Анализ проведения работы по ознакомлению детей с художественной литературой во второй младшей группе
Обновлено: 18.05.2024
В настоящее время работаю с детьми второй младшей группы, которых ве5ду с ясельного возраста. Особенностями возраста детей моей группы являются неумение контролировать свои эмоции, поведение, неумение слушать и подчиняться правилам в игре и общественной жизни. Среди детей группы есть гиперактивные, тревожные и агрессивные дети. В работе с детьми я отметила положительное влияние художественного слова на детей. Однако, я отметила, что не все дети знакомы даже с самыми простыми сказками. По результатам диагностики по ознакомлению детей с художественной литературой выявила, что не все дети проявляют интерес к книгам, внимательно слушают, рассматривают иллюстрации и воспринимают содержание произведений. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Проведя анкетирование родителей, выявила, что родители не достаточно уделяют внимания ознакомлению детей с художественной литературой. Лишь 19% опрошенных отметили, что ежедневно читают с ребенком, но лишь 3% из них беседуют с малышом о прочитанном. А ведь художественная книга - это могучее средство всестороннего развития и воспитания ребенка. В. В. Гербова отмечает, что при ознакомлении детей с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Применяю в работе технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, развивающие, мультимедийные.
Использую разнообразные приемы для активизации творческих, познавательных возможностей детей, поощряю любознательность.
Провожу мониторинг развития детей современными методиками психолого-педагогической диагностики, корректирую работу с детьми в соответствии с полученными результатами. Результатами моей работы является положительная динамика показателей развития детей.
Особое место в моей образовательно – воспитательной работе занимает ознакомление детей с художественной литературой..
Начиная с первых дней пребывания детей в детском саду, я знакомлю их с малыми фольклорными формами художественной литературы: потешками, пестушками, песенками, прибаутками, сказками. Дети положительно реагируют на художественное слово: они быстро успокаиваются, легко переключаются на другой вид деятельности, появляется заинтересованность и виден результат.
24% - по просьбе ребенка; 37% - каждый вечер перед сном; 19% - ежедневно (с проведением беседы - понял ли ребенок суть
произведения, запомнил ли последовательность событий, проявил ли сопереживание герою).
Я сделала вывод.
Необходимо на каждом возрастном этапе ребенка максимально использовать ознакомление с художественной литературой и стихотворными формами в разнообразных видах деятельности и их интеграцию во все образовательные области программы. Это позволит мне активно развивать у детей память, интерес к художественной литературе, художественно – эстетическое восприятие, развивать монологическую и диалогическую речь, параллельно, средствами художественной литературы формировать познавательный интерес ко всему окружающему миру.
Со мной согласились и ведущие специалисты.
О. С. Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах.
Это отражается и на речевом развитии детей..
Высокий уровень – 0%. Достаточный уровень – 63.1%. Средний уровень – 24.6%. Низкий уровень – 12.3% (См. приложение № 1)
После опроса родителей, результатов диагностики и по просьбе детей, у которых сформирован интерес к чтению, я подтвердила свои наблюдения.
По мере взросления детей необходимо продолжать:
· воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору;
· создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором, учить наизусть стихи и потешки, отвечать на вопросы по содержанию текста, участвовать в инсценировании, драматизации отрывков из любимых сказок
· способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и воспитывать чувство сопереживания героям.
Предметно-пространственная развивающая среда
Совместно с родителями мы создали предметно - развивающую среду, которая отвечает возрастным физиологическим и психическим особенностям детей, повышенной двигательной активности и ярко выраженной познавательной деятельности детей.
В ее создании мы опирались на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования (пилотный вариант) /Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
Все игровые зоны оснащены развивающими материаломи. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В игровых зонах дети учатся не только общаться, друг с другом, но и идет активное закрепление пройденного материала, содержание прочитанной книжки, перенос сюжета книги в самостоятельную игровую деятельность, развитие монологической и диалогической речи.
Поскольку физическое и психическое здоровье ребенка рассматривается как единое целое, то моя работа в этом направлении осуществляется в комплексе, с включением художественного слова во все виды деятельности с детьми.
Для укрепления здоровья детей провожу:
· ежедневно утреннюю гимнастику
· гимнастику пробуждения после сна
· артикуляционные упражнения на развитие дыхания (силы вдоха и выдоха)
· подвижные и малоподвижные игры в помещении, на прогулке (не менее 4 часов в день в соответствии с СанПИН); на занятии физической культурой ( 3 занятия в неделю по 20 минут). (См. приложение № 3)
Один из наиболее эффективных методов развития интереса к книге у дошкольников – включение их в проектную деятельность , позволяющую создать интерес к слушанию, а в дальнейшем, к чтению книг, творческое и эмоциональное общения и практическое взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками становятся и родители воспитанников.
В моей группе я реализовала два проекта.
Мною разработано комплексно – тематическое планирование по художественной литературе на год, с подборкой художественных произведений предусмотренных не только программой, но и для дополнительного чтения, и для заучивания наизусть детьми. (См. приложение № 7)
Работа по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
Приобщая детей к художественной литературе с первых дней пребывания в детском саду, использую метод обыгрывания потешек, песенок, прибауток, стихотворений, сказок, разными способами: сопровождаю чтение действием игрушки, использую пальчиковый театр, теневой театр, театр Би-ба-бо, театр на фланеллеграфе, на баночках, на цилиндра, плоскостной настольный театр, шапочки, маски различных персонажей, рассматривание иллюстраций, даю возможность детям договаривать слова любимых произведений.
Социально – коммуникативное развитие.
В течении всего года я учила детей инсценировать и драматизировать отрывки (или полностью РНС) любимых и хорошо знакомых произведений. Вводя ребенка в мир театрализованной игры формирую мотивацию к самостоятельной игре с разными видами театра. (См. приложение № 8)
Создаю условия и для возникновения сюжетно – ролевых игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, показывая способы ролевого поведения, через развивающие игры. (См. приложение № )
Художественно – эстетическое развитие.
Ознакомление детей младшего возраста со средствами художественной литературы находит своё отражение
· в культурно - досуговой деятельности:
(См. приложение № 10)
· НОД, итоговые интегрированные занятия, полихудожественных занятиях (слово + музыка + рассматривание репродукций картин или предметов народного творчества). (См. приложение № 13)
Читайте также: