Т. 1. М., 2011. , однако это не было связано с политическими взглядами композитора. В те годы Бетховен планировал поездку в Париж: посвящение симфонии Наполеону могло стать пропуском в местные светские салоны и привлечь внимание публики. После коронации Бонапарта в 1804 году композитор отказался от этой идеи. Его ученик Фердинанд Рис вспоминал:

Легенда 8. Бетховен был несчастлив в любви

Вердикт: это правда.


Миниатюра, принадлежавшая Бетховену, предположительно, изображает Джульетту Гвиччарди. Около 1810 года Beethoven-Haus, Bonn

Легенда 9. Бетховен не носил парик в знак протеста против общественных норм

Вердикт: это неправда.


Портрет Людвига ван Бетховена. Картина Йозефа Виллиброрда Мелера. годы Sammlung Wien Museum

В те годы, когда Бетховен вел активную светскую жизнь, мода на парики уже сошла на нет — надевать парик ему приходилось буквально в считаных случаях. Из Франции пришла мода на прическу а-ля Тит, названную в честь римского императора: кавалеры и дамы носили короткие волосы и завитки. Именно с такой прической мы можем видеть Бетховена на портрете, написанном Йозефом Мелером.

Легенда 10. Музыка Бетховена вдохновила Ленина на революцию

Вердикт: это неправда.

Легенда 11. Бетховен постоянно менял квартиры, когда жил в Вене: всего их было более семидесяти

Вердикт: это отчасти правда.


Кабинет Бетховена в Шварцшпаниерхаусе в Вене. Рисунок Иоганна Непомука Хёхле. 1827 год Beethoven-Haus, Bonn

Вена была дорогим городом. Немногие могли построить себе особняк. Даже состоятельные люди чаще всего владели доходными домами, в которых сами жили, сдавая часть апартаментов.

Обычно срок аренды составлял около семи месяцев — с конца сентября по конец апреля. Весной и летом венцы отправлялись в сельские пригороды, осенью возвращались и снимали другую квартиру. В том числе и Бетховен. За годы жизни в Вене () он действительно часто менял место жительства: мы знаем около тридцати адресов. Но точно не семьдесят!

Легенда 12. Бетховен любил пиво

Вердикт: это неправда.


Посетитель и официант венской кофейни. Около 1810 года © Imagno / Getty Images

Бетховен также любил крепкий кофе, который был в моде в Вене. Его пили дома или в кофейнях. Гуляя по Вене, Бетховен с Гайдном заходили в кафе: там Людвиг покупал себе и своему учителю две чашки кофе по 6 крейцеров — по тем временам это было недорого. А вот чай был довольно дорогим: его подавали только в аристократических салонах.

Что касается гастрономических вкусов композитора, то Бетховен любил пасту с пармезаном и салями, мясо (кроме свинины), устрицы и рыбу — особенно карпа и щуку.

Легенда 13. Бетховен страдал биполярным расстройством

Вердикт: это неправда.


Бетховен и Гете в Теплице в 1812 году. Гравюра с рисунка Карла Рёлинга. Вторая половина XIX века Sammlung Archiv für Kunst und Geschichte, Berlin

Во-первых, нет никаких документальных свидетельств о том, что Бетховен страдал психическими заболеваниями. Во-вторых, такой диагноз появился только два века спустя.

Известно, что у Бетховена был тяжелый характер. Вспышки гнева перемежа­лись периодами добродушия. Сам он объяснял приступы агрессии и нелюди­мость нарастающей глухотой. В последние годы композитор постоянно был недоволен, срывался на прислуге: он швырялся в экономку книгами и мебелью.

Резкие скачки настроения при этом не мешали его работе, в которой он был очень организован и дисциплинирован. У Бетховена был четкий распорядок дня, он вставал рано (иногда в шесть утра) и после легкого завтрака садился за работу, а после обеда и прогулки опять возвращался к сочинительству.

Легенда 14. Бетховен умер в нищете

Вердикт: это неправда.


Бетховен на смертном одре. Рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера. 1827 год British Library

Бетховен был одним из первых в истории музыки свободных композиторов. Он не занимал оплачиваемой должности, а получал доходы от издания своих сочинений и выступлений. И зарабатывал он достаточно много. Кроме того, Бетховен получал заказы от меценатов. Они же могли выкупать право первого исполнения нового сочинения в узком кругу. В 1809 году три австрийских мецената — Фердинанд Кинский Фердинанд Кинский () — чешский князь. С 1809 года — один из главных покровителей Бетховена. , князь Лобковиц и эрцгерцог Рудольф Эрцгерцог Рудольф () — младший сын императора Священной Римской империи Леопольда II. Он был не только покровителем Бетховена: тот учил его игре на фортепиано и композиции. Бетховен посвятил Рудольфу 14 сочинений. — решили выплачивать гениальному композитору пожизненную пенсию, чего до этого не случалось ни с одним музыкантом.

Как Бетховена пытались присвоить враждующие режимы и направления

Йозеф Карл Штилер. "Портрет Бетховена", 1820

Йозеф Карл Штилер. "Портрет Бетховена", 1820

Фото: Joseph Karl Stieler

Демонтаж статуи Бетховена в Бонне, 26 августа 1963 года

Демонтаж статуи Бетховена в Бонне, 26 августа 1963 года

Фото: Picture Alliance / Kurt Rohwedde / ТАСС

Йозеф Карл Штилер. "Портрет Бетховена", 1820

Фото: Joseph Karl Stieler

Демонтаж статуи Бетховена в Бонне, 26 августа 1963 года

Фото: Picture Alliance / Kurt Rohwedde / ТАСС

Бетховен романтиков

Открытие статуи Бетховена в Бонне, 1845

Открытие статуи Бетховена в Бонне, 1845

Фото: Alamy / ТАСС

Открытие статуи Бетховена в Бонне, 1845

Фото: Alamy / ТАСС

Бетховен символистов

Фото: Belvedere, Vienna

Фото: Belvedere, Vienna

Как ни странно, основная волна важных модернистских текстов конца XIX — начала XX века, посвященных Бетховену, практически не касается его поздней камерной и фортепианной музыки — хотя ее, перед которой пасовал, скажем, даже Чайковский (находя ее слишком сложной и заумной), вроде бы логично было поднять на знамена. Для символистов — и западных, и русских — точки соприкосновения с Бетховеном были заранее обозначены: многие из них следовали за тем, что писали Вагнер и Ницше. А значит, фокусом своих надежд и теоретических построений видели именно Девятую симфонию и ни что иное.

Бетховен коммунистов

Празднование второй годовщины Октябрьской революции, Ташкент, 1919

Празднование второй годовщины Октябрьской революции, Ташкент, 1919

Празднование второй годовщины Октябрьской революции, Ташкент, 1919

Бетховен нацистов

Концерт Берлинского филармонического оркестра под управлением Вильгельма Фуртвенглера в производственном зале берлинского оружейного завода, 17 мая 1943 года

Концерт Берлинского филармонического оркестра под управлением Вильгельма Фуртвенглера в производственном зале берлинского оружейного завода, 17 мая 1943 года

Фото: Ullstein bild via Getty Images

Концерт Берлинского филармонического оркестра под управлением Вильгельма Фуртвенглера в производственном зале берлинского оружейного завода, 17 мая 1943 года

Фото: Ullstein bild via Getty Images

Не то чтобы до прихода нацистов к власти в Германии мало слушали Бетховена — но тут речь шла именно о том, чтобы апроприировать его магически неизменную популярность и обратить ее себе на службу. Так делали и в кайзеровские времена, когда в композиторе иные видели трубадура германского единства и в первую очередь уроженца Бонна, а не питомца Вены. И в веймарские, когда по части политизации Бетховена усердствовали в том числе и левые: так, именно под его музыку в 1919-м прощались с убитыми Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург.

Впрочем, идеологам нацизма попутно приходилось преодолевать немало сомнений. Да, сам Гитлер с юности кое-как знал и любил Бетховена; да, Геббельс еще в 1920-е пламенно писал в дневнике о поздних бетховенских квартетах. Однако адепты расовой теории еще в конце двадцатых находили внешний облик композитора очень подозрительным: коренастый, смуглый, темноволосый (и темноглазый), широколицый — какой же из него нордический художник?

Бетховен авангардистов

Фото: Mauricio Kagel

Фото: Mauricio Kagel

Фото: Mauricio Kagel

Фото: Mauricio Kagel

Если бы ее не было, не воспринимались бы так интенсивно те новые исполнительские трактовки Бетховена, тоже в своем роде протестные, что возникли в 1980-е — будь то Кристофер Хогвуд или Роджер Норрингтон. С другой стороны, современные композиторские оммажи Бетховену (иронические, почтительные, пронзительные — всякие) вошли в традицию: это всегда и занимательно, и лестно для ныне живущего композитора, и притягательно для публики. Все новые заказы такого рода — часть устоявшейся концертно-фестивальной практики, мирная и даже в чем-то, страшно сказать, буржуазная.

Бетховен новой этики

Бетт Мидлер на статуе Людвига ван Бетховена в телестудии под Лондоном, 1973

Бетт Мидлер на статуе Людвига ван Бетховена в телестудии под Лондоном, 1973

Бетт Мидлер на статуе Людвига ван Бетховена в телестудии под Лондоном, 1973

В общем, пока это такой же курьез, как и старинная французская байка о том, что Бетховен якобы был побочным сыном Фридриха Великого (или другого короля Пруссии, Фридриха Вильгельма II). Охотники находить в его композиторских прорывах африканские влияния есть, но никакого академического звучания такие теории не получали. Зато есть случаи вполне академического приложения к Бетховену феминистской оптики.

Так что самым серьезным вопросом современности применительно к бетховенской музыке остается исполнительский. Десятилетия аутентистской практики изменили наше восприятие; кажется, что исполнять Баха или Генделя так, как их играли в 1940-е, уже невозможно, что это мимо цели. Что же до Бетховена, то великая традиция интерпретировать его с учетом высот позднеромантической эстетики по-прежнему остается в своем праве. Это ничуть не мешает адептам исторически информированного исполнительства, которые продолжают попытки вернуть композитора из надвременных титанов в венские классики, прибегая к жильным струнным, натуральным духовым, быстрым темпам и так далее. Иногда с очень интересными результатами, которые наше восприятие бетховенской музыки по крайней мере уж точно обогащают.

Фото: Kyodo News Stills via Getty Images

Фото: Kyodo News Stills via Getty Images


Австрия, официально - Австрийская Республика. Форма правления - Федеративная республика. Столица - город Вена. Официальный язык - немецкий. Преобладает католицизм. Население - 8 032 926 человек. Главный праздник — 17 октября 1918 года День Независимости (от распада Австро-Венгрии). Валюта - Евро. Интернет-домен - .at. Телефонный код +43. Часовой пояс - UTC +1 (летом +2). Член Евросоюза и участник Шенгенского соглашения (для посещения нужна шенгенская виза).

Нить Ариадны

Австрия

Бельгия

Великобритания

Голландия

Германия

Израиль

Испания

Италия

Мальта

Сан-Марино

Монако

Франция

Швейцария

Если вдруг вас интересует и что-то помимо туризма, какие-то совершенно другие темы, то вы можете перейти по рекламным ссылкам, которые найдете на нашем сайте:  . мы стараемся отбирать для вас самое интересное!


евро
Курс на: 03-01-22
84,06
российских рублей
за 1 евро
По данным ЦБР

Автомобильные трансферы

Нижеследующая информация размещена на правах рекламы - но и она может вам пригодиться: . реклама тоже может быть полезной!


Вена Дом Бетховена в Гейлигенштадте

Ниже: описание, адрес (как найти), место на карте, официальный сайт в Сети, веб-камеры и комментарии!

Дом Бетховена в Гейлигенштадте - Beethoven Wohnung Heiligenstadt. Этот дом в пригороде Вены Гейлигенштадт связан с трагическими днями в жизни Бетховена. Здесь написано так называемое "Гейлигенштадтскогое завещание", в 1802 году - оно было адресовано двум его братьям, но так и не было им отправлено. В это время Бетховен был в глубочайшей депресии из-за прогрессирующей глухоты. Там хранится само завещание и его посмертная маска. Людвигу Ван Бетховену в Вене посвящены четыре дома-музея.

Beethoven Wohnung Heiligenstadt 1

Beethoven Wohnung Heiligenstadt 1

Beethoven Wohnung Heiligenstadt 2

Beethoven Wohnung Heiligenstadt 3

Beethoven Wohnung Heiligenstadt 4

После смерти Бетховена в потайном ящичке его шкафа были обнаружены несколько документов, которым он, видимо, придавал особенное значение. Одним из этих документов было пронзительное письмо, написанное им в октябре 1802 года в селении Гейлигенштадт под Веной и получившее название "Гейлигенштадтского завещания".

Удалившийся по рекомендации врачей на несколько месяцев в деревню, молодой музыкант, уже успевший достигнуть вершин славы, пережил тяжелый душевный кризис, сопровождавшийся мыслями о возможном самоубийстве. Главной причиной этого кризиса было осознание того, что постепенно развивавшаяся у него болезнь слуха неизлечима, и, вероятно, вскоре настанет полная глухота. Это лишало его надежд на профессиональные успехи и личное счастье - он планировал совершить ряд концертных поездок, завоевать европейскую известность и преодолеть сословные преграды, разделявшие его с "милой, прелестной девушкой" - юной графиней Джульеттой Гвиччарди, в которую был тогда страстно влюблен. Обстоятельства подводили Бетховена к мысли о том, что вести столь жалкую жизнь не имеет смысла. Но он не мог перестать сочинять. В том же самом Гейлигенштадте была начата толстая, альбомного формата, книга эскизов, отражавшая ход работы Бетховена над такими великолепными произведениями, как Восемнадцатая фортепианная соната, "Крейцерова" соната для скрипки и фортепиано, оратория "Христос на Масличной горе" и наброски будущей Героической симфонии. И после написания завещания он будет жить ещё долго. Лишь в 1826 году из-за общей слабости, опухших ног, озноба Бетховена посетил врач, который поставил диагноз: воспаление легких. Однако после выздоровления композитор заболел водянкой. Операция не привела к облегчению. По другим сведениям, Бетховен страдал от цирроза печени и четырежды подвергался хирургическому вмешательству. Кроме всего прочег, есть гипотеза, что великий композитор был отравлен свинцом. 29 марта 1827 г. тело Людвига ван Бетховена предали земле на венском кладбище Вэрингер ( Wahringer Friedhof). Первая эксгумация останков Бетховена состоялась 13 октября 1863 года. Тело уложили в металлический саркофаг. 22 июня 1888 года могилу вскрыли вторично и останки Бетховена после этого перенесли на Центральное кладбище Вены.

А в 1802 году отчаянные и противоречивые чувства заставили его написать "Гейлигенштадтское завещание", текст которого приводится ниже.

Моим братьям Карлу и [Иоганну] Бетховенам.

О вы, люди, считающие или называющие меня злонравным, упрямым или мизантропичным - как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. Мое сердце и разум с детства были склонны к нежному чувству доброты, и я даже всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только: вот уже 6 лет2 я пребываю в безнадежном состоянии, усугбленном невежественными врачами. Из года в год обманываясь надеждой на излечение, я вынужден признать, что меня постиг длительный недуг (его излечение может занять годы или вообще окажется невозможным).

Обладая от природы пылким и живым темпераментом и даже питая склонность к светским развлечениям, я вынужден был рано уединиться и вести одинокую жизнь. Если же иногда я решался пренебречь всем этим - о, как жестоко загонял меня назад мой ослабевший слух, заставляя скорбеть с удвоенной силой. И я все-таки не мог сказать людям: "говорите громче, кричите, ведь я глух", - ах, разве мыслимо мне было признаться в слабости того чувства, которым я должен был обладать в большем совершенстве, чем кто-либо другой, в чувстве, которым я некогда обладал в наивысшей степени совершенства, такого совершенства, каким, я уверен, наделены или были наделены лишь немногие люди моей профессии. О нет, это выше моих сил, и потому простите меня, если я отдаляюсь от вас, когда мне хотелось бы побыть в вашем кругу.

Мое несчастье причиняет мне двойную боль, поскольку из-за него обо мне судят ложно. Для меня не должно существовать отдохновения в человеческом обществе, умных бесед, взаимных излияний; я обречен почти на полное одиночество, появляясь на людях лишь в случае крайней необходимости; я вынужден жить как изгой. Ведь, стоит мне приблизиться к какому-нибудь обществу, меня охватывает жгучий страх: я ужасно боюсь, что мое состояние будет замечено. Так было и эти полгода, которые я провел в деревне. По требованию моего благоразумного врача я должен был елико возможно щадить мой слух. Это почти совпало с моей теперешней естественной склонностью, хотя иногда, увлекаемый потребностью в обществе, я позволял себе уступить искушению. Но какое же унижение я испытывал, когда кто-нибудь, стоя возле меня, слышал вдалеке звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал.

Такие случаи доводили меня до отчаяния, и недоставало немногого, чтобы я не покончил с собой. Лишь оно, искусство, оно меня удержало. Ах, мне казалось немыслимым покинуть мир раньше, чем я исполню всё то, к чему чувствовал себя предназначенным. И так я продолжал влачить эту жалкую жизнь - поистине жалкую для столь восприимчивого существа; ведь любая неожиданная перемена была способна превратить наилучшее расположение моего духа в наихудшее. Терпение - так отныне зовется то, чем я должен руководствоваться. У меня оно есть. Надеюсь, что я смогу надолго утвердиться в моей решимости, пока неумолимым Паркам не будет угодно перерезать нить. Возможно, станет лучше, возможно, нет - я готов ко всему. Уже на 28 году жизни я принужден стать философом;4 это нелегко, а для артиста труднее, чем для кого-нибудь другого.

Божество! Ты глядишь с высоты в мое сердце, ты знаешь его, тебе ведомо, что оно преисполнено человеколюбия и стремления к добродетели. О люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то поймите, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, найдя собрата по несчастью, который, вопреки всем препятствиям, воздвигнутым природой, сделал все от него зависящее, чтобы встать в один ряд с достойными артистами и людьми.

Вы, братья мои Карл и [Иоганн], как только я умру, попросите от моего имени профессора Шмидта, если он будет еще жив, чтобы он описал мою болезнь, и приложите к истории моей болезни этот написанный мною лист, чтобы общество, хотя бы в той мере, в какой это возможно, примирилось со мною после моей смерти.5 Одновременно объявляю вас обоих наследниками моего маленького состояния (если его можно так назвать). Разделите его честно, по взаимному согласию, и помогайте друг другу; все, что вы делали наперекор мне, давно уже прощено вам, вы это знаете. Тебя, брат Карл, благодарю еще особо за преданность, проявленную тобою в самое последнее время.6 Желаю вам лучшей и более безмятежной жизни, нежели моя; внушайте вашим детям добродетель. Только она, а не деньги, способна принести счастье, говорю это по собственному опыту. Именно она помогла мне выстоять даже в бедствии, и я обязан ей так же, как моему искусству, тем, что не покончил жизнь самоубийством. - Прощайте и любите друг друга. - Я благодарю всех друзей, особенно князя Лихновского и профессора Шмидта. - Я хочу, чтобы инструменты князя Л[ихновского] хранились у кого-нибудь из вас, лишь бы не возник из-за этого раздор между вами.7 А как только они смогут сослужить вам более полезную службу, продайте их. Как я рад, что и сойдя в могилу, я смогу еще быть вам полезным.

Итак, решено. - С радостью спешу я навстречу смерти. - Если она придет раньше, чем мне представится случай полностью раскрыть свои способности в искусстве, то, несмотря на жестокость моей судьбы, приход ее будет все-таки преждевременным, и я предпочел бы, чтобы она пришла позднее. - Но и тогда я буду доволен: разве она не избавит меня от моих бесконечных страданий? - Приходи, когда хочешь, я тебя встречу мужественно. - Прощайте и не забудьте меня совсем после моей смерти, я заслужил это перед вами, так как в течение своей жизни часто думал о вас и о том, как сделать вас счастливыми; да будет так.

Людвиг ван Бетховен. Гейлигенштадт, 6 октября 1802

Гейлигенштадт, 10 октября 1802

Итак, я покидаю тебя - и покидаю с печалью. Да, надежда, которую я возлелеял и принес сюда с собой, надежда на хотя бы частичное исцеление - она вынуждена теперь покинуть меня. Как падают с деревьев увядшие листья, так и она для меня увяла. Я ухожу почти в таком же состоянии, в каком прибыл сюда. Даже высокое мужество, вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, кануло в небытие. О Провидение, ниспошли мне хотя бы один день чистой радости - ведь так давно истинная радость не находит во мне никакого внутреннего отклика. О когда, о когда - о Божество - я вновь смогу ощутить его в храме природы и человечества? Никогда? Нет, это было бы слишком жестоко.

Моим братьям Карлу и [Иоганну] после моей смерти прочитать и исполнить

Экспозиция первого зала создана, чтобы воссоздать атмосферу и обстановку, в которой летом 1802 года писалось это завещание. Второй зал экспозиции посвящен последним месяцам жизни композитора, и его смерти в доме Шварцшпаниерхаус (Schwarzspanierhaus), который не сохранился. В целом это пара комнат с белыми стенами, где довольно свободно расположены документы (и само завещание), гравюры, бюст, посмертная маска композитора.

Читайте также: