Входит ли неустойка в цену иска осаго

Обновлено: 16.05.2024

Зачастую страховые компании отказывают в выплатах по ОСАГО, либо выплачивают не всю положенную сумму.

Если страховая компания не доплатила клиенту по ОСАГО, то застрахованный имеет право не только получить все положенные деньги, но и неустойку за нарушение сроков компенсации.

Не все водители знают, что можно рассчитывать на неустойку, благодаря которой можно получить на 20-30% сверх суммы.

Что такое неустойка в ОСАГО

Начисление пени будет до момента осуществления полной выплаты. За время пока застрахованный будет подготавливать оценку независимой экспертизы и подавать претензию, неустойка будет расти.

Данный процесс занимает минимум 10 дней, что = 10% неустойки от положенной суммы.

Что делать, если страховая нарушает сроки выплат

Если в течение 20 дней страховщик не перечислил заявителю необходимую сумму, то нужно подать претензию. В заявлении должны быть такие данные:

  • Наименование страховой компании;
  • ФИО и адрес застрахованного лица;
  • Реквизиты банковского счета;
  • Суть претензии – нарушение прав заявителя по срокам выплат.

Также к претензии необходимо приложить:

  • Заверенную копию гражданского паспорта;
  • Подтверждение права собственности на авто;
  • Извещение о ДТП (при самостоятельном оформлении ДТП);
  • Справка о ДТП (при оформлении факта ДТП сотрудниками ГИБДД).

Когда страховая может отказать в удовлетворении претензии

Страховая компания может отказать в удовлетворении претензии по некоторым формальным причинам:

  • Подписание заявления представителем без доверенности;
  • Отсутствие реквизитов в заявлении;
  • Отсутствие необходимых документов.

С помощью претензии вопрос решается в досудебном порядке. Для рассмотрения вопроса судом клиент должен предоставить отказ страховой компании в письменном виде или иные доказательства неисполнения обязанностей страховщиком.

В данном случае важно, чтобы факт подачи претензии был зафиксирован. Есть несколько вариантов, как это сделать:

Если все указанные меры не помогли решить проблему, то нужно обращаться в суд.

Как увеличить сумму неустойки

Разберем ситуацию на конкретном примере: в результате аварии водитель обратился в СК за выплатами по ОСАГО. Заявление было отправлено 5 апреля. Компания оценила ущерб и выплатила застрахованному 50 тыс. рублей. Но ущерб по заключению экспертизы составил 120 тыс. рублей. Через три дня после выплат клиент подает претензию (28 апреля). Страховая удовлетворяет просьбу и совершает положенные выплаты – 70 тыс.

В этом случае пострадавшему начисляется неустойка с 26 апреля по 5 мая. Просрочка составляет 10 дней = 10%. От указанной суммы это 7 тыс. рублей. Соответственно, чем больше разница в сумме и количество дней просрочки, тем больше можно получить.

Стоит отметить, что оттягивать подачу претензии на срок более месяца не стоит, так как данное действие со стороны водителя будет расценено, как использование ситуации для обогащения.

инструкция: как получить неустойку по ОСАГО

Как действовать для получения неустойки

Если вас не устраивает выплаченная по ОСАГО сумма, необходимо выполнить следующие действия:

Получить заключение независимой экспертизы

Нужно обязательно обратиться к эксперту, который сделает точную оценку стоимости ущерба. После оценки будет указана сумма ущерба с учетом износа деталей и без него.

Выплаты по ОСАГО осуществляются с учетом износа деталей. Страховая компания рассчитывает ущерб на основе справочников РСА по стоимости запчастей. Чаще всего цены в таких единых базах намного ниже рыночных. Поэтому важно провести экспертизу и доказать реальную стоимость ремонта.

Важно знать, что водитель имеет право требовать с виновника ДТП стоимость износа деталей, а также разницу между рыночной ценой и стоимостью по единым справочникам РСА.

Возникает вопрос: стоит ли обращаться за неустойкой по ОСАГО, ведь придется платить за независимую экспертизу? Проведение экспертизы должна компенсировать страховая компания. Данную процедуру водителю необходимо подтвердить документально.

При обращении в оценочную компанию водитель заключает договор и получает чек об оплате услуги – это и является доказательством для страховщика.

Обратите внимание! Договор и чек должны быть на имя собственника авто, иначе (если договор подпишет родственник), страховая откажет в компенсации расходов на проведение экспертизы по оценке ущерба.

Обратиться в страховую с претензией

После проведения независимой экспертизы нужно составить жалобу в страховую.

*Бланк претензии о выплате неустойки по ОСАГО

К заявлению необходимо приложить результат экспертизы по оценке авто, договор и чек от оценочной компании.

Страховая обязана рассмотреть жалобу в течение 15 рабочих дней, после чего дать письменный отказ или удовлетворить просьбу.

Обращение в суд в связи с неустойкой по ОСАГО

Если страховая отказала в компенсации по претензии, нужно обращаться с иском в суд. Судебную процедуру можно доверить автоюристам или вести процесс самостоятельно.

Предварительно рассчитать стоимость ОСАГО по 15 страховым компаниям можно с помощью онлайн калькулятора ОСАГО.

Вопрос выбора варианта компенсации по ОСАГО – деньги или ремонт – актуален для любого автовладельца, попавшего в ДТП в качестве пострадавшей стороны. Действующее законодательство, в частности, базовый закон по этой теме №40-ФЗ, предоставляет право определить подходящую схему взаимодействия со страхователем автостраховщику. Такое положение сложно назвать справедливым по отношению к водителям, но оно остается неизменным в течение последних нескольких лет.

  1. Последние изменения в законодательстве
  2. В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?
  3. Можно ли выбрать СТО самостоятельно?
  4. Если машина на гарантии
  5. Сроки и гарантия на ремонт
  6. Действия в случае некачественного ремонта
  7. Как добиться получения денежной выплаты?
  8. Ответы на вопросы
    1. Кто выбирает форму страховой компенсации?
    2. В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?
    3. Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?

    Последние изменения в законодательстве

    Впервые возможность выполнить ремонт вместо выплаты по ОСАГО появилась в 2017 году. Последующие неоднократные изменения, которые вносились в тест №40-ФЗ, сохраняли подобное положение. При этом производились незначительные корректировки, не носящие принципиально важный характер.

    Сказанное в полной мере касается всех ФЗ, которые были приняты в части обязательного автострахования после 2017 года.

    В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?

    Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос зависит от выгоды конкретной страховой компании. Для большей части автостраховщиков ремонт пострадавшей машины сопровождается заметно меньшими расходами, чем выплата денежной компенсации. Тем более – с учетом выстроенных отношений с многочисленными автосервисами, также крайне заинтересованными в сотрудничестве со страховыми компаниями и потому готовыми идти на серьезные преференции по отношению к ним.

    Стоит ли удивляться тому, что дилемма: ремонт или выплата по ОСАГО – очень часто решается автостраховщиком в пользу первого варианта. Особенно в том случае, если речь идет об относительно новой машине. Напротив, для старого автомобиля выплата вместо ремонта по ОСАГО нередко оказывается выгоднее для страховой компании.

    Аналогичная ситуация возникает, если речь идет о серьезных повреждениях, устранить которые за месяц нереально. В этом случае за каждый день превышения 30-дневного срока с автостраховщика взыскивается неустойка в размере 0,5%. В результате может накопиться весьма серьезная сумма, а потому проще и выгоднее выплатить деньги вместо ремонта по ОСАГО.

    Применительно к страхователю выгода каждого из возможных вариантов также определяется индивидуально. Особое значение приобретает профессионализм сотрудников автостраховщика, выбирающих СТО для заключения договора. Это становится еще одним аргументом в пользу того, что к выбору страховой компании для дальнейшего сотрудничества в области ОСАГО следует подходит очень ответственно.

    Можно ли выбрать СТО самостоятельно?

    Восстановительный ремонт пострадавшей в ДТП машины в рамках обязательного автострахования производится исключительно в автосервисах, аккредитованных страховой компанией и имеющих соответствующий персонал, оборудование и разрешительную документацию. Страхователю предоставляется возможность выбрать СТО из предложенного автостраховщиком списка. Самостоятельно предложить автосервис для проведения ремонта он не имеет права.

    Если машина на гарантии

    Гарантийные обязательства производителя транспортного средства несколько расширяют возможности страхователя. В этом случае имеет смысл обратиться за ремонтом к официальному дилеру, что наверняка устроит и страховую компанию, если она имеет с ним договор. Такой подход выгоден всем участникам сделки обязательного автострахования. Автовладелец получает качественный ремонт, а страховщик минимизирует расходы на выплату страховой компенсации.

    Сроки и гарантия на ремонт

    Восстановительный ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис.

    На выполнение работы предоставляется гарантия сроком не менее полугода, а в некоторых случаях – до года.

    Действия в случае некачественного ремонта

    Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:

    • направление претензии в адрес страховой компании (но не СТО);
    • подача жалобы в РСА или Центробанк;
    • обращение с исковым заявлением, подкрепленным результатами независимой экспертизы, в судебные органы.

    Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.

    Как добиться получения денежной выплаты?

    Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:

    • невозможность восстановления авто;
    • летальный исход при ДТП или причинение пострадавшему тяжкого вреда;
    • инвалидность потерпевшего, который нуждается в специальном авто из-за медицинских показаний;
    • превышение величины ущерба размера максимальной выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.);
    • обоюдная вина обоих участников ДТП;
    • наличие соглашения со страховой компанией о необходимости денежной выплаты.

    Ответы на вопросы

    Кто выбирает форму страховой компенсации?

    Право выбора по состоянию на сегодня предоставляется страховой компании. О планах законодателей изменить такую ситуацию ничего не известно.

    В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?

    Положения №40-ФЗ четко указывают максимальную продолжительность ремонта по ОСАГО, которая составляет ровно 30 дней.

    Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?

    Если ремонт не закончен в течение 30 дней, со страховой компании взыскивается неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта.

    Подведем итоги

    Начиная с 2017 года, автостраховщики получили право выбирать форму страховой компенсации по ОСАГО между денежной выплатой и восстановительным ремонтом транспортного средства, пострадавшего в ДТП. Основным критерием выбора становится выгодность для компании. Интересы страхователя учитываются редко, а потому для него крайне важно знать правила проведения подобного ремонта, нормативные сроки и случаи, когда денежная компенсация является единственным вариантом страхового возмещения.

    Читайте также: