За какую вещь шемяка принял камень который убогий крестьянин показывал ему на суде за золото

Обновлено: 07.05.2024

Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришел бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.

Бедняк горько вздохнул, и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город, жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплелся вслед за ним, прекрасно зная, что ему все равно придется идти в суд.

Дошли братья до одного села, и богач остановился у своего хорошего знакомого, сельского попа. Они сели за стол ужинать, а бедняк голодным лег на полати. Засмотрелся он на брата и попа, как те уплетали ужин, и свалился на колыбель, в котором спал маленький ребенок. Бедняк раздавил на смерть поповского сына, и тот тоже отправился в город жаловаться на него.

Проходя через мост, бедняк решил покончить со своей горькой жизнью, и спрыгнул вниз. Он упал на больного старика, которого сын вез на санях в баню, и убил его случайно. Потерпевший также отправился к судье Шемяке.

На суде бедняк показал судье камень, завернутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у нее не отрастет хвост.

Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьет бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.

Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста, и заплатил бедняку отступные.

Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завернутый в платок, и объяснил, что если бы судья принял решения не в его пользу он бы ушиб его этим камнем.

Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошел домой.

Анализ произведения

Действие сюжета происходит в России. В произведении поднята важная социальная проблема — подкупность власти, за счет чего виновные люди могут уйти от ответственности.

Краткое содержание

Жили два брата. Они были оба крестьянами, только один богатый, а другой бедный. Тот, что побогаче, долгие годы давал взаймы своему брату, а бедный не мог вылезти из долгов. Как-то бедняк собрался в лес за дровами, только лошади у него не было. Тогда он решил прийти к брату и одолжить у него коня. Богач сначала неохотно согласился, а когда бедняк попросил еще и хомут, рассердился и отказал.


Бедный крестьянин ушел в лес, ему пришлось привязать дровни к конскому хвосту. Он привез дрова, но позабыл выставить подворотню, отчего у лошади оторвался хвост. Ничего нельзя было поделать, бедняку пришлось отвезти животное в таком виде.

Брат осерчал от такого безобразия, пошел к судье Шемяке, чтобы тот разобрался с этим. Бедняк последовал следом. Они дошли до ближайшего села, где заночевали: богач у своего знакомого, с кем отужинал, а бедняк сидел голодный на полати. Он засмотрелся на брата с попом, за их ужином, да и свалился на колыбель, где спал ребенок. Он раздавил малыша. Теперь и поп отправился в суд.

Оказавшись на мосту, бедный брат хотел покончить с жизнью, и спрыгнул. Только он упал прямо на больного старика, и убил его. Сын погибшего также пошел к судье.

Все пришли в суд. Первая жалоба была о коне без хвоста. Бедняка вызвали на допрос, он покланялся судье и показал ему сверток. Шемяка подумал, что это взятка, а именно золото, поэтому повел дело так, как посчитал нужным. Он сказал бедняку придержать у себя лошадь, пока у нее не вырастет хвост. На самом деле бедный крестьянин хотел проломить лоб Шемяке за неверный приговор.

Далее жаловался поп. Судья решил отдать подсудимому попадью до тех пор, пока у нее не появится ребенок. Следующая очередь жаловаться была за сыном погибшего старика. Шемяка решил, что в этом случае правильно будет, чтобы истец убил бедняка таким же образом, то есть прыгнул на него с моста.

После суда судья отправил помощника за наградой, но узнал правду. В итоге всем пришлось доплатить бедному крестьянину, чтобы тот отказался выполнять решения суда, и вернул всем то, что им причитается, а именно коня и попадью. Третий истец соответственно не собирался прыгать с моста, поэтому выплатил бедняку отступные.

Действующие лица и основная мысль

В сказке описываются основные и второстепенные действующие лица. Среди них выделяют следующих главных героев:

  1. Бедный брат — крестьянин, который устал жить в нищете. Он потерял надежду на достойную жизнь.
  2. Богач — зажиточный крестьянин, который сердится на своего родственника из-за его постоянных просьб. Он жадный, заносчивый, скупой и расчетливый человек.
  3. Поп — приятель богатого мужчины, очень высокомерный.
  4. Третий истец — случайный прохожий, который вез под мостом своего отца.

На примере главных героев видно, что все виновные люди должны нести справедливое наказание. Судья позарился на мнимую взятку, которую принял за золото, поэтому оправдал подсудимого. Конечно, Шемяка остался ни с чем, но был этому рад, так как бедняк собирался проломить ему голову тем самым камнем. Несправедливость суда и властей — главная проблема общества.

Таким образом, произведение высмеивает судейские порядки, прогнившую систему власти, ханжество, лицемерие.

Толкование непонятных слов

Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.

Дровни – крестьянские. сани без кузова.

Подворотня – пространство, щель между воротами и землей.

Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Мзда – плата, вознаграждение, взятка.

Краткое содержание Повесть о Шемякином суде за 2 минуты пересказ сюжета

Главные герои

Действующие лица и их краткие характеристики:

Краткое содержание Повесть о Шемякином суде за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Бедняк — мужчина устал от нищего существования, не надеется на улучшение жизни.
  2. Богач — брат бедного, зажиточный крестьянин, жадный.
  3. Поп — знакомый богача, высокомерный, заносчивый.
  4. Судья Шемяка — жадный, нечестный человек, который любит получать взятки.

Смысл повести, что уже в XVII веке люди с доступом к власти не всегда действовали честно. Шемяка судил не по закону, а так как посчитает нужным. Он захотел получить взятку от бедняка и поэтому вынес решения в его пользу.

Краткий сюжет

Жили два брата-крестьянина, один был бедный, а другой богатый. Богатый всегда поддерживал бедного, давал ему в долг деньги, но это не помогало. Однажды к зажиточному крестьянину пришел его нищий брат и попросил одолжить лошадь. Тот согласился помочь, после этого последовала просьба дать и хомут, но богач рассердился и прогнал брата.

Бедняку ничего не оставалось делать, как запрячь лошадь в дровни так. Он съездил за дровами, вернулся, но забыл выставить подворотню. Когда они проехали через ворота, лошадь оторвала себе хвост. Богач рассердился, когда увидел свое животное. Он отправился к судье Шемяке.

Краткое содержание Повесть о Шемякином суде за 2 минуты пересказ сюжета

Бедняку пришлось идти за братом, так как в суд ему все равно пришлось бы явиться. До места было долго и братья остановились в доме попа. Поп и богач сели ужинать, а бедняка они прогнали. Тот лег на полати, да так засмотрелся за тем, как едят его спутники, что свалился на колыбель. Там спал младенец и бедняк его задавил. Поп тоже отправился жаловаться на бедняка.

Краткое содержание “Повести о Шемякином суде”

Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой – бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришел бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.

Делать нечего – бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.

Привел бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошел за ним, зная, что его все равно заставят явиться на суд.

Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого – сельского попа. Бедный пришел к тому же попу и лег на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребенка. Поп тоже пошел в город жаловаться на бедного.

Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вез в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье… Взял камень, завернул его в плат и стал перед… судьей.

Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завернутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдает богатому лошади до тех пор, пока у нее не вырастет новый хвост.

Затем принес челобитную поп. А бедный опять показал камень. Судья решил: пусть поп отдаст бедному попадью до тех пор, пока тот не “добудет” нового ребенка.

Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьет бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.

После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.

Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.

Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду.

А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трех свертках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.

Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошел домой.

Краткое содержание “Повести о Шемякином суде”

Другие сочинения по теме:

  1. Сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, повесть о шемякином суде В основе повести лежит сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, богатого и бедного. Повесть изобличает неправый суд на Руси в…
  2. Сатирические произведения в древнерусской литературе – “Шемякин суд” Ярким выражением критицизма общественного сознания эпохи является возникновение разнообразной, по преимуществу демократической, сатирической литературы. Она бичует типичные для того времени…
  3. Краткое содержание повести Лина Мэнчу “Заклятие даоса” Ы Старик-крестьянин постоянно думает о хозяйстве; парень-пастух каждую ночь наслаждается почетом и славой В давнюю, давнюю пору неподалеку друг от…
  4. Краткое содержание повести Айтматова “Ранние журавли” Школа в небольшом киргизском аиле. Холодный, нетопленый класс. Учительница рассказывает замерзшим и простуженным детям о теплом острове Цейлоне, где растут…
  5. Краткое содержание повести Гоголя “Заколдованное место” Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак,…
  6. Краткое содержание повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Рассказчик тоскует о временах, когда “русские были русскими”, а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы…
  7. Краткое содержание повести Залыгина “На Иртыше” Стоял март месяц девятьсот тридцать первого года. В селе Крутые Луки допоздна горели окна колхозной конторы – то правление заседало,…
  8. Краткое содержание повести А. Линдгрен “Пеппи в стране Веселии” Как у Пеппи покупают виллу “Курица” До приезда Пеппи в городке было две достопримечательности – краеведческий музей и курган. Горожане…
  9. Краткое содержание “Беды” Зощенко Ы Два года деревенский мужик Егор Иваныч копил деньги на лошадь. Плохо питался, бросил курить махорку, “а что до самогона,…
  10. Краткое содержание “Повести о Фроле Скобееве” Жил в Новгородском уезде бедный дворянин Фрол Скобеев. В том же уезде была вотчина стольника Нардина-Нащокина. Там жила дочь стольника,…
  11. Краткое содержание повести А. Линдгрен “Пеппи собирается в путь” Как Пеппи отправляется за покупками Однажды в ясный весенний день, когда у Томми и Анники не было занятий в школе,…
  12. Краткое содержание “Повести о Еруслане Лазаревиче” Жил царь Киркоус, и был у него дядя Лазарь. Сын князя, Еруслан Лазаревич, в десять лет был изгнан из царства….
  13. Краткое содержание повести Достоевского “Мальчики” Коля Красоткин Тридцатилетняя вдова губернского секретаря Красоткина жила “своим капиталом” в небольшом чистеньком домике. Муж этой симпатичной, робкой и нежной…
  14. Краткое содержание повести Фэна Мэнлуна “Бунт Ван Синьчжи” Ы О том, как Ван Синьчжи смертью своей спас всю семью. Во времена династии Южная Сун многие удостаивались государевых милостей….
  15. Краткое содержание повести О. Мори “Дикий гусь” 1 1880 год, 13-ый год эпохи Мэйдзи по японскому летоисчислению. Рассказчик вспоминает свою студенческую жизнь в общежитии Камидзе, где он…
  16. Краткое содержание повести Чехова “Каштанка” Каштанка – молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой – блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Ее хозяин…
  17. Краткое содержание повести Тургенева “Клара Милич” Яков Аратов проживал на Шаболовке в небольшом деревянном доме со своей теткой Платонидой Ивановной, Платошей, как называл ее еще его…
  18. Краткое содержание повести Айтматова “Материнское поле” День поминовения (конец лета, начало осени). Постаревшая Толгонай приходит к полю, чтобы излить душу. Этой сильной женщине некому жаловаться на…
  19. Краткое содержание повести Пушкина “Метель” В 1811 г. в поместье своем проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие…
  20. Краткое содержание повести И. Франко “Захар Беркут” В карпатское село Тухля приезжает боярин Тугар Волк. Князь Даниил даровал ему эти земли. Волк отправляется охотиться на медведей с…

Первая часть повести рассказывает о происшествиях (одновременно уморительных и грустных), которые произошли с убогим крестьянином. Все начинается с того, что его богатый братец дает ему лошадь, однако забывает о хомуте. Главный герой привязывает дровни к хвосту, и тот рвется. Следующая беда приключилась с крестьянином, когда он ночевал у попа на полатях (то есть на лежаке). Ужинать его, естественно, жадный поп не позвал. Заглядевшись на ломившийся от кушаний стол, главный герой случайно зашибает младенца, сына попа. Теперь за эти правонарушения бедняге предстоит суд. От отчаянья он хочет свести счеты с жизнью и бросается с моста. И снова — неудача. Сам крестьянин остается целехоньким, но зато старик, на которого приземлился главный герой, отправился к праотцам.

Итак, крестьянину предстоит отвечать уже за три преступления. Читателя ожидает кульминация — хитрый и несправедливый судья Шемяка, приняв завернутый в платок камень за щедрый посул, решает дело в пользу бедного крестьянина. Так, первому потерпевшему предстояло ждать, пока у лошади вырастит новый хвост. Попу предложили отдать свою жену крестьянину, от которого та должна понести ребенка. А сын погибшего старика в качестве компенсации должен сам упасть с моста и зашибить бедного крестьянина. Естественно, от таких решений все потерпевшие решают откупиться.

Цели уроков:
— знакомство с жанром древнерусской повести;
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья;
— развитие читательских умений учащихся;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа с учебником.

1. Чтение статьи В. И. Охотникова в учебнике (с. 31—32).

2. Беседа о прочитанном:

— Перескажите содержание статьи.

— На какие композиционные части ее можно разделить? Выделите эти части и озаглавьте.

ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА

Повесть древнерусская — общее обозначение произведений древнерусской литературы, различных по своей художественной структуре; единственный общий для всех повестей признак — сюжетность, связное описание неких событий[ 4 ].

V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, какие мысли и чувства у вас возникали во время чтения данного фрагмента. Кому вы сочувствовали? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Расскажите, кто как вел себя в суде.

— Как вы думаете, на что рассчитывали богатый крестьянин, поп и горожанин, придя в суд и подав иск на убогого?

— Оправдываются ли их надежды? Почему?

— Почему всем истцам пришлось еще и откупаться от ответчика? В чем был ужас судебной системы?
(Любое решение суда неукоснительно исполнялось, даже абсурдное.)

— Как изображается судья? Почему?

— В чем особенность сатирического изображения в этом произведении?
(Сатира явно не выражена — внешне как бы беспристрастное повествование. Гипербола сначала не воспринимается как гипербола: упал — задавил ребенка в люльке, кинулся с моста — задавил старика. Гротеск неискушенным читателем тоже сначала не осознается.)

Гроте́ск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta — грот) — своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов — реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора[ 5 ].

— Итак, перед нами определение термина гротеск. Перечитайте его еще раз внимательно и вернитесь к тексту произведения: перечитайте данный в учебнике фрагмент и отметьте в нем приемы гротеска.

— Где мы встречаемся с сочетанием жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим? Зачитайте эти фрагменты.
(Хвост лошади вместо хомута. Свороченная подворотня — лошадь здесь как мифическое существо невероятной силы. Живая-здоровая лошадь с вырванным с мясом хвостом. Убиение младенца. Убиение старца. В последних двух эпизодах слились комическое и трагическое, реалистическое с фантастическим, гибербола с гротеском.)

— Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется?

— Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

— Согласны ли вы с авторской оценкой героев и их поступков? Почему? Аргументируйте свой ответ.

VI. Работа с эпиграфом к уроку .

— Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как, на ваш взгляд, он отражает и содержание урока, и его идейную направленность?

— Придумайте и запишите свой эпиграф к уроку. Если задание вызывает трудности, попытайтесь вспомнить какие-либо изречение и цитату, отражающие тему и идею сегодняшнего урока.

VII. Домашнее задание.

Для всего класса:

Следующие уроки: Внеклассное чтение. Е.П.Чудинова. "Ларец", "Лилея" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.

ШЕМЯКИН СУД [ 6 ]

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог[ 7 ]. Богатый много лет ссужал[ 8 ] убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:

— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут[ 9 ] просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

— Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.

Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам[ 10 ] платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку[ 11 ] и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом[ 12 ] на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.

Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:

— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.

Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.

Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.

Тут убогий начал и третьему истцу говорить:

— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.

Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:

— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.

Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:

— Чего ты камень показываешь?

Ответчик же сказал:

— То я и судье показывал.

— Для чего же ты камень показывал?

— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.

И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:

— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.

Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь. ( вернуться к уроку )

1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. ( вернуться )

2. Тексты пирамид — древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас. Название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе фараонов Мемфиса, и построенных где-то между 2350 и 2175 гг. до н. э. В этих пирамидах были погребены: фараон Унис V династии (середина XXIV в. до н. э.) и четыре фараона VI династии — Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II Неферкара (XXII в. до н. э.). Таким образом, пирамиды, содержащие Тексты, были воздвигнуты в течение полутора веков. Сами тексты скорее всего старше пирамид, и были созданы задолго до объединения Северного и Южного Египта (около 3000 г. до н. э.) ( вернуться )

3. Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 142. ( вернуться )

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 753. ( вернуться )

5. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 106. ( вернуться )

7. Убог — бедный, нищий. ( вернуться )

8. Ссужа́ть — давать кому-либо что-либо (деньги или другие ценности) в долг, в качестве займа для осуществления чего-либо. ( вернуться )

9. Хому́т (упряжь) — надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким валиком. ( вернуться )

10. Пристав — приставом в XV—XVII вв. называлось должностное лицо, которое вызывало спорщиков на суд. ( вернуться )

11. Пола́ти — широкая лежанка для сна, устраиваемая в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Зыбка — то же, что колыбель. ( вернуться )

Повесть о шемякином суде анализ

Читательский дневник

Анализ произведения

Действие сюжета происходит в России. В произведении поднята важная социальная проблема — подкупность власти, за счет чего виновные люди могут уйти от ответственности.

Краткое содержание

Жили два брата. Они были оба крестьянами, только один богатый, а другой бедный. Тот, что побогаче, долгие годы давал взаймы своему брату, а бедный не мог вылезти из долгов. Как-то бедняк собрался в лес за дровами, только лошади у него не было. Тогда он решил прийти к брату и одолжить у него коня. Богач сначала неохотно согласился, а когда бедняк попросил еще и хомут, рассердился и отказал.

Шемякин суд читательский дневник

Бедный крестьянин ушел в лес, ему пришлось привязать дровни к конскому хвосту. Он привез дрова, но позабыл выставить подворотню, отчего у лошади оторвался хвост. Ничего нельзя было поделать, бедняку пришлось отвезти животное в таком виде.

Брат осерчал от такого безобразия, пошел к судье Шемяке, чтобы тот разобрался с этим. Бедняк последовал следом. Они дошли до ближайшего села, где заночевали: богач у своего знакомого, с кем отужинал, а бедняк сидел голодный на полати. Он засмотрелся на брата с попом, за их ужином, да и свалился на колыбель, где спал ребенок. Он раздавил малыша. Теперь и поп отправился в суд.

Оказавшись на мосту, бедный брат хотел покончить с жизнью, и спрыгнул. Только он упал прямо на больного старика, и убил его. Сын погибшего также пошел к судье.

Повесть о шемякином суде

Все пришли в суд. Первая жалоба была о коне без хвоста. Бедняка вызвали на допрос, он покланялся судье и показал ему сверток. Шемяка подумал, что это взятка, а именно золото, поэтому повел дело так, как посчитал нужным. Он сказал бедняку придержать у себя лошадь, пока у нее не вырастет хвост. На самом деле бедный крестьянин хотел проломить лоб Шемяке за неверный приговор.

Далее жаловался поп. Судья решил отдать подсудимому попадью до тех пор, пока у нее не появится ребенок. Следующая очередь жаловаться была за сыном погибшего старика. Шемяка решил, что в этом случае правильно будет, чтобы истец убил бедняка таким же образом, то есть прыгнул на него с моста.

После суда судья отправил помощника за наградой, но узнал правду. В итоге всем пришлось доплатить бедному крестьянину, чтобы тот отказался выполнять решения суда, и вернул всем то, что им причитается, а именно коня и попадью. Третий истец соответственно не собирался прыгать с моста, поэтому выплатил бедняку отступные.

Действующие лица и основная мысль

В сказке описываются основные и второстепенные действующие лица. Среди них выделяют следующих главных героев:

Краткое содержание шемякин суд

  1. Бедный брат — крестьянин, который устал жить в нищете. Он потерял надежду на достойную жизнь.
  2. Богач — зажиточный крестьянин, который сердится на своего родственника из-за его постоянных просьб. Он жадный, заносчивый, скупой и расчетливый человек.
  3. Поп — приятель богатого мужчины, очень высокомерный.
  4. Третий истец — случайный прохожий, который вез под мостом своего отца.

На примере главных героев видно, что все виновные люди должны нести справедливое наказание. Судья позарился на мнимую взятку, которую принял за золото, поэтому оправдал подсудимого. Конечно, Шемяка остался ни с чем, но был этому рад, так как бедняк собирался проломить ему голову тем самым камнем. Несправедливость суда и властей — главная проблема общества.

Таким образом, произведение высмеивает судейские порядки, прогнившую систему власти, ханжество, лицемерие.

Отзывы о книге

  1. Произведение обливает произвол, который творится в гос. органах.
  2. Порицается коррупция.
  3. Затрагивается вопрос правды.
  4. Каждый человек должен иметь равные права, несмотря на материальное положение.

В общем, советую почитать. Книга актуальна и в наши дни.

Совсем недавно в школе мы делали анализ повести о Шемякином суде. Краткое содержание помогло мне в этом. Чтение вкратце помогло без потери смысла написать сочинение-рассуждение на тему современных проблем в обществе. Автор затронул очень злободневный вопрос, актуальный даже сейчас. Взяточничество процветает, бороться с ним тяжело. Характеристика персонажей отражает проблемы, которые царили в то время. Я считаю, что высмеивание помогает осознать всю глубину вопроса, а также его последствия. Рекомендую прочитать книгу или хотя бы ознакомиться с ней.

Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришел бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.

Бедняк горько вздохнул, и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город, жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплелся вслед за ним, прекрасно зная, что ему все равно придется идти в суд.

Дошли братья до одного села, и богач остановился у своего хорошего знакомого, сельского попа. Они сели за стол ужинать, а бедняк голодным лег на полати. Засмотрелся он на брата и попа, как те уплетали ужин, и свалился на колыбель, в котором спал маленький ребенок. Бедняк раздавил на смерть поповского сына, и тот тоже отправился в город жаловаться на него.

Проходя через мост, бедняк решил покончить со своей горькой жизнью, и спрыгнул вниз. Он упал на больного старика, которого сын вез на санях в баню, и убил его случайно. Потерпевший также отправился к судье Шемяке.

На суде бедняк показал судье камень, завернутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у нее не отрастет хвост.

Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьет бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.

Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста, и заплатил бедняку отступные.

Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завернутый в платок, и объяснил, что если бы судья принял решения не в его пользу он бы ушиб его этим камнем.

Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошел домой.

Шемякин суд

Пересказать эту историю можно буквально парой строк. Итак, бедному брату были нужны дрова, но коня у него не было. Тогда он решил одолжить его у богатого. Тот дал лошадь бедному своему брату, но в лесу его настигло невезение — у коня оторвался хвост.

Богатый брат подает на него в суд. После чего бедный падает с моста на отца боярина, вследствие чего тот погибает. Боярин тоже подает на бедняка в суд.

И вот, идут в суд три человека. Бедный вспоминает одну поговорку, которая гласит, что бедного все равно засудят. И тут он решает взять с собой камень, чтобы, если что, убить судью.

Суд идет, а бедный тихонько показывает судье мешок с камнем. Тот думает, что в мешке золото и решает дело в пользу бедняка. Он присуждает ему держать коня у себя, пока у того не отрастет новый хвост. Но брат решает, что конь ему нужен сейчас и выкупает его у бедняка.

Боярину же судья говорит, чтоб тот раздавил на коне бедняка, как тот раздавил его отца. Но боярин не любитель насилия и тоже решает откупиться деньгами.

Так наш бедняк еще и денег заработал. В конце произведения судья подходит к нему и просит, чтоб тот отдал ему мешок. На что наш бедный брат ему сказал, что хотел его убить, но судья не расстроился, а даже обрадовался, что жив остался.

Толкование непонятных слов

Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.

Дровни – крестьянские. сани без кузова.

Подворотня – пространство, щель между воротами и землей.

Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Мзда – плата, вознаграждение, взятка.

Повесть о Шемякином суде

Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой — бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.

Делать нечего — бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.

Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.

Продолжение после рекламы:

Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого — сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.

Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вёз в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье… Взял камень, завернул его в плат и стал перед судьёй.

Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.

Брифли существует благодаря рекламе:

Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.

После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.

Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.

Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду.

А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.

Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.

Анализ произведения

Действие сюжета происходит в России. В произведении поднята важная социальная проблема — подкупность власти, за счет чего виновные люди могут уйти от ответственности.

Краткое содержание

Жили два брата. Они были оба крестьянами, только один богатый, а другой бедный. Тот, что побогаче, долгие годы давал взаймы своему брату, а бедный не мог вылезти из долгов. Как-то бедняк собрался в лес за дровами, только лошади у него не было. Тогда он решил прийти к брату и одолжить у него коня. Богач сначала неохотно согласился, а когда бедняк попросил еще и хомут, рассердился и отказал.


Бедный крестьянин ушел в лес, ему пришлось привязать дровни к конскому хвосту. Он привез дрова, но позабыл выставить подворотню, отчего у лошади оторвался хвост. Ничего нельзя было поделать, бедняку пришлось отвезти животное в таком виде.

Брат осерчал от такого безобразия, пошел к судье Шемяке, чтобы тот разобрался с этим. Бедняк последовал следом. Они дошли до ближайшего села, где заночевали: богач у своего знакомого, с кем отужинал, а бедняк сидел голодный на полати. Он засмотрелся на брата с попом, за их ужином, да и свалился на колыбель, где спал ребенок. Он раздавил малыша. Теперь и поп отправился в суд.

Оказавшись на мосту, бедный брат хотел покончить с жизнью, и спрыгнул. Только он упал прямо на больного старика, и убил его. Сын погибшего также пошел к судье.

Все пришли в суд. Первая жалоба была о коне без хвоста. Бедняка вызвали на допрос, он покланялся судье и показал ему сверток. Шемяка подумал, что это взятка, а именно золото, поэтому повел дело так, как посчитал нужным. Он сказал бедняку придержать у себя лошадь, пока у нее не вырастет хвост. На самом деле бедный крестьянин хотел проломить лоб Шемяке за неверный приговор.

Далее жаловался поп. Судья решил отдать подсудимому попадью до тех пор, пока у нее не появится ребенок. Следующая очередь жаловаться была за сыном погибшего старика. Шемяка решил, что в этом случае правильно будет, чтобы истец убил бедняка таким же образом, то есть прыгнул на него с моста.

После суда судья отправил помощника за наградой, но узнал правду. В итоге всем пришлось доплатить бедному крестьянину, чтобы тот отказался выполнять решения суда, и вернул всем то, что им причитается, а именно коня и попадью. Третий истец соответственно не собирался прыгать с моста, поэтому выплатил бедняку отступные.

Действующие лица и основная мысль

В сказке описываются основные и второстепенные действующие лица. Среди них выделяют следующих главных героев:

  1. Бедный брат — крестьянин, который устал жить в нищете. Он потерял надежду на достойную жизнь.
  2. Богач — зажиточный крестьянин, который сердится на своего родственника из-за его постоянных просьб. Он жадный, заносчивый, скупой и расчетливый человек.
  3. Поп — приятель богатого мужчины, очень высокомерный.
  4. Третий истец — случайный прохожий, который вез под мостом своего отца.

На примере главных героев видно, что все виновные люди должны нести справедливое наказание. Судья позарился на мнимую взятку, которую принял за золото, поэтому оправдал подсудимого. Конечно, Шемяка остался ни с чем, но был этому рад, так как бедняк собирался проломить ему голову тем самым камнем. Несправедливость суда и властей — главная проблема общества.

Таким образом, произведение высмеивает судейские порядки, прогнившую систему власти, ханжество, лицемерие.

Краткое содержание повести поможет понять главную мысль произведения.

Завязка

Бедствующему мужчине нужны дрова, но привезти их из леса не на чем. Он принимает решение попросить у брата лошадь. Тот скрепя сердце дает ему коня, но без хомута.

Бедняк видит абсурдность ситуации, однако деваться ему некуда. Он привязывает сани (дровни) к хвосту несчастной лошади и едет в лес.

Всё бы ничего, но на обратном пути, крестьянин забывает выставить подворотню. Лошадь ударяется о ворота и лишается хвоста.

Развитие действий

Бедняку ничего другого не остается, как идти к брату с бесхвостой лошадью.

Но рассерженный владелец не взял порченого коня. Он решает искать справедливости в суде.

Богач и бедняк отправляются в другое село к судье, чтобы тот разрешил их спор. В пути их застала ночь.

Богач решает остановиться на ночлег у знакомого священнослужителя – зажиточного попа. Бедняк идет вслед за ним: не оставаться же на улице. Там он залезает на полати и пытается заснуть. Но это ему не удается.

Брат и священник ужинают. Несчастный и голодный мужчина свешивается с печи, наблюдает за ними, однако не удерживается и падает. На беду, он сваливается прямо на спящего попенка – ребенка священника и давит его на смерть. Теперь они идут к судье уже втроем.

По дороге им попадается мост, под котором в это время купец перевозит больного отца. Бедняк же надумал свести счеты с жизнью, так как понимает, что спор непременно проиграет. Он бросается с моста и приземляется прямо на больного. Старик погибает. Путь к судье продолжают уже четверо мужчин.

Кульминация

Бедняк, над которым смеется судьба, совершенно не знает, что ему делать. Ведь мало того, что он испортил коня, так он еще и убил двух человек. Несчастный понимает: участь его неизбежна. В этот момент ему приходит мысль откупиться от судьи. Однако денег на это нет. Тогда смекалистый человек поднимает на дороге камень, оборачивает его платком и помещает в карман.

Так они и приходят к судье.

Шемяка внимательно выслушивает жалобы истцов. Он уже готов вынести свой приговор, явно не в пользу бедного крестьянина. Но в этот момент вершитель судеб видит, как виновный показывает ему сверток весьма приличных размеров.

Судья мигом меняет решение и выносит следующий приговор:

Развязка

Но есть еще и судья, который требует вернуть вознаграждение. На просьбы Шемяки виновный разворачивает плат и говорит, что прибил бы вершителя судеб, если бы тот вынес другой приговор. Судья счастлив, что легко отделался.

В 17 веке широкое распространение получила демократическая литература. Она создавалась в народной среде и отражала народные идеалы, представления народа о власти, суде, правде, смысле жизни. Героями таких произведений были простые люди. Часто в демократической литературе героями становились неудачники, а сами произведения были полны сострадания к их судьбам.

Им пользуются, когда нужно подчеркнуть неправоту мнения, суждения, оценки. Несправедливый приговор из-за корыстного судьи, поиск выхода из сложной ситуации – эти проблемы актуальны во все времена.

Существуют две версии:

Сатирическая повесть о Шемякином суде написана в XVII веке, она обличает судейские порядки на Руси. Сюжет ее основан на устных сказках о нечестном судье Шемяке.

Появление сатиры как жанра в древнерусской литературе говорит о формировании светской литературы, в которой герой — не историческая личность, а обычный человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации.

В первой части повести рассказывается о том, как бедняк совершает три преступления. Случайно отрывает хвост у лошади его богатого брата. Давит насмерть сына попа, упав с полатей. Затем, решившись на самоубийство, бросается с моста, но убивает старика, которого сын вёз в баню.

Понятно, что истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Благодаря своей хитрости бедняк берет у всех троих деньги и становится победителем в споре. В заключении Шемяка, узнав, что бедняк показывал ему не деньги, а камень, возблагодарил Бога:

Хорошо, что неправедный суд в повести приводит к благополучному разрешению сложного конфликта. Есть ли в современной жизни судьи, похожие на Шемяку?

Читайте также: