Верхний земский суд по учреждению для управления губерний 1775 г это

Обновлено: 12.05.2024

Документом, определившим направление новой губернской реформы стали "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около тридцати тысяч душ.

Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел". Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы - провинциальные судные приказы - губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты - Сенат (апелляционная инстанция).

В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян. Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства в конечном счете препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения, сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784 - 1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма".

Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).

Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу - земские и городские В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности - уезд - провинция - губерния.

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным.

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя, избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города)

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей).дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция

Система полицейского управления также обсуждалась в процессе работы уложенной комиссии и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах, как аппарат для охраны "благочиния, покоя и добронравия"

Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.

Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами.

Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг.

Наконец на полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу "Устава благочиния" 1782 г. По "Учреждению о губернии" 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень, наказуемых полицией деяний.

Главными источниками Устава стали: "Учреждение о губернии", материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел.выборные от граждан ратманы-советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах". Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия".

Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников.

Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем.

Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижимостей.

По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений.

"Устав благочиния" перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.

К ним правонарушениям относились:

1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;

2) действия, направленные против православной веры и богослужения;

3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;

4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления);

5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество);

6) преступления против личности, имущества, порядка и др.

Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.

Наказания, применяемые полицией были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

"Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

Соколова Мария

41.Полицейская реформа 1782 г. (Устав благочиния)

42.Судебная реформа Екатерины II.

43.Административная реформа 1-ой трети XIXв.

44.Конституционные проекты 1-ой четверти XIX в. об основах государственного строя.

1. Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ.

2. Для управления же губернии полагается главнокомандующий в отсутствии императорского величества.

3. В губернии учреждается правитель или губернатор.

4. В губернии учреждается правление губернское.

5. В губернском правлении заседает главнокомандующий, правитель или губернатор с двумя советниками.

6. В губернии учреждается палата уголовного суда.

7. В палате уголовного суда заседает председатель один, два советника и два ассесора.

8. В губернии учреждается палата гражданского суда.

9. В палате гражданского суда заседает председатель один, два советника и два асессора.

10. В губернии определяется губернский землемер.

11. В губернии учреждается палата для домостроительных дел и управления казенных доходов и. в.

12. В казенной палате заседает поручик правителя или вице-губернатор, директор экономии или домоводства, один советник, два асессора и один губернский казначей.

13. В губернии учреждается верхний земский суд, а буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного верхнего земского суда.

14. В верхнем земском суде заседает первый и второй председатель и десять заседателей.

15. Буде нужда того требует, то губернию разделить на области или провинции.

16. Губернии и области разделяются на уезды или округа.

17. В уезде, или округе считается от двадцати до тридцати тысяч душ.

18. В каждом уезде, или округе учреждается уездный, или окружный суд.

19. В уездном, или окружном суде заседают уездный, или окружный судья и два заседателя.

20. При каждом уездном суде учреждается место под названием: дворянская опека.

21. В дворянской опеке председает уездный дворянский предводитель и заседает уездный судья и его заседатели.

22. В каждом уезде или округе учреждается нижний земский суд.

23. В нижнем земском суде заседают земский исправник или капитан, и два или три заседателя, смотря на обширность уезда.

24. В каждом уезде или округе определяется уездный казначей один, землемер присяжный один, доктор один, лекарь один, подлекарей два и лекарских учеников два.

25. В каждом городе, где нет коменданта, определяется городничий, в столице же обер-полицеймейстер.

26. По городам и посадам старосты и судьи словесного суда остаются на прежнем основании.

27. Ратушам быть только по посадам.

28. В городах остаться имеют городовые магистраты.

29. В городовом магистрате присутствовать имеют два бургомистра и четыре ратмана.

30. При каждом городовом магистрате учреждается городовый сиротский суд.

31. В городовом сиротском суде председает городский глава и заседают два члена городового магистрата и городовый староста.

32. В губернии учреждается губернский магистрат, и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного губернского магистрата.

33. В губернском магистрате заседает первый и вторый председатель и шесть заседателей.

34. В губернии учреждается по усмотрению главнокомандующего, соображаясь с обширностию губернии обстоятельствами разнообразных; уездов, для однодворцев и прочих, о коих в 335 статье ниже сего сказано, у каждых от 10 и 30 тысяч душ, по одному суду под названием: нижняя расправа.

35. В нижней расправе заседает расправный судья и восемь заседателей, из коих двое отсылаются для заседания в нижнем земском суде и двое для заседания в совестном суде, по делам до их селений касающимся.

36. В губернии, где учреждена одна или более, нижняя расправа, там учреждается и суд под названием: верхняя расправа; и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одной верхней расправы.

37. В верхней расправе заседают первый и вторый председатель и десять заседателей.

38. В губернии учреждается по одному приказу под названием: Приказ общественного призрения.

39. В Приказе общественного призрения председает губернатор сам и заседают двое заседателей верхнего земского суда, двое заседателей губернского магистрата, да двое заседателей верхней расправы (где есть; где же которых нет, то само собою разумеется, что в заседании не будет).

40. В губернии учреждается по одному суду под названием совестный суд.

41. В совестном суде председает судья совестного суда той губернии, и заседают по дворянским делам двое дворян, по городовым делам двое граждан, по расправным делам двое поселян.

42. При губернском правлении и при палатах определяется губернский прокурор, губернский стряпчий казенных дел, и губернский стряпчий уголовных дел.

43. При верхнем земском суде определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.

44. При губернском магистрате определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.

45. При верхней расправе определяется прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел.

46. В каждом уезде, или округе определяется уездный стряпчий один.

Глава IV. О должности главнокомандующего в отсутствии императорского величества

81. Должность главнокомандующего есть следующая: строгое и точное взыскание чинить со всех ему подчиненных мест, а именно: той губернии уголовной палаты, гражданской палаты, казенной палаты и им подчиненных мест, обер-полицеймейстера, городничего, землемеров, приказа общественного призрения, совестного суда, и людей той губернии находящихся о исполнении законов и определенного их звания и должностей; но без суда да не накажет никого, преступников законов и должностей да отошлет, куда по узаконениям следует, для суда ибо

82. Главнокомандующий не есть судья, но сберегатель и. в. изданного узаконения, ходатай за пользу общую и государеву, заступник утесненных и побудитель безгласных дел. Словом сказать: нося должность главнокомандующего, должен он показать в поступках своих доброхотство, любовь и соболезнование к народу.

83. Благоустройство в губернии, споспешествование в исполнении законов и способ к удовольствию каждого законным образом от попечения главнокомандующего зависит.

84. Как главнокомандующему благочиние, или полиция градская и сельская подчинены; то он имеет пресекать всякого рода злоупотребления, а наипаче роскошь безмерную и разорительную, обуздывать излишества, беспутства, мотовство, тиранство и жестокость.

85. Главнокомандующий долженствует вступаться за всякого, кого по делам волочат, и принуждать судебные места той губернии решить такое-то дело, но отнюдь не мешается в производство оного; ибо он есть яко хозяин своей губернии, не судья.

86. Если б в судебном месте определено было, что не справедливо, то главнокомандующий может оставить исполнение и доносит Сенату, а о времени нетерпящих делах и. в. Сие наипаче касается до дел уголовных и присуждении к отнятию у кого жизни или чести; и по таким делам исполнение и вовсе быть не должно, не донося главнокомандующему.

87. Главнокомандующий обязан предупреждать могущий быть в той губернии всякой недостаток в нужных для жизни припасах как-то хлебе, в соли и проч.

88. Точность сборов той губернии и сохранение в том порядка безотяготительного, принадлежит до попечения главнокомандующего, и отдача рекрут должна быть под его рачительным присмотром.

Дворянская империя ХIII века. Сборник документов. М. 1960. С. 54—64.

Цитируется в соответствии с текстом документа, размещенном в издании: Дворянская империя XIII века. Сборник документов. М. 1960. С. 54—64.

Главной целью реформы являлось приспособление государственного аппарата к осуществлению его фискальных и карательных функций. Для этого проводились разукрупнение губерний и ликвидация провинций. Если накануне реформы в России насчитывалось 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов, то к концу царствования Екатерины II число губерний выросло до 50. Соответственно увеличилось количество уездов. Губернию составляла территорию с населением в 300—400 тыс. душ, она делилась на уезды по 20-30 тыс. душ. Вместе с упразднением провинций отменили должности воевод.

При организации губернского и уездного управления была сделана попытка разделить местные власти, отделить судебную власть от административной. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял Губернское правление, в которое, кроме него, входили два советника. Губернатору был непосредственно подчинён губернский прокурор, выполнявший надзорные функции по отношению ко всем губернским органам. В его распоряжении находились два стряпчих.

Всеми доходами и расходами губернских органов ведала Казенная палата, поставляемая вице-губернатором. В её состав входили: директор экономии, совет-пик, два асессора и губернский казначей. В подчинении вице-губернатора находился также губернский землемер.

Губернские судебные учреждения представляли собой две палаты: Палата yголовного суда и Палата гражданского суда. В каждой из них состояли два советника и два асессора. Само судопроизводство имело чисто сословный характер. Для рассмотрения дел дворян созывался Верхний земский суд в составе двух председателей и 10 заседателей. Горожан судил Губернский магистрат в составе двух председателей и шести заседателей. Дела казённых крестьян рассматривала Верхняя расправа, включавшая двух председателей и 10 заседателей. Все председатели судов назначались правительством, а заседатели выбирались соответствующими сословными собраниями и утверждались губернатором.

Должностные лица общей и финансовой губернской администрации, а также состав палат уголовного и гражданского суда назначались правительством.

На уездном уровне общее административное руководство вручалось Нижнему земскому суду во главе с земским исправником или капитаном. В составе суда были 2-3 заседателя. Состав Нижнего земского суда выбирался местным дворянством. В уездном городе администрацию возглавлял комендант, а там, где его не было городничий. В более крупном городе имелся подчинённый городничему начальник полиции. Финансовыми вопросами в уезде ведал уездный казначей, а земельными - уездный землемер. Надзорные функции выполнял уездный стряпчий. Медицинскую помощь оказывали уездный доктор и лекарь.

Судебные дела дворян в уезде рассматривал Уездный суд в составе судьи и двух заседателей. Дела городских жителей разбирал городской голова или выборный городовой магистрат в составе двух бургомистров и четырех ратманов. Дела казенных крестьян в уезде рассматривала Нижняя расправа в составе расправного судьи и восьми выборных заседателей. Расправные судьи назначались губернским правлением из числа дворян.

Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах. Был создан аппарат, который мог эффективнее, чем прежде, пресекать классовые выступления угнетённых крестьян. Попытка отделить судебную власть от административной, хотя и не удалась в полной мере, носила прогрессивный характер.




В ходе судебной системы была сформулирована и упрочнена сословная судебная система. Предполагалось установить несколько видов судов — духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный; придворный (по уголовным делам придворных чином); специальный (по таможенным делам).

Уголовные, гражданские и полицейские суды должны были создаваться по территориальному принципу — земские и городские. В городах, кроме того, предполагалось ввести цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд — провинция — губерния.

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство — гласным.

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и yпрочена сословная судебная система.

Высшими судебными инстанциями в губерниях стали Палаты по уголовным и гражданским делам — всесословные судебные учреждения. Далее шла сложная система сословных судов.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, — по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, и которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крес­тьянским делам. Суд носил характер примирительного — рассматривал гражданские иски, а также специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. При судах состояли прокуроры и стряпчие, назначаемые Сенатом. Контроль за судами осуществлял генерал-прокурор.

Верхним земским судам подчинялись суды первой инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.

Верхний надворный суд был местным апелляционным судом для рассмотрения уголовных и гражданских дел лиц, находящихся на государственной службе. Суды этого уровня были оборудованы в Санкт-Петербурге и Москве, их задача заключалась в выделении высших чиновников из подсудности общим судам.

Верхние надворные суды рассматривали в качестве второй инстанции дела, прошедшие через нижние надворные суды. Решения Верхних надворных судов подлежали утверждению Палатой уголовного суда.

Верхняя расправа в качестве второй инстанции рассматривала уголовные и гражданские дела государственных, экономических, дворцовых крестьян и однодворцев. Верхние расправы учреждались в губерниях но инициативе губернаторов. Председатели расправ назначались Сенатом по представлению Губернского правления, заседатели избирались крестьянами из своей среды и утверждались губернатором. Верхние расправы были апелляционными судами для нижних расправ и нижних земских судов (в губерниях, где не было Верхних земских судов).

Решения расправ могли быть также обжалованы в Палатах уголовного или гражданского суда.

Губернский магистрат являлся местным судебным учреждением губернских городах. Губернские магистраты подчинялись Губернскому правлению и, в свою очередь, имели в подчинении городовые магистраты и ратуши, сиротский суд.

В губернских городах учреждались также специальные суды: губернский совестный суд, рассматривавший малозначительные уголовные дела и гражданские споры в качестве третейского или мирового суда; дворянская опека для управления делами дворянских вдов и сирот (при дворянском уездном суде под председательством уездного предводителя дворянства); сиротский суд, ведавший вопросами опеки мещанских вдов и сирот (при городовом магистрате под председательством уездного городского головы).

Председатели Губернских магистратов назначались Сенатом. Заседатели избирались купечеством и мещанами губернского города и утверждались губернатором.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция.

Представители разных сословий в Уложенной комиссии выразили явное стремление закрепить свои сословные права. Это стремление было особенно характерным для дворянства: оно настаивало на сохранении уездных сословных корпораций, получающих право влиять на местное управление и суд. Дворянские уездные предводители (избираемые для выборов депутатов в Комиссию) должны были остаться в качестве постоянно действующего сословно-корпоративного института. Высказывались также требования учредить должность уездного исправника,которому следует поручить руководство местной полицией.

В целом губернская властьформировалась на трех уровнях: первый бессословный составляли губернские палаты (казенная, уголовная, гражданская) и губернское правление.

Второй включал сословные губернские суды (верхний земский, губернские магистраты, верхние расправы) и часть бессословных учреждений (совестные суды, приказ общественного призрения).

Третий уровень состоял исключительно из сословных учреждений (нижний земский суд, нижняя расправа, уездные городские магистраты).

Характерно, что полицейские функции осуществляли дворянские учреждения — нижний земский суд, как полицейский орган, действовал в пределах всего уезда, а его председатель (исправник) избирался только дворянами.

Таким образом, судебная система сделала попытку отделить суд от администрации. Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Но в то же время разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.

Областная реформа 1775 г. отменяла деление страны на губернии, провинции и уезды и вводила двухуровневую систему: губернии и уезды. В стране образовывалось 50 губерний. В основу нового территориального деления был положен принцип учета количества населения: 300–400 тыс. жителей в губернии, 20–30 тыс. жителей в уезде.

Во главе областной администрации был поставлен губернатор, или наместник. Вице-губернатор назначался Сенатом. Исполнительным, распорядительным и полицейским органом в губернии становилось губернское правление. В его задачу входило обнародование и приведение в исполнение распоряжений центральной власти. На уездном уровне органом губернского правления был Нижний земский суд под председательством исправника или капитана. Нижний земский суд выполнял в уездах распоряжения губернского правления.

Финансами в губернии ведала Казенная палата. Ей были подчинены губернские и уездные казначейства.

Суд был сословным: для дворян – Верхний земский суд, для горожан – Губернский магистрат, для государственных крестьян – Верхняя расправа. Частновладельческих крестьян судил помещик.

Судебные уездные учреждения повторяли губернские: для дворян – Уездный суд, для горожан – Городской магистрат, для крестьян – Нижняя расправа.

Придав губернским и уездным учреждениям четкую структуру, дальнейшая реформа должна была определить выборные органы и должности в губернском управлении и должности, назначение на которые осуществлялось из центра.


Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений, в каждом губернском городе был создан новый орган – Приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличие от Губернского правления и Казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год

Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год Много вытерпела бедная Москва за четыре года! И ужасы моровой язвы, и страх, наведенный мятежником Пугачевым, и, наконец, суд и казнь злодея — все это навеяло такое большое уныние на обширный город, что, казалось, его

§ 33 – 34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 33 – 34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно увеличивалась: если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением

Территория Российской империи

Территория Российской империи С 1462 по 1533 г. территория Московского государства выросла более чем в шесть раз (от 430 тыс. кв. км до 2800 тыс.).В 1552 г. Иван IV захватил Казань и таким образом устранил главный барьер на пути русской экспансии в восточном направлении. До конца XVI в.

Губернская реформа 1775 года

Губернская реформа 1775 года Твердое убеждение императрицы в том, что захваченные территории будут жить лучше, попав под ее скипетр, зиждилось на уверенности в значительных возможностях внутреннего режима управления. С петровской эпохи, с проведения первой и второй

§ 128. Губернская реформа 1775 и Жалованные грамоты 1785

Перемены в Российской империи

Перемены в Российской империи В середине XIX в. на Российскую империю обрушился удар, пожалуй, столь же сокрушительной силы, что в то же самое время приняла на себя империя Габсбургов. И так же, как в Австрии, в России прямым результатом этого удара стало возникновение

Миграция по Российской империи

Миграция по Российской империи С середины пятидесятых годов XIX века началось расселение евреев за пределами черты оседлости. Первым позволили выбирать место для жительства купцам 1-й гильдии вместе с семьями в 1859 году. Этим предложением воспользовалось 108 семей.В

Погромы в Российской империи

Погромы в Российской империи Среди определенных кругов существует устойчивое мнение, что правительство Российской империи делало все, чтобы не только спровоцировать еврейские погромы, но и поощрить их участников. Вот только факты говорят об обратном процессе.

В войнах Российской империи

В войнах Российской империи Войны рассматриваемого периода характерны значительным увеличением масштабов военных действий сначала массовых, а затем и многомиллионных армий. Для России и ее вооруженных сил — это были Нарва и Полтава, победы П. А. Румянцева, А. В. Суворова

Печати Российской империи

Печати Российской империи Государственные печати . Изображения на государственной печати в этот период по существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный

Бароны Российской империи

Бароны Российской империи Трое сыновей Григория Дмитриевича – Александр Григорьевич, Николай Григорьевич и Сергей Григорьевич 6 марта 1722 года были возведены Петром Великим в дворянское баронское достоинство Российской империи «в награду за помощь и труды, и за заслуги

Губернская реформа 1775 года и провинциальное чиновничество

Губернская реформа 1775 года и провинциальное чиновничество Губернская реформа 1775 года привела к серьезным изменениям как в численности и составе, так и в функционировании местного бюрократического аппарата. В целом количество гражданских служащих (без учета низших

Читайте также: