Виды судов для перевозки грузов таблица

Обновлено: 16.05.2024

ГОСТ Р 55633-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внутренний водный транспорт

Требования безопасности по типам судов и условиям эксплуатации

Inland water transport. Boats. Safety of ship requirements and application conditions requirements

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис") и Обществом с ограниченной ответственностью "Аскорус Консалтинг" (ООО "Аскорус Консалтинг")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к безопасности используемых для целей судоходства судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, применяемых на стадии эксплуатации, обусловленные типами и назначением судов, видами перевозимого груза, а также эксплуатационными условиями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 24389 (СТ СЭВ 1589-88) Системы кондиционирования воздуха, вентиляции и отопления судов. Расчетные параметры воздуха и температура забортной воды

ГОСТ Р 51090 Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения

ГОСТ Р 55507 Эксплуатация речных портов. Термины и определения

ГОСТ Р 55631 Внутренний водный транспорт. Суда. Общие требования безопасности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506, ГОСТ Р 55507, ГОСТ Р 51090, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опасный груз: Груз, который в силу присущих ему свойств и особенностей при перевозке, перегрузке и хранении может создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

3.2 скоропортящийся груз: Груз, требующий поддержания определенного температурного режима или принятия мер защиты от действия на него высоких или низких температур окружающего воздуха.

3.3 наливной груз: Жидкий груз, перевозимый наливом.

3.4 навалочный груз: Кусковый, зернистый, порошкообразный или пылевидный груз, транспортируемый без упаковки.

контейнер: Единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения груза без промежуточных перегрузок.

3.6 гидрологический прогноз: Прогноз уровней и расходов реки, времени прохождения пика паводка, наступления межени и ледостава.

3.7 состав: Жестко счаленный состав барж или других плавучих объектов.

3.8 толкаемый состав: Жесткое соединение несамоходных барж, располагающихся впереди толкача, обеспечивающего движение состава.

3.9 буксир-толкач: Судно, имеющее буксирное и сцепное устройства, предназначенные для вождения несамоходных барж методом толкания или на буксире.

3.10 балласт: Дополнительный груз, как правило, забортная вода, принимаемый на судно для улучшения его остойчивости и других мореходных качеств.

двойное дно судна: Часть корпуса судна, ограниченная снаружи днищевой наружной обшивкой судна, а изнутри - настилом второго дна и крайними междудонными листами.

ледовый пояс наружной обшивки судна: Утолщенные листы наружной обшивки судна в районе действия ледовой нагрузки.

3.13 винт гребной: Устройство для преобразования вращательного момента на валу главного двигателя в силу тяги, необходимой для движения судна.

3.14 якорное устройство: Комплекс механизмов и приспособлений, обеспечивающий постановку судна на якорь, стоянку за счет сцепления якоря с грунтом и снятие с якоря.

3.15 брашпиль: Якорный механизм с собственным приводом, имеющий две звездочки с горизонтальной осью вращения для подъема и отдачи якорей правого и левого борта и два барабана для проведения швартовных операций.

3.16 якорь: Приспособление для удержания судна на месте путем отдачи якоря на грунт.

3.17 якорная цепь: Цепь, предназначенная для соединения якоря с судном.

3.18 якорный клюз: Элемент корпуса судна, предназначенный для проводки якорной цепи и размещения в нем якоря.

3.19 палубный клюз: Элемент корпуса судна, предназначенный для пропуска якорной цепи и размещения ее в цепном ящике.

3.20 цепной ящик: Ящик, размещенный в форпике корпуса судна, служащий для хранения якорной цепи.

3.21 швартовная лебедка: Механизм с собственным приводом, имеющий накопительный барабан с горизонтальной осью вращения, предназначенный для выбирания, травления и стопорения швартовного каната.

швартовный канат: Канат, предназначенный для соединения судна с береговыми или плавучими причальными сооружениями.

3.23 кнехт: Металлическая парная тумба с общим основанием, предназначенная для крепления швартовного каната.

3.24 швартовный клюз: Круглое или овальное отверстие в фальшборте, предназначенное для проводки швартовного каната и ограничения его перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

3.25 буксирное устройство: Механизмы и приспособления, позволяющие судну буксировать другие плавучие объекты.

буксирный канат: Канат, предназначенный для соединения буксируемого плавучего средства с буксирным судном.

3.27 буксирный кнехт: Кнехт, предназначенный для крепления.

3.28 шлюпочная лебедка: Механизм с электрическим и запасным ручным приводом, предназначенный для спуска и подъема спасательной шлюпки.

3.29 система водотушения: Судовая система, предназначенная для подачи к месту пожара мощных струй воды, сбивающих пламя.

3.30 система пенотушения: Судовая система, позволяющая изолировать горящую поверхность от кислорода воздуха воздушно-механической пеной.

Примечание - На судах применяется для тушения пожара в машинных отделениях, насосных отделениях танкеров и топливных цистернах.

3.31 система кондиционирования: Судовая система, предназначенная для обеспечения благоприятных условий обитания в судовых помещениях за счет комплексной обработки наружного воздуха - очистки, осушения или увлажнения, подогрева или охлаждения.

3.32 система охлаждения: Судовая система, предназначенная для обеспечения низкотемпературного режима в судовых помещениях, где хранятся скоропортящиеся продукты.

3.33 грузовая и зачистная системы: Судовые системы танкеров, предназначенные для приема, распределения по танкам, выгрузки и удаления из танков остатков нефтепродуктов.

3.34 дверь водонепроницаемая: Металлическая герметически закрывающаяся дверь, соединяющая водонепроницаемые отсеки судна.

3.35 иллюминатор судовой: Окно в корпусе или надстройке судна для освещения и вентиляции помещений.

Примечание - Иллюминаторы бывают круглые и прямоугольные, створчатые и глухие.

3.36 вооружение судна: Оснастка и снабжение судна такелажем и инвентарем и приведение его в полную готовность для плавания после постройки или ремонта.

3.37 спасательный плот: Плот, предназначенный для спасения терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа судна путем удержания плота на плаву.

3.38 индивидуальное спасательное средство: Средство, предназначенное для удержания на поверхности воды человека, оказавшегося за бортом.

Примечание - К индивидуальным спасательным средствам относятся спасательные жилеты и спасательные круги.

3.39 гидрокостюм: Костюм из водонепроницаемого материала, предназначенный для предохранения организма человека от переохлаждения в холодной воде.

3.40 эксплуатационная документация: Совокупность документов, разработанных проектантом, изготовителем или эксплуатантом объектов регулирования в целях обеспечения их безопасного применения по назначению и их безопасной утилизации [1].

3.41 ремонт: Комплекс операций по восстановлению работоспособности или ресурса изделия.

доковый (слиповый) ремонт судна: Ремонт подводной части судна, выполняемый в доке (слипе).

комплект запасных частей; ЗИП: Запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.


В мировом торговом флоте принято подразделять суда на типы определяющиеся свойствами перевозимого груза: танкеры, контейнеровозы, газовозы, сухогрузы. Помимо этого транспортные суда классифицируют по размерам. Размеры грузовых судов варьируются от скромных небольших перевозчиков дедвейтом от 10 000 до гигантских супертанкеров дедвейтом более 300 000 тонн. Существует несколько размерных категорий для четырех транспортных судов:

  • размеры сухогрузных судов (балкеров)
  • размеры контейнерных судов
  • размеры судов-газовозов
  • размеры танкеров

Классификация судов по размерам учитывает особенности района плавания, а именно глубины в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Собственно навигационная обстановка на океанских и морских путях и есть та причина, по которой размеры судов имеют четкие требования. Для определения судов по размерам применяется словосочетание, состоящее из двух слов. В первой части используется термин, означающий принадлежность к географическому объекту, во второй части — термин определяет максимальный размер или просто размер.

Размеры сухогрузных судов (балкеров)

Размер Handysize

Каботажное судно дедвейтом менее 10 000 тонн

Каботажное судно дедвейтом менее 10 000 тонн

Судно размером Handysize

Судно размером Handysize

Размер Handymax

Судно размером Handymax

Судно размером Handymax

Размер Supramax (Large Handymax)

Балкеры размером Supramax, постепенно заменяющие суда Handymax имеют дедвейт от 50 000 тонн до 60 000 тонн. Как и у предшественников также имеют 5 грузовых трюмов.

Сухогруз размером Supramax

Сухогруз размером Supramax

Размер Ultramax

Совсем недавно на судоходных линиях появился еще один тип сухогрузов Ultramax дедвейтом от 60 000 до 65 000 тонн. Их отличительной особенностью является не размерения, а экологичный главный двигатель. Балкеры Ultramax считаются модернизацией судов Supramax и оборудованы пятью грузовыми трюмами. Пока это малочисленный флот.

Судно размером Ultramax

Судно размером Ultramax

Размер Seawaymax

Озерное судно размером Seawaymax

Озерное судно размером Seawaymax

Размер Kamsarmax

Балкеры Kamsarmax имеют дедвейт от 80 000 до 85 000 тонн. Наиболее распространенная конструкция дедвейтом 82 000 тонн. Длина таких сухогрузов составляет 229 м, ширина 32 м и осадка 14,5 м, что является максимально допустимым параметром для входа в порт Камсар, Гвинея в Западной Африке, одного из крупнейших портов мира по перевалке бокситов.

Балкер размером Kamsarmax

Балкер размером Kamsarmax

Размер Panamax

Размер Post-Panamax

Размер Capesize

Балкер размером Capesize

Балкер размером Capesize

Размер Valemax (ULOC — Ultra Large Ore Carrier)

Рудовоз размером Valemax под погрузкой

Рудовоз размером Valemax под погрузкой

Размеры контейнерных судов

Размер Feeder

Для контейнерных судов существует собственная градация по размерам, так как их грузоподъемность варьируется от 500 до 22 000 контейнеров. Их основной характеристикой считается вместимость 20-футовых контейнеров, которые принято за эталонную единицу вместимости — двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ).

Суда размером Feeder называют фидерные контейнеровозы, считаются самыми малоразмерными представителями контейнерных судов. Вместимость таких судов составляет до 1 000 ДФЭ. Используются в качестве перевозчиков от основных контейнерных терминалов по внутренним водным путям.

Фидерный контейнеровоз

Фидерный контейнеровоз

Размер Feeder-Handy

Размер Sub-Panamax

Размер Panamax

Контейнерное судно размера Panamax

Контейнерное судно размера Panamax

Размер New Panamax

Размер Malaccamax (ULCS — Ultra Large Container Ship)

Ультра-большой контейнеровоз Magleby Maersk

Ультра-большой контейнеровоз Magleby Maersk

Размеры судов-газовозов

Отдельная классификация применяется и к газовозам. Она основана на объемах транспортируемых веществ:

  • Conventional (объем транспортируемого сжиженного природного газа от 145 000 до 154 000 куб. м) — газовоз общего назначения
  • Q-Flex (объем транспортируемого сжиженного природного газа от 210 000 до 216 000 куб. м) — газовоз средних размеров
  • Q-Max (Qatar-Max) (объем транспортируемого сжиженного природного газа от 263 000 до 266 000 куб м) — большой газовоз.

Газовоз размером Q-Max (Qatar-Max)

Газовоз размером Q-Max (Qatar-Max)

Размеры танкеров

Наливные танкеры имеют собственную классификацию по дедвейту (Seawaymax, Panamax, Aframax, Suezmax, VLCC (Malaccamax), ULCC) которая рассмотрена в отдельной публикации.

Нефтеналивной танкер размером Aframax

Нефтеналивной танкер размером Aframax



Основным признаком отечественной классификации судов является его назначение. Все гражданские суда, в зависимости от их назначения, подразделяют на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА


Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные транспортные суда.

типы грузовых судов


Грузовые суда разделяют на два основных класса - сухогрузные и наливные, к которым, в свою очередь, относятся суда различных типов и назначений.

ТИПЫ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ


Класс сухогрузных судов включает сухогрузные суда общего назначения и специализированные суда - для перевозки определенных грузов.


СУХОГРУЗНЫЕ СУДА общего назначения предназначены для перевозки генеральных грузов и являются наиболее распространенным типом судов.




Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, большие - двух- и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм - для удобства погрузочно-разгрузочных работ.


К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СУХОГРУЗНЫМ СУДАМ относятся рефрижераторные, контейнерные, трейлерные суда, суда для перевозки навалочных грузов, лесовозы, суда для перевозки автомашин, скота и др.




РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СУДА предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С.


Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов.


Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.


КОНТЕЙНЕРНЫЕ СУДА (контейнеровозы) предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов.


Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах.


Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами - портальными кранами.


ТРЕЙЛЕРНЫЕ СУДА служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах (суда типа Ро-Ро). Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени - за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.


СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т. п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.




Суда для навалочных грузов (балкеры) подразделяют на рудовозы, суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого груза и универсальные. Некоторые из этих судов могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении перевозят навалочный груз, а в обратном - автомобили, или туда - руду, а обратно - нефть (нефтерудовозы).


Суда данного типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. От других сухогрузных судов они отличаются большой грузоподъемностью до 150000 тонн и относительно невысокой скоростью хода около 14-16 узлов.


Грузовые трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней частях наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза (самоштивку) как в продольном, так и в поперечном направлении. Цистерны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приема водяного балласта, количество которого обычно значительно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. Некоторые суда имеют в грузовых трюмах продольные переборки, уменьшающие крен при смещении груза на борт, а второе дно имеет утолщенный настил и подкрепления, позволяющие производить грузовые операции грейфером.


Подавляющее число судов для навалочных грузов не имеет грузовых устройств и их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда оборудуют ленточными транспортерами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма (саморазгружающиеся суда).


ЛЕСОВОЗЫ предназначены для перевозки лесных грузов - круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием - независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес.


Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости.


Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы).

ТИПЫ НАЛИВНЫХ СУДОВ

Тип наливных судов разделяют на: танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива, керосина и тому подобное), суда для перевозки сжиженных газов (газовозы), химикалиев (кислоты, расплавленной серы и прочее) - химовозы, а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы, цементовозы).


Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота.




Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе.


Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами.


Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами.


Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.


Газовозы предназначены для перевозки сжиженных природных и нефтяных, т.е. выделяющихся при добыче нефти газов - метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением.


В отличие от танкеров, грузовые танки которых образуют элементы конструкции корпуса, газовозы имеют вкладные грузовые цистерны - цилиндрические (вертикальные или горизонтальные), сферические или прямоугольные. Газовозы, предназначенные для перевозки сжиженного природного газа метана, который перевозятся в охлажденном состоянии (до -161,5° С), имеют только прямоугольные цистерны с надежной изоляцией.


Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют балластные цистерны (в двойном дне или по бортам).


Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газо-воздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция и компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.


В настоящее время быстро развивается класс комбинированных судов, то есть судов, приспособленных дли перевозки нескольких определенных родов груза, что очень выгодно при встречных морских перевозках, так как исключает порожние балластные пробеги. К этому классу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и тому подобные.

типы пассажирских и грузопассажирских судов


Класс пассажирских судов включает суда, предназначенные для перевозки пассажиров. Иногда пассажирские каюты предусматривают и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет на борт более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40 процентов от общей грузоподъемности, то судно называют грузопассажирским.



типы судов для обслуживания регулярных пассажирских линий


Это пассажирские суда, совершающие рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес здесь представляют трансокеанские пассажирские лайнеры, рассчитанные на 2000-3000 пассажиров водоизмещением до 100000 тонн и скоростью хода 30 узлов.

суда для туристских путешествий


Речные пассажирские суда обслуживающие регулярные линии или используемые для речных прогулок размещают на борту до 600 пассажиров и имеют скорость хода около 27 км/час.


На современных океанских пассажирских судах всем пассажирам предоставляют одно-, двух-, трех-, четырехместные каюты или пентхаусы со всеми удобствами. Для отдыха и развлечений пассажиров имеются салоны, комнаты игр, спортивные залы, плавательные бассейны, рестораны, кафе, тематические клубы и прочее.


Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, и многоярусной развитой надстройке. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности плавания - спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Практически все пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.

типы специальных транспортных судов




МОРСКИЕ ПАРОМЫ бывают железнодорожные, железнодорожно-автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии. Кроме того, широкое распространение получили автомобильно-пассажирские паромы - для морских путешествий.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПАРОМЫ имеют одну грузовую палубу, а автомобильные паромы - одну-две. Но так как погрузка автомобилей на палубу осуществляется обычно с берега на уровне одной из палуб, то для перевода их на другую палубу используют лифт или наклонные съезды - пандусы.


Грузоподъемность современных паромов колеблется от 200 до 60000 тонн. Средний АВТОМОБИЛЬНО-ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОМ вмещает около 200 автомашин и 1000 пассажиров, железнодорожный - до 50 вагонов.




ТРАНСПОРТНЫЕ БУКСИРЫ И БУКСИРЫ-ТОЛКАЧИ служат движущим средством для самоходных и несамоходных судов, в основном на внутренних водных путях, где грузы перевозят на баржах, лихтерах, секционных составах и прочее.


В отличие от транспортных буксиров буксиры-толкачи осуществляют движение несамоходных судов методом толкания и буксировки.


Контейнеровозы предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные ящики - контейнеры, масса которых с грузом составляет от 10 до 40 тонн. Контейнеровозы отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме.

На контейнеровозах грузовое устройство, как правило, отсутствует: грузовые операции выполняют портовыми средствами со специальных причалов, так называемых терминалов. На малых контейнеровозах, предназначенных для заходов в необорудованные порты, устанавливают специальные краны. В настоящее время контейнеровозы являются наиболее перспективными типами сухогрузных судов. Контейнеровозы считаются одними из самых быстрых и маневренных судов.


Балкер – это судно, предназначенное для перевозки навалочных грузов. К навалочным относятся такие грузы как руда, рудные концентраты, уголь, минеральные удобрения, строительные материалы, зерно, сахар, цемент, древесная щепа и т.п. Балкеры подразделяют на рудовозы - суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого навалочного груза и универсальные.

Суда этого типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. Грузовые трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней части наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза (самоштивку) в продольном и поперечном направлениях. Цистерны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приема водяного балласта, количество которого обычно значительно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. На большинстве судов для навалочных грузов нет грузовых устройств, их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда (цементовозы и т.п.) оборудуют ленточными транспортерами или другими специальными грузовыми устройствами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма (саморазгружающиеся суда).

РЕФРИЖЕРАТОРНОЕ СУДНО


Рефрижераторное судно - судно, предназначенное для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Грузовые трюма рефрижераторных судов имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов.

В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25 град.

Высокотемпературные рефрижераторные суда приспособлены в основном для перевозки охлажденных продуктов (фруктов, овощей, яиц, малосолёной и охлажденной рыбы), на низкотемпературных транспортируют мороженую рыбу, мясо, птицу, масло и др. Рефрижераторные суда с универсальными трюмами могут перевозить как мороженые, так и охлажденные продукты. К рефрижераторным относятся также рыбопромышленные суда, на которых осуществляется частичная или полная обработка рыбы, моллюсков и других водных организмов.

Рефрижераторное судно, как правило, многопалубное, обычно со средним, и промежуточным расположением МО и жилой надстройки, небольшой высотой междупалубных пространств (2,4— 2,5 м) и небольшими по размерам люками для уменьшения потерь холода во время грузовых работ. Грузовое устройство стреловое, реже крановое. Эксплуатационная скорость выше, чем у обычных сухогрузных судов,— в среднем 16—22 узлов.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО


Универсальное сухогрузное судно - грузовое судно для перевозки генеральных грузов в упаковке (ящиках, кипах и т.п.) или отдельными местами (напр., металлические конструкции, различное оборудование), а также контейнеров, некоторых навалочных грузов и колесной техники. Наиболее распространенный тип судна (около 60% мирового флота).

К универсальным сухогрузным судам относятся также суда типа ро-ро с комбинированным способом грузообработки - вертикальным через грузовые люки и горизонтальным через аппарели в оконечностях и бортовые вырезы - лацпорты. Универсальные суда разделяются на морские, речные и смешанного плавания. Они имеют объемные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса. Машинное отделение расположено в корме или сдвинуто в нос на 1 - 2 грузовых трюма. Грузоподъемность морского универсального судна в среднем 4 - 6 тыс. т, достигает 16 - 25 тыс. т, скорость соответствует 14 - 16 и 20 - 22 уз. В качестве грузовых средств применяют краны грузоподъемностью 8 — 10 т, на крупных судах - до 35 т или грузовые стрелы грузоподъемностью 3 - 10 т и 40 - 60 т (стрелы-тяжеловесы).

http://static.guim.co.uk/sys-images/Environment/Pix/columnists/2009/1/9/1231508061683/Hijacked-oil-tanker-MV-Si-001.jpg

Танкеры относятся к классу наливных судов. Они служат для перевозки наливом жидких грузов: нефти и нефтепродуктов, растительных масел, кислот, пресной воды, вина, битума и др. Танкеры, предназначенные для перевозки только нефтепродуктов, называют продуктовозами.

Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который судно всегда принимает в порожнем обратном рейсе. Грузовую часть в носу и корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками - коффердамами.

В мировой практике принято следующее разделение танкеров по дедвейту: малотоннажные до 5 тыс. тонн, среднетоннажные до 30 тыс. тонн, крупнотоннажные свыше 30 тыс. тонн, в свою очередь крупнотоннажным танкерам даны следующие наименования:


- Supertanker (30-70 тыс. тонн)

- Panamax (80 тыс. Тонн)

- Mammath tanker (70-150 тыс.тонн)

- VLCC (Very large crude carrier 150-300 тыс.тонн)

- ULCC (Ultra large crude carrier 300-800 тыс.тонн)

- Megatanker (1 млн.тонн)

http://www.shippipedia.com/wp-content/uploads/2010/09/energy-progress.jpg

Судно, предназначенное для перевозки сжиженного газа: пропан, бутан, их смеси, аммиак и др. Газы транспортируют в цистернах (танках) под давлением, сильно охлаждёнными либо при небольшом охлаждении и сжатии. На всех типах газовозов машинное отделение, как правило, располагается в корме.

Трюмные помещения и МО разделяются коффердамом или огнестойкой переборкой. Посты управления, жилые и служебные помещения на газовозах располагаются за пределами грузовой зоны.

В зависимости от водоизмещения газовозы подразделяют на три категории. При грузовместимости до 60 тыс. м.куб. газовозы считаются малыми , от 60 до 100 тыс. м. куб. – большими . Суда грузовместимостью свыше 100 тыс. м. куб. относят к супергазовозам . Газовозы оборудованы системами разгрузки, отвода испаряющихся газов, подачи в цистерну инертных газов и др. Предусмотрен дистанционный контроль состояния газа, его уровня, давления, температуры, а также противопожарные системы.

Внешне газовозы схожи с танкерами. Исключением являются суда с вкладными цилиндрическими, сферическими грузовыми танками, выступающими над уровнем верхней палубы. Рассмотрим на схеме ниже конструктивные особенности такого газовоза.


Химовоз - наливное судно для перевозки жидких и расплавленных химических веществ (за исключением сжиженных газов), опасных для людей и окружающей среды. В основном химовозы представляют собой суда с кормовым расположением МО и надстройки. В зависимости от степени опасности перевозимого груза существуют 3 типа химовозов, которым соответствуют 3 степени конструктивной защиты

корпуса, при этом степень I – высшая. Суда с защитой I и II степени имеют двойное дно и бортовые продольные переборки. Бортовые и междудонные танки могут использоваться по водяной балласт. Коррозионно-агрессивные, опасно реагирующие с водой или особо токсичные вещества перевозятся во вкладных танках. Грузовые танки выполняются обычно из инертных относительно груза материалов или имеют защитное покрытие. Они могут оборудоваться системами подогрева или охлаждения груза. Химовозы имеют контрольно-измерительные комплексы, включая приборы измерения температуры, давления и уровня груза в танках, газоанализаторы, устройства для взятия проб груза и др.


Суда типа "РО-РО" (ролкеры) - суда с горизонтальным способом грузообработки. Служат для перевозки грузов, находящихся в контейнерах, поддонах или так называемых трейлерах-автоприцепах, а также автомашин и колесной техники. Обработка грузов на этих судах производится с помощью вилочных автопогрузчиков, специальных штабелеров или катучих платформ (ролл-трейлеров).

Суда типа "ро-ро" бывают как одно- так и многопалубными. Они отличаются по своему конструктивному устройству и оборудованию от сухогрузных судов традиционного типа. Основное отличие заключается в отсутствии поперечных переборок в грузовой части. В корме (иногда, на малых судах, в носу) имеются открывающиеся ворота с перекидывающимся на причал мостом - аппарелью, - по которому вкатываются и выкатываются грузы и колесная техника. Перемещение грузов с палубы на палубу осуществляется по внутренним наклонным аппарелям или с помощью специальных лифтовых подъемников. Суда типа "ро-ро" отличаются повышенной грузовместимостью; имеют избыточный надводный борт.

АВТОМОБИЛЕВОЗ


Автомобилевоз – специализированное судно для перевозки автомобилей. Представляет собой многопалубное судно, преимущественно с горизонтальной грузообработкой, с избыточным надводным бортом, развитой надстройкой, в которой также оборудованы грузовые помещения.

Автомобили погружаются и выгружаются своим ходом через кормовые или носовые ворота и лацпорты по забортным аппарелям. Для распределения груза по палубам используются пандусы и внутренние аппарели, а для его крепления по-походному – механические устройства и ручные растяжки. Характерной особенностью автомобилевозов является мощная вентиляционная установка, обеспечивающая 20-40-кратный обмен воздуха в час в грузовых помещениях. Вместимость современных автомобилевозов доходит до 6500 автомобилей, скорость 15-19 узлов, у наиболее крупных судов достигает 22 уз.

ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО


Особенностью пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, развитой надстройки и открытых участков палуб, значительное остекление

наружных стенок прогулочных палуб и общественных помещений, выразительные формы наружных конструкций. Для пассажиров оборудована 1-4-местные каюты со всеми удобствами, для отдыха предусмотрены салоны, рестораны, бары, спортзалы, плавательные бассейны и т.п. К пассажирским судам предъявляются повышенные требования по безопасности плавания (непотопляемости, умерению качки, снабжению противопожарными и спасательными средствами).

http://i.dailymail.co.uk/i/pix/tm/2008/06/FerryDM_428x269_to_468x312.jpg

Морские паромы бывают железнодорожные, железнодорожно-автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров. Внешне морские паромы похожи на пассажирские суда и отличаются лишь наличием специальных грузовых (автомобильных или железнодорожных) палуб.

ОФФШОРНЫЙ ФЛОТ


Оффшорный сектор очень разнообразен. Суда оффшорного флота - это суда специального назначения обеспечивающие такие отрасли как нефтегазовая индустрия (разведка месторождений, бурение скважин, установка стационарных платформ, создание подводной инфраструктуры, прокладка трубопроводов, обеспечение нефтяных и газовых платформ), ветроэнергетика (установка и обслуживание ветрогенераторов), дноуглубительные операции, прокладка и

ремонт кабелей и мн. др.


Сухогрузное судно для перевозки лесных грузов, в т. ч. круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пакетах и блок-пакетах. Возможно использование лесовозов и для перевозки массовых грузов (зерно, уголь). Главное отличие лесовоза от других грузовых судов состоит в том, что 1/3 груза перевозится на верхней открытой палубе (караван). Это предопределяет обеспечение повышенной прочности верхней палубы, освобождение ее от загромождающих конструкций и оснащение лесовоза специальными устройствами для крепления каравана: деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам; поперечными найтовами.

Тщательно уложенный и надежно закрепленный караван рассматривается как сплошная судовая надстройка, обеспечивающая дополнительную защиту грузовых люков, сходных тамбуров, вентиляционных отверстий и концевых переборок надстройки, увеличивает входящий в воду объем при крене судна и повышает остойчивость на больших углах крена. Поэтому лесовозы могут иметь меньший надводный борт, чем другие грузовые суда. С учетом этого лесовозам кроме основной грузовой марки, соответствующей перевозке грузов в трюмах, назначается лесная грузовая марка, осадка по которую на 5-6 см больше осадки по основную грузовую марку, что соответствует разности в дедвейте 7-10%.

СУДНО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СКОТА


Перевозка скота по всему миру осуществляется на специализированных судах, спроектированных, либо переоборудованных для транспортировки большого количества животных в безопасных условиях. Торговые маршруты в основном пролегают из Австралии на Ближний Восток и Юго-Восточную Азию. По сути, судно для перевозки скота это современная "плавучая ферма", где налажена автоматическая подача кормов, вентиляция, а путешествие проходит под пристальным контролем ветеринаров. Доставка скота на судно происходит с помощью автопоездов-скотовозов или железнодорожным составом.

В наши дни современное специализированное судно может перевезти до 125.000 овец или 25 тыс. голов крупного рогатого скота.

ПАРУСНОЕ СУДНО


Парусное судно (парусник) - судно, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов . Вся история морских путешествий началась с парусного флота. Существует множество типов парусных судов: фрегат, барк, бриг, бригантина, шхуна, кеч, иол, кэт, шлюп, тендер и др.

Наиболее распространённой является классификация по виду парусного вооружения и рангоута. Так, все парусные суда делятся на две категории: большие парусные суда — имеющие фок-мачту и грот-мачту, и малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань-мачту, либо имеющие единственную мачту.

В наши дни парусники уже не используется в качестве грузовых судов. Тем не менее, данный тип судна является символом морской романтики. В настоящее время используются в качестве учебных судов, прогулочных или спортивных - для участия в международных регатах .

Читайте также: