В ссср в 1930 е гг для ускоренного проведения суда

Обновлено: 14.05.2024

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Тема № 14. Суд и процесс в СССР в годы Великой Отечественной войны

1. Суд и процесс в 1941-1945 гг.

2. Нюренбергский процесс.

4. История суда на Дону.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Тема № 15. Суд в СССР в 1945 – 1950 гг.

Форма занятия – групповая дискуссия.

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления об истории суда в СССР в 1945 – 1950 гг.

Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.

Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.

Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

При подготовки к семинарскому занятию проводимого в форме групповой дискуссии магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:

1. Суд в СССР в эпоху апогея сталинского тоталитаризма.

2. История суда на Дону.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Тема № 16. Суд в СССР в 1960 – 1990 гг.

Форма занятия – диалоговый режим.

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления об истории суда в СССР в 1960 – 1990 гг.

Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.

Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.

Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

При подготовке к семинарскому занятию, которое будет проводиться в диалоговом режиме магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:

1. Суд в СССР в период застоя.

2. Суд в СССР в период перестройки.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Тема № 17. История становления судебной системы в современной России

Форма занятия – групповая дискуссия.

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления об истории становления судебной системы в современной России

Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.

Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.

Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

При подготовки к семинарскому занятию проводимого в форме групповой дискуссии магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:

1. История становления судебной системы в России с 1990-х гг.

3. История суда на Дону.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Тема № 14. Суд и процесс в СССР в годы Великой Отечественной войны

1. Суд и процесс в 1941-1945 гг.

2. Нюренбергский процесс.

4. История суда на Дону.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Тема № 15. Суд в СССР в 1945 – 1950 гг.

Форма занятия – групповая дискуссия.

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления об истории суда в СССР в 1945 – 1950 гг.

Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.

Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.

Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

При подготовки к семинарскому занятию проводимого в форме групповой дискуссии магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:

1. Суд в СССР в эпоху апогея сталинского тоталитаризма.

2. История суда на Дону.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Тема № 16. Суд в СССР в 1960 – 1990 гг.

Форма занятия – диалоговый режим.

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления об истории суда в СССР в 1960 – 1990 гг.

Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.

Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.

Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

При подготовке к семинарскому занятию, которое будет проводиться в диалоговом режиме магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:

1. Суд в СССР в период застоя.

2. Суд в СССР в период перестройки.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Тема № 17. История становления судебной системы в современной России

Форма занятия – групповая дискуссия.

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления об истории становления судебной системы в современной России

Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.

Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.

Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

При подготовки к семинарскому занятию проводимого в форме групповой дискуссии магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:

1. История становления судебной системы в России с 1990-х гг.

3. История суда на Дону.

Литература

Основная:

1. * Исаев И.А. История государства и права России. – М.:Проспект. 2009.

3. * Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

Дополнительная:

1. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. – М., 2008.

2.*Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2006.*Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 1-2. М., 2003.

3. *Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов -на -Дону, 2003.

4. *Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов-на-Дону, 2004.

5. *История России в вопросах и ответах. /Под ред. Кислицына С.А. – Ростов – на –Дону, 2001.

6.* Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. *Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М.- Ростов-на-Дону, 2003.

8. *Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2003.

Уже в 1920-е гг. пропагандистский аппарат большевистской партии начал возвеличивать своих лидеров. Как правило, в партийных и советских учреждениях на стенах висели их портреты. Их имена получали города, посёлки, фабрики, артели и колхозы, улицы и площади, их прославляли в стихах и песнях.

До 1921 г. основные политические решения в РКП(б) принимались, как правило, после длительной полемики между её лидерами, при этом наибольший вес имела точка зрения признанного руководителя партии — В.И. Ленина. Добившись в 1921 г. запрещения фракционной борьбы, то есть широких внутрипартийных дискуссий, он стремился исключить опасность раскола партии в сложных условиях перехода к нэпу. В.И. Ленин также считал важным наладить чёткость в кадровой работе, добиться, чтобы между центральным органом руководства партии (ЦК) и партийными организациями на местах был налажен оперативный обмен информацией. Для выполнения этой работы была введена должность Генерального секретаря ЦК. Весной 1922 г. им стал И.В. Сталин.

Сталин очень быстро поставил под свой контроль почти все стороны деятельности партийного аппарата. Под его влиянием оказались партийные средства массовой пропаганды и карательные органы.

И.В. Сталин среди своих соратников по Политбюро. 1938 г.

Рис. И.В. Сталин среди своих соратников по Политбюро. 1938 г.

Осенью 1922 г. тяжелобольной Ленин обратился к XI съезду РКП (б) с письмом, в котором рекомендовал освободить Сталина от обязанностей Генерального секретаря ЦК. Альтернативную же кандидатуру на этот пост Ленин не предложил. Более того, он выразил тревогу за судьбу партии, отметив, что все его возможные преемники допускали серьёзные политические и теоретические ошибки. Однако соратники Ленина, опасаясь подрыва своего авторитета в глазах рядовых партийцев, не ознакомили делегатов съезда с посланием вождя и не провели какие-либо кадровые перестановки.

В период с 1923 по 1928 г. в партии большевиков развернулась борьба за власть между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и Сталиным.

В 1929 г. победу во внутрипартийной борьбе одержал И.В. Сталин. Главные его оппоненты — Троцкий, Зиновьев, Каменев и Бухарин оказались смещены с ведущих партийных постов.

Обладавший незаурядными организаторскими способностями, Сталин сумел добиться выдвижения на ключевые посты в центре и на местах своих соратников по революционному прошлому — В.М. Молотова, С.М. Кирова, Л.М. Кагановича, А.И. Микояна, Г.К. Орджоникидзе, К.Е. Ворошилова и др. Близкие к Генеральному секретарю ЦК люди возглавили и органы государственной безопасности.

Генеральный секретарь ЦК проводил коварную тактику в отношении своих оппонентов. Прекрасно зная их слабости, соперничество друг с другом, он разобщал их, провоцировал между ними конфликты и споры по теоретическим вопросам.

2. Сталин и политический террор в СССР

В 1925 г. И.В. Сталин выдвинул концепцию о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Она встретила поддержку многих членов партии. Идеалы социализма ассоциировались у миллионов людей со справедливым социальным строем, идущим на смену капитализму. Однако на повестке дня стояли задачи ускоренного модернизационного развития страны. Власти понимали, что в крестьянской стране модернизация будет сопряжена с большими издержками и приведёт к обострению противоречий в обществе. Учитывая это, И.В. Сталин выдвинул тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительства.

Попытка связать мечты людей о счастливом будущем с модернизационно-мобилизационной моделью развития, не являющейся гуманной по своей сути, вызвала широкие общественные дискуссии. Официальная пропаганда представляла взгляды Сталина как творческое развитие идей К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Многих трудящихся привлекал путь развития, требовавший от них полной самоотдачи и жертвенности, но обещавший быстрое преодоление трудностей и повышение уровня жизни в короткие сроки.

Возвышение И.В. Сталина и утверждение его в качестве лидера имело крайне негативные последствия. Свободное, открытое обсуждение проблем, возникавших в СССР и в мире, стало невозможным. Любое выражение несогласия со взглядами Сталина и его окружения, критический анализ их политики воспринимались как преступление против трудящихся Советского Союза. Ошибки, допускавшиеся руководителями страны, своевременно не исправлялись, множились. Режим становился всё более репрессивным.

Точные масштабы репрессий до сих пор не установлены. По примерной оценке с 1930 по 1953 г. к смертной казни было приговорено не менее 800 тыс. человек. Концентрационные лагеря прошли около 18 млн человек, из них пятая часть была осуждена по политическим статьям.

3. Репрессии 1936-1938 гг.

Глубинной предпосылкой массовых репрессий 1936-1938 гг. были противоречия, возникшие в ходе модернизации.

Индустриализация изменила структуру советской экономики, способствуя быстрому увеличению городского (в том числе рабочего) населения за счёт сельского. Однако вчерашним селянам было трудно приспособиться к жёсткой трудовой дисциплине в заводских условиях, необходимости соблюдать чёткий ритм работы. Всё это влияло на качество производимой продукции, процент брака был высоким во всех отраслях экономики.

Сказывалась некомпетентность партийного аппарата. Партийцы, мобилизуя малообразованные массы на трудовые свершения, не понимали, что закупленные на Западе станки и оборудование могут работать лишь при соблюдении жёстких технических норм их эксплуатации. Политика побуждения рабочих к постоянному перевыполнению планов приводила к тому, что оборудование портилось, изнашивалась техника, учащались аварии и транспортные катастрофы. Всё это воспринималось властями как преднамеренное вредительство и стало одной из предпосылок массовых репрессий 1936-1938 гг.

В 1935-1938 гг. репрессии обрушились на руководящие кадры партии, государства, армии, карательных органов, Коминтерна. Из 1967 делегатов XVII съезда ВКП(б), состоявшегося в 1934 г., несмотря на то что съезд поддержал политику Сталина, 1108 было репрессировано.

Наиболее катастрофичными по последствиям были репрессии, охватившие Красную армию. Сложная международная ситуация середины 1930-х гг. обострила проблему обороноспособности СССР, вызвала серьёзные дискуссии о путях её обеспечения. Маршал М.Н. Тухачевский и многие его сторонники считали, что сталинский ставленник, нарком обороны К.Е. Ворошилов, препятствует модернизации Вооружённых сил, и требовали его отставки.

И.В. Сталин воспринял это как заговор. Его подозрения по поводу М.Н. Тухачевского усугубились после того, как германская разведка представила через якобы нейтральные каналы фальсифицированные данные о намерении Тухачевского захватить власть в СССР.

4. Создание сталинской системы управления и Конституция 1936 г.

Однако сталинское руководство сознавало, что репрессии создают неблагоприятное впечатление об СССР за рубежом, вызывают тревогу в стране. С учётом этого 5 декабря 1936 г. была принята новая, формально намного более демократичная, чем прежняя, Конституция СССР.

В ней провозглашалось построение социализма, подчёркивалось, что утвердилась общественная собственность на средства производства (государственная и колхозно-кооперативная), исчезли основы эксплуатации человека человеком.

Конституция отменяла все ранее существовавшие ограничения избирательных прав, провозглашала базовые демократические свободы — слова, печати, собраний, равенство граждан перед законом. Подтверждалось сохранение всех прав союзных республик.

Высшими органами государственной власти утверждались Советы. Однако руководящая роль в обществе, по Конституции, принадлежала Коммунистической партии. Деятельность, ведущая к ослаблению её влияния, созданию оппозиционных партий, рассматривалась как антиконституционная и преступная. Назначением и смещением государственных служащих всех уровней ведали партийные инстанции, определявшие также задачи внешней и внутренней политики страны. Вся экономика подчинялась государственному планированию.

Реальным источником власти в СССР оставалась ВКП(б). Решающую роль в ней играло высшее руководство партии в лице И.В. Сталина, мнение которого было непререкаемым и основополагающим. Сложилась система управления обществом, которая становилась всё более централизованной. Это позволяло концентрировать ресурсы и решать беспрецедентные по сложности и масштабам задачи. Цена создания и обеспечения функционирования централизованной системы управления страной оказалась невообразимо высокой. Она оплачена страданиями и гибелью миллионов наших соотечественников.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

А 1.Когда СССР стал членом Лиги Наций?

А 2. Прочтите документ и назовите политику, о начале которой идет речь в документе.

По черной металлургии пятилетний план предусматривает доведение производства чугуна… до 10 млн. тонн, решение же ЦК находит эту норму недостаточной и считает, что производство чугуна … должно быть поднято до 17 млн. тонн.

А 3. Первый советский звуковой фильм назывался:

А 4. Укажите последствие политики массовой коллективизации:

Увеличение урожайности зерновых

Увеличение поголовья молочного скота

Утрата экономических стимулов к труду у крестьянства

Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

А 5. Какое событие произошло раньше других.

Судебный процесс над А. Рыковым и Н. Бухариным

Начало сплошной коллективизации

А 6. В 1930-е гг. в советской литературе и искусстве утверждался метод

А 7. В 1937 г. были осуждены и расстреляны высшие военачальники Красной армии:

М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир

Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов

Н.И. Бухарин, К.Б. Радек

С.М. Киров, М.В. Фрунзе

А 8. Сталинская конституция (Конституция победившего социализма) принята в:

А 9. Коллективизация происходила в условиях:

Господства рыночной экономики

Стихийного развития экономики

Плановой системы хозяйства

Интеграции экономики в мировой рынок

А 10. К внешней политике СССР в 1930-е годы относится:

Подписание первых торговых соглашений

Подписание мюнхенского соглашения

Участие в Гаагской мирной конференции

Выдвижение курса на построение системы коллективной безопасности.

А11.Рассмотрите карту и выполните задание:

На данной карте обозначены территории:

Участников антикоминтерновского пакта

Предполагаемого раздела сфер влияния между Германией и СССР

Предполагаемого раздела сфер влияния между СССР и Великобританией

А 12. Рассмотрите изображение и выполните задание:

Рисунок5

К какому году относится изображение:

Задание повышенного уровня сложности:

В 1.Расположите в хронологическом порядке следующие события (явления). Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

Сражение у р. Халхин гол

Конфликт на КВЖД

Карточное распределение основных продуктов питания

Решение основных задач государства за счет крестьянства

Мощный промышленный подъем

В 3. Какие источники средств на проведение индустриализации использовало советское руководство? Найдите в приведенном ниже списке два источника и запишите цифры, под которыми они указаны:

Экспорт нефти и газа

Займы у населения

Материальное стимулирование трудящихся

В4. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Н изши е государственны е служащи е , учителя, врач и , инженерно-технически е работник и

Высланные в процессе раскулачивания крестьянские семьи

Заключенные советских лагерей в 1930 –е гг, труд которых применялся на важнейших стройках первых пятилеток.

В 5. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения:

Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции

1. СССР Вся промышленность
Крупная промышленность

НАЧАЛЬНЫЕ ЧАСТИ СУЖДЕНИЯ

А)Самые высокие темпы прироста промышленной продукции с 1918 по 1941 гг наблюдались

Б) Наибольшее падение темпов развития промышленной продукции наблюдалось

В) Промышленность большинства западных стран в 1930 гг

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

Сохраняла стабильно высокие темпы развития промышленного производства

Находилась в кризисе

Задания высокого уровня сложности:

Прочитайте фрагмент документа и выполните задания С1,С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

С 1. Как называлась политика, описанная в тексте? При каком политическом режиме она проводилась?

С 2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причина которой и последствие названы во втором абзаце. Запишите причину и последствие события.

С 3. В сентябре 1939 года советские войска перешли границу Польши государства и заняли часть ее территории, эта территория была включена в состав СССР.

Как назывались территории вошедшие в состав СССР?

По какому международному договору эти территории были включены в состав СССР?

Что стало причиной подписания СССР этого международного договора?

С 4. Существует мнение, что хотя новая экономическая политика была насильственное прервана в конце 1920-х гг. и заменена политикой форсированной индустриализации, эти два периода связывает общность некоторых черт политической системы. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Высшим органом государственной власти (вместо съезда) стал Верховный Совет, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Изменилось также избирательное право: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании.

"Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы" - Лельчук В.С. Москва, 1984

1. Дневники Шитца

2. Конституция СССР декабря 1936 г.

Вопрос 55. Внешняя политика СССР в 1920 1930-е гг. 20 века

Преодоление дипломатической изоляции.

Ленин и его сподвижники предпринимали первые попытки восстановить международные контакты, утраченные после крушения Российской империи. Активизация усилий отечественных дипломатов совпала с коренным переломом, наметившимся в период нэпа во внешнеполитическом курсе коммунистической партии.

Еще неокрепшее советское государство всячески пыталось улучшить отношения со странами капиталистического блока, чтобы получить доступ к кредитам, которые были необходимы для решения внутренних проблем. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1922 году, когда группа советских чиновников приняла участие в Генуэзской конференции. Западные страны требовали от России возврата долгов, доставшихся коммунистам от царя и Временного правительства, иначе они отказывались признавать власть Советов и устанавливать с ними хозяйственные связи. Советское правительство выдвинуло странам Антанты свои условия: рассчитаться за ущерб, который причинила иностранная интервенция; выделить России долгосрочные кредиты; принять программу сокращения вооружений. Не найдя общего языка с французами и англичанами, советские дипломаты переключились на переговоры с Германией, сумев заключить с ней важный Рапалльский договор.

1927—1929 гг.: ухудшение отношений со странами Запада, рост военной и политической напряженности. В 1927 г. произошел конфликт с Англией, которая разорвала дипломатические отношения с СССР, обвинив его во вмешательстве в свои внутренние дела. Причины: оказание СССР финансовой и материальной помощи бастующим английским горнякам, убийство советского дипломата П. Л. Войкова в Польше, резкий рост антисоветской пропаганды, призывы к военному разгрому СССР.

Итоги: обострение отношений со странами Запада оказало значительное влияние на внутреннюю политику СССР — изменение сроков проведения индустриализации и т. д.

Внешняя политика СССР в 1930-е гг. В этом периоде можно выделить два этапа.

1) 1930—1938 гг.: попытка нового сближения с демократическими странами Запада и курс на создание системы коллективной безопасности для противодействия агрессивным планам Германии (в 1933 г.

там к власти пришел А. Гитлер) и ее союзников. Инициатор этого курса — наркоминдел М. М. Литвинов:

2) 1934 г. — вступление СССР в Лигу Наций. СССР выступил с инициативой по разработке конвенции об определении страны-агрессора. Она не была принята, но авторитет СССР в мире резко возрос;

Вопрос 60. . СССР в годы Второй мировой войны.

· 1 период: 09.1939 – 06. 1941 – период подготовки к участию в войне.

· 2 период: 06. 1941 – 12. 1941 – отступление, разгром Красной Армии, Московская битва.

· 3 период: 12. 1941 – лето 1943 – коренной перелом; попытки Советского Союза перейти в наступление, поражение под Сталинградом, битва на Курской Дуге, инициатива в руках СССР.

· 4 период: лето 1943 – май 1945 – штурм Берлина, взятие Праги.

· 5 период: май 1945 – 2 сентября 1945 – развязывание войны с Японией.

1 сентября 1939 г. фашистская Германия, мечтавшая о всемирном господстве и реванше за поражение в первой мировой войне, развязала боевые действия против Польши. Накануне этих событий СССР и Германия подписали договоры о ненападении и дружбе. Разделив с

Германией сферы влияния в Европе, СССР заключил договоры с государствами Прибалтики, на территорию которых вскоре были введены войска Красной Армии. Вместе с Западной Украиной, Западной Белоруссией и Бессарабией эти земли вскоре вошли в состав Советского Союза. В результате боевых действий с Финляндией, проходивших с 30 ноября 1939 г. по март 1940 г., к СССР отошел Карельский перешеек с городом Выборгом и северное побережье Ладоги. Лига Наций исключила Советский Союз из своих рядов.

2. ноябрь 1942 – конец 1943 г.Второй период войны начинается с контрнаступления наших войск под Сталинградом (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943). К этому времени в

нашей стране отмечалось увеличение боевых резервов СССР. Летом 1943 г. Гитлер вынужден был провести тотальную мобилизацию в Германии и в государствах-сателлитах. Немецкие генералы сделали ещё одну инициативу в войне на Курской дуге. Курская битва длилась в течение месяца (с 5 июля по 5 августа 1943 г.). Советское командование нанесло мощный артиллерийский предупреждающий удар, но немцы пошли в наступление, которое длилось с 5 по 11 июля 1943 г. А 12 по 15 июля Красная Армия перешла в контрнаступление. 5 августа были освобождены Орёл и Белград. Отныне в победе СССР никто в мире не сомневался. В августе-декабре 1943 г. все наши фронты перешли в наступление, немецкие войска отступали повсеместно за Днепр. 16 сентября был освобождён Новороссийск, 6 ноября – Киев. В 1943 г. Россия добилась полного экономического и военного перевеса над Германией. Началось восстановление народного хозяйства в освобождённых областях и районах. Стремясь разделить победу над фашистской Германией, правители США и Великобритании согласились на открытие второго фронта и встретились с Советской делегацией на Тегеранской конференции в 1943 г. США и Великобритания не спешили с открытием второго фронта, руководствуясь своими далеко идущими планами обескровить СССР, а после войны навязать России свою волю.

3. январь 1944 – май 1945 г.Освобождение Европы и разгром врага на территории европейских стран. Военные действия переносятся на территорию союзников Германии и оккупированных ею стран. В основе политического курса СССР лежала программа орга-низации и воссоздания государственной, экономической и культурной жизни европейских народов, которая была выдвинута еще в ноябре 1943 г., предусматривавшая предоставление освобожденным народам полного права и свободы в выборе их государственного устройства. Под ударами Красной Армии фашистский блок разваливался. Вышла из войны Финляндия. Новое правительство Румынии объявило войну Германии. На протяжении лета-осени 1944 г. были освобождены Румыния (2-й Украинский фронт), Болгария (2-й Украинский фронт), Югославия (3-й Украинский фронт), Венгрия и Словакия. В октябре 1944 г. советские войска вступили на территорию Германии. Вместе с советскими войсками в освобождении своих стран приняли участие чехословацкий корпус, болгарская армия, Народно-освободительная армия Югославии, 1-я и 2-я армии Войска Польского, несколько румынских частей и соединений.После небольшой паузы советские войска возобновили наступление. 18 февраля 1945 г. столица Венгрии была освобождена. Красная Армия вышла к границам Австрии.В первой половине января 1945 г. советские войска перешли в решительное на-ступление в Польше. Войска 1-го Белорусского фронта, которыми с ноября командовал маршал Г.К. Жуков, уже на третий день боев овладели столицей Польши — Варшавой. Стремительно продвигаясь на запад, войска фронта 29 января 1945 г. вступили на территорию Германии, а 3 февраля, форсировав реку Одер, захватили Кюстринский плацдарм в непосредственной близости от Берлина. Войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С. Конева, наступая с Сандомирского плацдарма, освободили 19 января Краков, 23 января вышли к реке Одер и в ряде мест форсировали ее. 2-й Белорусский фронт (командующий маршал К.К. Рокоссовский), наступая севернее Варшавы, в начале февраля вышел на Балтийское побережье и отрезал группировку немецких войск в Восточной Пруссии. 3-й Белорусский фронт (командующий И.Д. Черняховский, а после его гибели — с 20 февраля 1945 г. маршал А.М. Василевский), взломав мощную оборону противника в Восточной Пруссии, 30 января окружил крупную группировку войск противника в Кенигсберге.Во время январского наступления Красная

Армия полностью освободила Польшу и начала военные действия непосредственно на территории Германии.

Падение Берлина.В первой половине апреля 1945 г. советское командование приступило к подготовке завершающей стратегической операции — овладению Берлином. В соответствии с планом советские войска должны были нанести несколько мощных ударов на широком фронте, окружить и одновременно расчленить берлинскую группировку противника на части и уничтожить каждую из них в отдельности (без помощи войск союзников – Сталин). Однако наступление на берлинском направлении было приостановлено по причинам больших потерь, затруднений в материальном обеспечении и угрозы контрудара противника из Восточной Померании. Только после создания всех условий для решающего удара по Берлину 16 апреля была начата операция.Наступление на Берлин началось с Кюстринского плацдарма на реке Одер 16 апреля 1945 г. в 3 часа по местному времени войсками 1-го Белорусского фронта. Наиболее тяжелые бои развернулись на Зееловских высотах — главном стратегическом плацдарме на подступах к Берлину, но к исходу 17 апреля они были взяты. 20 апреля советские войска вышли на восточные окраины Берлина. Танковые корпуса обходили Берлин с севера. 16 апреля перешел в наступление и 1-й Украинский фронт. Прорвав несколько линий обороны, танковые войска фронта устремились на Берлин, обходя его с юга. 21 апреля завязались бои на южных окраинах Берлина. А 24 апреля кольцо вокруг Берлина сомкнулось. Начался штурм столицы третьего рейха.Войска союзников, форсировав Рейн, также продвигались в глубь Германии навстречу наступавшим советским войскам. Их первая встреча состоялась 25 апреля на реке Эльбе у города Торгау.Тем временем войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, преодолевая яростное сопротивление врага, приближались к центру города. 29 апреля советские войска прорвались к рейхстагу, и после упорного боя вечером 30 апреля воины 150-й стрелковой дивизии над куполом рейхстага Красное знамя Победы. Берлинский гарнизон капитулировал.До 5 мая была принята капитуляция нескольких немецких армий и групп армий. А 7 мая в ставке Эйзенхауэра в городе Реймсе состоялось подписание предварительного протокола о капитуляции германских вооруженных сил на всех фронтах. На предварительном характере этого акта настоял СССР. Акт безоговорочной капитуляции совершился в полночь 8 мая в пригороде Берлина — Карлсхорте. Исторический акт подписал фельдмаршал Кейтель в присутствии Жукова и представителей командования США, Великобритании и Франции. В тот же день советские войска освободили восставшую Прагу. С этого дня началась организованная сдача в плен немецких войск. Война в Европе закончилась.

Причины неудач, которые СССР имело в этой войне:

1. Незавершенность военной реформы (наиболее развитые части находились на дальнем востоке).

2. Внезапность нападения.

3.Четко не разработанный план.

Итоги Великой Отечественной войны. В ходе великой освободительной миссии в Европе советские войска полностью или частично освободили территорию 13 стран с населением свыше 147 млн. человек. Советский народ заплатил за это огромную цену. Безвозвратные потери на завершающем этапе Великой Отечественной войны составили более 1 млн. человек. Россия потеряла свыше 20 миллионов человек. Материальный

ущерб составил 2600 миллиардов рублей, разрушены сотни городов, 70 тысяч сёл, около 32 тысяч промышленных предприятий. В ходе войны высокое военное искусство показали наши военачальники: И. Х. Баграмян, А. М. Василевский, Н. Ф. Ватутин, Л. Н. Говоров, А. И. Еременко, Г. К. Жуков, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, Н. К. Рокоссовский, В. Д. Соколовский, Ф. И. Толбухин, И. Д. Черняховский, Н. Г. Кузнецов.

Никаких комментариев, собственных репортажей, лишь несколько небольших заметок. В их числе — изложение речи Гитлера, объяснявшего причины войны с Польшей и коснувшегося в выступлении ратифицированного пакта о ненападении между Германией и СССР. Всё это публиковалось на последней полосе, наряду с информацией из других стран — например, из Китая, где тогда шла война с Японией, а также о росте безработицы в США и новых автомобильных рекордах там же.

В день начала Второй мировой войны в СССР приняли новый закон о всеобщей воинской обязанности. В соответствии с ним призывной возраст был снижен с 19 до 18 лет и выпускники школ должны были сразу отправляться на срочную службу. Отсрочки для поступления в вузы отменялись, а те, что давались призывникам, имевшим нетрудоспособных родственников, ограничивались лишь содержанием отца и матери старше 60 и 55 лет (либо без ограничения возраста, если родители были инвалидами первой или второй группы).

ЗАКОН от 1 сентября 1939 года О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ:

Гл.1, Ст.3 Все мужчины – граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу в составе вооруженных сил СССР.

Читайте также: