В случае рождения ребенка на судне капитан обязан составить о рождении ребенка

Обновлено: 28.03.2024

Глава 4. Экипаж судна. Капитан судна.

§ 1. Экипаж судна

Статья 52. Состав экипажа судна

1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.

2. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу судна могут быть отнесены также другие специалисты.

3. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.

Статья 53. Минимальный состав экипажа судна

1. Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:

обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;

недопущения перегрузки членов экипажа судна работой. 2. В зависимости от типа и назначения судна, района плавания судна минимальный состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с соответствующим профсоюзным органом. Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается соответственно капитаном морского торгового порта и капитаном морского рыбного порта, которыми осуществлена регистрация судна.

При осуществлении контроля в морских торговых портах и морских рыбных портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.

Статья 54. Дипломирование членов экипажа судна

1. К занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством Российской Федерации.

К занятию должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные утвержденным Правительством Российской Федерации положением о дипломировании членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов.

2. Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выдаются соответственно капитанами морских торговых портов и капитанами морских рыбных портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, установленным положениями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями.

3. Дипломы капитанов судов, дипломы лиц командного состава судов, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, считаются действительными при наличии подтверждений соответственно капитанов морских торговых портов и капитанов морских рыбных портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств в соответствии с установленными требованиями.

4. Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено соответственно федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

5. Подтверждения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, теряют силу по истечении срока действия подтвержденных диплома, квалификационного свидетельства, их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Статья 55. Требования к состоянию здоровья лиц, допускаемых к работе на судне

К работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья.

Статья 56. Гражданство членов экипажа судна

1. В состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

2. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством Российской Федерации о привлечении и об использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

-- Примечание: По вопросу, касающемуся Условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, см. Приказ Госкомрыболовства РФ от 29.07.2002 N 299.

Примечание: По вопросу, касающемуся Условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судна рыбопромыслового флота, см. Приказ Минтранса РФ от 25.01.2001 N 14.

Статья 57. Трудовые отношения на судне

1. Порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

2. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

3. Устав службы на судах, за исключением судов рыбопромыслового флота, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, устав службы на судах рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, уставы о дисциплине - Правительством Российской Федерации.

Примечание: Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708 утвержден Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации.

Примечание: Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395 утвержден Устав о дисциплине работников морского транспорта.

Статья 58. Репатриация членов экипажа судна

1. Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в случае:

1) истечения за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;

2) расторжения трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;

4) заболевания или травмы, требующих лечения вне судна;

5) невозможности выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами Российской Федерации либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

6) направления судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;

7) истечения определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа судна на борту судна.

2. Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.

3. Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.

4. Расходы на репатриацию несет судовладелец. Расходы на репатриацию включают в себя:

проезд члена экипажа судна к месту репатриации, указанному в пункте 2 настоящей статьи;

питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации;

лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока член экипажа судна по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;

провоз 30 килограммов багажа члена экипажа судна до места репатриации;

2) заработную плату и пособия с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.

5. В случае, если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 59. Имущество члена экипажа судна

В случае гибели имущества члена экипажа судна или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. Не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа судна, виновного в происшествии с судном.

Статья 60. Обязанности судовладельца

1. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна: безопасные условия труда;

охрану их здоровья;

наличие спасательных средств;

бесперебойное снабжение продовольствием и водой; наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха); культурно - бытовое обслуживание.

2. Судовладелец обязан страховать:

заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;

жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

§ 2. Капмтан судна

Статья 61. Управление судном и другие обязанности капитана судна

На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Статья 62. Обязанность оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море

1. Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.

2. За нарушение обязанности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

Статья 63. Обязанность оказать помощь после столкновения судов

1. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после их столкновения, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа.

2. Капитаны судов обязаны, если это возможно, сообщить друг другу названия своих судов, порты их регистрации, а также порты отправления и назначения.

3. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 64. Обязанность капитана судна оказать неотложную медицинскую помощь

В случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации.

Статья 65. Обязанность капитана судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности

В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества.

Статья 66. Оставление судна его экипажем

В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

Статья 67. Поддержание порядка на судне

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом о дисциплине. Капитан судна имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. В таком случае соответственно применяются правила, установленные статьей 58 настоящего Кодекса.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Статья 68. Взаимоотношения капитана судна, других членов экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации

Взаимоотношения капитана судна, других членов экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации определяются Консульским уставом Российской Федерации.

Статья 69. Капитан судна как орган дознания

1. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно процессуальным законодательством Российской Федерации, а также инструкцией о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В инструкции, указанной в абзаце первом настоящего пункта, должны предусматриваться права и обязанности капитана судна в отношении производства дознания, обеспечения лицу, подозреваемому в совершении преступления, возможности защищаться установленными законом средствами и способами, охраны его личных и имущественных прав, а также основания и порядок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, условия его содержания на судне.

3. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту Российской Федерации признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан немедленно информировать об этом компетентные органы.

Статья 70. Обязанности капитана судна в случаях оставления завещания, рождения на судне ребенка и смерти на судне

1. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

2. Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

4. Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно.

Статья 71. Капитан судна как представитель судовладельца и грузовладельца

Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

Статья 72. Неотложная надобность в деньгах для продолжения плавания

1. Капитан судна в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.

Капитан судна обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.

2. Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.

Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна

В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.

1. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

2. Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

4. Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно.

Комментарий к Ст. 70 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Завещание является односторонней сделкой. Согласно п. 2 ст. 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Каждый гражданин может оставить по завещанию все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и общественным организациям. Завещатель может лишить права наследования одного, нескольких или всех наследников по закону. При удостоверении завещания от завещателя не требуется предоставления доказательств, подтверждающих его права на завещаемое имущество.

§ 2. Капитан судна должен соблюдать тайну удостоверяемых завещаний. Содержание завещаний не может быть сообщено никому другому, в том числе и лицам, указанным в завещании. Если завещатель в силу физических недостатков, болезни или по иным причинам не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано в присутствии капитана другим гражданином с указанием причин, в силу которых завещатель не мог подписать завещание собственноручно. Удостоверение завещания через представителя не допускается. Не может быть также удостоверено завещание, составленное от имени нескольких лиц.

Лицо, в пользу которого завещается имущество, не может подписывать завещание за завещателя. Капитан судна, удостоверяющий завещание, также не может подписывать его за завещателя. При удостоверении завещания капитан устанавливает личность завещателя и проверяет его возраст (удостоверяются завещания граждан, достигших 18 лет). Капитан не вправе удостоверять завещания на свое имя, от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников.

§ 3. При удостоверении завещания капитан судна разъясняет завещателю, что согласно ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе и усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего (нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти) наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). О разъяснении завещателю ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. указывается в тексте завещания.

§ 4. Завещание составляется и удостоверяется в двух экземплярах. В нем указывается место и время составления, фамилия, имя и отчество, адрес завещателя. Удостоверение завещания состоит в совершении на нем следующей надписи:

"__" ___________ ____ г. Настоящее завещание удостоверено

мной, капитаном __________________________________________________

указать название судна, фамилию, инициалы капитана,

Завещание подписано гр. ______________________________________

фамилия, имя, отчество завещателя

в моем присутствии.

Личность завещателя установлена, дееспособность его проверена.

Судовая печать Капитан судна ____________

Об удостоверении завещания капитаном судна производится запись в судовом журнале. Регистрационный номер и страница судового журнала проставляются в удостоверительной надписи обоих экземпляров завещания. Один экземпляр выдается завещателю на руки, а другой направляется морской администрации порта (капитану порта) для направления в соответствующую нотариальную контору.

§ 5. КТМ РФ не требует составления акта при рождении ребенка или в случае смерти на судне, ограничившись указанием на то, что капитан судна обязан сделать в судовом журнале соответствующую запись.

Согласно Федеральному закону 22 октября 1997 г. (от 15 ноября 1997 г.) N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340) в случае рождения ребенка на судне (ст. 15) во время его плавания государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства родителей (одного из родителей) или любым органом записи актов гражданского состояния, расположенным по маршруту следования (в порту назначения). Местом рождения ребенка указывается место государственной регистрации. Основанием для регистрации служит заверенная капитаном и судовой печатью выписка из судового журнала.

Согласно ст. 65 названного Закона в случае, если смерть наступила на судне, находящемся в плавании, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния в морском порту, где умерший был снят с судна. Основанием для регистрации служит заверенная капитаном судна и судовой печатью выписка из судового журнала.

1. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинской организации, а в случае рождения ребенка вне медицинской организации на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

2. Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.

3. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав - по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда.

При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать такое заявление в орган записи актов гражданского состояния во время беременности матери. Запись о родителях ребенка производится после рождения ребенка.

4. Установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, - с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

Комментарий к Статье 48 Семейного кодекса РФ

1. Комментируемая статья раскрывает юридический механизм "фиксации" происхождения ребенка. Предшествующая норма (ст. 47 СК) лишь провозгласила основание возникновения семейных прав и обязанностей - происхождение ребенка. Для будущих семейных отношений важен не только сам принцип их возникновения, но и правовая, формальная определенность. В целях именно такой определенности и юридической фиксации предусматривается документальное подтверждение и самого рождения, и происхождения ребенка от определенных родителей.

2. С юридической точки зрения установление материнства и отцовства - момент и факт определения участников будущих семейно-правовых отношений, взаимно управомоченных и обязанных лиц. Как уже отмечалось, вся глава 10 посвящена исключительно таким основаниям и порядку установления происхождения детей.

Юридическое установление материнства по общему правилу основывается на специальных медицинских документах. Форма, содержание и порядок составления таких документов подробно регламентированы в специальных правовых актах.

Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния";

Приказ Минздрава России от 07.08.1998 N 241 "О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х".

Равным документальным образом подтверждается происхождение ребенка, родившегося вне медицинского учреждения. В частности, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) от 07.03.2001 N 24-ФЗ предусматривает, что в каждом случае рождения на судне ребенка или в каждом случае смерти на судне капитан обязан составить соответствующий акт при участии двух свидетелей и врача, если он имеется на судне, а также сделать запись в судовом журнале (п. 1 ст. 32). Аналогичную норму содержит и Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

3. В отличие от установления материнства с установлением отцовства не все так просто. Современное состояние нравственности и уровня медицины обусловили необходимость одной из основных семейно-правовых презумпций, изложенной в п. 2: отцом ребенка является супруг матери (при определенных условиях бывший или умерший). Само происхождение ребенка удостоверяется наличием регистрации (записи) о браке с матерью.

Все дети, рожденные в законном браке, признаются законными, хотя бы они родились:

1) по естественному порядку слишком рано от совершения брака, если только отец не отрицал законности их рождения;

2) по прекращении или расторжении брака, если только между рождением и днем смерти отца или расторжения брака прошло не более трехсот шести дней.

Свод законов гражданских

Российской империи, 1649 г.

4. Если ребенок рождается у лиц, не состоящих в браке, установление отцовства может быть:

б) в судебном порядке (см. ст. 49 СК РФ).

Добровольное установление отцовства осуществляется совместным, обоюдным волеизъявлением и отца, и матери родившегося ребенка (при определенных обстоятельствах волю матери может "восполнить" орган опеки и попечительства, а также суд). Совместное заявление об установлении отцовства по указанным в Кодексе основаниям может быть оформлено и до рождения ребенка. Кроме того, Семейный кодекс "восполняет" согласие "отсутствующей" матери согласием органа опеки и попечительства.

5. Заключительный пункт комментируемой статьи имеет важное значение для условий и характера возникновения взаимных прав и обязанностей уже совершеннолетнего лица и его родителя (отца). Законодатель не случайно предусмотрел эту особую ситуацию, поскольку с достижением ребенком совершеннолетия основные юридические обязанности его родителя прекращаются. Более того, имущественные (алиментные) обязательства в случае такого установления отцовства могут возникнуть у самого совершеннолетнего ребенка (ст. 87 СК). По этим соображениям, а также из принципов справедливости Кодекс такое установление отцовства допускает исключительно с согласия совершеннолетнего ребенка.

Второй комментарий к СТ 48 СК РФ

1. Происхождение ребенка от данной матери (материнство) и данного отца (отцовство) устанавливается - в силу естественных причин - неодинаково.

Согласно п. 1 ст. 48 для регистрации материнства достаточно медицинского свидетельства, выданного в роддоме (ином медицинском учреждении). Если роды проходили вне медицинского учреждения, материнство устанавливается в соответствии с:

- документом о рождении, выданного частнопрактикующим врачом;

- свидетельскими показаниями лиц, присутствовавших при родах;

- иными доказательствами. Так, если ребенок родился на судне, в поезде, то капитан (командир) судна, начальник поезда может составить акт о рождении.

Очевидно, перечисленное выше необходимо, когда сама мать (например, из-за своей недееспособности, в случае смерти) не может заявить, что родила, а также при наличии спора о материнстве.

Если же доказательства, подтверждающие факт рождения ребенка от данной матери, отсутствуют, этот факт должен быть установлен решением суда (п. 4 ст. 14 Закона об актах гражданского состояния).

2. Порядок установления отцовства предусмотрен в п. п. 2 - 4 комментируемой статьи. В первую очередь он зависит от того, состоит ли данный мужчина в браке с матерью ребенка.

Если состоит, достаточно предъявить свидетельство о регистрации брака. Если брак расторгнут (прекращен) или признан недействительным, но с этого момента и до дня рождения ребенка прошло не более 300 дней, в орган загса помимо свидетельства о регистрации брака представляется свидетельство о разводе (или о смерти мужа) либо решение суда о признании брака недействительным и т.п. (п. 2 комментируемой статьи).

О том, каким образом опровергается презумпция отцовства супруга, см. комментарий к ст. 52.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи, когда родители ребенка в браке не состоят, отцовство устанавливается:

- по совместному заявлению матери и отца в органы загса, которое они могут подать в любое время после рождения ребенка - вплоть до его совершеннолетия. Такое заявление можно подать и в период беременности матери, если есть основания полагать (длительная командировка будущего отца, призыв в армию и т.п.), что сделать это сразу после рождения ребенка не удастся. Подаче совместного заявления не препятствует несовершеннолетие родителей (будущих родителей);

- по заявлению отца ребенка, если мать умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав либо определить место ее нахождения невозможно. При этом необходимо согласие органа опеки и попечительства, охраняющего интересы ребенка. Если же согласие не получено, отцовство устанавливается по решению суда;

- в судебном порядке (см. комментарий к ст. 49), если ни одно из указанных заявлений подано не было.

4. Пункт 4 комментируемой статьи запрещает устанавливать отцовство в отношении ребенка, достигшего 18 лет, без его согласия (а если он признан недееспособным - без согласия его опекуна либо органа опеки и попечительства).

5. В соответствии с Законом об актах гражданского состояния добровольно признанное отцовство оформляется органом загса по месту жительства не состоящих в браке отца или матери ребенка либо по месту государственной регистрации его рождения. При этом составляется акт об отцовстве, на основании которого в акт о рождении ребенка вносятся сведения о его отце. В трехдневный срок орган загса сообщает об этом органу социальной защиты населения по месту жительства матери. По просьбе любого из родителей орган загса обязан выдать им свидетельство об установлении отцовства (ст. ст. 49, 55 - 57).

Специфические условия деятельности морского судна предопределяют особый правовой статус его капитана. С одной стороны капитан является служащим судовладельца и, таким образом, подчиняется непосредственно ему. Так, согласно ст.71 КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

С другой стороны - при определенных обстоятельствах капитан выступает от имени государства, осуществляя функции, свойственные только государственным органам.

Капитан как орган дознания. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством России наряду с милицией, органами пограничной охраны, органами безопасности и другими к органам дознания отнесены капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании. Это положение отражено в ст.69 КТМ РФ, устанавливающей, что в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан выполняет функции органа дознания. КТМ предусматривает право капитана изолировать подозреваемого в совершении преступления, до передачи его соответствующим российским властям в первом порту захода.

В зависимости от вида совершенного преступления капитан может возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия для установления и закрепления следов преступления (осмотр места происшествия, обыск и выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей) либо принимает все меры по установлению обстоятельств уголовного дела, подлежащих доказыванию, и передает дело вместе с обвинительным заключением прокурору. В последнем случае материалы дознания, собранные капитаном, являются основанием для рассмотрения дела в суде.

Капитан судна не только вправе сам провести дознание, но может назначить для этой цели любое должностное лицо из судового экипажа, то есть делегировать ему свои полномочия. Однако ни капитан, ни лицо, им назначенное, не могут осуществлять расследование, если они являются потерпевшими от преступления, свидетелями совершенного преступления либо родственниками подозреваемого или потерпевшего, а также лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.

Капитан, проводящий расследование, вправе изолировать подозреваемого в отдельном помещении и выставить охрану только в том случае, если совершено преступление, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Кроме того, такие действия капитана будут правомочны при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его каюте будут обнаружены явные следы преступления.

Постановление о задержании должно быть объявлено подозреваемому не позже 24 часов с момента задержания. В течение этого же времени капитан должен известить о происшедшем прокурора по месту приписки судна.

Капитан вправе производить обыск и выемку определенных предметов и документов, имеющих значение для дела с обязательным извещением в течение суток прокурора по месту приписки судна. При обыске и выемке должны присутствовать понятые и лицо, у которого производится обыск или выемка. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.

О производстве выемки или обыска составляется протокол в двух экземплярах, подписываемый капитаном, понятыми и лицом, у которого производится выемка или обыск.

Таким образом, капитан судна наделен достаточно широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать при изобличении преступника на борту судна.

В настоящее время ни в одном из действующих универсальных международных договоров не предусмотрено, в каких случаях прибрежное государство применяет свое уголовное законодательство (осуществляет уголовную юрисдикцию) на борту иностранного судна, находящегося в его водах. Однако следует отметить, что в результате длительной практики сложился признанный международно-правовой обычай, суть которого сводится к следующему.




Прибрежное государство вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранных судов, находящихся в его водах, но обычно воздерживается от этого. Исключение составляют следующие случаи, когда уголовная юрисдикция все же осуществляется:

1) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в порту;

2) последствия преступления выходят за пределы судна, т.е. распространяются на прибрежное государство;

3) совершено тяжкое преступление;

4) капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает судно, обратились с просьбой об оказании помощи;

5) необходимость пресечения незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами.

Права и обязанности капитана по удостоверению завещания.

Согласно ст.70 КТМ РФ капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. В этом случае завещание приравнивается к нотариально удостоверенному.

Капитан судна при удостоверении завещания руководствуется положениями Закона РФ "Основы законодательства РФ о нотариате" 1993 г. Капитан должен соблюдать тайну удостоверяемых завещаний. Содержание завещания не может быть сообщено никому другому, в том числе и лицам, указанным в нем. Справка о наличии завещания и о его содержании выдаются только после смерти завещателя по предъявлении свидетельства о смерти.

Личность и возраст завещателя устанавливаются по паспорту или другому документу, заменяющему паспорт. Это необходимо для того, чтобы убедиться, то ли лицо подписывает завещание, от имени которого оно составлено.

Капитан имеет право не удостоверять завещание:

1) если лицо находится в момент составления завещания в таком состоянии, когда не может понимать значения своих действий или руководить ими (например, в бредовом состоянии);

2) если лицо страдает душевной болезнью или слабоумием (но только при наличии решения суда о признании этого лица недееспособным);

3) если капитану известно, что обратившееся к нему лицо решением суда, вступившим в законную силу, признано ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;

4) капитан не вправе удостоверять завещание на свое имя, от своего имени, на имя и от имени своей супруги, ее и своих родственников.

Если нарушено хотя бы одно из указанных положений, завещание может быть признано недействительным.

По просьбе лица, которому отказано в удостоверении завещания, капитан судна излагает причины отказа в письменной форме и разъясняет, что соответствующая жалоба может быть подана в суд по месту порта приписки судна.

Обязанности капитана в случаях рождения и смерти на борту судна. Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения или смерти на судне.

При рождении ребенка капитан выдает соответствующую справку родителям (родителю), заверенную судовой печатью. Последняя служит основанием для предъявления в органы ЗАГСа и получения свидетельства о рождении.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено либо если такова воля покойного, капитан судна имеет право предать тело умершего морю с составлением соответствующего акта.

Ритуал предания тела морю следующий. Тело покойного упаковывается в плотную ткань или иной подобный материал (брезент, синтетическая пленка, пр.), перевязывается растительными или стальными тросами, а к ногам привязывается какой-либо тяжелый предмет. Тело кладется на большую широкую доску, один конец которой лежит на фальшборте, а второй поддерживается подставкой, сохраняя тело в горизонтальном положении. При этом ноги покойника должны быть обращены в сторону моря.

Вблизи выстраиваются полукругом члены экипажа и пассажиры, лицом в сторону моря. Для погребения всегда избирается подветренный борт. Когда приготовления закончены, флаг приспускается до половины и начинается заключительная часть прощания.

После завершения траурной панихиды судно уменьшает ход до малого, подставка убирается, и по команде капитана внутренний конец погребальной доски поднимается медленно вверх до тех пор, пока тело покойного не соскользнет с доски, увлекаемое привязанным к ногам тяжелым предметом.

После исчезновения тела в воде руль судна перекладывается на левый или правый борт (в зависимости от условий плавания) и совершается полная циркуляция над местом погребения.

После выхода судна на прежний курс флаг поднимается до своего постоянного места, ход увеличивается до полного, а судно дает три длинных прощальных гудка. Вахтенный штурман определяет точное место погребения и его координаты записывает в судовой журнал. В журнал записываются также другие сведения о погребении тела: время, основные этапы процедуры, фамилии, имена и отчества непосредственных участников похорон, их адреса, должности на судне, перечень тех, кто присутствовал при погребении.

Кроме того, капитан составляет акт о погребении, в котором описывается процедура погребения, ее участники, причины по которым тело не могло быть сохранено на судне до прихода в порт, а также другие сведения, касающиеся погребения. Акт о погребении вместе с оформленной выпиской из судового журнала сдается в российском порту родственникам, в иностранном - российскому консулу.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до его передачи согласно описи капитану первого российского порта, в который зайдет судно.

Права капитана по продаже судового имущества. В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности, для ремонта судна или содержания членов экипажа, капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющегося необходимым для продолжения плавания. Он обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.

В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, они возлагаются до получения распоряжения судовладельца на старшего помощника капитана.

Капитан морского судна не пользуется правом регистрации актов гражданского состояния, поскольку в России регистрация браков, рождений и смертей осуществляется городскими или районными отделами (бюро) ЗАГСа, а в сельских местностях и поселках - сельскими и поселковыми администрациями. Любые притязания на этот счет со стороны членов экипажа или пассажиров капитан должен отклонять. Очевидно, что регистрация актов гражданского состояния не требует срочных и неотложных мер.

Таким образом, капитан морского судна является особым должностным лицом - представителем власти, которому государство делегирует определенные права и возлагает ряд обязанностей, свойственных только государственным органам.

Ответственность за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту

Кодексом РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены административные взыскания за следующие нарушения:

- нарушение установленных на морском транспорте санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил (ст.43);

- нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на морском транспорте (ст.109);

- повреждение на морском транспорте сооружений и устройств сигнализации и связи (ст.1091);

- нарушение правил, обеспечивающих безопасность пассажиров на судах (ст.110);

- курение в неустановленных местах и на судах (ст.1122);

- нарушение правил пожарной безопасности (ст.113);

- нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов (ст.126);

- провоз ручной клади сверх установленных норм (ст.127);

- безбилетный проезд на морских судах (ст.128);

- нарушение правил обеспечения сохранности груза (ст.129).

Капитан морского порта вправе применять административные взыскания за нарушения, предусмотренные ст.109, 1091, 110. Размер штрафа, налагаемого на граждан, равен одной десятой минимального размера оплаты труда (но не ниже двадцати пяти рублей) и на должностных лицодной второй минимального размера оплаты труда (но не ниже одной десятой минимального размера оплаты труда).

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей.

Статья 2. Перевозка и буксировка между портами СССР одного и того же моря (малый каботаж) и разных морей (большой каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Союза ССР.

Статья 3. Перевозка и буксировка между портами СССР и иностранными портами могут осуществляться как судами, плавающими под Государственным флагом Союза СССР, так и, при условии взаимности, судами, плавающими под иностранным флагом.

Статья 4. Основными органами, в оперативном управлении которых находятся морские суда, используемые для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, являются морские пароходства, подведомственные Министерству морского флота СССР.

Суда, используемые для рыбных и иных морских промыслов, находятся в оперативном управлении организаций рыбной промышленности, руководство которыми осуществляется Министерством рыбного хозяйства СССР. В ведении других министерств и ведомств могут находиться суда, используемые для добычи полезных ископаемых, транспортного строительства, для иных хозяйственных, научных и культурных целей, а также суда смешанного плавания река - море), используемые для перевозок грузов и пассажиров.

Статья 5. Министерство морского флота СССР в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами действующего законодательства и международными договорами, в которых участвует СССР, издает в пределах своей компетенции обязательные для всех министерств, ведомств, организаций и граждан правила, инструкции и положения по вопросам торгового мореплавания.

Правила перевозки грузов, пассажиров и багажа Министерством морского флота СССР разрабатываются с участием Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств СССР.

Правила перевозки почты утверждаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством связи СССР.

Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием в СССР возлагается на Министерство морского флота СССР, осуществляющее контроль за соблюдением законодательства о торговом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров, в которых участвует СССР, надзор за состоянием морских путей, общее руководство государственной регистрацией морских судов, дипломированием специалистов морского флота, спасательной и лоцманской службой.

Статья 7. Технический надзор за морскими судами и их классификация, независимо от ведомственной принадлежности судна, осуществляются Регистром СССР согласно статье 29 настоящего Кодекса.

Регистр СССР издает правила, относящиеся к постройке судов, использованию материалов в судостроении, оборудованию, а также снабжению морских судов спасательными, противопожарными и другими средствами, и осуществляет надзор за соблюдением этих правил при проектировании, постройке и эксплуатации судов.

Регистр СССР имеет право при невыполнении его правил и требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств.

Статья 8. Отвод земельных и водных участков и строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должны быть согласованы с Министерством обороны СССР и Министерством морского флота СССР, а в случаях, предусмотренных статьей 64 настоящего Кодекса (пункт 9), - с соответствующим морским портом.

Организации и граждане, нарушившие правило, содержащееся в настоящей статье, обязаны по требованию Министерства обороны СССР или Министерства морского флота СССР произвести в указанный ими срок за свой счет снос, перенос или необходимые изменения зданий и сооружений, создающих помехи действию средств навигационной обстановки.

Статья 9. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое:

1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества;

Статья 10. Судовладельцем в смысле настоящего Кодекса признается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Статья 11. Правила настоящего Кодекса распространяются:

на морские суда - во время их плавания как по морским путям, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям, поскольку специальным законом или соглашением СССР с другим государством не установлено иное;

суда внутреннего плавания - во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозки с заходом в иностранный морской порт и в случаях, предусмотренных статьями 252 и 260 настоящего Кодекса.

Статья 12. Правила настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на суда, плавающие под военноморским флагом.

К морским воинским перевозкам правила настоящего Кодекса применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки.

Статья 14. Правила настоящего Кодекса применяются:

1) содержащиеся в главе II "Судно" (за исключением статьи 38) и в главе III "Экипаж судна" - к судам, плавающим под Государственным флагом Союза ССР;

3) содержащиеся в главе V "Государственные морские лоцманы" - к отношениям, возникающим в связи с проводкой судов на подходах к портам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах вод этих портов, а также между этими портами;

4) содержащиеся в главе VI "Затонувшее в море имущество" - к отношениям, возникающим в связи с имуществом, затонувшим в пределах территориальных или внутренних морских вод СССР;

5) содержащиеся в главе VII "Планирование и организация перевозок грузов" - к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями;

6) содержащиеся в главе XIII "Общая авария" - в случаях перевозки груза на судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР, а также на судне, плавающем под иностранным флагом, когда оно заканчивает рейс в порту СССР;

7) содержащиеся в главе XIV "Возмещение убытков от столкновения судов" и в главе XV "Вознаграждение за спасение на море"- в случаях, когда спор рассматривается в СССР, с тем, однако, что к спорам о распределении вознаграждения между судовладельцем и экипажем судна, а также между членами экипажа применяется закон флага судна, оказавшего помощь;

8) содержащиеся в главе XVI "Пределы ответственности судовладельца" - к судовладельцам, суда которых плавают под Государственным флагом Союза ССР;

9) содержащиеся в главе XVII "Привилегированные требования" - в случаях, когда спор рассматривается в СССР;

10) содержащиеся в главе XVIII "Морские протесты" (за исключением статьи 292) - в случаях, когда морской протест заявляется нотариусу или иному должностному лицу СССР;

11) содержащиеся в главе XIX "Претензии и иски"- в тех случаях, когда соответствующие отношения подлежат действию правил настоящего Кодекса; однако статьи 294 - 304 применяются только к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, к их отношениям с гражданами Союза ССР и с находящимися в СССР иностранными гражданами.

Читайте также: