Виды парусных судов список

Обновлено: 18.05.2024

Согласно историческим данным, первое документально зафиксированное использование парусов в целях мореплавания относится к IV тысячелетию до н.э. Именно тогда, в древнем Египте появилось первое парусное судно: барки, использовавшиеся для передвижения по Нилу и прибрежным районам, впервые были оснащены парусами из циновок. Изначально парус играл роль вспомогательного движителя при попутных направлениях ветра. Но со временем парусное вооружение стало главным, практически полностью вытеснив вёсла. Постепенно паруса и рангоут усложнялись и становились всё разнообразнее.

парусное судно

Классификация парусных судов

Основным толчком к развитию парусников стала эпоха великих географических открытий XV-XVI веков. В это время резко меняются районы плавания и ставящиеся перед судами задачи. А, следовательно, появляются новые требования к конструкции и эксплуатационным качествам судов. С этих пор начинается непрерывное совершенствование и усложнение парусного вооружения, появляются всё новые и новые узкоспециализированные типы парусных судов.

Начиная с XVII-XVIII веков, с развитием единой морской терминологии, возникает насущная необходимость в классификации всех судов по типам. Главным классифицирующим признаком для кораблей становится вид установленного на них парусного вооружения. Второстепенными признаками типа парусного судна являлись число мачт и его предназначение, а для военных кораблей также калибр и количество пушечного вооружения. Рассмотрим виды парусных судов с различным вооружением.

Всё многообразие парусного вооружения можно разделить на три большие группы по виду преобладающих парусов:

Помимо этого, все суда принято разделять на:

К большим относятся те из них, что несут как минимум две мачты. Малыми условно считаются небольшие парусные суда, имеющие 1 или полторы мачты (вариант, когда одна из мачт намного ниже).

Парусники с прямым вооружением

Прямые паруса представляют собой наиболее древнее изобретение, использовавшееся ещё со времён античности. Они устанавливались на египетские, финикийские, греческие, полинезийские и римские суда и лодки ещё задолго до нашей эры. Не потеряли они своей актуальности и в наше время. Их отличительной чертой является четырёхугольная форма – в виде правильного прямоугольника или трапеции. Верхней шкаториной они крепятся к рее или гафелю, а нижней к гику, нижней рее или непосредственно к палубе.

Плюсом прямых парусов считается простота работы с ними, их легко ставить и убирать. Они имеют хорошую движущую силу при попутных ветрах, однако, при боковых и встречных ветрах использовать их крайне затруднительно либо вообще невозможно. Для движения, минимальный угол между направлением ветра и плоскостью паруса должен превышать 65-67 о , а это делает лавирование практически невозможным. Наименование парусов зависит от названия мачт, на которых они установлены и порядкового нахождения по ярусам.

прямое парусное вооружение

Типы парусных судов, с преобладающими прямыми парусами:

Парусники с косым вооружением

Косые паруса были изобретены гораздо позже прямых, только в средние века. Первыми их стали использовать, предположительно, арабские мореплаватели. От них косой парус был перенят европейцами, где и распространился достаточно широко как в качестве самостоятельного, так и в виде дополнения к прямым. Несомненное преимущество косого паруса перед прямым — возможность движения при боковых и даже встречных направлениях ветра. Большие суда, имеющие в качестве основных косые паруса, именуются шхунами. В зависимости от конструктивных особенностей они, в свою очередь, подразделяются на несколько видов:

  • Гафельная. Оснащается гафельным парусом, натягивающегося между гафелем вверху и гиком внизу, а передней шкаториной закрепляется непосредственно к мачте.
  • Бермудская. Паруса такого типа имеют вид треугольника. Основание у него закрепляется на гике, а передняя кромка – на мачте.
  • Стаксельная – к такому типу относятся шхуны, на которых основными парусами являются стаксели (косые паруса, устанавливаемые на штаг впереди мачт).
  • Марсельная – с косым фоком, но в дополнение к нему оснащается прямым парусом-марселем.

косое парусное вооружение

Парусники со смешанным вооружением

К судам со смешанным вооружением относят те из них, у которых оба вида парусов представлены приблизительно в равной пропорции. Сюда включают два вида судов:

  • Бригантина – 2-мачтовое судно, причём на грот-мачте ставятся косые, а на фок-мачте лишь прямые паруса.
  • Баркентина – несёт не меньше 3-х мачт. На фок-мачте имеются прямые паруса, на всех же последующих – исключительно косые.

бригантина

Малые парусники

Небольшие парусные суда и их виды:

Одномачтовые малые парусники разделяются на такие виды:

  • Тендер. Имеет единственную мачту, сдвинутую к миделю. Стандартный набор парусов: грот (гафельный либо бермудский), топсель, стаксели и кливеры. Как и остальные малые парусники, в зависимости от типа грота, бывают гафельными или бермудскими.
  • Шлюп имеет косой парус на грот-мачте, и единственный стаксель. В некоторых случаях над гафельным гротом устанавливается дополнительно топсель.
  • Кэт, малый парусник, имеющий наиболее простое вооружение, состоящее из единственного косого паруса.

берумдский кэч

Помимо этого, современные яхты и лодки могут классифицироваться по типу материала, из которого выполнен их корпус:

  • Стальной.
  • Стеклопластиковый.
  • Деревянный.
  • Армоцементный.

По количеству корпусов парусные лодки могут быть однокорпусными, двухкорпусными (катамараны) и даже трёхкорпусными (тримараны). По наличию киля небольшие парусные суда бывают:

Парусные корабли строились еще с глубокой древности. Как считают ученые, первенство принадлежит египетской цивилизации, появившейся больше 7 тыс. лет назад.

Парусные корабли - классификация, виды и особенности строения

Установка паруса объяснялась необходимостью проплывать большие расстояния с минимальными физическими нагрузками. Прошли века, и на смену простейшим лодкам пришли различные виды современных многопалубных судов.

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Парусные корабли - классификация, виды и особенности строения

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Бегущий такелаж в зафиксированном состоянии является неподвижным, но если необходимо управлять парусником, он может в пространстве передвигать снасти.

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Парусные корабли - классификация, виды и особенности строения

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

Все оснастки помимо общего группового названия имеют и дополнительные, обозначающие, к какой части паруса либо рангоута эти элементы относятся. К примеру, шкот на стаксель парусе — стаксель-шкот, стеньга первой мачты — фок-стеньга.

Разновидности и описание

Нужно заметить, что все старинные виды парусных кораблей строили без предварительного проекта — по наитию, примитивными орудиями труда, под предводительством судостроителей — самородков (талантливых людей различных социальных слоев). Формирование типов парусников производилось во время накопления опыта их строительства — это сопровождалось усложнением конструкции и увеличением габаритов, что явилось причиной усовершенствования инженерных способов проектирования крупных парусных кораблей.

Тип парусника — комплексная характеристика, которая собой представляет основные размеры, степень технического оборудования, особенности конструкции корпуса и обводов, количество корпусов, вид и наличие дополнительной двигательной установки, тип парусного оснащения, условное обозначение проекта в серии, главное функциональное предназначение корабля.

Галеон (военный и грузовой)

Галеон — это крупногабаритный деревянный многопалубный парусник 16−18 столетия с довольно большим артиллерийским вооружением, который использовался в торговых и военных целях. Свою популярность галеоны получили как судна, перевозившие сокровища Испании и в битве Великой Армады, которая произошла в 1589 г.

Парусные корабли - классификация, виды и особенности строения

Галеон является самым совершенным видом парусного судна, созданного в 16 столетии.Он появился в процессе эволюции небольших каракк и каравелл, использовался для продолжительных плаваний по океану. Увеличение корпуса в длину и снижение баковой подстройки привело к высокой стойкости и уменьшению волнового сопротивления. Так смогли получить более маневренное, мореходное и быстроходное судно.

Этот тип парусников отличался от созданных ранее тем, что был прямее, ниже и длиннее, с установленным на носу гальюном и кормой прямоугольной формы, а не округлой. Водоизмещение около 650 тонн (хоть у манильских судов оно доходило до 1500 тонн).

Первое упоминание датируется 1536 годом. В последующем галеон составляет основой процент морского флота Англии и Испании.

Эти суда эксплуатировались вплоть до 18 столетия, после этого они уступили место более новым кораблям с улучшенным парусным вооружением.

Бриги и бригантина

Первые бригантины были описаны в истории создания генуэзских кораблестроителей. Происхождение названия этих судов имеет две версии. Просто в те времена также назывались доспехи у воинов. Вероятно, бригантина получила название от них. Вторая гипотеза связывает название парусника с бригом. На самом деле эти судна имеют похожие черты.

Первые бригантины являлись как парусными, так и гребными. Это указывает в пользу первой теории происхождения названия. Это были военные корабли с количеством весел, которое доходило до 15 на одном борту. Через некоторое время хроники описывают бригантину как двухмачтовый парусник.

Парусные корабли - классификация, виды и особенности строения

Паруса имели признаки шхуны и брига. И были косыми на задней мачте и прямыми на передней. Это давало возможность бригантине успешно выполнять как разведывательные, так и военные операции. Со спущенными передними парусами ею мог управлять лишь один опытный моряк.

Бригантина являлась любимым судном пиратов. Боевой силы вполне хватало для захвата торговых кораблей, а хорошая маневренность и быстроходность помогала уйти от погони. Если кто и мог преодолеть сложные места между рифами, то это только бригантина.

Сегодня бригантины являются двухмачтовыми парусными кораблями с фок-мачтой, которые имеют вооружение, как у брига, а также грот-мачту с трапециевидными парусами, как у шхуны — топсели и грота-триселем. Современных бригантин с бермудским гротом, скорей всего, нет, хоть источники относительно их факта существования встречаются.

Военные фрегаты

Фрегат — боевое трехмачтовое судно с полным парусным оснащением и одной палубой для орудий. Это один из самых разнообразных по своим характеристикам типов парусников. Происхождение фрегаты начали от быстроходных и легких судов, применявшихся для плавания в проливе Ла-Манш примерно в конце 17 столетия.

С увеличением морских флотов и их дальности плавания характеристики дюнкеркских кораблей больше не удовлетворяли адмиралтейство, и название стало трактоваться значительно шире, обозначая, по большому счету, все быстроходные легкие суда, которые способны проводить самостоятельное действие.

Парусные корабли - классификация, виды и особенности строения

Классические парусные фрегаты были построены во Франции в конце 18 века. Это были суда средние по размеру, водоизмещением примерно 850 тонн, вооруженные 20−30 орудиями на одной палубе. В последующем водоизмещение и мощность вооружения этих кораблей выросли, и к началу войны 1812 года они имели водоизмещение приблизительно 1200 тонн и до 60 пушек.

Самые большие из их числа могли включаться в боевой клин и назывались линейными фрегатами, наподобие линейных крейсеров 20 столетия. Как и современные крейсеры, фрегаты были самым загруженным видом парусных судов. В мирное время эти корабли чаще всего не ставились на якорь, а, как и линейные парусники, использовались для несения крейсерской и патрульной службы, тренировки кадетов, борьбы с пиратством.

Линейный корабль

Парусные корабли - классификация, виды и особенности строения

До 16−17 столетия четко установленного строя в бою не было, после сближения враждующих сторон битва превращалась в хаотичную свалку отдельных судов.

Страшнейшим оружием в этих условиях являлись брандеры — корабли старого типа, начиненные горючими веществами, поджигали и отправляли на врага.

Парусники Российского флота

Линкоры являлись самыми мощными и большими парусными кораблями Императорского флота в России. Оборудовались прямым парусным оснащением и тремя мачтами, последние представители этих судов также имели гребные винты и паровые машины. В качестве вооружения несли 60−140 пушек, находившихся на верхней палубе и двух деках. С учетом числа орудий корабли классифицировались по рангам.

Деление на четыре ранга (54-, 66-, 80- и 100-пушечных) произошло в 1721—1723 гг. До этого деление производилось по английским стандартам 1705 г.

Парусные корабли - классификация, виды и особенности строения

За весь период существования парусного ВМФ России линкоры были самыми мощными представителями этого типа кораблей, а также составляли самую многочисленную группу парусников. Находились на службе в составе Черноморского, Балтийского и Азовского флотов.

Список парусных кораблей, вошедших в историю России:

Век металлических суден на атомных двигателях не смог подвинуть с морских просторов величественные парусные корабли, которые не только позволяют кадетам на практике познать морское дело. Своим внешним видом они пробуждают в детях и юношах интерес к путешествию, дают возможность прикоснуться к истории географических открытий и боевой славе России.

Виды парусных судов

Аак – (нидерл. aak) — одномачтовое плоскодонное судно,

использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин. По конструкции - небольшое грузовое судно клинкерной постройки с полукруглой люковой палубой, плоскодонное, без фор- и ахтерштевней. Посредством носовой и кормовой штук судовое днище по обеим концам плоско и наискосок поднималось начиная от шкафута. Не имел боковых швертов, нес простой шпринтовый парус и фока-стаксель. Короткий бушприт давал возможность нести кливер, и обычно такелаж ааков был подобен такелажу судов побережья.

Виды парусных судов

Виды парусных судов

Баркенти́на (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса. Современные стальные баркентины имеют водоизмещение до 5 тыс. т и оснащаются вспомогательным двигателем.

Бриг - (англ. brig) — двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем. В литературе, особенно художественной, авторы нередко называют этот парус контр-бизанью, но следует помнить, что у судна с парусным вооружением брига нет бизань-мачты, а значит нет и принадлежностей этой мачты, хотя функциональная нагрузка грота-гаф-триселя брига точно такая же, как и контр-бизани фрегата.

Виды парусных судов

Бригантина (итал. brigantino — шхуна-бриг, brigantina — бизань) — лёгкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). В XVI—XIX веках двухмачтовые бригантины, как правило, использовались пиратами (итал. brigante — разбойник, пират). Современные бригантины — двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, имеющей вооружение, как у брига, и грот-мачтой с косыми парусами, как у шхуны — грота-триселем и топселем. Бригантин с бермудским гротом в наше время, по-видимому, не существует, хотя ссылки на сам факт их существования встречаются.

Виды парусных судов

Галеон — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Великой Армады, произошедшем в 1588 году. Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало до 2000 тонн). Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась резьбой и балконами. Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

Виды парусных судов

Джонка - (малайск. djong, искажённое кит. чуань - судно), деревянное парусное грузовое двух-четырёхмачтовое судно речного и прибрежного морского плавания, распространённое в Юго-Восточной Азии. В эпоху парусного флота Д. использовались для военных целей; на современных Д. перевозятся грузы, нередко они служат и для жилья. Д. имеют небольшую осадку, грузоподъёмность - до 600 т; характерные особенности - очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек.

Виды парусных судов

Иол - (голл. jol), разновидность двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Положением кормовой мачты (позади оси руля) Иол отличается от кеча, у которого кормовая мачта находится впереди оси руля. Парусное вооружение типа Иола имеют некоторые крупные яхты и промысловые суда.

Караве́лла (итал. caravella) — 3—4 мачтовый однопалубный универсальный парусный деревянный корабль, способный к океанским плаваниям. Каравелла имела высокий нос и корму для сопротивления океаническим волнам. Первые две мачты имели прямые паруса, а последняя — косой парус. Каравелла использовалась в XIII—XVII веках. В 1492 на 3-х каравеллах было совершено трансатлантическое плавание Колумба. Помимо мореходности, каравеллы обладали высокой грузоподъемностью.

Каракка "Виктория", воссозданная по испанским образцам XVI века

Виды парусных судов

Кеч, кэч (англ. ketch), двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой, расположенной впереди оси руля. Парусное вооружение типа К. (бермудское или гафельное) имеют некоторые рыболовные суда, крупные спортивные яхты.

Виды парусных судов

Флейт — тип парусного судна, имевший следующие отличительные черты:
* Длина этих судов в 4 — 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру.
* В такелаже были введены изобретённые в 1570 году стеньги
* Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды.

Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зсйдер-Зе. Парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 — 3,5 м, грузоподъемность 350—400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 — 20 пушек. Экипаж состоял из 60 — 65 человек. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI—XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

Виды парусных судов

Шлюп (малый корвет) (голл. sloep, от sluipen - скользить) — трёхмачтовый военный корабль второй половины XVIII — начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10—28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. Кроме этого, Шлюпом называется тип парусного вооружения - одна мачта и два паруса - передний (стаксель при бермудском вооружении, кливер при прямом вооружении) и задний - (cоответственно, грот и фок).


Советский шлюп "Предприятие"

Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии — любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты.

Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?

Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.


Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.

Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.

Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:

Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?

Как рассчитать оптимальную площадь парусов

В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.

Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.

При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:

  • Назначение лодки – для кратковременных семейных прогулок, круиза или гонок.
  • Район использования – внутренние водоемы, прибрежная морская зона, океанские просторы.
  • Водоизмещение, размерения, вид и вес балласта/фальшкиля, обводы корпуса.
  • Конструктивные особенности: материал корпуса и рангоута, высота надводного борта, наличие фальшборта и пр.

Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.

Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2

Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота

Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.

Современный гафельный кеч: традиции не умирают

Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.

Square Top – существенно увеличивает потенциал высоких (гоночных) парусов

На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.

Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.

Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.

Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.

Виды парусов и их особенности

Грот – треугольный парус, верхний конец и передняя кромка (шкаторина) которого крепятся к мачте, а нижняя растягивается на горизонтально установленном рангоутном дереве – гике, разворот которого осуществляется при помощи гика-шкота. В большинстве случаев, это самый большой по площади парус, который на современных лодках сворачивается либо в мачту (In-mast furling) , либо в гик (In boom furling) на специальной закрутке. Помимо значительного тягового усилия, грот обеспечивает эффективное обтекание воздушным потоком передних парусов, а также способствует сохранению рулевого баланса. Обычно в комплект входят два основных грота (запасной при коротких круизных рейсах хранится на берегу) и штормовой, меньшей площади.

Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:

  • №1 (140-150%) с низким расположением шкотового угла. Обычно используется при ветре до 2 баллов на курсах от галфвинда до острого бейдевинда.
  • №2 (до 120%) – при ветре от 2 до 4 баллов в том же диапазоне курсов.
  • №3 (100%) – для 4-5 балльных ветров, при курсах от галфинда до бейдевинда.

Перекрывающая генуя в действии

Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.

Спинакер: красиво, но не так-то просто!

Генакер на J/70

Code Zero: дорогая ловушка для укрощения слабого ветра с встречных румбов

Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?

Что лучше — одна мачта или две?

Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).

Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.

Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.

Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:

К преимуществам шлюпов в целом относят:

  • Минимальное количество снастей.
  • Сравнительную простоту управления.
  • Универсальную пригодность как для гонок, так и для семейных путешествий.

В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.

Классический бермудский шлюп: Bavaria 46

Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:

  • Тендеры с бушпритом – горизонтальным или наклонным рангоутным деревом, закрепленным на носу. Этот вариант оснастки характерен для лодок большего водоизмещения, с целью увеличить площадь передних парусов без увеличения высоты мачты.
  • Безбушпритные тендеры – галсовый угол переднего стакселя крепится непосредственно в носовой части корпуса.

В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.

По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:

  • Возможность гибкого подбора комплекта парусов для любой погоды.
  • Большая эффективность использования парусного вооружения при попутных ветрах.
  • Меньшие физические усилия при управлении и (особенно!) при смене парусов.
  • Улучшенный сектор обзора вне зависимости от курса относительно ветра.

Тендеры с бушпритом и без него: Valiant 40, Warrior 40 (закрутка в гик и мачту)

ендеры с бушпритом и без него: Valiant 40, Warrior 40 (закрутка в гик и мачту)

Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.

Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:

Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.

Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.

Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.

Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).

К основным преимуществам кечей относятся:

  • Возможность сохранения значительной общей площади парусности (и даже ее увеличения) при уменьшении размеров отдельных парусов, что облегчает управление ими.
  • Существенно большая чем у одномачтовых лодок свобода маневра парусами (как по количеству, так и по рабочей площади) при сильных ветрах.
  • Дополнительная стабилизация лодки в дрейфе, а также на плавучем или стационарном якоре: поднятый на бизань-мачте парус, помогает точнее удерживать нос против волны.

К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.

Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.

Кечи: обновленные Josua и Suhaily, а таже кэт-кеч Freedom 35

Кечи: обновленные Josua и Suhaily, а таже кэт-кеч Freedom 35

Кечи: обновленные Josua и Suhaily, а таже кэт-кеч Freedom 35

Подобный вариант парусного вооружения яхтинг позаимствовал у рыболовных суденышек домоторной эпохи, которым важно было точно сохранять заданное направление движения при постановке/выборке сетей, когда каждая пара свободных рук требовалась для работы на палубе. Первыми опыт рыбаков переняли мореплаватели-одиночки. которые не гнались за рекордами скорости. Так, знаменитый капитан Слокам уже во время кругосветного путешествия переоснастил свой Spray (бывший устричный шлюп) именно в иол.

По мере появления все более совершенных авторулевых, йолы постепенно теряют свою популярность у широкой массы любителей паруса. Однако, обладая большинством основных преимуществ кеча (включая возможности размещения дополнительного оборудования) при меньшей стоимости, все еще находят спрос среди поклонников лодок индивидуальных проектов.

Признанными плюсами шхун являются:

К минусам лодок этого типа следует отнести сравнительно меньшие скорости и неустойчивость удержания курса (зарыскивание) при попутных ветрах. К тому же, при кажущейся простоте оснастки, управление шхуной представляется достаточно сложным для сравнительно малочисленного (2-3 чел.) экипажа, а уж тем более для одиночки.

Подведем итоги

Эти лодки хороши своей универсальностью и подходят как для первичного обучения, так и для развития полученных навыков в дальних морских и океанских плаваниях. Однако в погоне за скоростью (с неизбежным возрастанием размеров судна и площади парусов) возникает естественная необходимость облегчить рангоут и уменьшить высоту центра парусности. Так что при общей площади парусности превышающей 60 м² представляется целесообразным использовать тендерную оснастку, которая позволит нести больше парусов, существенно не увеличивая нагрузки на единственную мачту.

На хорошо построенном и оснащенном шлюпе можно плавать и участвовать в гонках хоть всю жизнь.

По мере совершенствования мастерства растет тяга к длительным путешествиям в комфортных условиях и/или достижениям больших скоростей. И то, и другое вам могут обеспечить более крупные лодки с соответственно увеличенной площадью парусов. При общей парусности свыше 100-120 м² более эффективным представляется использование двухмачтовых вариантов вооружения – йола и кеча, а при суммарной площади парусов 200-250 м² и более – шхуны.

Так, от меньшего к большему, от простого к сложному перед вами откроется волшебный мир парусов.

Первые парусные суда появились в Египте приблизительно 3000 лет до н. э. Об этом свидетельствуют росписи, украшающие, древние египетские вазы. Применение паруса стало первым использованием человеком энергии природной стихии – воздуха.
Изначально парус играл роль вспомогательного движителя при попутных направлениях ветра. Но со временем парусное вооружение стало главным, практически полностью вытеснив вёсла. Постепенно паруса и рангоут усложнялись и становились всё разнообразнее.

Содержание статьи

Парусное судно

  • Парусные суда, их виды и характеристика
  • Как называется передняя часть корабля
  • Зачем нужны корабли

Парусные суда

С началом эпохи династий фараонов (3200-2240 гг. до нашей эры) в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение. Внешне лодка была похода на папирусную лодку.

Судно имело примитивный четырехугольный парус, с которым могло идти по ветру. Вооружение судна завершали гребковые весла, а также одно или несколько весел-рулей, прочно закрепленных в уключинах на корме.

Древнейшее наборное судно египтян было найдено в 1952 г. в южной части пирамиды Хеопса (Хуфу). Его возраст – почти 4,5 тыс. лет! Серповидный корпус судна водоизмещением 40 т имел длину 43,4 м при ширине 5,9 м.

Суда эпохи Нового царства разорительно отличались от своих предшественников. Профиль судна стал заметно острее, еще выше приподнялись нос и корма. Навеки ушел в прошлое обвязывающий пояс, но, во избежание продольного изгиба судна, корабелы все же продолжали натягивать трос между балками на носу и корме.

Египетский парусник

Парусное судно древнего Египта

Древняя Греция

Не исключено что древние греки, первыми научившиеся обтягивать свои лодки звериной кожей, придумали и парус – самый важный, после весла, инструмент управления кораблем.

Опираясь на собственные достижения в технике, греки позаимствовали все лучшее из конструкции эгейских и финикийских судов. Древнегреческий флот строился в основном для войны на море, а потому именно у греков впервые четко обозначились различия между торговыми и военными судами – выносливыми и маневренными. Корпус судна красили и натирали жиром, а ниже ватерлинии его смолили или обшивали свинцовыми листами.

Первые корабли-воины были сравнительно легкими судами и имели длину всего 30-35 м. В зависимости от количества рядов весел поначалу строили однорядные униремы и двухъярусные биремы. Обычная легкая унирема имела 12-15 м. имела по 25 гребных весел с каждой стороны. Роль металлического тарана на этих суднах выполняло гигантское копье приблизительно 10-метровой длины.

Постепенно время изменило внешний вид военных кораблей. Основными судами большинства средиземноморских флотов стали триремы (греки называли из триерами). Три яруса весел им это название дали. Общее количество весел на таком судне достигало 170.

Торговые суда греков (лембы, келеты и керкуры) совершенствовались быстрее, чем военные. При длине 20-25 м они имели грузоподъемность 800-1000 тонн. На торговом судне нередко устанавливали две мачты. Главная мачта несла четырехугольный парус, укрепленный на рее. В качестве балласта использовался песок.

Греческий парусник

Парусное судно древней Греции

Европейское кораблестроение

Первые парусные корабли средневековья появились во времена крестовых походов. В это время появились парусные нефа. Первые нефы были одномачтовыми. Впоследствии их стали оснащать двумя мачтами-однодеревками. Высокая фок-мачта устанавливалась на самом носу корабля. Грот мачта находилась посредине корпуса, и были длиннее киля.

На нефах было три шлюпки и очень много якорей – обычно до двадцати. Поднять якорь, который весил больше тонны, было почти невозможно. Поэтому мореходы предпочитали расставаться с выполнившим свою миссию якорем, без сожаления обрубая якорный канат.

Экипажи некоторых нефов насчитывали по 100-150 матросов. Такие суда могли брать на судно до тысячи пассажиров. Нефы пестро раскрашивались и расцвечивались яркими флагами и вымпелами. Кроме всего этого оформлялись резными украшениями, скульптурами русалок и богов. Паруса были цветными: от алых до черных.

Парусные суда, их виды и характеристика

Типы парусных кораблей во все времена были разнообразны. Помимо оригинальной конструкции парусник мог подвергнуться изменениям по желанию владельца, в зависимости от условий плавания или местных традиций. Плавание парусных кораблей может занимать от одного дня до нескольких месяцев, однако продолжительное мореплавание предполагает тщательное планирование с заходами в порты для пополнения запасов.

Существуют различные виды парусных кораблей, но все они имеют общие базовые характеристики. Каждое парусное судно должно иметь корпус, рангоут, такелаж, и хотя бы один парус.

Наглядно

Основные составляющие парусного судна

Рангоут - система мачт, рей, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т.п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).

Рангоут

Такелаж - всех снастей парусного судна, представляет собой натянутые тросы. Такелаж разделяется на стоячий и бегущий. Стоящий такелаж служит для удержания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных парусных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали. Бегущий такелаж предназначен для управления парусами - их подъема, уборки и т.п.

Натянутые тросы

Парус - движитель парусного судна - часть ткани, на современных парусниках - синтетической, которая крепится к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые - форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет парусному судну двигаться круто к ветру.

Паруса

Виды мачт

• Фок-мачта. Это самая первая мачта, если считать от носа судна.

• Грот-мачта. Она является второй по счету конструкцией подобного типа от носа корабля. На двух-трехмачтовых судах она является еще и самой высокой.

• Бизань-мачта. Кормовая мачта, которая на любом судне является самой последней от носа.

Наиболее распространенной классификацией парусных судов является разделение по типу и количеству мачт. Отсюда и происходит название типа парусного корабля. Так, все парусные суда могут нести на своих мачтах различные типы парусов в различном количестве, но все они делятся на следующие категории:

Одномачтовые парусные суда

  • Ял - легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.

Ял

  • Кэт - парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.

Кэт

Шлюр

  • Тендер - одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса - стаксель, трисель и топсель.

Тендер

  • Куттер - парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.

Куттер

Двухмачтовые парусные суда

  • Йол - двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.

Йол

  • Кеч - двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.

Кеч

  • Шхуна (бермудская шхуна) - морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.

Шхуна

  • Бригантина - двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.

Бригантина

  • Бриг - двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

Бриг

Трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)

  • Каравелла - имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.

Каравелла

  • Барк - большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.

Барк

  • Баркентина (шхуна-барк) - как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.

Баркентина

  • Фрегат - парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.

Фрегат

Изначально парусные яхты представляли собой быстрые и легкие суда, использующиеся для перевозки высокопоставленных персон. Впоследствии яхтой стали называть любое парусно-моторное, моторное или просто парусное судно, предназначенное для туристических или спортивных целей.

Первые яхты появились в восемнадцатом веке. Они были достаточно быстры и комфортабельны, именно поэтому богатые люди предпочитали этот вид морского транспорта. Современные парусные яхты имеют подвесной мотор, который позволяет легко маневрировать в порту и плыть с невысокой скоростью даже во время полного штиля. Они делятся на крейсерские (на их борту есть каюта), прогулочные и гоночные.

Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.

Классификация парусных судов

по виду корпуса:

по количеству корпусов:

• Двухкорпусные (парусные катамараны)

• Трехкорпусные (парусные тримараны)

в зависимости от использования киля:

• Килевые яхты (на таких судах используют тяжелый киль, это позволяет существенно уменьшить дрейф судна и снизить центр тяжести).

• Швертботы (на таких яхтах устанавливается специальный шверт, при необходимости его можно поднять и уменьшить осадку судна).

• Яхты-компромиссы (на них используют промежуточные конструктивные решения между швертботами и килевыми конструкциями).

Древние парусники и их навигаторы заслуживают нашего восхищения и уважения даже сейчас, в конце XX века, когда существует и радарная навигация, и космические паруса. Все они - общее наследие человечества. Сохранившиеся до нашего времени старые парусники стали музеями или помещены в музеях.

Читайте также: