6 работа по ознакомлению с сенсорными эталонами и способами их использования начинается с

Обновлено: 19.05.2024

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

  1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
  2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
  3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Направление сенсорного развития, всегда нацелено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, именно восприятие является основой познания мира. Эффективность умственного, физического, эстетического воспитания очень сильно зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть насколько развиты у ребенка такие качества как слух, осязание, зрение, то, что в целом дает представление об окружающем мире.

Ребенок в любом возрасте, начиная от младенчества до того момента когда он начинает взрослеть, эмоционально подвержен к любым воздействиям. Поэтому каждый возрастной этап является благоприятным для нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Учеными были разработаны различные дидактические игры и упражнения, которые позволяли детям ознакомиться с предметными свойствами и признаками.

Источник познания мира заключается в сенсорном, чувственном восприятии окружающего мира. Особенно чувствителен ребенок к сенсорным воздействиям в раннем детстве. Ранний возраст – это тот возраст, когда восприятие окружающего мира, накопление багажа знаний об окружающем мире, совершенствовании органов чувств необходимо для сенсорного развития.

Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения. Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).

Одним из самых простых процессов познания являются ощущения. Данный процесс происходит как отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающей среды, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Процесс ощущения является одним из первых, важных источников получения информации об окружающем внешнем мире и своем теле. Рассматривая ощущения, можно выделить четыре вида: слышать, ощущать звук - слуховые ощущения; почувствовать запах - обоняние; ощущение четырех вкусовых констант: кислое, сладкое, соленое, горькое, остальные вкусовые ощущения, чувствительность кожи, восприятие холода, тепла, боли и др., есть осязание.

Сенсорное воспитание не возможно без развития анализаторов у ребенка. Это значит научить малыша умению обследовать предметы.

Одной из основных задач сенсорного воспитания является формирование навыков сравнения, синтезирования, обобщения, развития мысли и представления о предмете через его непосредственное, близкое восприятие.

Следует отметить разнообразие свойств предметов, но все же выделяются более значимые сенсорные эталоны, именно их необходимо освоить дошкольникам:

  • Система мер веса;
  • Система мер длины;
  • Система направлений;
  • Система геометрических фигур;
  • Система цвета;
  • Система величины;
  • Система звуков;
  • Система запахов;
  • Система фактуры.

Процесс усвоения детьми дошкольного возраста начинается с ознакомления геометрии и цвета фигуры. Это происходит в результате разных видов продуктивной деятельности ребенка: рисования, конструирования, лепки.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Здесь предполагается знакомство с такими формами как круг, овал, треугольник, квадрат. Более позже может быть добавлена трапеция. В тоже время в отличии от математических представлений целью сенсорного воспитания является умение узнать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею. Использование плоскостных и объемных геометрических фигур имеет достаточно важное значение при обучении детей использования плоскостных фигур в качестве эталонов. Плоскостные фигуры в отличие от объемных, позволяют дать оценку формы предмета, отметить его контур, что является наиболее существенным для восприятия формы предмета.

Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Лучше, если знакомство с эталонами будет происходить в процессе показывания и называния, в том числе должна присутствовать деятельность детей, когда они сопоставляют различные эталоны между собой, подбирают одинаковые эталоны, закрепляют это в своей памяти. В этот момент происходит запоминание и в дальнейшем ребенок начинает использовать названия.

К важнейшим средствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами относится создание оптимальной предметно-развивающей среды.

Следует учесть некоторые момента при организации предметно- развивающей среды группы. А именно, безопасность оборудования: это избежание острых углов и выступов, закрепление оборудования должным образом, а также создание психологического комфорта каждому ребенку.

Большую роль в развитии сенсорного опыта играют строительные материалы. Они способствуют появлению у детей элементарных представлений о форме, величине предметов, ориентировке в пространстве.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания у детей является природа. Именно познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.

Усвоение сенсорных эталонов происходит через разнообразные виды деятельности.

1. Познавательно- исследовательская деятельность:

Игры – эксперименты с водой

Игры с песком, землей и глиной

Развивающие игры с предметами

Дидактические игры для формирования представлений о цвете:

Дидактические игры для формирования представлений о форме

Дидактические игры для формирования представлений о величине

Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве

Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании

Дидактические игры для формирования представлений о времени

2. Продуктивная деятельность:

Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами. )

Лепка, аппликация: игры с фольгой, цв. бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом.

Игры с куклами, мишками, собачками

Игры с машинками

3. Двигательная деятельность:

Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками. )

Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования

Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами

Игры с мячом в кругу

Игры руками с небольшим предметом

4. Музыкально художественная деятельность:

Игры на развитие фонематического слуха

Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка. ) Игры с самодельными звучащими предметами

Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо. )

Народная игрушка (неваляшки, свистульки. )

5. Чтение художественной литературы:

Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности) Книжки из разных материалов Книжки с музыкальными эффектами Красочные книжки разных размеров.

6. Трудовая деятельность:

Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в групповой комнате

Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.

Ознакомление детей с сенсорными эталонами на протяжении всего периода дошкольного детства постепенно углубляется. Дети знакомятся с все более тонкими разновидностями эталонных свойств и со связями и отношениями между различными эталонами.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребенка. От того, как хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребенок сможет выразить все эти знания в речи. Сенсорное воспитание отражает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильного. На основе восприятия формируются представления о свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д., то есть происходит работа по усвоению сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Например, в области цвета – это 7 цветов спектра, белый и черный цвета. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего ребенок раннего возраста в предмете выделяет какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Поэтому, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставления разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами дети запоминают и начинают использовать их названия.

Для успешного овладения сенсорными эталонами детьми третьего года жизни используются различные средства. К важнейшим средствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами относится создание оптимальной предметно-развивающей среды.

При организации предметно-развивающей среды группы необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку.

Для развития сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими материалами. По мнению В.С. Мухиной [5, с.64], при подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и синий и фиолетовый. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность, тогда светло-красный и светло-зеленый предметы дети объединяют вместе, а темно-красные группируют с темно-синими и темно-зелеными.

Особое значение в сенсорном развитии детей третьего года жизни имеют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В процессе этих видов деятельности дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами в соответствии с программой детского сада. Даже если ребенка специально не обучают выделять разновидности свойств, соответствующие общепринятым эталонам, то сам материал, с которым ребенок действует при рисовании, конструировании, выкладывании мозаики, аппликации, содержит необходимые образцы. Так, рисуя, ребенок пользуется красками, цвета которых подобраны в соответствии с цветами спектра; конструируя из кубиков, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины, в мозаиках, материалах для аппликации представлены разноцветные круги, треугольники, квадраты и т. д.

Обогащают сенсорный опыт детей игры со строительными материалами. Они способствуют появлению у детей элементарных представлений о форме, величине предметов, ориентировке в пространстве. Так, воспитатель, показывая 2-3 резко контрастные по форме и величине детали из строительного побуждает детей не только узнавать эти детали, но и развивать более тонкую дифференциацию, например, различать прямоугольник, треугольник и призму.

Эффективным средством сенсорного воспитания детей третьего года жизни является природа, т.к. познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.

Однако, доминирующим средством в формировании сенсорных эталонов на третьем году жизни играет дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Л. А. Венгер [3,c.31] разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, такие как цвет, форма, величина, расположение в пространстве.

Рассмотрим более подробно освоение каждого из этих сенсорных эталонов.

Основная цель освоения этого сенсорного эталона - научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.

Это такие практические действия, как:

– сопоставление элементов фигур;

– обведение пальцем контура;

После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция.

Л.А. Венгер [4,с. 25] предлагает использовать следующие группы игр:

1. предложить найти ребенку предметы по образцу, которые имеют такую же форму, как: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие;

2. в игровой форме подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, форме и величине;

3. формировать умение находить геометрические фигуры по их названию.

Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как:

– группировка предметов по одинаковому признаку.

Каждый параметр величины (длина, ширина, высота и толщина) осваивается самостоятельно, но на основе предыдущего параметра. При восприятии каждого параметра осуществляются действия, которые сначала выполняются с реальными предметами (например, большая кукла и маленькая и т.п.), затем с геометрическими фигурами, а затем осуществляются в уме с опорой на рисунок.

Для каждого параметра величины предлагаются игры:

– с объемными фигурами;

– с плоскими фигурами.

Как отмечает М.И. Богомолова [2,с.79], для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

– подбор одинаковых величин по образцу;

– различие между предметами по величине путем прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине (ряды от маленького к большому и наоборот);

– использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;

– аналитическое сопоставление предметов с помощью зрения;

– сопоставление частей и деталей предмета по величине.

В играх по определению величины используются различные предметы и игрушки.

Для восприятия цвета ребенка учат различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. По мнению Э.Г. Пилюгиной [6,с.57], работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.

– сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделить цвет в предмете.

Восприятие целостного предмета

По мнению С.А. Бахтигузиной [1, с.54], самая главная функция восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств. Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:

– конструирование предметов из составных элементов (конструкторы; картинки, разрезанные на несколько частей);

– узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению (картинки с нарисованной частью предмета, животного, по которым ребенок должен узнать – кто это?);

– обнаружение похожего и различного в предметах (например, чем похожи: лиса, волк, молоток топор и т.д.?);

– узнавание предметов по словесному описанию (та же игра, но поменяйтесь ролями с ребенком, загадки).

Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.

При целенаправленном сенсорном воспитании у ребенка третьего года жизни наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Систематическое и планомерное использование всех средств формирования сенсорных эталонов ведет к прочному усвоению их детьми третьего года жизни, что является прочным фундаментом для успешного освоения программы детского сада и способствует интеллектуальному и речевому развитию детей.

Бахтигузина, С.А. Связь сенсорного и речевого развития. думаю, чувствую и говорю [Текст] / С.А. Бахтигузина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 4. - С. 53-57.

Богомолова, М.И. Формирование у дошкольников сенсорной культуры в практических действиях [Текст] / М.И. Богомолова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12 (36). - С. 074-081.

Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1978. - 46 с.

Мухина, В.С. Сенсорное развитие дошкольника [Текст]: Учебное пособие / В.С. Мухина; Под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 350 с.

Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] / Э. Г. Пилюгина. - М.: 1983. – 126 с.

Особенности периода интенсивного сенсорного развития дошкольников. Основы для общего умственного развития и овладения разными видами деятельности. Понятие сенсорных эталонов свойств и отношений предметов, трудности визуального восприятия у детей.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.08.2014
Размер файла 18,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Факультет: Педагогики и психологии

Кафедра: Дошкольная педагогика

Предмет: Детская психология

Понятие о сенсорных эталонах

студентка группы ДОЗ-12-1

Квашнина Мария Юрьевна

Ульяновск 2013 г

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. Значительно совершенствуются у детей умения определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). сенсорный умственный дошкольник

Сенсорный эталон - понятие, разработанное А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы.

В педагогике под сенсорными эталонами понимается восприятие, развитие геометрических фигур, цвета, величины.

Ученые предполагают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности. Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.

Так, в области формы - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и другие), в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета, в области величины - большой, маленький, толстый, тонкий, широкий, узкий, длинный, короткий в области пространственного расположения - справа, слева, вверху, внизу.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство такого предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами - это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.

Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка. Такие условия для зрительного восприятия присутствуют, главным образом, в продуктивных видах деятельности - рисовании, лепке, конструировании. Поэтому педагоги-исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в процесс обучения дошкольников разным видам деятельности.

Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс, когда ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую им постройку, но и обязательно при этом мыслит.

В процессе создания различных построек совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Одна из главных задач сенсорного воспитания в конструкторской деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить.

Дети, умеющие правильно обследовать предмет, легко могут представить его. Это очень важно, так как одним из основных условий успешного конструирования является умение детей четко представить себе, что за объект они собираются создавать. Причем конструирование будет тем успешнее, чем детальнее и точнее ребенок представляет, из каких частей этот предмет состоит, как эти части связаны между собой. Формирование такого рода представлений происходит в процессе определенным образом построенного обследования, когда дети под руководством педагога последовательно вычленяют отдельные элементы предмета.

Одним из важных показателей развития конструктивной деятельности у детей является умение творчески варьировать свои постройки.

Следовательно, представления детей о предметах должны быть четкими, так как именно обобщенные представления - одно из условий создания различных вариантов одного объекта.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

В своих исследованиях Л.А. Венгер определил основные задачи сенсорного воспитания детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни - это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Дети уже первых недель и месяцев жизни способны довольно тонко различать предметы разного цвета, величины и формы.

В первые годы жизни (до 3,5 - 5 лет) запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят в значительной степени от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребенка.

Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Большинство отечественных ученых, занимающихся вопросами восприятия, выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.

Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента сильным. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут качества и свойства, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и другие. Геометрическими параметрами формы являются: размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Все это характеризует динамичность, статичность и мерность формы.

Трудности визуального восприятия детьми элементов и геометрических параметров формы осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опозновательными и логическими операциями различного характера.

Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и уметь следовать по ней. Это осуществляется посредством движения глаз, которые как бы вторично выделяют контур, и является необходимым условием создания образа формы предмета.

На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона.

Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления.

Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их. Способность охватить взором предмет зависит от границ поля зрения ребенка, размера предмета и расстояния, с которого объект рассматривается.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Освоение эталонных значений проходит три периода, которые отражают возможности ребенка систематизировать получаемые им представления о свойствах предмета.

Первый период длится до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и так далее.

Второй период длится в среднем до 5 лет. Ребенок пользуется предметными эталонами.

В третьем периоде - в возрасте 5 лет и старше - происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонные значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формированию представлений о сенсорных эталонах.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания, умения для анализа окружающей среды.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Развивающие игры в детском саду предназначены для обследования предмета, выявления его признаков и различения этих признаков с требованием их словесного описания. В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному свойству. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи.

Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и названия предметов и их свойств.

За сравнительно короткий период от рождения до 2 лет ребенок проходит сложный и интересный путь сенсорного развития.

Подобные документы

Особенности содержания сенсорного воспитания детей раннего возраста как условия успешного овладения любой практической деятельностью. Психолого-педагогические аспекты, основные задачи, методика и средства сенсорного воспитания в раннем возрасте.

курсовая работа [82,3 K], добавлен 18.03.2017

Классификация и основные свойства восприятия человека. Система сенсорных эталонов. Абсолютная чувствительность и чувствительность к различению. Овладение средствами и способами восприятия в раннем детстве. Психологические основы сенсорного воспитания.

контрольная работа [24,8 K], добавлен 11.01.2014

Критерии сенсорного воспитания детей, направленного на формирование полноценного восприятия окружающей реальности и служащего основой познания мира. Изучение особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

курсовая работа [35,3 K], добавлен 26.04.2010

Характеристика процесса формирования художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Изучение проблем развития творческих способностей у детей. Анализ роли сенсорных процессов в психическом развитии и художественном творчестве.

курсовая работа [51,8 K], добавлен 13.10.2015

Понятие о темпераменте и его месте в индивидуальной деятельности человека. Особенности черт темперамента детей с нормальным развитием и с нарушением интеллекта. Рекомендации по учету особенностей темперамента детей с нарушенным интеллектом в школе.


Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах. В дошкольном возрасте у ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение как дома, так и в детских садах должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов.

Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Это легко понять на примере лимона. Если вы ни разу не пробовали вкус этого фрукта, то у вас и не возникнет никаких ассоциаций. Но если вы ощущали хоть раз его кислый вкус во рту, то при слове "лимон" или при увиденном изображении этого фрукта вкусовая память вам напомнит его, и во рту опять станет кисло.

Ознакомление с сенсорными эталонами в дошкольном возрасте - это развитие действий восприятия, познание малышами свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними. В дальнейшем при появлении в жизни ребенка новых объектов он будет их сравнивать с уже знакомыми. Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых людей.

Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате изучения объектов. Ребенок понимает свойства предмета только в результате исследования его со всех сторон. У детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Это значит, что малыш воспринимает окружающую действительность через органы чувств. На этом строится процесс развития и воспитания детей дошкольного возраста.

восприятие запахов

В статье рассмотрим, что это - сенсорные эталоны в дошкольном возрасте, как они вырабатываются в процессе ежедневных занятий. Вы узнаете, какие виды восприятия участвуют в процессе познания, как нужно организовать работу с детьми, чтобы они освоили не только свойства предметов, но и могли использовать эталоны для сравнения с незнакомыми объектами. Ознакомимся с точкой зрения ведущих детских психологов и педагогов относительно процесса восприятия.

Процесс восприятия

Восприятие - это психический процесс чувственного познания мира, окружающих предметов. Первоначально ребенок воспринимает предмет целостным, например, видит просто пирамидку, а не отдельные колечки и стержень, на которые они надеваются.

ребенок изучает предметы

В результате тактильной деятельности приходит осмысленность, что пирамидка состоит их отдельных частей, каждая из которых имеет разный размер и цвет. Таким образом, свойства восприятия можно выделить следующие:

  • Целостность - первоначальное восприятие предмета целиком.
  • Константность - воспринимаемые предметы имеют постоянные признаки - определенный цвет и величину, запах и форму.
  • Структурность - ребенок не просто воспринимает отдельные ощущения при взгляде на предмет. Он узнает его и соотносит с предметами данной группы. Например, кастрюля и чайник - это посуда, а отвертка и молоток - инструменты. Услышав звуки музыки, малыш понимает, что это поет человек, а не играет фортепиано.
  • Осмысленность - так как восприятие тесно связано с мышлением ребенка, то он постепенно понимает сущность предметов. Воспринимает пирамидку не только как яркую игрушку, а знает, что колечки нужно собрать в порядке величины колец. Чайник - не просто металлическая посуда, а предмет, в котором кипятят воду для чая.
  • Избирательность - первым делом ребенок воспринимает ярко выделенный предмет, который четко виден на фоне остальных. Именно поэтому все пособия для детей дошкольного возраста должны быть красиво оформлены, чтобы привлечь внимание малыша, чтобы он захотел играть с такой игрушкой или посмотреть предложенную ему картинку.

Что такое сенсорный эталон

Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека. Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира:

  • Зрительное - первым делом ребенок видит предмет глазами, воспринимает его цвет, форму, величину, расположение в пространстве.
  • Слуховое - воспринимает звуки, издаваемые предметом. Первый услышанный звук малыша - это голос его матери.
  • Осязательное - обследование любого предмета происходит тактильно. Ребенок берет его в руку, пробует с ним производит действия, трясет его, бросает, катает или гладит.
  • Вкусовое - малыши берут игрушки в рот не для того, чтобы съесть, а чтобы понять вкус предмета. С опытом малыш запоминает вкус продуктов питания и уже выборочно относится к ним, одно нравится, а другое - не хочет.
  • Обонятельное - это познание мира через запахи. Одни ароматы приятны, другие вызывают желание прикрыть нос рукой.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте - это образцы, выработанные человечеством, которые ребенок должен усвоить для дальнейшей успешной учебы в школе. Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности.

эталоны величины

В дошкольном возрасте сенсорные эталоны - это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов - длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, уровень высоты человеческого голоса - тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них еще будучи дошкольником.

Перед воспитателем и родителями ребенка дошкольного возраста стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Возрастные особенности по Л. А. Венгеру

Леонид Абрамович Венгер - выдающийся советский психолог, который много провел исследований в области сенсорного воспитания детей-дошкольников. Он выделил возрастные особенности во время формирования сенсорных эталонов, начиная с раннего возраста.

На первом году жизни малыш только обогащается впечатлениями. Мать должна создать благоприятные условия для этого - каждый раз показывать новую игрушку или предмет, давать ему его в руки, чтобы ребенок мог исследовать, пощупать, давать возможность следить за двигающимися предметами и т. д. В этом возрасте все задачи решаются с помощью манипулятивных действий.

усвоение сенсорных эталонов

На втором году жизни малыш учится выделять цвета, запоминать их названия, различать форму и величину предметов. В этот период накапливаются знания и об отношениях между предметами, малыш сравнивает их между собой.

Устойчивые и закрепленные в речи понятия про сенсорные эталоны формируются только с трехлетнего возраста, то есть в дошкольный период. Дети уже могут соотносить и сравнивать их в ряду, состоящем из нескольких предметов. Например, из трех или четырех отрезков, нарисованных в тетради, он может выявить самый длинный, тот, что короче, самый короткий, средний по длине и так далее.

Закрепляется усвоение сенсорных эталонов в различных видах деятельности. Например, при конструировании малыш запоминает цвета деталей, их форму и размер, материал, из которого сделаны части, что из них можно создать. Так, конус используется только для строительства крыши или верхней части башни из цилиндров, а кирпич ставят внизу конструкции.

Во время рисования малыш подбирает необходимый карандаш для изображения предмета. Например, он знает, что стебель рисуют зеленым карандашом, а цветочек изображают красным, желтым, розовым или оранжевым. Он не будет рисовать его черным или зеленым, так как у него уже есть опыт восприятия растений, и в памяти всплывает сенсорный эталон цвета. Так, Л. А. Венгер считает, что успех любой деятельности ребенка зависит от уровня сенсорного развития.

Три периода представлений о предметах по В. И. Логиновой

Вера Иосифовна Логинова - это талантливый исследователь и теоретик дошкольной педагогики. Она считает, что формирование сенсорных эталонов происходит на протяжении всего дошкольного детства и продолжается даже в школьные годы. Она весь этот период разделила на три этапа, опираясь на возрастные возможности ребенка.

  • Первый этап - это освоение сенсомоторных предэталонов. Ребенок в этот период может только видеть отдельные качества предмета, которые имеют значение для двигательной деятельности. Малыш понимает, что шарик катится, а кубик – не может, но не понимает, почему так происходит.
  • На следующем уровне сенсорного развития малыш пользуется предметными эталонами. Он соотносит качества знакомого предмета с новым.
  • В конце дошкольного детства в результате накопления опыта происходит у детей формирование сенсорных эталонов. В этот период ребенок пользуется образами свойств предметов, которые имеются у него в запасе. На основе этого опыта происходит усвоение всей системы эталонов, общепринятых человечеством. Он уже воспринимает сами эталоны отдельно от какого-то конкретного предмета.

Понятие величины

Особое внимание уделяется в младшем дошкольном возрасте сенсорному эталону "величина". Это одна из задач умственного воспитания, благодаря которой малыш учится не только давать правильное название свойству предметов, но и сравнивать их между собой, что дает ребенку более полное представление об окружающей его действительности. Измерительная деятельность развивает мышление, служит основой для разных видов деятельности, создает предпосылки для учебы в школе.

развитие понятий величины и цвета

Сенсорные эталоны величины сначала познаются на уровне органов чувств, то есть на сенсорной основе. Ребенок видит предмет глазами, ощупывает его, производит с ним ряд действий. Потом воспринятый объект осмысливается мышлением, дополняются знания речью. Сам механизм восприятия и у взрослых, и у детей одинаков. Приходят знания и понятия о предмете в результате практической деятельности, при участии слова и размышлений. Задействованы процессы сравнения и анализа, синтеза и классификации, что уже является признаками логического мышления.

Дети трех лет еще не могут дифференцировать предметы по разнице величин. Так, малыш может пытаться уложить большого медведя в маленькую кроватку. После этого периода ребенок начинает выделять предметы по их внешнему виду, отталкиваясь от их объема. Так, бегемот - большой, а мышонок - маленький. С возрастом и развитием речи дети уже выделяют отдельные признаки величины, различая длину, ширину, высоту, толщину. Им еще тяжело запомнить правильное название всех этих свойств предмета, поэтому воспитатель проводит с ними дидактические игры, цель которых сравнить предметы по величине и правильно назвать признаки. Все эти учебные упражнения базируются на сравнении величин, используя глазомер ребенка.

Все это подкрепляется на практике в разных видах деятельности. В конструировании ребенок не поставит маленькую деталь внизу, так как понимает, что вся конструкция распадется. Рисуя картинку, старший дошкольник уже соотносит величину предметов с расстоянием. Так, деревья, что растут близко, рисуют большого размера, а те, что растут вдалеке, - маленькими.

Игры для формирования понятия "величина"

Педагогами придумано огромное количество дидактических игр, которые используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром.

игра

Перечислим самые популярные среди дошкольных работников:

  • "Назови правильно".
  • "Расставь по порядку".
  • " Зоопарк".
  • "Подбери рыбкам аквариум".
  • "Найти коробки для обуви".
  • "Три медведя" и т. д.

Изучение величин происходит как на занятиях, так и во время игровой деятельности, используются настольно-печатные игры или игрушки, сделанные по методике Монтессори.

Развитие сенсорных эталонов звука

Первое восприятие звука происходит еще в раннем младенчестве, когда малыш поворачивает голову в сторону звучащего голоса матери. Большое значение для умственного развития играет речь сначала взрослого, а затем и самого ребенка. Благодаря звукам окружающего мира ребенок познает действительность.

На занятиях музыки дети учатся различать высоту звуков, низкие и высокие ноты, соотнося их с животными. Например, низкие ноты - идет медведь, средние - бежит лисичка, высокие - поет птичка. Различают ритм марша, танцевальной музыки или колыбельной. Восприятие звуков позволяет соотносить их с движениями в танце, петь песню, согласно мелодии, делать гимнастические упражнения в правильном ритме, читать стих ритмично и с выражением.

Игры для сравнения звуков

Педагоги проводят музыкально-дидактические игры, которые формируют уже в младшем дошкольном возрасте сенсорные эталоны звука.

занятие по музыке в детском саду

Перечислим некоторые из них:

  • "Тихо или громко".
  • "Танцуй или маршируй".
  • "Угадай, кто идет".
  • "Что слышно?"
  • "Узнай, чей голос?"
  • "Угадай, где звенит?" и т. д.

Изучение цветовых эталонов

С раннего возраста сенсорные эталоны цветов и оттенков усваиваются в ходе зрительного восприятия предметов, а также практического их использования. Дети легче запоминают цвета в процессе игры, поэтому все игрушки делают такими яркими и красочными. Закрепляют знания на занятиях рисованием и лепкой, аппликации и ручном труде. Используют следующие игры:

  • "Найди пару".
  • "Найди вторую рукавичку".
  • "Собери сервиз".
  • "Найди для бабочки цветок".
  • "Поставь цветок в вазу".
  • "Собери бусы".
  • "Чего не хватает?" и т. д.

Эталоны формы

Сенсорные эталоны дошкольника содержат понятие формы объектов. Данный аспект предметов воспринимается и зрительно, и тактильно. Ребенок видит геометрическую форму объекта, понимает его строение благодаря ощупыванию, обследованию в руках, помогает быстрее сориентироваться речь взрослого, которая дает название каждой фигуре.

игрушка Монтессори

С самого раннего возраста дети играют с игрушками-вкладышами, кубиками и деталями конструктора. Потом учатся узнавать выученную форму в окружающих предметах. Например, во время игры "Найди в комнате предметы . (например, прямоугольной формы)" ребенок осматривается вокруг и видит, что соответствует сенсорному эталону дверь, окно, потолок, поверхность стола, тетрадка и пенал, лист бумаги или ковер на полу.

Отлично способствуют закреплению данных эталонов следующие игры:

  • "Что изменилось?"
  • "Составь картинку".
  • "Пазлы".
  • Лото "Найди предметы такой же формы".
  • "Подбери ключ к двери".
  • "Чем отличаются домики?" и т. д.

Как видите, сенсорные эталоны в дошкольном возрасте способствуют умственному развитию детей, развивают логическое мышление и формируют навыки будущей учебной деятельности в школе. Это важный этап в развитии ребенка, который поможет ему стать успешным в выбранной профессии. Сенсорное развитие должно начинаться с раннего возраста, и обязательно нужно уделять ему большое внимание.

Читайте также: