Вправе ли лица без гражданства обратиться в суд рк с иском

Обновлено: 16.05.2024

Досудебный порядок урегулирования спора.

В соответствии с ч. 6 статьи 8 ГПК, если законом установлен или договором предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора для определенной категории дел, обращение в суд может быть после соблюдения этого порядка.

В силу требований статьи 148 ч.1 п.6 ГПК в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором.

Таким образом, новым ГПК усилена роль условной подведомственности споров суду, согласно которой обращению в суд должна предшествовать процедура его досудебного урегулирования.

Досудебный порядок урегулирования спора – это процедура урегулирования спорных вопросов между сторонами до обращения в судебные органы.

Действующим законодательством предусмотрено два вида досудебного порядка урегулирования спора:

Необходимость соблюдения претензионного порядка возникает в двух случаях, во-первых, когда это предусмотрено законом, во-вторых, когда это предусмотрено договором.

В качестве примера необходимости направления претензии на законодательном уровне можно привести статью 706 ГК РК, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии.

В данном уведомлении необходимо сослаться на пункт договора (норму закона), позволяющие сторонам при наступлении определенных обстоятельств в одностороннем порядке отказаться от его дальнейшего исполнения, и факты, свидетельствующие о наличии таких обстоятельств.

Законодатель не предъявляет к данному виду документов (уведомление, предложение и т.д.) особых требований к их форме и содержанию. Выбор способа изложения текста – за автором обращения.

Досудебный порядок урегулирования спора предусматривается не только нормами ГК, но и другими нормативно-правовыми актами.

В силу требований статьи 159 ТК РК индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.

Согласно статье 160 ТК РК для обращения в согласительную комиссию или в суд по рассмотрению ИТС установлены следующие сроки:

1). по спорам о восстановлении на работе – один месяц со дня вручения копии акта работодателя о прекращении трудового договора в согласительную комиссию, в а для обращения в суд – два месяца со дня вручения копии решения согласительной комиссии при обращении по неурегулированным спорам либо при неисполнении ее решения стороной договора:

2). по другим спорам – один год с того дня, когда работник или работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Из вышеприведенных примеров следует однозначное указание закона о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования споров.

Несколько сложнее обстоят дела с подготовкой претензии.

Данный вид документа теоретически предполагает изложение строго определенной информации, особый порядок ее направления, сроки предоставления ответа на претензию и т.д.

Вместе с тем, на законодательном уровне указанный вопрос не решен.

Практикующим юристам рекомендуется использовать опыт, выработанный практикой и применять аналогию закона и права.

1.Форма документа – письменная.

Претензия должна быть составлена так, чтобы при ее игнорировании другой стороной, это игнорирование могло однозначно толковаться, как отказ в её удовлетворении.

– сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

– обстоятельства, на которых основываются требования;

– доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

– ссылка на нормативно-правовые акты;

Документ должен быть отправлен с помощью средств связи, обеспечивающих подтверждение факта его направления адресату и факта его получения адресатом.

Если в претензии не указан срок предоставления ответа, то ответ должен быть представлен не позднее 30 дней со дня получения претензии.

По аналогичной схеме рекомендуется готовить ответ на полученную претензию:

– указание необходимых реквизитов (признанная сумма либо мотивы отказа, обоснование отказа и т.д.).

Если претензия признана частично, то иск может быть заявлен только в части непризнанной суммы.

Полагаем уместным напомнить в данном разделе Пособия способы защиты гражданских прав в судебном порядке в ситуации неполучения желаемых результатов в ходе досудебного порядка урегулирования спора (статья 9 ГК):

-восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

– признание сделки недействительной;

– признание недействительным акта (актов) государственных органов;

– присуждение к исполнению обязанности в натуре;

– компенсация морального вреда;

– прекращение или изменение правоотношений;

– иные способы, предусмотренные законом.

Все возможности кредитора, пострадавшего от нарушения договорных обязательств, а также негативные последствия, наступающие для должника при нарушении им этих обязательств, следуют из вышеперечисленных способов защиты прав.

Обращаем внимание коллег на новый способ защиты нарушенных прав, предусмотренный новым гражданским процессуальным законодательством (статья 145 ГПК) в ситуации неисполнения соглашений, заключенных в порядке досудебного урегулирования спора.

Предъявление исков об исполнении соглашений в порядке упрощенного (письменного) производства возможно при заключении соглашений:

  1. В порядке медиации;
  2. Нотариальном порядке;
  3. С участием адвоката по договору поручения сторон;
  4. В порядке партисипатийной процедуры с участием адвокатов и сторон;
  5. По спорам, связанным:

* с предпринимательской, инвестиционной деятельностью;

* по страховым спорам и спорам, вытекающим из договоров банковского займа;

* по спорам в сфере защиты прав потребителей,:

* по спорам в сфере защиты прав интеллектуальной собственности;

* в сфере брачно-семейных отношений;

* по спорам о публикации опровержений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, либо ответа в средствах массовой информации;

* иных соглашений, заключенных в порядке досудебного урегулирования споров в случаях, установленных законом или предусмотренных договором.

"Я дома!" - прозвенел из коридора радостный голос мужа.

"Жена, ты где?" - не унимался он. И пошёл на свет ванной.

С бокалом терпкого красного вина я грустно восседала в пене.

Ванну принимаю редко. Вино пью ещё реже (аллергия на сахар). А чтобы и ванна, и вино…

"Что случилось?" - занервничал муж.

"Знаешь, я понимаю, когда по делам "Мемориала" постоянно проигрываю. Кто будет расследовать пропажу человека от лап ФСБ? Никто. Или когда человека расстреляли при обыске? Тоже никто. Это грустно, но это понятно. Но я не понимаю, почему даже по простым делам я упираюсь в стенку.

Вот, например, мой голландец. Он что многого хочет? Он хочет видеться с дочерью. Он, дочь и мать дочери живут здесь три года. Они работают в России. Дочь ходит в наш детский сад. Но суд нам прекращает дело. Говорит, что нет юрисдикции".

"А где им судиться?" - спросил муж, который от переживания уже опустошил мой бокал.

"Суд не говорит. В Польше? Так голландец там никогда не жил. В Голландии? Так полька там уже три года не живёт".

1. Понятийная путаница

Все остальные иностранцы имеют "место пребывания", даже если они постоянно живут здесь.

Не убедили ни Басманный суд, ни Мосгорсуд аргументы, что дочь только родилась за рубежом и была пару раз там с родителями. А так обычно она здесь проживает. И что в силу (неожиданно откопанной мной в интернете) Гаагской конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей, именно российский суд уполномочен рассматривать спор.

Этот понятийный бред вызывал во мне тоску. И хоть за пределами "Мемориала" я из принципа не работаю бесплатно, сдержать себя не смогла:

"Готова бесплатно написать вам две кассации. Судебная система должна разрешать конфликты, а не придумывать способы их обойти. Я верю, что мы сможем заставить её работать - в России или в ЕСПЧ. Deal?".

2. Повестка из Верховного

Первая кассация прошла мимо. С Мосгорсудом мне как-то редко везёт.

Полгода прошло незаметно.

Во второй половине февраля 2019 готовилась к заседанию в Верховном суде Дагестана. Мы там уже четыре года взыскиваем компенсацию за пропавшие во время спецоперации вещи. Пострадало 1000 человек.

Как вдруг на почте обнаружила письмо от клиента:

"Я забыл Вам сказать, тут Верховный суд повестку прислал. 26 февраля. Пойдете? Или я сам?"

Взвившись от счастья со стула, я тут же оторопела: “Чорд! Но 26-го у меня Дагестан! И билеты куплены”.

Решила ходатайствовать об отложении.

3. "Мне не весело"

Ходатайство подали. В канцелярии сказали ждать судебного заседания. Улетела в Дагестан, как потом выяснилось, выигрывать иск о бездействии властей. А мой иностранец пошел один в Верховный суд РФ.

"Суд не удовлетворил ходатайство. Мы рассматриваемся", - написал доверитель.

Я покрылась холодным потом. Нерадостное начало.

И вдруг через полчаса:

"Мы выиграли! Здорово, конечно, но мне невесело".

Я понимала его. Решение Басманного суда о прекращении производства отменили. Дело направили на новое рассмотрение. Но нам это не поможет. Мама с дочкой уехали из России. Отчасти из-за того, что оперативно разрешить конфликтную ситуацию по алиментам между родителями наша судебная система оказалась не в состоянии. А суды Польши не принимали иск, разумно полагая, что мама с дочкой фактически проживают в России.

4. Половинчатое решение

В итоге мы отвоевали право иностранцев заявлять иски по определению порядка общения с ребенком в России. Основной аргумент Верховного суда – Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Вот вам приоритет международного права в действии.

Верховный суд заключил:

Я очень надеялась, что ВС положит конец практике определения места проживания иностранца, исходя из наличия РВП или вида на жительство. Тем более, что характер вопросов судей во время судебного заседания в ВС подливал масла в огонь надежды.

Но в определении указано с точностью наоборот:

Законодательство Республики Казахстан о правовом положении иностранных граждан основывается на Конституции Республики Казахстан и определяет в соответствии с ней основные права и обязанности иностранных граждан, порядок их въезда в Республику Казахстан, пребывание и передвижение по ее территории и выезда из Республики Казахстан.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан состоит из настоящего Указа и иных актов законодательства Республики Казахстан.

Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан может определяться также международными договорами Республики Казахстан.

Если международным договором Республики Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержаться в настоящем Указе, применяются правила международного договора.

Статья 2. Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Казахстан

Иностранными гражданами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Статья 3. Принципы правового положения иностранных граждан в Республике Казахстан

Иностранные граждане в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами Республики Казахстан.

Иностранные граждане в Республики Казахстан равны перед законом, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий.

Использование иностранными гражданами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Республики Казахстан, правам и законным интересам ее граждан и других лиц и неотделимо от исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Республики Казахстан.

Статья 4. Постоянно проживающие и временно пребывающие в Республике Казахстан иностранные граждане

Постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранные граждане, получившие на то разрешение и постоянный вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся в Республике Казахстан на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Республике Казахстан. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из Республики Казахстан по истечении определенного им срока пребывания.

Статья 5. Предоставление убежища

Республика Казахстан предоставляет право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые стали жертвами нарушений прав человека.

Вопрос о предоставлении политического убежища решается Президентом Республики Казахстан.

Раздел II. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан в Республике Казахстан

Статья 6. Трудовая деятельность и отдых

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Казахстан на основании и в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Казахстан.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан назначение на эти должности или занятие таким видом деятельности связаны с принадлежностью к гражданству Республики Казахстан.

Иностранные граждане в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Иностранные граждане, находящиеся в Республике Казахстан, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами Республики Казахстан.

Статья 7. Охрана здоровья

Иностранные граждане, находящиеся на территории Республики Казахстан, в сфере охраны здоровья имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Временно пребывающим в Республике Казахстан иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом органом здравоохранения Республики Казахстан.

Статья 8. Социальное и пенсионное обеспечение

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

В тех случаях, когда для назначения пенсий и пенсионных выплат и пособий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам может засчитываться стаж их работы за границей на основаниях и в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Казахстан.

Статья 9. Право на жилище, иные имущественные и личные неимущественные права

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в жилищных отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Иностранные граждане могут иметь в Республике Казахстан на праве собственности жилище (за исключением временно пребывающих иностранных граждан) и иное имущество, иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, пользуются своими имущественными и личными неимущественными правами наравне с гражданами Республики Казахстан.

Временно пребывающие в Республике Казахстан иностранные граждане имеют право пользования имущественными и личными неимущественными правами на основаниях и в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Казахстан.

Статья 10. Получение образования

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право на получение образования наравне с гражданами Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Республики Казахстан, могут получить в Республике Казахстан образование в порядке, предусмотренном международными договорами Республики Казахстан, а также по контрактам и договорам, заключенным с учебными заведениями.

Иностранные граждане, принятые в учебные заведения, имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Пользование достижениями культуры

Иностранные граждане в Республике Казахстан имеют право на пользование достижениями культуры наравне с гражданами Республики Казахстан. Они обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям.

Статья 12. Участие в общественных объединениях

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право вступать в общественные объединения, кроме политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, и если это не противоречит уставам (положениям) этих объединений.

Статья 13. Свобода совести

Иностранным гражданам, находящимся в Республике Казахстан, гарантируется свобода совести наравне с гражданами Республики Казахстан.

Запрещается возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями.

Статья 14. Брачные и семейные отношения

Иностранные граждане в Республике Казахстан могут заключать и расторгать браки с гражданами Республики Казахстан и другими лицами, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Казахстан в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Казахстан.

Статья 15. Неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности

Иностранным гражданам в Республике Казахстан гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности.

Статья 16. Передвижение по территории Республики Казахстан и выбор места жительства

Иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории Республики Казахстан, открытой для посещения иностранным гражданам, и избирать место жительства в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Казахстан. Ограничения в передвижении и выборе места жительства устанавливаются актами уполномоченных на то государственных органов Республики Казахстан, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц.

Статья 17. Налоги и сборы

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в Республике Казахстан на общих основаниях с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательством и международными договорами Республики Казахстан.

Статья 18. Защита прав иностранных граждан

Иностранные граждане в Республике Казахстан имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав.

Иностранные граждане пользуются в суде процессуальными правами наравне с гражданами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан.

Статья 19. Ограничения в избирательном праве

Иностранные граждане в Республике Казахстан не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах.

Статья 20. Отношение к воинской обязанности

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан.

Раздел III. Въезд в Республику Казахстан и выезд из Республики Казахстан иностранных граждан

Статья 21. Установление правил въезда в Республику Казахстан, выезда из Республики Казахстан, транзитного проезда через территорию Республики Казахстан

Правила въезда в Республику Казахстан иностранных граждан, их выезда из Республики Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан устанавливаются настоящим Указом и иными актами законодательства Республики Казахстан.

Статья 22. Въезд в Республику Казахстан

Иностранные граждане могут въезжать в Республику Казахстан по действительным заграничным паспортам или заменяющим их документам при наличии въездных виз Республики Казахстан, если иной порядок не установлен соглашением Республики Казахстан с соответствующей стороной.

Въезд в Республику Казахстан иностранному гражданину может быть не разрешен:

а) в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка или здоровья населения;

б) если он выступает против суверенитета Республики Казахстан, призывает к нарушению единства и целостности ее территории;

в) если он разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду;

г) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;

д) если он осужден за террористическую деятельность либо признан судом особо опасным рецидивистом;

е) если он ранее выдворялся из Республики Казахстан;

ж) если во время предыдущего пребывания в Республике Казахстан были установлены факты нарушения им законодательства о правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан, таможенного, валютного или иного законодательства республики;

з) если при возбуждении ходатайства о въезде он сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы.

Визы на въезд или соответствующие им другие документы выдаются дипломатическими и консульскими представительствами Республики Казахстан или, в отдельных случаях, специально уполномоченными на то представителями Республики Казахстан.

Основанием для выдачи виз являются приглашения принимающих сторон и разрешения уполномоченных на то органов Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.

Статья 23. Выезд из Республики Казахстан

Иностранные граждане выезжают из Республики Казахстан по действительным заграничным паспортам или заменяющим их документам при наличии выездных виз, выданными уполномоченными на то государственными органами Республики Казахстан, если иной порядок не установлен соглашением с соответствующей страной.

Выезд из Республики Казахстан иностранному гражданину не разрешается:

а) если имеются основания для привлечения его к уголовной ответственности - до окончания производства по делу;

б) если он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;

в) если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств;

г) по иным основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан.

Выезд из Республики Казахстан иностранного гражданина может быть отсрочен до исполнения им имущественных обязательств, с которыми связаны существенные интересы граждан Республики Казахстан, других физических и юридических лиц.

Статья 24. Транзитный проезд

Иностранные граждане, проезжающие через территорию Республики Казахстан транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из Республики Казахстан по установленному маршруту и могут иметь остановки на территории Республики Казахстан только в пунктах, указанных в казахстанских транзитных визах, при наличии разрешения, выданного уполномоченными на то государственными органами Республики Казахстан.

Раздел IV. Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Выдворение

Статья 25. Основания ответственности за правонарушения

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Республики Казахстан, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Казахстан, за исключением случаев, установленных международными договорами Республики Казахстан.

Статья 26. Ответственность за нарушение правил пребывания в Республике Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан

Иностранные граждане, нарушившие правила пребывания в Республике Казахстан, то есть проживающие без документов на право жительства или проживающие по недействительным документам, не соблюдающие установленный порядок регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклоняющиеся от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также не соблюдающие правила транзитного проезда через территорию Республики Казахстан, подлежат административной ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Республике Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

Статья 27. Сокращение срока пребывания в Республике Казахстан

Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан, может быть сокращен установленный ему срок пребывания в Республике Казахстан. Срок пребывания иностранного гражданина в Республике Казахстан может быть сокращен также в случаях, когда отпали основания для его дальнейшего пребывания.

Статья 28. Выдворение за пределы Республики Казахстан

Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы Республики Казахстан:

а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;

в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан, таможенное, валютное или иное законодательство Республики Казахстан.

Решение о выдворении принимается уполномоченными на то государственными органами Республики Казахстан. Иностранный гражданин обязан покинуть Республику Казахстан в срок, указанный в этом решении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат, с санкции прокурора, задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения.

Статья 29. Действие настоящего Указа в отношении лиц без гражданства

Положения настоящего Указа распространяются на лиц без гражданства, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 30. Ограничения сферы действия настоящего Указа

Положения настоящего Указа не затрагивают установленные законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан привилегии и иммунитеты глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств.

Рассмотрение дела в суде — это четко регламентированная законом процедура, поэтому практически все судебные заседания проходят по схожему сценарию. Однако, если вы оказываетесь в суде впервые, многое из того, что происходит в зале судебных заседаний, может вызвать удивление или непонимание. Из нашего материала вы узнаете, как проходит суд и из каких этапов состоит рассмотрение дела.

При этом, если вы не имеете юридического образования и опыта участия в судебных разбирательствах, мы рекомендуем обязательно обращаться за помощью к юристу. Рассмотрение дела в суде — очень ответственный процесс. Поэтому любая — даже на первый взгляд, незначительная — ошибка может привести к крайне негативным последствиям (особенно в делах, которые касаются имущества).

Из чего состоят судебные разбирательства?

В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.

Разбирательство дела происходит в устной форме, причем обязательной составляющей работы суда является непосредственное исследование доказательств. Именно для этого заслушивают показания свидетелей, заключения экспертов и объяснения третьих лиц. Также в процессе разбирательств могут проводить осмотр вещественных доказательств, просматривать видеозаписи и изучать различные письменные доказательства.

Судебные разбирательства принято делить на следующие части:

  • подготовительную;
  • рассмотрение по существу;
  • прения;
  • постановление решения и его оглашение.

Нужно обратить внимание, что очень редко все эти этапы выполняются в одном заседании суда. Как правило, рассмотрение обычного дела занимает до 3–4 заседаний. Если же возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства или дело является очень сложным, разбирательства могут растянуться на довольно длительное время.

Что представляет собой подготовительная часть заседания?

Подготовительная часть необходима для того, чтобы суд мог выяснить, существует ли возможность рассматривать дело в данном заседании. С этой целью выясняют, является ли приемлемым состав суда, возможно ли разбирать дело с учетом тех лиц, которые пришли на заседания, и допустимо ли начинать рассмотрение при имеющихся доказательствах. Начало этого этапа — открытие заседания.

После того как заседание открыто, секретарь должен сообщить о том, кто из вызванных лиц явился в суд. Кроме того, устанавливают личности присутствующих, а также происходит разъяснение прав и обязанностей. Также в этой части решают, какие последствия будет иметь неявка кого-либо из лиц, которые были вызваны на заседание. Если сторона не пришла в суд по уважительной причине, заседание может быть отложено. Если же причины неуважительные, суд проходит без отсутствующих лиц.

Как происходит рассмотрение дела по существу?

После того как все организационные вопросы решены, судья приступает к докладу о существе требований, обстоятельствах и имеющихся возражениях. Далее обязательно выясняют, поддерживает ли истец (т.е. тот, кто подал иск) свои требования и признает ли их ответчик по делу. Также на этом этапе судья должен уточнить, не возникло ли у сторон желание закончить дело мировым соглашением. Если мириться стороны не хотят, то начинаются выступления сторон. Заседание проходит таким образом, что сначала слово предоставляется истцу, а затем ответчику.

После выступления истца и ответчика слово может быть предоставлено другим сторонам (например, свидетелям). На этом же этапе анализируют доказательства и заслушивают результаты экспертизы. Если суд проходит с участием прокурора или другого должностного лица, представляющего госорган, ему также должно быть предоставлено слово.

Важно! Лица, которые участвуют в деле, могут задавать вопросы выступающим для уточнения обстоятельств. Также задавать уточняющие вопросы выступающим может судья (причем судья может сделать это в любой момент выступления).

Что такое судебные прения?

Завершение рассмотрение дела по существу означает переход к судебным прениям. Как проходит эта часть разбирательств? Сами прения — это поочередные выступления участников дела, по результатам которых делают выводы по представленным доказательствам. То есть судебные прения позволяют подвести итог и, соответственно, выяснить, какие факты можно считать установленными. Последовательность выступлений на этом этапе:

  1. Истец и его представитель.
  2. Ответчик и его представитель.
  3. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.

Если заседание проходит с участием прокурора, то в прениях он должен выступать первым. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, выступают или после истца, или после ответчика (порядок выступления определяется тем, на чьей стороне они находятся). Нужно отметить, что в своих выступлениях нельзя ссылаться на доказательства, не исследованные в деле, которое проходит в суде. Но, конечно, иногда бывает так, что в прениях становится очевидной необходимость исследовать новые доказательства. В такой ситуации должно снова проходить разбирательство по существу.

Важно! Каждый из тех, кто участвует в прениях, может выступить повторно (если ему есть что сказать по поводу услышанного от других лиц). При этом право последней реплики предоставлено ответчику.

Как принимается решение?

Главным итогом разбирательств является принятие решения. Этот этап — заключительный, и наступает он сразу после того, как проходят прения. Для того чтобы принять решение, суд объявляет перерыв (иногда он занимает несколько дней). Нужно отметить, что в принятии решения могут участвовать только те судьи, которые принимали участие в рассмотрении дела.

Если при принятии решения судья поймет, что есть необходимость в выяснении новых обстоятельств, разбирательства в суде возобновятся. Если же потребности в этом нет, то после того как решение будет принято, судья (или судьи) возвращается в зал, в котором проходит суд, и объявляет решение. Это делается публично. Исключение составляют те случаи, когда заседания проходят в закрытом режиме (так, например, публично не объявляются результаты по делам об усыновлении).

Как правило, после того как решение принято, присутствующим объявляют только резолютивную часть. В ней содержится информация о том, удовлетворены ли требования лица, или же ему отказано в удовлетворении иска. При этом суд вправе удовлетворять требования и полностью, и частично. Для того чтобы подготовить полный текст решения, у суда будет 5 дней.

Как вести себя в суде?

Представление о том, как проходят заседания, будет неполным, если не разобраться, как вести себя в судебном органе. После того как вы пришли в суд, следует подойти к секретарю судьи и зафиксировать свое прибытие. После того как вас пригласили в зал, нужно передать паспорт секретарю (он проверит личные данные). Затем остается ждать, когда вам дадут слово. Свидетели на время рассмотрения дела (до дачи ими показаний) удаляются.

Итак, теперь вы знаете, как проходит суд. Но это, конечно, только общий порядок проведения заседаний, так как на практике каждое из них уникально. Если вам предстоит принять участие в суде, нужно не только разобраться в том, как он проходит, но и тщательно к нему подготовиться.

Именно поэтому следует обязательно обращаться к специалисту для получения профессиональной юридической поддержки. Юрист разработает правильный порядок действий в зависимости от вашего статуса в деле, подготовит нужные документы и обеспечит защиту прав и интересов в ходе разбирательств.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Читайте также: