Я на следующей неделе буду встречаться с адвокатом подлежащее сказуемое чем выражено быть

Обновлено: 16.05.2024

I. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

Здесь надо отметить, что главное назначение глаголов - обозначать действие, качество или состояние. Однако есть глаголы фазисные, обозначающие начало, продолжение и конец действия (начинать, заканчивать, продолжать, перестать, стать и т. п.), и модальные, обозначающие волеизъявление, желание, работу мысли (хотеть, мочь, научиться, суметь, ухитриться, мечтать, пытаться, думать, бояться, и т. д.).

Фазисные и модальные глаголы могут выступать в предложении в качестве самостоятельных лексико-грамматических единиц как простые глагольные сказуемые, например: Дима успешно начал учебный год. Я так хочу в отпуск.

Однако часто эти глаголы акцентируют действие, качество или состояние подлежащего, выраженное в неопределённой форме другого глагола. В этом случае получается составное глагольное сказуемое, где модальный или фазисный глагол выступают как вспомогательные, служащие грамматической связкой с подлежащим, а неопределённая форма - как носитель лексического значения сказуемого, например:

Дима начал учиться.

ВАЖНО! Логический вопрос от подлежащего ставится ко всему сказуемому: Дима (что сделал?) начал учиться. Такой вопрос поможет вам увидеть сказуемое в предложении. А чтобы правильно написать неопределённую форму глагола и не перепутать её с формой третьего лица единственного числа, нужно разбивать вопрос на части от подлежащего к вспомогательному глаголу, а от него к неопределённой форме: Дима (что сделал?) начал (что делать?) учиться.

В роли вспомогательных глаголов могут также выступать:

а) фразеологические сочетания, которые можно заменить одним нейтральным словом: гореть желанием (хотеть); сделать усилие (попытаться); иметь намерение (намереваться) и т. д., например:

Здесь молодые люди имеют случай показать свою силу и ловкость. (В. Арсеньев);

б) сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений, например:

Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства. (А. Пушкин)

ВАЖНО! Необходимо отличать составное глагольное сказуемое от простого глагольного в форме сложного будущего времени. Сложное будущее время - единая грамматическая форма, состоящая из спрягаемого глагола быть и инфинитива: я буду читать, он будет читать и т. д.

Задания. 1. Прочитайте парные предложения. Найдите подлежащее и сказуемое. Разберитесь, где глагол выступает вспомогательным в составе составного глагольного сказуемого, а где простым глагольным сказуемым.

1. Мальчик стал на цыпочки и дотянулся до верхней полки. Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 2. В соревнованиях Петя хотел добиться высоких спортивных результатов. Петя хотел новую спортивную форму. 3. На летние каникулы класс собирается в поход. Маша собирается учиться в гуманитарной школе. 4. Саша может хорошо плавать. Любовь всё может.

2. Прочитайте предложения. Сопоставьте в каждом из них сказуемые: простое глагольное, простое глагольное в форме сложного будущего времени, составное глагольное. Определите вид омонимичных глаголов.

1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Сирень скоро будет отцветать. Сирень отцветает. 3. Неприятель будет отступать. Неприятель отступает. Неприятель пытался отступать.

II. В составном именном сказуемом, как и в составном глагольном, лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Чтобы разобраться с этим, обратимся к работе "Русский синтаксис в научном освещении" А. М. Пешковского. Исследователь предлагает для примера предложения, разделённые на левый и правый столбики, в которых выделены сказуемые.

Он был сегодня у нас. Он там был механик.

Он там был. Он был болен.

Представление будет. Представление будет дано.

Он оказался дома. Он оказался плутом.

Он показался на минутку. Он показался мне стариком.

Он является всегда первым. Он является представителем реализма.

Эти деньги считаются медленно. Эти деньги считаются негодными.

Полотно делается изо льна. Он делается невыносим.

Он становится на ноги. Он становится умнее.

Фабрика стала. Она стала странная.

Начнём анализ с последнего примера. Мы видим, что в левом предложении Фабрика стала глагол стала имеет как лексическое значение - обозначает результат, окончание определённого процесса: фабрика раньше работала, а теперь стала ("стать" в данном случае означает "остановиться"), так и грамматическое: он имеет все грамматические категории, присущие глаголу, и координирует с подлежащим в роде (женский) и числе (единственное). В правом же предложении Она стала странная в глаголе стала грамматическое значение, в том числе прошедшего времени, сохранено, а вот лексическое стремится в сторону большей отвлечённости: представлен только переход от одного состояния в другое, само же состояние выражено прилагательным странная (она когда-то была не странная, а потом стала странная). В результате состояние предмета-подлежащего отражается в сказуемом, выраженном двумя частями речи: глаголом с неполным лексическим, но полным грамматическим значением и прилагательным с лексическим значением.

Сказуемое, состоящее из глагола-связки, который связан с подлежащим грамматически, и именной части, в которой заключено лексическое значение сказуемого, называется составным именным.

Обратите внимание, что при составном именном сказуемом мы уже не можем поставить к нему от подлежащего логические вопросы: предмет что делает?, что сделает?, что будет делать?, что сделал? и т. д., а спрашиваем он каков?, он кто? и т. п. Перед нами языковые модели "предмет и его признак, качество, состояние" и, как мы увидим далее, "предмет и его количество".

Задание. Прочитайте предложения. Найдите в каждом подлежащее и сказуемое. Определите вид сказуемого.

Мы с интересом слушаем радио.

Сегодня мы будем слушать радио.

Мы начали слушать радио.

Мы стали слушателями радио.

Поднимаясь по столбикам вверх, отметим в правой части отвлечённые лексические значения у глаголов-связок движения и состояния стать, становиться, делаться, считаться, являться, казаться, прибавим к ним идти, бежать и пр.

Самое отвлечённое значение, практически его отсутствие, у глагола быть. Этот глагол-связка необходим, если речь идёт о прошедшем или будущем времени, в настоящем времени он имеет форму есть: Я есть человек. В таком виде глагол-связка до того утрачивает лексические признаки, что вообще может быть устранен из предложения, при этом высказывание сохранит свой смысл: Я человек. В этом случае говорят о нулевой связке в составном именном сказуемом, имея в виду значимое отсутствие глагола.

Именная часть составного именного сказуемого в примерах второго столбика выражена существительными, прилагательными и причастиями в разных грамматических формах (удостоверьтесь в этом), но может быть выражена любой знаменательной частью речи.

Задание. Определите, чем выражена именная часть сказуемого в предложениях.

При построении простого предложения довольно часто нарушаются правила согласования сказуемого с подлежащим. Чтобы избежать подобных ошибок, следует знать некоторые правила:

  1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
  2. При местоимениях кто, некто, кто-то, никтосказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никтоиз участниц соревнования не получил первое место.
  3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетелнезаметно.
  4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт.
  5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования:

1) грамматическое: сказуемое ставится в единственном числе (Большинство граждан России пришло на выборы);

2) согласование по смыслу (Большинство граждан России пришли на выборы)

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными.

Форма множественного числа предпочтительна:

2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля);

3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику).

  1. В тех случаях, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, единственное число сказуемогоупотребляется:

1) при обозначении меры пространства, времени, веса (Для ремонта квартиры понадобится 8 банок краски);

2) при существительных с временным значением (Пробило одиннадцать часов);

3) при выражении приблизительного количества (Вечером подошло ещё человек пятнадцать)

4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол — (Полгода пролетело)

Форма множественного числа сказуемого употребляется

1) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника);

2) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов);

3) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах).

Прим. если сказуемое предшествует подлежащему, используется ед.ч.: На столе лежит несколько тетрадей.

  1. Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музейквартира Владимира Высоцкого интересен всем)
  2. При подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в единственном числе (Кто из девушекзабыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.)
  3. При однородных подлежащих возможна разная форма сказуемого:

1) множественное число – при прямом порядке слов в предложении

2) единственное число – при инверсии (Вышла новая повесть и рассказы)

  1. В составном именном сказуемом присвязочное слово может выражаться как кратким, так и полным прилагательным.

1) Краткая форма прилагательного подчёркивает временное состояние (Рубашка была мала, зато в пути не пачкалась), полная форма указывает на постоянный признак или качество (Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна).

2) Краткое прилагательное может входить в составное сказуемое со связкой, выраженной глаголами был, бывает, стал, становится и др. (Офицер был молод и красив)

Определение при существительных общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным. Например: Иванов был круглый сирота





© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

I. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

Здесь надо отметить, что главное назначение глаголов - обозначать действие, качество или состояние. Однако есть глаголы фазисные, обозначающие начало, продолжение и конец действия (начинать, заканчивать, продолжать, перестать, стать и т. п.), и модальные, обозначающие волеизъявление, желание, работу мысли (хотеть, мочь, научиться, суметь, ухитриться, мечтать, пытаться, думать, бояться, и т. д.).

Фазисные и модальные глаголы могут выступать в предложении в качестве самостоятельных лексико-грамматических единиц как простые глагольные сказуемые, например: Дима успешно начал учебный год. Я так хочу в отпуск.

Однако часто эти глаголы акцентируют действие, качество или состояние подлежащего, выраженное в неопределённой форме другого глагола. В этом случае получается составное глагольное сказуемое, где модальный или фазисный глагол выступают как вспомогательные, служащие грамматической связкой с подлежащим, а неопределённая форма - как носитель лексического значения сказуемого, например:

Дима начал учиться.

ВАЖНО! Логический вопрос от подлежащего ставится ко всему сказуемому: Дима (что сделал?) начал учиться. Такой вопрос поможет вам увидеть сказуемое в предложении. А чтобы правильно написать неопределённую форму глагола и не перепутать её с формой третьего лица единственного числа, нужно разбивать вопрос на части от подлежащего к вспомогательному глаголу, а от него к неопределённой форме: Дима (что сделал?) начал (что делать?) учиться.

В роли вспомогательных глаголов могут также выступать:

а) фразеологические сочетания, которые можно заменить одним нейтральным словом: гореть желанием (хотеть); сделать усилие (попытаться); иметь намерение (намереваться) и т. д., например:

Здесь молодые люди имеют случай показать свою силу и ловкость. (В. Арсеньев);

б) сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений, например:

Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства. (А. Пушкин)

ВАЖНО! Необходимо отличать составное глагольное сказуемое от простого глагольного в форме сложного будущего времени. Сложное будущее время - единая грамматическая форма, состоящая из спрягаемого глагола быть и инфинитива: я буду читать, он будет читать и т. д.

Задания. 1. Прочитайте парные предложения. Найдите подлежащее и сказуемое. Разберитесь, где глагол выступает вспомогательным в составе составного глагольного сказуемого, а где простым глагольным сказуемым.

1. Мальчик стал на цыпочки и дотянулся до верхней полки. Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 2. В соревнованиях Петя хотел добиться высоких спортивных результатов. Петя хотел новую спортивную форму. 3. На летние каникулы класс собирается в поход. Маша собирается учиться в гуманитарной школе. 4. Саша может хорошо плавать. Любовь всё может.

2. Прочитайте предложения. Сопоставьте в каждом из них сказуемые: простое глагольное, простое глагольное в форме сложного будущего времени, составное глагольное. Определите вид омонимичных глаголов.

1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Сирень скоро будет отцветать. Сирень отцветает. 3. Неприятель будет отступать. Неприятель отступает. Неприятель пытался отступать.

II. В составном именном сказуемом, как и в составном глагольном, лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Чтобы разобраться с этим, обратимся к работе "Русский синтаксис в научном освещении" А. М. Пешковского. Исследователь предлагает для примера предложения, разделённые на левый и правый столбики, в которых выделены сказуемые.

Он был сегодня у нас. Он там был механик.

Он там был. Он был болен.

Представление будет. Представление будет дано.

Он оказался дома. Он оказался плутом.

Он показался на минутку. Он показался мне стариком.

Он является всегда первым. Он является представителем реализма.

Эти деньги считаются медленно. Эти деньги считаются негодными.

Полотно делается изо льна. Он делается невыносим.

Он становится на ноги. Он становится умнее.

Фабрика стала. Она стала странная.

Начнём анализ с последнего примера. Мы видим, что в левом предложении Фабрика стала глагол стала имеет как лексическое значение - обозначает результат, окончание определённого процесса: фабрика раньше работала, а теперь стала ("стать" в данном случае означает "остановиться"), так и грамматическое: он имеет все грамматические категории, присущие глаголу, и координирует с подлежащим в роде (женский) и числе (единственное). В правом же предложении Она стала странная в глаголе стала грамматическое значение, в том числе прошедшего времени, сохранено, а вот лексическое стремится в сторону большей отвлечённости: представлен только переход от одного состояния в другое, само же состояние выражено прилагательным странная (она когда-то была не странная, а потом стала странная). В результате состояние предмета-подлежащего отражается в сказуемом, выраженном двумя частями речи: глаголом с неполным лексическим, но полным грамматическим значением и прилагательным с лексическим значением.

Сказуемое, состоящее из глагола-связки, который связан с подлежащим грамматически, и именной части, в которой заключено лексическое значение сказуемого, называется составным именным.

Обратите внимание, что при составном именном сказуемом мы уже не можем поставить к нему от подлежащего логические вопросы: предмет что делает?, что сделает?, что будет делать?, что сделал? и т. д., а спрашиваем он каков?, он кто? и т. п. Перед нами языковые модели "предмет и его признак, качество, состояние" и, как мы увидим далее, "предмет и его количество".

Задание. Прочитайте предложения. Найдите в каждом подлежащее и сказуемое. Определите вид сказуемого.

Мы с интересом слушаем радио.

Сегодня мы будем слушать радио.

Мы начали слушать радио.

Мы стали слушателями радио.

Поднимаясь по столбикам вверх, отметим в правой части отвлечённые лексические значения у глаголов-связок движения и состояния стать, становиться, делаться, считаться, являться, казаться, прибавим к ним идти, бежать и пр.

Самое отвлечённое значение, практически его отсутствие, у глагола быть. Этот глагол-связка необходим, если речь идёт о прошедшем или будущем времени, в настоящем времени он имеет форму есть: Я есть человек. В таком виде глагол-связка до того утрачивает лексические признаки, что вообще может быть устранен из предложения, при этом высказывание сохранит свой смысл: Я человек. В этом случае говорят о нулевой связке в составном именном сказуемом, имея в виду значимое отсутствие глагола.

Именная часть составного именного сказуемого в примерах второго столбика выражена существительными, прилагательными и причастиями в разных грамматических формах (удостоверьтесь в этом), но может быть выражена любой знаменательной частью речи.

Задание. Определите, чем выражена именная часть сказуемого в предложениях.

1) Вечером я буду смотреть мой любимый сериал.
2) Катя была так счастлива помочь им.
3) Голос девушки был чист и звонок подобно трелям соловья.
4) Сегодняшний матч – самый важный этап в чемпионате.
5) Играйте честно, в противном случае вас дисквалифицируют.
6) Я был рад помочь вам, дорогая кузина.
7) Иван Иванович был сильно опечален моим уходом из команды.
8) Его брат уже бросил заниматься борьбой.

2. Найдите сказуемые и определите, чем они выражены.

1) Выбирать книгу пришлось долго.
2) Современный кинематограф вызывает разочарование.
3) Земля – третья планета от Солнца.
4) Его нет уже больше часа, и я начинаю переживать.
5) Спектакль оказался скучным.
6) Вода в реке очень холодная.
7) Двери были распахнуты настежь.

3. Из ниже представленных предложений сначала отметьте предложения с ПГС, а затем с СГС. Выпишите сказуемые:

1) Лето только началось, и впереди нас ожидали яркие солнечные дни.
2) Пускай он оставит меня в покое.
3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение.
4) Со следующего месяца я буду участвовать в конкурсе красоты.
5) Мой друг уехал в другой город погостить у родственников.
6) Давайте потанцуем.
7) Дорога начала петлять, и я боялся, что мы заблудимся.
8) Перестань мучить меня своими жалобами.

Не думал отрекаться, велел подождать, начал угрожать, пригласила отметить, не стоит обижаться, предложил встречаться, не устает восхищаться, научил плавать, не умеет кататься, ухитрился продать, сумел сдержаться,
вынудила соврать, запретил распространяться, мешала слушать, позвали обедать, спустился открыть, убедил попробовать, решился признаться, потребовала отдать.

5. Найдите в каждом предложении сказуемое и определите его тип:

1) Я хотел бы встретиться с тобой завтра вечером.
2) Мой отец вернулся с работы очень усталый.
3) Сестра попросила не мешать ей готовиться к экзаменам.
4) Выйду прогуляться на полчасика.
5) Не будь занудой, моя дорогая.
6) Я так сильно испугалась, что еще долго не могла вымолвить ни слова.
7) Я больше не мог смотреть ему в глаза: мне было стыдно.
8) Телефон с громким стуком упал на пол, но остался цел и невредим.
9) В июле мы планируем сделать ремонт.
10) Этот фильм оказался дешевкой.
11) Я хотел бы научиться плавать, да вот только воды страшно боюсь.
12) Кошка по-хозяйски развалилась на столе.

6. Укажите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно:

До поездки оставалось несколько недель. Нужно было тщательно подготовиться. Первое, что она собиралась сделать, — купить подарки всем своим друзьям. Пусть и недорогие, но такие особенные! Ведь каждый из них будет олицетворением характера своего будущего владельца. Конечно, это весьма непросто, но она постарается воплотить задумку на высшем уровне.
Оставалось – ПСГ.
Нужно подготовиться – СГС. Сделать – ПСГ.
Постарается воплотить задумку – СГС.

1. ПГС, СГС, СИС, СИС, ПСГ, СГС, СИС, СГС.

2. 1) Пришлось выбирать – вспомогательный глагол со значением необходимости и субъектный инфинитив. 2) Вызывает – глагол.
3) Планета – существительное. 4) Нет – частица, начинаю переживать
– глагол с фазисным значением и субъектный инфинитив. 5) Оказался скучным – полузнаменательный глагол и прилагательное. 6) Холодная
– прилагательное. 7) Были распахнуты – отвлеченный глагол и страдательное причастие.

3. ПГС: 1) Началось, ожидали. 2) Пускай оставит. 3) Прочитайте. 4) Буду участвовать. 5) Уехал. 6) Давайте потанцуем. 7) Боялся, заблудимся. СГС: 7) Начала петлять. 8) Перестань мучить.

4. СГС: не думал отрекаться, начал угрожать, не стоит обижаться, не устает восхищаться, не умеет кататься, ухитрился продать, сумел сдержаться, решился признаться. ПГС + обстоятельство цели: пригласила отметить, позвали обедать, спустился открыть. ПГС + дополнение: велел подождать, предложил встречаться, научил плавать, вынудила соврать, запретил распространяться, мешала слушать, убедил попробовать, потребовала отдать.

5. 1) Хотел бы встретиться – СГС. 2) Вернулся усталый – СИС.
3) Попросила – ПСГ. 4) Выйду – ПСГ. 5) Не будь занудой – СИС.
6) Испугалась — ПСГ, не могла вымолвить – СГС. 7) Не мог смотреть
– СГС. 8) Упал – ПСГ, остался цел, невредим – СИС. 9) Планируем сделать – СГС. 10) Оказался дешевкой – СИС. 11) Хотел бы научиться плавать – СГС, боюсь – ПСГ. 12) Развалилась – ПСГ.

Читайте также: