Выделите органы законодательной исполнительной и судебной власти в 1 и 2 фрагментах учитывайте что

Обновлено: 20.05.2024

Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность данных форм и составляет механизм государственной власти. Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти, тот особый слой людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими, осуществляющими профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.………………………………………..…….6
Понятие и значение механизма государства……………………….…………………………………….6
Структура механизма государства и принципы его деятельности……………………………………………………………8

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ ВИДЫ…………………………………11
Общая характеристика государственных органов…………………………………………………………………11
Общая характеристика концепции разделения властей…………………………………………………………………13
Органы законодательной власти……………………………………..17
Органы исполнительной власти……………………………………. 20
Органы судебной власти……………………………………………. 24

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь [1, c.118].

Таким образом, анализ наиболее общих характерных свойств механизма государства свидетельствует о том, что с его помощью практически осуществляется государственная власть и выполняются задачи и функции государства.

    1. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Единый и целостный механизм государства как система государственных органов, учреждений и организаций, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, в различные эпохи развития цивилизованного общества имел свои особенности и неодинаковую структуру. Это объясняется социально-экономическими и политическими причинами; национальным составом населения и территориальными размерами государства; геополитическим положением и климатическими условиями, а также целым рядом других факторов.

    История свидетельствует, что на ранних стадиях государственно-организованного общества державный механизм был слабо развит, а его органы структурно не были дифференцированы по составу и компетенции. Недостаточное развитие государственного механизма в традиционных государствах было связано с тем, что в них вся полнота власти находилась, как правило, у монарха именно этот государственный орган являлся основным. От монарха зависело окончательное решение практически любого вопроса, в том числе входящего в компетенцию иных государственных органов. От него же зависело создание или упразднение того или другого государственного органа. Можно констатировать, что вплоть до начального этапа развития буржуазного государства основу его механизма составляли силовые ведомства, а также ведомства финансов и иностранных дел[1, c.119].

    Механизм современного государства весьма сложен, он имеет множество органов и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсистемы:

    а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и другие);

    б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и другие);

    в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и другие); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счёт государственного бюджета);

    Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают своё влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и прочие), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами) факторы.

    Государственная жизнь должна строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма государства. До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический цент пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость; учёт и контроль; партийное руководство, деятельностью всех звеньев государственного аппарата [4, с. 176-177].

    В основе организации и деятельности механизма государства, в первую очередь государственных органов, лежат следующие принципы:

    • принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
    • принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
    • принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;
    • принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;
    • принцип высокого профессионализма и компетентности государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям;
    • принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в том, что решения государственных органов могут приниматься как совместно, всеми членами органов, в результате голосования, так и единолично главой органов. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и свои недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов (а голосованию предшествует, как правило, обсуждение вопроса, выяснение различных точек зрения, уточнение спорных моментов, выработка коллективного мнения и т.п.) позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.

    Чтобы эффективно действовал механизм государства, следует также учитывать принцип планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемерного учета и обеспечения прав человека [1, c.121-122].

    Поэтому построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе вышеизложенных принципов окажет заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, будет способствовать углублению демократии и организованности в стране, улучшению благополучия населения.

    1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ ВИДЫ
      1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

      Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

      Орган государства — это структурно-обособленное звено механизма (аппарата) государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями [1, c.122].

      В данном определении следует подчеркнуть некоторые основные признаки государственного органа.

      1. Несмотря на то, что государственный орган является частью механизма государства, связан с другими элементами механизма государства, он обладает определенной самостоятельностью. Это позволяет ему оперативно решать в пределах своей компетенции, стоящие перед ним вопросы, задачи.
      2. Для государственных органов характерен государственно- распорядительный порядок образования. Это означает, что государственные органы образуются, реорганизуются, ликвидируются не путем добровольного волеизъявления учредителей, а по воле государства на основании решения вышестоящего государственного органа.
      3. Государственный орган имеет внутреннюю структуру. Структурные подразделения – это обособленная часть государственного органа, отдел, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функции государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, это значит, что оно не может от своего имени вступать в правоотношения с какими-то третьими лицами. С какими-то иными организациями.
      4. Государственные органы обладают собственной компетенцией. Совокупности прав в отношении определенного предмета ведения. Предмет ведения – это круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия. Властные полномочия выражаются в возможности издавать юридические акты. Властными полномочиями обладают только государственные органы в отличие от государственных учреждений.
      5. Государственные органы состоят из государственных служащих: гражданин, занимающий должность в государственном органе на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение осуществляет задачи и функции этого органа. Государственные служащие обладают особым правовым статусом. Общие положения, характеризующие правовой статус государственного служащего, закреплены в законодательстве о государственной службе. Там содержатся общие требования к государственным служащим. Особенностью правового статуса государственных служащих является ограничение, связанное с государственной службой. Как правило, государственным служащим запрещается работать по совместительству, заниматься предпринимательской деятельностью, принимать участие в забастовках, использовать в личных не служебных целях служебную информацию или государственное имущество. Особенности правового статуса государственного служащего являются специальные гарантии, к которым можно отнести повышенное пенсионное обеспечение, льготно-медицинское обслуживание, возможность переподготовки, повышения квалификации за счет бюджетных средств и так далее.
      6. Государственные органы для осуществления своей деятельности наделяются специальной материально-технической базой. Финансирование государственных органов осуществляется за счёт средств государственного бюджета.
      7. Государственные органы имеют территориальный характер действия [5].

      Органы государства классифицируются по различным основаниям. Так по характеру формирования различаются первичные и производные органы государства. Первичные — никакими другими органами не создаются, они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы). Производные — создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно- распорядительные органы, органы прокуратуры и другие).

      В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд); центральные (отраслевые министерства, ведомства); местные (советы, муниципалитеты, исполкомы).

      По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (парламент, Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы) и единоначальные (министерства, правления, отделы) органы государства.

      По характеру компетенции различают государственные органы общей (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы) и специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).

      В соответствии с принципом разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы [6, c.79-81].

      Теоретиками государства и права органы государства классифицируются и по другим критериям. Например, по форме реализации государственной деятельности они подразделяются на представительные, исполнительно- распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы; по срокам полномочий — на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей); по структуре или способу организации — на простые (не имеют внутренних подразделений, примером чего может служить нотариат) и сложные (обладают соответствующей структурной организацией, такие как Главное управление государственной охраны при Президенте Республики Беларусь, министерства, ведомства и др.); по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные [14, c.121].

      Таким образом, в государственно- организованном обществе для поддержания нормальной его жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных органов и учреждений, которые различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности. Все государственные органы и учреждения, выполняя определенные задачи, связаны между собой, все органы действуют согласованно, в единой системе.

        1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

        В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Зародилась она еще в трудах античных и средневековых ученых (Аристотель, Полибий, Марсилий Падуанский и др.). Как самостоятельное учение идея разделения властей в демократическом государстве была связана с революциями XVII – XVIII вв. и сформулирована в середине XVIII в. Дж. Локком (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция). Этот принцип рассматривался ими как средство борьбы с концентрацией власти в одних руках и злоупотреблением ей. В дальнейшем этот принцип был закреплён в первых конституциях – США (1787) и Франции (1789) – как важнейший элемент равновесия трёх ветвей власти в государстве и сейчас является важнейшим принципом в механизме власти современного государства [4].

        Основные положения теории разделения властей следующие:

        • разделение властей закрепляется конституцией;
        • согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
        • все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
        • никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
        • судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции [5, c.134].

        Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.

        Конституционные нормы в любом государстве содержат основные принципы государственного управления: разделение властей, правовой статус органов исполнительной, судебной, законодательной власти, порядок их образования, взаимодействия, компетенцию, формы деятельности, виды органов государственной власти. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании деятельности и взаимодействии властей [15].

        Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё в работах (фр. séparation des pouvoirs , лат. trias politica ).

        Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти. [источник не указан 681 день]

        Содержание

        История

        Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние римские правительства были три основные силы, консулов, сената и сборки. Таким образом, каждая часть которой отдельные тела.

        Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

        Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. [источник не указан 681 день] Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. [источник не указан 681 день]

        В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

        Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

        Содержание и значение принципа разделения властей

        Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

        Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

        Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

        Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

        Германия

        Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

        • Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земельГамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.
        • Федеральный президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель, сроком на пять лет. Избрание вновь на следующих выборах допускается только один раз. Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Исполнительные функции президента. Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников и офицеров. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.
        • Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе сфедеральным канцлером, который избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Канцлер может ходатайствовать о доверии. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Если избран новый канцлер, право роспуска утрачивается. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
        • Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

        Индия

        Российская Федерация

        Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве



        Статья 10 Конституции Российской Федерации [5] закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

        Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

        Согласно статье 11 Конституции РФ [5] государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

        Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

        Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

        Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

        Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

        В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики. [6] .

        Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

        Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

        Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

        Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

        Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

        В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."

        По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

        Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

        Кроме президента, в конституции указаны и другие органы исполнительной власти, функции которых не перечислены среди функций правительства:

          — обеспечивает деятельность Президента РФ; — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа; - генеральный прокурор назначается Советом Федерации — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов; - председатель Центрального банка назначается Государственной Думой — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля; — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий; — половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина - Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета; — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
        • другие федеральные органы.

        Разделение властей в субъектах Российской Федерации

        Принцип разделения властей – это основополагающий принцип организации публичной власти, предусматривающий ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, с целью обеспечения системы сдержек и противовесов, а также контроля действий субъектов власти.

        Сущность принципа разделения властей в системе государственного и муниципального управления

        Принцип разделения властей подразумевает осуществление законодательной деятельности в форме принятия законов и иных нормативно-правовых актов, реализуемую представительными органами власти; исполнение законов, осуществление исполнительно-распорядительной деятельности органами государственного и муниципального управления исполнительного характера; осуществление судебной власти возлагается на независимые судебные органы.

        Все ветви власти обладают самостоятельностью и относительной независимостью друг от друга. Относительность независимости проявляется в наличие взаимосвязи и взаимодействия между ветвями власти.

        Конкретным воплощением разделения властей является разграничение компетенции между органами, представляющими ту или иную ветвь власти, наличии взаимного контроля.

        Сущность и роль законодательной власти в государственном и муниципальном управлении

        Задача законодательной власти состоит формирование нормативно-правовой базы по всем направлениям жизнедеятельности общества, государственного и муниципального управления.

        Готовые работы на аналогичную тему

        В Российской Федерации законодательная ветвь власти представлена на уровне государства двухпалатным Федеральным Собранием. Верхней палатой Федерального Собрания является Совет Федерации, нижней палатой – Государственная Дума. На уровне субъектов Российской Федерации законодательная власть представлена государственными собраниями, законодательными собраниями, областными думами, парламентами и так далее. Наименование данного органа закрепляется конституцией или уставом региона. На уровне муниципалитетов представительные органы власти могут именоваться городскими думами, городскими собраниями, городскими парламентами и так далее, в зависимости от содержания устава муниципального образования.

        Формирование органов исполнительной власти как на государственном, как на муниципальном уровне обеспечивает принцип выборности, реализуемый в форме всеобщего избирательного права. Единственным исключением является Совет Федерации, формирование которого осуществляется иным способом.

        Полномочия законодательной ветви власти заключаются в праве принятия законов, бюджетов, осуществления парламентского контроля за действиями органов исполнительной власти.

        Особое место в системе законодательной власти российской Конституцией отводится Федеральному Собранию.

        Федеральное Собрание – это парламент Российской Федерации, включающий в свой состав две палаты. Федеральное Собрание является представительным органом власти, функционирующим на постоянной основе. По отношению к данному органу применяется особый порядок избрания и формирования.

        Верхняя палата парламента включает по два представителя от всех субъектов Российской Федерации, один из которых является представителем законодательного органа власти, второй – исполнительных органов власти.

        Государственная Дума включает в свой состав 450 депутатов, избрание которых осуществляется на пятилетний срок.

        В ведении Федерального Собрания находится решение таких вопросов как принятие законодательства, утверждение федерального бюджета, установление федеральных налогов и сборов, одобрение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, решение вопросов доверия или недоверия российскому Правительству, назначение руководителя Центрального Банка, Счетной Палаты, ее аудиторов и так далее.

        Сущность и роль исполнительной власти в государственном муниципальном управлении

        Исполнительная ветвь власти призвана осуществлять практическое государственное и муниципальное управление.

        На уровне государства субъектами исполнительной власти являются российское Правительство, федеральные органы исполнительной власти в лице министерств, федеральных служб, комитетов и так далее. На уровне регионов субъектами исполнительной власти выступают главы регионов, их правительства, министерства, администрации, департаменты и так далее. На уровне муниципальной власти исполнительная власть представлена муниципальной администрацией.

        Формирование исполнительных органов власти осуществляется посредством назначения.

        Исполнительные органы власти наделены правом организации исполнения законодательства, осуществления управления различными отраслями и сферами государственного и муниципального хозяйства, реализации контрольных полномочий в отношении других ветвей власти.

        Сущность и роль судебной власти в государственном и муниципальном управлении

        Судебная власть представлена различными видами судов на всех уровнях государственного и муниципального управления. Важнейшую роль в судебной системе играют Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суды Российской Федерации, а также федеральные суды.

        Основу формирования заставило судебных органов составляет конкурс.

        Судьи высших судов назначаются Советом Федерации на основании представления российского Президента, назначение мировых судей или их избрание осуществляется представительными органами власти регионов или населением судебного участка.

        Судебные органы наделены правом осуществления гражданского, уголовного, административного, конституционного судопроизводства.


        Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

        О чем эта статья:

        Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
        Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
        (в правом нижнем углу экрана).

        Характеристики органов государственной власти

        В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

        Разновидности органов государственной власти РФ:

        • единоличные — такие, как президент;
        • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
        • единоначальные — министерства;
        • высшие — президент, Государственная Дума;
        • центральные — различные ведомства;
        • территориальные — органы местной или региональной власти.

        К федеральным органам власти относятся:

        • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
        • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
        • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

        Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

        Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

        Президент

        Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

        По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

        Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

        Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
        Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
        Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
        Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
        Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
        Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
        Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
        Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
        Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

        Основные функции Президента РФ:

        Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

        Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

        Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

        Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

        Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

        • гражданство РФ;
        • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
        • возраст не младше 35 лет;
        • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

        Законодательная власть

        Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

        Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

        Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

        Полномочия Совета Федерации:

        • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
        • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
        • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
        • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
        • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
        • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
        • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
        • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
        • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
        • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
        • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

        Полномочия Государственной Думы:

        • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
        • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
        • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
        • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
        • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
        • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
        • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
        • Объявление амнистии.
        • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

        Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

        Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

        Федеральное собрание РФ

        Исполнительная власть

        Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

        Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

        Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

        Полномочия Правительства РФ:

        Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

        Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

        Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

        Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

        Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

        Осуществляет управление федеральной собственностью.

        Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

        Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

        Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

        Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

        Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

        Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

        Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

        Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

        Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

        Структура органов исполнительной власти

        Судебная власть

        Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

        Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

        Элементы судебной системы РФ:

        • Конституционный суд РФ;
        • Верховный суд РФ;
        • федеральные суды общей юрисдикции;
        • арбитражные суды;
        • мировые судьи субъектов РФ.

        Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

        Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

        Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

        Полномочия Конституционного Суда РФ:

        Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

        • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
        • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
        • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
        • не вступивших в силу международных договоров РФ.

        Разрешает споры о компетенции:

        • между федеральными органами государственной власти;
        • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
        • между высшими государственными органами субъектов РФ.

        По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

        Дает толкование Конституции РФ.

        Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

        Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

        Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

        Читайте также: