1 разработка алгоритма порядок реализации льгот и гарантий сотрудника полиции

Обновлено: 18.05.2024

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.
6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;
11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:
1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.
3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием или внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.
2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ФЗ "О полиции": Ст 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 - Статьи Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".


Эффективность деятельности правоохранительных органов находится в зависимости от уровня социальной защиты их сотрудников. Значимость роли совершенствования системы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел увеличивается соразмерно с масштабами современных вызовов и угроз, стоящих перед Российской Федерацией. В том числе это связано с тем, что невысокий уровень доходов сотрудников полиции, назначаемых им пенсий, слабая обеспеченность жильем способствуют усилению социальной напряженности, толкают отдельных сотрудников на путь коррупции. В то же время от эффективности проводимой государственной политики в МВД России во многом зависит результативность правоохранительной деятельности.

В данной статье, проводя анализ некоторых правовых актов, касающихся социальной защиты такой категории граждан, как сотрудники органов внутренних дел, показано, что создание подлинно социального, правового государства — достаточно длительный процесс, требующий значительных усилий, как органов публичного управления, так и институтов гражданского общества.

На повестку дня встают вопросы о том, какие специалисты нужны органам внутренних дел в современных условиях, каков должен быть их профессиональный уровень, для того чтобы они были способны эффективно противостоять современным вызовам и угрозам национальной безопасности государства. И, наконец, какие меры следует принять для того, чтобы работа этих специалистов была максимально эффективной.

Особое место в обеспечении экономической безопасности органами внутренних дел принадлежит система социальных гарантий и в целом государственной социальной политике, проводимой в отношении сотрудников ОВД.

В новых законах и иных нормативных правовых актах получают свое отражение основополагающие вопросы организации и деятельности органов правопорядка. Государству необходимо наряду с моральными стимулами устанавливать ряд стимулов материального характера, который должен непрерывно совершенствоваться и дорабатываться.

Так, например, в МВД России проводится работа по оптимизации нормативной базы по правовой и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, понесших травмы при исполнении служебных обязанностей. При непосредственном участии МВД России подготовлены проекты законодательных и других нормативных правовых актов, которые направленны на улучшение правовой и социальной защищенности личного состава, а также ветеранов органов внутренних дел. Прежде всего в области теории мотивации и стимулирования труда, в которых обосновывается вывод о том, что оплата труда, а также социальные гарантии, предоставляемые работникам организаций различных организационно-правовых форм, играют решающую роль в схеме повышения результатов работы. Кроме того, они повышают эффективность деятельности как отдельно взятой организации, так и всего ведомства в целом [4–6]. Соответственно, государственная социальная политика, которая проводится в отношении сотрудников ОВД, также способна оказать влияние на результаты правоохранительной деятельности, улучшение ее эффективности и в итоге — на состояние безопасности в стране. В этой связи очевидно, что для повышения безопасности граждан особое значение имеют дальнейшее развитие системы социальных гарантий сотрудникам ОВД, внедрение новых методов формирования государственной социальной политики в МВД России, повышение эффективности практической реализации положений действующего законодательства о социальных гарантиях. Основная роль в формировании доходов сотрудников ОВД, поддержании достойного уровня их жизни и в обеспечении эффективной работы правоохранительной системы принадлежит оплате труда. Важное место оплата труда занимает и в числе мер по регулированию трудовых отношений государственных служащих и их социальной поддержке.

С момента принятия основополагающих нормативных правовых актов, которые сегодня регламентируют деятельность органов внутренних дел и определяют в том числе режим социальной защиты сотрудников органов внутренних дел [1; 2; 3], проблемы его реализации, которые ранее были характерны для системы органов внутренних дел, значительно снижены [9].

Тем не менее, организация социальной работы кадровыми подразделениями усложняется частыми изменениями и дополнениями в нормативно-правовой базе, приводит к пробелам и противоречиям в работе кадровых подразделений. Как уже говорилось ранее, одной из важных составляющих социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел является их денежное довольствие, которое включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки за работу с секретными сведеньями, а также квалификационные звания по физической подготовке. Стоить отметить, что денежное содержание сотрудников полиции имеет большое значение, как для повышения престижа службы, социально-правового статуса сотрудников, так и укрепления законности и дисциплины полицейских [9].

Национальные интересы: приоритеты и безопасность которых являются медицинское, жилищное и пенсионное обеспечение, социальное страхование и профессиональное образование. Охрана здоровья сотрудников ОВД. Важная роль в проведении государственной социальной политики в МВД России отводится медицинскому обеспечению сотрудников. Это связано с тем, что служба в правоохранительных органах связана с повышенными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, — крепким здоровьем, физической выносливостью, психологической устойчивостью в стрессовых ситуациях. Более того, в связи с профессиональной деятельностью нередко подвергаются риску и опасности жизнь и здоровье сотрудников ОВД [10].

Давая определение обязательного государственного страхования, следует обратиться к статьям 927 и 969 ГК РФ. В соответствии с ними под обязательным государственным страхованием следует понимать -установленное законом обязательное страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета. Данный вид страхования — единственный вид обязательного страхования, особо выделенный в ГК РФ. Неотъемлемое государственное страхование является одним из самых сложных видов страхования с юридической стороны. Основан он на гражданско-правовом договоре и допускает участие в страховании коммерческих организаций. Данные организации должны иметь лицензию, опыт в работе более одного года, отличаться финансовой стабильностью, а уставной капитал должен быть без участия иностранных инвестиций.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что крайне важными являются разработка и принятие концепции развития государственной социальной политики в МВД России на долгосрочную перспективу. В основу данной концепции должен быть положен методологический подход, основанный на определении комплекса мероприятий при проведении государственной социальной политики в МВД России, а также механизмов, институтов и инструментов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

Основные термины (генерируются автоматически): дело, обязательное государственное страхование, государственная социальная политика, МВД России, Российская Федерация, орган, сотрудник органов, оплата труда, испытательный срок, обязательное государственное личное страхование.

​​Отечественные законодатели периодически вносят изменения в акты нормотворчества, включая и Пенсионное законодательство. Удаляясь на заслуженный отдых граждане страны вправе претендовать на регулярное получение соц. выплат. Для пенсионеров МВД законом предусмотрены определенные льготы, речь о которых пойдет в нижеприведенной статье.

Нормативная база

Виды льгот, установленных для сотрудников МВД

Полагающиеся отечественным полицейским льготы, подразделяются на следующие нижеприведенные категории. По сфере правоотношений:

  • медицинские;
  • жилищные;
  • образовательные (относящиеся к детям при их поступлении в соответствующие заведения);
  • проездные (транспортные);
  • налоговые.

По категориям получателей:

  • фактически проходящие службу полицейские;
  • лица, находящиеся на пенсии;
  • овдовевшие супруги работников МВД;
  • члены семьи и иждивенцы;
  • инвалиды и получившие на службе увечье.

Важно знать! Специально установленных льгот полицейский, являющийся почетным сотрудником МВД не имеет, но ежемесячно ему начисляется надбавку к окладу по должности в размере 5%.

Проездные (транспортные)

При возникновении служебной необходимости полицейский вправе использовать для проезда, на безвозмездной основе, любой вид общественного транспорта, за исключением такси. В данном случае сотруднику необходимо иметь при себе спец. проездной документ, установленного образца.

Законодатель предоставляет сотрудникам силового ведомства, направляемым своим руководством на иное место службы или в командировку, право осуществлять внеочередное бронирование гостиничного номера в пределах территории РФ, а также приобретать проездные документы.

Налоговые

Пребывающие в заслуженной отставке полицейские освобождаются от уплаты налога на имущество на следующие виды недвижимости:

  • гаражи;
  • квартиры и дома;
  • надворные постройки площадью до 50 кв. м.

Освобождение от налогового обременения распространяется лишь на один объект недвижимости. В ситуациях, при которых в собственности бывшего полицейского находятся две и более квартиры (дома), эта льгота действует в отношении одного объекта, по выбору пенсионера.

Образовательные

Одной из приоритетных льгот, установленных законом для сотрудников МВД, является право на внеочередной прием их ребятишек в детские сады и иные учреждения образования.

К категории указанных льготников относятся, как дети работающих сотрудников, так и умерших в результате полученного на службе увечья или заболевания, а равно уволенных в связи с ухудшением здоровья полицейских.

Важно знать! С 2012 года государством отменены льготы по неполной оплате детского сада. В настоящее время указанная плата вносится на общих основаниях.

Медицинские

Рассматриваемые льготы являются достаточно востребованными со стороны сотрудников полиции. Они включают в себя:

  1. Безвозмездную медпомощь;
  2. Зубное протезирование;
  3. Бесплатное предоставление медикаментов (на основании рецептов).

Бесплатная мед. помощь предоставляется и членам семьи правоохранителей (супруги и несовершеннолетние дети, находящиеся на иждивении). При амбулаторном лечении врачебные препараты приобретаются указанными лицами за свой счет, за исключением обозначенных в законе случаев.

Жилищные

Указанные права являются одними из самых актуальных и интересующих людей в погонах. Рассматриваемое силовое ведомство имеет собственный специализированным фонд жилых помещений. К льготам в указанной сфере относятся:

  1. Выделение сотрудникам служебных жилых помещений;
  2. Передача и оформление недвижимости в собственность;
  3. Предоставление целевой и единовременной выплаты на покупку, а равно строительство жилья.

Нормы закона, защищая права участковых уполномоченных, устанавливают требование, согласно которому этим полицейским предоставляется жилье в течение 6 месяцев с момента их фактического заступления на должность.

В собственность недвижимость переходит в следующих случаях:

  1. Семье сотрудника при его гибели на службе либо в связи с его смертью, причиной которой послужило заболевание, приобретенное за годы работы в МВД;
  2. При получении полицейским на службе инвалидности 1 (2) групп.

Существенной также является установленная для правоохранителя льгота, предоставляющая ему право получить жилье на основании заключенного договора социального найма.

Единовременная соцвыплата


В определенных и регламентированных законом случаях полицейский вправе рассчитывать на получение целевой и разовой выплаты для покупки или строительства жилья. Данное право возникает при обязательном наличии следующих условий:

Важно знать! Решение о выделении работнику указанной социальной выплаты принимается специальной комиссией, дающей оценку наличию всех имеющихся обстоятельств. В ситуациях, при которых полицейский искусственно ухудшает свое жилищное положение, он получает отказ в предоставлении рассматриваемой льготы.

Ипотека

Вопрос приобретения собственного жилья является одним из самых приоритетных для граждан в целом и сотрудников полиции в частности. Кредитные организации предлагают людям в погонах оформить ипотеку на льготных условиях. При этом обещают предоставить денежные средства по сниженной процентной ставке, а также на более длительный срок. К важным особенностям подобного кредитования относятся следующие:

  1. Правоохранитель вправе воспользоваться субсидией, которую можно использовать для погашения определенной части задолженности единожды в течение периода службы;
  2. До момента принятия на себя обязательств по ипотеке, полицейский, совместно со своей семьей, имеет возможность проживать в ведомственной квартире;
  3. Размер рассматриваемой субсидии может различаться в зависимости от российского региона.

Сам получатель рассматриваемых целевых финансов должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь десятилетний стаж работы в органах;
  • быть обладателем положительной кредитной истории;
  • являться гражданином России;
  • соответствовать возрастному цензу (на дату окончания кредитных выплат быть не старше 65 лет);
  • подтвердить действительную нуждаемость в улучшении жилищных условий соответствующими документами.

Указанные средства могут получить пенсионеры полиции, а также семьи сотрудников, погибших во время несения службы.

Господдержка для членов семьи пенсионера МВД

Одной из наиболее привлекательных привилегий для пенсионеров полиции и членов его семьи является санаторно-курортное лечение в профилакториях, подведомственных МВД. При этом стоимость путевки составляет 50% от ее полной цены. При этом родственникам компенсируется проезд в обоих направлениях. Предоставление подобной преференции осуществляется не чаще одного раза в год.

Кроме того, для близких умершего пенсионера предусмотрены такие льготы, как:

  • компенсирование расходов ЖКХ;
  • внеочередная установка домашнего телефона;
  • возмещение затрат, в пределах установленных в Регионе норм, на домашнее топливо (уголь, дрова).

Медицинские льготы инвалидам МВД

Речь идет о возможности прохождения указанным гражданином, утратившим здоровье на государственной службе, бесплатного лечения и реабилитации в ведомственных больницах и санаториях. При этом необходимо знать о следующих важных нюансах:

  1. Инвалид проходит стационарное лечение по имеющемуся заболеванию в клинике органов МВД. Если при этом отсутствуют необходимое мед. оборудование и узкие специалисты-доктора, последующая помощь оказывается в гос. и муниципальных больницах;
  2. По окончании стационарного лечения следует пройти соответствующее освидетельствование врачебной комиссией, с целью установления необходимости санаторно-курортной реабилитации;
  3. При установлении вышеуказанных обстоятельств мед. учреждение направляет специальный запрос о нуждаемости бывшего полицейского в долечивании в Медико-санитарную часть УВД области (края).

При положительном решении вопроса именная путевка направляется в профильный ведомственный санаторий, в который следует прибыть инвалиду МВД в назначенную дату для последующего прохождения реабилитации и лечения.

Алгоритм оформления льгот

Компетентные органы и порядок действий

К органам, уполномоченным осуществлять оформление и выплаты различных льгот (в зависимости от их видов), относятся:

  • посредством направления заказного письма через Почту России;
  • лично посетив ведомство;
  • прибегнув к услугам представителя, имеющего надлежащим образом оформленную доверенность;
  • путем отправки онлайн-заявки через интернет на официальный сайт ведомства.

Важно знать! Обращение в местное отделение МФЦ существенно упростит весь процесс сбора и направления документов в нужное ведомство.

Изменения в реформировании системы МВД

​​В истекшие два года действующая система МВД подверглась существенному реформированию (продолжается и в настоящее время), в ходе которого был сокращен штат сотрудников и внесены корректировки в закон, касающиеся повышения денежных окладов полицейских.

Также прогнозируется изменение действующих правил относительно порядка назначения главы МВД и приема сотрудников на службу. Планируется слияние таких подразделений системы, как ППС и ГИБДД.

В настоящее время часть полицейского штата переведена в подразделения Росгвардии. Идут слухи о грядущих сокращениях численности служебного состава.

Приказом МВД РФ от 31.03.2021 № 181[1] утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ (далее – Порядок № 181). Соответственно, прежний приказ[2] признан утратившим силу (с 09.05.2021). В статье приведены основные положения нового документа.

Состав денежного довольствия.

Денежное довольствие сотрудника ОВД включает (п. 1 Порядка № 181):

1) оклад денежного содержания, в том числе:

месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад);

месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию);

2) ежемесячные выплаты;

3) иные дополнительные выплаты.

Обеспечение сотрудников денежным довольствием и предоставление им и членам их семей отдельных выплат должны организовывать:

министр МВД, первый заместитель министра МВД, статс-секретарь – заместитель министра МВД, заместитель министра – начальник Следственного департамента МВД, заместитель министра МВД (далее – министр, заместитель министра);

руководители (начальники) подразделений центрального аппарата МВД, территориальных органов МВД, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (далее – органы, организации, подразделения МВД);

руководители (начальники) самостоятельных подразделений, входящих в состав территориальных органов МВД на окружном и региональном уровнях, в составе которых имеются кадровые подразделения (далее – самостоятельные подразделения).

Основным документом, в соответствии с которым устанавливаются и изменяются должностные оклады, оклады по специальному званию и дополнительные выплаты сотруднику, является приказ министра, заместителя министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД, заместителя начальника ГУ МВД по г. Москве, начальника самостоятельного подразделения, наделенного правом назначения сотрудника на должность (далее – руководитель) (п. 3 Порядка № 181).

Сроки выплаты денежного довольствия.

Выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15-го по 25-е число каждого месяца (раньше – с 20-го по 25-е число) (п. 4 Порядка № 181).

Как и прежде, ранее установленного периода денежное довольствие выплачивается:

1) сотруднику, убывающему в отпуск (за исключением отпуска по личным обстоятельствам) (не позднее трех дней до убытия, без учета выходных и нерабочих праздничных дней);

2) сотруднику, убывающему к новому месту службы;

3) сотруднику, направленному в служебную командировку (за текущий месяц, если в период выплаты денежного довольствия за текущий месяц он не может прибыть к постоянному месту службы);

4) увольняемому сотруднику (в последний день службы).

Денежное довольствие не выплачивается за период отсутствия сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени (п. 10 Порядка № 181).

Пунктом 11 названного порядка предусмотрено, что денежное довольствие, причитающееся сотруднику и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого сотрудник имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.

Должностные оклады и оклады по специальным званиям.

Должностные оклады по нетиповым должностям выплачиваются в размерах, установленных применительно к размерам окладов по типовым должностям (п. 13 Порядка № 181).

Как и прежде, сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в органах внутренних дел, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, если перевод осуществлен по одному из следующих оснований (п. 14 Порядка № 181):

1) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

2) в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

3) в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность.

Ежемесячные дополнительные выплаты.

Надбавка за стаж. Размер ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в зависимости от стажа службы (выслуги лет) (п. 16 Порядка № 181):

от 2 до 5 лет – 10 %;

от 5 до 10 лет – 15 %;

от 10 до 15 лет – 20 %;

от 15 до 20 лет – 25 %;

от 20 до 25 лет – 30 %;

Надбавка за квалификационное звание. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание устанавливается в следующих размерах (п. 18 Порядка № 181):

за квалификационное звание специалиста третьего класса – 5 %;

за квалификационное звание специалиста второго класса – 10 %;

за квалификационное звание специалиста первого класса – 20 %;

за квалификационное звание мастера (высшее квалификационное звание) – 30 %.

Надбавка за особые условия службы. На основании п. 20 Порядка № 181 ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 % должностного оклада в соответствии с Перечнем особых условий службы сотрудников органов внутренних дел РФ, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы[3].

Надбавка за особые условия службы выплачивается согласно перечню должностей и в размерах, определенных Приказом МВД РФ № 522[4].

Надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в размере до 65 % должностного оклада в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет документально подтвержденный доступ на законных основаниях (п. 23 Порядка № 181).

Надбавка за риск выплачивается в соответствии с перечнем должностей и в размерах, определенных Приказом МВД РФ № 126[5].

Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Сотруднику выплачивается премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год (п. 28 Порядка № 181).

ежемесячно из расчета 25 % оклада денежного содержания, установленного сотруднику на 1-е число месяца, за который производится выплата;

пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце.

Размер премии за каждый календарный день службы определяется путем деления полной суммы премии за месяц на количество календарных дней в этом месяце (п. 32 названного порядка).

В расчетный период для выплаты премии сотруднику включается время его обучения с сохранением штатной должности, отпусков с сохранением денежного довольствия, освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, нахождения в служебной командировке (п. 31 Порядка № 181).

Премия не выплачивается за период (п. 34 Порядка № 181):

временного отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей;

отстранения сотрудника от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

На основании приказа руководителя премия за один месяц не выплачивается сотруднику, имеющему дисциплинарное взыскание, взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и за невыполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции: строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел (п. 35 названного порядка).

Согласно приказу премия в месяце увольнения не выплачивается при увольнении сотрудника по основаниям, предусмотренным п. 6, 7, 14, 15 и 20 ч. 2, п. 5, 7, 9, 10 и 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ[6] (п. 36 Порядка № 181).

Сотрудникам из числа курсантов и слушателей (обучающихся по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) образовательных организаций МВД премия выплачивается ежемесячно в размере, зависящем от результатов прошедшей промежуточной или итоговой государственной аттестации (в процентах от оклада денежного содержания) (п. 37 Порядка № 181).

Сотрудникам из числа курсантов первых курсов образовательных организаций МВД в период с начала учебного года до окончания первой промежуточной аттестации премия выплачивается из расчета 25 % оклада денежного содержания (п. 38 названного порядка).

Разовая премия. Согласно п. 40 Порядка № 181 в пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотруднику, успешно выполняющему особо сложные и важные задачи, в соответствии с приказом руководителя может быть дополнительно выплачена разовая премия (кроме сотрудника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме).

Разовая премия выплачивается сотрудникам дифференцированно в зависимости от результатов службы (п. 41 Порядка № 181).

Коэффициенты и надбавки за службу в северных районах.

Денежное довольствие выплачивается сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, с учетом коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, определенных Постановлением Правительства РФ № 1237[7] (п. 46 Порядка № 181).

Для применения коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются:

1) должностной оклад;

2) оклад по специальному званию;

3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

5) надбавка за особые условия службы;

6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Другие дополнительные выплаты.

Юридическая надбавка. Сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 % должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов (п. 48 Порядка № 181).

Надбавка за работу в подразделениях по защите гостайны. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны устанавливается и выплачивается (п. 49 Порядка № 181):

1) с учетом документально подтвержденного стажа службы (военной службы, работы) в названных подразделениях независимо от того, в каком органе государственной власти (органе местного самоуправления, организации, воинской части) проходил службу (проходил военную службу, работал) сотрудник;

2) на основании приказа руководителя с указанием стажа работы в названных подразделениях;

3) в процентах от должностного оклада. Так, размер надбавки составляет при стаже работы:

от 1 года до 5 лет – 10 %;

от 5 до 10 лет – 15 %;

Надбавка за шифровальную работу. Пунктом 50 Порядка № 181 установлено, что сотрудникам, замещающим должности сотрудников шифровальной службы, либо осуществляющим в структурных подразделениях органов внутренних дел работу с шифрами, либо привлекаемым для этой работы по решению руководителей подразделений на основании утвержденных ими перечней должностей сотрудников шифровальной службы, а также руководящему, преподавательскому и учебно-вспомогательному составу курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников шифровальных служб, занятому на работе с шифрами, выплачивается ежемесячная процентная надбавка за шифровальную работу:

1) в процентах к должностному окладу в зависимости от общего стажа шифровальной работы в следующих размерах:

Общий стаж
шифровальной работы

Надбавка за работу в сетях шифрованной связи
1-го класса

Надбавка за работу в сетях шифрованной связи
2-го класса

Читайте также: