В судах апелляционных инстанций франции участие адвоката допущенного к судам этих инстанций

Обновлено: 19.05.2024

Судебная система Франции состоит из трех уровней судов: суд первой инстанции, апелляционный суд и кассационный суд. Существуют специализированные суды, которые вписаны в данную трехуровневую систему (например, обжалование решений специализированных судов производится в обычные апелляционные суды и в кассационный суд).

Гражданские суды первой инстанции разделены на несколько типов судов по типу рассматриваемых споров:

* споры по социальным вопросам;

Уголовные дела рассматриваются судами в следующем порядке. Есть две категории уголовного судопроизводства: производство, осуществляемое судами по расследованию (les juridictions d’instruction) и производство, осуществляемое судом первой инстанции по непосредственному рассмотрению дел (les juridictions de jugement). Различие между ними не всегда четкое, что вызывает много вопросов к уголовному судопроизводству во Франции.

Суд по расследованию – это суд, который имеет полномочия по расследованию преступных деяний или проводить различные следственные действия: допрос свидетелей, сторон по делу, проведение обысков, арест подозреваемого и т.п.

Суд первой инстанции имеет те же полномочия, но основная его функция заключается в решении о виновности или невиновности лица, в вынесении приговора.

Только уголовные суды полномочны рассматривать уголовные дела, но в рамках уголовных дел они могут рассматривать гражданско-правовые последствия преступлений.

Наряду с судами общей юрисдикции во Франции существует довольно большое число судов, которые можно назвать специализированными. Они действуют в сфере как гражданского, так и уголовного права. В литературе можно встретить их иное название — трибуналы. В большинстве гражданских судов действуют не судьи–профессионалы, а судьи, избранные или назначенные из сфер, в которых возникают споры, т.е. более глубоко понимающие сущность вопроса.

Специализированные юрисдикции прочно связаны с судами общей юрисдикции единой для всех системой обжалования. Как правило, в апелляционный суд.

Вторым уровнем судебной системы Франции является апелляционный суд.

В настоящее время во Франции существуют 35 апелляционных судов, в том числе 5 апелляционных судов вне территории самой Франции (например, на Таити, в городе Папеэте, во Французской Полинезии), и 2 высших апелляционных суда. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении нескольких департаментов (обычно от 2 до 4).

Ст. 543. Средства апелляционного обжалования доступны по всем делам, в том числе не по спорам между сторонами, в отношении судебного решения первой инстанции, если не предусмотрено иное.

1. как средство внесения изменения (отмена, признание решения ничтожным).

2. как средство достижения;

Главной целью обжалования является признание окончательного разрешения спора по всем его аспектам. В ходе этого процесса подтверждается факты того, что процедуры выполнены в соответствии с процессуальным правом; что материальное право применяется судьёй более низкой инстанции надлежащим образом.

3. дополнительное и автономное средство признания решения ничтожным.

Применяется в случаях, когда в распоряжении участников процесса нет средств апелляции: когда судебное решение было принято в первой и последней инстанции, когда возможность подачи апелляции не находится в непосредственном доступе, когда лицо не имеет права на подачу апелляции по закону (напр., при ликвидации).

Апелляция о признании судебного решения ничтожным допускается в отсутствие иных средств обжалования или же при серьёзных основаниях для претензий в отношении нарушения норм процессуального права. Так называемая апелляция о признании решения ничтожным, которая кажется аномальной, играет полезную вспомогательную роль. Апелляция о признании решения ничтожным осуществляет передачу таким образом, что суд принимает решение по конкретному делу.

В порядке апелляционного обжалования оспариваемое решение не является судебным решением первой инстанции, за исключением самого дела. Принцип неизменности регулирует оспариваемое решение: стороны не вправе изменять предмет судебного разбирательства или их статус.

Также интересен вопрос признания новых исков.

Судья не обладает полномочиями в отношении исков сторон: принцип диспозитивности – привилегия стороны. Но запрет на новые иски не составляет публичного порядка.

Если перейти к теме новых законных оснований, то здесь следует отметить, что стороны обязаны выдвигать законные основания в подтверждение их исков под угрозой наказания вследствие признания их ничтожными.

Апелляционное обжалование, законные основания или судебные разбирательства могут быть изменены, если они имеют одну и ту же цель, или же не могут быть изменены, если цель иска иная.

Официальные полномочия судьи в отношении законных оснований:

1. Касательно материального права:

Закон налагает обязательства на стороны – приводить их законные основания, а также на судью – урегулировать спор в соответствии с применимыми нормами права. Судья вправе требовать от сторон разъяснений по правовым аспектам, представлять законные основания, которые являются надлежащими для разрешения спора.

В случае, если стороны неверно составили и сформулировали свой иск, то судья обязан дать или восстановить законные определения, данные оспоренным фактам и делам.

В другом случае, если стороны имеют строго ограниченный предмет судебного разбирательства в отношении законных оснований, то судья не имеет полномочий восстанавливать законные определения.

Если же стороны не представили законных оснований или не представили никаких оснований, то судья вправе отклонить иск или принять надлежащее основание.

2. Касательно процессуального права:

Официальные полномочия судьи зависят от характера процессуальной нормы. Судья обязан обнаруживать существенные нарушения, где норма составляет публичный порядок (например, невозможность стороны действовать; основания для отклонения, относящиеся к допустимости апелляции). В ряде дел, которые не связаны с публичным порядком, судья вправе принять основание для отклонения в силу своих полномочий.

Принцип неизменности не мешает сторонам представлять новые факты и судебные доказательства. Стороны обладают исключительным правом установления фактов. Судья не вправе основывать своё решение на фактах, которые не относятся к спору. Но он вправе учитывать факты, относящиеся к спору, даже если стороны не выразили в открытой форме своего намерения полагаться на них в подтверждение их исков; требовать от сторон предоставлять фактические разъяснения, которые он считает необходимыми для успешного иска; ходатайствовать о проведении предварительной экспертизы экспертом или следственными органами.

Стороны вправе представлять новое апелляционное судебное доказательство и требовать мер получения судебных доказательств. Права судьи и сторон совпадают. Он вправе выдать приказ стороне представить судебное доказательство и назначить лицо для проведения экспертизы и дачи заключения или специальную миссию экспертов. Апелляционный судья вправе заслушивать свидетельские показания или назначать экспертизу доказательств по всем фактам; вызвать в суд или заслушивать любое лицо, показания которого могут оказаться полезными для выяснения истины.

Судебное решение, вынесенное в первой инстанции, сообщается от одной стороны другой. В случаях, когда представительство является обязательным, формальное уведомление должно быть сделано от адвоката адвокату. Судебное решение, вынесенное в пользу истца вследствие неявки ответчика, или судебное решение, которое становится после разбирательства недействительным, является таковым, если о нём не было сообщено в течение шести месяцев.

Уведомления делаются судебным исполнителем (судебным приставом) в соответствии с правилами, предусмотренными под угрозой наказания вследствие признания решения ничтожным. В письменном уведомлении должны быть указаны: срок обжалования; характер обжалования: ходатайство о переносе, апелляции или кассации; порядок предъявления соответствующего иска.

Апелляция может быть предъявлена, даже если об оспоренном судебном решении не было сообщено. Апелляция предъявляется путём составления и подачи заявления в секретариат суда; по определённым вопросам в секретариат трибунала или суда, который вынес решение. Если противоположная сторона не назначит адвоката в течение одного месяца, служащий требует от истца уведомление. Законное представительство от лица адвоката является обязательным до суда, за исключением трудовых и социальных споров.

Апелляционное заявление предусматривает передачу всего спора.

a) Отсутствие передачи:

• Апелляция, направленная на внесение исправления (отмену)

• Апелляция, направленная на признание решения ничтожным

• Автономная дополнительная апелляция на признание решения ничтожным

• Истребование дела из нижестоящего суда в вышестоящий

Истребование дела из нижестоящего суда в вышестоящий является независимым полномочием, предоставляемым суду для передачи дела, когда суд принимает промежуточное решение или выносит ходатайство о переносе.

• апелляции по вопросам

Дело передаётся в суд низшей инстанции, если нет истребования дела из нижестоящего суда в вышестоящий.

• Апелляционное решение на основании для признания ничтожным, передача:

- Когда процесс первоначального иска аннулирован;

- Когда истец в первой инстанции не существовал законно.

Высшая судебная инстанция Франции - Кассационный суд (La Cour de cassation). Он рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов (во Франции 27 апелляционных судов), которые фактически и по праву пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. Последние делятся, в свою очередь, на суды по гражданским и уголовным делам.

Его современная структура выглядит так: три палаты по гражданским делам, одна — по торговым и административным, одна — по социальным спорам и одна — по уголовным делам.

Несмотря на свое название, этот суд не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача — обеспечить соблюдение закона этими судами. Поэтому можно сказать, что Кассационный суд рассматривает вопросы права. Основаниями для его деятельности являются нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения.

Пленум Кассационного суда решает вопросы принципиального характера. Дела на Пленум передаются немотивированными определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора.

Суд ограничивает свои полномочия по рассмотрению решений соответствующими правовыми нормами, предусмотренными в отношении кассационного обжалования. Основаниями для пересмотра могут являться несоответствие решения закону в строгом смысле (нарушение закона); недостаток законного основания (ошибка в логике).

Решение может быть признано неправомерным вследствие явного нарушения закона; неверного истолкования фактов, подлежащих законному истолкованию; неверного определения понятия, применимого к факту; отказа применять норму по причине её неясности, абсурдности или двусмысленности; злоупотребления полномочиями; искажения в толковании договорного положения; утраты законного основания (принятие нового закона, отмена подзаконным актом).

Кассационный суд не рассматривает фактов.

При кассационном обжаловании нет необходимости подачи запросов и проведения расследований; новые иски не принимаются. Обжалование ограничено положениями закона, которые были выдвинуты во исполнение кассации. Данные положения закона должны были быть выдвинуты в апелляции или в первой и последней инстанции.

Требование к кассационному суду является действительным после уведомления сторон о судебном решении. Заявитель обязан указать адвоката. Законное представительство посредством адвоката обязательно для большинства дел.

В случае несогласия стороны с постановлением, вынесенным судьёй более низкой инстанции, данная сторона вправе подать вторую заявку на обжалование постановления в кассационной инстанции; дело разрешается Пленарным заседанием суда; постановление, вынесенное на законном основании Пленарным заседанием, должно быть исполнено путём передачи в суд.

При отсутствии оснований для аннулирования требование аннулирования отклоняется либо оспариваемое судебное решение остаётся неизменённым.

Хотя Кассационный суд обладает исключительной компетенцией и, по мнению французских юристов, не может рассматриваться как третья инстанция, число дел, попадающих в его сферу, поразительно велико, причем довольно быстро возрастает.


Как правило, юристы совершают три основные ошибки в суде апелляционной инстанции.

Не проверяют безусловные основания для отмены решения

Это сильный довод для отмены решения, но его часто упускают из виду. Юристы слишком увлекаются обоснованием своей позиции и описанием обстоятельств, но забывают проверить, есть ли в деле безусловные процессуальные нарушения.

Если апеллянт найдет хотя бы одно такое нарушение — суд отменит решение и пересмотрит дело по правилам первой инстанции, то есть заново рассмотрит спор по существу. При таком пересмотре можно будет подавать ходатайства и заявления, представлять доказательства, если по каким-либо причинам не сделали это в первой инстанции.

Наиболее часто в жалобах апеллянты ссылаются на два нарушения — суд рассмотрел дело без лица, участвующего в деле, которое не известили о времени и месте заседания, или суд принял решение о правах и обязанностях лиц, которые не привлечены к участию в деле.

Если судью по делу незаконно заменили или нарушена территориальная подсудность — можете ссылаться на рассмотрение дела в незаконном составе суда.

Проверяйте, есть ли в деле протокол судебного заседания — вышестоящие суды часто отменяют решения из-за его отсутствия. Если в деле нет аудиозаписи судебного заседания, суды также могут отменить решение по этому же основанию.

Апелляция отменит решение, если аудиозаписи нет, но на ней были зафиксированы сведения, которые послужили основанием для принятия судебного акта. Поэтому укажите в жалобе, какие важные сведения были на аудиозаписи. Например, допросы свидетелей, экспертов, осмотр доказательств.

Юристы плохо выстраивают защиту


Юрист приводит в апелляционной жалобе бесконечный перечень ошибок суда от серьезных до ничего не значащих.

Например, когда он указывает, что судья неправильно применил нормы и при этом был без мантии, второй довод явно перечеркивает серьезность первого. Сами нарушения апеллянты обычно формулируют в общих словах — без ссылки на конкретные доказательства и материалы дела. Судьи редко воспринимают такие жалобы положительно.

Рекомендация — пишите не более четырех-пяти четко сформулированных оснований для отмены. В каждом доводе желательно описывать три момента: ошибку нижестоящего суда, неверный вывод, к которому он пришел из-за этой ошибки, и вывод, к которому суд должен был прийти.

Юристы пассивно ведут себя в апелляции

Когда суд уже рассмотрел дело по существу, юристам кажется, что их задача в апелляции — лишь приводить аргументы за и против решения суда. Это не совсем так. Апелляция — это последняя возможность закрыть доказательственные пробелы в позициях сторон по делу. Воспользуйтесь этим.

Пробуйте представить в апелляции существенные для дела доказательства, заявляйте ходатайства. Апелляционная инстанция может принять от стороны дополнительные доказательства и рассмотреть ходатайства о получении новых доказательств, но только в двух случаях. Первый случай — если сторона обоснует, что не могла представить их в первую инстанцию по уважительным причинам. Вторая — если суд первой инстанции их отклонил. То есть в апелляции необходимо еще раз заявить все ходатайства и доказательства, которые отвергла первая инстанция.

Например, компания обратилась к обществу с иском о взыскании неосновательного обогащения. Так как ответчик не представил доказательств, что удержал перечисленные деньги обоснованно, суд удовлетворил иск. В суд апелляционной инстанции ответчик представил договоры и акты сдачи-приемки услуг, которые подтвердили наличие обязательств между истцом и ответчиком и основание платежей. Апелляция приобщила документы к делу и отказала в иске. Вышестоящие суды согласились с апелляционной инстанцией.

Ошибки в кассации

Юристы совершают шесть популярных ошибок. Первые три разобрали в разделе про апелляцию. Еще три ошибки характерны только для кассации.

В 99 процентах случаев, когда кассация оставляет в силе решения нижестоящих судов, она указывает, что доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств. А это не входит в пределы рассмотрения дела в кассации. Кассация лишь проверяет, правильно ли суды применили нормы материального и процессуального права.

Если хотите представить новые доказательства или выполнить процессуальные действия, которые возможны только в первой инстанции, ищите безусловные основания для отмены решения.

Ссылайтесь в кассационной жалобе именно на ошибки в применении норм — это ваши основные доводы. Все аргументы, которые связаны с не исследованием или неверной оценкой доказательств, приводите лишь в подтверждение ошибок суда.

Доводы жалобы не соответствуют просительной цели

Кассация не сможет принять новый акт, так как для этого ей придется исследовать и оценить доказательства, а суд кассационной инстанции не вправе это делать. Такое несоответствие просьбы и доводов снижает убедительность жалобы и часто вызывает вопросы и критику в кассационном суде.

Изучите материалы дела и подберите возможные доводы для кассации. После этого определитесь, как сформулировать просительную часть кассационной жалобы.

Слишком поздно подали дополнительные документы


Часто юристы слишком поздно подают позиционные документы и неверно их оформляют. Суды обычно принимают документы прямо в заседании, но только не кассационные. Если представить отзыв на жалобу, дополнения, письменные объяснения прямо в заседание, кассация может их отклонить. Например, суд указал, что письменные объяснения поступили накануне судебного заседания, и отказал приобщить их к материалам дела.

Учитывайте особенности суда. Например, Арбитражный суд Московского округа может не принять письменные объяснения, так как считает их новыми доказательствами, которые кассация не может принимать. Поэтому оформляйте дополнительные объяснения как текст выступления — его суды обычно принимают.

Система судопроизводства во Франции

Уровень первой инстанции включает три основных суда:

Второй уровень включает апелляционные суды, 36 из которых организованы на региональной основе. Апелляция на любое решение первой инстанции осуществляется автоматически, за исключением судебных решений на сумму менее 5000 EUR (апелляция подается непосредственно в Верховный суд по гражданским и коммерческим делам).

Третий, высший уровень системы гражданских судов: Верховный суд по гражданским и коммерческим делам. Он разделен на четыре части:

  • гражданский отдел;
  • коммерческий и финансовый отделы;
  • отдел по вопросам занятости;
  • уголовный отдел.

Начать судопроизводство во Франции

Истец может начать судебное разбирательство во Франции с того, что судебный пристав направляет вызов ответчику.

При рассмотрении юрисдикции суда в отношении данного иска, необходимо учитывать два критерия. Во-первых, необходимо рассмотреть вопрос о том, должно ли судебное разбирательство по закону рассматриваться в специализированном суде. Во-вторых, необходимо применять правила территориальности, особенности которых были изменены судебной реформой.

Наиболее важными специализированными юрисдикциями являются коммерческие суды для разрешения деловых споров во Франции и трудовые трибуналы для урегулирования споров по трудовому праву во Франции. Стороны должны помнить о существовании квазисудебных органов, уполномоченных решать вопросы, касающиеся, например, законодательства о конкуренции (Совет по конкуренции) и законодательства о ценных бумагах (Управление финансовых рынков).

Этап предварительного слушания важен, поскольку основное внимание уделяется бумагам. Устное свидетельство считается менее качественным, чем документальное.

Если вы решили инициировать судебное разбирательство во Франции, обратите внимание, что суд управляет письменным этапом, который начинается с организационного слушания. Цель слушания: установить график рассмотрения дела после обсуждения с адвокатом. Заключения экспертов играют важную роль в рамках судебного разбирательства. Решения оглашаются в открытом судебном заседании и вступают в силу со дня оглашения. Судебное решение должно быть исполнено в течение шести месяцев после получения его оригинала сторонами разбирательства.

Если сторона желает обжаловать решение суда первой инстанции, уведомление об апелляции должно быть подано в соответствующий апелляционный суд в течение одного месяца с момента уведомления о решении. Для разрешения международных споров Международная палата Апелляционного суда Парижа была создана в феврале 2018 года для адаптации судебной системы Франции к современным экономическим проблемам. Она обладает юрисдикцией в отношении урегулирования международных коммерческих споров, особенно в области транспорта, конкуренции и прекращения коммерческих отношений.

Решения апелляционного суда (или решения нижестоящих судов последней инстанции) могут быть обжалованы в Верховном суде по гражданским и коммерческим делам. Кассационная жалоба подается в реестр Верховного суда в краткой форме. После уведомления о кассационной жалобе у истца есть пять месяцев для подачи письменных заявлений.

Процедура и сроки

В Судебном трибунале и в апелляционных судах назначается процессуальный судья. В хозяйственном суде или трудовом трибунале нет процессуального судьи.

Время, необходимое для рассмотрения дела в первой инстанции, от 10 до 12 месяцев. Временные рамки для апелляции могут длиться до 18 месяцев.

Основные доступные средства правовой защиты связаны с защитой или установлением доказательств. Стороны могут потребовать проведения расследования фактов при разрешении спора по коммерческому праву во Франции под надзором суда до начала официального разбирательства.

Определенные защитные меры могут быть получены с целью защиты активов ответчика. Одна из таких мер: арест. Заявление должно быть подано в суд с предметной юрисдикцией, где проживает ответчик или находятся активы, подлежащие аресту. В заявлении должны быть указаны основания для ареста, свидетельствующие о наличии достаточных доказательств.

Коллективные иски

Начать судебное разбирательство по коллективному иску во Франции разрешено законом, обнародованным 17 марта 2014 года. Коллективные иски могут быть поданы в отношении исков о дискриминации, экологических исков и споров по поводу защиты данных.

Исполнение иностранных судебных решений

В соответствии с главой III Регламента Брюсселя I, любое судебное решение, вынесенное государством-членом в ходе урегулирования международных споров, должно быть признано и подлежит исполнению во всех других государствах-членах. Однако признание и исполнение судебного решения может быть оспорено на основании французского международного публичного порядка, если оно несовместимо с другим судебным решением, вынесенным теми же сторонами во Франции, или с более ранним судебным решением, вынесенным в другом государстве по той же причине иска и между теми же сторонами.

Помощь иностранным судам

Получение во Франции доказательств, которые могут быть использованы в процессе проведения иностранного разбирательства по коммерческому спору, является уголовным преступлением, если оно не осуществляется в соответствии с международным договором. Основным многосторонним договором, который предусматривает правила и процедуры получения таких доказательств, является Гаагская конвенция. Во Франции вступила в силу Лондонская конвенция, которая предусматривает обязательство государств-участников предоставлять информацию о законах и процедурах в гражданской и коммерческой областях, о своих судебных делах в любой судебный орган в другом государстве-участнике по запросу.

Судебное финансирование

Судебное финансирование доступно любому жителю Франции, у которого недостаточно ресурсов для обеспечения соблюдения или защиты своих прав. Оно доступно нерезидентам, если это предусмотрено международным договором, и коммерческим компаниям. Процесс получения судебного финансирования занимает несколько месяцев, хотя в экстренных случаях возможна ускоренная процедура. Оно покрывает судебные издержки и расходы на исполнение любого судебного решения. С 2017 года судебное финансирование доступно лицам, участвующим в урегулировании споров с долевым участием во Франции и мировых соглашениях.

На сегодняшний день во Франции нет регулирования судебных разбирательств с третьими сторонами или финансирования арбитража.

Вывод

Чтобы подробно разобраться в вопросах ведения судопроизводств во Франции, закажите консультацию по урегулированию споров посредством судебных разбирательств во Франции у сотрудников нашей компании.


Рассматривается структура правосудия Франции, исследуются полномочия судов различных уровней судебной системы Франции.

Н.И. МАНЯК,

кандидат юридических наук, председатель судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, заслуженный юрист Российской Федерации

Рассматривается структура правосудия Франции, исследуются полномочия судов различных уровней судебной системы Франции.

Ключевые слова: суд, право, проблема, прокурор, юрисдикция, трибунал.

Organisation of justice in France

We consider the structure of justice in France, explores the powers of courts of various levels of the judicial system in France.

Keywords: court, law, issue, the prosecutor, the jurisdiction, the tribunal.

Процесс глобализации и интернационализации в современном обществе, изменение роли права в глобальном мире требуют нового уровня взаимоотношений между представителями различных юридических профессий разных стран.

Проблема взаимодействия международного и национального права, европейского конвенционного права и внутригосударственного права — сегодня предмет научного интереса не только специалистов международного, конституционного и процессуального права, но и практикующих юристов.

Россия находится на важном этапе модернизации гражданского и гражданского процессуального законодательства, и от правильного выбора вектора дальнейшего развития права зависит ее конкурентоспособность в глобальном мире.

Прямые контакты с зарубежными коллегами позволяют нам услышать и лучше понять друг друга, обсудить актуальные правовые проблемы, сравнить правовой статус представителей различных юридических специальностей, выявить общие тенденции и особенности в развитии систем правосудия, в том числе убедиться в действительной эффективности тех или иных моделей процессуальных институтов и целесообразности их внедрения в отечественную судебную систему.

Современная судебная система Франции имеет трехступенчатую (трехзвенную) структуру.

Суды первой инстанции общей юрисдикции: местные суды (близлежащей юрисдикции), трибуналы малого процесса (более 400), трибуналы большого процесса (181); суды специальной юрисдикции: трибуналы по делам несовершеннолетних (151), советы прюдомов (суды по трудовым делам) (более 400), паритетные трибуналы по делам аренды сельскохозяйственных земель, трибунал по вопросам социального страхования, торговые трибуналы (коммерческие суды).

Апелляционные суды (35) являются судами второй инстанции и рассматривают апелляционные жалобы на постановления, вынесенные судами первой инстанции.

Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам. Дела рассматриваются коллегиально в составе не менее трех, а в некоторых случаях при разбирательстве гражданских дел — пяти судей.

Апелляция возможна по любым делам, если не установлено иное (ст. 546 Нового Гражданского процессуального кодекса Франции (утв. декретом от 05.12.1975 № 75-1123; далее — НГПК Франции)). В соответствии со ст. 546 НГПК Франции право подачи апелляции принадлежит любой стороне, которая имеет интерес в обжаловании, если она от такого права не отказалась. Превентивное значение имеет ст. 559 НГПК Франции: в силу ее положений апеллянт может быть обязан к уплате штрафа в пределах 3 тыс. евро независимо от убытков, которые могут быть к нему предъявлены, в случае подачи апелляции в целях злоупотребления или затягивания времени. Апелляционный суд заново рассматривает дело (принцип двухступенчатой системы рассмотрения дела), он компетентен по вопросам факта и права и вправе принять новое решение по существу.

Высшая судебная инстанция — Кассационный суд Франции (г. Париж). Его возглавляет первый председатель, являющийся высшим судьей Франции.

Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, членов суда, советников-докладчиков, генерального прокурора Франции, генеральных адвокатов и двух адвокатов, делегируемых в Кассационный суд от Апелляционного суда г. Парижа.

В структуре Кассационного суда имеется шесть специализированных палат: три палаты по гражданским делам, палата по торговым и финансовым делам, палата по социальным делам и палата по уголовным делам.

В Кассационном суде дело может быть рассмотрено: малым составом палаты (три судьи), палатой, смешанной палатой (судьи не менее трех палат), пленумом Кассационного суда (в исключительных случаях).

В Кассационном суде заявитель кассационной жалобы должен быть представлен адвокатом, а также обязательно заслушивается мнение прокуратуры, которое излагается генеральным прокурором при Кассационном суде Франции.

В отличие от апелляционных судов, Кассационный суд компетентен лишь по вопросам права в пределах доводов жалобы и не проверяет правильность оценки фактов судьями нижестоящих инстанций, однако, как отмечали судьи и адвокаты в ходе семинаров, на практике иногда имеет место вторжение в фактическую сторону дела, т. е. проверка мотивов принятого решения судами первой и апелляционной инстанций.

НГПК Франции не обязывает суд следовать указаниям Кассационного суда, однако авторитет судей высшей инстанции и имеющаяся практика по этим делам, как правило, учитываются судьями суда, в который дело направлено на новое рассмотрение.

Судебная система Франции включает в себя различные специализированные трибуналы (суды): трибуналы по делам несовершеннолетних, советы прюдомов, трибуналы по делам аренды сельскохозяйственных земель, трибунал по делам социального страхования, торговые трибуналы и др.

Трибуналы по делам несовершеннолетних состоят из профессионального судьи по делам несовершеннолетних трибунала большого процесса и двух асессоров, являющихся непрофессиональными судьями, назначаемых министром юстиции из лиц, проявивших интерес к проблемам воспитания молодежи. Задача указанных трибуналов — не только рассмотрение дел с участием несовершеннолетних, но и обеспечение защиты прав несовершеннолетних, подвергающихся опасности, принятие мер по защите неблагополучных детей путем обращения в компетентные государственные и общественные службы правовой охраны несовершеннолетних. Дела об уголовных делах и о наиболее серьезных проступках несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет, а также тяжкие преступления подростков от 13 до 15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, создаваемыми в трибуналах большой инстанции. Суд присяжных по делам несовершеннолетних рассматривает дела несовершеннолетних в возрасте 16 лет, которым предъявлены обвинения в совершении тяжких преступлений, другие дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет. Он состоит из председателя палаты или советника апелляционного суда, председательствующего, двух асессоров, судей по делам несовершеннолетних и девяти присяжных, отобранных путем жребия. На уровне апелляционных судов также действуют суды присяжных, рассматривающие уголовные дела о тяжких преступлениях.

Торговые трибуналы состоят из трех непрофессиональных судей. Они избираются на 2—4 года из числа лиц, занимающихся коммерческой деятельностью либо представляющих промышленные или торговые компании. Торговые трибуналы рассматривают споры, возникающие между участниками сделок в сфере торговли, и другие дела, отнесенные к их компетенции (например, введение внешнего управления, принудительную ликвидацию предприятия). В торговом трибунале прокуратура представлена членом прокуратуры трибунала большого процесса, который обязательно дает заключение по делам о банкротстве, во всех остальных делах, как правило, его участие является факультативным.

В советах прюдомов (прюдомальные суды — суды по трудовым спорам) рассмотрение дел осуществляется непрофессиональными судьями, избираемыми на паритетных началах работодателями и работниками сроком на 5 лет. В первую очередь они призваны примирять стороны и только в случае недостижения примирения — разрешать конфликты и выносить решения по спорам, связанным с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. Советы прюдомов разбирают дела с вынесением решения по существу в коллегиях из двух представителей от каждой из сторон под председательством профессионального судьи малого процесса.

Трибунал по делам социального страхования рассматривает споры между учреждениями системы социального страхования и застрахованными лицами. Дела разбираются коллегиальным составом: профессиональным судьей большой инстанции и двумя непрофессиональными членами суда, являющимися представителями наемных работников и работодателей.

Паритетный суд по делам аренды сельскохозяйственных земель рассматривает споры между собственниками и пользователями земельных участков и сельскохозяйственных сооружений. Состав суда: профессиональный судья трибунала малого процесса (председатель) и равное число выборных представителей собственников земель и арендаторов (конфликтующих сторон) (как правило, по два человека от каждой стороны).

Административная судебная система состоит из административных трибуналов, административных апелляционных судов и Государственного совета.

Административные трибуналы рассматривают дела об обжаловании действий и решений органов государственного управления, за исключением дел, отнесенных непосредственно законом к ведению других органов административной юстиции и Государственного совета, дела об обжаловании административных договоров, например, договоров подряда на производство общественных работ, налоговые споры, избирательные споры (в связи с муниципальными и региональными выборами).

Административный суд г. Страсбурга состоит из пяти палат и компетентен в сфере градостроительства, госзаказов, подряда, налогов и др. В структуре рассматриваемых им дел значительную часть составляют дела о депортации граждан.

Административные апелляционные суды (8) рассматривают апелляционные жалобы на решения трибуналов, за исключением жалоб на незаконность муниципальных и региональных выборов, на превышение власти при принятии нормативных актов.

Высшим судом системы административной юстиции является Государственный совет. Его природа уникальна: он выполняет консультативную функцию (советник Правительства Франции) и наделен полномочиями по отправлению правосудия (рассматривает жалобы на решения и действия органов государственного управления).

Учитывая наличие самостоятельной системы административных судов наряду с системой судов общей юрисдикции, на практике неизбежны споры о подведомственности. Для их разрешения создан трибунал по конфликтам, рассматривающий до 80 дел в год. Аналога такой структуре в российской судебной системе нет.

Трибунал по конфликтам действует на принципе паритетного представительства от каждой из высших ветвей юстиции, а именно — Кассационного суда и Государственного совета. Он насчитывает восемь членов, из которых трое являются государственными советниками, трое — советниками Кассационного суда, избираемыми коллегиями этих инстанций. Избранные шесть членов выбирают двух других титулярных членов из числа своих коллег и двух заместителей. Замены и перевыборы в составе трибунала происходят каждые 3 года. Председателем трибунала по должности является министр юстиции, он присутствует при обновлении состава трибунала на протокольных мероприятиях и на заседаниях при равенстве голосов с целью принятия решения.

По-прежнему значительными полномочиями во Франции наделен прокурор. Традиционно для правовой системы Франции прокуроры иерархически подчинены Министерству юстиции Франции. Иерархические отношения министра юстиции и прокуратуры в настоящее время являются во Франции предметом острых дискуссий.

НГПК Франции предусматривает две формы участия прокурора в гражданском процессе: обязательную и факультативную. Если судья считает, что участие прокурора может оказать помощь в вынесении справедливого решения, то он привлекает его к участию в деле. В случае невозможности физического участия (занятость, болезнь и другие обстоятельства) прокурор направляет письменное мнение по делу.

Франция в настоящее время переживает реформу судебной системы под влиянием прецедентной практики ЕСПЧ[1] и экономического кризиса, затронувшего и французскую судебную систему.

Наиболее острыми проблемами являются существенные недостатки в области доступности и транспарентности, длительность судебной процедуры при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел, нарушение права на справедливое судебное разбирательство, отсутствие эффективных средств правовой защиты и др.

С точки зрения реализации общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих право на справедливое публичное разбирательство, французское процессуальное законодательство и основанная на нем правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

Меняются сущность и содержание многих традиционных институтов, создаются новые судебные инстанции или новые палаты внутри судебной системы, изменяются границы юрисдикций, происходит дальнейшая специализация судей, часть структурных подразделений судов ликвидируется в связи с ограниченностью средств на развитие судебной системы, с целью более эффективного осуществления правосудия укрупняются суды (планируется упразднение пяти судов).

Итог этих реформ предстоит оценить французским гражданам, имеющим право на справедливое судебное разбирательство в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

1 В 156 постановлениях по жалобам против Франции ЕСПЧ констатировал нарушения различных конвенционных норм (статей 3, 5, 6, 10, 14 и др.).

Читайте также: