Защита прокурором прав граждан в судебном порядке

Обновлено: 01.05.2024

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Инвалидность указывает на состояние здоровья как на фактор, препятствующий осуществлению права на предъявление иска заинтересованным лицом. Несмотря на то что закон не раскрывает степени тяжести состояния здоровья лица, в это понятие вполне укладывается инвалидность. Действительно, установление человеку группы инвалидности является формальным признанием ненадлежащего состояния его здоровья. Инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Иные уважительные причины. Отдельные обстоятельства, такие как нахождение на пенсии по возрасту, нахождение на иждивении у истца несовершеннолетних детей, юридическая неграмотность, сами по себе не могут признаваться уважительными причинами, служащими основанием для обращения в суд прокурора. Однако совокупность нескольких факторов, приведших к тяжелой жизненной ситуации, например пенсионного возраста, хронического заболевания, приведшего к инвалидности, отдаленности места проживания, тяжелого материального положения, должны оцениваться судом как уважительные причины, препятствующие самостоятельному обращению гражданина в суд и позволяющие прокурору защитить права и интересы такого гражданина в судебном порядке.

Судебная практика сформировала дефиницию уважительных причин. Под ними предлагается понимать тяжелую жизненную ситуацию, в которой лицо, чьи права нарушены, оказалось в результате стихийного бедствия, катастрофы, межэтнического конфликта и др.К уважительным причинам невозможности самостоятельного обращения гражданина в суд относит: потерю лицом работы; служебную зависимость от работодателя; тяжелое материальное положение гражданина, не позволяющее ему оплатить услуги адвоката; наличие на иждивении лица недееспособных и несовершеннолетних членов семьи; необходимость постоянного ухода за ними.

Прокурор вправе оспорить не только локальные правовые акты предприятий, организаций, затрагивающих интересы значительного числа граждан (трудового коллектива), но и нормативных правовых актов с пороками их принятия (несоблюдения требования по опубликованию и др.). Прокурор обладает правом совершения указанных действий при условии, что акты затрагивают права граждан на труд, жилище, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, и в прокуратуру поступила просьба граждан об осуществлении такой защиты.

Таким образом, права прокурора на обращение в суд в защиту частных интересов дополняет полномочия прокурора в гражданском процессе правом на оспаривание ненормативных правовых актов при наличии просьбы лица, чье право нарушено изданием такого акта.

Арсанукаева М.С., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры частного права Российского университета кооперации, докторант, соискатель МГЮА.

Капицын В.М., доктор политических наук, профессор ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова.

Признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов граждан закрепляется в Конституции РФ, а также в международных конвенциях в качестве обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ). В соответствии с международными актами по правам человека, Конституцией РФ, действующим российским законодательством для охраны и защиты прав используются международные и внутригосударственные (национальные) механизмы. В составе национальных механизмов выделяются общественные и государственные, а среди последних - судебные, административные, парламентские, другие представительные, а также контрольно-правоохранительные механизмы .

Капицын В.М. История, теория и защита прав человека: Учебник. М., 2003. С. 125 - 190.

Функция охраны прав граждан и других субъектов в значительной мере связана с деятельностью прокуратуры, традиционно игравшей роль важнейшего контрольно-правоохранительного механизма обеспечения законности. Несмотря на некоторое усечение полномочий в последнее 10-летие, прокуратура по-прежнему незаменима на этом поприще. В частности, среди субъектов гражданских процессуальных правоотношений прокурор как представитель государства занимает особое место. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве остается актуальной и недостаточно разработанной проблемой науки и практики. Конституция РФ, Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г. и некоторые другие федеральные законы прямо или косвенно регулируют эти вопросы участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Некоторые особенности правоохранительных процедур определены в приказах Генерального прокурора РФ. В 2006 г. в Генеральной прокуратуре РФ создано новое правозащитное подразделение, аналогов которому в России еще не было. В принципе, вся Генпрокуратура РФ занимается правовой охраной и защитой прав, но тем не менее создание конкретного управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан должно усилить это направление за счет как надзора, так и участия в судебных процессах .

Российская газета. 2006. 27 июля.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривая осуществление ею надзорной функции "в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства" (п. 2 ст. 1), устанавливает, что прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами первой инстанции, опротестовывают противоречащие закону решения, определения и постановления судов общей юрисдикции, мировых судей в соответствующих судебных инстанциях (п. 3 ст. 1 Закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Разработка действующего Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ) была сопряжена с острой дискуссией об участии прокурора в гражданском судопроизводстве, в ходе которой высказывались самые разные мнения по вопросу о возможности, пределах и условиях такого участия.

Различие подходов отразилось в научной и учебной литературе. Ряд исследователей признают безусловно необходимым дальнейшее ограничение участия прокурора в гражданском процессе . Подобной позиции придерживается соавтор учебника "Права человека" В.М. Савицкий, который отмечает, что "прокурору нечего делать. при разбирательстве в судах гражданских споров", в современных "условиях гражданам, предприятиям и организациям для обращения в суд за защитой своих прав и законных интересов вовсе не нужно посредничество прокуратуры". Граждане "могут использовать для этого различные юридические службы, юрисконсультов профсоюзов, различную сеть адвокатских фирм, бюро и коллегий, институт уполномоченного по правам человека". Но, как нам представляется, охрана прав, обеспечение превенции закона и действенности тех же судебных процессуальных механизмов требует участия прокурора. Уже потому, что не все граждане в силу определенных причин (состояние здоровья, материальное положение, уровень правовой культуры и юридической подготовки) имеют возможность использовать услуги перечисленных лиц и органов или защищать субъективные права и законные интересы в процессе самостоятельно .

Похмелкин В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 6 - 7.
Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 364 - 365.

Впрочем, и В.М. Савицкий вынужден был признать, что есть "ситуации, когда участие прокурора в гражданском процессе может быть полезным и необходимым", когда прокурор может "возбудить гражданское дело по собственной инициативе в защиту государства или общества в целом либо в защиту прав неопределенной группы населения" . Воспринимая это правильное положение, следует отметить здесь неточность: право возбуждения производства по гражданскому делу принадлежит в данном случае только суду общей юрисдикции или мировому судье. Прокурор лишь подает исковое заявление в суд, которое может быть принято судом к своему производству при наличии на то оснований, установленных законом.

Большая группа ученых-процессуалистов и прокуроров признают участие прокурора в процессе по гражданским делам важной гарантией охраны и защиты прав, свобод и законных интересов различных субъектов гражданских правоотношений .

Макаров В.А. Участие прокурора в арбитражном и гражданском процессе // Прокурорская следственная практика. 2004. N 3 - 4; Манников О.В. Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе в современных условиях // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. N 1.

Аргументы, приведенные указанными авторами, достаточно весомы:

  • авторитет органов прокуратуры в глазах общественности;
  • более строгое соблюдение работниками прокуратуры сроков рассмотрения обращений граждан и организаций;
  • ответственность прокурорских работников за несоблюдение сроков рассмотрения обращений граждан, тогда как в судах сроки нередко затягиваются и сами судьи за проволочки ответственности, как правило, не несут;
  • юридическая грамотность, требуемая от прокурорских работников и, как правило, обеспечиваемая ими;
  • обоснованность и правильное оформление процессуальных документов работниками прокуратуры;
  • бесплатность оказываемой юридической помощи и т.д.

С учетом этого рабочая группа Государственной Думы с участием Генеральной прокуратуры внесла поправки, закрепляющие компромисс о приравнивании прокурора к лицам, участвующим в деле (ст. 34 ГПК РФ).

В соответствии с ГПК РФ 2002 г. прокурор может обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав или законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Соответствующим правом прокурор наделяется только в случае, если сам гражданин не в состоянии это сделать по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). ГПК РФ (ч. 3 ст. 45) определяет прокурора как обязательного субъекта защиты прав, свобод и законных интересов по некоторым делам, по которым прокурор вступает в процесс и дает заключения (дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью).

В последние десятилетия возросла роль прокуратуры в защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в гражданском судопроизводстве. Однако ГПК РФ не разграничивает, в каких случаях участие прокурора возможно или обязательно. По установившемуся правилу необходимость участия в конкретном гражданском деле, если на то отсутствует прямое указание закона, прокурор определяет самостоятельно. ГПК РФ указывает на особый статус прокурора, в том числе и тем, что в прениях он выступает первым. Хотя прокурор несет все обязанности лица, участвующего в деле, он освобожден от бремени судебных расходов, к нему не может быть предъявлен встречный иск.

В процессуальной науке и отзывах самих прокуроров отмечается в качестве упущения ГПК РФ 2002 г. лишение суда права привлекать прокурора в процесс по собственной инициативе. В случаях, когда закон предусматривает обязательное участие прокурора, суд лишь предупреждает прокурора о возбуждении производства по делу, что исключает проявление активности по данному вопросу. Тенденция ограничения процессуальных прав прокурора в гражданском процессе выразилась и в том, что прокурор не вправе вступать в дело на любой стадии процесса, как это было по ГПК РСФСР (ст. 41). Проверить наличие или отсутствие оснований для вступления прокурора в процесс может только вышестоящий прокурор в порядке общей проверки деятельности нижестоящего прокурора .

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / С.А. Алехина, А.Т. Боннер, В.В. Блажеев и др. Отв. ред. М.С. Шакарян. М., 2003. С. 114.

Поддерживая контрольно-правоохранительный механизм в лице прокуратуры, Закон исходит из: 1) общественной значимости гражданских дел и гражданского процесса; 2) важности защиты прав, свобод и законных интересов как определенных групп граждан, так и неопределенного круга лиц; 3) значения присутствия прокурора в гражданском процессе в качестве квалифицированного юриста, правозащитника, к тому же представляющего государство, что создает дополнительные гарантии охраны и защиты прав и свобод. Закон определяет и другие гражданские дела, в которых участие прокурора обязательно. К ним относятся дела: о защите избирательных прав граждан (ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим ( ч. 3 ст. 278 ГПК РФ), об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ); о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 Семейного кодекса РФ); об ограничении родительских прав (п. 3 ст. 73 Семейного кодекса РФ) и др.

Некоторые авторы, в том числе и прокуроры, участвующие в гражданском судопроизводстве, признают необходимость включения в данный перечень гражданских дел, затрагивающих имущественные права гражданина, например об устранении препятствий в пользовании земельным участком, о признании права на объект недвижимого имущества, о защите наследственных прав и т.д. .

Крутиков М., Исаева Л. Участие прокурора в гражданском процессе // Законность. 2006. N 1. С. 18.

Прокурор обращается в суд не только с исковым заявлением, но и для дачи заключения по гражданскому делу, рассматриваемому в суде (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Вызывает сомнение обоснованность утверждений некоторых авторов о достаточно высоком профессионализме судей, исключающем необходимость в заключениях прокурора по делу . Представляется, что заключение прокурора является дополнительной гарантией защиты прав, свобод и законных интересов определенных, социально слабо защищенных и остро нуждающихся в этом групп населения. Оно должно основываться на обстоятельствах дела и законе. Высказывается мнение, что заключение прокурора должно отвечать требованиям, предъявляемым к решению суда (ст. 198 ГПК РФ) . Такой подход, на наш взгляд, не вполне корректен.

Права человека. С. 364 - 365.
Крутиков М., Исаева Л. Участие прокурора в гражданском процессе. С. 18.

Следует признать вполне обоснованными предложения некоторых авторов включить в ГПК РФ определение содержания понятия "заключение прокурора", норм, закрепляющих процессуальное положение прокурора, дающего заключение по делу, круг требований, предъявляемых к форме и содержанию заключения прокурора . Как закрепляют нормы действующего законодательства и отмечают исследователи, личность конкретного прокурора для суда "не имеет никакого значения" . Это означает, что в процессе он может быть заменен другим работником - прокурором - в связи с перемещением по службе, увольнением, уходом на пенсию и т.д. предыдущего прокурора. Документом, удостоверяющим полномочия прокурора на участие в гражданском процессе, является его служебное удостоверение. Однако ГПК РФ не определяет процессуальный порядок замены прокурора, что снижает действенность контрольно-правоохранительного механизма.

Там же.
Викут М.А. Стороны - основные лица искового производства. Саратов, 1968. С. 44.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен полным объемом прав лица, участвующего в деле (ст. 35 ГПК РФ). В случае подачи искового заявления для защиты прав и законных интересов других лиц прокурор не вправе заключать мировое соглашение. Лишь прокурор, принимавший участие в рассмотрении и разрешении дела в суде первой инстанции, вправе обжаловать судебные акты (ст. ст. 35 и 45 ГПК РФ).

Подготовительная деятельность прокурора начинается еще до обращения непосредственно в суд: собираются необходимые материалы по делу и выявляются все доказательства для предъявления суду для обоснования предъявляемых требований и т.д. Однако до возбуждения производства по делу прокурор лишен права истребовать документы по делу, опрашивать других лиц, участвующих в процессе либо оказывающих содействие правосудию до возбуждения производства, и т.д.

В соответствии с ч. 2 ст. 131 ГПК РФ прокурор в исковом заявлении обязан дать юридическую характеристику дела (спора), определить круг нормативных актов, на основании которых должны быть урегулированы спорные правоотношения и удовлетворены законные интересы, каким образом должно быть разрешено дело. По признанию исследователей, прокурор, подавший исковое заявление в защиту других лиц, является истцом только в процессуальном смысле .

Шакарян М.С. Субъекты гражданского процессуального права. М., 1970. С. 190; Шакирьянов Р. Участие прокурора в рассмотрении споров в суде // Законность. 2004. N 11. С. 21; Щеглов В.Н. Субъекты судебного гражданского процесса. Томск, 1979. С. 103 и др.

Как лицо, участвующее в деле, прокурор обязан присутствовать в судебном заседании. В то же время ч. 3 ст. 45 ГПК РФ гласит, что неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Данное положение, на наш взгляд, может увеличивать вероятность принятия незаконного и необоснованного судебного постановления.

Участие прокурора в процессах по гражданским делам продолжает оставаться важной гарантией эффективной охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций Российской Федерации. Тем самым поддерживается и усиливается превенция закона (как материальных, так и процессуальных норм), повышается уровень состязания сторон в процессе, качество принимаемых судом решений. В то же время некоторые важные аспекты процессуальной деятельности прокурора требуют повышения качества правового регулирования, показывают необходимость устранения пробелов и дефектов в действующем гражданском процессуальном законодательстве.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

При защите нарушенных социальных прав граждан наиболее эффективной мерой прокурорского реагирования является обращение в суд. В целях устранения выявленных нарушений данная мера применяется наряду с иными мерами прокурорского реагирования (принесение прокурором протеста на незаконный правовой акт, внесение в адрес руководителя предприятия представления об устранении нарушений трудового, пенсионного и иного законодательства, объявление руководителю предостережения о недопустимости нарушения).

Полномочия прокурора по участию в гражданском процессе определены статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Ранее прокурор вправе был обратиться в суд в защиту интересов конкретного гражданина только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не мог сам обратиться в суд. При обращении в прокуратуру района с ходатайством о предъявлении в суд иска заявитель должен был указывать конкретные причины, по которым он сам не мог обратиться в суд. В подтверждение данного обстоятельства он должен был представлять соответствующие документы (о возрасте, состоянии здоровья, финансовом положении и другие).

Федеральным законом от 05 апреля 2009 года N 43-ФЗ внесены дополнения в статью 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных отношений) и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При обращении прокурора в суд за защитой права граждан на оплату труда или других выше указанных социальных прав теперь не требуется представлять доказательства невозможности самостоятельного обращения гражданина в суд. В прокуратуру района гражданин может обратиться с заявлением о предъявлении в его интересах иска в суд, изложив сведения о нарушенном или оспариваемом праве и представив имеющиеся доказательства. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление на обращение в суд фиксируется прокурором в письменной форме. Поступившее обращение приобщается к направляемому прокурором в суд заявлению в подтверждение наличия воли гражданина на защиту его прав в судебном порядке.

В случае, когда гражданин по объективным причинам не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурором принимаются меры к сбору необходимых доказательств в ходе проверки поступившего обращения.

Внимание прокуроров сосредоточено, в первую очередь, на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), то есть лиц, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры является защита трудовых прав граждан. В ходе прокурорских проверок устанавливаются многочисленные факты задержки выплаты работникам заработной платы. Однако при не поступлении от работников заявлений о защите их права на оплату труда, прокуроры лишены возможности направления в суд помимо воли работников заявлений о взыскании в их пользу задолженности по заработной плате.

Защита прокурором в судебном порядке иных прав граждан, не относящихся к социальным (земельных, наследственных, жилищных и других имущественных прав), по-прежнему, допускается только в случае невозможности их самостоятельного обращения в суд в силу возраста, состояния здоровья и других уважительных причин.

В суд прокурор обращается за защитой нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов граждан. Бывают случаи, когда гражданин заблуждается в наличии у него права на получение пособия, на первоочередное предоставление жилой площади или наличии какого-либо иного социального права. В таких случаях прокурор, рассмотрев обращение о предъявлении иска в суд и установив отсутствие нарушения законных прав и интересов, отказывает в удовлетворении поступившего в органы прокуратуры обращения.

На прокурора, как и на самих граждан, распространяются установленные законом сроки исковой давности и процессуальные сроки для обращения за защитой в суд. В ряде случаев граждане обращаются к прокурору с ходатайством о предъявлении в их интересах иска в суд по истечении установленного для защиты их прав срока (Например: о взыскании задолженности за неиспользованный отпуск за 2006 – 2007 рабочий год или об оспаривании приказа об увольнении в 2007 году за прогулы и с другими требованиями). Какие-либо доказательства уважительности причин пропуска срока прокурору не представляются. В таких ситуациях прокурор лишен возможности защиты в судебном порядке их прав по причине истечения установленных законом сроков для обращения в суд за защитой трудовых прав и невозможности представления суду доказательств уважительности причин их пропуска.

Срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании актов органов местного самоуправления об отказе в постановке на очередь на получение жилищной субсидии, жилой площади в первоочередном порядке и других составляет в соответствии со статьей 256 ГПК РФ три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Во многих случаях граждане, являющиеся трудоспособными, самостоятельно не обращаются в установленный срок в суд за защитой своих прав. По истечении длительного времени обращаются в органы прокуратуры за защитой их прав в судебном порядке, не представляя каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока. Такие обращения не могут быть удовлетворены органами прокуратуры.

Прокурор обращается в суд в защиту интересов гражданина. В соответствии с частью 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ он пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности. Обязан представлять суду доказательства нарушения законных прав гражданина, при направлении в суд заявления с пропуском сроков исковой давности или процессуальных сроков для обращения в суд - доказательства уважительности причины пропуска срока. Однако он лишен права заключения с ответчиком мирового соглашения. Таким правом наделен только сам гражданин, в интересах которого обратился прокурор в суд. В связи с этим прокурор лишен возможности удовлетворить ходатайство гражданина о предъявлении иска в суд в его интересах в случае, если ранее гражданин уже воспользовался правом на судебную защиту и в удовлетворении иска ему отказано.

При обращении в прокуратуру часто путают полномочия прокурора по обращению прокурора в суд с заявлением, определенные в части 1 статьи 45 ГПК РФ, и полномочия по участию прокурора в рассмотрении судом категорий гражданских дел, определенных в части 3 данной статьи РФ и других федеральных законах (о восстановлении на работе, о выселении, о возмещении вреда здоровью, о лишении родительских прав и другие). В часть 3 статьи 45 ГПК РФ каких-либо изменений или дополнений выше указанным Федеральным законом от 05.04.2009 N 43-ФЗ не вносилось. В связи с этим, предоставление прокурору полномочий на обращение в суд в интересах граждан с заявлениями о защите их социальных прав не дает прокурору право на участие в рассмотрении ранее заявленных гражданами требований о взыскании пенсий или пособий, предоставлении жилого помещения и защите других социальных прав, а также право на обжалование в вышестоящие судебные инстанции вынесенных по ним судебных актов.

Заместитель прокурора Клинцовского района
советник юстиции В.Н. Дорохин

Полномочия прокурора по участию в гражданском процессе определены статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

Как ветерану или инвалиду защитить свои права через прокуратуру

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Для этого гражданину необходимо обратиться к прокурору с просьбой о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов с письменным заявлением. При невозможности оформления гражданином заявления прокурор поможет ему оформить волеизъявление в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор примет меры к сбору необходимых доказательств, а также к собиранию и представлению в суд доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самим гражданином.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Государство стремится обеспечить инвалидам и лицам пожилого возраста равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Защита прав ветеранов и инвалидов, как и прежде, является приоритетным направлением прокурорского надзора.

Предметом постоянных прокурорских проверок являются вопросы соблюдения прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечения их жилищных прав, обеспечения данной категории граждан лекарственными препаратами, а также другие вопросы их жизнедеятельности, связанные с социальной адаптацией данной категории граждан.

Наиболее действенной мерой прокурорского реагирования на выявленные нарушения является обращение в суд с исками и заявлениями.

Так, в текущем году в суд общей юрисдикции территориальными прокурорами предъявлено около двухсот исков в сфере пенсионного законодательства, охраны прав инвалидов и престарелых, по всем рассмотренным искам требования удовлетворены либо производство прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокуроров.

Территориальные прокуроры постоянно осуществляют надзор за соблюдением требований доступности учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение жизненных потребностей лиц с ограниченными возможностями: медицинских учреждений, аптек, помещений органов власти и местного самоуправления. Установив факты отсутствия специальных сооружений для доступа инвалидов в здания администраций, отделов социальной защиты населения, образовательные учреждения, учреждения жилищно-коммунального комплекса, Дома культуры, аптечные учреждения и больницы, то есть в те учреждения, которые имеют наибольшую социальную значимость и предназначены для непосредственной работы с инвалидами, прокуроры обращались в суд с требованиями об устранении таких нарушений.

Наиболее распространенными являются иски с требованием обязать органы исполнительной власти, местного самоуправления, юридические лица оборудовать социально значимые, транспортные объекты специальными приспособлениями для инвалидов, а также иски в защиту жилищных и пенсионных прав, прав на санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации, лекарствами.

Согласно действующему федеральному и региональному законодательству инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение необходимыми средствами реабилитации, лекарственными препаратами. Прокурорами в судебном порядке обеспечено возмещение гражданам денежных средств, затраченных ими на самостоятельное приобретение препаратов.

Выявив нарушения уполномоченными органами сроков выдачи инвалидам, в том числе детям-инвалидам, направлений на получение средств реабилитации (абилитации), сроков обеспечения такими средствами или сроков выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные средства, прокуроры использовали предоставленные ст. 45 ГПК РФ полномочия для восстановления прав этой категории граждан.

Защищая права детей-инвалидов, прокуроры предъявляют в суд иски об обязании Государственного учреждения — Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации. В рассмотрении судами подобных дел принимал участие прокурор Краснодарского края Сергей Табельский , по инициативе которого решения суда обращены к немедленному исполнению. Также по ходатайству прокурора края судом вынесено частное определение в адрес Государственного учреждения — Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации , которое, не убедившись в исполнении всех выданных гражданам направлений для получения технических средств реабилитации, подписало дополнительное соглашение к государственному контракту на уменьшение общей суммы его стоимости. Это привело к нарушению прав ребенка-инвалида на получение положенных ему по индивидуальной программе реабилитации и абилитации технических средств.

Действуя в интересах граждан-инвалидов, прокуроры в судебном порядке понуждают Министерство здравоохранения Краснодарского края организовать своевременное обеспечение инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами, предъявляют требования о взыскании с министерства компенсации за самостоятельно приобретенное лекарство.

Не оставляют без внимания прокуроры ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей.

Активное использование прокурорами полномочий по защите прав инвалидов, престарелых граждан в судебном порядке позволяет добиться реального восстановления нарушенных прав.

В случае нарушения прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отсутствия парковочных мест для стоянки их автотранспорта, нарушения прав инвалидов на трудоустройство, создания им условий труда без учета индивидуальных программ реабилитации, необеспечения лекарственными средствами такие граждане вправе обратиться к прокурору, и их права будут защищены.

Читайте также: