Виды арбитражных судов в рб

Обновлено: 12.05.2024

Александр Горецкий

Заинтересованность субъектов хозяйствования в МАС

Ежегодно субъекты хозяйствования передают споры на рассмотрение МАС (например, МАС при БелТПП каждый год рассматривает 80-100 дел ). Такая ситуация объясняется тем, что иностранные контрагенты не хотят разрешать споры в национальных судах. Причина – предубеждение, что национальные суды могут быть более лояльны к своим организациям, особенно когда стороной разбирательства становится организация с долей госсобственности.

При всем при этом стороны при заключении контракта не всегда уделяют должное внимание такому условию, как способ разрешения споров. В результате возникает риск, что способ защиты, предусмотренный контрактом или законодательством, в случае необходимости предъявить иск или защититься от него может оказаться невыгодным. При возникновении конфликта каждая из сторон начинает толковать те или иные условия контракта в свою пользу. В такой ситуации большое значение имеет способ разрешения споров, которые закрепили стороны.

В первую очередь следует помнить, что МАС – своего рода альтернатива госсудам. Основная задача арбитров МАС, как и судей госсуда, – разрешить спор по существу . Кроме того, МАС выступает в качестве альтернативы различным примирительным процедурам. Перед арбитрами МАС не стоит основная задача помирить стороны, но они могут этому способствовать.

Разбирательство в МАС возможно при наличии соглашения сторон . Если такого соглашения нет, нельзя заставить сторону обратиться в МАС. Поэтому включению данного соглашения в договор нужно уделять особое внимание.

Ведущими МАС считаются:

— МАС при Международной торговой палате (Париж);

— Арбитражный институт при Торговой палате Стокгольма;

— Арбитражный центр при Федеральной палате экономики Австрии (Вена).

В то же время для белорусских организаций особый интерес представляют МАС при БелТПП, МКАС при ТПП России, МКАС при ТПП Украины, Казахстанский международный арбитраж. В этих МАС расходы на разбирательство и процедура практически такие же, как в госсудах.

Особенности МАС

1. Выбор арбитров. Это отличительное преимущество МАС. В госсуде стороны не вправе выбирать судей. А в МАС существует рекомендательный список арбитров, которым стороны руководствуются, исходя из области спора .

2. Конфиденциальность разбирательства. Еще одно преимущество МАС по сравнению с госсудами . В открытом доступе нет списка дел, из которого можно узнать, когда, где, по какому спору и между кем в МАС рассматривался тот или иной спор.

3. Отсутствие фиксированных сроков рассмотрения дел. В то время как для госсудов действуют установленные национальным законодательством сроки, в МАС их нет. В связи с этим иностранному контрагенту выгоднее обращаться в МАС, поскольку часто срок рассмотрения спора оказывается короче.

К примеру, в итальянских судах дело в первой инстанции обычно рассматривается 3–4 года. Для белорусских организаций сроки рассмотрения в экономическом суде дел с участием иностранных контрагентов более
приемлемы – не более 7 месяцев .

Процесс рассмотрения дела в госсуде детально регламентируется. В МАС такой жесткой регламентации нет. Вопросы, где будет проходить разбирательство, в какие сроки нужно представить документы, доказательства, возражения, решаются в свободной форме по согласованию с арбитрами.

4. Исполнение решений. Решения МАС подлежат исполнению в большинстве стран мира. В исполнении решений госсуда и МАС на территории иностранного государства существует определенная разница.

Как правило, в случае решения госсуда возникает необходимость в его признании и приведении в исполнение на территории иностранного государства. Единого механизма взаимного признания и исполнения решений госсудов на территории иностранных государств нет.

Обычно, это происходит на основании двусторонних международных договоров о правовой помощи (например, между Беларусью и Литвой действует Договор о правовой помощи, подписанный в Вильнюсе 20.10.1992) либо на основании региональных соглашений (например, Киевского, заключенного в 20.03.1992).

С рядом стран, например с Германией, у Беларуси такие документы отсутствуют. Признание и исполнение решений в подобном случае осуществляется на основе принципа взаимности. Это значит, что немецкий суд приведет в исполнение решение белорусского суда на своей территории только в том случае, если белорусский суд представит доказательства приведения в исполнение решений немецких судов.

Часто у белорусских судов нет таких доказательств, поскольку ранее запросы не поступали, соответственно, решения не исполнялись. Тогда возникает вопрос, есть ли принцип взаимности. С одной стороны, белорусские суды не отказывают в приведении в исполнение решения иностранного суда. С другой – запросов и доказательств нет. В результате иностранные суды отказывают в приведении в исполнение решений госсудов Беларуси из-за недоказанности наличия принципа взаимности.

На заметку
В таком случае у организации остается возможность обратиться за взысканием долга в суд иностранного государства. Иначе говоря, заново инициировать судебный процесс с привлечением иностранных защитников.

С исполнением решений МАС такой проблемы нет, поскольку существует универсальный документ – Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в Нью-Йорке 10.06.1958). В ней участвуют 159 государств, а значит, решение МАС подлежит признанию и приведению в исполнение на их территории. Доказывать наличие принципа взаимности в этом случае нет необходимости. Конвенция содержит строго процессуальные основания для отказа в приведении их в исполнение .

На заметку
Чтобы исполнить решение МАС, вынесенное на территории Беларуси, нужно получить в госсуде исполнительный документ на принудительное исполнение .

5. Обжалование решений. Решение госсуда может пересмотреть по существу вышестоящая инстанция: апелляция, кассация, надзор. Арбитражное решение пересмотреть по существу нельзя: у госсуда нет таких полномочий, а в структуре МАС нет таких вышестоящих инстанций.

При этом существует процедура отмены решений МАС госсудами, но лишь строго по процессуальным основаниям, например, ответчика не уведомили о разбирательстве . Разрешая вопрос об отмене решения МАС, госсуд не переоценивает доказательства и факты, положенные в его основу, не проверяет, правильно ли арбитры применили процессуальное или материальное право.

Для истца, в чью пользу МАС вынес решение, отсутствие института его пересмотра – весомое преимущество.

Оксана Котёл

Арбитражная оговорка: типичные ошибки и последствия

Стороны могут предусмотреть арбитражную оговорку в контракте отдельным пунктом либо заключить самостоятельное арбитражное соглашение , что встречается крайне редко. При этом уполномоченному лицу, которое подписывает контракт на основании доверенности, особые полномочия для заключения арбитражной оговорки указывать в ней не нужно.

На сайте каждого МАС есть наиболее приемлемый вариант арбитражной оговорки. Им можно руководствоваться без каких-либо изменений, ведь малейшая неопределенность в оговорке может привести к негативным для сторон последствиям.

Примеры некорректных арбитражных оговорок и их последствий

Споры передаются на разрешение арбитражного суда Стокгольма (Швеция).

В данной арбитражной оговорке нет указания на количество арбитров, ссылок на регламент и правила, которые будут регулировать разбирательство. Таким образом, будет невозможно инициировать арбитражный процесс.

Все споры рассматриваются путем арбитража или в госсудах по месту нахождения ответчика в соответствии с их компетенцией.

Здесь не согласован ни институт международного арбитража, ни порядок разбирательства. Кроме того, стороны не исключили возможности обращения в госсуды, благодаря чему недобросовестная сторона сможет затягивать инициирование разбирательства.

Споры, связанные с исполнением настоящего контракта, подлежат рассмотрению в МАС при БелТПП в составе трех арбитров в соответствии с его Регламентом.

Проблема этой оговорки в том, что она предусматривает только споры, связанные с исполнением контракта. Исходя из ее буквального смысла, стороны не смогут передать на рассмотрение МАС споры, связанные с расторжением или недействительностью контракта.

Споры, вытекающие из настоящего контракта, подлежат рассмотрению в МАС при БелТПП в составе трех арбитров в соответствии с его Регламентом. Срок разбирательства дела – не позднее шести месяцев с момента подачи иска.

Риск данной оговорки заключается в том, что арбитры могут не уложиться в установленный срок. В таком случае стороне могут отказать в приведении в исполнение решения, поскольку арбитражное разбирательство не соответствовало соглашению сторон.

Споры по настоящему контракту рассматриваются в МАС при БелТПП или в экономическом суде г. Минска по выбору истца.

Такая альтернативная оговорка может привести к параллельному разбирательству. Иначе говоря, одна сторона подаст документы в МАС, а другая, недобросовестная, по каким-либо надуманным основаниям пойдет в экономический суд, например, с иском о недействительности контракта. А затем представит в МАС возражения, указав, что дело находится на рассмотрении в ином суде. В связи с этим до завершения рассмотрения разбирательство в МАС будет невозможно. Так простое дело о взыскании денежных средств затянется на долгий срок, в течение которого недобросовестная сторона сможет уйти в банкротство.

Рекомендации сторонам

Ситуация 1. Возник спор о недействительности контракта. Недействительность, незаключенность контракта не влечет незаключенности арбитражной оговорки. Например, арбитражная оговорка предусматривает обращение в МАС или в экономический суд г. Минска. Одна сторона подает иск в МАС для взыскания долга по договору, а другая просит экономический суд признать его незаключенным. Когда госсуд выносит решение о незаключенности договора, сторона обращается в МАС, где разбирательство приостановлено, и предъявляет данное решение. Поскольку арбитражная оговорка действует, другая сторона может изменить требования на взыскание неосновательного обогащения, и разбирательство продолжится в МАС.

Ситуация 2. Появляются вопросы о компетенции МАС. В ответ на заявление об отсутствии у МАС при БелТПП компетенции арбитры вынесут отдельное определение. Его можно обжаловать в Президиум МАС при БелТПП.
Таким образом, у заявившей об этом стороны появится дополнительное время на сбор доказательств, запрос документов и т.д.

Ситуация 3. Сторона обращается в МАС с иском. Если контракт не закрепляет иного, спор в МАС при БелТПП рассматривают три арбитра. Поэтому все процессуальные документы подаются в пяти экземплярах: по одному для каждого из арбитров, один в дело и один другой стороне . Если контракт устанавливает единоличное рассмотрение, иск подается в трех экземплярах. Он считается поданным не в день поступления в МАС, а после уплаты регистрационного сбора . Иными словами, пока не уплатил регистрационный сбор – иск не подал.

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (далее – МАС) является постоянно действующей, негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе.

МАС создан 12 апреля 1994 г. во исполнение принятых Республикой Беларусь международных обязательств как одно из необходимых условий осуществления внешнеэкономической деятельности. МАС является полноправным членом Европейской группы арбитражных судов, входит во всемирную систему международных арбитражных (третейских) судов.

Решения МАС признаются и исполняются на территории более чем ста участвующих в Нью-йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. государств.

В соответствии со ст. 2 Регламента МАС (утвержден Постановлением Президиума Белорусской торгово-промышленной палаты от 17 марта 2011 г.) МАС рассматривает:

1) споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь;

2) споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Республики Беларусь; споры между участниками упомянутых юридических лиц, споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;

3) споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами Беларуси;

4) иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

МАС рассматривает также споры, относящиеся к его компетенции в силу закона или международного договора Республики Беларусь.

Спор на рассмотрение MAC передается заинтересованными лицами только при наличии арбитражного соглашения в письменной форме.

Арбитражная оговорка в контракте может выглядеть следующим образом:

Все требования, споры и разногласия, вытекающие из настоящего контракта или в связи с ним, включая (но не исключительно) его исполнение, нарушение, прекращение, недействительность, зачет взаимных требований, уступку требований и перевод долга, меры обеспечения, подлежат разрешению в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате в г. Минске в соответствии с Регламентом этого суда, действующим во время заключения контракта. Решение арбитража является окончательным и обязательным для сторон.

Стороны имеют право предусмотреть в контракте не только исключительную компетенцию какого-либо одного органа, но и альтернативную юрисдикцию по выбору истца, когда последний самостоятельно решает, к какому из указанных в контракте органов обращаться за защитой своих нарушенных прав. При этом также можно предусмотреть, что разрешение лишь определенных категорий споров относится к компетенции арбитража, а часть споров рассматривается государственным судом.




Спор разрешается МАС в составе одного или трех арбитров. Количественный состав суда определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения включает трех арбитров. Истцы и ответчики выбирают арбитров из Рекомендательного списка арбитров по своему усмотрению. Им принадлежит также право избирать арбитрами лиц, в Рекомендательном списке арбитров не названных. Арбитром-председателем может быть избрано (назначено) лишь лицо, внесенное в Рекомендательный список арбитров. В арбитражную оговорку могут также включаться указания на требования, которым должны соответствовать арбитры, место рассмотрения дела, язык судопроизводства, допустимость или недопустимость применения обеспечительных мер до разрешения спора по существу.

Арбитру может быть заявлен отвод, если имеются обоснованные сомнения относительно его беспристрастия или независимости, а также если арбитр не обладает необходимой квалификацией. Если арбитр, которому заявлен отвод, не берёт самоотвод, во­прос об отводе арбитра решается двумя остальными арбитрами до начала разбирательства дела.

Если состав суда не был сформирован в установленном порядке, фактически перестал существовать или не может собраться, определение о прекращении производства в случае необходимости выносит Председатель МАС.

Приступая к рассмотрению дела по существу арбитраж должен решить вопрос о том, правомочен ли он проводить судебное разби­рательство по данному делу.

О каждом судебном заседании МАС, а также о каждом отдельном процессуальном действии, совершенном вне заседания, составляется протокол. Если стороны не договорились об ином, судебное разбирательство производится в таком порядке, который состав суда признает необходимым для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения. При этом суд обязан учитывать мнение сторон и нормы Регламента.

При рассмотрении дела MAC не связан нормами процессуально­го законодательства Республики Беларусь. Исключение составляют лишь нормы императивного характера.

Состав суда разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны сами назвали в качестве подлежащих применению к существу дела. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно пониматься как непосредственная отсылка к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.

Стороны обязаны представлять доказательства, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать составу суда в установлении содержания этих норм. В качестве доказательств по делу могут быть использованы объ­яснения сторон, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, заключения экспертов, а также другие носители ин­формации.

Рассмотреть дело и вынести решение MAC обязан не позднее шести месяцев с момента его формирования.

В решении МАС должны быть указаны: 1) дата принятия решения, состав суда, место и время рассмотрения спора; 2) наименование сторон и их представителей с указанием полномочий; 3) основания компетенции суда; 4) позиции сторон (их требования и возражения с фактическим и правовым обоснованием); 5) применимое право; 6) содержание принятого по спору решения, включая распределение расходов по делу; 7) обоснование решения, если стороны не договорились об отказе от него.

Решение по делу выносится судом по большинству голосов. Арбитр, оставшийся в меньшинстве, вправе изложить особое мнение.

После вынесения решения каждой стороне выдается копия этого решения.

Решение МАС является окончательным и обязательным для сторон. В случае отказа или уклонения от добровольного исполнения, принудительное исполнение решения производится в соответствии с нормами международного права, а на территории Республики Беларусь в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Решение MAC может быть обжа­ловано заинтересованными лицами путем подачи ходатайства в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь об отмене реше­ния. Решение MAC может быть отменено указанным выше судом лишь при наличии оснований, указанных в ст. 43 Закона от 9 июля 1999 г. (например, если сторона не была должным образом уведом­лена о назначении арбитра или о разбирательстве дела).

Ходатайство об отмене решения MAC может быть заявлено в течение трёх месяцев со дня, когда сторона получила данное реше­ние.

Высший Хозяйственный Суд Беларуси может отло­жить рассмотрение ходатайства об отмене решения, предоставив возможность MAC совершить действия, позволяющие устранить ос­нования для отмены решения суда.

Расходы, связанные с рассмотрением дела в МАС Беларуси, являются одними из самых низких в мире. Обращение в зарубежный арбитражный суд может обойтись во много раз дороже. Например, при цене иска до 10.000 евро судебные расходы в МАС Республики Беларусь составляют: арбитражный сбор – 700 евро + регистрационный сбор в размере 150 евро, увеличенном на ставку налога на добавленную стоимость, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

В одном из западноевропейских международных арбитражных судов минимальные судебные расходы составят 5 000 долларов США при рассмотрении дела единоличным арбитром и 10 000 долларов США, если дело рассматривает состав из трех арбитров. Не следует забывать также о расходах на оплату услуг адвоката, ведь для успешного ведения дела в зарубежном арбитражном суде необходим хороший адвокат из страны, где находится этот арбитражный суд. Обычный гонорар адвоката нередко превышает размер судебных расходов. В итоге все расходы по делу даже при небольшой сумме иска могут составить 20 000 долларов США и более.


В данной форме Вы можете изложить свой вопрос адвокату. В целях оперативности рекомендуем использовать мобильную связь или Viber/WhatsApp/Telegram.

Третейский суд как правовой институт имеет давние исторические основания. Применительно к Беларуси такими основаниями являются Статуты Великого княжества Литовского, которыми в своё время регулировалась деятельность третейского (полюбовного) суда. Вероятно, до появления этих источников писанного права элементы третейского суда основывались на княжеских грамотах, которые являлись своеобразными третейскими соглашениями.
Современный третейский суд, хоть и имеющий исторические предпосылки, существенно отличается от своего предшественника, поэтому в статье мы поговорим о том, чем является третейский суд в нынешнем его виде.
В Республике Беларусь существует дуализм правового регулирования третейского судопроизводства, то есть деятельность схожих по правовой природе институтов (третейский суд и международный коммерческий арбитраж) урегулирована двумя нормативными правовыми актами:

  1. Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 года №301-З "О третейских судах"
  2. Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 года №279-З "О международном арбитражном (третейском) суде"

Для понимания вопроса следует указать, что третейский суд и международный арбитраж очень близкие правовые явления. В общих чертах их разница обусловлена субъектным составом участников спора и его экономическим характером. В международном коммерческом арбитраже, как правило, одним из участников спора является иностранное юридическое лицо, при этом сам спор должен быть экономическим вне зависимости от их субъектов. Таких ограничений для третейских судов (не коммерческих арбитражей) в законодательстве Республики Беларусь не имеется.
Основываясь на критерии субъектности можно условно подразделить третейские суды на два вида:

  • внутренние третейские суды
  • внешние третейские суды (международный арбитраж).

Мы будем вести речь о внутренних третейских судах, созданных в соответствии Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 года №301-З "О третейских судах" (далее - Закон о третейских судах).

Понятие третейского суда

Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (третейский суд для разрешения конкретного спора) (статья 1 Закона о третейских судах).
Из изложенного понятия следует, что третейский суд может быть создан в виде:

  1. постоянно действующего третейского суда, который в свою очередь, является:
    • некоммерческой организацией;
    • либо обособленным подразделением юридического лица.
  2. третейского суда для разрешения конкретного спора (такие суды еще принято называть "ad hoc", то есть на один раз).

Необходимо понимать, что третейские суды не входят в судебную систему Республики Беларусь и не осуществляют правосудие, поэтому судами в собственном смысле слова они не являются. Третейский суд не наделен властными полномочиями, не может наравне с государственным судом применить меры принудительного воздействия на участников процесса, лишен многих других признаков органа государственной власти.

Почему третейские суды всё же называют судами?

Ответ на этот вопрос можно искать в исторической ретроспективе, возможно также в этимологии, что, очевидно, не будет соответствовать цели раскрытия поставленного вопроса, так как третейский суд интересует нас лишь как юридическое явление, которое, основываясь на созвучии названий, должно иметь общие с "созвучным" черты. В связи с этим мы находим, что важнейшее свойство, которое в равной мере присуще как третейскому суду, так и суду государственному, состоит в их общей способности разрешать споры о праве.

Третейское соглашение

Закон о третейских судах называет единственное основание для возникновения компетенции у третейского суда - это третейское соглашение.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о третейских судах третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Преимущества третейского разбирательства

Граждане (физические лица) и юридические лица вправе заключить соглашение, в соответствии с которым один или несколько их правовых споров будут переданы на рассмотрение третейского суда. Другими словами, участники третейского соглашения могут договориться о том, что их юридическое дело не будет разбирать государственный суд. Данное обстоятельство само по себе преимуществом не является, однако третейская форма защиты права, как альтернатива правосудию, имеет свои особенности, некоторые из которых можно назвать преимуществами. Выделим по собственному мнению некоторые из них:

  • По общему правилу стороны вправе избрать третейских судей, которые будут разрешать их спор. Государственные суды такой возможности не предоставляют.
  • Отсутствие некоторых формальностей, присущих правосудию. Это делает третейские суды более привлекательными с точки зрения взаимоотношений участников процесса и скорейшего разрешения спора.
  • Конфиденциальность третейского разбирательства. Это общее правило, стороны вправе договориться об обратном.
  • Высокая степень свободы участников третейского соглашения, которые в ряде случаев и при наличии соответствующих условий вправе самостоятельно влиять на то как, где и на каком языке будет проходить разбирательство их дела в третейском суде.
Какие споры могут быть переданы на рассмотрение третейского суда?

Очевидно, что не любой спор, возникший между, например, двумя гражданами может быть предметом третейского разбирательства. В общих чертах статья 19 Закона о третейских судах отвечает на этот вопрос, который, отметим, с точки зрения юриспруденции является очень сложным. Еще больше упрощая ответ на него, можно сказать, что третейский суд вправе разрешать частные споры граждан и юридических лиц, не затрагивающие публичные интересы общества и государства, а также частные интересы других граждан и юридических лиц, не являющихся участниками третейского соглашения.

Резюмируя, нужно отметить, что третейский суд, несмотря на свои глубокие исторические корни, является сравнительно молодым правовым институтом для Республики Беларусь. Это обусловлено десятилетиями его фактического неприменения, поэтому нужно время для его возрождения.

Записаться на консультацию к адвокату Клиндуховой О.В. можно по номеру телефона: +37529-3534322.

Арбитраж

Что такое арбитраж – этот термин в отношении юриспруденции обозначает процесс разрешения третейским судом спорных ситуаций. Соответственно, арбитражем называют и орган, которому эти функции поручаются.

Арбитраж может касаться как международных споров, так и отношений меж субъектами торговой деятельности.

Арбитражем в финансовом менеджменте называют метод разрешения спорных ситуаций, которые связаны с контрактными обязательствами, при участии незаинтересованной стороны, на усмотрение которой передают принятие решение по данной ситуации.

Особенности арбитража

арбитраж-2

Рассмотрим, более детально, ч то значит арбитраж. Арбитраж является рассмотрением экономических споров и других дел, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности. Арбитраж рассматривает дела о защите деловой репутации в области предпринимательской и другой экономической деятельности. Помимо того, арбитраж рассматривает дела по экономическим спорам меж гражданами и организациями, споры из договоров, споры о недействительности сделок, о возмещении убытков, рассматривает дела, которые связаны с прекращением, изменением, возникновением права собственности. Арбитраж при необходимости служит способом установления фактов, которые имеют юридическое значение. Арбитраж также рассматривает дела, которые связаны в гражданском правс самозащитой, дела по обязательствам из причинения вреда.

Арбитраж является методом разрешения трудовых и экономических споров,который состоит в передаче спора на рассмотрение третейскому суду, избранному сторонами. Арбитраж – орган для разрешения имущественных и неимущественных споров, связанных с ними

Составляющие арбитража

Ознакомление с материалами и документами дела, изучение судебной практики, подача и подготовка искового заявления, отзыва на него, других процессуальных документов.

Участие в судебных заседаниях арбитражного суда и предварительном судебном заседании адвоката.

Участие адвоката в переговорах по контролю спора, обеспечение иска, подготовка проекта мирового соглашения.

Обжалование определений и решений арбитражного суда и действий судебных приставов.

Задачи арбитражных судов в РФ

  • Защита охраняемых законом интересов и прав граждан и организации.
  • Правильное применение и единообразное законодательства
  • Содействие правовыми средствами выполнению законодательства и укреплению в экономических отношениях законности

Полномочия в РФ арбитражных судов

Арбитражным судам подведомственны такие дела:

Дела по экономическим спорам и прочие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности;

Дела по спорам, которые вытекают из административных и других личных отношений:

Об оспаривании нормативных правовых актов, которые затрагивают интересы и права заявителя в области предпринимательской и другой экономической деятельности, когда федеральный закон устанавливает возможность арбитражного суда рассматривать данные дела;

Об оспаривании правовых ненормативных актов, действий и решений органов и должностных лиц, которыми затрагиваются законные интересы и права заявителя в области предпринимательской и другой экономический деятельности;

О взыскании с граждан и организаций, которые осуществляют предпринимательскую и другую экономическую деятельность, санкций, обязательных платежей.

Другие дела подведомственные арбитражным судам:

  • Установление фактов, которые имеют юридическое значение;
  • О банкротстве (несостоятельности);
  • По спорам реорганизации, ликвидации, создания юридического лица;
  • По спорам об отказе в государственной регистрации;
  • О спорах в акционерных обществах;
  • О защите деловой репутации в области предпринимательской и другой экономической деятельности.

Виды арбитражных судов в РФ

арбитраж 4

Арбитражные суды субъектов федерации создают в краях, республиках, города, областях федерального значения, автономных округах, автономных областях. Дела рассматривают по первой инстанции, обыкновенно единолично. К полномочиям относят рассмотрение всех дел, которые подведомствены арбитражным судам, кроме дел, которые относятся к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, пересмотр по снова открывшимся обстоятельствам, которые им приняты и судебных актов, которые вступили в законную силу, обобщение и изучение судебной практики, анализ судебной статистики. В данный момент функционирует 81 арбитражный суд субъектов федерации.

Арбитражные апелляционные суды — создают на один судебный округ два суда. Арбитражный апелляционный суд работает в составе судебных коллегий и президиума. К полномочиям суда относят проверку в апелляционной инстанции обоснованности и законности судебных актов, которые не вступили в законную силу, рассмотренные первой инстанции арбитражными судами, пересмотр по снова открывшимся обстоятельствам судебных актов, принятых им самим, анализ судебной статистики. В Российской Федерации всего функционирует 20 апелляционных судов; Федеральные арбитражные суды округов — один федеральный арбитражный суд охватывает нескольких субъектов РФ, таких судов всего 10.

арбитраж 5

К полномочиям арбитражных судов относят проверку в кассационном порядке законность судебных актов по делам, которые рассмотрены арбитражными судами апелляционной и первой инстанции, пересматривает по снова открывшимся обстоятельствам, вступившие в законную силу и принятые им судебные акты, обобщает и изучает судебную практику, анализирует судебную статистику и подготавливает предложения по усовершенствованию законов и других нормативных правовых актов; Высший арбитражный суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и других дел, в состав входят заместители председателя, председатель, председатели судьи и коллегий — члены высшего арбитражного суда.

К полномочиям данного суда относят рассмотрение дел в первой инстанции, рассмотрение в порядке надзора судебных актов всех арбитражных судов, которые вступили в законную силу, обобщение и изучение практики использование судом законов и других нормативных правовых актов, решение в границах собственной компетенции вопросов, которые вытекают из международных договоров РФ и так далее.

Представительства арбитражных судов

Представительство в арбитражных судах Российской Федерации в ходе производства по делам, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности, включая:

споры по договорам строительного подряда;

хозяйственные споры меж частными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе по вопросам исполнения, заключения, расторжения договоров;

арбитраж, который связан с изменением, оформлением, исполнением и расторжением договоров, взыскании по договорам задолженности;

земельные споры, о правах на объекты недвижимого имущества, включая о признании недействительными сделок; о признании права собственности;

арбитраж по делам, которые возникают из административных и других публичных правоотношений.

признание сделок недействительными и использование последствий их недействительности;

ценные бумаги (акции, векселя).

оспаривание решений и действий должностных лиц и органов власти.

Представительство по другим категориям дел, в том числе:

об оспаривании правовых актов, которые затрагивают законные интересы и права заявителя в области предпринимательской и другой экономической деятельности;

корпоративные споры (признание недействительными решений общего собрания участников, акционеров, решений наблюдательного совета и так далее);

о взыскании с граждан и организаций, которые осуществляют предпринимательскую и другую экономическую деятельность, обязательных санкций и платежей;

представительство в ходе производства по делам, которые связаны с выполнением судебных актов арбитражных судов.

История арбитражного суда

арбитраж 6

История арбитражных судов связывается, главным образом, с периодом развития России после 1917 года. Хотя их прообразом в определенной мере можно считать коммерческие суды, которые существовали до Октябрьской революции и специальные процедуры по рассмотрению судебных исков меж казенными учреждениями. После издания Декретов о суде N 1 и 2 состоялся полный отказ от всего этого. При этом никакой системы, которая бы компенсировала этот вакуум, не было создано. Переход к новой экономической политике, создание многоукладной экономики к жизни вызвали необходимость отделить функцию решения хозяйственных споров от функции управления производством. В сентябре 1922 года утвердили положение о порядке разрешения имущественных споров меж государственными учреждениями и организациями. Это положение стало основанием для создания арбитражных комиссий, являющихся новыми специализированными органами.

При Совете труда и обороны была создана Высшая арбитражная комиссия, арбитражные комиссии при экономических областных совещаниях. С созданием СССР появились арбитражные комиссии при советских народных комиссариатах автономных республик, при губернских и областных исполкомах. В это время был создан такой же орган при СТО СССР. Изменение в стране системы хозяйствования вызвало необходимость реорганизовать органы, регулирующие хозяйственные отношения. Законодателем были приняты поиски самого удачного варианта данных органов. С этим связывается кратковременная передача функций арбитражных комиссий (после их ликвидации 4 марта 1931 года) судебным органам, которые были недостаточно подготовленными к данной своеобразной деятельности.

Решение проблемы на данном этапе закончилось созданием 3 мая 1931 года особенного органа – государственного арбитража, на который возлагалось разрешение споров по исполнению и заключению договоров, о качестве продукции, по имущественным и хозяйственным спорам меж государственными предприятиями, которые принадлежат к разным ведомствам и предприятиями, которые принадлежат к разным ведомствам и предприятиями обобществленного сектора. Немного позже (в 1933 году) к компетенции органов государственного арбитража добавили споры в связи с оформлением договоров по поставкам продукции и так далее.

В задачи органов государственного арбитража в то же время входила и функция предупреждения хозяйственных правовых нарушений. Получив в процессе собственной деятельности данные о разного рода хозяйственных нарушениях, органы государственного арбитража должны сообщать о них прокуратуре, вышестоящим органам, Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Положение о государственном арбитраже, которое принято 3 мая 1931 года, просуществовало до 1960 года. Реорганизуя деятельность данных органов, Совет Министров СССР принял Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Соответственно с ним советы министров автономных и союзных республик и исполкомы областных, краевых, которые приравнены к ним Советов депутатов трудящихся принимали положения об органах государственного арбитража, состоявших при них. Задачи арбитражей, в основном, оставались прежними, однако вышестоящие арбитражи, обобщая арбитражную практику, определяли направления деятельности для нижестоящих. Некоторые разночтения в положениях о государственных арбитражах вызвали то, что в 1974 году принято новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Для того, чтобы обеспечить единство деятельности, его преобразовали в союзно-республиканский орган, который представлял трехзвенную систему, в которой надзор за нижестоящими арбитражами проводили вышестоящие, а местные органы государственного управления лишены права изменять и отменять решения государственных арбитражей.

Мы пос тарались дать наиболее полное определение и понятие термина арбитраж, раскрыть его суть и виды

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Арбитраж, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

Читайте также: