Виды заземления на судах

Обновлено: 24.04.2024

Монтаж электрических проводок и узлов автоматики на судне. В помощь судовому электромонтажнику. Монтаж проводок систем автоматизации на суше и в море.

Электросеть нефтеналивных судов

Чрезмерный нагрев проводников, короткое замыкание, плохие контакты в электропроводке опасны не только для самой электроустановки: возгорание изоляции и искрение могут вызвать пожар, взрыв — аварию судна. Особенно опасно это для нефтеналивных судов (танкеров).

Поэтому для электрических сетей танкеров правила Регистра предусматривают специальные требования. Согласно указанным правилам, по степени опасности все помещения нефтеналивных судов разделяются на три категории.

К I категории относятся нефтеналивные трюмы и коффердамы.

В помещениях I категории какая бы то ни было прокладка кабелей или установка электрооборудования запрещена. Освещаются эти помещения только специальными переносными аккумуляторными фонарями во взрывобезопасном исполнении.

В помещениях II категории допускается установка только взрывозащищенных светильников с их кабелями питания и управления. Эти кабели должны прокладываться в стальных бесшовных оцинкованных трубах с толщиной стенки не менее 3 мм без применения соединительных коробок. Выключатели и другие аппараты управления светильниками, установленными в помещениях II категории, должны быть вынесены в помещения III категории.

Насосные отделения для грузовых насосов должны быть оборудованы искусственной вытяжной вентиляцией, которая не должна иметь общих вентиляторов или воздуховодов с вентиляцией других помещений. Вращающиеся части этих вентиляторов должны выполняться из материалов, не дающих искры при случайном задевании.

Прокладку через помещения II категории транзитных кабелей можно допускать только по особому согласованию с Регистром.

В помещениях III категории никаких особых требований к электрооборудованию танкеров Регистр не предъявляет. Электрооборудование, установленное в этих помещениях, должно удовлетворять общим правилам для судового электрооборудования.

Особенно тщательно на танкерах должен быть поставлен контроль за состоянием изоляции (повседневное измерение сопротивления изоляции меггером) с тем, чтобы ни одна токоведущая часть электрических цепей и судового электрооборудования не имела соединения с корпусом судна.

На нефтеналивных судах приходится считаться с возникновением статического электричества при перекачке нефтепродуктов. Известно, что при трении тела электризуются, на них появляются электрические заряды. Подобно этому трение, возникающее при движении нефтепродуктов по трубопроводам, ведет к электризации как самих трубопроводов, так и всего корпуса судна, с которым они соединены. Электрические заряды, образующиеся на корпусе судна и соединенных с ним трубопроводах, могут переходить в землю или в воду, а происходящий при этом разряд — сопровождаться искрением, крайне опасным, поскольку окружающая среда содержит пары нефтепродуктов.

Особенно опасны места соединений судового нефтепровода с береговом. Береговые нефтепроводы обычно заземляются; они соединяются с так называемыми заземлителями, которыми в большинстве случаев служат забиваемые в землю на определенную глубину оцинкованные железные трубы. В случае плохого состояния заземления береговых нефтепроводов присоединение судового нефтепровода к береговому часто сопровождается искрением. Появление электрических искр в среде, насыщенной парами нефтепродуктов, может привести к взрыву.

Поэтому согласно правилам Регистра на всех судах, перевозящих нефтепродукты с температурой вспышки ниже 65° должны быть предусмотрены устройства для заземления корпуса при помощи гибкого шлангового провода, перебрасываемого с судна на берег. Заземлением корпуса судна и соединенного с ним судового нефтепровода устраняется опасность искрения, так как потенциалы судового и берегового нефтепроводов в результате заземления окажутся одинаковыми. При перекачке на рейде гибкий шланговый провод перебрасывают с судна на баржу, в которую перекачиваются нефтепродукты.

Устройство для заземления корпуса судна представляет собой изолированный зажим, который может быть соединен с корпусом при помощи установленного рядом рубильника. Этот зажим и рубильник должны находиться в помещениях III категории. Причалы для нефтеналивных судов должны быть оборудованы соответствующими заземляющими устройствами для присоединения перебрасываемого с судна гибкого шлангового провода.

При подходе судна к причалу на него перебрасывается гибкий шланговый провод, причем один конец присоединяют к упомянутому зажиму на судне, а другой — к заземляющему устройству на берегу. Затем включают рубильник — корпус судна оказывается заземленным. Только после этого судовой нефтепровод соединяют c береговым. По окончании перекачки сначала разъединяют судовой и береговой нефтепроводы, потом гибкий шланговый провод на берегу и только после этого размыкают рубильник на судне. При перекачке на рейде надо придерживаться такой же последовательности действий для соединения корпусов судна и баржи гибким шланговым проводом.

Читайте также: