Знаменитый ритор адвокат автор пространного сочинения образование оратора это

Обновлено: 25.04.2024

Развитие теории красноречия связано с трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотворцев Киевской Руси, Московского царства.

Замечательные образцы риторической изощренной, искусной проповеднической речи являются собой произведения Митрополита Иллариона. Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского.

Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале CVII.

Сочинения К. П. Зеленецкого (1812-1858 г.г.) – вершина риторического творчеств в истории русской филологии. Сфера его интересов была широка и не ограничивалась только вопросами риторики, и в систематических его курсах видна попытка создать классификацию не только филологических, но и всех научных дисциплин.

Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики CIC - нач. CC в.в. Правомерно говорить, например, о школе русского академического красноречия. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета, историк. Т. Н. Грановский (1813-1855 г.г.), наиболее яркими представителями – О. В. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.

Во второй половине CIC века достигло совершенства, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства русское судебное красноречие. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Н. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, С. А. Андреевский и др. Для развития теории красноречия большое значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони.

Школой политического красноречия в России стала Государственная дума (1906-1917 г.г.). В ее состав входили представители разных сословий. И при обсуждении политических вопросов выслушивались не только доклады видных государственных деятелей, но и выступления в прениях. Так рождалась парламентская речь. В годы революции 1917 г. и гражданской войны получили большое распространение митинговые речи. Активно выступали такие ораторы, как И. Ф. Арманд, Н. И. Бухарин, А. М. Коллонтай, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий и другие.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 году в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся учёные и общественные деятели: С. М. Блонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт практически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий.

Лишь в 70-80-е годы CC века вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. З. Апресяна, А. В. Толмачева и других.

1. Существуют различные подходы к толкованию риторики. Сравните данные определения, что их объединяет?

2. Прочитайте выше приведенную статью: Об ораторском искусстве в России. Выступите перед аудиторией в роли педагога, объясняющего новый материал ученикам (перескажите данный фрагмент).

Слушатель ведь очень любит, когда для него живая речь оказывается чем-то вроде трудного школьного урока, когда ты грозишь ему тем, что ты скажешь. Говоришь и уже сказал. И все это так обстоятельно.

Не говори экспромтом - это вызывает беспокойство. Лучше всего, если ты прочтешь свою речь. Это безопасно, надежно, а кроме того – каждого радует, когда оратор, читая, после каждого третьего слова бросает тревожный взгляд в зал: все ли ещё здесь?

Но если ты не прислушаешься к этому дружескому совету и захочешь непременно импровизировать … О ты, профан! Ты, доморощенный Цицерон! Бери пример с наших записных ораторов, заседающих в рейхстаге. Ты слышал когда-нибудь, чтобы они говорили экспромтом? Они наверняка дома помечают даже то, когда им нужно добавить патетики. Впрочем, если тебе все же приходится говорить экспромтом, говори так, как ты пишешь. А как ты пишешь - известно. Говори длинными-длинными предложениями, такими, какие ты конструируешь дома, в спокойной (несмотря на проказы твоих детей) обстановке, столь необходимой тебе, и о которых ты только сам, нанизывая один оборот на другой, знаешь, где они оканчиваются, так что слушатель, временами впадая в дрёму на своем стуле, снова видит себя в колледже, где ему так хорошо спалось, и нетерпеливо ждет конца этих периодов … Уф! Вот тебе пример: так должен говорить и ты.

Так поступай и ты. И ты будешь прав, ведь иначе никто ничего не поймет. Да и как можно что-нибудь понять без исторического фона! Совершенно верно! Люди пришли на твое выступление не затем, чтобы услышать про живую жизнь сегодня, про сегодняшний день, а затем, чтобы узнать то, что они и без того могут узнать из книг… Абсолютно верно! Насыщай свою речь историей, побольше истории!

Не заботься о том, чтобы волны, которые катятся от тебя к публике, возвращались назад,- это вздор. Говори, не думая о результате, о людях, об атмосфере в зале, говори – и все, мой милый. И бог воздаст тебе.

Почаще демонстрируй, как ты пьешь воду. Это нравится.

Если ты собрался пошутить, сначала засмейся сам, чтобы всем было ясно, где соль.

Речь – иначе и быть не может – монолог. Поэтому говори один. И после многолетнего краснобайства тебе ни к чему знать, что речь – не только диалог, а целая симфония, в которой все время участвует безмолвствующая масса. И ты должен слышать её. Но нет, тебе слушать её незачем. Говори, читай, громыхай, блистай эрудицией!

К тому, что я выше сказал о технике речи, я хотел бы ещё коротко добавить, что придает солидность обилие статистических данных. Они успокаивают необыкновенно, ведь любому ничего не составляет запомнить десяток различных цифр, и это всех забавляет. Обязательно возвещай о том, что скоро заканчиваешь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости… Объяви о конце, начни сначала и витийствуй ещё полчаса. Все это можно проделывать много раз.

Составляй план не только для себя, излагай его людям. Это придаёт речи особый аромат.

Никогда не говори менее полутора часов, иначе не стоит и начинать.

Когда ты говоришь, другим приходится слушать. Насладись же этим правом!

Курт Тухольский (Германия)

1. Ораторский талант Т. Н. Грановского (А. А. Мурашов Основы педагогической риторики/ гл .9, Риторика высшей школы М., 1996. – с. 159-184;

3. В. О. Ключевский – мастер академического красноречия (А. А. Мурашов Основы педагогической риторики/ гл .9, Риторика высшей школы М , 1996, с.159-184)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Развитие теории красноречия связано с трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотворцев Киевской Руси, Московского царства.

Замечательные образцы риторической изощренной, искусной проповеднической речи являются собой произведения Митрополита Иллариона. Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского.

Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале CVII.

Сочинения К. П. Зеленецкого (1812-1858 г.г.) – вершина риторического творчеств в истории русской филологии. Сфера его интересов была широка и не ограничивалась только вопросами риторики, и в систематических его курсах видна попытка создать классификацию не только филологических, но и всех научных дисциплин.

Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики CIC - нач. CC в.в. Правомерно говорить, например, о школе русского академического красноречия. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета, историк. Т. Н. Грановский (1813-1855 г.г.), наиболее яркими представителями – О. В. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.

Во второй половине CIC века достигло совершенства, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства русское судебное красноречие. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Н. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, С. А. Андреевский и др. Для развития теории красноречия большое значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони.

Школой политического красноречия в России стала Государственная дума (1906-1917 г.г.). В ее состав входили представители разных сословий. И при обсуждении политических вопросов выслушивались не только доклады видных государственных деятелей, но и выступления в прениях. Так рождалась парламентская речь. В годы революции 1917 г. и гражданской войны получили большое распространение митинговые речи. Активно выступали такие ораторы, как И. Ф. Арманд, Н. И. Бухарин, А. М. Коллонтай, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий и другие.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 году в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся учёные и общественные деятели: С. М. Блонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт практически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий.

Лишь в 70-80-е годы CC века вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. З. Апресяна, А. В. Толмачева и других.

1. Существуют различные подходы к толкованию риторики. Сравните данные определения, что их объединяет?

2. Прочитайте выше приведенную статью: Об ораторском искусстве в России. Выступите перед аудиторией в роли педагога, объясняющего новый материал ученикам (перескажите данный фрагмент).

Слушатель ведь очень любит, когда для него живая речь оказывается чем-то вроде трудного школьного урока, когда ты грозишь ему тем, что ты скажешь. Говоришь и уже сказал. И все это так обстоятельно.

Не говори экспромтом - это вызывает беспокойство. Лучше всего, если ты прочтешь свою речь. Это безопасно, надежно, а кроме того – каждого радует, когда оратор, читая, после каждого третьего слова бросает тревожный взгляд в зал: все ли ещё здесь?

Но если ты не прислушаешься к этому дружескому совету и захочешь непременно импровизировать … О ты, профан! Ты, доморощенный Цицерон! Бери пример с наших записных ораторов, заседающих в рейхстаге. Ты слышал когда-нибудь, чтобы они говорили экспромтом? Они наверняка дома помечают даже то, когда им нужно добавить патетики. Впрочем, если тебе все же приходится говорить экспромтом, говори так, как ты пишешь. А как ты пишешь - известно. Говори длинными-длинными предложениями, такими, какие ты конструируешь дома, в спокойной (несмотря на проказы твоих детей) обстановке, столь необходимой тебе, и о которых ты только сам, нанизывая один оборот на другой, знаешь, где они оканчиваются, так что слушатель, временами впадая в дрёму на своем стуле, снова видит себя в колледже, где ему так хорошо спалось, и нетерпеливо ждет конца этих периодов … Уф! Вот тебе пример: так должен говорить и ты.

Так поступай и ты. И ты будешь прав, ведь иначе никто ничего не поймет. Да и как можно что-нибудь понять без исторического фона! Совершенно верно! Люди пришли на твое выступление не затем, чтобы услышать про живую жизнь сегодня, про сегодняшний день, а затем, чтобы узнать то, что они и без того могут узнать из книг… Абсолютно верно! Насыщай свою речь историей, побольше истории!

Не заботься о том, чтобы волны, которые катятся от тебя к публике, возвращались назад,- это вздор. Говори, не думая о результате, о людях, об атмосфере в зале, говори – и все, мой милый. И бог воздаст тебе.

Почаще демонстрируй, как ты пьешь воду. Это нравится.

Если ты собрался пошутить, сначала засмейся сам, чтобы всем было ясно, где соль.

Речь – иначе и быть не может – монолог. Поэтому говори один. И после многолетнего краснобайства тебе ни к чему знать, что речь – не только диалог, а целая симфония, в которой все время участвует безмолвствующая масса. И ты должен слышать её. Но нет, тебе слушать её незачем. Говори, читай, громыхай, блистай эрудицией!

К тому, что я выше сказал о технике речи, я хотел бы ещё коротко добавить, что придает солидность обилие статистических данных. Они успокаивают необыкновенно, ведь любому ничего не составляет запомнить десяток различных цифр, и это всех забавляет. Обязательно возвещай о том, что скоро заканчиваешь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости… Объяви о конце, начни сначала и витийствуй ещё полчаса. Все это можно проделывать много раз.

Составляй план не только для себя, излагай его людям. Это придаёт речи особый аромат.

Никогда не говори менее полутора часов, иначе не стоит и начинать.

Когда ты говоришь, другим приходится слушать. Насладись же этим правом!

Курт Тухольский (Германия)

1. Ораторский талант Т. Н. Грановского (А. А. Мурашов Основы педагогической риторики/ гл .9, Риторика высшей школы М., 1996. – с. 159-184;

3. В. О. Ключевский – мастер академического красноречия (А. А. Мурашов Основы педагогической риторики/ гл .9, Риторика высшей школы М , 1996, с.159-184)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)


Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткая история риторики

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Развитие риторики в Древнем Риме

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

Ораторская речь

Марк Тулий Цицерон родился в семье всадника, в античном городе Арпинум, возле Рима. В 16 лет юный философ уехал в Рим для обучения римскому праву. Его выдающиеся способности к красноречию начали проявляться сразу, и оратор стал постигать ораторское искусство, которое давалось юноше с легкостью.

После смерти римского диктатора философ вернулся в Рим и начал свои выступления на судебных процессах в качестве защитника подсудимых. В 63 году до н. э. Цицерона выбирают консулом, его влияние и деятельность на данной должности достигли небывалых высот, но многие граждане начали относиться к политическому деятелю с неприязнью, так как он был склонен к само хвалению.

В 44 году убивают Цезаря, и великий философ решил попытаться вернуться в более широкую политику. На выборах противостояли друг другу наследник могущественного Цезаря Октавиан и Марк Антоний. Цицерон поддерживал Октавиана, видя в нем более легкую жертву для влияния, поэтому все его речи были направлены против Марка Антония. Соперник был разбит и к власти пришел наследник Цезаря. В декабре 43 года до н. э. Цицерона нашли убитым неподалеку от Кайеты.

Биография

Ораторское искусство Цицерона

Искусство красноречия учит не только красиво произносить речь, но и также интересно мыслить, определяя правила, законы, обычая и права людей. Благодаря красноречию, многие политики имеют возможность доносить до избирателей свои мысли.

Ораторская речь, согласно Цицерону, должна совмещать в себе следующее:

  • чистоту языка – выработать данное условие в речи можно только с помощью постоянного обучения и совершенствования. Можно читать тексты ведущих ораторов, для того, чтобы брать что-то из их работы себе;
  • ясность мысли;
  • речь должна быть развернутая, с употреблением ярких слов и выражений, которые смогут зацепить слушателя и задеть его эмоции.

Цицерон считал, что оратором можно назвать любого человека, который может владеть своей речью и передавать с ее помощью свои мысли, но степень мастерства будет зависеть от виртуозности его таланта. Цицерон считал, что оратором может стать только политический деятель, который, посредством публичной речи может организовать общественную жизнь.

Философ выделял следующие обязанности хорошего оратора:

  1. он должен найти, что сказать;
  2. расположить мысли по порядку;
  3. запомнить подготовленную речь;
  4. красиво подать слушателю речь.

Важно! Самое важное для публичного выступления, по мнению великого оратора, — это произнесение речи и ее подача аудитории, то есть словесное выражение мыслей.

Ораторское искусство

Трактаты Цицерона

Знаменитый философ написал более 100 речей, которые имели политическое и судебное направление. К сожалению, до сегодняшнего времени дошло менее 60ти сохранившихся текстов. Цицероном было написано 19 трактатов по философии, риторике, политике. На его книгах выросло несколько поколений юристов.

Все трактаты знаменитого политического деятеля, были созданы в период приостановления активной политической деятельности в жизни.

Основные трактаты Цицерона:

Трактаты великого Цицерона находили отклик в обществе и помогали ему более глубоко изучить такую науку, как философия.

Трактаты

Избранные цитаты Цицерона

Секреты Цицерона

Великий оратор Марк Тулий Цицерон выделял следующие достояния ораторского искусства:

  • важно создать не только речь, но и достойное выступление к ней, оратор обязан наладить коммуникацию со слушателем, привлечь внимание аудитории. Пышную речь можно использовать в случаях, когда нужно поиграть на струнах души слушателя, вызвать у него бурю эмоций;
  • мысль должна быть изложена кратко и ясно;
  • речь обязана быть максимально понятной слушателю;
  • для начала нужно выстроить введение, далее — выделить проблему, обосновать свою точку зрения на нее и замкнуть заключением.

Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим.

Цицерон выделял речь трех родов:

  1. речь, в центре которой стоит важность мысли, с высокими и громкими выражениями;
  2. сухое выступление, которое доносит мысль до слушателя мягко и сжато;
  3. средний род речи, который не обладает ни высокопарностью, ни сдержанностью.

Успех Цицерона был достигнут с помощью его природного таланта, постоянного пополнения знаний и постоянной работой над собой.

Читайте также: