Высший судебный орган сша это

Обновлено: 05.05.2024

В системе государственной власти, опирающейся на разде­ление властей и господство права, судебные органы выступают как самостоятельные и независимые носители широких властных полномочий. Судебная власть выполняет функцию противовеса возможным неконституционным актам и действиям законодатель­ных и исполнительных органов. Одновременно она обеспечивает конституционную законность и защиту прав граждан. Суды не толь­ко применяют законы и правовые акты, но и фактически занима­ются нормотворчеством.

Специфика американского гражданского общества, основан­ного на свободе, предопределила важную роль судебных органов во всех сферах как отношений граждан с государством, так и отношений граждан между собой. С самого начала при создании США суды были наделены широчайшей, практически неограни­ченной компетенцией, позволяющей им рассматривать самые раз­нообразные иски и споры в экономической, гражданской и других сферах жизни общества. В США насчитывается самое большое число судей и судебных адвокатов, сложилась развитая, хотя и очень сложная судебная система с высоким уровнем демократи­ческих процессуальных гарантий; страну иногда называют "госу­дарством судей", отмечая тем самым не только полновластие американских судов, но и доверие населения к этим органам го­сударственной власти.

Авторитет судов опирается на безоговорочное исполнение судебных решений гражданами и государственными органами, в том числе по вопросам, связанным с признанием Верховным су­дом неконституционности законов и административных актов, что немедленно исключает их из действующего права. Любое всту­пившее в законную силу решение Верховного суда носит обще­обязательный характер, никто не вправе поставить его под со­мнение. Единообразному развитию судебной практики существен­но помогает прецедентный характер судебных решений, хотя по своему значению действующие прецеденты постепенно уступают место статутному праву, т. е. писаным законам. В то же время суды не вправе вмешиваться в прерогативы законодательной и исполнительной власти.

Конституция устанавливает, что в стране может существо­вать только один Верховный суд и такое количество нижестоя­щих судов, какое сочтет необходимым учредить Конгресс. Тем самым заложены основы строго централизованной и единой феде­ральной судебной системы, исключающей создание на уровне федерации каких-либо параллельных высших судебных органов. Закреплена также несменяемость судей, поскольку они вправе занимать свои должности, пока поведение их "безупречно". Воз­награждение судей не может быть уменьшено во время их на­хождения в должности.

Весьма широко конституционно закрепляется юрисдикция судов. Они вправе рассматривать дела без ограничения правовых источников: по общему праву и праву справедливости, на основе Конституции (это фактически означает признание прямого дей­ствия Конституции), законов и договоров. Судебная власть рас­пространяется практически на все виды споров, включая споры, стороной в которых выступают США, между двумя или более штатами, между штатом и гражданами других штатов, между гражданами различных штатов, между гражданами и иностран­ными государствами, между гражданами.

Конституционно установлено также, что разбирательство в судах всех преступлений, за исключением импичмента, произво­дится судом присяжных. Такое разбирательство должно произво­диться в том штате, где преступление совершено, а для случаев, когда оно совершается за пределами любого из штатов, место разбирательства определяется законом. В соответствии с этими конституционными установлениями в 1789 г. Конгрессом был при­нят Закон о судебной системе, действующий (с изменениями и дополнениями) и поныне.

Особенностью судебной системы США является ее дуализм. На территории каждого штата действуют и суды данного штата, и федеральные суды. Такой территориальный параллелизм воз­ник исторически, поскольку к моменту создания Соединенных Штатов в каждом штате сложилась своя судебная система, при­менявшая собственное законодательство. Сохранив эту систему, авторы Конституции США предусмотрели федеральную судебную систему, положив в ее основу применение федерального законо­дательства. Специально и весьма сложно был отрегулирован воп­рос о взаимоотношениях двух этих систем, в результате чего, с одной стороны, обе они сохранили относительную автономию по юрисдикции, а с другой — по определенным делам Верховный суд США признан высшим органом всей национальной судебной власти. Это, однако, не означает, что Верховный суд, как и дру­гие федеральные суды, осуществляет какой-либо администра­тивный контроль над судами штатов.

Распределение компетенции между федеральными судами и судами штатов на практике приводит к тому, что свыше 90 про­центов уголовных дел рассматривается судами штатов. В граж­данско-правовой сфере федеральные суды обладают исключитель­ной юрисдикцией по искам, связанным с применением морских законов, с претензиями против правительства США, с примене­нием законов о банкротстве, о патентном и авторском праве, со спорами, в которых в качестве стороны выступает штат или ино­странный дипломат. Есть очень большая категория гражданских дел, которые подпадают под юрисдикцию и федеральных судов, и судов штатов, и тогда за гражданами, в том числе и по согла­шению сторон, признается право выбора суда для рассмотрения иска.

Властный характер судебных органов существенно усилен тем, что наряду с приговорами по уголовным делам и решениями по гражданским делам суды, даже без рассмотрения дела по су­ществу, вправе принимать приказы трех видов. Приказ habeas corpus, исходя из конституционного закрепления неприкосновен­ности личности, предписывает освободить любое лицо из-под стра­жи, если в течение установленного срока ему не предъявлено обвинение. Приказ mandamus ("обязывающий") обязывает долж­ностное лицо прекратить должностное бездействие и выполнить определенную обязанность, установленную законом в отношении ходатайствующего. Приказ injunction ("запретительный") требует от конкретного частного или должностного лица прекратить ка­кие-то действия до судебного рассмотрения спора, если эти дей­ствия могут нанести непоправимый вред. Эти виды судебных при­казов означают существенную гарантию многих прав человека.

Федеральные суды

Федеральная судебная система состоит из трех звеньев: рай­онных судов, окружных судов и Верховного суда США. Кроме это­го, в нее входят специализированные суды. Все судьи федераль­ных судов назначаются Президентом США с одобрения Сената.

Районные суды. Это низшее звено федеральной судебной системы; такие суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Районных судов по стра­не насчитывается 96; границы районов и число судов внутри них устанавливаются Президентом по совету и согласию Сената. Прак­тически в каждом малом штате и присоединившейся к США Рес­публике Пуэрто-Рико действует один такой суд, а в крупных — до четырех. В каждый районный суд назначается от 1 до 27 (так называемый восточный федеральный суд в штате Нью-Йорк) су­дей, которые находятся на постоянной службе. Если сторона в ходе рассмотрения дела представляет клятвенное ("аффидевит") обоснование того, что судья имеет личное предубеждение или предвзятое мнение, то такой судья подлежит замене.

Апелляционные (окружные) суды. Эти суды выполняют про­верку решений районных судов, а также рассматривают жалобы на решения некоторых административных (квазисудебных) орга­нов (Национального управления трудовых отношений и др.)- Таких судов в стране насчитывается 13, каждый апелляционный суд территориально охватывает несколько штатов и территорий. Чис­ло судей в таком суде составляет от 8 до- 23. Дела рассматривают­ся в составе не менее трех судей, один из которых назначается главным судьей. Особой юрисдикцией наделен Апелляционный суд федерального округа Колумбия.

Верховный суд США. Этот Суд занимает высшее место в иерархии судебных органов, а по своему положению в системе органов власти равнозначен Конгрессу и Президенту. Принцип разделения властей и широкие полномочия позволяют ему, оста­ваясь независимым, активно влиять на деятельность законода­тельных и исполнительных органов федерации и штатов. Подобно Конгрессу и Президенту, Верховный суд постоянно открывает свои "подразумеваемые полномочия", что существенно расширяет его компетенцию и усиливает роль в обществе.

Верховный суд состоит из 9 судей (из них один Главный су­дья), назначаемых Президентом по совету и с согласия Сената, многие судьи занимают свою должность по 20—30 лет, так как фактически несменяемы. Сместить судью Верховного суда, как и других судей федеральных судов, можно только с помощью про­цедуры импичмента. Этим обеспечивается прочность и независи­мость судей высшего судебного органа, общественное положение которых по всеобщему признанию выше членов Конгресса и ми­нистров.

В отличие от многих зарубежных судов такого уровня внут­ри Верховного суда США не предусмотрены коллегии, вследствие чего все судьи участвуют в рассмотрении каждого дела; от пере­груженности Суд спасает так называемая письменная форма рас­смотрения дела, когда Суд обходится без вызова сторон, допроса свидетелей и прочих действий, затягивающих процесс. Решения принимаются по большинству голосов и носят окончательный ха­рактер, в случае несогласия с большинством каждый судья впра­ве опубликовать свое особое мнение. Исключительно велика дис­креционная власть Суда: он вправе принимать большинство дел к своему производству по собственному усмотрению, а именно ког­да найдет в деле "федеральный вопрос принципиального значе­ния". Суд тщательно избегает дел, по которым решение того или иного спора относится к прерогативам законодательных или ис­полнительных органов.

Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, проверяющей приговоры и решения нижестоящих судов по воп­росам как права, так и факта. В то же время он выступает в качестве суда первой инстанции по всем спорам между двумя и более штатами, по делам послов, государственных посланников, консулов иностранных государств, по спорам между США и шта­том, по делам, возбуждаемым штатом против граждан другого штата и иностранцев. Число дел, которые Верховный суд рас­сматривает в качестве суда первой инстанции, в целом невелико. Согласно Правилам Верховного суда США (в редакции 1980 г.) Верховный суд принимает к рассмотрению дела в трех основных процедурах:

а) в порядке апелляции, т. е. когда в Суд обращается какая-либо сторона, полагающая, что ее дело содержит "федеральный вопрос", поскольку нижестоящий суд ошибочно признал (или, наоборот, не признал) неконституционным какой-либо закон в связи с гражданским иском или судебным преследованием;

б) в порядке истребования (certiorary), т. е. на основании пе­тиции стороны, указывающей на важные основания для принятия Верховным судом данной апелляции к своему рассмотрению;

в) в порядке "удостоверения", когда в Верховный суд обра­щается какой-то апелляционный суд, желающий в процессуаль­ной форме получить разъяснение по конкретному правовому воп­росу в связи с конкретным делом.

Наиболее значительными по своему резонансу являются ре­шения Верхавного суда, связанные с признанием неконституци­онности законов или административных актов. И хотя таких реше­ний не так много, судебный контроль оказывает большое профи­лактическое, влияние на другие ветви власти и создает у граждан уверенность в защищенности своих конституционных прав. Реше­ния о неконституционности законов могут выносить и нижестоя­щие суды, но Верховный суд США обладает правом их пересмотра.

Специальные федеральные суды

Таких судов несколько: претензионный суд (рассматривает имущественные иски к Конгрессу и правительству США), суд по таможенным и патентным делам, налоговый суд, суд по делам военнослужащих. Эти суды имеют отдельную компетенцию с пра­вом вынесения окончательных приговоров и решений. Но в отно­шении всех таких приговоров и решений сохраняется апелляцион­ная юрисдикция Верховного суда США.

Судебная система штатов

Такая система в каждом штате создается на основе консти­туции этого штата и актов законодательного собрания, вследствие чего судебные системы штатов очень отличаются одна от другой: иногда говорят, что их в стране насчитывается пятьдесят. Имен­но в судах штатов рассматривается подавляющее большинство всех уголовных и гражданских дел в стране. В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов.

Общей чертой судебной системы в каждом штате является то, что она состоит из нескольких инстанций (трех или четырех):

1. Низшие суды (мировые суды, суды магистратов, полицей­ские суды, суды мэрии и др.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела. Мировые судьи в сельской местности, судьи при полицейских участках и магистраты (в городах) являются вы­борными (на 2—3 года) и часто оказываются лицами, не имеющи­ми юридического образования; они удостоверяют некоторые до­кументы, оформляют браки и т. д. Но они вправе приговорить об­виняемого к штрафу или лишению свободы на короткий срок, а при необходимости выдать ордер на арест или передать дело в вышестоящий суд.

2. Суды первой инстанции (суды графств, округов, городс­кие суды и др.) рассматривают основную массу уголовных и граж­данских дел. Эти суды часто избираются населением и состоят из квалифицированных юристов. Рассмотрение дел происходит с уча­стием присяжных (обычно "малое жюри" — 12 членов). Часто дела рассматриваются в составе нескольких судей.

3. Апелляционные суды (иногда именуемые промежуточны­ми) действуют в крупных штатах и выполняют надзорную функ­цию по отношению к нижестоящим судам. Эти суды часто рас­сматривают дела о выборах, правильность которых оспаривается. Иногда решения носят окончательный характер и обжалованию не подлежат. Суд состоит из 3—9 судей, избираемых населением или назначаемых губернатором на 7—14 лет.

4. Высшие (верховные) суды именуются по-разному, но все­гда являются высшей судебной инстанцией штата. Они состоят из 3—16 судей (обычно 7), назначаемых губернатором с одобрения сената данного штата на срок 7—14 лет (иногда пожизненно, пока "ведут себя безупречно"). Эти суды обладают апелляционной юрис­дикцией по отношению к решениям нижестоящих судов (обычно по существу рассматриваются только дела, по которым одной из сторон в споре является штат).

Верховные суды штатов обладают правом конституционного надзора. Они часто дают окончательное заключение о конститу­ционности (по отношению к конституции своего штата) законо­проектов, поступающих в законодательные органы (легислатуры) штатов, или актов высших исполнительных органов. Заметим, что у Верховного суда США нет аналогичного права по отношению к актам федеральных органов власти (вернее, он сам отказался при­знать его за собой). Верховный суд штата может объявить любое положение конституции и закона штата недействительным на том основании, что они противоречат федеральной Конституции.

В различных штатах также действует большое число специ­альных судов (по делам о завещаниях, о сиротах, о наследстве и опеке, земельные суды, суды по семейным делам и др.).

Сложные судебные системы в штатах, изобилующие столь же сложными правилами судопроизводства и огромным накоплением судебных прецедентов, порождают критику со стороны об­щественности, иногда приводящую к частичным реформам.

Судебная система США

На формирование понятия гражданского судопроизводства многих стран, в том числе США, оказала влияние доктрина разделения властей. Английский философ Джон Локк, а позже французский философ Шарль Монтескье в книге "О духе законов" (1748) выделяли три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную, функционирующие автономно и независимо друг от друга.

Федеральная судебная система США работает отдельно от исполнительной и законодательной ветвей власти, но может работать вместе с ними, как того требует Конституция страны. Федеральные законы принимаются Конгрессом и подписываются президентом. Судебная власть решает вопрос о конституционности федеральных законов США. Тем не менее судьи зависят от исполнительной власти правительства США на стадии исполнения судебных решений.

В США действуют 52 судебные системы - 1-я - федеральная судебная система, 2-я - Федерального округа Колумбия и 50 различных систем штатов. На территории каждого штата действуют федеральные суды и суды штатов. К федеральным судам относятся Верховный суд США (The Supreme Court), 13 федеральных апелляционных судов (Federal courts of appeals) и 94 федеральных районных суда (district level trial courts).

Верховный суд США

Верховный суд США (официальный сайт - https://www.supremecourt.gov/) состоит из 9 членов: Главного судьи Соединенных Штатов и такого числа ассоциированных судей, которые могут быть установлены Конгрессом. Число ассоциированных судей в настоящее время - восемь человек. Судей Верховного суда назначает Президент Соединенных Штатов, назначения производятся с совета и согласия Сената. Параграф 1 ст. III Конституции США предусматривает, что "судьи (Judges) как Верховного, так и нижестоящих судов занимают свои должности, пока поведение их безупречно, и в установленное время получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время нахождения их в должности".

В число сотрудников Верховного суда, помогающих судьям, входят: советник Главного судьи, клерк, библиотекарь, маршал, сотрудник по публикации решений Суда, судебный советник, куратор, директор по информационным технологиям; сотрудник суда по связям с общественностью.

Верховный суд является высшим судом в Соединенных Штатах. Верховный суд был создан в соответствии с § 1 ст. III Конституции США: "Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и такому количеству нижестоящих судов, которое Конгресс может по необходимости установить и учредить". Верховный суд был учрежден в соответствии с этим положением и Законом о судоустройстве от 24 сентября 1789 г. Он начал свою деятельность 2 февраля 1790 г.

Юрисдикция. В соответствии с п. 2 ст. III Конституции Верховный суд США рассматривает по первой инстанции дела о конституционности законов; дела, связанные с законами и договорами послов в США и других государственных министров; споры между двумя или более штатами; споры из военно-морского права; дела о банкротстве.

Время деятельности Суда. Согласно закону Верховный суд начинает свою деятельность в первый понедельник октября и продолжает ее до первого понедельника октября следующего года. За год в Суд поступает примерно 7 - 8 тыс. жалоб и 1 200 различных заявлений. Из этого количества жалоб и обращений Верховный суд заслушивает только 100 - 150 жалоб в год. Это означает, что остальные решения, принятые в 12 федеральных апелляционных судах и Апелляционном суде федерального округа (Federal Circuit Court), являются окончательными, т.е. вынесенными в последней инстанции.

Федеральные апелляционные суды (Courts of Appeals)

В США действуют 13 федеральных апелляционных судов. 94 федеральных районных суда первой инстанции организованы в 12 региональных схем, каждая из которых имеет апелляционный суд. Тринадцатый апелляционный суд - это Апелляционный суд федерального округа (Court of Appeals for the Federal Circuit).

Юрисдикция. Основная задача апелляционных судов - следить за правильным соблюдением законов судами первой инстанции. Апелляционные суды состоят из трех судей (judges); в их состав не входит жюри присяжных (jury). Апелляционный суд пересматривает решения судов первой инстанции в пределах своего округа, а также рассматривает жалобы на решения федеральных административных агентств (federal administrative agencies).

Апелляционный суд федерального округа (Court of Appeals for the Federal Circuit) имеет также специальную юрисдикцию по рассмотрению апелляций на решения специализированных судов - Суда по внешней торговле и Суда по федеральным искам.

Суды Пятого, Шестого, Восьмого, Девятого и Десятого апелляционных округов США имеют специальные апелляционные составы по делам о банкротстве (Bankruptcy Appellate Panels (BAPs)). В каждый апелляционный состав по делам о банкротстве входят трое судей. В эти суды подаются апелляции на решения федеральных судов по делам о банкротстве (bankruptcy court decisions), которые распределены за каждым судебным составом.

Процедура апелляции отличается от процедуры слушания дела в первой инстанции. Апелляционные суды не заслушивают свидетелей и не исследуют новые доказательства. Апелляционные суды проверяют законность и справедливость вынесения решения федеральным районным судом первой инстанции.

Право на обжалование (The Right to Appeal). Проигравшая сторона имеет право на апелляцию, если считает, что суд неправильно применил закон. Основанием для подачи апелляционной жалобы является: а) неправильное проведение судебного разбирательства (the trial was conducted unfairly); б) неправильное применение судом закона (the trial judge applied the wrong law); в) нарушение положений Конституции США или Конституции штата (violates the U. S. Constitution or a state constitution).

Сторона, подавшая апелляционную жалобу, называется апеллянт (the petitioner). Другая сторона носит название ответчик по апелляции (the respondent). Каждая сторона должна представить в Апелляционный суд краткое изложение своей позиции и перечень своих аргументов (a brief). В этом документе может быть до 10 тыс. слов (a 10,000-word document). Это позволяет судьям более полно и точно изучить доводы сторон.

Федеральные районные суды (District Courts)

На территории США действуют 94 федеральных районных суда (U. S. District Courts), иначе называющиеся судами первой инстанции (trial courts). Гражданские дела разрешаются районным судьей (district judge) единолично или с жюри присяжных заседателей. Мировые судьи (Magistrate judges) могут помогать районным судьям в подготовке дела. В каждом штате, а также в федеральном округе Колумбия существует по крайней мере один районный суд. Федеральные районные суды рассматривают споры на сумму свыше 10 тыс. долл., касающиеся применения федерального законодательства США. Остальные споры рассматривают суды штатов.

1. Специализированные суды первой инстанции

1.1. Федеральные суды по делам о банкротстве (Bankruptcy Courts)

Федеральные суды по делам о банкротстве обладают исключительной юрисдикцией (exclusive jurisdiction) в отношении дел о банкротстве с участием физических лиц, предприятий или фермерских хозяйств (involving personal, business, or farm bankruptcy). Это означает, что дело о банкротстве не может быть подано в суд штата. Во время процедуры банкротства отдельные лица или предприятия, которые больше не могут платить своим кредиторам, могут обратиться в суд для ликвидации своих активов под надзором суда или для реорганизации своих финансовых дел и выработки плана погашения задолженности перед кредиторами.

1.2. Федеральный суд по делам внешней торговли (The Court of International Trade)

Закон о таможенных судах 1980 г. (Customs Courts Act of 1980) переименовал Таможенный суд США (United States Customs Court) в Федеральный суд по делам внешней торговли (официальный сайт - Подробнее ➤). Данный Закон расширил компетенцию суда для эффективного и действенного решения сложных проблем, возникающих в международной торговле.

Суд состоит из председателя суда (Chief Judge), восьми судей-заседателей (sitting Judges), а также восьми старших судей (Senior Judges). Офис суда расположен в Нью-Йорке.

Юрисдикция. Суд обладает специальной юрисдикцией, а это означает, что в его компетенцию входит рассмотрение споров по вопросам внешней торговли и таможенных споров. В том числе суд рассматривает споры, связанные с постановлениями, принятыми Международной комиссией по торговле США и Департаментом по вопросам управления международной торговлей относительно антидемпинговых и компенсационных пошлин; а также споры в области торговли, связанные с Министерством труда и Департаментом сельского хозяйства Соединенных Штатов.

В большинстве случаев дело слушается одним судьей. В том случае, если спор идет о конституционности федерального закона США, то дело рассматривает коллегия из 3 судей.

1.3. Федеральный специализированный суд США по федеральным искам (The U. S. Court of Federal Claims).

Судьи Суда по федеральным искам назначаются на срок 15 лет и имеют право на повторное назначение. Судьи назначаются Президентом США "по совету и согласию Сената". Суд состоит из 30 судей. В настоящее время ряд должностей (8) вакантны. Суд расположен в Вашингтоне.

1 августа 2016 г. в Правила судопроизводства Суда по федеральным искам были внесены дополнения, касающиеся процедуры альтернативного разрешения споров.

Суды штатов

Судебные системы отдельных штатов США достаточно разнообразны. Но все же их можно систематизировать. Применительно к осуществлению правосудия по гражданским делам чаще всего выделяют четыре категории судов: 1) низшие (мировые, муниципальные, малых исков и т.п.); 2) суды первой инстанции (их можно приравнять к федеральным районным); 3) промежуточные апелляционные суды (в более крупных штатах); 4) Высший суд штата.

Например, судебная система штата Калифорния включает в себя четыре категории судов. Высшим органом судебной системы является Верховный суд штата. Следующее звено - апелляционные суды. Система судов первой инстанции штата Калифорния представляет следующую картину. Всего в Калифорнии 58 графств, в больших графствах есть главные суды (superior courts), обладающие неограниченной юрисдикцией, и мировые суды (justice courts). Мировые суды рассматривают иски с ценой до 25 тыс. долл.

Другой пример: Судебная система штата Иллинойс включает в себя три звена: Верховный суд штата, Апелляционный суд штата и 24 районных суда первой инстанции.

Верховный суд США

Верховный суд США стал более значим в политической и общественной жизни из-за жесткой Конституции. Она была принята отцами-основателями, и дальнейшее законотворчество, так или иначе нарушало статьи главного документа страны. Решение судей влияло на разные категории граждан, на мировые тенденции и общую полемику.

Верховный суд США

Верховный суд США Вернуться к оглавлению


История Верховного суда США

В момент становления будущего государства не было единства по большинству важных вопросов о структуре. Спор между федералистами и антифедералистами сопровождался различными опасениями. Решая судьбу Америки, сразу после разработки Конституции первый Конгресс принял в 1789 году закон, заложивший основы трехзвенной судебной системы.

Верховный суд США

Но влияние на государственные дела на начальных этапах становления было минимальным.

Инстанции дали право контроля и широкие полномочия для влияния всю государственную систему.

Место расположение менялось. Сначала суд разместили в Нью-Йорке. Потом перевезли в Филадельфию, которая считается колыбелью американской независимости. Сейчас здание Верховного суда США расположено в городе Вашингтон, федеральный округ Колумбия, по адресу Первая улица. Монументальное сооружение было возведено в классическом стиле, отсылая к эпохе Римской империи.

Постепенно инстанция становится непререкаемым авторитетом в области права. Но история знает примеры, когда Конгресс при одобрении штатов отменял ее решения.

Подвергались критики и аннулировались некоторые вердикты. Например, рабы-афроамериканцы не имеют право стать гражданином Америки. А так же, запрет на сбор подоходного налога.

Изменения судейского состава ярко отражали царящие в обществе нравы и настроения. До 1835 года в составе были только мужчины-протестанты. Постепенно в ряды начала принимать иудеев, афроамериканцев, женщин и латиноамериканцев.


Функции Верховного суда США

На первый план вышла функция конституционного контроля. Решения, связанные с законностью тех или иных решений исполнительной власти, получили самый широкий резонанс. За счет этого суд и получил известность.

Кроме проверки и создания судебных прецедентов, он выступает первой инстанцией по рассмотрению других дел. Например тех, которые связаны с деятельностью консулов и послов. Он принимает в работу спорные ситуации, где одной из сторон является штат (за исключением территориальных споров). Основная юрисдикция – это апелляции.

Верховный суд США

Суд также рассматривает дела, которые связаны с деятельностью консулов и послов


Доктрины Верховного суда США

Правообразующие функции позволили инстанции приспособить конституционные и законодательные нормы к постоянно меняющимся политическим, социальным и экономическим условиям. Судебно-конституционные доктрины суда оказали воздействие на многие сферы жизни не только американцев, но и затронули мировую общественность.

Идет постоянный процесс проверки Конституции и законов. Факт можно связать с изначально заложенным социальным неравенством. От которого Америка постепенно избавлялась. Кроме того, с уникальностью каждого отдельного случая, ставшего поводом для споров.

Доктрина обосновывала право на Новый Свет. Земли являются собственностью того государства, чьи подданные открыли территорию. Аборигены же не обладали достаточным уровнем интеллекта и развития, чтобы сопротивляться белым поселенцам.

Джон Маршалл открыто не поддерживал эту точку зрения, но использовал для вынесения решений. Именно на основании доктрины открытия в 1830 году приняли закон о переселении индейцев. Тем самым поставив точку в земельных спорах и открыв эпоху геноцида коренного населения.


Порядок формирование Верховного суда США

Кандидаты отбираются тщательно. На должность предлагаются люди с идеальной репутацией, большим опытом работы в судебной системе.

От судьи зависит прочность созданной системы, у него обязательно должен быть серьезный стаж, хорошие рекомендации и профильное образование.

Политическая система США

Жесткий отбор в Верховный суд США направлен на сохранение законности правосудия

Верховный суд США контролирует низшие инстанции, его решения должны быть безукоризненными. В компетенции судьи никто не должен усомниться.

Несменяемость судей Верховного суда США подвергается критике, но сломать систему не смог даже Рузвельт. Кстати он побил рекорд по популярности, получив народную поддержку и четыре президентских срока подряд. Его экономические реформы не принимались Верховный судом, вызвав жесткую конфронтацию. Конгресс тогда не поддержал Президента, поэтому пожизненный срок сохранили.


Система Верховного суда США

Важно понимать, что становление судебной системы происходило в переломный период. Новая страна должна была заявить о своей независимости. Пока Новый Свет был английской колонией, судей назначал Лондон. Кроме того, этим фактом чаще всего и связывают решение отцов-основателей давать пожизненные полномочия.

Система Верховного суда США

В настоящее время в состав Верховного суда США входит 9 судей, включая председателя


Число членов суда

Верховный суд стоит во главе системы. Изначально было установлено, что в составе должен быть один главный судья и пять ассоциированных. Затем количество членов менялось и колебалось от 7 до 10 человек. В 1869 году Конгресс Америки решил закрепить число членов судей. В настоящее время в состав входит 9 судей, включая председателя. Число закреплено на законодательном уровне и в обозримом будущем меняться не будет.

Попытка увеличения состава была предпринята Рузвельтом в 1937 году. Он хотел провести в состав своих людей. Инициатива не нашла поддержки.


Порядок назначения судей

Члены Верховного суда назначаются Президентом. Но при обязательном условии, что сенат согласен с предложенной кандидатурой. Учитывая пожизненность должности, каждый президент стремился продвинуть своих людей. Так же каждое назначение сопровождается бурной полемикой в обществе.

Дональд Трамп поставил рекорд: на его счету три назначенных судьи. Это позволило создать в высшем судебном органе устойчивое консервативное большинство.


Утверждение судей

Как показывает история, Сенат крайне редко отклоняет выдвинутую кандидатуру. Но процедура всегда сопровождается долгими переговорами в кулуарах. В частности, кандидат проходит собеседование в Сенатском Комитете, по итогу которого дается рекомендация.

Для утверждения требуется абсолютное большинство голосов сенаторов. Голосование иногда специально откладывали, вынуждая претендентов отказываться от идеи продвижения в высшую инстанцию.

Если Сенат одобряет кандидатуру, то Президент подписывает соответствующие указы. Утвержденный судья приступает к профессиональной деятельности.


Список наиболее важных решений Верховного суда США

В ходе бурной американской истории рассматривались громкие дела, выносились резонансные постановления, часть вердиктов отменялась. Приведем самые важные решения Верховного суда США:


Верховный суд США: решение о выборах президента 2020

Выборы в ноябре 2020 года привели к расколу в обществе и активному осуждению новостей из Белого дома. Трамп не собирался покидать пост, обвинив Байдена в подтасовке голосов. Он собирал сторонников, призывая бороться. Штат Техас открыто выступил в его поддержку.

Отправив иск с просьбой аннулировать итогу голосования в Пенсильвании, Мичигане, Джорджии и Висконсине. В ходатайстве отказано по причине несостоятельности документа. Один штат не может быть заинтересованным в порядке проведения выборов другого штата.

Позиция Верховного суда США в вопросах выборов 2020 вызвала дебаты. В составе находится 3 ставленника Трампа, из 9 судей – 6 являются консерваторами. Ожидалась поддержка Трампа. Но высшая юридическая инстанция Америки проявила осторожность и заняла нейтральную позицию, оправдывая доверие граждан.

Основным историческим источником права США было английское общее право. Оно появилось в стране вместе с первыми английскими колониями. Возможность обращения к традициям общего права колонисты рассматривали в качестве одной из важнейших своих привилегий. Это неоднократно закреплялось в конституционных хартиях.

Традиция английского общего права была не единственной, которая легла в основу будущего американского права. Первые колонии в позднейшем штате Нью-Йорк были основаны голландцами. Англия вытеснила голландцев еще до XVIII в., но отдельные институты и правила голландского права сохранились надолго. Еще одним второстепенным источником было правовое влияние испанского права, значительное на колониальных территориях, отторгнутых впоследствии от Мексики. Обширная область Луизианы, включенная в состав Соединенных Штатов в начале XIX в., сохранила традицию французского права.

Влияние английского права было различным географически. В северных и северо-восточных штатах (Массачусетс, Коннектикут и др.) традиция общего права с самого начала приобрела собственный вид. В восточных штатах (Нью-Йорк, Пенсильвания, Дэлавер) влияние общего права уравновешивалось другими источниками. В наиболее чистом виде английское право было усвоено южными штатами – Виргинией, Джорджией, Каролиной и др.

В первой половине XIX в. восходящее к английскому общее право в основном закрепилось в качестве главенствующего источника судейского усмотрения. Однако оно было применимо в американском праве только на уровне юстиции отдельных штатов. На общефедеральном уровне традиция общего права не признавалась главенствующей, и новые правила создавались преимущественно законодательным путем. Поэтому уже в первой половине XIX в. в Соединенных Штатах юристы стали предпринимать попытки кодификации права – на уровне отдельных его отраслей.

Американское право, кроме того, отличалось значительной, по сравнению с английской юстицией (связанной значением прецедентов), свободой судейского усмотрения в решении дел. Это было взаимосвязано и с особенностями судебной организации государства.

Судоустройство. Закон 1789 г.

До провозглашения независимости общего судебного органа, естественно, не было. Роль высшего апелляционного суда для колоний играл Тайный совет английского короля, куда переносились дела в исключительных случаях. Кроме того, создавались окружные адмиральские суды для разбора дел, связанных с морскими перевозками, корабельным делом, захватом грузов, морским страхованием и т. п. Особо важную сферу составили призовые дела, связанные с законным захватом брошенных судов и их грузов, потерпевших кораблекрушение, оказанием помощи на море. В 1779 г. был сформирован практически первый общий для всех штатов судебный орган – Апелляционный суд по делам о захватах.

Конституция 1787 г. положила начало формированию общефедеральной судебной системы, поставив во главе ее Верховный суд, правда, с очень ограниченными полномочиями. Однако формирование сферы общефедерального права, исключительных полномочий федерации сделало настоятельной задачу создания законченной федеральной судебной системы.

На первой сессии конгресса США был принят Закон о судоустройстве (24 сентября 1789 г.), который заложил принципы федеральной судебной системы*. Основные идеи в организации федеральной юстиции были взяты из исторической системы английских разъездных судов. В новых условиях сложилась, однако, более строгая система точно соподчиненных судебных органов трех уровней.

* Закон 1789 г. действует и поныне, и принципы судоустройства сохранились неизменными.

Низший уровень федеральной юстиции составили районные суды. В стране учреждались 13 особых судебных районов (которые не совпадали географически со штатом). В каждом районе действовал 1 федеральный судья*. Районный суд рассматривал в основном значительные гражданские дела. Позднее он получил и уголовную юрисдикцию в пределах общефедерального законодательства. Иски с требованием менее 10 тыс. долларов (по критерию сер. XX в.) следовало подавать только в суды штата. Исключительной подсудности районных судов подлежали дела, связанные с мореходством, банкротством, авторским и патентным правом, захватом земель. Спорные дела решались при участии суда присяжных.

* В настоящее время существуют 89 районов с 94 федеральными районными судами в составе от 1 до 27 судей; есть и малые участки.

С 1773 г. под общим началом районных судов стали функционировать посредники – комиссионеры, которые были как бы помощниками федеральных судей. Законодательный статус им был придан в 1817 г. Комиссионерами могли становиться лица, имеющие правовую подготовку. Занимались они главным образом мерами по обеспечению иска, освобождению под залог, разбором мелких правонарушений от имени федерального судьи. Комиссионеры выполняли и некоторые нотариальные функции.

Судей всех федеральных судов назначал президент с согласия Сената. Согласно специальному закону – Акту о регулировании судебных процессов (1789) – федеральные суды руководствовались в своей деятельности процедурой, признанной для судов общего права и права справедливости совместно. В 1873 г. был составлен специальный Свод законов о судоустройстве, замененный в 1911 г. Судебным кодексом.

Помимо основных федеральных судов, на протяжении XIX – начала XX в. сформировались специальные суды: территориальные, которые разбирали дела на особых территориях (Гуам, тихоокеанские острова и т. п.), таможенные, налоговые. Своя особая система судов сложилась в федеральном округе Колумбия. Отдельную часть федеральной юстиции составили военные суды, которые действовали непостоянно. Наиболее важной их особенностью стало то, что решения военных судов ни в коем случае не подлежат внесению в Верховный суд.

Наиболее своеобразным, самостоятельным судебным органом стал Претензионный суд (учрежден в 1855 г.). Он был образован для сбора претензий частных лиц к казне Соединенных Штатов. Первоначально эти требования не носили вполне искового характера, поскольку в XVIII-XIX вв. казна считалась неответственной за вред, причиненный действиями ее агентов частным лицам, и рассмотрению подлежали только долговые и подрядовые обязательства. С сер. XIX в. Верховный суд выступил с инициативой пересмотра прежней судебной идеи о суверенном иммунитете государств. Претензионный суд превратился в полноценный орган с правом выносить решения по существу (1862). Правда, окончательное признание судебной юрисдикции этого органа и ответственности казны за причиненный ею вред растянулось почти на сто лет.

Суды штатов. Народная юстиция

Отдельную часть американской юстиции составили суды штатов. Они формировались в каждом штате исторически, и, как правило, нет двух штатов с аналогичными судебными учреждениями. В общем, суды штатов подразделялись на несколько типов: а) суды предварительной, или ограниченной, юрисдикции, которые разбирали мелкие дела, гражданские и уголовные, либо занимались примирением сторон; б) территориальные – основные – суды гражданской и уголовной юрисдикции, разбирающие дела, в том числе с участием присяжных; в) апелляционные суды, г) верховные суды штатов. Но реально судебные учреждения приняли разнообразный вид. В малых штатах нередко сложились только два уровня судов. В крупных рассмотрение дел завершалось в апелляционных, а верховные суды штатов решали только дела конституционной важности (например, связанные с осуждением на смертную казнь).

Наиболее простой оказалась судебная система штата Западная Вирджиния. Она составилась из низших – полицейских судов, окружных (общих), промежуточных апелляционных и высшего суда штата. Одной из наиболее сложных стала организация юстиции в штате Теннеси. Здесь сложилось 5 видов судов предварительной юрисдикции, в том числе особой подсудности: по семейным делам, по делам несовершеннолетних, муниципальные и др.; 4 типа общих судов (суды совести, окружные, уголовные, права и справедливости), раздельные апелляционные суды по гражданским и уголовным делам. Со временем основными типическими судебными органами в большинстве штатов стали общие суды графств, в которых действовало по нескольку судей – от 7 до нескольких сотен.

Земельное законодательство

Одной из наиболее самостоятельных отраслей американского права с периода его формирования стало земельное законодательство. Оно развивалось практически без всякого влияния английского общего права (которое сохраняло в своих принципах полуфеодальные пережитки, самые широкие наследственные права, преимущество наследования в порядке первородства и т. д.). Американское земельное право формировалось в условиях большого количества свободных земель и сводилось в основном к государственному регулированию (санкционированию) частных их захватов.

В колониальный период английское правительство законодательно запрещало поселенцам продвигаться на запад, захватывая новые земли. Это, в частности, было одной из важнейших претензий в ходе Войны за независимость. После провозглашения независимости эти запретные земли были переданы в собственность федерации. Поэтому земельное законодательство стадо развиваться как проявление полномочий федеральной власти и в главном носило централизованный характер. Первые законы об управлении такими землями были приняты в 1784-1785 гг. На их основе началась раздача земель в частные руки на самых различных условиях. Соответственно Северо-Западному ордонансу, принятому еще Вторым Континентальным конгрессом (1787), поселенцы новых земель должны были самостоятельно организовывать власть и управление на полученных землях (федерация назначала губернатора и судей); при достижении численности населения более 5 тыс. чел. могла уже существовать Палата представителей, при достижении численности в 60 тыс. граждан территория могла получить права штата в составе федерации.

Читайте также: