Вышла ли россия из европейского суда

Обновлено: 16.05.2024

Глава комитета Совета Федерации отметил, что число исков, "которые поданы по российскому досье" превышает 10 тыс.

МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Россияне в случае возможного выхода РФ из Совета Европы (СЕ) и, как следствие, из Европейской конвенции по правам человека, смогут обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по вопросам, возникшим до момента расторжения сотрудничества с этой организацией. Об этом сообщил в понедельник журналистам глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

Он уточнил, что все уже поданные иски будут рассмотрены ЕСПЧ.

"Даже наш выход из конвенции и прекращение нашего взаимодействия с судом не выводят нас из-под юрисдикции суда, возникшей в тот период, когда Россия участвовала в конвенции и в деятельности суда. То есть все иски, которые поданы по российскому досье, а их сейчас более 10 тыс., все равно будут рассмотрены", - сказал Косачев.

"И второе, теоретически мы вышли в 2019 году, и теоретически в 2025 году можно будет подать иск на Россию, касающийся событий 2014 или 2004, или 1998 года. Они тоже будут приниматься к рассмотрению", - добавил сенатор.

Он также уточнил, что если Россия выйдет из СЕ до конца сентября, российское участие в ЕСПЧ будет прекращено в конце этого года, а если в октябре - то в конце 2020 года.

Участие России в европейских конвенциях

Глава международного комитета СФ отметил, что сейчас Россия участвует более чем в 60 конвенциях Совета Европы. "Это очень важные, отвечающие интересам РФ документы", - сказал парламентарий, уточнив, что среди них конвенции о защите персональных данных, о противодействии коррупции и фальсификации лекарств, о сотрудничестве в области культуры, образования, спорта, в том числе конвенция о противодействии допингу.

По его словам, если произойдет разрыв отношений России и Совета Европы, невозможно будет сохранить участие России только в шести базовых документах: уставе СЕ, генеральном соглашении о привилегиях и иммунитетах СЕ, конвенции о защите прав человека и основных свобод, который регулирует взаимодействие с ЕСПЧ, европейской конвенции о пресечении терроризма, европейской хартии местного самоуправления и европейской социальной хартии.

"Это шесть документов, по которым наше участие в них будет невозможным, и последствия будут достаточно серьезными", - сказал Косачев.

Он добавил, что продолжение российского участия в остальных конвенциях теоретически возможно. "Там есть разные механизмы, но средний выглядит примерно следующим образом: чтобы Россия продолжала участие в конвенциях, которые отвечают нашим интересам, потребуется согласие двух третей членов Совета Европы и потребуется согласие 100% участников этой конкретной конвенции. Если даже один участник какой-то конвенции будет выступать против продолжения участия России в ней, мы будем лишаться такой возможности", - сказал сенатор.

Косачев уточнил, что последствия таких сценариев для РФ сейчас тщательно прорабатываются на межведомственном уровне. При этом он обратил внимание, что в сложившейся ситуации от России мало что зависит, "все будет зависеть от того, как Совет Европы справится со своим внутренним кризисом", спровоцированным Парламентской ассамблеей Совета Европы.

Россия и Совет Европы

Российская делегация в ПАСЕ в апреле 2014 года была лишена права голоса из-за событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией. В 2015 году ПАСЕ дважды рассматривала вопрос о восстановлении полномочий российской делегации, но тогда санкции только ужесточались. В ответ делегация РФ заявила об отказе работать на таких условиях, а в 2016-2018 годах не стала направлять заявку на подтверждение своих полномочий. Россия также предложила внести в регламент ПАСЕ положения о том, что никто не имеет права лишать полномочий депутатов, кроме их избирателей.

10 октября 2018 года генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил, что права России на представительство в уставных органах СЕ (Комитете министров и Парламентской ассамблее) могут быть приостановлены с июня 2019 года за систематическую неуплату членских взносов. В ответ глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия сама выйдет из СЕ, если оппоненты в составе этой организации будут настаивать на исключении Москвы.

Госдума в январе приняла единогласно проект заявления, в котором предлагалось не направлять делегацию России на сессию ПАСЕ в январе 2019 года и оставить в силе решение о заморозке выплаты взноса РФ в бюджет Совета Европы. С аналогичным заявлением выступил и Совет Федерации.

Как ранее заявлял Косачев, комитет министров Совета Европы вряд ли запустит процедуру исключения России сразу после 1 июля. По его словам, такая возможность возникает после 1 июля 2019 года, но "эта процедура не запускается автоматически". По словам сенатора, для ее запуска "требуется квалифицированное большинство, две трети в комитете министров Совета Европы".

Косачев пояснил, что в состав комитета входят не законодатели, как в ПАСЕ, а "люди, которые представляют руководство соответствующих стран, главы государств, правительств", там "степень ответственности" значительно больше. Поэтому "процедура - во всяком случае автоматически - с 1 июля текущего года запущена не будет", добавил сенатор, отметив, что тогда и России "не надо торопиться" с выходом из Совета Европы.

Стремление к суверенитету может толкнуть Россию к выходу из ангажированных структур

Сергей Аксенов

Усиление напряженности между странами Запада и РФ, кажется, приводит к все более политически ангажированным решениям ЕСПЧ по делам российских заявителей. Пристрастное отношение других европейских структур — ПАСЕ, ОБСЕ — вынуждает Москву критически оценивать их деятельность и искать новые формы равноправного международного сотрудничества.

Напомним, российская делегация в ПАСЕ в апреле 2014 года была лишена права голоса, а также участия в работе руководящих органов ассамблеи и ее мониторинговых миссиях по наблюдению за выборами из-за событий на Украине и воссоединения с Крымом. Не сумев восстановить полномочия, в июне текущего года Москва заблокировала свой взнос для финансирования ПАСЕ в сумме 11 млн. долларов.

Еще одна европейская структура, чья деятельность выглядит из Москвы сомнительно, — ОБСЕ. В нулевые годы МИД РФ неоднократно требовал провести реформу этой организации. Одна из причин — руководители миссий ОБСЕ допускали неоправданную критику в адрес внутренней политики стран пребывания. Сейчас критика связана в основном с деятельностью миссии ОБСЕ в Донбассе, где ее упрекают в необъективности.

Возможное прекращение сотрудничества России в ПАСЕ и ОБСЕ не является чем-то из ряда вон выходящим. Напомним, в 2014 году Россию за отстаивание своих национальных интересов фактически исключили из G-8. Другие примеры отказа стран от невыгодных им международных форматов: недавний выход США из Парижского соглашения по климату и Венесуэлы из Организации американских государств. А вот членство в ООН, имея право вето в Совбезе, по-прежнему выгодно России.

Замруководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Дмитрий Бурых не сомневается, что в рамках БРИКС возможна реализация суда по правам человека, аналогичного ЕСПЧ.

В свою очередь, первый зампред комитета ГД РФ по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков напомнил, что в случае отказа от признания европейской юрисдикции придется отменить приоритет международного законодательства над российским, установленный в Основном законе страны.

— Я считаю, что на территории России должен быть приоритет нашей, российской Конституции. Она должна быть превыше всего. То есть, если мы совсем откажемся признавать европейскую юрисдикцию, то тогда надо менять Конституцию. Там же прописан приоритет международного права над нашим. Вот я вам сейчас зачитаю пункт 4 статьи 15:

— Тогда надо эту статью Конституции корректировать. Но сделать это не так просто.

По мнению директора Центра парламентаризма МИГСУ при РАНХиГС, профессора Владимира Бакушева, России пока не надо хлопать дверью, а следует добиваться восстановления полных прав в европейских структурах.

— Эта ситуация не сиюминутная, она продолжается. Наша политическая элита, депутатская и другая, вслед за нашим лидером должна дать Европе одуматься. Дать ей почувствовать, что она забылась, заблудилась, потерялась и может дальше терять свое лицо, если все эти организации типа ПАСЕ продолжат игру в одни ворота.

То, что принято решение сократить взнос в ПАСЕ — это не так уж важно. Пусть об этом думают те, от кого это зависит. Но если говорить о политической составляющей, принципиально, то надо им еще дать время. Не суетиться пока. Мы ничего от этого не теряем. Теряют они.

У них меняются элиты и, наверное, однажды там придут к власти другие люди. И тогда мы будем с ними работать, но на той основе, которая нас устраивает — когда Россия свободная, не придавленная никакими международными организациями и не ущемленная ни в каких правах. Отстаивать свой суверенитет и политически, и экономически, а если надо, то и оборонной политикой.

— Три года идет война. Три года нам помогает Россия, в лице официальных структур, общественных организаций, частных лиц. Без этой помощи нас просто не было бы. А что толку от три года снующих по Луганску и окрестностям машин ОБСЕ?

Поделюсь личным впечатлением от общения с заместителем главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александром Хугом на пресс-конференции в Луганске. Он говорил, что учения и наличие тяжелого вооружения в ЛНР-ДНР создают угрозу для гражданского населения. И даже сослался на неких безымянных жителей наших республик, которые жаловались ему. Однако он не сказал, что по данным фактам были жалобы со стороны людей, проживающих на подконтрольных Киеву территориях Донбасса, где также проходят учения и наличествует тяжелое вооружение.

ЕСПЧ

Комитет министров Совета Европы (СЕ) отчитался о том, как входящие в совет страны исполняли постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в 2020 году. Россия не исполняет намного больше решений, чем другие страны. Сотни из них, в том числе 147 прецедентных не исполняются уже более пяти лет, но число жалоб в Страсбург продолжает расти.

Неисполнение под усиленным надзором

К концу 2020 года не исполненными российскими властями за 20 лет подсудности ЕСПЧ оставались 1789 решений. Это треть общего числа дел, выигранных в Страсбурге против государств - членов Совета Европы, решения по которым власти не исполнили. Россия в этом антирейтинге - безусловный лидер.

Всего в отчете говорится о 5233 постановлениях ЕСПЧ, в той или иной степени не исполненных властями разных стран. 1258 таких дел - примерно четверть их общего количества - считаются ведущими. Это значит, что они связаны с наиболее вопиющими нарушениями прав человека, уникальными случаями и новыми правовыми проблемами, с которыми ЕСПЧ ранее не сталкивался. На таких решениях основывается дальнейшая практика суда.

По данным отчета, под усиленным контролем Комитета министров Совета Европы, отвечающего за исполнение страсбургских решений, находится 18% ведущих дел: о незаконных действиях силовиков и задержаниях, нарушениях права на жизнь, пытках и жестоком обращении, условиях содержания и медицинском обслуживании заключенных, а также о судебной волоките.

Комитет следит за тем, как власти государств - нарушителей Конвенции по защите прав человека восстанавливают нарушенные права заявителей, выплачивают компенсации и в ряде случае принимают общие меры - проводят реформы, для того, чтобы нарушения не повторялись.

Только Комитет (в него входят министры иностранных дел 47 государств - членов Совета Европы) может снять дело с контроля Совета Европы и признать, что все необходимые действия по решению ЕСПЧ национальные власти завершили.

Это не мешает властям тянуть с их исполнением более пяти лет. На такой срок зависло уже 41 постановление ЕСПЧ против Украины и 40 - против России. За ними следуют Турция (25) и Румыния (15). Причем это только прецедентные решения "под усиленным контролем": по стандартным российским делам волокита более пяти лет касается уже 107 ведущих решений. А с учетом повторяющихся дел, которые в отчете не отражены - их сотни, сказали Би-би-си опрошенные юристы.

При этом Украина и Турция все же исполняли решения ЕСПЧ активнее России. Украина окончательно завершила в 2020 году исполнение 108 решений, а Россия только 92 - на 70 решений меньше, чем за год до этого.

Политический мотив и дела Навального

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Редкие и особо серьезные решения ЕСПЧ говорят о нарушении статьи 18 Европейской конвенции. Она запрещает властям преследовать и наказывать граждан по политическим мотивам и ограничивать их права в целях, не предусмотренных законом.

Такие постановления ЕСПЧ выносил по делам о преследованиях активистов, правозащитников и политиков c целью заставить их прекратить неудобную для властей деятельность. Они касаются арестов, содержаний под стражей и в ряде случаях - обвинительных приговоров критикам правительств, активистам, правозащитникам и политикам, объясняет старший юрист правозащитного центра "Мемориал" (внесен в России в список иностранных агентов) Татьяна Глушкова.

Россия, говорится в отчете, не исполнила уже два решения, в которых установлена политическая цель преследования оппозиционного политика Алексея Навального. Дело "Ив Роше" (по нему Навальный сейчас отбывает срок в колонии) ЕСПЧ в 2014 году политическим не признал. Но после его отправки в колонию при рассмотрении его новой жалобы на это есть все шансы, говорили Би-би-си эксперты.

Сейчас на контроле у Комитета министров Совета Европы находится еще десяток таких неисполненных решений с нарушением 18 статьи - шесть дел против Азербайджана, два - против Украины и по одному против Грузии и Турции.

Механизма принуждения у Комитета министров Совета Европы нет, а радикальные меры - наиболее жесткой из них может быть исключение из организации - ее межправительственный орган почти никогда не предпринимает.

Автор фото, Getty Images

Алексей Навальный в ЕСПЧ. 2018 год

"Успехи в российской судебной системе"

В год пандемии Россия оставалась главным поставщиком новых решений ЕСПЧ, исполнение которых только недавно передано на контроль Комитета министров. Каждое пятое из принятых в 2020 году решений суд в Страсбурге выносил против России - их список увеличился на 2018 дел.

Победа в Страсбурге после неудач в российских судах демонстрирует, что добиться справедливости в России заявителям по-прежнему не удается.

Но в отчете говорится об "успехах в российской судебной системе". Комитет признал исполненными и снял с контроля группу дел о неспособности властей России уведомить стороны о назначенных судебных заседаниях.

Комитет доволен и внедрением ИТ-инструментов в российскую судебную систему: в Страсбурге сочли завершенным исполнение группы дел об отсутствии открытого доступа к полному тексту судебных решений. Российские суды начали публиковать полные тексты решений на своих сайтах, а их копии стали доступны в судебных реестрах по запросу, говорится в отчете.

Между тем, как убедилась Би-би-си только на примере дела Навального и дел о протестах в его поддержку, из решений судов при публикации нередко исчезает информация, не имеющая отношения к персональным данным, которые по закону должны быть обезличены. А, например, в марте 2021 года в картотеке московских судов общей юрисдикции вообще не появилась информация о назначении к слушанию дела Тимура Салихова - участника протестов в поддержку Алексея Навального. О том, что Тверской райсуд приговорил его к трем годам колонии по обвинению в насилии в отношении полицейского, стало известно лишь из письма самого осужденного из СИЗО.

"Обращения отчаяния"

Комитет министров отметил по итогам 2020 года рост числа решений, по которым возникают наиболее серьезные проблемы с исполнением. Кроме нарушений статьи 18, это межгосударственные споры и решения по индивидуальным жалобам, связанные с вооруженными конфликтами.

"Россия не предпринимает мер, чтобы установить судьбу множества людей, похищенных во время второй чеченской войны (группа дел "Хашиев и Акаева против России"), не исправляет законодательство о свободе собраний (группа дел "Лашманкин и другие"), не выплачивает 10 миллионов евро, присужденных Грузии в 2014 году по делу о массовой депортации грузин в 2006 году после ареста в Грузии российских офицеров, обвиненных в шпионаже, перечисляет Глушкова.

Власти России, согласно отчету, не решили системные проблемы, связанные с неэффективным расследованием пыток или смерти по вине властей, правом на выражение мнений, свободу собраний.

Во всем этом, по мнению Татьяны Глушковой, нет ничего удивительного - с учетом принятых в прошлом году поправок к Конституции и существующего с 2015 года полномочия Конституционного суда объявлять постановления ЕСПЧ неисполнимыми.

К системным проблемам, с решением которых у многих государств возникают сложности, Комитет министров относит также плохие условия содержания под стражей, нарушение прав на свободные выборы и отсутствие независимости и беспристрастности судебной системы, однако рекомендации России по таким делам в отчете за 2020 год не упоминаются.

"Одновременно с этим Россия третий год подряд держит пальму первенства по числу жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ, - отмечает Глушкова. - Получается своеобразный парадокс: постановления ЕСПЧ Россия не исполняет, однако жалуются в ЕСПЧ россияне более чем активно, и темп подачи жалоб не снижается".

Глава международной практики правозащитной группы "Агора" Кирилл Коротеев считает неисполнение российскими властями решений ЕСПЧ "DDoS-атакой" на систему защиты прав человека в Страсбурге.

"Комитет собирается четыре раза в год. За одну сессию он может рассмотреть, например, три ведущих дела или группы дел, где объединены десятки или даже сотни постановлений, то есть 12 дел в год, - пояснил он Би-би-си. - Это значит, что на контроле у Комитета скопилось столько ведущих российских дел, помимо стандартных, что на рассмотрение вопроса об их неисполнении российскими властями требуется почти 20 лет. Это коллапс".

Татьяна Глушкова вспоминает, что бывший председатель ЕСПЧ Гвидо Раймонди ранее объяснял рост жалоб "доверием россиян европейскому механизму прав человека".

"Мне же кажется, что эти жалобы следовало бы назвать обращениями отчаяния, - говорит она. - В отсутствие какого-либо иного органа, который хотя бы рассмотрит дело человека основываясь на законе, важность приобретает само признание факта нарушения права, даже если постановление суда никогда не будет исполнено".

Выплат становится меньше

В федеральном бюджете России на 2021 и плановый период до 2023 года на выплату компенсаций по решениям ЕСПЧ ежегодно выделяется 540 млн рублей. Это 6 млн евро - вдвое меньше, чем присудил ЕСПЧ в 2020 году. Заявители за прошлый год добились в Страсбурге присуждения выплаты 11,46 млн евро по российским делам - Россия здесь на втором месте после Румынии (37,46 млн евро). В то же время присужденная сумма выплат по российским делам существенно снизилась по сравнению с предыдущим периодом (28, 5 млн евро).

Редактор информационно-аналитического "Бюллетеня ЕСПЧ" Юрий Берестнев объясняет снижение сумм, которые присуждались к выплатам по российским делам тем, что ЕСПЧ рассмотрел в 2020 году меньше дел о нарушениях прав человека в Чечне, по которым ранее присуждались крупные компенсации по 30-60 тысяч евро большим группам заявителей.

Тем не менее, по состоянию на 31 декабря 2020 года в России скопилось 750 дел с неподтвержденными выплатами, в 620 из них выплаты задержаны более, чем на полгода. Это помимо того, что Россия официально отказалась выплачивать самую крупную сумму, присужденную когда-либо ЕСПЧ - 1,9 млрд евро бывшим акционерам ЮКОСа.

Стремление к суверенитету может толкнуть Россию к выходу из ангажированных структур

Сергей Аксенов

Усиление напряженности между странами Запада и РФ, кажется, приводит к все более политически ангажированным решениям ЕСПЧ по делам российских заявителей. Пристрастное отношение других европейских структур — ПАСЕ, ОБСЕ — вынуждает Москву критически оценивать их деятельность и искать новые формы равноправного международного сотрудничества.

Напомним, российская делегация в ПАСЕ в апреле 2014 года была лишена права голоса, а также участия в работе руководящих органов ассамблеи и ее мониторинговых миссиях по наблюдению за выборами из-за событий на Украине и воссоединения с Крымом. Не сумев восстановить полномочия, в июне текущего года Москва заблокировала свой взнос для финансирования ПАСЕ в сумме 11 млн. долларов.

Еще одна европейская структура, чья деятельность выглядит из Москвы сомнительно, — ОБСЕ. В нулевые годы МИД РФ неоднократно требовал провести реформу этой организации. Одна из причин — руководители миссий ОБСЕ допускали неоправданную критику в адрес внутренней политики стран пребывания. Сейчас критика связана в основном с деятельностью миссии ОБСЕ в Донбассе, где ее упрекают в необъективности.

Возможное прекращение сотрудничества России в ПАСЕ и ОБСЕ не является чем-то из ряда вон выходящим. Напомним, в 2014 году Россию за отстаивание своих национальных интересов фактически исключили из G-8. Другие примеры отказа стран от невыгодных им международных форматов: недавний выход США из Парижского соглашения по климату и Венесуэлы из Организации американских государств. А вот членство в ООН, имея право вето в Совбезе, по-прежнему выгодно России.

Замруководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Дмитрий Бурых не сомневается, что в рамках БРИКС возможна реализация суда по правам человека, аналогичного ЕСПЧ.

В свою очередь, первый зампред комитета ГД РФ по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков напомнил, что в случае отказа от признания европейской юрисдикции придется отменить приоритет международного законодательства над российским, установленный в Основном законе страны.

— Я считаю, что на территории России должен быть приоритет нашей, российской Конституции. Она должна быть превыше всего. То есть, если мы совсем откажемся признавать европейскую юрисдикцию, то тогда надо менять Конституцию. Там же прописан приоритет международного права над нашим. Вот я вам сейчас зачитаю пункт 4 статьи 15:

— Тогда надо эту статью Конституции корректировать. Но сделать это не так просто.

По мнению директора Центра парламентаризма МИГСУ при РАНХиГС, профессора Владимира Бакушева, России пока не надо хлопать дверью, а следует добиваться восстановления полных прав в европейских структурах.

— Эта ситуация не сиюминутная, она продолжается. Наша политическая элита, депутатская и другая, вслед за нашим лидером должна дать Европе одуматься. Дать ей почувствовать, что она забылась, заблудилась, потерялась и может дальше терять свое лицо, если все эти организации типа ПАСЕ продолжат игру в одни ворота.

То, что принято решение сократить взнос в ПАСЕ — это не так уж важно. Пусть об этом думают те, от кого это зависит. Но если говорить о политической составляющей, принципиально, то надо им еще дать время. Не суетиться пока. Мы ничего от этого не теряем. Теряют они.

У них меняются элиты и, наверное, однажды там придут к власти другие люди. И тогда мы будем с ними работать, но на той основе, которая нас устраивает — когда Россия свободная, не придавленная никакими международными организациями и не ущемленная ни в каких правах. Отстаивать свой суверенитет и политически, и экономически, а если надо, то и оборонной политикой.

— Три года идет война. Три года нам помогает Россия, в лице официальных структур, общественных организаций, частных лиц. Без этой помощи нас просто не было бы. А что толку от три года снующих по Луганску и окрестностям машин ОБСЕ?

Поделюсь личным впечатлением от общения с заместителем главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александром Хугом на пресс-конференции в Луганске. Он говорил, что учения и наличие тяжелого вооружения в ЛНР-ДНР создают угрозу для гражданского населения. И даже сослался на неких безымянных жителей наших республик, которые жаловались ему. Однако он не сказал, что по данным фактам были жалобы со стороны людей, проживающих на подконтрольных Киеву территориях Донбасса, где также проходят учения и наличествует тяжелое вооружение.

Читайте также: