Виды третейских судов рб

Обновлено: 17.05.2024

О третейских судах в Российской Федерации

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Принят
Государственной Думой
21 июня 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также - стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане-предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд - арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Получение документов и иных материалов

1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ).


Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2_1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Статья 6_1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде

1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ)

ГЛАВА II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ


Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ)

2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктами 1 и 1_1 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

ГЛАВА III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА


Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье

1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Статья 9. Число третейских судей

1. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

В Республике Беларусь институт третейского разбирательства начал развиваться сравнительно недавно – с 1994 г., когда во исполнение международных обязательств как одно из необходимых условий осуществления внешнеэкономической деятельности был создан Международный арбитражный суд при БелТПП (далее – МАС при БелТПП). Основа для деятельности МАС при БелТПП была заложена Законом о МАС, принятым на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г. Дальнейшее развитие третейское рассмотрение споров получило только в 2011 г. с принятием Закона о третейских судах, закрепившего возможность разрешения хозяйственных споров посредством третейского разбирательства*.

Обратите внимание!

Третейские суды, к которым относится и МАС при БелТПП, не входят в систему государственных судов и являются независимыми от государства судебными институтами.

Документ:

Документ:

В какой третейский суд обращаться?

Закон о третейских судах предполагает возможность создания 2 видов третейских судов:

2) образуемых по соглашению сторон для разрешения конкретного спора. Такие суды создаются сторонами третейского соглашения и прекращают свою деятельность с окончанием третейского разбирательства по этому спору.

Справочно:

Субъекты хозяйствования вправе выбрать любой из этих 2 видов третейского суда. Предпочтительным является рассмотрение споров постоянно действующим судом, как более предсказуемым, располагающим инструментами административного содействия по ведению третейского разбирательства (через его секретариат или специальные подразделения) и готовыми и удобными процессуальными правилами ведения дел.

Однако третейское разбирательство постоянно действующим судом обладает и рядом недостатков. Так, за рассмотрение спора третейскими судами взимаются сборы, суммы которых могут быть весьма значительны, а иногда и превышать цену иска. Необходимость соблюдения процессуальных правил может быть чревата, с одной стороны, задержками при рассмотрении споров, а с другой – предоставленного регламентом времени для совершения процессуальных действий сторонам может быть недостаточно.

При образовании третейского суда для разрешения конкретного спора стороны самостоятельно определяют формат и структуру третейского разбирательства, что на первый взгляд представляет бо¢льшие возможности для создания лучшего механизма разрешения потенциального спора из договора. В то же время конструирование соглашения о формировании отдельного третейского форума для рассмотрения споров, вытекающих из конкретных правоотношений, является серьезной юридической задачей, требующей предусмотреть и учесть при ее решении множество аспектов потенциального разбирательства. Если в пользу формирования третейского суда для разрешения конкретного спора есть действительно существенные аргументы, рекомендуем по возможности привлекать специалистов в сфере арбитражного права для составления соответствующего третейского соглашения.

Справочно:

компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Условие о передаче дела в третейский суд должно оформляться либо включением в текст договора арбитражной оговорки, либо отдельным письменным соглашением.

Компетенция третейских судов

Третейские суды Республики Беларусь разрешают любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение (физические или юридические лица) (ст. 19 Закона о третейских судах). При этом не подлежат разрешению третейскими судами следующие категории споров:

– споры, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда;

– споры, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения;

– споры, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.

Обратите внимание!

МАС при БелТПП рассматривает не только международные экономические споры (т.е. такие, в которых хотя бы одна сторона является иностранной), но также и внутренние, в которых обе стороны – белорусские субъекты хозяйствования (ст. 4 Закона о МАС).

Таким образом, возможностью разрешения хозяйственных споров посредством третейского разбирательства белорусские субъекты хозяйствования могут воспользоваться не только во взаимоотношениях с нерезидентами, но и в случаях, когда конфликтная ситуация возникает из правоотношений резидентов между собой.

Справочно:

субъектами третейского соглашения не могут быть государственные органы, в т.ч. органы местного самоуправления (ст. 10 Закона о третейских судах).

Преимущества обращения в третейский суд

К преимуществам передачи споров на рассмотрение третейских судов традиционно относятся следующие.

1. Нейтральность третейского разбирательства. Третейские суды не финансируются из государственного бюджета, а судьи не назначаются исполнительной или законодательной властью. Соответственно они не являются представителями власти, в силу чего такие суды являются независимыми и, следовательно, более объективными.

2. Окончательность принятых третейским судом решений. Это означает невозможность обжалования решений в рамках третейского разбирательства. В результате рассмотрение дела и вынесение окончательного решения происходит намного быстрее, нежели в государственном суде.

3. Сравнительно невысокие издержки на проведение третейского разбирательства. При обращении в третейский суд оплачивается только труд третейских судей и затраты суда на проведение третейского разбирательства. В большинстве белорусских третейских судов это составляет, как правило, несравнимо меньшие затраты для сторон, чем при рассмотрении спора государственным судом. Кроме того, стороны вправе договориться, кто и в каком объеме понесет такие затраты.

Справочно:

состав расходов и размеры сборов, связанных с разрешением спора в третейском суде, обычно регламентированы положением о расходах и сборах, являющимся приложением к регламенту данного третейского суда.

4. Процедурная гибкость третейского разбирательства. Стороны самостоятельно избирают третейских судей, определяют процедуры, подлежащие применению при рассмотрении спора. Таким образом, сторонам напрямую предоставлена возможность привлечь к разрешению спора наиболее компетентных, квалифицированных и сведущих специалистов в той области права, где возникает спор.

5. Конфиденциальность третейского разбирательства. Это обеспечивает сохранность производственной и коммерческой тайны сторон. Заседания являются закрытыми, в то время как в государственных судах любое лицо имеет право присутствовать на судебном процессе, а решения суда могут быть полностью опубликованы.

6. Добровольное исполнение третейского решения стороной. В связи с тем что обращение в третейский суд осуществляется при добровольном согласии сторон спора, решения более чем в 90 % случаев исполняются ответчиками в добровольном порядке в установленные сроки.

7. Возможность исполнения решения третейского суда в отношении нерезидента на территории другого государства. Исполнить третейское решение за пределами государства, на территории которого оно вынесено, гораздо легче, нежели решение государственного суда. Приведение в исполнение решений третейских (арбитражных) судов регулируется Нью-Йоркской конвенцией, участниками которой являются более 100 государств. В то же время признание решений государственных судов осуществляется на основании договоров о правовой помощи или принципе взаимности, что существенным образом сужает круг государств, в которых решения иностранных судов могут быть признаны и приведены в исполнение.

Документ:

Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г., далее – Нью-Йоркская конвенция).

8. Возможность выбора языка третейского разбирательства. Стороны могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе третейского разбирательства.

Недостатки третейского разбирательства

В то же время третейские разбирательства в силу определенных обстоятельств могут стать гораздо более затратными или медленными, чем планировалось изначально.

Практически каждое Положение о расходах и сборах третейского суда предусматривает такую категорию расходов, как дополнительные расходы, в которые входит стоимость экспертизы, работы переводчиков, возмещение расходов свидетелей, командировочные расходы и др. Эти расходы ложатся на участников третейского разбирательства.

В рамках рассмотрения дела третейским судом применение обеспечительных мер возможно только посредством обращения в государственный суд с дополнительными заявлениями о принятии мер по обеспечению иска. Принудительное исполнение решения третейского суда также осуществляется через обращение в государственный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. При этом заявителю необходимо заплатить госпошлину, как и за рассмотрение ходатайства об отмене решения третейского суда.

Как передать спор на рассмотрение третейского суда

Для того чтобы передать потенциальные споры на рассмотрение третейскому суду, субъекты хозяйствования должны в письменной форме заключить действительное третейское соглашение, соответствующее требованиям ст. 9–11 Закона о третейских судах. Это может быть как часть хозяйственного договора (третейская оговорка), так и самостоятельное третейское соглашение, заключенное, например, по факту возникновения спора. Такое соглашение должно фиксировать намерение сторон передавать на разрешение соответствующего третейского суда все или отдельные споры, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения.

Обратите внимание!

Односторонний отказ от третейского соглашения не допускается.

Помимо указания на намерение сторон передавать споры на разрешение третейского суда, в соглашении должны быть указаны наименование постоянно действующего третейского суда, которому спор будет передан для разрешения, либо порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора. В третейском соглашении могут содержаться сведения о количестве третейских судей, месте, языке третейского разбирательства и иные сведения, предусмотренные Законом о третейских судах, например, сведения о принятии мер по обеспечению иска, вопросы распределения расходов, связанных с третейским разбирательством.

При передаче спора в третейский суд для разрешения конкретного спора стороны в третейском соглашении также должны указать сведения о третейском судье (судьях), порядок его (их) избрания, в т.ч. путем использования списка третейских судей одного или нескольких постоянно действующих третейских судов.

Таким образом, условиями, обязательными для включения в третейское соглашение, являются:

– положение о том, что все или отдельные споры подлежат разрешению в третейском суде;

– наименование постоянно действующего третейского суда, в который передается спор, либо порядок образования и деятельности временного третейского суда;

– сведения о третейском судье (судьях), порядок его (их) избрания (только при передаче спора во временный третейский суд).

Сведениями, рекомендованными для включения, являются:

– количество третейских судей,

– место третейского разбирательства,

– язык третейского разбирательства;

– иные сведения, предусмотренные Законом о третейских судах (ст. 11 Закона о третейских судах).

Справочно:

при несоблюдении указанных обязательных требований третейское соглашение считается недействительным (ст. 12 Закона о третейских судах).

Рекомендации

Как правило, постоянно действующие третейские суды предлагают субъектам хозяйствования воспользоваться их типовыми третейскими соглашениями, содержащими весь набор данных для обеспечения его действительности. При самостоятельном составлении третейского соглашения необходимо помнить, что юридически грамотно составленное соглашение должно как минимум:

– исчерпывающе устанавливать обязательность и исключительность компетенции только третейского суда в отношении споров между сторонами;

– определять категории споров, подлежащие рассмотрению третейским судом;

– закреплять вид третейского суда – постоянно действующий или образованный для разрешения конкретного спора – с указанием точного наименования суда, при выборе постоянно действующего третейского суда;

– содержать указание на обязательность применения к рассмотрению споров регламента (избранного суда или иного);

– включать указание на место проведения судебного разбирательства.

Таким образом, третейское соглашение, содержащее необходимый минимум компонентов, с учетом вышеизложенных рекомендаций может выглядеть так:

Третейское соглашение может быть, а при передаче спора в третейский суд для разрешения конкретного спора должно быть дополнено сведениями о третейском судье (судьях), порядке его (их) избрания, что может быть закреплено, например, следующей формулировкой:

В третейских соглашениях с иностранными субъектами хозяйствования целесообразно также указывать язык третейского разбирательства:

На сегодняшний день обращение в третейский суд – это превосходная возможность не только сэкономить время и денежные средства, но и в определенной степени обеспечить качественное рассмотрения спора. Удобство и доступность урегулирования хозяйственных споров посредством третейского разбирательства оправданны и последовательно получают признание субъектов хозяйствования.

Решение третейского суда вступает в законную силу в день его принятия и не может быть обжаловано в рамках третейского разбирательства . Вместе с тем решение третейского суда может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 29 ХПК.

Обжалование решения третейского суда может быть произведено лишь путем заявления ходатайства в суд, рассматривающий экономические дела, о его отмене . При этом в этих нормах указаны следующие основания для отмены решения:

1) третейское соглашение является недействительным в соответствии с Законом о третейских судах;

2) одна из сторон не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте третейского разбирательства либо по другим уважительным причинам не могла реализовать свои права, предусмотренные ч. 4 ст. 22 Закона о третейских судах;

3) решение вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением, или по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если в решении третейского суда выводы по вопросам, которые охватываются третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые выходят за пределы третейского соглашения, то может быть отменена только та часть решения третейского суда, которая содержит выводы по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;

4) состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали требованиям Закона о третейских судах, регламенту постоянно действующего третейского суда, третейскому соглашению;

5) имеются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны одной из сторон;

6) вступившим в законную силу приговором суда установлены заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие принятие незаконного или необоснованного решения третейского суда;

7) если предмет спора не может быть предметом третейского разбирательства согласно законодательству Республики Беларусь;

8) если решение международного третейского суда противоречит публичному порядку Республики Беларусь.

Для оценки любого из перечисленных доводов экономическому суду необходимо исследовать материалы самого третейского дела. Обязанность третейского суда выслать дело экономическому суду в течение пяти дней со дня поступления запроса суда, рассматривающего экономические дела, содержится в ч. 2 ст. 254 ХПК. В отсутствие дела суд вправе констатировать недоказанность в принципе факта подведомственности спора третейскому суду (наличия между сторонами третейского соглашения), т.е. противоречие публичному порядку Республики Беларусь.

Приведем пример

Публичный порядок — это основы правопорядка Республики Беларусь, под которыми необходимо понимать основополагающие принципы международного права, нормы Конституции, положения международных договоров Республики Беларусь.

Основы правопорядка включают также основные принципы основополагающих отраслей права, принципы законности, обязательности и окончательности решений судов, добросовестности и разумности участников гражданского оборота. Эти принципы обязательны к применению, в том числе в деятельности третейских судов, что отражено в ст. 5 Закона о третейских судах.

Решение третейского суда может быть обжаловано и отменено, в том числе в случае, если третейское разбирательство не соответствовало требованиям Закона о третейских судах, регламенту постоянно действующего третейского суда, третейскому соглашению .

Третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, или в виде третейской оговорки — отдельного положения, содержащегося в договоре .

Третейское разбирательство в третейском суде для разрешения конкретного спора осуществляется в соответствии с правилами, установленными регламентом постоянно действующего третейского суда, при условии, что в третейском соглашении содержится указание об обязательности для сторон регламента конкретного постоянно действующего третейского суда.

Аналогичные требования содержатся в Типовом регламенте постоянно действующего третейского суда.

Таким образом, законодательство Республики Беларусь закрепляет принципы законности, обязательности и окончательности вступивших в силу решений третейского суда в качестве основ правопорядка Республики Беларусь, а следовательно, и ее публичного порядка.

Международный арбитражный (третейский) суд, третейский суд, иной постоянный арбитражный орган обязаны выслать дело в суд, рассматривающий экономические дела, не позднее пяти дней со дня поступления запроса суда, рассматривающего экономические дела, в международный арбитражный (третейский) суд, третейский суд, иной постоянный арбитражный орган .

Определение суда было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке и оставлено в силе.

Таким образом, рассмотрение третейским судом спора в отсутствие соглашения сторон о передаче спора на разрешение данного третейского суда свидетельствует о нарушении публичного порядка Республики Беларусь.

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Согласно п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

При определении места и способа разрешения спора стороны спора чаще всего исходят из таких параметров как величина судебных расходов, язык разбирательства, удобство и территориальная удаленность места разрешения спора. Такой подход, вне всякого сомнения, является верным.

В пользу третейского разбирательства традиционно свидетельствуют также такие важные его особенности, как возможность каждой из сторон участвовать в формировании коллегии арбитров, конфиденциальность, тщательность рассмотрения доказательств и доводов сторон, мотивированность решений.

Для международных споров бесспорным преимуществом является возможность исполнения третейских решений более чем в 160 странах мира в силу Нью-Йорской конвенции 1958 года.

Однако третейское разбирательство имеет свою специфику, которая способна повлиять не только на процесс разрешения спора, но и на его результат. Таких особенностей достаточно много – в настоящей колонке я проиллюстрирую их на примерах исчисления срока исковой давности и определении субъектного состава участников спора.

Итак, простая задачка студенческого уровня на определение момента истечения срока исковой давности.

Дано: между истцом (проектировщиком), имеющим местонахождение, скажем, в Швейцарии, и российским ответчиком (заказчиком) был заключен договор подряда на выполнение проектных работ. По состоянию на 1 января 2018 года работы выполнены и приняты заказчиком, но не оплачены. Срок оплаты – 30 дней с даты приемки. Применимое материальное право: право России. В договоре стороны оговорили срок ответа на претензию, равный 30 календарным дням с момента ее направления. Претензия направлена ответчику 20 января 2021 года, ответ на нее поступил 10 февраля 2021 года.

Вопрос: когда истекает срок исковой давности по требованию об оплате выполненных работ?

Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос прямо зависит от того, какой форум будет рассматривать данный спор.

Решение № 1: предположим, что такой спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде России по правилам Арбитражного процессуального кодекса.

Тогда решение задачи будет таково: мы применим норму ст. 196, ст. 200, ГК РФ и определим, что по общему правилу течение срока исковой давности должно было бы завершиться по истечении трех лет с того момента, как наш подрядчик узнал, что его право нарушено, то есть 31 января 2021 года.

Далее мы воспользуемся п. 3 ст. 202 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 АПК РФ, из которых следует правило о том, что течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), и определим момент истечения срока исковой давности.

Получим ответ: 21 февраля 2021 года.

Решение № 2: теперь предположим, что такой спор подлежит рассмотрению в третейском суде в России.

На текущий момент в России действуют лишь несколько постоянно действующих арбитражных учреждений, которые вправе администрировать рассмотрение таких неспециализированных споров: Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС), Арбитражный центр при Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", Российский арбитражный центр при некоммерческой автономной организации "Российский институт современного арбитража", а также два известных иностранных центра.

При таком регулировании мы не будем иметь оснований для применения п. 3 ст. 202 ГК РФ, согласно которой течение срока исковой давности приостанавливается, только если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом ("Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июля 2020 г.).

В нашем случае такая несудебная процедура разрешения спора будет установлена не законом, а договором, поэтому течение срока исковой давности по этому основанию приостанавливаться не будет и завершится по истечении трех лет с того момента как наш подрядчик узнал, что его право нарушено: поэтому ответ для решения № 2 будет 31 января 2021 года.

Решение № 3: если спор подлежит рассмотрению в третейском суде на территории Великобритании, то определение срока исковой давности произойдет в соответствии с правилами применимого процессуального права.

Действительно, арбитраж при разрешении спора применяет свои правила процедуры, а также избранное сторонами материальное право. Поскольку исковая давность в большинстве правопорядков общего права является институтом именно процессуального права, а не материального, как в России (ст. 1208 ГК РФ), то срок давности будет определен в соответствии с законодательством места разрешения спора.

Согласовав, например, разрешение рассматриваемого спора в авторитетном Лондонском международном третейском суде, стороны должны осознавать, что срок исковой давности, в нашем примере, может истечь 31 января 2024 года.

При этом также стоит учитывать, что в целом ряде правопорядков, такой институт как исковая давность вовсе не применяется при рассмотрении дел в третейских судах (например, большинство штатов США, Иран и др.).

Особенности исчисления исковой давности – один из примеров того, как кажущиеся второстепенными вопросы о выборе места и способа разрешения спора, могут в корне изменить результат разрешения спора по существу.

Следующая отличительная особенность рассмотрения строительных споров в третейских судах кроется в субъектном составе участников спора.

Как правило, помимо заказчика и подрядчика при реализации строительных проектов деловая цепочка, включает целый ряд иных участников правоотношений: субподрядчиков, инвесторов, агентов (заказчиков-застройщиков, инженеров строительного надзора и иных).

Предположим самую неосложненную модель спора: иностранный заказчик – российский генеральный подрядчик-субподрядчик. Стороны имеют взаимные претензии в отношении качества результата выполненных работ и их оплате. Субподрядчик полагает, что его право на получение оплаты нарушено, и желает восстановить свое право обращением в суд с иском к генеральному подрядчику.

При рассмотрении такого спора в государственном арбитражном суде нашему ответчику – генеральному подрядчику, не получившему в свою очередь оплату от своего заказчика, конечно разумно просить о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица заказчика проекта, имея ввиду, что принятый судебный акт может повлиять на его права или обязанности (п.1 ст. 51 АПК РФ).

Напомним, о вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражный суд должен вынести определение (п. 3 ст. 51 АПК РФ).

Принятое арбитражным судом решение по такому спору между генеральным подрядчиком и субподрядчиком будет иметь преюдициальное значение при рассмотрении самостоятельного спора между генеральным подрядчиком и заказчиком в дальнейшем.

При рассмотрении такого же правоотношения в третейском суде механизм участия заказчика, вероятнее всего, будет иным, так как порядок привлечения третьих лиц в порядке арбитража осуществляется, как уже упоминалось, на основании норм правил постоянно действующего арбитражного учреждения – устава, положения, регламента и т.п.

Учитывая, что в основу указанных правил положены базовые принципы арбитража: конфиденциальность и отсутствие преюдициальности арбитражного решения, чаще всего, правила постоянно действующего арбитражного учреждения ограничивают усмотрение стороны в вопросе привлечения третьих лиц.

Рассмотрим ситуацию на примере МКАС при ТПП РФ. Правила арбитража международных коммерческих споров МКАС при ТПП РФ (Приложение 2 к приказу ТПП РФ от 11 января 2017 г. № 6) в п.1 § 14 устанавливают, что привлечение к арбитражному разбирательству третьего лица, не заявляющего исковых требований против сторон арбитражного разбирательства, а также вступление в арбитражное разбирательство такого третьего лица допускается при условии, если все стороны и третье лицо связаны одним арбитражным соглашением или все стороны и третье лицо выразили согласие на проведение арбитражного разбирательства с участием такого третьего лица в установленный срок.

Таким образом, привлечь заказчика к участию в споре в качестве третьего лица можно будет в отсутствие единой арбитражной оговорки лишь с согласия самого заказчика и сторон спора. Если заказчик не выразит явного согласия на участие в процессе, то иск генерального подрядчика к нему может быть заявлен только в самостоятельном разбирательстве.

Более того, даже если и удастся привлечь заказчика к участию в деле, то в силу отсутствия правил о преюдициальности такое решение коллегии арбитров не будет носить обязательный характер для рассмотрения будущего спора между генеральным подрядчиком и заказчиком. Такое решение будет оцениваться лишь в качестве доказательства наравне с иными доказательствами, представленными сторонами.

Статья 44 Регламента Арбитражного центра при Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей" предусматривает более гибкую норму, устанавливая, что постановление по вопросу о привлечении третьего лица выносится после консультаций со всеми сторонами, но для участия в арбитраже третьего лица все же требуется письменное согласие такого лица. Согласие третьего лица на участие в арбитраже означает, что такое лицо ознакомлено с правилами Арбитражного центра, согласно с ними и обязуется их соблюдать.

При таких обстоятельствах возникает закономерный вопрос: предлагает ли арбитраж, как исторический форум для разрешения, в первую очередь, коммерческих споров, решение для таких, откровенно говоря, типовых ситуаций?

Ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. Большинство современных правил арбитража предусматривают участие неизвестного АПК РФ субъекта: дополнительной стороны.

Например, согласно п. 1-2 § 13 Правил арбитража международных коммерческих споров МКАС при ТПП РФ, сторона арбитражного разбирательства вправе предъявить иск против дополнительной стороны. Такой иск может быть рассмотрен при условии, если требования против дополнительной стороны охватываются тем же арбитражным соглашением, на котором основан первоначальный иск или требования против дополнительной стороны охватываются другим арбитражным соглашением, предусматривающим передачу споров в МКАС и совместимым с первым арбитражным соглашением по своему содержанию, а также связаны с первоначальным иском в материально-правовом отношении.

При соблюдении любого из указанный условий лицо, не являющееся истцом или ответчиком, вправе вступить в арбитражное разбирательство в качестве дополнительной стороны, предъявив иск к истцу и (или) ответчику. В отношении иска к дополнительной стороне и иска дополнительной стороны применяются соответствующие положения о встречном иске.

Применительно к нашему примеру, генеральный подрядчик при рассмотрении спора в МКАС при ТПП РФ получает механизм предъявления и рассмотрения его иска к заказчику в едином процессе одновременно с рассмотрением иска субподрядчика к нему. Поскольку отдельного разбирательства для рассмотрения иска генерального подрядчика к заказчику не понадобится, существенно сократятся сроки урегулирования спора по проекту и издержки сторон на судебную защиту.

Учитывая изложенные различия, сторонам договора разумно еще на стадии заключения договора предусмотреть для себя такое соглашение о порядке разрешения споров, которое позволит истцу при подаче иска выбрать тот форум, который позволит адекватней реализовать его право на судебную защиту. Таким соглашением, в числе прочих, может стать альтернативная оговорка, которая предоставит будущему истцу право выбора между обращением в государственный арбитражный суд или третейский суд.

Читайте также: