Верховцева катерина ивановна почему в суде показала

Обновлено: 16.05.2024

Девушке на тот момент было всего восемнадцать лет. Ее родители были дворянами. И поэтому частенько к ним приезжали разные гости. Девушка никогда не ходила в школу, а все, потому что получала обучение дома. Кроме этого больше всего на свете ей нравится играть на рояле, а также читать разные и очень интересные книги. Она мечтает о том, чтобы поскорее вырасти и перебраться в Москву, где сможет закончить консерваторию и стать знаменитой. Вот только родителям такие планы дочери не очень-то нравятся, а все, потому что там они не смогут ее оберегать от всех ошибок и все проблемы ей придется решать самостоятельно. Кроме этого они там даже и контролировать ее не смогут, а это значит, что девушка будет там делать все, что ей захочется.

Проходит несколько лет и все о чем раньше она мечтала, разбивается на мелкие части. Конечно, она закончила обучение, вот только знаменитой пианисткой так и не стала. А ведь для этого нужно было иметь связи, а у нее таких не было. Кроме этого она уже не верила в себя и в то, что у нее может что-то получиться. И тогда она решила на некоторое время вернуться к родителям и пожить там. На улице она встречает того самого Дмитрия Ионыча, который несколько лет назад делал ей предложение. И теперь относится к нему совсем по-другому. В разговоре она говорит о том, что все это время думала о нем, а еще о том, что поступила с ним не красиво.

Если раньше он любил ее, то теперь эти чувства давно прошли и возвращаться не собираются. Он едва закончил разговор с ней, как навсегда уезжает из этого города и больше не возвращается.

А Екатерина, немного помучавшись в Москве, опять возвращается домой, и на этот раз навсегда. Теперь она просто так играет на рояле и уже никогда не верит, что у нее в этой специальности что-то может поменяться. У нее появились различные заболевания, которые она начала лечить в Крыму.

Все герои ррассказа Ионыч

Сюжет произведения

Сюжет произведения начинается с описания губернского города С., в котором, по версии исследователей творчества А.П. Чехова, легко узнается родной город писателя Таганрог. Автор знакомит читателя с самой образованной и талантливой (по мнению обывателей) семьей Туркиных.

В этот же город приезжает на службу молодой земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он пока еще полон надежд и энергии, увлечен своей работой, ему нравится помогать людям. По настоятельным рекомендациям местных жителей он знакомится с семейством Туркиных, которые охотно принимают у себя гостей и считаются самыми интеллигентными и талантливыми во всем городе.

Вопреки ожиданиям они не производят на главного героя должного впечатления. Иван Петрович, глава семейства, практикуется в остроумии, сочиняя собственные словечки, плоские шутки, каламбуры. Обычно он повторяет одно и то же из раза в раз.

Супругу Ивана Петровича зовут Вера Иосифовна. Она популярна среди обывателей своими повестями и романами, совершенно бездарными и оторванными от реальной жизни, на взгляд доктора Старцева.

Екатерина Ивановна Туркина — дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича. Это юная и стройная барышня — типичная представительница молодого женского поколения провинциального города. Как и большинство девушек ее возраста, она читает модные книги, особо не вникая в их смысл, много музицирует и мечтает поступить в консерваторию. Местные обыватели являются ее восторженным поклонниками. Они льстят Екатерине, восторгаясь ее шумными пассажами на фортепиано. Их похвала внушила девушке, что она талантливая пианистка и ее ждет большое будущее.

Семейство и их гости утомили доктора Старцева пустыми разговорами, ограниченностью мышления и отсутствием внутреннего содержания. Поэтому он не стремится продолжить общение с ними.

Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев уже не настроен против семейства так категорично. Он внезапно пленяется юностью и начитанностью Екатерины Ивановны, ему стало интересно с ней общаться. Дмитрий Ионович хочет сделать предложение руки и сердца, при этом он прикидывает, сколько приданого дадут за невесту.

В это время у него уже появилась бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния. Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Он становится на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению.

Но мысли о семейной идиллии его еще не покидают. Он способен на такие безумные поступки, как пойти на свидание с Катериной, которое она назначила на кладбище и, разумеется, не пришла. Улучив удобный момент, он все-таки делает ей предложение, но получает отказ.

8 стр., 3864 слов

Екатерина Ивановна объясняет его тем, что уезжает учиться в консерваторию и не может связать себя узами брака. Старцев жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о хлопотах, которые ему доставили ухаживание и признание.

За следующие четыре года доктор сильно меняется. Перестав ходить пешком, он быстро набирает вес. Его интересы становятся все более приземленными. Некогда любимая работа постепенно превращается лишь в способ обогащения. Он уже не так внимателен и тактичен к пациентам, как раньше. О семейной жизни он больше не задумывается.

Начинается постепенное духовное обнищание главного героя. Даже вернувшаяся в родной город Екатерина Ивановна, которая стала оценивать свое будущее реальным взглядом и теперь не имеет ничего против семейной жизни со Старцевым, не смогла вытащить его из этого состояния. Едва зародившийся в груди теплый огонек воспоминаний о былых чувствах к этой девушке сразу же погас. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.

Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться. Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появилась одышка, голос огрубел, в нем все чаще слышно раздражение.

Он имеет две практики — земскую и в городе. С пациентами ведет себя грубо и бестактно, хотя его все еще ценят как врача и приглашают на консилиумы. Главная его цель — деньги, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить доходы.

Общественная жизнь и возвышенные материи, равно как и любовь, его давно уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт. В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность.

Екатерина Ивановна (Котик). Характеристика

Екатерина Ивановна в рассказе Чехова Ионыч

Авторизация

Вы поможете развитию сайта,

если воспользуетесь

услугами партнеров:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

“Ионыч” А.Чехов

Как Екатерину Ивановну ласково называли родные: Птичка Котик Рыбка

Чем увлекалась Вера Иосифовна: Играла на скрипке Пела романсы под рояль Писала любительские романы

Чем была талантлива Екатерина Ивановна: Превосходно играла на рояле Танцевала народные танцы Писала стихи и баллады

Куда позвала Екатерина Ивановна Ионыча на первое свидание: В городской кафетерий Прогуляться к реке На кладбище

Почему Екатерина Ивановна отказала Старцеву: Туркины не считали Ионыча достойной кандидатурой для дочери Екатерина Ивановна хотела уехать из города и стать артисткой Девушке не нравился Дмитрий

О чем подумал Старцев, когда встретился с Екатериной Ивановной после четырех лет разлуки: Дмитрий был рад, что не женился на ней Мужчина думал, что она наверно теперь богаче его Мужчина очень волновался и надеялся, что это не заметят

Что со временем стало, по сути, смыслом жизни и единственной радостью Ионыча: Любовь к родителям Дружба с Туркиными Жажда наживы

Что со временем стало, по сути, смыслом жизни и единственной радостью Ионыча: Дружба с Туркиными Деньги Приятное общение с пациентами

Семью Туркиных оценивали в городе как: Самую богатую Самую образованную и талантливую Самую гостеприимную

Чем увлекалась жена Туркина: Писала роман Играла на скрипке Рисовала

Имя дочери Туркиных: Анна София Катерина

С чем сравнивается игра на фортепиано в доме Туркиных: С грохотом камней, падающих с гор С жужжанием мухи С шумом морской волны

Куда собиралась уехать дочь Туркиных:

В консерваторию

Кто произносил смешные фразы (покорчило вас благодарю и другие):

Отец Туркиных

В честь кого был поставлен памятник в виде часовни с ангелом:

Оперной певицы

Где поселился Старцев после назначения на должность:

В губернском городе С.

Кем был назначен Старцев:

Земским врачом

Иван Петрович Туркин

Когда Старцев второй раз приехал к Туркиным:

Через год

О чём думает Старцев перед объяснением с Катериной Ивановной:

О будущей жизни с любимой девушкой

О музыкальных способностях

О приданом

Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева:

Она не стремится к замужеству вообще

Она стремится к славе, успеху, свободе, потому что не знает жизни реальной, как и её мать

Она мечтает о городской жизни

Как звали кучера Старцева:

Пантелеймон

В этом его собственная вина

Неспешный, необратимый ход времени

В каком городе семья Туркиных считалась такой же достопримечательностью:

Поскольку мы репетировали четыре года, сыграть там мы успели все и всё. Я была и Хохлаковой, и Лизой, и Грушенькой, и Катериной Ивановной. Но позже стало понятно, что каких-то персонажей не будет в инсценировке, и действительно осталось две женщины в истории — Грушенька и Катерина. Я долгое время репетировала Грушеньку, и буквально за год до состоявшейся уже премьеры Лев Абрамович (Додин Лев Абрамович — театральный режиссер. — Прим. BURO.) принял решение приостановить действо, взять время на подумать. Через полгода мы вернулись к репетициям с совершенно другой концепцией, и вот тогда уже Лев Абрамович принял решение, что я буду Катериной Ивановной, а не Грушенькой.

И как вам далась такая перемена?

МЫ ВМЕСТЕ ПОСТИГАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ПЫТАЛИСЬ РАЗГАДАТЬ, НАЙТИ СОБСТВЕННЫЕ СМЫСЛЫ, ИНТОНАЦИИ, ОТКЛИК В СЕБЕ, ДРУГ В ДРУГЕ

Спектакль готовился почти четыре года. Почему потребовалось так много времени, ведь обычно сроки выпуска в театрах более сжаты?

Выпустив этот спектакль и сыграв его столько раз, я абсолютно точно уверена, что за меньший срок этот спектакль не мог родиться. Приходило и отчаяние, и желание все бросить — мы проходили столько кругов ада, рая — всего на свете. Все вместе: и провалы, и победы, и новые открытия, и тупики, но, только спустившись или поднявшись — тут каждый для себя это определяет — не пропустив ни единой ступени в этом постижении, можно было прийти к сегодняшней, очень простой, прозрачной истории и конструкции. Надо было все это на свои плечи загрузить, все это проглотить, прожить для того, чтобы достичь такую кристально чистую историю, к которой можно прийти только через страшные дебри. Я в этом убедилась и абсолютно уверена, что случиться это могло только так.

В чем особенность постановки классики в наше время? Как надо сыграть Шекспира, Чехова, Достоевского, произведения которых были поставлены сотни, а то и тысячи раз, чтобы зацепить искушенного зрителя?

Вы знаете, если бы режиссеры знали ответ на этот вопрос, мы бы смотрели сплошные изумительные спектакли по этим потрясающим авторам. Но такого же не происходит. И даже сейчас, пройдя весь этот путь с Достоевским, я этого ответа не достигла. Мы добились в какой-то степени того, что наше высказывание по поводу Карамазовых буднично и созвучно сегодняшнему миру, людям, времени. Но это только шаги, потому что в нашей профессии — и в режиссерской, и в актерской — никогда нет результата, это все процесс, который продолжается сейчас. Каждый раз будут меняться время, обстоятельства, эти тексты будут обретать новые смыслы.

ИНОЙ РАЗ ПРОИЗНОСИШЬ ТУ ИЛИ ИНУЮ ФРАЗУ ИЗ ШЕКСПИРА, ИЗ ЧЕХОВА, ИЗ ДОСТОЕВСКОГО, ТОЛСТОГО, И ВСЕ ЭТО ИГРАЕТ СОВЕРШЕННО ДРУГИМИ КРАСКАМИ

В прессе много обсуждали возраст артиста, сыгравшего страстную любовь Катерины Ивановны, Митю Карамазова. В романе ему 28 лет, а Игорю Черневичу, воплотившему образ на сцене, почти в два раза больше. Чем обусловлено такое необычное режиссерское решение?

ЯЯ даже говорить ничего не буду. Бессмысленно рассуждать на эту тему, не посмотрев спектакль. Через минуту после начала станет понятно, что это не имеет никакого значения. Возраст, внешние атрибуты и признаки не имеют никакого значения. Точно так же, как если меня поменять с Катей Тарасовой (актриса Екатерина Тарасова исполняет роль Грушеньки в спектакле. — Прим. BURO.) и обратно поменять, и еще раз поменять — это не имеет никакого значения в нашем спектакле.

Образ Катерины Ивановны, гордой и жертвенной, очень неоднозначен. Кто-то видит в ней доброту и искренность, кто-то агрессию, желание подчинять и болезненное наслаждение собственной жертвенностью. А какая она для вас?

Когда четыре года занимаешься персонажем, сложно в двух словах ответить. Во многом вся история у нас завязана на отношении отцов и детей, на неблагополучном детстве, на отсутствии любви, внимания и то, каким человек становится из-за этого исковерканным. Федор Павлович сам был приживалой, потом его дети брошенные — это круговая порука, которую невозможно остановить. Все это ужасная боль, горе, отчаяние, обида, как результат — жесткость, желание отомстить, отплатить за свое несчастье. И то же самое происходит и с Катериной Ивановной.

Я очень тщательно продумывала, какая она, в чем причина такого сложного характера, какие у нее были взаимоотношения с отцом, почему у нее нет рядом матери, где она училась, как она училась, уделял ли ей отец должное внимание, был ли с ней жесток или был внимателен. Все это тоже очень важно для ее внутреннего мира. В итоге она, как и все персонажи Достоевского, в нашей истории ужасно одинокая, раненая девушка, которая страстно влюбилась в первого человека, который попался ей на ее взрослом пути, — в Митю. И ради него уже и в огонь, и в воду. Если бы в тот момент оказался кто-то другой, влюбилась бы в другого.

Все то, как она мучает себя, — это результат того, как она сама себя наказывает этой любовью, и того, чего так не хватало в отношениях с отцом, — внимания, и любви; как она пытается эту любовь всеми способами привязать. Никто не увидит никогда этих рассуждений на сцене, но без них существовать там невозможно. Только познав каждого героя со всех сторон, зная про него все от начала и до конца, можно позволить себе быть на сцене очень свободными, очень легкими и очень конкретными.

ТОЛЬКО ПОЗНАВ КАЖДОГО ГЕРОЯ СО ВСЕХ СТОРОН, МОЖНО ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ БЫТЬ НА СЦЕНЕ ОЧЕНЬ СВОБОДНЫМИ, ОЧЕНЬ ЛЕГКИМИ И ОЧЕНЬ КОНКРЕТНЫМИ

Первые показы спектакля пришлись на постковидный период, когда по закону зал мог быть заполнен на 25 процентов. Насколько сильно мешало это играть?

Ваши близкие были на премьере? Когда они находятся в зале, это обычно отвлекает или, наоборот, помогает?

Да, были все. Мама была на премьере, папе разрешила сходить, только когда стала рассадка 25 процентов, чтобы, так сказать, минимизировать риски. Максим (Матвеев — муж Елизаветы. — Прим. BURO.) посмотрел чуть позже, когда смог. Мне без разницы, есть родственники или нет, потому что я не волнуюсь. Даже наоборот — когда свои в зале, я будто более уверена в себе, не переживаю, успокаиваюсь, сосредотачиваюсь и не нервничаю.

Достоевского за рубежом часто называют писателем, который лучше всего постиг и изобразил истинную русскую душу. Вы согласны с этим утверждением?

Городом Достоевского традиционно считается Петербург. Есть даже экскурсии по местам, где происходило действие его произведений. Вы знаете такой Санкт-Петербург? Как к нему относитесь?

Кого из героинь Достоевского вы бы еще хотели сыграть?

После четырех лет репетиций я бы предпочла какое-то время просто наслаждаться литературой Достоевского в качестве чтения, поэтому не знаю. Настасью Филипповну или Софью Андреевну Долгорукую или Шатову — у него все героини прекрасны, а герои еще более прекрасны. Каждый из них — это отдельный мир, и в соединении друг с другом они создают какое-то удивительное пространство, которое хочется постигать, изучать. Прикоснувшись к братьям Карамазовым, я поняла, что мечтать о какой-то отдельной роли, по крайней мере у Достоевского, бесполезно. Если ты хочешь в принципе заниматься этим писателем, надо постигать его всего или хотя бы попытаться это сделать, а не скрупулезно вырисовывать свою роль. Если будешь заниматься только собой, то, к сожалению, ничего не получится. Тут подход может быть только один — очень серьезный, очень глубокий, очень вдумчивый и въедливый.

Постоянную постановку можно увидеть в Санкт-Петербурге в МДТ — Театр Европы.

Ее муж увлекался карточными играми, в следствии чего попал под суд и умер. Овдовев Катерина Ивановна осталась без средств к существованию с тремя маленькими детьми на руках. Тогда то, из жалости, на ней и женился мелкий чиновник Семен Захарович Мармеладов, но спустя год он потерял работу и начал беспробудно пить.

Семья вновь оказалась в состоянии крайней нищеты. Из-за ужасных условий проживания Катерина Ивановна заболевает чахоткой и в результате умирает. Ее трое детей остаются сиротами, их определяют в детский дом.

Цитатная характеристика

Внешность

Не смотря на то, что Катерина Ивановна — молодая женщина 30-ти лет, ее внешность описывается довольно мрачно, в связи с запущенной болезнью:

Происхождение и образование

Катерина Ивановна родилась и выросла в городе Т. где-то в глубинке России, и мечтала открыть в родном городе пансион благородных девиц:

По происхождению, судя по всему, является дворянкой:

Она была образованной женщиной из семьи надворного советника (этот чин соответствовал полковнику в армии), но после того как она еще в юности сбежала с молодым офицером, родители отказались принимать ее:

В юности Катерина Ивановна закончила институт для девиц. Там, среди прочего, ее обучали французскому языку:

Характер

Катерина Ивановна — горячая, гордая и непреклонная женщина, которая не допускает к себе неуважения. Она не спускала побоев своему первому мужу. Также она не стерпела грубость господину Лебезятникову, из-за чего, вероятно, между ними случилась потасовка, в ходе которой Лебезятников избил ее:

Даже в тяжелой ситуации она способна трезво мыслить и что-то предпринимать:

Но упрекала Соню она не со зла, а лишь в силу своего вспыльчивого характера:

Катерина Ивановна не раз обижала свою падчерицу Соню, но та не держит зла на мачеху и искренне любит ее, несмотря ни на что:

И сама Катерина Ивановна не скрывает свою любовь к Соне:

По мнению Сони, ее мачеха Катерина Ивановна является доброй, умной, доверчивой и великодушной женщиной:

Катерина Ивановна как ребенок верит, что в людях все должно быть справедливо. Она не понимает, что полная справедливость в мире невозможна:

Катерина Ивановна имеет свойство восхищаться и хвалить незнакомых людей, о которых на самом деле ничего не знает. Позже, когда эти люди разочаровывают ее, она резко меняет свое отношение к ним и прогоняет их вон:

Горькая судьба Катерины Ивановны

В ранней молодости Катерина Ивановна полюбила одного пехотного офицера, но ее семья была против этого брака:

Влюбленная Катерина Ивановна сбежала с этим офицером из родительского дома и вышла за него замуж. К сожалению, супруг увлекался картами, в результате чего попал под суд и умер:

В итоге Катерина Ивановна в молодом возрасте осталась вдовой с тремя маленькими детьми на руках. Родственники отказались от Катерины Ивановны:

В этот период она познакомилась с Мармеладовым, который из жалости женился на ней, чтобы спасти ее от нищеты:

Мармеладов был ниже ее по статусу, но она вышла за него. О любви между ними в романе не говорится, лишь о уважении:

Первый год они жили нормально, но потом Мармеладов потерял работу в связи с сокращением и запил. Семья впала в нищету:

Спустя полтора года пьянства, семья Мармеладовых переехала из провинции в Петербург. Здесь господин Мармеладов снова нашел место на службе, но вскоре из-за пьянства лишился и этой работы:

Из-за нищеты у Катерины Ивановны нет ни одного платья. Судя по всему, она продала все свои платья, чтобы прокормить семью.

Кроме того, ее муж Мармеладов дошел до того что стал обкрадывать собственную семью:

Но длилась эта идиллия не долго. Получив первое жалование, Мармеладов сначала отдает деньги жене, но после выкрадывает их и снова начинает пить:

Вскоре после знакомства с Раскольниковым пьяный Мармеладов попадает на улице под лошадей и от полученных травм умирает в тот же день:

В день похорон Мармеладова его несчастная вдова Катерина Ивановна падает на улице и умирает от кровотечения вызванного чахоткой. Трое детей женщины остаются сиротами, их определяют в детский дом.

Условия жизни и болезнь

Комната Мармеладовых представляет собой небольшое помещение длиной в 10 шагов:

По словам Мармеладова, в их комнате бывает холодно, из-за чего его жена Катерина Ивановна заболела чахоткой (туберкулезом):

К тому же неблагополучная обстановка в доме плохо влияет на здоровье Катерины Ивановны:

Сумасшествие Катерины Мармеладовой

Катерина Ивановна вела себя очень странно:

После этого Катерину Ивановну отнесли в комнату к Софьи где она и умерла:

После смерти Катерины Ивановны ее трое детей остаются сиротами. Господин Свидригайлов берет на себя похороны Катерины Ивановны, и помогает устроить будущее детей: он определяет всех троих в один сиротский дом, а также кладет в банк некоторый капитал на их имя:

Прототип

Мария Дмитриевна Достоевская — первая жена Фёдора Михайловича Достоевского


Мария Дмитриевна Достоевская — первая жена Ф.М. Достоевского

Писатель Федор Достоевский


Писатель Федор Достоевский
Вероятный прототип Катерины Ивановны — первая жена Достоевского, Мария Дмитриевна, умершая из-за туберкулеза в тридцать девять лет. По отзывам современников, Мария Дмитриевна была женщиной страстной и экзальтированной, и Достоевский списывал с той героиню в период, когда жена уже находилась на последней стадии болезни.

Некоторые эпизоды в жизни Марии Дмитриевны похожи на то, что произошло с выдуманной героиней в романе Достоевского. До того, как выйти замуж за писателя, Марина Дмитриевна уже была замужем и после смерти первого супруга осталась одна посреди Сибири с сыном на руках, без поддержки со стороны родственников или друзей.

Федор Достоевский и его жена Мария Дмитриевна


Федор Достоевский и его жена Мария Дмитриевна

У образа Катерины Ивановны есть и еще один возможный прототип — некая Марфа Браун, знакомая Достоевского. Дама, которая вышла замуж за одного пьющего литератора и в конечном счете оказалась в ситуации ужасной бедности. По характеру Катерина Ивановна похожа на эту женщину.

Катерина Ивановна Мармеладова

При создании этого образа Ф.М. Достоевский использовал некоторые детали биографии и черты характера своей первой жены Марии Дмитриевны, умершей от чахотки в возрасте тридцати девяти лет. Еще одним прототипом Катерины Ивановны могла стать знакомая автора Марфа Браун, жена пьющего писателя, брак с которым довел ее до состояния крайней нищеты.

Описание героя

Предыстория Катерины Ивановны

Непредсказуемая судьба в корне изменила течение жизни Катерины Ивановны. Юная девушка встретила и полюбила офицера по имени Михаил, которого категорически не принял строгий отец Катерины. Не в силах совладать с чувствами, героиня сбежала из дома и вышла замуж без родительского благословения.

К сожалению, предчувствия отца Катерины оправдались. Муж оказался никчемным человеком, заядлым картежником и кутилой. Проигравшись вчистую, он попал под суд и вскоре умер, оставив 26-ти летнюю вдову с тремя маленькими детьми. Родители не простили Катерине ее поступок и отвернулись от нее, поэтому через некоторое время женщина оказалась на грани полной нищеты.

Встреча с Мармеладовым

Именно в этот период предельного отчаяния судьба свела Катерину Ивановну с пожилым вдовцом Мармеладовым. История героини тронула мужчину, и он предложил ей стать его женой. С его стороны этот брак состоялся исключительно из жалости, со стороны Катерины Ивановны – от безысходности, ей просто некуда было податься с тремя малолетними детьми. Ни о какой любви в их отношениях не могло быть и речи. В этой паре совершенно отсутствовала гармония: во-первых, Мармеладов был намного старше Катерины Ивановны, во-вторых, он не соответствовал ей ни по уму, ни по воспитанию, ни по образованию. На момент их знакомства у него была 14-ти летняя дочь Соня, Катерина Ивановна вошла в его семью с двумя дочерьми – Поленькой и Лидочкой и сынишкой Коленькой.

Внешность героини

В романе Катерина Ивановна представлена тяжелобольной женщиной, страдающей от чахотки. Несмотря на то, что ей нет еще тридцати лет, выглядит она намного старше. Ее тело иссушено болезнью, в глазах – нездоровый лихорадочный блеск, на щеках – яркий туберкулезный румянец, губы покрыты корочкой спекшейся крови. Все что осталось от некогда привлекательной женщины – это стройная фигура и красивые темные волосы.

Из-за недостатка средств одета Катерина Ивановна всегда одинаково. На ней ее единственное темное платье в полоску. Другую одежду она продала, чтобы выручить деньги на пропитание. Оставшуюся пару чулок и козий пуховый платок вынес из дома и пропил Мармеладов.

Жизнь в браке

Надежда, которую Катерина Ивановна возлагает на брак с Мармеладовым, не осуществляется. Через год супруг лишается работы и погружается в запои, а семья стремительно опускается на самое дно бедности. Уже в течение полутора лет Мармеладовы проживают в Петербурге, на момент переезда у Катерины Ивановны обнаруживается туберкулез.

Характер Катерины Ивановны

Отношение к членам семьи

Роль героя в произведении

Катерина Ивановна Мармеладова — супруга господина Мармеладова, спивающегося чиновника, которому уже за пятьдесят. Самой Катерине Ивановне около тридцати лет. Эта несчастная и больная женщина происходит из семьи надворного советника, хорошо воспитана и образована. Отец героини был влиятельным человеком и собирался добиться должности губернатора, семья героини принадлежала к высшему обществу.



А.Фрейндлих в роли Катерины Ивановны

На момент действия героиня выглядит крайне исхудавшей и болезненной женщиной. Глаза Катерины Ивановны нездорово блестят, на щеках проступают красные пятна, губы иссохлись и покрыты запекшейся кровью. Героиня страдает туберкулезом, но в ее облике еще можно разглядеть следы былой красоты — стройную фигуру, прекрасные темно-русые волосы.

Семен Мармеладов


Семен Мармеладов

Вероятно, семья готовила героине безоблачное будущее, однако Катерина Ивановна по молодости лет влюбилась в некоего пехотного офицера и сбежала с тем из родительского дома, чем обрекла себя на печальную судьбу. От первого мужа у Катерины Ивановны родилась дочь Поля и еще двое детей.

Семья героини была категорически против этого брака, отец Катерины Ивановны был невероятно рассержен, но героиня все же вышла замуж за своего избранника против воли родителей. Героиня чрезмерно любила мужа, но тот пристрастился к карточным играм, попал под суд и в результате умер.

Катерина Ивановна на улице с детьми


Катерина Ивановна на улице с детьми

Из-за бедности героиня вынуждена сидеть на черном хлебе, самостоятельно мыть пол и заниматься домашней работой. Однако женщина с детства приучена к чистоте и не выносит грязи, поэтому ежедневно мучает себя непосильной работой, чтобы держать дом и одежду детей и мужа в чистоте. У самой Катерины Ивановны не осталось одежды, за исключением единственного платья. Всю одежду героини пришлось продать, чтобы получить деньги на жизнь семьи, а последние чулки и платок из козьего пуха пропил муж.

Соня Мармеладова


Соня Мармеладова

Тяжелая жизнь сделала Катерину Ивановну нервной и раздражительной, так что детям и падчерице пришлось многое от нее вытерпеть. Соня говорит, что прежде героиня была умной, доброй и великодушной, но ослабела рассудком от горя. Катерина Ивановна принуждает падчерицу к занятиям проституцией, но позже корит себя и считает Соню святой.

У героини гордый и горячий характер, Катерина Ивановна не терпит неуважения к себе, ни о чем не просит окружающих и не прощает грубости. Первый муж бил героиню, а обстоятельства ее жизни сложились скверно, при этом сломить или запугать Катерину Ивановну было невозможно. Героиня никогда не жаловалась.

Героиня умирает в день похорон господина Мармеладова, который погибает, попав пьяным под лошадь. Раскольников, главный герой романа, отдает Катерине Ивановне последние деньги, чтобы та смогла похоронить мужа. Причиной смерти самой героини становится внезапно открывшееся чахоточное кровотечение. На этом биография героини подошла к концу. Осиротевших детей Катерины Ивановны отдают в приют.

Черты характера

Достоевский пишет, что характер у Катерины Ивановны от природы миролюбивый и весёлый. Но от непрерывных несчастий эта женщина иногда бывала грубой, нервной, могла относиться к людям несправедливо. Катерину Ивановну недостатки людей приводили в ярость, так как она хотела, чтобы все жили в радости и мире.

Героиня иногда восхищается людьми, которых по-настоящему не знает. Когда же ей приходится в них разочароваться, она не желает иметь с ними никаких отношений. Когда сосед по квартире Лебезятников спасает Соню, доказав, что она не крала деньги у Лужина, Катерина Ивановна резко изменила мнение о Лебезятникове. Раньше она его ненавидела, а сейчас поняла, что он добрый, справедливый человек.

Соня уважает мачеху за нравственную чистоту и особенно выделяет такое качество Катерины Ивановны как великодушие.

В порыве отчаяния от безысходности и нищеты мачеха подтолкнула Соню к тому, чтобы она пошла на панель, но затем жалела её и просила прощения.

Когда на поминки Мармеладова не пришли две соседки по квартире из-за того, что не хотели сидеть рядом с её падчерицей, эту обиду Катерина Ивановна не смогла простить, так как считала, что Соня чище и лучше этих женщин.

Гордость — главное качество характера этой героини. Гордость и привела к тому, что Катерина Ивановна оказалась с детьми на улице после ссоры с квартирной хозяйкой. Из-за смерти мужа и потери жилища на Катерину Ивановну нашло безумие. Она ходила с детьми по улицам, заставляла их плясать и петь, жаловалась прохожим, что дети чиновника доведены до того, что стали уличными артистами.

Экранизации

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Бунина Господин из Сан-Франциско сочинение 11 класс
    Это произведение Бунин написал за четыре дня. Практически все события являются вымышленными. Весь рассказ наполняют философские размышления, автор рассуждает над смыслом существования
  • Сочинение по произведению Крыжовник Чехова
    Творчество А. П. Чехова состоит из произведений, в которых рассказы зачастую имеют знакомые читателю сюжеты. Это связано с тем, что герои в них – простые люди с земными желаниями.
  • Английский язык мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс
    Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Катерина Ивановна практически всю жизнь из-за мужа терпит нужду и мучается вопросом, как прокормить детей. Хотя когда-то она училась в дворянском институте, который окончила с отличием. Эта стройная женщина была дочерью надворного советника, но полюбив пехотинца, бежала с ним из дома. Теперь она больна чахоткой и с трудом сводит концы с концами. После смерти мужа кое-как устраивает его поминки.

Мармеладов при жизни много пил и увлекался азартными играми, за что попал под суд и вскоре умер. Падчерицу она фактически заставила заниматься неприличным ремеслом, а сама с детьми, оказавшись на улице, просила милостыню. Из-за чахотки и бесконечных лишений, женщина лишается рассудка и умирает. Будучи женщиной гордой и непокорной, она не терпела в свой адрес неуважения, часто конфликтовала с хозяйкой квартиры и

2.1. Психологизм Ф.М. Достоевского в создании женских образов.

Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

Не секрет, что одним из способов создания образов в художественном произведении является портретная характеристика героев, через которую раскрываются отдельные стороны творческой индивидуальности писателя, особенности его метода. Портретная характеристика используется писателями по-разному. Благодаря этому создается неповторимость, своеобразие психологических стилей таких писателей-психологов, как Лермонтов, Тургенев, Л. Толстой, Чехов, Горький.

Достоевский и его творчество представляют собой целую эпоху в русской художественной литературе и до сих пор вызывают интерес исследователей.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылка скрыта.

На наш взгляд, художественной манере Ф.М. Достоевского присуща индивидуализация, что проявляется в портретной характеристике.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что психологизм Ф.М. Достоевского своеобразен. В первую очередь надо отметить, что внутренний мир предстает в особом ракурсе: мы почти не видим у Достоевского изображения нейтральных, обычных психологических состояний - душевная жизнь изображена в ее проявлениях, в момент наибольшей психологической напряженности. Герой всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапности исповеди, бреда. Достоевский показывает нам внутреннюю жизнь человека в те моменты, когда максимально обострены мыслительные способности и чуткость эмоциональных реакций, когда внутреннее страдание почти невыносимо.

Для Достоевского – мастера психологического анализа – характерен показ героя во взаимодействии как внутренних чувств, так и внешних их проявлений. С особым мастерством художник сумел это передать через портретные характеристики женских образов.

Выявленное внимание исследователей к фольклорным и мифологическим основам женских образов Достоевского, рассмотрение его героинь в контексте православной культуры, а также изучение двойственной, иррациональной сущности их характеров позволяет говорить о сложившейся в современном литературоведении тенденции в интерпретации женских образов писателя как синтезе мифологического, христианского и психологического начал.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылка скрыта.

Тем не менее, несомненно, что центральное место в романе занимает образ Грушеньки. Именно она играет ключевую роль, влияет на зарождение, развитие и крушение идеи героя-мужчины (Дмитрий Карамазов).

С учетом того, что в сюжете произведения главную оппозицию составляют Катерина Ивановна и Грушенька, то именно их образы находятся в центре нашего исследования.

Однако нельзя будет обойти вниманием еще один яркий женский образ романа – образ Лизы Хохлаковой.


2.3. Противоречивость центральных женских образов романа

Прототипом образа Грушеньки послужила знакомая Достоевских Агриппина Ивановна Меньшова, которую, как и героиню романа, обманул бросивший ее жених-поручик. Достоевские принимали участие в судьбе Меньшовой.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылка скрыта.

Для прекрасной Грушеньки старик Карамазов всего лишь брызгающий слюной шут. Он завещает ей причитающуюся Дмитрию часть наследства. Он бродит по комнатам, одурев от желания. Но Грушенька не уступает ему, как не уступает и влюбленному в нее Дмитрию. Она смеется и над отцом, и над сыном. Идут дни, и взаимная ненависть мужчин растет.

Тогда же мы узнаем и о том трагическом событии, которое и привело к тому, что Грушенька стала злой и расчетливой – о несчастной любви к польскому офицеру. В этой главе она рассказывает легенду о луковке, центральный персонаж которой - злая баба - отказывается от милосердия и добра. Луковка здесь – возможность спасения через милосердие и любовь, но ещё не само спасение; милосердие должно быть направлено на других людей, поэтому когда человек отворачивается от мира и замыкается в своём эгоизме, он отказывается от спасения и добра. Для Грушеньки же злость является своеобразной точкой отсчёта, её душа может повернуться и к добру, и к злу.

Эта перемена вновь указывает на неоднозначность характера героини.

Образ Грушеньки – это и образ грешницы, стоящей на распутье между нравственными угрызениями, связывающими ее с прошлым, и настоящим, к которому призывает новая, чистая любовь.

Поворотной точкой к этому образу становится встреча Грушеньки с отставным польским офицером, её первой любовью. Глубочайшее разочарование зрелой женщины в том, кого она полюбила, будучи совсем девочкой, порождает в душе Грушеньки раскаяние в своём поведении и пробуждает чувства к Дмитрию. Всё это особенно усиливает арест Дмитрия и известие о том, что он обвиняется в убийстве отца. Грушенька справедливо считает себя ответственной за всё, что произошло, но, несмотря ни на что, верит Дмитрию, решив разделить с ним его судьбу. Таким образом, Грушенька находит в себе силы, чтобы порвать с прошлым и соединиться с Митей в любви и страдании.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылка скрыта.

Несомненно, что в образе Катерины есть порядочность и человечность. Достаточно вспомнить эпизоды, где она помогала бедным людям. Однако она скорее строгая и принципиальная. Еще одной ее отличительной чертой является гордость. Именно она и подтолкнула ее к поступку на суде.

Это еще одна страстная героиня произведения. С одной стороны она готова всю свою жизнь принести в жертву Мите Карамазову за его благородный поступок. И на протяжении почти всего повествования она уверяет себя и других, что любит своего жениха. Однако ее чувства надуманны. Судя по всему, она так до конца и не решила, кого она из двух братьев всё же любит по-настоящему — не головой, а сердцем.

В конце концов, поймет это и сама Катерина, поймет, что на самом деле по-настоящему любит она не Дмитрия, а Ивана Карамазова. Именно поэтому в последний момент она и выступит на суде с показаниями против него.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылка скрыта.

Исследователи отводят Лизе (или Lise, как чаще всего называет ее в романе автор) самую скромную роль. Однако нам представляется, Лиза занимает особую, самостоятельную позицию, принципиально важную для смысла романа.

Лиза является одним из самых загадочных персонажей. Не принимая практически никакого участия в развитии сюжета (что, как правило, является функцией второстепенных и эпизодических персонажей), она получает информацию практически обо всем происходящем, ей предоставлена возможность высказаться в полную силу, ее внутренний мир исследуется подробно и глубоко, подробно прослеживается эволюция ее характера, ее взгляда на мир. В отличие от Ракитина, г-жи Хохлаковой и других второстепенных персонажей Лиза не шарж, не пародия; отношение к ней автора абсолютно серьезно.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылка скрыта.

Лиза чувствует Иваново презрение к тому злу, которое в ее душе, и знает, что в его душе – то же зло. Потому и обращается к нему, что это именно тот человек, который может ее истерзать и измучить, сделать несчастною.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылка скрыта.

Читайте также: