Асессор кто это профессия

Обновлено: 25.06.2024

Как работают оценщики?

Это не программисты, не SEO-специалисты и не маркетологи. Люди разных профессий, которые прошли обучение. Они должны вести себя как обычные, но внимательные и вдумчивые пользователи. Асессор оценивает сайты и документы по определенным метрикам (показателям), в соответствии с инструкцией.

Например, он должен определить, не скопированы ли тексты, раскрыта ли тема, не мешает ли реклама просмотру страницы.

Такой сотрудник не повышает и не понижает сайт в выдаче, но его оценки влияют на построение формулы (обучение) и, в итоге, на ранжирование. Среди SEO-специалистов распространено мнение, что в Яндексе выдача по высокочастотным запросам формируется с участием живых сотрудников. Сам Яндекс не раскрывает свои алгоритмы и не дает официальной информации на этот счет, но, это крайне маловероятно.

Компании Google и Яндекс по-разному работают с оценщиками.

Асессоры Google

Google не нанимает асессоров напрямую, этим занимаются сторонние агентства. Чтобы стать оценщиком, нужно заполнить анкету, пройти тестирование и собеседование на английском языке.

Русскоязычный сегмент Google оценивают россияне. Но и здесь свободный английский — обязательное требование, потому что у программы английский интерфейс.

Google платит оценщикам от 5 до 15 долларов в час.

Критерии, по которым оцениваются страницы, перечислены в руководстве Google для асессоров. Это объемная внутренняя инструкция. Например, в обновлении, которое вышло 19 октября 2021 года, 172 страницы.

Google не засекречивает этот документ. Англоязычное руководство можно скачать с официального блога компании.

Асессор должен дать оценку качества страницы, используя скользящую шкалу (слайдер). Первая шкала — оценка удовлетворенных потребностей. Она основана как на запросе, так и на результате. Оценщик должен тщательно продумать запрос и намерения пользователя.

Вторая шкала - оценка общего качества страницы. Она не зависит от запроса.

Основные критерии, по которым асессоры Google оценивают сайты:

Асессоры Яндекса

Яндекс начал нанимать асессоров в 2008 году. Чтобы занять вакансию, нужно заполнить анкету, пройти тест и собеседование. Оценщики вручную проверяют сайты и страницы. Они оценивают выдачу, выстраивая url по шкале релевантности поисковому запросу.

Как написал Яндекс в своем блоге, постепенно штат асессоров вырос настолько, что это стало проблемой.

Яндекс перестроил рабочие процессы так, чтобы масштабные задачи делились на более мелкие, не требующие специального обучения и квалификации. Так появилась краудсорсинговая платформа Толока. Это площадка, на которой может зарегистрироваться любой желающий. Выполняя простые задания, толокеры помогают Яндексу выстроить релевантную выдачу и усовершенствовать алгоритмы.

В отличие от Гугла, Яндекс держит внутренние инструкции под замком. Но иногда информация просачивается в интернет. Вот, например, часть методички по оценке качества отзывов.

Как работают толокеры Яндекса?

проверка качества иллюстраций;

оценка релевантности: соответствует ли документ поисковому запросу;

оценка количества и качества рекламы на странице (например, не мешают ли рекламные блоки просмотру контента, нет ли на страницах рекламы адалт-тематики).

Посмотреть, сколько толокеров заходит на ваш сайт и что они там делают, можно в Яндекс.Метрике.

Запись каждого посещения можно посмотреть в Вебвизоре (Яндекс.Метрика).

Итак, Яндекс и Google пока не могут обойтись без ручной проверки поисковой выдачи. Живые сотрудники помогают искусственному интеллекту находить самые релевантные и качественные страницы. Они обучают роботов и совершенствуют нейронную сеть.

Как это можно использовать в продвижении сайтов:

Руководство для асессоров Google — источник ценной инсайдерской информации для SEO-специалистов. По сути, это инструкция по продвижению.

Для Google важна экспертность создателей контента. Если для вас пишут профессионалы, не прячьте их. Анонимный контент не вызывает доверия у пользователей и поисковых систем. Эта же тенденция прослеживается и в Яндексе.

Работа над репутацией компании способствует SEO-продвижению. Оценщики Google ищут упоминания и отзывы о компании в интернете. Чем больше о вас говорят (в положительном ключе), тем лучше.

Для Яндекса не существует мелочей. Толокеры могут зайти на сайт, чтобы проверить качество иллюстраций, заголовки, количество рекламы. Чтобы понравится Яндексу, над сайтом нужно работать комплексно.

Поисковые системы заинтересованы в большом количестве пользователей и потому постоянно совершенствуют выдачу. Стараются убирать некачественные ресурсы, а материалы, которые содержат полную достоверную информацию, наоборот, чаще появляются в ТОПе. Это заслуга не только искусственного интеллекта — за качеством сайтов следят асессоры, которые обучают ИИ поисковых систем.


Кто такие асессоры

Асессор (от англ. assessor - оценщик) — это сотрудники Яндекс или Google, которые вручную проверяют релевантность страницы и проставляют оценку. Они смотрят, насколько контент соответствует ожиданиям пользователей и, исходя из разработанной шкалы, дают характеристику этой странице.

Оценка качества основывается на нескольких факторах:

  • соответствие контента запросу пользователя;
  • дизайн и удобство использования сайта;
  • выявление вредоносного кода на ресурсе;
  • достоверность и полнота изложения информации.

В каждой поисковой системе работают свои асессоры. У них разные алгоритмы оценки, а потому выдача в разных ПС по одному и тому же запросу может различаться. Все инструкции основываются на правильности и достоверности информации, но критерии могут быть разные. Также не стоит забывать, что асессоры проводят проверку вручную.


Асессоры оценивают все сайты, но особенно тщательно проверяют ресурсы, связанные с тематикой YMYL:

YMYL (Your Money or Your Life) — аббревиатура, которой Google обозначает сайты тематик, влияющих на здоровье или финансовое благополучие посетителей. Сюда попадают юридические, медицинские, финансовые ресурсы

Сотрудник проверяет, как быстро загружается страница, есть ли на ней вредоносный код, оценивается контент и удобство покупки и использования ресурса.

Как асессоры влияют на выдачу страниц в поиске

Почему-то считается, что асессоры вручную понижают или повышают позиции сайта в выдаче. Такая точка зрения не совсем верна — асессор может только полностью исключить страницу, если ее контент содержит вредоносное ПО или посвящен тематикам, продвижение которых запрещено законодательством.


Асессоры влияют на выдачу опосредованно: они оценивают страницы сайтов и выставляют им оценки. На основании этих данных ИИ поисковой системы определяет страницы с похожим по качеству контентом и поднимает их в выдаче. Это работает и в обратную сторону: некачественные сайты и похожие на них ресурсы ПС будут пессимизировать.

  • Витальная . Так отмечают первоисточники или официальные источники информации.
  • Полезная . Эту отметку получают те страницы, которые всесторонне и полностью удовлетворяют запросу пользователей.
  • Релевантная+ . Включает достаточно информации, чтобы удовлетворить запрос пользователя.
  • Релевантная- . На странице есть информация, соответствующая запросу пользователя, но ее недостаточно, чтобы дать полный ответ.
  • Нерелевантная . На странице нет информации, отвечающей запросу пользователя.
  • Спам . Так отмечаются страницы с клоакингом и дорвеем — методами черного SEO. Сюда же попадают те ресурсы, которые содержат вредоносный код, мусорный контент.
  • Не про то . Так отмечают страницы, контент которых соответствует ключевым словам запроса пользователя, но отражает совершенно другую информацию. Такая ситуация характерна для фраз, содержащих многозначные слова.

Где поисковые системы нанимают асессоров

Так же набирают экспертов в узких тематиках (медицина, технические темы и т.п.), эти сотрудники получают на оценку только профессиональные документы в их сфере.

Раньше одним из обязательных требований было знание английского, но сейчас его отменили.

Прежде чем стать сотрудниками, соискатели проходят несколько этапов:

  • отправка заявки;
  • отправка резюме;
  • тестовое задание;
  • очное собеседование по Skype или Zoom;
  • прохождение испытательного срока.

Преимущества и недостатки работы асессором

У работы асессором, как и у любой другой, есть свои плюсы и минусы. Сначала поговорим о хорошем:

  • Удаленная работа без четко выраженного графика . Нужно пойти к врачу или заболели дети? Никаких проблем, вы сами распоряжаетесь своим графиком. В зависимости от того, где именно придется работать, заработок будет зависеть от количества выполненных задач или проведенных часов в программе.
  • Сдельная оплата . Это как раз то, о чем мы говорили в первом пункте. Чем больше вы работаете — тем больше получаете. Но не стоит бросать все силы в количество, забывая о качестве. В работе асессоров тоже есть KPI, от которых зависит ставка за задачу или в час. И если эти показатели не выполняются, то и оклад расти не будет.
  • Возможность сделать информационное пространство лучше . Именно асессоры определяют, являются ли сайты достаточно качественными, чтобы высоко ранжироваться в поиске. Они — своеобразные стражи на пути черного SEO, которое продвигает мусорные ресурсы в топ выдачи.
  • Нет необходимости в профильном высшем образовании . Для этой работы набирают людей, которые могут показать свою экспертизу в отрасли — это могут быть те, кто уже столкнулся на практике с каким-то вопросом. Диплом о высшем образовании не учитывается при зачислении на работу.


На этой супергеройской ноте перейдем к минусам работы асессором:

  • Нужна хорошая внимательность . Инструкции асессоров включают несколько сотен пунктов — ни один из них нельзя забывать. Поначалу это кажется особенно сложным. Постепенно знания доходят до автоматизма, но расслабляться все равно не стоит — руководства постоянное меняются и дополняются.
  • Отсутствие карьерного роста . Придется постоянно выполнять однотипные задачи. Расти особо некуда — контролируют асессоров такие же сотрудники. А потому эта работа не подойдет для тех, кто кто хочет дослужить до вершин управления поисковыми системами.
  • Нужно строго следовать инструкции . Как уже было сказано выше, они постоянно меняются. Нарушения определяют такие же асессоры, которые следят за качеством сайтов. Четкое следование инструкциям понятно — если его не будет, выдачу постепенно займут те сайты, которые не несут никакой пользы. Как следствие, посетители перейдут на использование другой поисковой системы.
  • Вакансии открываются не всегда . Несмотря на большую загруженность, компании не спешат набирать асессоров постоянно или ставить новых сотрудников на поток. На обучение каждого уходит масса времени, а потому вакансии обычно открываются сезонно и набор проводится группами.


Как мы видим, у этой работы, как и у любой другой, есть свои плюсы и минусы. При переходе на должность асессора стоит также учитывать особенности удаленной работы — нужен хороший тайм-менеджмент, но при этом занятость не зависит от локдаунов и местонахождения сотрудника.

Средняя зарплата асессора

У сотрудников Google оплата почасовая: время работы отслеживается с помощью трекера. Новички получают около 3 долларов за один час работы. С ростом квалификации сумма увеличивается и может достигать максимум 15 долларов в час.


В Google ситуация немного иная — есть инструкция асессоров на английском языке, которая постоянно дополняется. В последней редакции (на момент написания статьи) требования к сайтам изложены на 172 страницах. Можно найти и более ранние варианты, переведенные на русский язык. Их лучше использовать как ориентир, а оптимизировать сайт по переводу последнего варианта.

Как подготовить сайт к проверке асессором

Если ресурс попадает под тематики YMYL, следуйте этим советам, чтобы проходить асессорскую проверку:

Слышали ли вы о профессии асессора – или раньше никогда не сталкивались с подобным термином? А может быть, уже хотите устроиться на подобную работу? Мы постарались собрать самые важные аспекты этой специальности – и рассказываем об этом вам.

Кто это: круг обязанностей

Асессор – это человек, который следит за соответствием содержимого электронных страниц. По сути, продвинутый пользователь интернета за зарплату.

Понимаем, что такого простого объяснения мало, нужно больше подробностей, нужно углубиться в детали профессиональной деятельности! Рассказываем: асессор тестировщик занимается тем, что проверяет страницы в интернете. Да-да, сайты, на которые миллионы людей заходят ежедневно.

Зачем их проверять? Проверка проводится на качество и соответствие вводимого поискового запроса, иначе говоря, на релевантность.


Вы открываете один из сайтов и видите, что о покупке машины сказано 2-3 слова, а остальное место на странице занимает описание ТО и продвижение дополнительных услуг. Так вот, задача асессора тестировщика в Яндексе (как пример) заключается в том, чтобы проверить сайт на соответствие запросу. Ведь машинные технологии работают неидеально, поэтому контент не всегда отвечает желанию пользователя.

Еще немного о том, что это за асессор тестировщик. Работники крупных поисковых систем не просто оценивают выдачу, но также проверяют корректность работы внутренних сервисов, проводят оценку релевантности изображений на странице, тестируют определённый пользовательский функционал и многое другое.

Сейчас асессоры есть не только в поисковых системах – такие люди работают в крупных компаниях – например, банках или ритейлерах. Везде, где требуется проверка работы автоматических алгоритмов.


Почему мы говорим о том, кто такой асессор Яндекса? Очень просто – именно такие вакансии чаще всего появляются на сайтах для поиска работы, других предложений сейчас крайне мало. А вот крупнейший российский разработчик давно пользуется услугами подобных специалистов. Что и неудивительно, ведь поисковая система Яндекса очень популярна на территории нашей страны и в странах СНГ.

Кто может устроиться на работу?

Подытожим, что такое асессор в широком смысле этого слова. Специалист нужен, чтобы сделать поисковую выдачу более чистой и точной, отвечающие на запросы конечного пользователя максимально корректно.

Важно понимать, что асессоры – это не те люди, которые могут влиять на позиции сайтов в поисковой выдаче. Ручная оценка нужна для настройки автоматических алгоритмов. Тем не менее, машина сама определит, насколько сайт релевантен введённому запросу. Однако большое количество негативных оценок тестировщиков ведёт к падению индекса сайта.

Кто это – асессор, если вывести суть его работы в одной фразе? Человек, который должен максимально полно и точно оценить данные, чтобы помочь поисковикам работать лучше.

Следующий важный вопрос: как занять подобную должность, что нужно знать и уметь? Специальных знаний от вас не потребуется, это работа низкоквалифицированного характера, несмотря на достаточную серьёзность поставленной задачи.

Сначала отметим навыки, которыми рекомендуется обладать – если вы не соответствуете этим критериям, вам будет очень тяжело выполнять ежедневную работу.

  • Усидчивость
  • Готовность к монотонной работе
  • Внимательность (супервнимательность!)
  • Хорошая память
  • Умение следовать инструкциям

По сути, это все качества, которые вам необходимы. По отзывам о работе асессором в Яндексе, приходится очень много времени проводить за компьютером. В ваши задачи будет входить детальное изучение инструкций (их предоставляет компания), а затем точное им соответствие.

Это очень важно, вы будете работать по готовым мануалам и оценивать сайты по системе критериев, уже разработанных специалистами. Здесь не допускается личное мнение или своя оценка, только строгое соответствие алгоритмам. Если вы не готовы к монотонному труду и ищете творческую работу – вам точно не понравится быть асессором.

Плюсы и минусы работы

Мы уже знаем, кто такой асессор – можно поговорить о достоинствах и недостатках этой профессии. Эта шпаргалка пригодится вам, когда будете принимать решение о трудоустройстве на подобную вакансию!


  • Дистанционная работа – вы всегда будете на удалёнке
  • Возможность самому определить объем выполняемых заданий
  • Опыт работы в крупной компании (это приятная запись в трудовой)
  • Не нужно специально ничему учиться
  • Невысокий уровень оплаты
  • Отсутствие возможности карьерного роста
  • Очень монотонный труд (подходит не всем)
  • Нужно много работать, чтобы выполнить нормативы
  • Приходится руководствоваться огромным количеством инструкций (а они часто меняются)

Если вас не отпугивают возможные недостатки, и вы определённо понимаете, что асессор – это ваша вакансия, стоит попробовать свои силы!

Как стать?


Отправьте резюме и запрос на получение тестового – а потом проходите задания, которые вам вышлет координатор. Рассказать о них мы не можем, так как компания держит ТЗ в секрете.

Работать в этой сфере на фрилансе вряд ли получится, обычно такая позиция требуется в штат, притом количество вакансий не так уж и велико.

Не стоит забывать о другом крупном игроке на рынке поисковых систем, это Google. Зарплата здесь будет чуть выше (о российских ставках чуть ниже), но обязательным требованием станет знание английского языка.

Сколько зарабатывает?

Сведения о зарплате асессоров в Яндексе скрыты – компания практически никогда не публикуют вакансий с указанием уровня дохода. Почему так происходит – неизвестно, но ведь нам интересно узнать, на какую заработную плату можно рассчитывать!


Если проанализировать несколько источников и изучить отзывы тех, кто проходил тестирование и трудоустраивался, можно сделать вывод, что доход будет невелик. В среднем, около 15-25 000 тысяч, но вряд ли больше.

Асессор-тестировщик Яндекс получает небольшую зарплату. А что насчёт других компаний? В любом месте вы упрётесь в потолок в районе 28 000 – 30 000 рублей. К сожалению, больше заработать вряд ли получится.

В работе существуют определённые нормы, которые необходимо выполнить и часы, которые нужно провести за проверкой страниц. Только при соблюдении этой выработки можно рассчитывать на выход к верхней границе дохода.

Если работать меньше, воспринимать это как подработку или сторонний доход, тогда Яндекс асессор будет получать минимум. Как отмечалось выше, это около 15 000 рублей – при том, вы все равно должны ежедневно выполнять ряд заданий и достигать определённого порога KPI.

Кто такой асессор и как он влияет на поисковую выдачу

Интернет – одна из важных составляющих жизни современного общества. В нем общаются, работают, совершают покупки, а еще, конечно же, ищут информацию. Проблема в том, что последней стало так много, что отыскать нужное среди миллионов сайтов практически невозможно. Но кто вообще ищет что-то сам, когда человечество давно придумало поисковые системы, предлагающие наиболее подходящие сайты по любому запросу пользователя.

В свою очередь, поисковики отвечают доработкой использующихся фильтров и алгоритмов, позволяющих отсеивать некачественные ресурсы. Конечно, к ним тоже можно приспособиться, однако у поисковых систем есть еще один козырь – асессоры. И вот их провести будет уже значительно сложнее. Итак, кто такой асессори какова его роль в контексте работы поисковых систем? Рассмотрим детальнее.

Кто такой асессор?

Асессоры – это люди, которые проверяют релевантность поисковой выдачи, исходя из определенного набора критериев. Для работы они используют специализированное ПО, предназначенное для сохранения результатов и передачи их в поисковую систему. Оценка асессоров учитывается поисковиками при формировании выдачи по тому или иному запросу. И если алгоритмы еще можно как-то обмануть, то ввести в заблуждение человека недобросовестным владельцам ресурсов практически невозможно. Как следствие, из индекса выпадают отдельные страницы и целые сайты, пусть формально они и соответствуют актуальным пожеланиям Google или Яндекс.

Особенности профессии

Казалось бы, что может быть проще: сиди, вводи поисковые запросы по предоставленному работодателем списку, кликай по ссылкам, оценивай увиденное по определенным критериям и проставляй результат в специальной программе или через онлайн-сервис – вот и вся работа. В реальности же это не так легко и весело, как может показаться.

Процедура оценки

Рассмотрим стандартную схему работы данного специалиста. Как выяснилось, разобраться, кто такой асессор, совсем не сложно. Осталось вкратце пройтись по процедуре оценки. Ее можно разделить на два основных этапа:

  • предварительная оценка;
  • оценка релевантности ресурса.

На первом этапе асессор сразу же отсеивает сайты, которые в принципе не должны находиться в поисковой выдаче. К примеру, никто не будет пытаться установить релевантность ресурса запросу, если на нем присутствует вредоносное ПО.

Далее асессор анализирует сайт, выставляя ему определенную оценку. Всего их несколько:

Профессиональные сложности

Как уже говорилось выше, работа асессора сводится к выполнению рутинных операций. При этом они требуют концентрации внимания, ведь ошибка может принести немало проблем в целом хорошим ресурсам, которым просто не повезло. Как следствие, практически неминуемо профессиональное выгорание. Оптимальный срок работы на должности асессора – около года. Далее необходимо сделать перерыв хотя бы на три месяца, посвятив время отдыху или сменив род деятельности.

Перспективная ли профессия асессора

Теперь, когда вы знаете кто такой асессор и, возможно, задумались о попытке устроиться на соответствующую должность в одну из поисковых систем, осталось разобраться, а стоит ли это вообще делать? Не получится ли, что в скором времени данная профессия окажется не нужна?

Невзирая на постоянное совершенствование алгоритмов и фильтров, поисковые системы все так же нуждаются в асессорах, ведь нередко только человек способен определить релевантность ресурса. Конечно, есть гипотетическая вероятность, что поисковики будут все больше задействовать системы искусственного интеллекта, но вряд ли они вскоре смогут составить конкуренцию человеку. Следовательно, актуальность профессии в обозримом будущем вряд ли снизится, скорее, даже возрастет.

Читайте также: