Виды освещения на судах

Обновлено: 16.05.2024

2Ш15 - тип байонетного цоколя ламп накаливания, позволяющий ускорить замену лампы. В основе конструкции 2 круглых штифта, которые расположены симметрично. Во время замены лампы штифты вставляют в прорези патрона и проворачивают цоколь до фиксации.

Прожектор ПЗС-35 предназначен для освещения водного пространства и береговых объектов.Прожектор ПЗС-35 применяется для освещения открытых пространств (палуб, причалов, доков и т.д.)

Светильник взрывозащищенный ВЗГ-100 предназначен: для освещения взрывоопасных помещений на морских судах, а также помещений промышленных предприятий классов В-1, В-1а, В-15, в которых могут образоваться взрывоопасные смеси газов и паров с воздухом, относящиеся к 1, 2 и 3 категориям групп А, Б и Г по воспламеняемости, и помещений классов В-П, В-Па, в которых могут быть взрывоопасная смесь горючей пыли с воздухом.

Светильник взрывозащищенный ВЗГ-100 предназначен: для освещения взрывоопасных помещений на морских судах, а также помещений промышленных предприятий классов В-1, В-1а, В-15, в которых могут образоваться взрывоопасные смеси газов и паров с воздухом, относящиеся к 1, 2 и 3 категориям групп А, Б и Г по воспламеняемости, и помещений классов В-П, В-Па, в которых могут быть взрывоопасная смесь горючей пыли с воздухом.

Светильник судовой водозащищенный СВ-90 предназначен для общего и местного освещения жилых, технических и других помещений, сырых помещений, а также для применения на открытом воздухе.

Газосветная неоновая лампа тлеющего разряда предназначена для использования в качестве световых сигналов в электротехнических устройствах широкого применения, для индикации напряжения в цепях постоянного и переменного тока.

Газосветная неоновая лампа тлеющего разряда предназначена для использования в качестве световых сигналов в электротехнических устройствах широкого применения, для индикации напряжения в цепях постоянного и переменного тока.

Газосветная неоновая лампа тлеющего разряда предназначена для использования в качестве световых сигналов в электротехнических устройствах широкого применения, для индикации напряжения в цепях постоянного и переменного тока.

Газосветная неоновая лампа тлеющего разряда предназначена для использования в качестве световых сигналов в электротехнических устройствах широкого применения, для индикации напряжения в цепях постоянного и переменного тока.

Прожектор судовой МСПЛ-45 предназначен для навигационного освещения и световой сигнализации, освещения поверхности воды и берега. Прожектор судовой применяется для снабжения всех видов судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах.

Тип цоколя Е27, называемый также классическим винтом Эдисона, используется в лампах накаливания и аналогичных энергосберегающих лампах.

Прожектор судовой МСПЛ-45 предназначен для навигационного освещения и световой сигнализации, освещения поверхности воды и берега. Прожектор судовой применяется для снабжения всех видов судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах.

Прожектор судовой МСПЛ-45 предназначен для навигационного освещения и световой сигнализации, освещения поверхности воды и берега. Прожектор судовой применяется для снабжения всех видов судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах.

Прожектор судовой МСПЛ-45 предназначен для навигационного освещения и световой сигнализации, освещения поверхности воды и берега. Прожектор судовой применяется для снабжения всех видов судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах.

Прожектор судовой МСПЛ-45 предназначен для навигационного освещения и световой сигнализации, освещения поверхности воды и берега. Прожектор судовой применяется для снабжения всех видов судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах.

Светильник НПП 25/100 предназначен для общего освещения взрывоопасных зон судовых и производственных помещений.

Светильник взрывозащищенный ВЗГ-100 предназначен: для освещения взрывоопасных помещений на морских судах, а также помещений промышленных предприятий классов В-1, В-1а, В-15, в которых могут образоваться взрывоопасные смеси газов и паров с воздухом, относящиеся к 1, 2 и 3 категориям групп А, Б и Г по воспламеняемости, и помещений классов В-П, В-Па, в которых могут быть взрывоопасная смесь горючей пыли с воздухом.

Судовой прожектор МСП-45 К предназначен для освещения объектов рассеянным и направленным светом, а также в качестве световой сигнализации. Судовой прожектор МСП-45 К – морской сигнально-осветительный ксеноновый прожектор.

Судовой прожектор МСП-45 К предназначен для освещения объектов рассеянным и направленным светом, а также в качестве световой сигнализации.

Прожектор ПЗС-35 предназначен для освещения водного пространства и береговых объектов. Прожектор ПЗС-35 применяется для освещения открытых пространств (палуб, причалов, доков и т.д.)

Прожектор судовой МСПЛ-45 предназначен для навигационного освещения и световой сигнализации, освещения поверхности воды и берега. Прожектор судовой применяется для снабжения всех видов судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах.

Прожектор ПЗС-35 предназначен для освещения водного пространства и береговых объектов. Прожектор ПЗС-35 применяется для освещения открытых пространств (палуб, причалов, доков и т.д.)

Прожектор ПЗС-35 предназначен для освещения водного пространства и береговых объектов. Прожектор ПЗС-35 применяется для освещения открытых пространств (палуб, причалов, доков и т.д.)

Прожектор судовой МСПЛ-45 предназначен для навигационного освещения и световой сигнализации, освещения поверхности воды и берега. Прожектор судовой применяется для снабжения всех видов судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах.

Прожектор ПЗС-35 предназначен для освещения водного пространства и береговых объектов. Прожектор ПЗС-35 применяется для освещения открытых пространств (палуб, причалов, доков и т.д.)

Светильник взрывозащищенный ВЗГ-100 предназначен: для освещения взрывоопасных помещений на морских судах, а также помещений промышленных предприятий классов В-1, В-1а, В-15, в которых могут образоваться взрывоопасные смеси газов и паров с воздухом, относящиеся к 1, 2 и 3 категориям групп А, Б и Г по воспламеняемости, и помещений классов В-П, В-Па, в которых могут быть взрывоопасная смесь горючей пыли с воздухом.

Прожектор судовой МСПЛ-45 предназначен для навигационного освещения и световой сигнализации, освещения поверхности воды и берега. Прожектор судовой применяется для снабжения всех видов судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах.

Светильник СС-528Б предназначен для обеспечения общего освещения на судне.

Ручной аккумуляторный светильник с подзарядным устройством типа СС-900А предназначен для местного подсвечивания в аварийной ситуации.

Светильник взрывозащищенный ВЗГ-100 предназначен: для освещения взрывоопасных помещений на морских судах, а также помещений промышленных предприятий классов В-1, В-1а, В-15, в которых могут образоваться взрывоопасные смеси газов и паров с воздухом, относящиеся к 1, 2 и 3 категориям групп А, Б и Г по воспламеняемости, и помещений классов В-П, В-Па, в которых могут быть взрывоопасная смесь горючей пыли с воздухом.

Светильник взрывозащищенный ВЗГ-100 предназначен: для освещения взрывоопасных помещений на морских судах, а также помещений промышленных предприятий классов В-1, В-1а, В-15, в которых могут образоваться взрывоопасные смеси газов и паров с воздухом, относящиеся к 1, 2 и 3 категориям групп А, Б и Г по воспламеняемости, и помещений классов В-П, В-Па, в которых могут быть взрывоопасная смесь горючей пыли с воздухом.

Светильник НПП 25/100 предназначен для общего освещения взрывоопасных зон судовых и производственных помещений.

Светильник СС-56АЕ подпалубный используют во внутренних жилых помещениях судна для обеспечения общего, локализованного и аварийного освещения, а также внутренней световой сигнализации.

Светильник сс-328 используется для того, чтобы обеспечить общее и локализованное освещение закрытых помещений судна, а также наружных палуб с навесами и внутрисудовой сигнализации.

Светильник сс-328 используется для того, чтобы обеспечить общее и локализованное освещение закрытых помещений судна, а также наружных палуб с навесами и внутрисудовой сигнализации.

Светильник сс-328 используется для того, чтобы обеспечить общее и локализованное освещение закрытых помещений судна, а также наружных палуб с навесами и внутрисудовой сигнализации.

Светильник аварийный аккумуляторный переносной СГВ-2 предназначен для индивидуального освещения рабочего места и затемненных участков пути при следовании к месту работы.

Светильник люминесцентный подволочный С109 предназначен для освещения комнат отдыха, кают, кают-компаний, цехов, производственных помещений, проходов, тоннелей, а также для использования на морских платформах и судах.

Переносной светильник СС-198 применяется в условиях недостаточного освещения для временной местной подсветки необходимой зоны.

Светильник сс-835 используется для обеспечения общего освещения служебных помещений судна.

Ручной переносной светильник с лампами накаливания типов СС-867 предназначен для временного освещения подсобных и вспомогательных помещений при недостаточной их освещенности и в труднодоступных местах на судах.

Светильник сс 24 предназначен для местного освещения во внутренних помещениях судна, таких как душевые, комнаты отдыха, каюты, проходы.

Светильник сс 24 предназначен для местного освещения во внутренних помещениях судна, таких как душевые, комнаты отдыха, каюты, проходы.

Светильник сс-328 используется для того, чтобы обеспечить общее и локализованное освещение закрытых помещений судна, а также наружных палуб с навесами и внутрисудовой сигнализации.

Настенный светильник СС-407 используют в жилых помещениях, салонах и каютах для обеспечения местного освещения.

Светильник сс-557 предназначен для обозначения правого борта судна.

Светильник СС-814Б

Светильник предназначен для освещения закрытых мест, таких как каюты, кают-компании, комнаты отдыха, и открытых мест, таких как машинное отделение, проходы, тоннели, трубопроводы, производственных помещения, трюмы и открытая палуба.

Светильник сс-328 используется для того, чтобы обеспечить общее и локализованное освещение закрытых помещений судна, а также наружных палуб с навесами и внутрисудовой сигнализации.

Светильник люминесцентный подволочный С109 предназначен для освещения комнат отдыха, кают, кают-компаний, цехов, производственных помещений, проходов, тоннелей, а также для использования на морских платформах и судах.

Светильник судовой СС 1400 предназначен для временного освещения помещений на судне.

Светильник судовой палубный С328 предназначен для общего и локализованного освещения жилых, технических, а также других помещений и наружных палуб (под навесом).

Светильник сс-328 используется для того, чтобы обеспечить общее и локализованное освещение закрытых помещений судна, а также наружных палуб с навесами и внутрисудовой сигнализации.

Светильник сс-328 используется для того, чтобы обеспечить общее и локализованное освещение закрытых помещений судна, а также наружных палуб с навесами и внутрисудовой сигнализации.

Светильник ФСХ-Б

Светильник ФСХ используется как топовый или клотиковый фонарь на речном несамоходном судне.

Светильник ФСХ используется как топовый или клотиковый фонарь на речном несамоходном судне.

Светильник ФСХ-К

Светильник ФСХ используется как топовый или клотиковый фонарь на речном несамоходном судне.

Светильник сс 64ае монтируется на панели распределительного щита и служит как световой сигнал.

Светильник СС-567 - это круговой подвесной нижний фонарь, обеспечивающий безопасность плавания.

Светоимпульсные отмашки предназначены для установки на речных судах и судах смешанного плавания , обеспечивают световую сигнализацию в дневное и ночное время суток при расхождении и обгоне во время плавания по внутренним водным путям.

Светоимпульсные отмашки предназначены для установки на речных судах и судах смешанного плавания , обеспечивают световую сигнализацию в дневное и ночное время суток при расхождении и обгоне во время плавания по внутренним водным путям.

Светильник СС-566 предназначен для установки на судне для указания его габаритов, местонахождения, направления движения, типа, состояния, рода выполняемой им работы, определение его манёвренных возможностей, а так же аварийного и внутреннего освещения

Светоимпульсные отмашки предназначены для установки на речных судах и судах смешанного плавания , обеспечивают световую сигнализацию в дневное и ночное время суток при расхождении и обгоне во время плавания по внутренним водным путям.

Светильник сс-967 подпалубный используется для обеспечения общего освещения в жилых, общественных и производственных помещениях судна.

Светильник СС-56АЕ подпалубный используют во внутренних жилых помещениях судна для обеспечения общего, локализованного и аварийного освещения, а также внутренней световой сигнализации.

Ручной аккумуляторный светильник с подзарядным устройством типа СС-1154 предназначен для местного подсвечивания в труднодоступных и слабоосвещенных местах и для использования в аварийной ситуации.

Фонарь 477ЛВ бортовой правый красного огня. Служит обозначением левого борта судна.

Светильник СС-548Б - cигнал световой на напряжение 127 В, 220 В, 380 В.

Светильник СС-567 - это круговой подвесной нижний фонарь, обеспечивающий безопасность плавания.

Светильник сс-835 используется для обеспечения общего освещения служебных помещений судна.

Светильник судовой СС 835 предназначен для общего освещения служебных помещений.

Судовой прожектор МСП-45 К предназначен для освещения объектов рассеянным и направленным светом, а также в качестве световой сигнализации. Судовой прожектор МСП-45 К – морской сигнально-осветительный ксеноновый прожектор.

Прожектор судовой МСПЛ-45 предназначен для навигационного освещения и световой сигнализации, освещения поверхности воды и берега. Прожектор судовой применяется для снабжения всех видов судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах.

Светильник 901 стационарный аккумуляторный с подзарядным устройством. Предназначен для аварийного освещения на время выхода из строя основного и резервного освещения.

Светильник сс-328 используется для того, чтобы обеспечить общее и локализованное освещение закрытых помещений судна, а также наружных палуб с навесами и внутрисудовой сигнализации.

Светильник СС-566 предназначен для установки на судне для указания его габаритов, местонахождения, направления движения, типа, состояния, рода выполняемой им работы, определение его манёвренных возможностей, а так же аварийного и внутреннего освещения. Светильник может поставляться в виде одиночного, или в виде гирлянды из двух тли трех круговых фонарей в разных цветовых вариантах.

Предлагаем к поставке огромный выбор Судовых светильников и прожекторов.

Светильник сс-850 используется для обеспечения освещения посадочных мест в шлюпке.

Светоимпульсные отмашки предназначены для установки на речных судах и судах смешанного плавания , обеспечивают световую сигнализацию в дневное и ночное время суток при расхождении и обгоне во время плавания по внутренним водным путям.

Фонарь кормовой белого огня 560МВ служит для обозначения хода и направления движения судна. Также необходим при прохождении Кильского канала.

Светильник СС-566 предназначен для установки на судне для указания его габаритов, местонахождения, направления движения, типа, состояния, рода выполняемой им работы, определение его манёвренных возможностей, а так же аварийного и внутреннего освещения.

Светильник СС-566 предназначен для установки на судне для указания его габаритов, местонахождения, направления движения, типа, состояния, рода выполняемой им работы, определение его манёвренных возможностей, а так же аварийного и внутреннего освещения

Фонарь ФСХ используется как топовый или клотиковый фонарь на речном несамоходном судне.

2Ш15 - тип байонетного цоколя ламп накаливания, позволяющий ускорить замену лампы. В основе конструкции 2 круглых штифта, которые расположены симметрично. Во время замены лампы штифты вставляют в прорези патрона и проворачивают цоколь до фиксации.

Монтаж электрических проводок и узлов автоматики на судне. В помощь судовому электромонтажнику. Монтаж проводок систем автоматизации на суше и в море.

Судовая сеть электрического освещения

Различают первичную и вторичную сети электрического освещения. К первичной сети относятся фидеры, идущие от главного распределительного щйта или подстанции освещения до групповых осветительных щитков. Вторичной сетью называют сеть, идущую от групповых щитков к приемникам.

В каждую группу, отходящую от группового щитка, по правилам Регистра можно подключать не более десяти ламп при напряжении менее 110 в, не более четырнадцати ламп при напряжении 110—127 в и не более восемнадцати — при напряжении 220 в. Нагрузка на каждую такую группу не должна превышать 15 а.

Соединение и ответвление проводов и кабелей на судах в отличие от береговых установок производится не пайкой, а посредством более надежных винтовых устройств, осуществляемых в соединительных и ответвительных коробках разного типа.

Герметическая крестовая коробка

На рис. 1 показана герметическая крестовая коробка типа 9, служащая для разветвления кабелей (преимущественно осветительных). Такие коробки изготовляются из силумина, бронзы и пластмассы. Корпус коробки — литой или прессованный круглой формы, с четырьмя сальниками. Крышка коробки крепится к корпусу тремя винтами. Внизу корпус имеет лапки для крепления коробки к месту установки. Внутренняя часть коробки изготовляется из пластмассы и заключает в себе две шинки для присоединения проводов. Каждая шинка имеет для этого четыре винта. Внутреннее устройство прикрепляется ко дну коробки винтами.

Для включения и выключения электрических ламп применяются выключатели специальных судовых типов.

На рис. 2 показаны судовые герметические выключатели: сверху — выключатель типа 5 с двумя параллельными сальниками, а снизу — выключатель типа 4 с двумя проходными сальниками. Корпус выключателей отливается из силумина, бронзы или пластмассы.

Выключатель каютного образца имеет негерметический корпус из пластмассы.

Переносные лампы присоединяются к сети освещения при помощи штепсельных соединений.

Судовые герметические штепсели бывают двух родов: с выключателями и без выключателей.

На рис. 3 показан герметический штепсель с выключателем и штепсельной вилкой.

Герметический штепсель

Он имеет крышку 1, закрывающую гнездо штепсельной розетки, цепочку 2 к этой крышке, лапки 3 для крепления штепселя к месту установки, барашек выключателя 4, винт 5 для закрепления штепсельной розетки, крышку корпуса 6 и сальник 7 для прохода кабеля.

Штепсельная розетка изготовляется из пластмассы, в которую запрессовываются медные гнезда, имеющие с задней стороны гайки для присоединения проводов. Обычно штепсельная розетка имеет три гнезда, из которых одно служит для заземления штепселя, т. е. для присоединения его к корпусу судна, причем это гнездо отличается по форме (как это видно из рисунка) или по диаметру от первых двух. Корпус штепселя отливается из силумина или латуни.

На рис. 4 изображены так называемый бутыльчатый штепсель без выключателя и штепсельная вилка к нему. Корпус его отливается из силумина или латуни, а внутренняя часть (штепсельная розетка), в которую вмонтированы гнезда, — из пластмассы. Внутренняя часть крепится к корпусу тремя винтами. К месту установки штепсель прикреплен винтами через приливы снизу корпуса. Различают штепсели двухполюсные, трехполюсные и двухполюсные с заземляющим контактом.

Бутыльчатый штепсель без выключателя и штепсельная вилка к нему

Рассмотрим схему электрического освещения, выполненного по двухпроводной системе при напряжении 220 в. На рис. 5 представлена так называемая однолинейная схема, на которой прямой и обратный провода изображены одной и той же линией.

Однолинейная схема

Все лампы (на схеме они показаны окружностями с крестиком внутри), в том числе и переносные (настольные), включаемые в штепсельные розетки (изображены в виде вилок), объединены в отдельные группы. В каждой группе имеется различное число стационарных ламп или ламп со штепсельными розетками, присоединенных к проводам при помощи крестовых коробок (изображены точками). Каждая лампа (или группа ламп) снабжена двухполюсным выключателем (изображен точкой и наклонной линией с двумя штрихами). Каждая штепсельная розетка или группа их также имеет двухполюсный выключатель.

Групповая проводка выполнена двужильным кабелем или проводом сечением 2 x 1 мм 2 (т. е. две жилы, каждая сечением 1 мм 2 ).

Одна из магистралей, идущая к крайнему левому верхнему групповому щитку, имеет сечение проводов 2 x 4 мм 2 . Магистрали эти защищаются предохранителями, установленными на главном распределительном щите.

От главного распределительного щита отходят десять магистралей (фидеров): восемь — к групповым щиткам или коробкам единой серии, одна — к ламповому прожектору и одна — к станции сигнальных и отличительных огней (названия огней указаны на схеме).

ГОСТ Р ИСО 15370-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суда и морские технологии

НИЗКОРАСПОЛОЖЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ (НРО) НА ПАССАЖИРСКИХ СУДАХ. РАСПОЛОЖЕНИЕ

Ships and marine technology. Low-locating lighting (LLL) on passenger ships. Arrangement

Дата введения 2014-09-01

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "Крыловский государственный научный центр" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15370:2010* "Суда и морские технологии. Низкорасположенное освещение (НРО) на пассажирских судах. Расположение" (ISO 15370:2010 "Ships and marine technology - Low-location lighting (LLL) on passenger ships - Arrangement").

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственный стандарт, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт устанавливает дополнительные требования Международной морской организации (ИМО) (International Maritime Organization) к системе световых эвакуационных указателей на пассажирских судах, соответствующих международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 (СОЛАС-74), с поправками.

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

ИСО 3864-1:2002 Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования для знаков безопасности на рабочих местах и в общественных местах (ISO 3864-1:2002, Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Part 1: Design principles for safety signs in workplaces and public areas)

ИСО 16069:2004 Графические символы. Знаки безопасности. Системы наведения на безопасный путь (SWGS) [ISO 16069:2004, Graphical symbols - Safety signs - Safety way guidance systems (SWGS)]

МЭК 60092-101 Электрооборудование судов. Часть 101. Определения и общие требования (IEC 60092-101, Electrical installations in ships - Part 101: Definitions and general requirements)

МЭК 60529 Степени защиты, обеспечиваемые корпусами (Код IP) [IEC 60529, Degrees of protection provided by enclosures (IP Code)]

МЭК 60945 Оборудование и системы морской навигации и радиосвязи. Общие требования. Методы испытаний и требуемые результаты испытаний (IEC 60945, Marine navigation and radiocommunication equipment and systems - General requirements - Methods of testing and required test results)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 одобрение (approval): Официальное принятие компетентным органом системы и ее расположения.

3.2 место сбора (assembly station): Определенное и обозначенное пространство во внутреннем помещении или на палубе судна для сбора пассажиров вблизи места посадки в спасательные средства, что обеспечивает легкий доступ пассажиров к этим средствам. В ряде случаев места сбора и места посадки объединены.

3.3 техническое обслуживание (maintenance): Меры по сохранению и/или восстановлению первоначального состояния технических элементов системы, а также все необходимые меры для определения и оценки состояния работоспособности системы.

3.5 тупиковый коридор (dead-end corridor): Коридор или часть коридора, длина которого больше его ширины и из которого существует единственный путь эвакуации.

3.6 системы с электрическим освещением (ЕР systems, electrically powered systems): Системы световых эвакуационных указателей, потребляющие электроэнергию, как, например, системы, использующие лампы накаливания, светодиоды, люминесцентные полосы и лампы, электрофлюоресцентные лампы и т.д.

3.7 путь эвакуации (escape route): Специально предусмотренный путь, проходящий, как правило, по коридорам, вестибюлям и трапам и предназначенный для прохода людей из жилых помещений судна к местам сбора или на посадочную палубу, где находятся спасательные плоты и шлюпки.

3.8 возбуждение (excitation): Эффект возникновения видимого света определенного спектра в результате накопления энергии материалом.

3.9 схема установки (installation plan): Схема, включающая в себя общее расположение судна и систему световых эвакуационных указателей с использованием различных линий, цветов и символов.

3.10 система низкорасположенного освещения, НРО (LLL systems, low-location lighting systems): Электрические или фотолюминесцентные индикаторные (направляющие) полосы или указатели (знаки), расположенные, насколько это возможно, непрерывно вдоль путей эвакуации, что позволяет легко обнаружить их, когда основное или аварийное освещение неэффективно вследствие задымления.

3.11 ФЛ-система, фотолюминесцентная система (PL system, phosphorescent lighting system): Система НРО световых эвакуационных указателей на базе материала, содержащего люминофоры, которые под воздействием ультрафиолетового или видимого излучения накапливают энергию и выделяют ее в виде свечения в течение некоторого времени после окончания возбуждения.

3.12 знаки (signs): Знаки по ИСО 3864-1, которые используются в коридорах и на трапах в сочетании с системами НРО для обозначения путей эвакуации к местам сбора и на посадочные палубы к шлюпкам, а также для обозначения расположения противопожарного оборудования (гидранты, шланги, огнетушители и т.д.).

3.13 визуальное обозначение (visible delineation): Обозначение пути эвакуации с помощью серии хорошо различимых индикаторных полос или указателей на всем протяжении пути эвакуации.

3.14 нормальные условия (normal condition): Условия среды в помещениях судна, находящегося в эксплуатации, при отсутствии пожара или задымления.

3.15 яркость свечения (luminance): Интенсивность света на единицу площади фотолюминесцирующих материалов.

Примечание - Яркость свечения измеряется в милликанделах на квадратный метр.

3.16 люминесценция (luminescence): Свечение (излучение света) в определенном спектре атомами, молекулами и ионами материала, избыточное над тепловым при той же температуре, как результат возбуждения этих частиц, отличного от теплового.

3.17 фотолюминесценция (photoluminescence): Люминесценция, возбуждаемая внешним световым излучением.

3.18 фосфоресценция (phosphorescence): Фотолюминесценция, сохраняющаяся длительное время после прекращения действия возбуждения световым излучением.

Примечание - СОЛАС 74 (с поправками), Глава II-2, Правило 13.3.2.5.1 используют понятие "фотолюминесцентный". В настоящем стандарте используется понятие "фотолюминесцентный" в качестве синонима к понятию "фосфоресцентный", чтобы отвечать требованиям настоящего стандарта и Конвенции СОЛАС 74 с поправками.

4 Требования к рабочим характеристикам

4.1 Общие положения

4.1.1 Надзорная организация должна подтверждать, что системы НРО и их компоненты отвечают требованиям настоящего стандарта, принимая во внимание соответствующие сертификаты, предоставленные одобренными лабораториями.

4.1.2 Дополнительное аварийное освещение на пассажирских накатных судах (пассажирские суда ро-ро), согласно Главе II-1, Правило 42-1 СОЛАС 74 с поправками, может выступать либо одной из составляющих системы НРО, либо самой НРО при условии, что данная система соответствует требованиям настоящего стандарта.

4.1.3 Система НРО включает в себя следующие компоненты: низко расположенные направляющие линии (полосы), указатели, обозначения эвакуационных дверей при помощи индикаторных полос на рамах и знаки путей эвакуации.

4.1.4 При применении систем с электрическими световыми указателями цвет индикаторных полос или указателей должен быть зеленым или белым.

4.1.5 Контурные линии (полосы) на раме эвакуационной двери должны располагаться по контуру дверной рамы или по ее вертикальным составляющим. Контурные линии (полосы) не должны располагаться на двери. Контурные линии (полосы) дверной рамы должны соединяться с низко расположенными направляющими линиями (полосами). См. 6.3.3.

4.1.6 Направляющие указатели должны располагаться рядом или быть встроенными в направляющие линии (полосы).

4.1.7 Промежутки между элементами системы НРО по конструктивным причинам (коридоры, двери кают и т.д.) не должны превышать 1 м, за исключением случаев, описанных в 6.2.1.

4.1.8 Система НРО должна непрерывно функционировать в течение 60 мин с момента ее включения.

4.1.9 Компоненты системы НРО не должны содержать радиоактивные материалы, за исключением случаев, когда есть маркировка "герметизированные радиоактивные материалы", прошедшие испытания в соответствии с требованиями ИСО 2919. Материалы, содержащие радионуклиды, приведенные в приложении A ИСО 2919:1999, следует рассматривать как герметизированные радиоактивные материалы, которые должны пройти испытания в соответствии с ИСО 2919.

4.1.10 Системы НРО при нормальных условиях не должны выделять токсичные вещества.

4.2 Фотолюминесцентные системы

4.2.1 Фотолюминесцентные (ФЛ) материалы должны обеспечивать яркость свечения не менее 15 мкд/м, измеряемую через 10 мин после удаления всех внешних источников освещения, и свыше 2 мкд/м - через 60 мин. Яркость свечения должна измеряться на поверхности материалов.

4.2.2 Системы из ФЛ-материалов должны обеспечиваться таким уровнем окружающего освещения, который необходим для зарядки ФЛ-материала до вышеуказанных требований по яркости. В приложении A приведен метод испытаний, позволяющий определить минимальную освещенность, измеренную на поверхности ФЛ-материала, вследствие возбуждения от трубчатой люминесцентной лампы мощностью 8 Вт стандарта F2 с цветовой температурой 4100 K (холодного белого цвета), которая позволяет ФЛ-материалу отвечать минимальным требованиям по яркости после 10 и 60 мин свечения.

4.2.3 Ширина ФЛ-полос должна составлять 75 мм или более. ФЛ-полосы, ширина которых менее 75 мм, должны использоваться только при условии увеличения яркости свечения, чтобы таким образом компенсировать данную ширину в соответствии с приложением D.

4.2.4 Контурные линии (полосы) на раме эвакуационной двери шириной не менее 20 мм должны формироваться из плоских элементов. Характеристика яркости свечения ФЛ-материала должна быть такой же, как и у направляющих линий (полос).

4.2.5 Указатели, выполненные из ФЛ-материала, должны быть в виде графических символов в соответствии с рисунком 1 ИСО 16069:2004 или с измененной геометрией, если данные символы размещаются на полу (см. рисунок 2 ИСО 16069:2004). Могут использоваться графические символы в виде стрелок направления. Минимальная высота указателя направления должна быть 50 мм. Характеристика яркости свечения ФЛ-материала должна быть такой же, как для направляющих линий (полос).

4.2.6 Минимальная высота знака выхода, как определено в ИСО 3864-1, должна составлять 50 мм. Характеристики яркости свечения ФЛ-материала должны быть такими же, как и для направляющих линий (полос).

Примечание - Символы, которые используются на знаках выхода, выполненных из ФЛ-материала, будут подробно описаны в разрабатываемом международном стандарте (ИСО 24409-2).

4.2.7 В соответствии с МЭК 60092-101 ФЛ-материалы должны быть огнестойкими.

4.2.8 Испытания ФЛ-материалов должны проходить в соответствии с Приложением A.

4.3 Электрические системы НРО

4.3.1 Согласно Правилу II-1/42 Конвенции СОЛАС-74 с поправками электрические системы НРО должны быть подсоединены к аварийному распределительному щиту так, чтобы при нормальных условиях электрические системы НРО могли получать питание от основного источника электроэнергии, а в случае его отказа - от аварийного источника электроэнергии (как установлено в Правиле II-1/42.3). На пассажирских судах, построенных до 1994-10-01, рассчитанных более чем на 36 пассажиров, системы могут получать питание от основной системы освещения и резервное питание от аккумуляторных батарей с емкостью, позволяющей системе НРО функционировать не менее 60 мин. Характеристики системы при работе от батарей должны отвечать требованиям, приведенным в 4.3.

4.3.2 Компоненты электрических систем НРО могут состоять из плоских или точечных световых источников, либо их комбинации.

4.3.3 Яркость плоских направляющих электрических полос, используемых в составе линий системы НРО, должна быть не менее 20 кд/м. Минимальная ширина направляющей полосы должна составлять 10 мм. Отношение между максимальной и минимальной яркостью, измеренных вдоль направляющей линии (полосы), не должно быть более 2:1.

Вместо одной линии (полосы) шириной в 10 мм допускается применять две линии (полосы) шириной в 5 мм при условии, что расстояние между ними не превышает 1 мм.

Если направляющая линия (полоса) расположена на палубе переборки, воспринимаемая ширина линии (полосы) может быть увеличена с помощью небольшого разворота полосы вверх или внутрь по отношению к линии взгляда человека. Минимальная ширина направляющей полосы должна оставаться равной 10 мм.

4.3.4 Направляющие полосы шириной не менее 20 мм на раме эвакуационной двери должны выполняться в виде плоских линейных источников света. Яркость должна быть такой же, как и для направляющей полосы.

Для создания нормальных условий работы личного состава почти во всех внутренних помещениях требуется непрерывное искусственное освещение в любое время суток.

В темное время суток на верхних палубах для световой сиг­нализации и освещения требуются сигнально-отличительные ог­ни и прожекторы.

Нормы освещенности, требования к источникам света, све­тильникам и арматуре судового электроосвещения определяются Правилами Регистра.

Для судового электрического освещения применяется пре­имущественно переменный ток напряжением 220 В.

Судовое освещение по своему назначению разделяется на внутреннее и наружное, основное, аварийное, малое аварийное и переносное.

Принципиальная схема сетей освещения представлена на рис. 119.

Основная сеть нормального освещения выполняется на на­пряжение 220 В и включена постоянно. Сеть аварийного освеще­ния является частью основной сети и получает питание как от основного, так и от аварийного генераторов. Она создает мини­мальную освещенность в ответственных помещениях. Сеть мало­го аварийного освещения является самостоятельной и получает питание от аккумуляторов. Сеть переносного освещения являет­ся также самостоятельной и получает питание от основной сети через понижающие трансформаторы. Выполняется она на напря­жения 12 и 24 в. В настоящее время считается более целесооб­разным создание единой сети судового освещения, т. е. объеди­нение с основной сетью сетей малого аварийного и переносного освещения. Сеть переносного освещения объединяется с сетью нормального освещения с помощью штепсель-трансформаторов, включаемых непосредственно в сеть нормального освещения. Это является экономически более выгодным и в то же время удовлетворяет требованиям судового освещения.

Судовое освещение по системам освещения подразделяет­ся на:

системы общего равномерного освещения, обеспечивающие минимальную освещенность во всех точках освещаемого поме­щения;

системы общего неравномерного освещения, обеспечивающие нормальную освещенность рабочей поверхности в помещениях, загроможденных оборудованием;

системы комбинированного освещения, обеспечивающие по­вышенную освещенность на рабочей поверхности.

Сеть Сеть Сеть

Сеть переносного номального освещения аварийного авар.-аккумул.

220 В освещения 220 в освещения 24в

Рис. 119. Принципиальная схема сетей освещения:

ГРЩ — главный распределительный щит; РЩО — распределительный щит осве­щения; АРЩ — щит аварийного генератора; ЩПО — щит переносного освещения; ЩО — щит освещения; ЩАО — щит аварийного освещения; Щ ААО — щит аварий­ного аккумуляторного освещения; АВ — автоматический выключатель; П — пе­реключатель; ПК — пакетный выключатель; К — контактор; Тр — трансформа­тор; Г2— генератор аварийной электростанции;

Г — генератор основной электро­станции; АБ — аккумуляторная батарея

МАЛОЕ АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

На пассажирских судах, помимо аварийного дизель-генера­торного агрегата, должна быть дополнительно предусмотрена аккумуляторная батарея для питания малого аварийного (ак­кумуляторного) освещения и поочередного закрывания водоне­проницаемых электрифицированных дверей с их системой сиг­нализации.

В соответствии с Правилами Регистра все морские суда должны иметь малое аварийное освещение с автоматическим включением при исчезновении (или понижении) напряжения се­ти нормального или аварийного освещения.

На рис. 120 представлена схема переключения аварийного и малого аварийного освещения.

Аварийное освещение


Малое аварийное освещение

Рис. 120. Принципиальная однолинейная схема переключения пи­тания аварийного и малого аварийного освещения:

ЩМАО — щит малого аварийного освещения; ЩАО — щит аварийного

освещения; РЩО — распределительный щит освещения; АРЩ — аварийный

распределительный щит; АБ — аккумуляторная батарея; Тр — трансформатор напряжения; П — переключатель

Как видно из рисунка, щиток малого аварийного освещения в нормальных режимах работы электростанции получает пита­ние через н. о. контакт контактора К2 от щита нормального ос­вещения судовой сети (РЩО).

При исчезновении напряжения на судовой электростанции щит аварийного освещения получает питание через н. з. кон­такт контактора К2 от сети аварийного освещения (АРЩ).

При исчезновении напряжения в сети аварийного освещения ЩМАО получает питание через н. з. контакт контактора К1 от аккумуляторной батареи.

Аккумуляторная батарея должна иметь необходимую емкость для питания освещения в течение трех часов.

Малое аварийное освещение должно быть предусмотрено:

-у постов управления главными двигателями;

-у главных распределительных щитов, щитов гребных электрических установок и у других щитов ответственного назначения, обеспечивающих безопасность плавания;

-в помещениях аварийного агрегата, компаса, в штурманской рубке;

-у водомерных приборов и манометров котельных отделений;

-в коридорах жилых помещений и в других помещениях, где возможно скопление членов команды и пассажиров;

-в радиорубке (при отсутствии автономного аварийного осве­щения) ;

-в туннелях гребных валов и запасных выходах из них;

-на шлюпочной палубе для освещения спускового механизма шлюпок и забортных пространств (за исключением судов, имею­щих аварийный дизель-генератор).

Читайте также: