1 события которое является основанием привлечения к труду не основанному на добровольном соглашении

Обновлено: 19.04.2024

Принудительный труд запрещен. С этим утверждением никто спорить не будет.

Но знаете ли вы, что под понятие принудительного труда могут попадать рабочие ситуации, с которыми ежедневно сталкиваются наемные работники?

"Принудительный труд не относится к числу широко обсуждаемых социальных проблем в России.

Однако в профессиональном сообществе под влиянием реальности и информации, полученной из разных источников, уже сложилось некоторое представление о данном феномене. Хотя в экспертной анкете мы привели определение принудительного труда из Конвенции МОТ 1930 г., мы попросили экспертов самостоятельно определить смысл, который они вкладывают в это понятие. Ниже приведены определения понятия принудительного труда, данные экспертами и сгруппированные в зависимости от ключевого элемента, на который опирается то или иное определение. Большое количество так называемых контекстных (ситуационных) определений говорит о том, что данный феномен воспринимается экспертами не как теоретическая концепция, а как реальная ситуация.

Ключевое слово – насилие, отсутствие контроля:

• Труд под угрозой физического или психологического насилия, возможно связанный с институциональными ограничениями (например, изъятие документов) для работника;

• Труд, когда работник не волен выбирать работу или условия работы;

• Принуждение к определенным работам;

• Труд в заточении;

• Труд не по собственной воле, а вследствие обмана, похищения и т.п.

Ключевое слово – оплата труда и другие условия трудового "соглашения"

• Труд без оплаты, нарушение сроков выплаты зарплаты или выплата ее в неполном размере, а также несоблюдение техники безопасности труда (по Трудовому кодексу);

• Труд с заранее не оговоренным вознаграждением, если вознаграждения либо нет, либо оно не равноценно выполняемой работе, или труд за минимальное вознаграждение (только для поддержания жизни и способности работать);

• Труд с нарушением условий договора;

• Труд без отметки в трудовой книжке.

• Труд в условиях безысходности, который не развивает интеллект и культуру человека, а притупляет его, … когда человек вынужден работать на данном месте из-за того, что его законные конституционные права и возможности ущемлены;

• Труд в условиях дискриминации;

• Рабский вынужденный труд, когда людей обманывают, не соблюдают обещанных условий;

Основные признаки, по которым можно отличить принудительный труд от добровольного:

• долговая кабала, зависимость, различные виды отработок (жилья, билетов, еды и т.п.);

• невозможность выбирать условия труда;

• труд под угрозой, в том числе угрозой жизни;

• несвобода покинуть работодателя, поменять место работы;

• отсутствие собственной воли на выполнение труда;

• принуждение к каким-либо дополнительным услугам;

• незаконные ограничения в оплате (невыплата, недоплата, задержки, неадекватная оплата или ее отсутствие);

• выплата зарплаты в натуральной/неденежной форме (например, продуктами или алкоголем, наркотиками), работа за еду;

• труд "в свинских условиях", нечеловеческие условия содержания работников;

• труд без социальных гарантий;

• отсутствие доступа к медицинской, социальной и правовой помощи, отсутствие возможности обратиться в правоохранительные органы;

• отсутствие контракта или договора на выполнение работ;

• неправомерные способы привлечения к труду;

• ущемление конституционных прав, гарантий и возможностей;

• несоблюдение трудового законодательства;

• несоблюдение прав человека;

• нарушение нравственных принципов (дети торгуют алкоголем, наркотиками)"

к.э.н. Елена Тюрюканова, ведущий научный сотрудник,

Институт социально_экономических проблем народонаселения

Российской академии наук

к.ю.н. Вера Анишина (Глава 2)

Координаторы региональных работ:

к.э.н. Дмитрий Полетаев (Москва, Ставрополь)

Станислав Шамков (Омск)

© Международная организация труда, 2004

Первое издание, 2004 г.

Конституция РФ:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Трудовой Кодекс РФ:

Статья 4. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду относятся:

нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Статья 60. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором

Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации

(под. ред. проф. Ю.П. Орловского). - М., 2002. - 950 с.

Комментарий к статье 4:

Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать работать под угрозой наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.

Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах - федеральных и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности; из УК исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядством).

Запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье "Основные трудовые права и обязанности работников", как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает его основополагающую роль для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международно - правовым актам - Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. (ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291), Конвенциям МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. (ВВС СССР. 1956. N 13. Ст. 279) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" 1957 г. (СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348).

В отличие от прежнего КЗоТ, ТК не только запрещает принудительный труд, но и дает определение его понятия, которое идентично соответствующим формулировкам Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде".

Настоящий Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международно - правовыми нормами. Впервые в базовом законе трудового права определено, что к принудительному труду относятся такие нарушения обязанности работодателя по выплате заработной платы, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере. Работа без оплаты - принуждение к труду, запрещенное Конвенцией МОТ N 95 от 08.06.49, ч. 2 ст. 37 Конституции РФ. К такому выводу пришел ВС РФ, отменив решение ВС Республики Саха (Якутия) о признании незаконной забастовки работников ППТС "Якутскгортеплосеть", объявленной в связи с длительной задержкой выплаты заработной платы. Нельзя обязывать работника выполнять трудовые обязанности без выплаты заработной платы (БВС РФ. 1998. N 10).

Нельзя требовать от лица выполнения работы, сопряженной с угрозой его жизни или здоровью. Такое требование комментируемая статья также относит к принудительному труду.

Запрещая принудительный труд, ст. 4 перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу лицо может быть направлено на альтернативную гражданскую службу. Работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, не может квалифицироваться как принудительный труд. Не считается принудительным трудом работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения, землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения). Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно - спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособных граждан и привлечение их транспортных средств для проведения указанных работ при обязательном соблюдении правил охраны труда.

Все работы, выполняемые в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда, не считаются принудительным трудом. К ним относятся исправительные, обязательные работы, а также работы, выполняемые при осуждении к лишению свободы. Статья 103 УИК предусматривает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь, администрация обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Комментарий к статье 60:

1. В ст. 60, запрещающей работодателю требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, находит выражение один из основных принципов регулирования трудовых отношений, закрепленный в ст. 2 ТК, т.е. обеспечение права на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, включая право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

2. Запрещение требовать от работников выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, не исключает права сторон по взаимному согласию изменять условия трудового договора, в т.ч. и о трудовой функции.

Изменение трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации, должности), обусловленной трудовым договором, обычно связано с переводом на другую работу. Условия и порядок перевода на другую работу регулируются гл. 12 ТК (см. коммент. к ст. 72 - 75 ТК).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2

от 17 марта 2004 г. (выдержка):

Изменение трудового договора

16. Исходя из содержания статей 60 и 72 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую постоянную работу без его согласия.

Переводом на другую постоянную работу в той же организации, требующим письменного согласия работника, следует считать изменение трудовой функции или иных существенных условий трудового договора (часть первая статьи 72, статья 57 ТК РФ).

Такое же согласие необходимо получить от работника в случае перевода на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией.

Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Если в трудовом договоре место работы работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора (часть вторая статьи 57 ТК РФ). Под структурным подразделением организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д.

17. При применении статьи 74 Кодекса, допускающей временный перевод работника по инициативе работодателя на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации в случае производственной необходимости, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конвенции МОТ № 29 1930 года о принудительном или обязательном труде (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 г.) Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, т.е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (пункт 1 статьи 2 Конвенции). При этом в силу подпункта "д" пункта 2 статьи 2 названной Конвенции, а также части четвертой статьи 4 Кодекса не является принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений, а также в иных случаях, ставящих под угрозу или могущих поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

Учитывая названные положения, работодатель вправе переводить работника на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев (часть первая статьи 74 ТК РФ).

Вместе с тем исходя из указанных положений Конвенции МОТ о принудительном или обязательном труде предусмотренный частью первой статьи 74 Кодекса временный перевод работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника может быть признан обоснованным при условии, что это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами (подпункт "д" пункта 4 Конвенции, часть четвертая статьи 4 ТК РФ), или когда непринятие указанных мер могло привести к катастрофе, производственной аварии, стихийному бедствию, несчастному случаю и тому подобным последствиям.

18. В соответствии с частью первой статьи 74 Кодекса временный перевод работника на другую работу в связи с производственной необходимостью возможен лишь в пределах той же организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях; с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе; работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья и должна соответствовать его квалификации.

Продолжительность одного такого перевода не может превышать одного месяца. При этом исходя из частей первой и второй статьи 74 Кодекса перевод для замещения отсутствующего работника также может носить неоднократный характер, однако его общая продолжительность не должна превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

Если в связи с переводом вследствие производственной необходимости (в том числе для замещения отсутствующего работника, за которым сохраняется его рабочее место) работник должен будет выполнять работу более низкой квалификации, то такой перевод в силу части третьей статьи 74 Кодекса может быть осуществлен только при наличии письменного согласия работника.

19. При разрешении дел, связанных с переводом на другую работу, необходимо иметь в виду, что отказ от выполнения работы при переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу - прогулом.

При этом следует учитывать, что в силу абзаца пятого статьи 219, части седьмой статьи 220 Кодекса работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Поскольку Кодекс не содержит норм, запрещающих работнику воспользоваться названным правом и тогда, когда выполнение таких работ вызвано переводом вследствие производственной необходимости, отказ работника от временного перевода на другую работу в порядке статьи 74 Кодекса по указанным выше причинам является обоснованным.

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

В ТК введены новые основания увольнения по инициативе нанимателя (п. 1 ст. 1 Закона N 114-З). Так, наниматель сможет расторгнуть с работником трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия (абз. 3, 7 и п. 7 ст. 42 ТК в новой редакции):

— за отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей. Проще говоря, если работник будет отбывать административный арест;

Примечание
Административно арестованные содержатся в условиях строгой изоляции в местах отбывания административного ареста, определенных в соответствии с законодательными актами (ч. 1 ст. 20.2 ПИКоАП).

— принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыв работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;

— участие работника в незаконной забастовке, а также иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин. Напомним, в случаях, предусмотренных законодательством, работник вправе отказаться от выполнения работы. Например, при непредоставлении работнику средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, он может отказаться выполнять порученную работу. При этом он обязан незамедлительно письменно сообщить о мотивах своего отказа нанимателю и продолжать подчиняться ПВТР, за исключением выполнения вышеуказанной работы (абз. 4 ч. 2 ст. 11 Закона об охране труда). При отказе от выполнения трудовых обязанностей в этих случаях и при условии, что соблюден установленный порядок отказа, уволить работника по рассматриваемому основанию наниматель не вправе.

Обратите внимание!
Предварительно уведомлять профсоюз об увольнении по приведенным выше основаниям не потребуется, как и получать его согласие на увольнение (п. 2 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 1 и 3 ст. 46 ТК в новой редакции). В настоящее время в случаях, предусмотренных колдоговорами, соглашениями, увольнение по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза (ч. 3 ст. 46 ТК). Эта норма дополнена положением, исключающим возможность включения в колдоговоры, соглашения требования о предварительном согласии профсоюза на увольнение по данным основаниям.

Также расширен перечень дополнительных оснований прекращения трудового договора (ч. 1 ст. 47 ТК). Работника можно будет уволить за нарушение им порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (п. 3 ст. 1 Закона N 114-З, п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК в новой редакции).

Обратите внимание!
Увольнение по всем приведенным выше основаниям является мерой дисциплинарного взыскания (п. 5 ст. 1 Закона N 114-З, п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК в новой редакции). Поэтому необходимо будет соблюсти порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, установленные ст. 199 — 200 ТК в новой редакции.

Изменения в порядке привлечения к дисциплинарной ответственности

Установлено, что не будет являться препятствием для применения к работнику дисциплинарного взыскания невозможность получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка. Иными словами, если у нанимателя нет возможности получить от работника объяснения, например, по причине того, что тот отбывает административный арест, он все равно может применить к нему дисциплинарное взыскание (п. 6 ст. 1 Закона N 114-З).

В такой ситуации, как и в случае с отказом работника от дачи письменного объяснения, достаточно будет оформить соответствующий акт (в данном случае — об отсутствии возможности получить у работника объяснения) c указанием присутствовавших при этом свидетелей (ч. 2 ст. 199 ТК в новой редакции).

Новое основание отстранения

ТК в новой редакции дополнен новым основанием отстранения работника от работы.

Примечание
Основания для отстранения работника от работы предусмотрены ст. 49 ТК.

Так, нанимателю разрешено незамедлительно отстранить от работы работника, призывающего других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин. Срок отстранения не установлен (п. 4 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 5 ст. 49 ТК в новой редакции).

Примечание
В настоящее время незамедлительно отстранить работника от работы наниматель может только в одном случае: при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба. Срок отстранения — до устранения нарушений (ч. 5 ст. 49 ТК).

Напомним, что в связи с нововведениями работника, который призывает работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин, наниматель также имеет право уволить (ч. 5 ст. 49 Закона N 114-З).

Новшества в порядке регулирования забастовок

1. ТК дополняется нормой, запрещающей выдвижение политических требований при проведении забастовок. Напомним, в настоящее время аналогичное положение закреплено в ч. 2 ст. 22 Закона о профсоюзах, согласно которой при проведении забастовок по инициативе профсоюзов установлен запрет на выдвижение политических требований (п. 8 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 3 ст. 388 ТК в новой редакции).

Примечание
Под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 1 ст. 388 ТК).
В свою очередь, коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений (нанимателя(ей), объединений нанимателей и работников в лице профсоюза, иных представительных органов) по поводу (ч. 1 ст. 354, ст. 377, 378 ТК):
— установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;
— заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

2. Работникам субъектов промышленной безопасности, имеющих опасные производственные объекты, и вовсе будет запрещено принимать участие в забастовках (ст. 2 Закона N 114-З; абз. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 26 Закона о промышленной безопасности в новой редакции; ч. 3 ст. 388 ТК). Иными словами, в организациях (ИП), осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности и имеющих опасные производственные объекты, будет запрещено проводить забастовки.

Примечание
Перечень опасных производственных объектов содержится в приложении 1 к Закону о промышленной безопасности. К ним, в частности, относятся объекты, на которых ведутся горные работы (рудники, где могут произойти взрывы газа, внезапные выбросы породы, газа, горные удары и т.д.), подземные горные работы, не связанные с добычей полезных ископаемых (например, участки проходки тоннелей метрополитенов и станций метрополитенов подземным способом).

3. Определено, что решение суда о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении будет подлежать немедленному исполнению, т.е. сразу после вынесения судом, не дожидаясь его вступления в законную силу (п. 9 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 4 ст. 395 ТК в новой редакции). В настоящее время такое решение подлежит немедленному исполнению только после вступления его в законную силу (ч. 4 ст. 395 ТК).

См. также официальный комментарий, размещенный на сайте Минтруда и соцзащиты.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

В ТК введены новые основания увольнения по инициативе нанимателя (п. 1 ст. 1 Закона N 114-З). Так, наниматель сможет расторгнуть с работником трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия (абз. 3, 7 и п. 7 ст. 42 ТК в новой редакции):

— за отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей. Проще говоря, если работник будет отбывать административный арест;

Примечание
Административно арестованные содержатся в условиях строгой изоляции в местах отбывания административного ареста, определенных в соответствии с законодательными актами (ч. 1 ст. 20.2 ПИКоАП).

— принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыв работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;

— участие работника в незаконной забастовке, а также иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин. Напомним, в случаях, предусмотренных законодательством, работник вправе отказаться от выполнения работы. Например, при непредоставлении работнику средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, он может отказаться выполнять порученную работу. При этом он обязан незамедлительно письменно сообщить о мотивах своего отказа нанимателю и продолжать подчиняться ПВТР, за исключением выполнения вышеуказанной работы (абз. 4 ч. 2 ст. 11 Закона об охране труда). При отказе от выполнения трудовых обязанностей в этих случаях и при условии, что соблюден установленный порядок отказа, уволить работника по рассматриваемому основанию наниматель не вправе.

Обратите внимание!
Предварительно уведомлять профсоюз об увольнении по приведенным выше основаниям не потребуется, как и получать его согласие на увольнение (п. 2 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 1 и 3 ст. 46 ТК в новой редакции). В настоящее время в случаях, предусмотренных колдоговорами, соглашениями, увольнение по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза (ч. 3 ст. 46 ТК). Эта норма дополнена положением, исключающим возможность включения в колдоговоры, соглашения требования о предварительном согласии профсоюза на увольнение по данным основаниям.

Также расширен перечень дополнительных оснований прекращения трудового договора (ч. 1 ст. 47 ТК). Работника можно будет уволить за нарушение им порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (п. 3 ст. 1 Закона N 114-З, п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК в новой редакции).

Обратите внимание!
Увольнение по всем приведенным выше основаниям является мерой дисциплинарного взыскания (п. 5 ст. 1 Закона N 114-З, п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК в новой редакции). Поэтому необходимо будет соблюсти порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, установленные ст. 199 — 200 ТК в новой редакции.

Изменения в порядке привлечения к дисциплинарной ответственности

Установлено, что не будет являться препятствием для применения к работнику дисциплинарного взыскания невозможность получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка. Иными словами, если у нанимателя нет возможности получить от работника объяснения, например, по причине того, что тот отбывает административный арест, он все равно может применить к нему дисциплинарное взыскание (п. 6 ст. 1 Закона N 114-З).

В такой ситуации, как и в случае с отказом работника от дачи письменного объяснения, достаточно будет оформить соответствующий акт (в данном случае — об отсутствии возможности получить у работника объяснения) c указанием присутствовавших при этом свидетелей (ч. 2 ст. 199 ТК в новой редакции).

Новое основание отстранения

ТК в новой редакции дополнен новым основанием отстранения работника от работы.

Примечание
Основания для отстранения работника от работы предусмотрены ст. 49 ТК.

Так, нанимателю разрешено незамедлительно отстранить от работы работника, призывающего других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин. Срок отстранения не установлен (п. 4 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 5 ст. 49 ТК в новой редакции).

Примечание
В настоящее время незамедлительно отстранить работника от работы наниматель может только в одном случае: при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба. Срок отстранения — до устранения нарушений (ч. 5 ст. 49 ТК).

Напомним, что в связи с нововведениями работника, который призывает работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин, наниматель также имеет право уволить (ч. 5 ст. 49 Закона N 114-З).

Новшества в порядке регулирования забастовок

1. ТК дополняется нормой, запрещающей выдвижение политических требований при проведении забастовок. Напомним, в настоящее время аналогичное положение закреплено в ч. 2 ст. 22 Закона о профсоюзах, согласно которой при проведении забастовок по инициативе профсоюзов установлен запрет на выдвижение политических требований (п. 8 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 3 ст. 388 ТК в новой редакции).

Примечание
Под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 1 ст. 388 ТК).
В свою очередь, коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений (нанимателя(ей), объединений нанимателей и работников в лице профсоюза, иных представительных органов) по поводу (ч. 1 ст. 354, ст. 377, 378 ТК):
— установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;
— заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

2. Работникам субъектов промышленной безопасности, имеющих опасные производственные объекты, и вовсе будет запрещено принимать участие в забастовках (ст. 2 Закона N 114-З; абз. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 26 Закона о промышленной безопасности в новой редакции; ч. 3 ст. 388 ТК). Иными словами, в организациях (ИП), осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности и имеющих опасные производственные объекты, будет запрещено проводить забастовки.

Примечание
Перечень опасных производственных объектов содержится в приложении 1 к Закону о промышленной безопасности. К ним, в частности, относятся объекты, на которых ведутся горные работы (рудники, где могут произойти взрывы газа, внезапные выбросы породы, газа, горные удары и т.д.), подземные горные работы, не связанные с добычей полезных ископаемых (например, участки проходки тоннелей метрополитенов и станций метрополитенов подземным способом).

3. Определено, что решение суда о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении будет подлежать немедленному исполнению, т.е. сразу после вынесения судом, не дожидаясь его вступления в законную силу (п. 9 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 4 ст. 395 ТК в новой редакции). В настоящее время такое решение подлежит немедленному исполнению только после вступления его в законную силу (ч. 4 ст. 395 ТК).

См. также официальный комментарий, размещенный на сайте Минтруда и соцзащиты.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также: