Женщины капитаны морских судов в россии список

Обновлено: 20.05.2024

Предстоящими праздниками навеяло.
Кароч, мужики, что делается в мире-то, пока вы тут атомные ракеты на молекулы разбираете.
Отвлекитесь, бросьте это дело.
Иначе и не заметите в пылу диванно-геополитических баталий, как вас возьмут за ухо и отведут на кухню со словами - знай своё место.
Посмотрите, бабы рвутся к власти по всем направлениям, в том числе и на море.

Факты?
Легко.
Немецкая компания-оператор круизных пароходов AIDA пошла на поводу у воинствующих феминисток, и назначила капитаном круизёра женщину.


Будет командовать этим пароходом, "AIDAsol"

Николь 34 года и она первый капитан круизного судна в Германии.
А на подходе ещё 12 капитанов (ну, может быть), потому как в этой компании, на разных командных должностях работают 12 женщин. Не в обслуживании туристов, а именно на командных должностях.
Феминистки Германии уже бухают третий день от радости, и срывают погоны с этих жалких мужичков.

Бухают в Германии, потому как в Швеции уже отбухали своё.
В Швеции капитаном круизёра женщина стала давно.

Карин Стар-Йансон. Гражданка Швеции.


В 2007 году была назначена капитаном вот этого пароходика, "Monarch of the Seas", один из лайнеров первого ранга. Компания Royal Caribbean International.
У Карин высшее профильное образование, и у неё диплом, позволяющий занимать должность капитана на судах любого типа и размера.
Так-то, небритые ничтожества.

Прошли те времена, когда восторгались женщинами-капитанами. Прошли.
Теперь это суровая действительность.

Лаура Пинаско.
Девушка из Генуи.
Капитан одного из крупнейших скотовозов (хммм, символичненько, однако) в мире.

Сама Лаура. Ей всего 30 лет. (Когда ценз успевают набрать?)


И её пароход, набитый скотами и скотиной, "Stella Deneb"

Думаете, world tankers fleet, эта чума обошла стороной?
Ха-ха.

Бельгия.
Капитан Evelyne Rogge.
Не только капитан, но и первый капитан в истории танкеров-газовозов.


И пароход Эвелин.
Газовоз LPG "Libramont"

Как без Индии то?
Там кастовость и забитость женщин.
Вот только откуда там при таких условиях появляются женщины-штурманы и женщины-механики?

Смотрим.
Radhika Menon, капитан танкера.

Капитан танкера Sampurna Swarajya

В 2016 году удостоилась награды от ИМО (Международная морская организация) за храбрость при спасении терпящих бедствие на море.

Ещё одна странная страна - Япония.

Tomoko Konishi , женщина-капитан компании NYK, Япония.

Пароход Кониси-тян.
Не маленький, однако.

Но самый беспредел творился на этом пароходе.
Horizon Navigator, США.

Сразу три. Три. командные должности были захвачены бабами.
Капитан, старпом и ревизор.

Уж на этом пароходе вряд ли бы получилось засунуть руки в карманы комбеза и поиграть в любимый карманный бильярд. Быстренько пришьют какой - нить харассмент, навек разучишься лениво перекатывать balls с левого борта на правый, и обратно. И, никаких матюков!
Одно сплошное - йес, мэм.
Удавите меня где-нить в румпельной по тихой, когда я увижу, что по трапу на борт поднимаются сразу три командира-женщины.

Думаете, забыл про СССР/Россию?
А вот и нет.


Про Анну Щетинину, даже и разговор заводить не стоит.
Уж про неё-то наслышаны, наверное, все.
Первая женщина капитан дальнего плавания.
Если подходить формально, то не первая, но в 20 веке - точно.
Светлая ей память.

Людмила Тибряева.
Капитанский знак за № 1851.
Девушка в своё время пробилась к министру морского флота и получила личное разрешение на поступление в мореходное училище.

Не просто капитан, а ледовый капитан.
Командовала "морковками", судами ледового класса СА-15, типа "Норильск"

Алевтина Александрова.
К сожалению, умерла.
Капитан Сахалинского морского пароходства.
Тоже настойчиво писала письма руководству страны с просьбами о разрешении поступления в мореходное училище.
В неполные 16 лет она всё таки стала курсантом Невельского мореходного училища.

Украина.
Татьяна Олейник .
Капитан дальнего плавания.
Она не только капитан дальнего плавания, но и маиа капитана. Её сын тоже стал капитаном дальнего плавания.

В настоящее время в мореходных училищах страны, на судоводительских факультетах, тоже учатся девушки. И разрешений им осбоых не требуется, было бы желание и настойчивость.


Что там дальше?
Аргентина? Есть.
Капитан Natalia Prosdocimi


Танкер Наталии.

И я ещё не упоминал о женщинах-капитанах рыболовного флота, и женщинах-командирах военных кораблей.
Всех не упомнишь, это только те, кто навскидку попался.
Хотя можно . про военных вспомнить
На днях в Японии назначили на должность командира эскадры женщину.
Не корабликом командовать, а боевым соединением во главе с флагманом "Идзумо".
Ну, там в Японии какие -то трудности с формированием экипажей, не хватает мужиков, и власти Японии пытаются восполнить нехватку женщинами.

Ryoko Azuma,44 года.


А так, ничо. вполне получается у японцев. Симпатичные тян командуют.

Интервью с женщиной-капитаном дальнего плавания о любви, забастовках, бесплодии и семье


27 марта 2020, 7:29 4 344

Автор: Максим Фёдоров

Бывший капитан дальнего плавания Юлия Андреева (сейчас Савина), рассказала, как с 18 лет работала матросом, устроила себя и мужа на морской нефтетанкер и пыталась оттуда сбежать, доросла до капитана и чуть не растеряла семью.

Руки в кровь и обрезанные волосы

— Когда вы в первый раз подумали, что хотите стать капитаном?

— После 8 класса я не знала, кем хочу быть. Моряков в роду не было. Отец авиационный техникум закончил, мать – педагог по физике и математике. После 8 класса я знала одно – хочу иметь высшее образование. Я это знала и в детском саду. В 10-м классе подумала, что хочу быть судьёй, но поступить было практически невозможно. Пришлось идти в строительный институт. Просто потому, что он был через дорогу от дома.



Вот мы снова на теплоходе. Обед в ресторане. С нами за столиком сидела девушка, лет 28. Она оказалась вторым штурманом. Тогда я была абсолютно уверена, что девушек на такие должности не берут. А она рассказала, что берут, нужно только образование. Сказала, что окончила Пермское речное училище.

По прибытии в Пермь мы с мамой сразу пошли в пермское училище. Там нам подтвердили: девушек берут на судоводительский факультет. И пригласили к себе на обучение. Пока мы ехали обратно, всё обдумывали, вспомнили, что в Самаре тоже есть речной техникум. И снова – как только вышли в город, сразу отправились в Куйбышевский речной техникум.

Оказалось, что опоздали на один день. Абитуриенты уже написали сочинение. Нам посоветовали: через дорогу есть филиал Горьковского института инженеров водного транспорта. Пошли с мамой туда. Декан нам сказал, что приём будет только в марте, но успокоил – говорит, учитесь спокойно в строительном, а через год переводитесь к нам сразу на второй курс. Я согласилась.

— Да, и в этом мне снова помогла мама. Устроила по блату. Тогда всё было по блату. Но в моём случае блат заключался лишь в том, чтобы экипаж был непьющий. Экипаж, и правда, попался хороший. Но меня совершенно не восприняли. Поначалу.

— Почему?

— Пришла девочка с длинными волосами, музыкальными руками. Видно, что воспитанная. Говорили: ты зачем сюда пришла? Это не для тебя. А я ответила: хочу быть капитаном.

— И вы, как остальные матросы, драили палубу, швартовались?

В той, самой первой своей навигации, я отстригла волосы. Помню, когда пришла на вахту, все начали: зачем, такие красивые волосы были. А я ответила: они же мешали, значит – надо убрать. Так я работала и постепенно завоёвывала уважение.

Сначала на меня смотрели как на залётную девочку. Потом как на сумасшедшую – у неё руки в крови, она мучается, но остаётся. А месяца через три я заметила: до этого, когда убиралась, выносила весь мусор на берег сама, а тут матросы стали предлагать помощь.

— Там были две двухместные каюты. Но, так как я была единственной молодой девушкой на теплоходе, капитан запирал меня на ночь в рубке. Я спала на маленьком, жёстком столе. Мне было не до удобств, уставала смертельно. Заканчивала работу в час-два ночи, а в четыре утра вставать.

Scan — копия

— Пока вы стирали руки в кровь, сколько раз хотели всё бросить?

— Я понимала, что это нужно пройти, чтобы стать капитаном. Поэтому ни разу. Работала двое суток, а двое училась. И параллельно сдала успешно экзамены в строительном институте за первый курс, и прошла геодезическую практику на Проране.

Розовая курточка

— Вернёмся к Вашему первому путешествию на Сухую.

— Поехала туда на 5д, он тогда тоже ходил, по таким же пробкам. Я искала, где вьётся дымок над судном. Мне так сказали: где дымок, там ремонт, а значит – есть люди. Подхожу я к счалу с нефтерудовозами, вижу дымок. На судне в курилке меня встречают механики в промасленных фуфайках, грязных валенках. А я в розовой курточке, вся воздушная.

Капитан жил в Новокуйбышевске. Это было для меня как сейчас Сахалин. Но что делать, пошла. Тут сцена как в кино: девушка в розовой курточке выходит на обочину и посреди дорожной грязи останавливает грузовик. Водитель оказался добрый и довёз меня прямо до дома капитана. Поднимаюсь на третий этаж, звоню в дверь, открывает жена капитана.

Scan (2) — копия

— И мужа тоже взяли?

— С Серёжей мы тогда ещё не были женаты. Отношения у нас начались, когда мне было 15 лет. Он старше меня на 17 лет. Работал военным фотографом, жил с семьей: жена, дети. А я, получается, была его любовницей.

Конечно, я не ожидала, что он разведётся. А он, когда узнал, что его тоже берут, пошёл в ЗАГС, подал заявление на развод и забрал трудовую с работы. Может, и не надо об этом так откровенно. Но кто без греха? Я любила его. Может, это меня хоть как-то оправдывает.

— Давайте сразу поясним: что такое нефтерудовоз?

— Танкер 128 метров в длину и 13,6 метров в ширину. Соответственно, и палуба больше, и канаты швартовые намного толще.

— И вы снова были там матросом?




Если бы он повёлся, может и не сложилась бы у нас такая крепкая семья. А так мы в 90-м расписались и прожили вместе 18 лет.

— И до 94-го, пока не закончили Горьковский институт, вы работали матросом?

— Не было основания к дипломированию. Сергей быстро вырос до боцмана (старший матрос). Но без образования выше по службе не вырастешь. А я оставалась простым матросом и училась.

Германия мне очень понравилась, но я поняла, что не могу долго оставаться без мужа. Да, я получила больше денег, чем обычно. Купили двухкассетный магнитофон, я одела его и родных. Но отношения с мужем мне были дороже. После этой навигации мы обвенчались, и больше надолго не расставались.

— Вспомните момент, когда вас пустили на капитанский мостик и стали повышать.

— В 94-м я поступила в Самарский речной техникум, а в 95-м уже закончила. В сентябре 1994 года я продипломировалась на третьего штурмана. В 1995 году капитан Юрий Чурадаев отправил меня дипломироваться на второго штурмана.

— А в чём различие между третьим, вторым помощником и капитаном?

— Третий штурман не имеет права нести самостоятельную вахту (вести корабль) без контроля капитана. Второй и старший помощник (выше только капитан) вызывают капитана на мостик только по необходимости. У каждого свои обязанности и заведования.

Второй помощник – грузовой. На нём погрузки, выгрузки, оформление документов.

В июне 99-го я продипломировалась как раз на старшего помощника капитана, а в июле узнала, что беременна. У нас долго не было детей. До 24 лет, пока я училась в институте, мы предохранялись. А потом решили, что пора, но ребёнок не получался. Шесть лет я лечила бесплодие, и, конечно, была рада, узнав о беременности. В феврале 2000 родился сын Илья. Уже в ноябре мы с мужем ушли в плавание.

— Почему вы решили так рано вернуться на работу?

— Мы ушли на пять месяцев. Я чуть с ума не сошла: можно лишиться рассудка, когда нет запаха твоего малыша. Ведь этот ребёнок был долгожданный, желанный, от любимого человека. Тяжело, но ты понимаешь, что по-другому не заработаешь достойных денег в своей профессии, поэтому нашли няньку.

Муж ушёл, когда ребёнку было 2 года и 10 месяцев. Алкоголь был первопричиной разрыва отношений. Не секрет, что на флоте много пьют. Вот и Сергей не смог удержаться. Предложила кодировку, но он отказался. Для него наш брак был четвёртым. Со всеми жёнами он расходился, когда детям было по 2-3 года. Я думала, что у нас-то всё будет по-другому. Но, к сожалению, не случилось.

— А отношения с сыном удалось сохранить?

— С сыном у меня сейчас очень сложные отношения. 31 марта будет год, как мы с ним вообще не общаемся. Он просто ушёл из дома. Конфликт произошёл не в детстве, уже во взрослом возрасте. Хотя отчасти я корю себя за то, что меня часто не было дома, что в какие-то сложные моменты его жизни меня не было рядом. Но я считаю, что работа – это объективное обстоятельство. Я люблю его. Думаю, что в скором времени, пережив трудности взросления, мы наладим отношения. Уверена, что и он меня тоже любит и уважает.

— В 2003 году вы получили диплом морского капитана без ограничений, но долго ещё оставались старпомом. Почему?

— Мне было комфортно в этой должности. Это как серый кардинал: ты подсказываешь молодым капитанам. При необходимости. Но мне нужно было поставить точку в моей истории, и я всё-таки стала капитаном. Просто чередовала должности на разных контрактах.

После этого работала в разных судовых компаниях. Где-то по трудовой книжке, где-то без. Где брали, туда и шла.




— И не везде платили вовремя. Я слышал, что вы устраивали акции протеста.

— В 2009 году я работала капитаном на пароходе Little Star. Это был сухогруз. Работала с конца марта по середину августа. Там не платили деньги – наша компания, из Питера. Я поняла, что для них не платить деньги – это норма. Система была такая – люди приходят, работают, потом понимают, что денег не увидят, и уходят, не пытаясь побороться.

А я решила, что просто так не уйду. Я не могла представить, что вернусь домой к сыну безе денег. Что он обо мне подумает: мамы несколько месяцев дома не было, а теперь сидим без еды.

Акция протеста началась из-за сигарет. Много мужиков на корабле курящих. Сигареты быстро закончились. Нам обещали: потерпите, всё выплатим. Я вошла в положение компании, попросила: выплатите по 50 евро, хотя бы на сигареты и средства гигиены. Но нас не услышали.

Потом у нас сломалась стиральная машина. Компания снова не позаботилась об экипаже. Я купила на собственные деньги. Иначе – антисанитария. Дальше у нас закончилось питание. Мы собрались всем экипажем и решили, что будем устраивать акцию протеста.

Тогда как раз подошли к Фекампу (город во Франции). Вызвали представителя ITF (Международная федерация профсоюза моряков). Он нас выслушал и сказал, что есть два варианта: либо ничего не менять и вернуться в Россию, либо писать авторизацию (заявление о том, что мы недовольны компанией-судовладельцем). Мы выбрали второй вариант.

— Вас правда запугивали?

— Как представитель ITF сказал, так и было. Судовладелец начал пугать: мы знаем, где живёт твоя мама; знаем, что сынок у тебя есть. Ну, они просто взяли это из анкетных данных, поэтому я не испугалась.

Судовладелец сказал, что не будет нас кормить. Мы продолжали акцию протеста. Они отключили связь. А до этого я успела разослать информацию о забастовке. Ко мне снова пришли из ITF, предложили осветить акцию протеста в местной газете. Мы согласились. Скоро пришёл корреспондент и обо всём написал.

После статьи к нам начали приходить местные жители. Они приносили еду со своих участков. При этом делали это очень деликатно, чтобы мы не чувствовали себя униженными. Люди из ITF дали нам телефон. Помогали по мере необходимости.

Как-то к нам пришёл хозяин местного рыбзавода. Мы сдружились и с тех пор нам часто закидывали ящик свежей скумбрии.

Я сейчас как будто описываю идиллическую картину, но на самом деле у экипажа сдавали нервы. Полтора месяца мы жили в неведении. Это большой срок для людей в чужой стране, которые совершенно не говорили по-французски. И сроки были абсолютно не ясны.

— Как получилось выбраться?

— Появился человек из Прибалтики. Русский. Он купил этот пароход, но не отдавал нам деньги. Боялся, что мы возьмём их и сразу улетим обратно в Россию. А ему нужно пригнать корабль в Клайпеду, на металлолом.

Он прожил с нами неделю. Мы дали ему каюту. Он ел, мылся, гулял с нами. Видел, как мы работаем. Ему нужно было понять, что мы адекватные люди, что корабль не просто так стоит, что это настоящая акция протеста.

— Бизнесмен ел и спал на корабле ради металлолома?

— Разрезать корабли и сдавать их на металлолом – это довольно прибыльный бизнес. Мы решили сделать так, чтобы и ему, и нам удобно было: мы доводим судно до приёмного буя Клайпеды, он с нами рассчитается, тогда уже заходим в порт и оставляем ему судно. Так и произошло.

Но в порту нас встретили представители питерской компании-судовладельца. Вместе с ними стояли суровые люди в чёрных очках. Экипаж пытались развести по каютам. Деньги ведь у нас наличными были. Я сказала: от меня не отходить. В итоге нас сутки не выпускали в город. Но я смогла связаться с литовским представителем ITF. Он прибыл на судно и лично сопроводил каждого члена экипажа до самолёта или поезда.

— Были ещё акции протеста?

И вот мы возвращаемся в Россию, уже подходим к Ростову, а денег нет. Я тогда первый раз написала заявление в ITF. Только российское. Весь экипаж также меня поддержал. Потом мы узнали, что представители ITF воздействовали на владельца. Он прилетел на самолёте и раздал всем деньги. Акция протеста длилась всего четыре дня.




— А какое для Вас самое плохое воспоминание с флота, связанное с мужчинами?

В качестве исключения

— Вы работали капитаном и старшим помощником до 2013 года. Решили закончить карьеру из-за возраста?

— По возрасту я могла ещё работать. Решила, что пора быть с сыном. К тому моменту ему исполнилось уже 13 лет. Возраст переходный. Отец не принимал никакого участия в судьбе сына, только я. Вот и побоялась упустить момент воспитания. Правда, я и раньше этого боялась. Но он был маленький, и нянька справлялась. Не знаю, было ли это нужно ему. Наверное, больше это было нужно мне.



— Быстро адаптировались на берегу?

В этой должности нет женщин не только в нашей стране, но и за рубежом. Я собой горжусь.

— Столько слёз, испытаний, проблемы в семье – флот стоил того?

— Я считаю, что 25 лет я проработала на своём месте. Это были трудные года, но интересные. Я не жалею, что пошла на флот. Но не желаю ни одной женщине повторить мои испытания. Это не женская работа. Очень сложно совместить её с ролью супруги и матери. Я бы никому не посоветовала пойти моим путём. Пусть мою судьбу рассматривают в качестве исключения.

Фото из личного архива Юлии Савиной



До нее ни одна женщина не называлась капитаном дальнего плавания, но не ради мировой славы Анна Ивановна Щетинина затеяла этот путь к успеху. Просто она очень любила море. И ради этой любви преодолевала такие препятствия, которые и теперь, спустя сто лет, кажутся слишком большой платой за мечту. На склоне лет Щетинина и сама признавалась, что выбрала совершенно не женское дело. Но о выборе своем не жалела никогда.

Какими бывают мечты о море

Щетинина во время учебы в морском техникуме. Источник: sibreal.org

Анна Щетинина родилась на станции Океанская под Владивостоком, в 11 лет начала учиться в начальной школе другой станции, Садгород. Семья была простая, рабочая, вместе с Анной в ней воспитывались ее брат и сестра. Ко всем своим детям отец относился строго, обучал их трудным, но необходимым для жизни навыкам, например, стрельбы из ружья: рядом был Китай, и уметь пользоваться огнестрельным оружием было необходимо, чтобы не стать жертвой банд хунхузов.

Жили бедно – настолько, что не могли оплачивать поездки детей до школы, которая с 1922 года находилась на станции Седанка в семи километрах от дома. Тут ничего особо примечательного нет, Анна стала скорее типичным представителем своего поколения, вынужденного совершать такие ежедневные длительные путешествия к знаниям. А все-таки надо отметить, хорошая физическая форма пригодится в будущем той, которая замахнулась на многовековые устои ради воплощения своей мечты.

Анна в 1935 году и со своим мужем, Николаем Качимовым.

Кроме Щетининой, еще две девушки – сестры Надя и Лиза – поступили на отделение, успешно пройдя по конкурсу – 200 заявлений на 42 места. Забегая вперед, скажем, что завершили учебу лишь восемнадцать студентов, и сестры ушли после первой же летней практики. Щетинина была среди выпускников. Полученный опыт не только не заставил ее свернуть с намеченного когда-то пути, а наоборот – по-настоящему закалил характер и помог не сломаться в довоенное, военное и послевоенное время.

Мечта исполнилась: что дальше?

Сама учеба давалось легко – Анна понимала, что спрос с нее всегда будет больше, чем с однокурсников, поэтому относилась к занятиям серьезно. Проблемой были деньги – студентам приходилось подрабатывать по ночам грузчиками, чтобы чем-то питаться. Щетинина работала наравне со всеми – с десяти вечера до шести утра таскала тяжелые мешки, а к восьми утра отправлялась в техникум. Первая практика на корабле началась с агрессивного приема – девушкам на судне рады не были, и скидок впоследствии не делали.

К этому времени у Щетининой уже был большой опыт мореплавания, но первое путешествие в статусе капитана все равно стало незабываемым. От корреспондентов разных международных изданий она узнала, что стала первой женщиной – капитаном дальнего плавания в мире. Фотографии, интервью, мировая слава тоже стали частью этого большого испытания – его Щетинина выдержала, продолжая на протяжении всей своей капитанской карьеры делать свою работу – с полной отдачей, не теряя головы, осознавая полную ответственность за все, что происходит с вверенным ей судном. Анну моряки уважали.

Анна Щетинина в 1937 году. Источник: sibreal.org

Жизнь помимо моря

Щетинина была награждена орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. В семидесятых она стала Героем Социалистического Труда.

Щетинина была награждена орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. В семидесятых она стала Героем Социалистического Труда.

Болезнь матери вынудила Щетинину на некоторое время отказаться от моря, она принялась за преподавание. Сначала – в Ленинградском училище, где стала деканом судоводительского факультета, а во второй половине пятидесятых она вернулась во Владивосток. Там писала учебники, вела занятия, в летние каникулы подменяла капитанов и выходила в море. Щетининой доверяли и общественную работу, в 1964 году она стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР.

Вторую половину жизни Щетинина передавала опыт новым поколениям мореплавателей. Источник: rg.ru

Ко всем своим наградам, полученным и в довоенное время, и во время войны, в 1978 году Щетинина добавила и звание Героя Социалистического Труда, ранее не присвоенное из-за давнего ареста ее мужа. На пенсию первая женщина-капитан вышла в 1983 году, полвека проведя на капитанском мостике. Незадолго до своей кончины в 1999 году Анна Ивановна Щетинина передала свои награды, фотографии, письма и другие документы в Госархив Приморского края. Имя ее присвоено школе, в которой училась Щетинина, а еще – одному из островов Курильской гряды, мысу во Владивостоке.

Юбка в рубке

Фото: Из личного архива

— Раз стали капитаном, наверное, росли бесстрашной и отважной?

— Вы не поверите, но в детстве шум волжских волн меня страшно пугал! Отец брал меня с собой на рыбалку, видимо, не с кем было оставить. Он ловил рыбу с плота, я стояла на берегу и зажимала уши руками, потому что мне было жутко от грохота набегающих волн.

В детском саду всем с собой надлежало иметь носовой платок. Если на платье не было кармашков, мамы девочкам шили маленькие сумочки через плечо и вышивали на них — кто мишек, кто цветочки, мне мама вышила. якорь.


Марина Львовна мечтала о полностью женском экипаже, но так и осталась в одиночестве. Фото: Из личного архива

— Как воспринял мужской состав единственную девушку-ученицу?

— Было трудно. Со мной в классе сидели взрослые, опытные люди. Бывало, что они подшучивали надо мной. Худенькая, маленькая девчонка — и рвется на корабль! Однажды я не выдержала и расплакалась. Они испугались, кинулись все разом меня утешать. С тех пор у меня все пошло как по маслу. Никто ничем меня не обидел, ни словом, не полусловом.

— Сколько продлилась учеба?

Я впитывала все как губка. Рейсы на грузовых теплоходах оказались хорошей школой. А какая романтика! Шли, рассекая воду, кругом темень, вдали огни на берегу, а над тобой звезды — близко-близко.

Грузы возили по всей Волге от Калинина, как раньше называлась Тверь, и до Астрахани. Ходили по каналу имени Москвы. Автопокрышки возили на завод имени Лихачева в Москву и на Горьковский автозавод, в Нижний Новгород, железобетон и контейнеры — в Калинин. В середине лета начинали ходить в Астрахань. Арбузы грузили прямо в трюмы. Тогда я узнала вкус всех сортов арбузов и наелась бахчевых на всю жизнь.

— Вахту несли по сменам?

— Сутки были разбиты на три смены. Вахту несли по очереди капитан, первый и второй штурман. Сейчас, спустя годы, поражаюсь мудрости капитана. Помню, когда была моя смена, он сидел на палубе внизу, в рубку не поднимался, не мешал, просто наблюдал. На участке от Волгограда до Астрахани было сильное течение, пароход просто летел. А русло реки — извилистое… Но со всем справлялась, была какая-то горячность и бесстрашие.

— Шлюзоваться было сложно?

— Это очень ответственный момент. Чтобы занять всю полезную камеру, в нее загоняют несколько судов. Кто-то маневрирует, работает машинами, а пространство небольшое, вода крутится, надо очень аккуратно зайти, чтобы не ударить корабль о стенки и ворота. Есть правила пропуска через шлюзы. Пассажирские теплоходы пропускают в первую очередь, так как они работают по расписанию. С ними запрещено шлюзоваться танкерам, которые перевозят нефтегрузы 1-го класса. Может произойти утечка, которая повлечет взрыв и пожар.


Фото: Из личного архива

— Мне довелось проходить через шлюзы. До сих пор помню, как опускались в узкий бетонный мешок. Ощущение не из приятных.

— Любовь свою нашли на Волге, на соседнем теплоходе?

Я всегда считала, что моим мужем может стать только тот, кто связан с рекой. Как, например, береговой сможет понять и принять, что мне в субботу или воскресенье надо бежать на работу? У нас с Игорем вскоре родилась дочка. Мы подменяли друг друга, также я часто брала ее с собой в рейсы.

— Когда встали на мостик в качестве капитана?

— Все время нужно быть начеку. Когда мы стоим у берега, пассажиры начинают нырять с теплохода, а это крайне опасно. И шею можно свернуть и под теплоход может ныряльщика затянуть. Например, идет большой пассажирский теплоход, от него — волна огромная, приходится заводить машины, держаться на плаву, чтобы волной не выкинуло на берег. А мало ли кто там плавает под кормой. Все время следишь за пассажирами. Мы же отвечаем за их безопасность. Так что лучше все-таки в рейсе, чем на прогулке.

— Расскажите о своей команде.

— У меня в подчинении три командира, четыре моториста, два кассира. Я — капитан, мой муж — механик, есть еще сменный капитан, работаем в три смены.

— Как строится ваш рабочий день?

— Сначала надо принять вахту, пройти по пароходу, посмотреть, все ли на месте, в том числе и спасательные средства. Далее проверяю техническую готовность, для чего спускаюсь в машинное отделение. Смотрю на показания приборов перед запуском двигателя. Также проверяю, в каком состоянии люди и санитарное состояние теплохода. У меня жесткие требования к чистоте. Экипаж дрожит, знает, что я приду и буду все проверять. В мою смену все должно блестеть и хорошо пахнуть.

— На современных судах уже нет колеса-штурвала?

— У нас управление осуществляется через рукоятку, некое плечо. Лево руля, значит, влево отводишь рукоятку, право руля — вправо. Есть специальный прибор — аксиометр с двумя стрелками, который показывает углы перекладки руля.

— Команда постоянная? Учитываются ли какие-то психологические особенности людей при подборе экипажа?

— У нас нормальная обстановка, хотя я очень требовательная. Они прекрасно знают, что у меня нельзя пить, нельзя лишний час поспать и мне надо, чтобы все блестело. Они привыкли ко мне, из года в год у нас работает один и тот же состав, хотя почти все уже в возрасте. Моторист, например, недавно стал дедушкой, но никуда уходить не собирается. Мы заканчиваем ближе к двенадцати ночи. Еще сходим на заправку. На всех теплоходах уже отбой, все спят, мы же начинаем уборку. Мы даже встаем отдельно, чтобы никому не мешать. Включаем насосы, берем щетки в руки — и вперед! Пароход надо приготовить на утро.

— Мне кажется, что на морском просторе как раз таки ходить легче. Встали на курс — и пошли на автопилоте. А у нас же постоянные маневры, один причал следует за другим. Надо аккуратно подойти, отойти, учитывая ветер, дождь, снег, течение. Ливень бывает такой, что дворник не справляется, бывает, ничего не видно. Чтобы уйти от большой волны, приходится маневрировать, прокладывать новый курс.

— На Волге бывают сильные шторма?

— Бывает, что стекла выдавливает в рубке. Такие сильные ветра. Соберешь волю в кулак, идешь напролом. Где надо переждать — переждешь. Не будешь же пароход ломать. Амбиции амбициями, но за тобой судно, люди.


— А на мель садились?

— Поломки случались?

— А как же без них? Бывают периодически, железо ломается. Проблемы бывают в основном с двигателем. Но однажды наш пароход смяло как консервную банку. Приготовились зимовать, лед вроде уже встал, и тут водохранилище во время ремонтных работ сбросило воду. Лед сломался, пошел и снес весь наш затон. Пароходы все оказались в куче, их здорово переломало. За нами стояли танкерные пароходы, им выплатили страховку. А наш порт не застраховал свои корабли. У нас все они оказались всмятку. Хорошо, что был мастер — золотые руки, который их починил. У нас же суда алюминиевые, там нужна специальная сварка. А ведь не у каждого сварщика есть навыки работы с аргоном.

— Приходилось спасать утопающих?

— Ну, конечно. Встречалось немало хулиганов, которые, выпив, на слабо, выпрыгивали с теплохода. Тогда приходилось разворачиваться, возвращаться к одному из них, вылавливать. При этом бывало очень обидно, потому что срывали следующий рейс, а мы же все завязаны на премиальных, работаем от доходов.

— Рыбаки на лодках досаждают? Бывает, что подаете сигнал, а они остаются на месте?

— Да сплошь и рядом. Рыба бывает дороже жизни… Но не бодаться же с ними! Просто объезжаешь — и все. Сейчас и на дорогах таких людей много. Некоторые из коллег, конечно, пытаются рыбаков пугать, отворачивают в последний момент. А если человек перевернется и утонет? Мне это все ни к чему.

— Что означают подаваемые гудки?

— Говорят, что Волга в последнее время мелеет, это на самом деле так?

— Год на год не приходится. Например, в прошлом году, в начале весны, было очень мелко, но потом к середине навигации уровень воды поднялся. Это очень важно, потому что у нас много подходов носом к берегу.

— Есть любимые места на Волге?

— Берега на подходе к Астрахани.

— Кто из капитанов-речников является для вас кумиром?

— Я многое взяла от своего первого капитана, Александра Михайловича Кругликова. Он был очень ответственным и дисциплинированным человеком. Также я часто вспоминаю Льва Анатольевича Данилова. Он опекал меня, когда я работала мотористом на грузовом теплоходе. Тогда он нам казался чудаком, только с годами я поняла, что он во всем был прав. Он был очень строг, не терпел никаких книжек в рубке, никакой посторонней деятельности. Моторист должен был вести круговой обзор, помогать капитану, мало ли что по пути следования он не заметит. Моторист должен быть его вторыми глазами. Лев Анатольевич выдавал нам стиральный порошок по ложкам. Но именно он научил меня экономно расходовать материалы.

— Какая у вас форма одежды?

— Черная юбка, белая блузка с погончиками. Есть также костюм с нашивками. Он висит в каюте, я надеваю его в торжественных случаях. Как надену костюм, ребята все восхищаются, а я стесняюсь, не люблю выпячиваться.

— Есть талисман, который всегда берете с собой в рейсы?

— У меня есть счастливая кружка, которую мне подарили от экипажа. Она всегда со мной рядом. Никто ее не возьмет, потому что все знают, что она моя.

— Считается, что почти все капитаны заядлые рыбаки, а вы?

— Меня в этом плане затмил сменный капитан, который просто болеет рыбалкой. Самая вкусная рыба, на мой взгляд, это волжский судак.

— Чем занимаетесь в зимний период, когда заканчивается навигация?

— Пассажиры говорят спасибо? Бывает, что дарят подарки?

— Угощают частенько фруктами и овощами. Но и мы стараемся пассажиров порадовать. Например, перед праздником Победы, 9 мая, я покупаю большой пакет шоколадных конфет. К каждому билету кассир выдает сладкий подарок. И, конечно, включаем музыку. Праздники у нас проходят в торжественной обстановке. А на внутренних и пригородных рейсах бывает много постоянных пассажиров. Заходят, все здороваются.

Мы любим свое судно и боимся одного — что после нас придут гастарбайтеры, которые работают на маршрутках. Купят дипломы и придут работать на флот. Мы все уже пенсионного возраста. Год, два, три — и уйдем. Сменить нас некому. На пригородные пассажирские перевозки парней-речников не заманишь. Зарплата небольшая, а работа тяжелая. Смены по 12 часов, каждый день, в сезон выходных нет. Бывает, что остаемся без обеда.

Мечтала Марина Львовна когда-то о полностью женском экипаже, но все равно осталась в одиночестве. Тем ценнее то, что она делает. Мы поздравляем единственную на Волге женщину-капитана с Международным женским днем 8 Марта! Успешной вам навигации!

Читайте также: