Берлиоз кто по профессии

Обновлено: 19.05.2024

Одним из весьма интересных персонажей романа Михаила Булгакова (Мастер и Маргарита), является Берлиоз. Читатель знакомится с персонажем уже с самых первых страниц этого грандиозного романа. Это происходит на Патриарших, где Берлиоз и поэт Бездомный заводят весьма интересную беседу. Несмотря на то, что он был второстепенным персонажем, он играет очень важную и даже можно сказать большую роль в данном произведении. Михаил, так звали Берлиоза, критиковал произведение поэта Бездомного, тем самым он вызвал большое негодование со стороны юного талантливого писателя.

Внешность Берлиоза была не броской, обычный, ни чем не приметный мужчина, невысокого роста, к тому же немного полноват. Он тщательно старался прикрыть свою лысину, одевая, шляпы, с широченными полями. Ходил он обычно в костюмах, классического цвета, по внешности был интеллигентом.

Проживал этот персонаж в коммунальной квартире в самом центре Москвы. Квартира у него была просторная, и находилась довольно-таки в приличном состоянии. К сожалению у Берлиоза не было ни детей ни жены, он был абсолютно одинок. Официально в браке он состоял, но его дорогая супруга предпочла ему балетмейстера. Родных, которые находились бы по близости, у него тоже не имелось. Единственный человек, который был рядом с ним практически каждый день, была его домработница. Ее звали Груня, именно она тянула на своих хрупких женских плечах весь дом.

Михаил, был не только литератором в одном из Московских журналов, но и числился председателем ассоциации литераторов. Практически все его коллеги относились к нему с большим уважением.

Берлиоз стал первым персонажем произведения, который попал под руки Воланда. Произошло это именно в тот момент, когда они беседовали об Иисусе Христе с писателем Бездомным. Как рас в этот момент появился иностранец. Именно он предсказал Михаилу смерть от колес поезда. После его кончины, Воланд полностью пользовался его квартирой как своей. Именно в этой квартире Воланд приводил в реальность свои могущественные, коварные планы. Благодаря этому квартира приобрела для себя невыносимо страшную репутацию.

Автор произведения особо не выделял этого персонажа, но его история захватывает дух читателя. Особое чувство страха и жалости вызывает кончина Берлиоза, такой страшной и жестокой смерти не заслуживает даже самый плохой герой любого иного произведения.

История происхождения

Образ Михаила Александровича Берлиоза, влиятельного человека в московском литературном сообществе, руководителя писательской организации, вероятно, списан Булгаковым с кого-то из советских идеологов того времени.

Михаил Булгаков


Михаил Булгаков

Примечания

Берлиоз выглядит как человек маленького роста, темноволосый и лысоватый, лет сорока, упитанный и аккуратно выбритый, носит массивные очки в черной роговой оправе. По убеждениям Берлиоз атеист. Герой начитан, хорошо образован и не верит в бога и дьявола, чем гордится. Собственное отношение к христианской религии персонаж пытается привить молодому поэту Ивану Бездомному.

Берлиоз, Воланд и Иван Бездомный


Берлиоз, Воланд и Иван Бездомный

В начале произведения Берлиоз прогуливается с Бездомным по Патриаршим прудам в Москве и делится с молодым коллегой воззрениями на религиозные вопросы и на то, как те должно отражать в литературе. За этой беседой парочку литераторов застает Воланд, который расспрашивает Берлиоза и, выслушав мнение, что человек сам управляется с собственной судьбой, тут же предсказывает Берлиозу скорую гибель. Что и происходит немедленно — Берлиозу отрезает голову трамваем.

Позже читатель видит отрезанную, но живую голову Берлиоза на балу Сатаны, где Воланд превращает эту голову в чашу и пьет из нее вино. Такая судьба постигает Берлиоза из-за того, что тот не верил в бессмертие души и считал, что со смертью для человека все заканчивается. Так и стало — лично для персонажа.

Кот Бегемот


Кот Бегемот

У Берлиоза была жена, которая сбежала с неким балетмейстером в Харьков, а детей не было. Единственным родственником, который претендовал на жилплощадь покойного Берлиоза, оказался дядя из Киева по фамилии Поплавский. В остальном вплоть до рокового вечера все у героя было неплохо. Отменное здоровье Берлиоза не доставляло персонажу проблем, дела профессиональные шли хорошо. Персонаж был неплохо обеспечен и держал домработницу.

Барон Майгель

— А, милейший барон Майгель, — приветливо улыбаясь, обратился Воланд к гостю, у которого глаза вылезали на лоб, — я счастлив рекомендовать вам, — обратился Воланд к гостям, — почтеннейшего барона Майгеля…

Древнеегипетский солнечный бог Амон

Экранизации

Актер Фабиян Совагович


Актер Фабиян Совагович

Михаил Данилов в образе Берлиоза


Михаил Данилов в образе Берлиоза

В российской экранизации 1994 года режиссера Юрия Кары роль Берлиоза исполнил актер Михаил Данилов, а озвучил Сергей Юрский. Эта роль стала последней в актерской карьере Данилова.

Александр Адабашьян в образе Берлиоза


Александр Адабашьян в образе Берлиоза

Михаил Берлиоз



Французский композитор Гектор Берлиоз

В конце романа Воланд неслучайно сравнивает Мастера с Фаустом, но вместо ада дарует ему мир и покой.

— Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой.

архангел Михаил


Архангел Михаил — бог Солнца

Согласно православию и католицизму архангел Михаил командует остальными архангелами. Что это за архангелы такие и сколько их? Можно ли найти ответ на этот вопрос в самом христианстве? Отчасти да. Однако, кто они на самом деле и почему их количество именно такое, издавна было известно лишь древним астрологам, а также гностикам.

Архангелы, т.е главные ангелы – это гении семи блуждающих звезд (греч. aster planetes), т.е. планетарных божеств септенария в астрологии, или семь архонтов (греч. начальники) в гностической философии. Эта семерка астральных сущностей управляет 7 планетарными сферами Мироздания. Их правление ограничивается Солнечной системой, где их предводитель Микаэль является архи-архонтом (греч. главным начальником).

бог Солнца


Несущий свет древнегреческий бог Солнца

Цитаты

«- Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? — он [Воланд] сделал испуганные глаза и прибавил: — Клянусь, я никому не скажу.

Смерть героя


Наконец, смерть Берлиоза олицетворяет смену уклада жизни, полный отказ от старого общественного строя, принятие новых ценностей. Сам герой хоть и принял новое общество, но до последнего сомневался в правильности своих действий. Нередко он поступал так, как было нужно, а не так, как он хотел.

Если с ответом на вопрос, зачем было нужно умирать, все более или менее понятно, то другая волнующая мысль остается без ответа. Почему автор убил героя так страшно, выбрал столь изощренный способ, до сих пор неясно. Некоторые аналитики полагают, что это логичный ответ на недостойную жизнь. Михаил часто лгал, умалчивал, критиковал талантливых писателей и помогал пробиться посредственным типам.

Творчество

Творческая деятельность Берлиоза разнообразна. Он сочинял симфонические произведения и оперы, увертюры, кантаты, сочинения для концертов. Однако не все его произведения оценивались публикой.

Композитор большое внимание уделял музыкознанию, работе с оркестром, его гармоническим и ритмическим особенностям. Он обогатил тембровую драматургию, используя оригинальные сочетания тембров, необычные музыкальные инструменты. В 1843 году Берлиоз издал фундаментальную работу об искусстве инструментовки.

Значительную долю в творчестве музыканта занимала дирижерская деятельность, в том числе с оркестром Парижской консерватории, на многочисленных концертах. Современники отмечали большое дирижерское мастерство. Его считают одним основоположников сегодняшней дирижерской школы.

Берлиоз является автором фундаментального теоретического труда, посвященного искусству дирижера. Несколько десятилетий в специализированных газетах и журналов он регулярно публиковал талантливые критические статьи и фельетоны. Его музыкально-критическая работа являлась основным источником дохода.

В литературном наследии Берлиоза особое место занимают его мемуары. Здесь в блестящем литературном стиле изложена его автобиография, показана широкая панорама жизни творческой элиты.

Гектор Берлиоз

Гектор Берлиоз

Жарким июлем 1867 года в библиотеке Парижской консерватории затопили печь. Туда после нескольких недель затворничества пришел уставший и больной Гектор Берлиоз для того, чтобы предать огню всю память о себе – наброски незаконченных сочинений, статьи, переписку. Потеряв все в земной жизни, он хочет стереть с лица земли даже память о своей уникальной, похожей на роман судьбе – с всепоглощающими страстями и головокружительными любовными интригами, редкими взлетами и частыми падениями, борьбой за право быть услышанным и трагическим финалом.

Краткую биографию Гектора Берлиоза и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Берлиоза

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года на востоке Франции в городке Ла Кот – Сент-Андре. Он был первым ребенком в семье местного доктора, который всесторонне развивал сына, прививая ему интерес, в том числе и к музыке.

место рождения Гектора Берлиоза

В детстве Гектор овладел флейтой и гитарой , именно тогда были сочинены его первые романсы. Согласно биографии Берлиоза в 1821 году он отправляется в Париж учиться, но вовсе не в консерватории, а в Медицинской школе, поскольку отец видел в сыне продолжателя врачебной династии. Однако медицинские изыскания вызывали у студента Берлиоза не интерес, а отвращение. Отдушину он находил в Парижской опере, где его вдохновляли таланты Глюка и Спонтини. Он стал изучать партитуры полюбившихся опер, написал статью в журнал и вновь взялся за сочинительство. С 1823 года юноша берет частные уроки композиции, занимается самообразованием.

Берлиоз в детстве

Несмотря на активность в сочинении и дирижировании, основной доход Берлиозу приносила журналистика и музыкальная критика. Ради заработка он занял должность заместителя, а затем и библиотекаря Парижской консерватории. Настоящим спасением от банкротства стали два гастрольных тура по России – в 1847 и 1867-68 годах. Первый из них состоялся не без участия М.И. Глинки , с которым Берлиоз познакомился еще в Риме.

подпись Берлиоза

Союз с эксцентричной ирландкой Смитсон, продлился 11 лет, а в 1854 Гарриетт скончалась. В этот же год Берлиоз вступает в новый брак с певицей Мари-Женевьев Мартин, или Мари Ресио – как она именовалась на сцене, с которой у композитора была многолетняя связь. На закате жизни Берлиоза преследовали одни потери – в 1860 умерла младшая сестра Адель, в 1862 году - супруга, в 1864 – в возрасте 26 лет скончалась последняя возлюбленная, Амели, а в 1867 Берлиоз лишился и единственного сына. После этой утраты пожилой маэстро так и не смог восстановиться. Он на три месяца едет на гастроли в Россию, где с ним случаются первые приступы. 8 марта 1869 года он уходит из жизни в своей парижской квартире.

Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт биография

Вольфганг Амадей Моцарт краткая биография
Вольфганг Амадей Моцарт биография

Интересные факты о Гекторе Берлиозе


  • Однажды Берлиозу пришла музыка его новой симфонии, от сочинения которой ему пришлось отказаться, руководствуясь тем, что иначе придется приостановить написание статей, потратиться на переписку нот и премьеру, из-за чего обеим его семьям не на что будет жить.
  • Из биографии Берлиоза мы узнаём, что ради российских гастролей в 1867 году композитор отклонил предложение компании Steinway выступить в Нью-Йорке за гонорар в 100 000 долларов.

Донжуанский список Берлиоза

Жена Берлиоза Камилла Мок

Первой и последней любовью композитора была Эстелла Дюбёф (в замужестве Форнье). Молодые люди познакомились, когда Гектору было всего лишь 12, а его избраннице 17. Это всепоглощающее, но безответное чувство композитор пронесет через всю жизнь. В 1848 он, повинуясь порыву после посещения мест своего детства, отправил Эстелле трогательное письмо с выражением своих лучших чувств. Ответа на это письмо он не получил – возлюбленная давно была замужем. Но судьба распорядилась так, что они встретились еще раз на закате жизни. Берлиоз пришел к ней в дом 23 сентября 1864 года, спустя почти 40 лет после их последней встречи. Между ними завязалась активная переписка, но предложение вдове Форнье он так и не сделал, понимая, что она никогда его не примет.

Будучи женатым, но не слишком счастливым человеком, Гектор знакомится с молодой певицей Марией Ресио, которая в 1841 году становится его любовницей. С 1842 года Мари сопровождает его во всех зарубежных гастрольных турах. После разрыва с женой он переезжает жить к Ресио, а в 1852, всего полгода спустя после смерти Гарриет, женится на ней. Сыну он пишет, что был обязан поступить именно так после 11 лет совместной жизни. В браке они прожили 10 лет, пока Мари не скончалась от сердечного приступа.

Вторая супруга Берлиоза была похоронена на кладбище Монмартр, там же спустя непродолжительное время после похорон, 59-летний композитор познакомился с 24-летней Амели. Отношения продолжались чуть более полугода и прекратились по инициативе девушки, чем Берлиоз был сильно опечален. Пройдет еще год, и Амели также обретет вечный покой на Монмартре, скончаясь от болезни.

Творчество Гектора Берлиоза

творчество Гектора Берлиоза

творчество Берлиоза

Музыка Берлиоза в кино

Избранные фильмы, где звучит музыка Берлиоза:


Гектор Берлиоз написал великую музыку, но, вероятно, еще более выдающаяся – так и не вышла из-под его пера. К счастью для потомков, его талант оказался сильнее печальных обстоятельств судьбы, дав силы противостоять материальному, чтобы творить вечное.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Гекторе Берлиозе

Берлиоз вошел в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки — этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.

Будущий композитор Гектор родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Его отец — врач Луи-Жозефа Берлиоз, был человеком свободомыслящим и независимым.

Он познакомил сына с теорией музыки, научил его играть на флейте и гитаре. Одним из первых сильных музыкальных впечатлений Берлиоза было пение женского хора в местном монастыре. Хотя интерес к музыке пробудился у Берлиоза сравнительно поздно — на двенадцатом году, он был необычайно сильным и вскоре перешел во всепоглощающую страсть. Отныне для него существовала только музыка. География, классики литературы отошли на задний план.


Портрет Гектора Берлиоза (1863)

Мальчик показывал все большие музыкальные успехи. Он свободно играл на флежолете, флейте и гитаре. Отец не разрешал ему обучаться игре на фортепиано, опасаясь, что этот инструмент увлечет его в область музыки далее, чем ему бы этого хотелось. Он считал, что профессия музыканта не подходит для его сына, и мечтал, что Гектор, подобно ему, будет медиком. На этой почве впоследствии между отцом и сыном возник конфликт.

Свободное время Берлиоз проводил в библиотеке Парижской консерватории, изучая партитуры великих мастеров, прежде всего обожаемого им Глюка. Понимая, что без серьезной подготовки нельзя стать композитором, он начал заниматься изучением теорий композиции сначала с Жероно, а затем с Лесюэром — профессором консерватории, автором нескольких опер и хоровых произведений.

В 1827 году Париж посетила новая английская драматическая труппа во главе со знаменитым трагиком Кемблем и актрисой Смитсон. Берлиоза необыкновенно взволновал талант и весь артистический облик Смитсон, он полюбил ее с первого взгляда. Молодой английской артистке, ирландке по происхождению, было в ту пору 27 лет. Современники отмечали искренность ее лирического таланта, глубокую эмоциональную отзывчивость. Сохранившиеся портреты, в особенности литография Девериа, воссоздают облик талантливой артистки, одухотворенное лицо, задумчивый взгляд.


Рукопись первой страницы Фантастической симфонии

Любовь к знаменитой актрисе, избалованной триумфом в Лондоне и Париже, заставила Берлиоза во что бы то ни стало добиваться творческого успеха. Между тем Гарриет Смитсон не обращала на него внимания, а слава к нему не приходила.

По-прежнему жизнь его не обеспечена. Он дал авторский концерт, который прошел с успехом. Но ему пришлось на свои деньги переписывать партии, приглашать солистов, оркестр и потому влезть в долги. Так будет продолжаться и впредь подобно Бальзаку, ему никак не удается расплатиться с кредиторами! Официальные власти ни в чем не идут навстречу. Более того, консервативные музыкальные круги на каждом шагу чинят помехи. Например, три раза по окончании консерватории ему было отказано в получении государственной стипендии, которая выдавалась для поездки на три года в Италию (так называемая Римская премия). Лишь в 1830 году его удостоил и высокой чести.

Берлиоз пишет в этот период и чисто симфонические произведения, и сочинения, в которых свободно соединяются вокальные и оркестровые эпизоды. Замыслы их всегда необычны и несут в себе заряд энергии. Неожиданные литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты образных сопоставлений, внезапные смены состояний — все это передает в ярком, красочном звучании конфликтность душевного мира художника, наделенного пылким воображением.

В приведенной программе, разъясняющей замысел симфонии, легко усматриваются и автобиографические черты — отзвуки пылкого увлечения Берлиоза Гарриет Смитсон.

История жизни Гектора Берлиоза

Вообще, период между двумя революциями — 1830 и 1848 года — наиболее продуктивный в творческой деятельности Берлиоза. Постоянно находясь в гуще жизненных схваток, как журналист, дирижер, композитор, он становится художественным деятелем нового типа, который всеми доступными ему средствами отстаивает свои убеждения, страстно обличает косность и пошлость в искусстве, борется за утверждение высоких романтических идеалов. Но, легко загораясь, Берлиоз столь же быстро остывает. Он очень неустойчив в душевных порывах. Это во многом омрачает его отношения с людьми.

1840 год ознаменован исполнением Четвертой симфонии Берлиоза. Вместе с ранее написанным Реквиемом (1837) это непосредственные отголоски прогрессивных убеждений неистового романтика. Оба произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.

Берлиоз прославился и как выдающийся дирижер. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции — в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имеет феноменальный успех, особенно в Петербурге и Москве (в 1847 году). Берлиоз — первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижер, исполнявший наряду со своими произведениями и современных авторов. Как композитор, он вызывает разноречивые, часто полярные мнения.

При всех своих достоинствах, этим произведениям все же не хватало эмоциональной силы, которая так впечатляет в сочинениях предшествующего периода. Судьба жестока к нему умерла Смитсон, разбитая параличом. Скончалась и вторая жена — Ресио, погибает во время кораблекрушения единственный сын-моряк. Ухудшаются отношения и с друзьями. Берлиоза сломили болезни. В одиночестве он умирает 8 марта 1869 года.

Конечно, в это двадцатилетие не все окрашивалось столь безрадостным светом. Был и частичный успех, и формальное признание заслуг. Но величие Берлиоза не понято было современниками на его родине. Лишь позже, в 1870-х годах, его провозгласили главой новой французской музыкальной школы.

Одним из весьма интересных персонажей романа Михаила Булгакова (Мастер и Маргарита), является Берлиоз. Читатель знакомится с персонажем уже с самых первых страниц этого грандиозного романа. Это происходит на Патриарших, где Берлиоз и поэт Бездомный заводят весьма интересную беседу. Несмотря на то, что он был второстепенным персонажем, он играет очень важную и даже можно сказать большую роль в данном произведении. Михаил, так звали Берлиоза, критиковал произведение поэта Бездомного, тем самым он вызвал большое негодование со стороны юного талантливого писателя.

Внешность Берлиоза была не броской, обычный, ни чем не приметный мужчина, невысокого роста, к тому же немного полноват. Он тщательно старался прикрыть свою лысину, одевая, шляпы, с широченными полями. Ходил он обычно в костюмах, классического цвета, по внешности был интеллигентом.

Проживал этот персонаж в коммунальной квартире в самом центре Москвы. Квартира у него была просторная, и находилась довольно-таки в приличном состоянии. К сожалению у Берлиоза не было ни детей ни жены, он был абсолютно одинок. Официально в браке он состоял, но его дорогая супруга предпочла ему балетмейстера. Родных, которые находились бы по близости, у него тоже не имелось. Единственный человек, который был рядом с ним практически каждый день, была его домработница. Ее звали Груня, именно она тянула на своих хрупких женских плечах весь дом.

Михаил, был не только литератором в одном из Московских журналов, но и числился председателем ассоциации литераторов. Практически все его коллеги относились к нему с большим уважением.

Берлиоз стал первым персонажем произведения, который попал под руки Воланда. Произошло это именно в тот момент, когда они беседовали об Иисусе Христе с писателем Бездомным. Как рас в этот момент появился иностранец. Именно он предсказал Михаилу смерть от колес поезда. После его кончины, Воланд полностью пользовался его квартирой как своей. Именно в этой квартире Воланд приводил в реальность свои могущественные, коварные планы. Благодаря этому квартира приобрела для себя невыносимо страшную репутацию.

Автор произведения особо не выделял этого персонажа, но его история захватывает дух читателя. Особое чувство страха и жалости вызывает кончина Берлиоза, такой страшной и жестокой смерти не заслуживает даже самый плохой герой любого иного произведения.

2 вариант

Берлиоз погиб в расцвете лет. Портрет Берлиоза, данный в первом же абзаце романа, позволяет увидеть человека успешного, сытого и довольного жизнью. Он был чиновником новой советской формации, делом его службы была литература. Несмотря на то, что сам он был начитан на уровне энциклопедии, это не мешало ему редактировать художественный журнал и вершить судьбы современных литераторов. МАССОЛИТ, литературная ассоциация, давала ему возможность легко получать жизненные благ - занимать несколько комнат в квартире в центре Москвы на улице Садовой, дачу в литераторском поселке Перелыгино на Клязьме, ездить на воды и иметь домработницу.

Будучи генералом от литературы Берлиоз держится снисходительно-покровительственно с Иваном Бездомным, достаточно самоуверенно с Воландом. Он привык к тому, что все в его жизни налажено и распланировано, никаких необыкновенных явлений не происходит. Именно поэтому он, ничего не опасаясь начинает общаться с Воландом, который его даже заинтересовал в начале разговора. Сам Берлиоз в этой беседе на Патриарших прудах позиционирует себя как атеиста, утверждает, что всем на земле, включая собственную жизнь, управляет человек. Воланд доказывает Берлиозу ошибочность его взглядов, мистическим образом отправляя его под трамвай, где Берлиоз никак не предполагал оказаться в этот майский вечер.

Читатель узнает из главы 23, что Воланд с Берлиозом, точнее с его головой, на балу продолжил беседу, незаконченную на Патриарших прудах из-за того, что председатель МАССОЛИТа побежал звонить в бюро иностранцев, чтобы донести на подозрительного, по его мнению, консультанта. Теорию Берлиоза о том, что после смерти человека ждет небытие, Воланд называет солидной и остроумной. Ей он противопоставляет другую: каждому будет дано по его вере.

Так как Берлиоз не верил ни в Бога, ни в Дьявола, по своей вере, точнее ее отсутствию, он получил в итоге небытие. А его голову Воланд превратил в чашу на золотой ножке, чтобы выпить из нее за главную утверждаемую им ценность – за бытие.

Сочинение Берлиоз в произведении Мастер и Маргарита

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила. Но, конечно, его образ ещё много раз упомянут в романе – его похороны, похищение его головы, превращение его черепа в чашу.

Сам Михаил был важным и весьма самодовольным, как и многие москвичи в романе, человеком. Он возглавлял важную литературную организацию, считал, что играет важнейшую роль в этой жизни, что всё знает. Он взялся даже спорить с самим дьяволом Воландом, хотя и не зная, кто пред ним, о могуществе человека, об Иисусе. Он смеялся над аргументами ученого Воланда, что человек ничем особо не может распоряжаться, так как ничего не знает о своей судьбе. Ивану Бездомному он убедительно до этого доказывал, что образ богочеловека существует во всех культурах… Умничал, в общем. Показывал своё неверие.

Впрочем, нельзя отказать ему в интеллигентности, спор с иностранцем он вёл аккуратно, сдерживал возмущенного Ивана. Конечно, он не поверил в предсказания Воланда, а поспешил на собрание, которому не суждено было состояться.

Если о портрете, то персонаж этот был вполне себе функционер – упитанный и лысый. У него был приличный костюм, очки и шляпа. Ещё он был небольшого роста. У него была квартира, в которой и поселился после его смерти Воланд со свитой.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

В жизни любого человека одной из важнейших целей является отношение с любящими и любимыми людьми, которое дают человеку личностный рост. Любые отношения между людьми дают развитие характера и мировосприятия

В изобразительном искусстве 19 века есть большое количество художников, которые преподнесли миру свои работу. Но хочется остановиться на Николае Михайловиче Ромадине. Он работал в жанре реалистичного пейзажа.

Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов

Каждая революция влияет на положение в стране. Это очевидно, потому что революционные события ведут к смене власти или существующего управления государством. Если изменений не произошло

В рассказе описана беда произошедшая в городе древней Греции. Злая колдунья Медуза Горгона напала на город и его жителей. Она ходила по городу, и каждого, кто попадался ей на пути, она превращала в камень.

БЕРЛИОЗ, ГЕКТОР (Berlioz, Hector) (1803–1869), французский композитор-романтик, новатор в области мелодики, формы, оркестрового письма, блестящий дирижер и музыкальный критик.

Жизнь.

Скоро стало ясно, что музыка для сына врача – не прихоть, а призвание. Уже в 12 лет Гектор сочинял для местного любительского ансамбля, и в этих попытках сразу обнаружилась своеобразие мелодического мышления – врожденное качество будущего композитора. Известно, что вторая тема увертюры Тайные судьи (Les Francs-Juges, 1826) и начало первой части Фантастической симфонии (Symphonie fantastique, 1830) были заимствованы автором из его юношеских сочинений.

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ. IGDA

Доктор Берлиоз хотел, чтобы его сын получил медицинское образование, и с этой целью в 1821 отправил его в Париж. Некоторое время юноша действительно посещал лекции на медицинском факультете. Но все свободные часы он проводил в консерваторской библиотеке, изучая партитуры, и в оперном театре, где подрабатывал клакером. Вскоре он стал учеником Лесюэра, достаточно известного композитора: Берлиоз сочинял под его руководством романсы, кантаты, мессы, а также писал статьи на музыкальные темы. Тогда же он делал попытки добиться разрешения родителей на окончательный переход в консерваторию.

Хотя Берлиоз уже привлек к себе всеобщее внимание в Париже благодаря исполнению некоторых из вышеперечисленных сочинений и имел весьма вескую причину оставаться в городе – он обручился с юной Камиллой Мок (блестящей пианисткой, впоследствии мадам Плейель), он все-таки покинул Францию и направился в Рим, где по условиям консерваторской премии мог провести два года, живя вместе с другими стипендиатами на полном обеспечении.

В период между возвращением из Рима (1832) и последней большой концертной поездкой в Россию (1867) Берлиоз создал те сочинения, которые вместе с ранней Фантастической симфонией составляют основной корпус образцов, раскрывающих суть его эстетической системы. Музыка Берлиоза безошибочно узнаваема по характерным мелодическим построениям, но каждая из его партитур имеет свой стилистический облик. И дело не просто в чередовании творческих периодов в жизни композитора; в данном случае разнообразие приемов наглядно демонстрирует основополагающий драматический характер его музыки, непосредственную связь музыки Берлиоза с избираемыми темами, программами, литературными источниками. Духовными наставниками Берлиоза были Глюк, Вебер и Бетховен; он черпал вдохновение из творений Шекспира, Гёте и Вергилия: его Энеиду Берлиоз знал наизусть и позже создал на ее сюжет свой поздний шедевр – оперу Троянцы (Les Troyens).

Личная жизнь Берлиоза омрачалась рядом горестных событий, о которых он подробно рассказывает в своих замечательных Мемуарах (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Симпсон, заключенный в 1833, закончился разводом в 1843 (Симпсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после ее смерти Берлиоз женился на певице Марии Ресио, скоропостижно скончавшейся в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Правда, Берлиоз был счастлив в дружбе. Хотя с Берлиозом бывало нелегко сойтись, все же такие люди, как Лист, де Виньи, Гизо, Сент-Бёв и Вагнер, отдавали должное мощи и цельности его натуры. Переписка Берлиоза с крупнейшими художниками свидетельствует о его терпимости к разным людям и идеям. Но все-таки не литература, а музыка – любовная сцена из Ромео и Джульетты (Romeo et Juliette), Пасхальный гимн из Осуждения Фауста (La Damnation de Faust), септет из Троянцев – открывает нам глубины этого несравненного ума.

Музыкальные произведения.

Список сочинений, в полной мере представляющих стиль композитора и основные формы и жанры его творчества, выглядит следующим образом (в хронологическом порядке): Фантастическая симфония (1830), Гарольд в Италии (Harold en Italie, 1834), Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini, 1836), реквием (1837), Ромео и Джульетта (1839), Траурно-триумфальная симфония (Symphonie funebre et triomphale, 1840), Летние ночи (Les nuits d'eté, 1841), Осуждение Фауста (1846), Te Deum (1839), Детство Христа (L' Enfance du Christ, 1854), Троянцы (1858), Беатриче и Бенедикт (Béatrice et Bénédict, 1862).

Эти произведения, к которым можно присоединить полдюжины симфонических увертюр и столько же вокальных циклов, Берлиоз исполнял по всей Европе, часто вставая за дирижерский пульт. В период между 1842 и 1867, когда композитор перестал выступать, он совершил ряд концертных поездок по Германии, несколько раз посетил Англию, два раза – Россию, составляя репертуар преимущественно из Бетховена, Глюка, Вебера и собственных произведений. Концерты помогали Берлиозу проверить на практике свои интуитивные художественные открытия. Суть некоторых из них изложена в его Трактате о современной инструментовке и оркестровке (Grand traité de l'instrumentation et orchestration moderne, 1844; 1855). Он также написал очерк об искусстве дирижирования – Дирижер оркестра (Les chef d'orchestre).

Литературные труды.

Читайте также: