Выемка почтово телеграфной корреспонденции требует судебного решения

Обновлено: 20.05.2024

Обыск – это действия следователя, направленные на обследование помещений и иных мест, а также физических лиц для обнаружения и изъятия орудий преступления, вещественных и письменных доказательств по делу, розыска скрывшихся обвиняемых или подозреваемых, обнаружения трупа или его частей, изъятия имущества и ценностей, добытых преступным путем, для обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 182 УПК).

Поскольку обыск является одним из средств собирания доказательств по делу, значение этого следственного действия определяется возможностью устанавливать обстоятельства совершенного преступления. Направленный на обнаружение лица, совершившего преступления, обыск служит средством изобличения его в совершении преступления. Когда обыск завершается обнаружением похищенного имущества, это позволяет устранить последствия преступного действия и гарантирует защиту прав потерпевшего.

В зависимости от характера обыскиваемых объектов различают три вида обыска:

– обыск в помещениях, который предполагает осмотр и проверку основного строения, подсобных, служебных помещений, надворных построек, а также находящихся в них различного рода предметов (мебели, ящиков, чемоданов, хранилищ и т. д.);

– обыск участков местности, который проводится, если они находятся в пользовании или ведении определенных лиц;

– личный обыск, который состоит в обследовании одежды, обуви и тела человека с целью обнаружения и изъятия предметов или документов, имеющих значение для дела.

Без вынесения специального постановления и без судебного решения допускается проведение личного обыска подозреваемого, обвиняемого в двух случаях: 1) при задержании и заключении под стражу; 2) при обыске лица, находящегося в помещении или ином месте, где производится обыск или выемка, если имеются основания полагать, что оно скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела (ч. 2 ст. 184 УПК). В других случаях личный обыск производится только по постановлению следователя.

Производство обыска осуществляется в следующем порядке. По общему правилу, обыск производится днем. Производство обыска в ночное время допускается в исключительных случаях: 1) если не представляется возможным завершить до наступления ночного времени обыск, начавшийся в дневное время; 2) если поступили сведения о том, что разыскиваемое лицо находится в определенном месте или помещении только в ночное время; 3) если производство обыска необходимо для предотвращения уничтожения или сокрытия орудий преступления, предметов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела. При производстве обыска обязательно присутствие понятых; при необходимости для участия в обыске приглашается специалист. Должно быть также обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск, или совершеннолетних членов его семьи. При невозможности их присутствия приглашается представитель жилищно-эксплуатационной организации или местной администрации.

При производстве обыска вправе присутствовать защитник подозреваемого, обвиняемого, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск (ч. 11 ст. 182 УПК). Личный обыск производится только лицом одного с обыскиваемым пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии (ч. 3 ст. 184 УПК).

Приступая к обыску, следователь обязан предъявить постановление о его производстве, а в необходимых случаях судебное решение, разрешающее его производство, и предложить добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск (ч. 5 ст. 182 УПК). При отказе от сделанного предложения обыск производится принудительно. Следователь вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, избегая при этом повреждений, которые не вызываются необходимостью.

Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.




При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота. Изымаемые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями присутствующих при обыске лиц.

При производстве обыска составляется протокол, в котором должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить и спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации этой организации (ч. 12–15 ст. 182 УПК).

Выемка – это изъятие у физического или юридического лица имеющих значение для дела предметов и документов, местонахождение которых точно известно. Выемка по своей правовой природе очень близка к обыску, поэтому правила ее производства сходны с правилами обыска. Она отличается от обыска тем, что не предполагает поиска объектов, а лишь их изъятие, поскольку известно, где и у кого они находятся. Выемка предпринимается и с целью изъятия образцов для сравнительного исследования, а также документов, необходимых для розыска скрывшегося обвиняемого.

Основанием для производства выемки служат содержащиеся в материалах уголовного дела фактические данные, которые с достоверностью указывают, что в определенном месте или у конкретного лица есть предметы и документы, имеющие доказательственное значение. Такие данные могут быть получены из показаний обвиняемого и иных лиц, а также во время проведения других следственных действий. Посредством этих данных должны быть установлены индивидуальные свойства и признаки предметов и документов, которые надлежит изъять.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает четыре вида выемки: предметов и документов; почтово-телеграфных отправлений; предметов и документов, которые содержат государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях (ст. 183 УПК). Выемка предметов и документов производится по мотивированному постановлению следователя. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора (ч. 3 ст. 183 УПК).

Выемка почтово-телеграфных отправлений в учреждениях связи (ч. 2 ст. 185 УПК), а также выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производятся следователем по разрешению суда. На основании постановления следователя без получения судебного решения выемка производится в исключительных случаях, не терпящих отлагательства. В этой ситуации следователь в течение 24 часов с момента начала выемки уведомляет судью и прокурора о ее производстве и к уведомлению прилагает копию постановления и протокол выемки для проверки законности ее проведения.

Оформление хода и результатов выемки осуществляется по тем же правилам, что и обыск с соблюдением требований, предусмотренных ст. 182 УПК. Все изъятое должно быть перечислено и описано в протоколе с точным указанием количества, меры, веса, индивидуальных признаков и, по возможности, их стоимости. При необходимости к протоколу может быть приложена особая опись изъятых предметов и документов.

63 Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию.

При наличии достаточных оснований полагать, что письма, телеграммы, радиограммы, бандероли, посылки и другие почтово-телеграфные отправления могут содержать сведения, документы и предметы, имеющие значение для уголовного дела, на них может быть наложен арест (ст. 185 УПК РФ).

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и выемка их в почтово-телеграфных учреждениях производится только на основании судебного решения. Для получения такого решения следователь с согласия прокурора обращается в суд с ходатайством.

В ходатайстве следователя о производстве ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:

1) фамилия, имя, отчество лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться, точный адрес этого лица;

2) основания для наложения ареста и выемки;

3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;

4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать почтово-телеграфные отправления.

В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производится следователем в учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения. В необходимых случаях для участия в производстве осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается: кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы и отправлены адресату или задержаны.

Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о производстве ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но в любом случае не позднее окончания расследования.

Контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, допускается по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только на основании судебного решения (ст.186 УПК РФ).

При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или членов их семей, контроль и запись переговоров допускаются по их письменному заявлению, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения. В этом случае, следователь с согласия прокурора обращается за получением разрешения с ходатайством в суд.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым должны производиться контроль и запись переговоров;

3) фамилия, имя, отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем в соответствующий орган для исполнения.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до шести месяцев. Если контроль и запись переговоров становятся не нужны, следователь выносит постановление об их прекращении, но в любом случае данное следственное действие прекращается не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи переговоров и краткие технические характеристики использованных средств.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Основания и процессуальный порядок наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Производство контроля и записи переговоров

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления — это комплексное следственное действие, состоящее в задержании почтово-телеграфных отправлений, осмотре содержащихся в посылках, бандеролях, письмах предметов и документов, а также телеграмм и радиограмм, и при необходимости в изъятии или снятии с документов копий, непосредственно в учреждениях связи.

Основанием наложения ареста на почтово-телеграфные отправления являются сведения, содержащиеся в материалах уголовного дела, в том числе в приобщенных к делу результатах гласных оперативно-розыскных мероприятий, о том, что в исходящих или поступающих почтово-телеграфных отправлениях каких-либо лиц могут содержаться сведения, имеющие значение для дела.

Целями наложения ареста на почтово-телеграфные отправления могут быть: выявление лиц, участвующих в совершении преступления; установление мест, где могут скрываться лица, причастные к совершению преступления; розыск предметов, документов, трупов; получение доказательств причастности к совершению преступления определенных лиц, создание препятствий для обмена информацией.

Круг лиц, на почтово-телеграфные отправления которых может быть наложен арест, законом не предусмотрен. Он не ограничивается перечнем участников уголовного судопроизводства.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся только на основании судебного решения, выдаваемого по ходатайству органов уголовного преследования. Ходатайство перед судом о даче разрешения на арест почтово-телеграфных отправлений возбуждается дознавателем с согласия прокурора и оформляется в виде постановления. В ходатайстве дознавателя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются: фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться; основания наложения ареста, производства осмотра и выемки; виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления. В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать их и незамедлительно уведомлять об этом дознавателя.

Осмотр, выемка и снятие копий с почтово-телеграфных отправлений производятся дознавателем в соответствующем учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения, а также, при необходимости, специалиста и переводчика. В силу специфики наложения ареста на почтово-телеграфные отправления данное следственное действие всегда должно производиться с участием понятых из числа работников учреждения связи. Однако при наличии оснований полагать, что в посылках или бандеролях находятся взрывчатые или ядовитые вещества, их осмотр может быть начат без участия понятых (ч. 3 ст. 170 УПК).

Ход и результаты следственного действия оформляются протоколом, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.

Арест на почтово-телеграфные отправления сроком не ограничен, но должен быть отменен при прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении конкретного лица. Формулировка ч. 6 ст. 185 УПК позволяет предположить, что арест на почтово-телеграфные отправлении не должен отменяться в случае приостановления производства по уголовному делу. Известно, что после вынесения постановления о приостановлении дознания производство следственных действий не допускается. Однако содержание следственного действия в рассматриваемом случае составляют действия, направленные на получение судебного решения на постановку задачи перед начальником почтово-телеграфного учреждения на задержание корреспонденции. Действия начальника почтово-телеграфного учреждения по контролю и задержанию корреспонденции условно можно рассматривать как находящиеся за рамками следственного действия. В связи с этим после приостановления дознания постановление судьи о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления сохраняет силу. В случае необходимости произвести осмотр и выемку почтово-телеграфных отправлений дознание должно быть возобновлено.

Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется дознавателем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.

Контроль и запись переговоров — следственное действие, сущность которого заключается в контроле и записи телефонных переговоров на основаниях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, на записывающие технические средства содержания переговоров обвиняемого, подозреваемого, иных участников процесса, а также других лиц с целью использования полученных сведений в качестве доказательств по уголовным делам.

Сущность контроля и записи переговоров как следственного действия состоит в принятии дознавателем мотивированного решения об обращении в суд с целью получения судебного решения о проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров, а также в его последующих действиях, направленных на истребование и использование полученных сведений в доказывании.

Под телефонными переговорами имеются в виду переговоры абонентов по городской, междугородной, между на родной телефонной связи, а также с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной и космической связи. Под иными переговорами может пониматься, в частности, связь по телефаксу. Тайна переговоров с использованием радиостанций законом не охраняется. поэтому доступ к ним возможен без судебного решения.

Закон позволяет различать две разновидности контроля и записи переговоров, предопределяемые целями этого действия: контроль и запись переговоров в целях осуществления уголовного преследования; контроль и запись переговоров в целях защиты участников судопроизводства от преступных посягательств.

Основанием контроля и записи переговоров в целях уголовного преследования являются сведения о том, что в переговорах подозреваемого, обвиняемого и иных лиц могут содержаться фактические данные, имеющие значение для дела. В этом случае для осуществления контроля и записи переговоров фактическое основание должно сопровождаться обязательным условием: осуществление производства лишь по делу о тяжком или особо тяжком преступлении, а также по преступлениям средней тяжести.

Основанием контроля и записи переговоров в целях защиты участников судопроизводства выступают сведения, устанавливающие факты преступного воздействия определенных лиц на потерпевшего, свидетеля, их родственников и близких лиц. В этом случае тяжесть преступления не является фактором, подлежащим обязательному учету.

Так, при наличии достаточных данных о возможности получения сведений, имеющих значение для дела, посредством контроля и записи переговоров обвиняемого, подозреваемого, иных лиц юридическим основанием следственного действия является судебное решение. Дознавателем выносится согласованное с прокурором постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров. Если фактическим основанием выступают сведения о наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц, контроль и запись переговоров могут быть осуществлены по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.

В ходатайстве дознавателя находят отражение: основания, по которым производится данное следственное действие; фамилия, имя, отчество лица, чьи телефонные или иные переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления записи; наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи. В случае удовлетворения ходатайства дознавателя судья выносит постановление о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров.

Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется дознавателем для исполнения в соответствующий орган. Техническое осуществление контроля и записи может быть поручено оперативно-техническим подразделениям органов дознания.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению дознавателя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. Контроль и запись переговоров после окончания дознания по данному делу недопустимы. Не может данная мера осуществляться и в случае изменения квалификации преступления на деяние небольшой тяжести.

Дознаватель в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается дознавателю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. Закон не предусматривает предварительного прослушивания дознавателем произведенных записей для целей отбора относящейся к делу информации. Поступившая к дознавателю фонограмма должна быть в установленном порядке осмотрена е участием понятых путем внешнего обследования и прослушивания. Специалист, а также лица, чьи переговоры записаны, приглашаются для осмотра по усмотрению дознавателя.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы дознаватель составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления дознавателя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании (ч. 8 ст. 186 УПК).

Статьей 185 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается порядок наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, проведения их осмотра, а также выемки. Часть 1 данной статьи содержит следующую информацию.

Если имеется достаточное количество оснований полагать, что любые предметы, информация или документы, которые имеют значение для уголовного дела, содержатся в почтово-телеграфных отправлениях, то на них может налагаться арест.

Не стоит забывать, что переговоры по телефону (и другим средствам связи) контролируются согласно другому порядку, предусмотренному статьей 186, в которой прописаны методы контроля и записи переговоров.

Основные принципы наложения ареста на почтово-телеграфные отправления

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления относится к процессуальным действиям организационно-распорядительного характера. Это действие совершается перед осмотром и выемкой подобных отравлений. Осмотр и выемка также являются процессуальными действиями, которые последовательно производятся в учреждении связи.

Наложение ареста, осмотр, выемка почтово-телеграфных отправлений должны производиться согласно судебному решению, которое принимается в порядке, прописанном в статье 165 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Следователю необходимо подавать ходатайство о возможности наложения ареста на почтово-телеграфные отправления с сопутствующим осмотром и выемкой. В этом ходатайстве должны быть указаны:

  1. ФИО и адрес лица, чьи отправления должны подвергнуться аресту. При этом закон не содержит конкретных указаний на то, отправления каких именно лиц могут подвергаться данной процедуре. К ним могут быть отнесены подозреваемые или обвиняемые граждане, в переписке которых может присутствовать информация, напрямую касающаяся ведущегося дела. Также к таким лицам могут относиться свидетели, потерпевшие и прочие лица в тех случаях, когда имеются основания подозревать, что в их отправлениях могут присутствовать сведения, касающиеся ведущегося дела. Но при этом контроль переписки, ведущейся между подозреваемым/обвиняемым и защитником не допускается (так как это считается нарушением профессиональной адвокатской тайны).
  2. Основания, согласно которым накладывается арест, а также производятся осмотр и выемка отправлений.
  3. Виды отправлений, которые подлежат аресту.
  4. Название учреждения связи, на которое будет возложена обязанность задержки указанных отправлений.

Если судом было принято решение о наложении ареста на отправления, которое облекается в форму постановления, то его копия должна быть направлена непосредственно судьей, либо же через следователя в то отделение связи, которому будет поручено задержать такие отправления. При этом следователь должен уведомляться о подобном в незамедлительном порядке.

Арестовывать отправления можно только при наличии возбужденного уголовного дела, причем длиться он может на протяжении всего расследования.

Отмена процедуры может производиться в любой момент расследования, однако не позднее дня его окончания (то есть, когда в нем уже нет надобности). При этом о подобном в обязательном порядке должны уведомляться суд и прокурор.

Как производится осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений

Осмотр и выемка отправлений, подвергнувшихся аресту, должны производиться при наличии понятых. В их качестве могут выступать работники задействованного учреждения связи. Если в отправлении содержится информация на языке, которым не владеют ни следователь, ни понятые, то в этом случае к процедуре может привлекаться переводчик. Также в подобной деятельности может участвовать криминалист, которого привлекают для обнаружения отпечатков пальцев.

После получения уведомления следователь должен прибыть в учреждение связи, в котором будет производиться арест отправлений, а также их осмотр. Если в процессе этих процедур была выявлена информация, относящаяся к делу, то следователем осуществляется выемка отправления.

Помимо этого с него может быть снята копия, после чего оригинал отправляется адресату в неизмененном виде. Подобные меры могут использоваться следователем и тогда, когда выявленные сведения не относятся к делу.

В любом случае при проведении подобных операций в обязательном порядке составляется протокол. В нем прописывают сведения, которые требует статья 166 Уголовно-процессуального кодекса, тип почтово-телеграфного отправления, его содержимое, обнаруженная информация, данные отправителя и адресата, также указывают было ли изъято указанное отправление или же отправлено по указанному адресу после снятия копии.

Чтобы произвести выемку и осмотр почтово-телеграфного отправления не нужно отдельное постановление, так как подобные процедуры осуществляются согласно судебному решению о наложении ареста на подобные отправления с последующим их осмотром и выемкой. О проведенных процедурах составляется протокол единого типа — в нем должны быть указаны сведения, полученные в процессе и обозначен факт изъятия почтово-телеграфного отправления в виде оригинала или копии.

Отправление, подвергнувшееся изъятию, должно быть приобщено к уголовному делу в виде вещественного доказательства согласно соответствующему постановлению следователя — в случае, если оно является предметом, послужившим орудием преступления или носит на себе следы совершенного преступления (согласно части 2 статьи 81 УПК).

Если отправление не относится к подобному типу, то соответствующее постановление не выносится — изъятое доказательство приобщают к делу согласно протоколу осмотра и изъятия почтово-телеграфных отправлений.

Основные различия процедур, производимых с почтово-телеграфными отправлениями

Получив уведомление о задержании указанных в постановлении судьи почтово-телеграфных отправлений, следователь (дознаватель) прибывает в учреждение связи, где производит их осмотр и при необходимости выемку.

Осмотр задержанных почтово-телеграфных отправлений производится следователем в соответствующем учреждении. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления подвергнуты осмотру, а также были ли они после осмотра отправлены адресату или скопированы. О производстве осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется самостоятельный протокол.

Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста и переводчика. Затем следователь осматривает корреспонденцию и, если она имеет значение для уголовного дела, производит выемку. Если в результате осмотра следователь приходит к выводу о том, что не следует производить выемку, то он ограничивается тем, что указывает в протоколе осмотра, какая именно корреспонденция была осмотрена и что установлено осмотром, а также фиксирует полностью или частично текст осмотренной корреспонденции. При этом следователь вправе снять копию письменной корреспонденции.

В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или подвергнуты выемке и задержанию.

В процессе производства выемки следователь может принять решение о задержке всех видов отправлений (писем, телеграмм, денежных переводов, бандеролей, посылок) или части из них. Исходя из конкретной следственной ситуации, следователь может провести выемку только той корреспонденции, которая поступает из определенных населенных пунктов (места жительства или работы обвиняемых либо их преступных связей).

63. Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию.

1. При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.

2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения

4. В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

5. Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.

6. Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

64. Обыск и выемка: общее и различия в основаниях и процессуальном порядке производства.

Обыск - следственное действие поисково-розыскного характера, заключающееся в целенаправленном принудительном обследовании помещений и участков местности, находящихся в велении обыскиваемого лица, членов его семьи или организации, и в таком же обследовании конкретного лица с целью обнаружения и изъятия орудий преступления, оружия, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также документов и других объектов, имеющих значение для дела.

Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Обыск производится на основании постановления следователя.

При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

Выемка — это также изъятие у какого-либо лица, из учреждений и организаций определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, но без их предварительного принудительного поиска, ибо известны объект, подлежащий изъятию, и место его нахождения. В случае же отказа выдать требуемый объект выемка производится принудительно (ст. 183 УПК).

Выемка отличается от обыска следующими признаками:

1) проводится лишь в случаях, когда точно известно, какие предметы (документы) подлежат изъятию;

2) производится лишь в случаях, когда точно известно конкретное местонахождение предметов (документов), подлежащих изъятию;

3) производится лишь в том случае, когда точно известно, в чьем распоряжении на момент производства выемки находятся подлежащие изъятию предметы (документы);

4) в ходе выемки не допускается производить поисковые действия.

65. Особенности производства личного обыска.

Особенности личного обыска. Личный обыск заключается в принудительном обследовании тела, одежды, обуви и предметов, носимых человеком. Такой обыск проводится по мотивированному постановлению следователя с санкции прокурора, за исключением случаев задержания подозреваемого, заключения его под стражу, а также при производстве обыска помещения или местности, если у следователя имеются основания полагать, что это лицо скрывает на себе что-то важное для дела.

Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

3. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

На заключительном этапе оформляются результаты обыска. Все обнаруженное предъявляют понятым и подробно заносят в протокол обыска с указанием индивидуальных признаков обнаруженных предметов и мест нахождения. В заключительной части протокола отмечают, что было изъято, как упаковано и опечатано.

Освидетельствование.

Для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела.

2. О производстве освидетельствования следователь выносит постановление, которое является обязательным для освидетельствуемого лица.

3. Освидетельствование производится следователем. При необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста.

4. При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом.

5. Фотографирование, видеозапись и киносъемка в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, проводятся с согласия освидетельствуемого лица.

67. Проверка показаний на месте.

Проверка показаний на месте (ППМ) — комплексное следственное действие, сочетающее в себе признаки допроса на месте происшествия и связанных с ним событий, осмотра, следственного эксперимента и предъявления для опознания. Ни одно из названных следственных действий самостоятельно не в состоянии обеспечить те цели, которые стоят перед проверкой показаний. В совокупности же (в форме проверки показаний на месте) они проявляют новое качество, не присущее всем им в отдельности.

Основанием данного следственного действия являются сведения (фактические данные), полученные в ходе допроса, о том, что допрашиваемое лицо действительно участвовало в определенных событиях или наблюдало их, но не располагает информацией, способной детально осветить эти события или указать на определенные объекты, либо если эти события нельзя полно описать без демонстрации имевших место действий и без совершения простейших поисковых операций.

Решение о производстве ППМ не требует специального оформления.

Проверка показаний на месте производится отдельно с любым из ранее допрошенных лиц.

Данное следственное действие имеет юридически значимый результат лишь в случае, когда нет сомнений в свободе поведения лица, чьи показания проверяются. Поэтому действия следователя, его диалог с допрашиваемым, занимаемое место при передвижении должны выразительно подчеркивать, что инициатива в выборе направления следования, узнавании объектов, демонстрации действий принадлежит дающему показания. Немаловажное значение имеет порядок передвижения конвоя и понятых. Соответственно должен быть выбран и ракурс видеозаписи или фотосъемки. Фотография, на которой обвиняемый запечатлен с протянутой в сторону рукой, не указывающей на какой-либо конкретный объект, как правило, не повышает достоверности полученных сведений. Фотография и видеозапись должны передавать демонстрацию действий.

Доказательственное значение имеют сведения о том, что лицо, чьи показания проверяются, действительно осведомлено о происходивших событиях, знает те частности и детали, которые невозможно предугадать. Особенно ценны сведения о тех обстоятельствах преступления, которые на момент ППМ не были известны органам расследования.

В протоколе детально отражаются демонстрация лицом, чьи показания проверяются, имевших место действий или событий, а также сообщаемые им сведения. Показания записываются от первого лица и по возможности дословно. Кроме того, описываются маршрут следования и соответствующие участки местности или объекты. В протоколе следует записать, что лицо было свободно в своих действиях. Бланк протокола ППМ предусмотрен прилож. 108 к ст. 476 УПК.

Поскольку частью следственного действия является дача показаний, свидетели и потерпевшие, достигшие шестнадцати лет, предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

В соответствии с официальным бланком протокола ППМ свидетелям и потерпевшему разъясняется также право не свидетельствовать против себя самого, близких родственников, а также супруга. В отношении обвиняемых и подозреваемых данное требование не предусмотрено, хотя, например, при допросе им такое право разъясняется. Неразъяснение положений ст. 51 Конституции подозреваемому и обвиняемому в ходе ППМ само по себе не ущемляет их интересов, поскольку, во-первых, данное право им разъяснено при допросе, во-вторых, оно предопределено отсутствием обязанности давать показания. Вместе с тем представляется целесообразным скорректировать бланк протокола и разъяснять конституционное право всем участникам следственного действия.

Участие понятых по общему правилу обязательно. Специфика следственного действия практически исключает случаи, когда оно может проводиться без приглашения понятых.

68. Экспертиза, понятие, виды.

70. Обязательное проведение экспертизы.

Статья 196. Обязательное назначение судебной экспертизы. Назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить: 1) причины смерти;
2) характер и степень вреда, причиненного здоровью;
3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.
1. Комментируемая статья содержит перечень оснований для обязательного назначения и производства судебных экспертиз. Такая необходимость связана с тем, что обстоятельства, в ней указанные, в принципе не могут быть установлены без применения соответствующих специальных познаний в форме экспертизы. Это, конечно же, не означает права субъекта доказывания (далее, как и ранее, - следователя) отказаться от назначения иных экспертиз лишь по причине того, что их назначение и производство в соответствии с данной статьей УПК не признается обязательным. Без производства соответствующих экспертиз невозможно решить значительную часть идентификационных проблем, установить, например, относимость вещества к наркотическим, сильнодействующим или ядовитым и т.п. 2. Изложенные в данной статье основания для обязательного назначения и производства экспертизы касаются в целом двух видов экспертиз: судебно-медицинской и судебно-психиатрической. В то же время решение вопроса о возрасте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы о том либо отсутствуют, либо вызывают сомнение, а также о психическом или физическом состоянии потерпевшего или свидетеля, если таковое принципиально значимо для оценки показаний этих лиц, требует привлечения специалистов как в судебной медицине, так и в судебной психиатрии, а зачастую и в судебной психологии. Поэтому данные вопросы могут быть решены назначением и производством комплексной судебной экспертизы (см. комментарий к ст. 201 УПК). 3. Назначение судебно-медицинской экспертизы для определения причин смерти входит в число первоначальных следственных действий по делам об убийствах. Своевременную доставку трупа в морг судебно-экспертного или лечебно-профилактического учреждения для производства экспертизы по общему правилу обеспечивает лицо, назначившее судебно-медицинскую экспертизу. Одновременно с трупом препровождается постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы, в котором излагаются обстоятельства наступления смерти или обнаружения трупа, формулируются вопросы к эксперту, перечисляются документы и ценности, доставляемые с трупом. В случае проведения первоначального осмотра места происшествия к постановлению о назначении судебно-медицинской экспертизы также необходимо приложить копию протокола осмотра. Если постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы не может быть оформлено при направлении трупа в морг, труп препровождают с письменным поручением, в котором отмечают, что постановление будет доставлено к началу производства экспертизы. После получения постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы руководитель судебно-медицинского экспертного учреждения поручает производство экспертизы конкретному специалисту или специалистам, разъясняет экспертам их права, обязанности и ответственность, предусмотренную законодательством. 4. Поскольку комментируемый УПК не разрешил так положительно назначение и проведение даже судебно-медицинской экспертизы трупа до возбуждения уголовного дела (большинство ученых обоснованно видят в том насущную потребность для следственной практики), то при необходимости на этой стадии определения причины смерти лица, чей труп обнаружен, и установления (либо исключения) криминального ее характера по направлению следователя производится патолого-анатомическое исследование трупа. Его результаты затем будут использованы при назначении судебно-медицинской экспертизы в отношении погибшего по возбужденному уголовному делу. 5. Судебно-медицинскую экспертизу характера и степени вреда, причиненного здоровью, производит судебно-медицинский эксперт путем медицинского обследования потерпевших и при необходимости исследования соответствующих медицинских документов.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: