В каком количестве судей рассматриваются дела в апелляционной инстанции суды округов во франции

Обновлено: 16.05.2024

Судебная система Франции состоит из трех уровней судов: суд первой инстанции, апелляционный суд и кассационный суд. Существуют специализированные суды, которые вписаны в данную трехуровневую систему (например, обжалование решений специализированных судов производится в обычные апелляционные суды и в кассационный суд).

Гражданские суды первой инстанции разделены на несколько типов судов по типу рассматриваемых споров:

* споры по социальным вопросам;

Уголовные дела рассматриваются судами в следующем порядке. Есть две категории уголовного судопроизводства: производство, осуществляемое судами по расследованию (les juridictions d’instruction) и производство, осуществляемое судом первой инстанции по непосредственному рассмотрению дел (les juridictions de jugement). Различие между ними не всегда четкое, что вызывает много вопросов к уголовному судопроизводству во Франции.

Суд по расследованию – это суд, который имеет полномочия по расследованию преступных деяний или проводить различные следственные действия: допрос свидетелей, сторон по делу, проведение обысков, арест подозреваемого и т.п.

Суд первой инстанции имеет те же полномочия, но основная его функция заключается в решении о виновности или невиновности лица, в вынесении приговора.

Только уголовные суды полномочны рассматривать уголовные дела, но в рамках уголовных дел они могут рассматривать гражданско-правовые последствия преступлений.

Наряду с судами общей юрисдикции во Франции существует довольно большое число судов, которые можно назвать специализированными. Они действуют в сфере как гражданского, так и уголовного права. В литературе можно встретить их иное название — трибуналы. В большинстве гражданских судов действуют не судьи–профессионалы, а судьи, избранные или назначенные из сфер, в которых возникают споры, т.е. более глубоко понимающие сущность вопроса.

Специализированные юрисдикции прочно связаны с судами общей юрисдикции единой для всех системой обжалования. Как правило, в апелляционный суд.

Вторым уровнем судебной системы Франции является апелляционный суд.

В настоящее время во Франции существуют 35 апелляционных судов, в том числе 5 апелляционных судов вне территории самой Франции (например, на Таити, в городе Папеэте, во Французской Полинезии), и 2 высших апелляционных суда. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении нескольких департаментов (обычно от 2 до 4).

Ст. 543. Средства апелляционного обжалования доступны по всем делам, в том числе не по спорам между сторонами, в отношении судебного решения первой инстанции, если не предусмотрено иное.

1. как средство внесения изменения (отмена, признание решения ничтожным).

2. как средство достижения;

Главной целью обжалования является признание окончательного разрешения спора по всем его аспектам. В ходе этого процесса подтверждается факты того, что процедуры выполнены в соответствии с процессуальным правом; что материальное право применяется судьёй более низкой инстанции надлежащим образом.

3. дополнительное и автономное средство признания решения ничтожным.

Применяется в случаях, когда в распоряжении участников процесса нет средств апелляции: когда судебное решение было принято в первой и последней инстанции, когда возможность подачи апелляции не находится в непосредственном доступе, когда лицо не имеет права на подачу апелляции по закону (напр., при ликвидации).

Апелляция о признании судебного решения ничтожным допускается в отсутствие иных средств обжалования или же при серьёзных основаниях для претензий в отношении нарушения норм процессуального права. Так называемая апелляция о признании решения ничтожным, которая кажется аномальной, играет полезную вспомогательную роль. Апелляция о признании решения ничтожным осуществляет передачу таким образом, что суд принимает решение по конкретному делу.

В порядке апелляционного обжалования оспариваемое решение не является судебным решением первой инстанции, за исключением самого дела. Принцип неизменности регулирует оспариваемое решение: стороны не вправе изменять предмет судебного разбирательства или их статус.

Также интересен вопрос признания новых исков.

Судья не обладает полномочиями в отношении исков сторон: принцип диспозитивности – привилегия стороны. Но запрет на новые иски не составляет публичного порядка.

Если перейти к теме новых законных оснований, то здесь следует отметить, что стороны обязаны выдвигать законные основания в подтверждение их исков под угрозой наказания вследствие признания их ничтожными.

Апелляционное обжалование, законные основания или судебные разбирательства могут быть изменены, если они имеют одну и ту же цель, или же не могут быть изменены, если цель иска иная.

Официальные полномочия судьи в отношении законных оснований:

1. Касательно материального права:

Закон налагает обязательства на стороны – приводить их законные основания, а также на судью – урегулировать спор в соответствии с применимыми нормами права. Судья вправе требовать от сторон разъяснений по правовым аспектам, представлять законные основания, которые являются надлежащими для разрешения спора.

В случае, если стороны неверно составили и сформулировали свой иск, то судья обязан дать или восстановить законные определения, данные оспоренным фактам и делам.

В другом случае, если стороны имеют строго ограниченный предмет судебного разбирательства в отношении законных оснований, то судья не имеет полномочий восстанавливать законные определения.

Если же стороны не представили законных оснований или не представили никаких оснований, то судья вправе отклонить иск или принять надлежащее основание.

2. Касательно процессуального права:

Официальные полномочия судьи зависят от характера процессуальной нормы. Судья обязан обнаруживать существенные нарушения, где норма составляет публичный порядок (например, невозможность стороны действовать; основания для отклонения, относящиеся к допустимости апелляции). В ряде дел, которые не связаны с публичным порядком, судья вправе принять основание для отклонения в силу своих полномочий.

Принцип неизменности не мешает сторонам представлять новые факты и судебные доказательства. Стороны обладают исключительным правом установления фактов. Судья не вправе основывать своё решение на фактах, которые не относятся к спору. Но он вправе учитывать факты, относящиеся к спору, даже если стороны не выразили в открытой форме своего намерения полагаться на них в подтверждение их исков; требовать от сторон предоставлять фактические разъяснения, которые он считает необходимыми для успешного иска; ходатайствовать о проведении предварительной экспертизы экспертом или следственными органами.

Стороны вправе представлять новое апелляционное судебное доказательство и требовать мер получения судебных доказательств. Права судьи и сторон совпадают. Он вправе выдать приказ стороне представить судебное доказательство и назначить лицо для проведения экспертизы и дачи заключения или специальную миссию экспертов. Апелляционный судья вправе заслушивать свидетельские показания или назначать экспертизу доказательств по всем фактам; вызвать в суд или заслушивать любое лицо, показания которого могут оказаться полезными для выяснения истины.

Судебное решение, вынесенное в первой инстанции, сообщается от одной стороны другой. В случаях, когда представительство является обязательным, формальное уведомление должно быть сделано от адвоката адвокату. Судебное решение, вынесенное в пользу истца вследствие неявки ответчика, или судебное решение, которое становится после разбирательства недействительным, является таковым, если о нём не было сообщено в течение шести месяцев.

Уведомления делаются судебным исполнителем (судебным приставом) в соответствии с правилами, предусмотренными под угрозой наказания вследствие признания решения ничтожным. В письменном уведомлении должны быть указаны: срок обжалования; характер обжалования: ходатайство о переносе, апелляции или кассации; порядок предъявления соответствующего иска.

Апелляция может быть предъявлена, даже если об оспоренном судебном решении не было сообщено. Апелляция предъявляется путём составления и подачи заявления в секретариат суда; по определённым вопросам в секретариат трибунала или суда, который вынес решение. Если противоположная сторона не назначит адвоката в течение одного месяца, служащий требует от истца уведомление. Законное представительство от лица адвоката является обязательным до суда, за исключением трудовых и социальных споров.

Апелляционное заявление предусматривает передачу всего спора.

a) Отсутствие передачи:

• Апелляция, направленная на внесение исправления (отмену)

• Апелляция, направленная на признание решения ничтожным

• Автономная дополнительная апелляция на признание решения ничтожным

• Истребование дела из нижестоящего суда в вышестоящий

Истребование дела из нижестоящего суда в вышестоящий является независимым полномочием, предоставляемым суду для передачи дела, когда суд принимает промежуточное решение или выносит ходатайство о переносе.

• апелляции по вопросам

Дело передаётся в суд низшей инстанции, если нет истребования дела из нижестоящего суда в вышестоящий.

• Апелляционное решение на основании для признания ничтожным, передача:

- Когда процесс первоначального иска аннулирован;

- Когда истец в первой инстанции не существовал законно.

Высшая судебная инстанция Франции - Кассационный суд (La Cour de cassation). Он рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов (во Франции 27 апелляционных судов), которые фактически и по праву пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. Последние делятся, в свою очередь, на суды по гражданским и уголовным делам.

Его современная структура выглядит так: три палаты по гражданским делам, одна — по торговым и административным, одна — по социальным спорам и одна — по уголовным делам.

Несмотря на свое название, этот суд не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача — обеспечить соблюдение закона этими судами. Поэтому можно сказать, что Кассационный суд рассматривает вопросы права. Основаниями для его деятельности являются нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения.

Пленум Кассационного суда решает вопросы принципиального характера. Дела на Пленум передаются немотивированными определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора.

Суд ограничивает свои полномочия по рассмотрению решений соответствующими правовыми нормами, предусмотренными в отношении кассационного обжалования. Основаниями для пересмотра могут являться несоответствие решения закону в строгом смысле (нарушение закона); недостаток законного основания (ошибка в логике).

Решение может быть признано неправомерным вследствие явного нарушения закона; неверного истолкования фактов, подлежащих законному истолкованию; неверного определения понятия, применимого к факту; отказа применять норму по причине её неясности, абсурдности или двусмысленности; злоупотребления полномочиями; искажения в толковании договорного положения; утраты законного основания (принятие нового закона, отмена подзаконным актом).

Кассационный суд не рассматривает фактов.

При кассационном обжаловании нет необходимости подачи запросов и проведения расследований; новые иски не принимаются. Обжалование ограничено положениями закона, которые были выдвинуты во исполнение кассации. Данные положения закона должны были быть выдвинуты в апелляции или в первой и последней инстанции.

Требование к кассационному суду является действительным после уведомления сторон о судебном решении. Заявитель обязан указать адвоката. Законное представительство посредством адвоката обязательно для большинства дел.

В случае несогласия стороны с постановлением, вынесенным судьёй более низкой инстанции, данная сторона вправе подать вторую заявку на обжалование постановления в кассационной инстанции; дело разрешается Пленарным заседанием суда; постановление, вынесенное на законном основании Пленарным заседанием, должно быть исполнено путём передачи в суд.

При отсутствии оснований для аннулирования требование аннулирования отклоняется либо оспариваемое судебное решение остаётся неизменённым.

Хотя Кассационный суд обладает исключительной компетенцией и, по мнению французских юристов, не может рассматриваться как третья инстанция, число дел, попадающих в его сферу, поразительно велико, причем довольно быстро возрастает.

Судебная власть во Франции включает в свой состав суды общей юрисдикции и административные суды. Помимо этого, существуют и квазисудебные органы в виде Конституционного и Государственного совета Последний может являться во Франции высшим органом административной юстиции. Прокуратура, как и в РФ, в числе задач имеет поддержку государственного обвинения. Она работает при суде и обладает независимостью.

Низшей ступенью судов общей юрисдикции являются трибуналы малой инстанции, рассматривающие дела с несущественными в сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела в сфере преступлений небольшой тяжести.

Следующим уровнем считается трибунал большой инстанции. С его помощью по первой инстанции рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел. Те уголовные дела, по которым приговор предусматривает тюремное заключение от 5 лет, рассматривают суды ассизов (в их составе 3 профессиональных судьи и 9 присяжных). Присяжные и профессиональные судьи представляют одну коллегию, принимая участие в определении наказаний и решении прочих вопросов права. Эти суды названы исправительными судами. Суды общей юрисдикции находятся под управлением кассационного суда.

Судебная власть Франции наряду с судами общей юрисдикции включает специализированные суды (трибуналы), работающие в области как гражданско-цивилистического (трудовые споры, морские торговые суды), так и уголовного права (дела несовершеннолетних граждан).

В большей части гражданских судов работают не судьи-профессионалы, а судьи, которые избираются или назначаются из отраслей хозяйства и управления, где возникают споры. Таким образом, они более глубоко понимают суть вопроса.

Апелляционными судами рассматриваются дела во второй инстанции в качестве обычных и специализированных судов.

Судебная система Франции

Франция является страной с развитой административной юстицией, здесь административные суды могут разрешать административные споры, определяя заключение в отношении юридического аспекта конфликтов. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенность судебной системы Франции заключаетися в существовании Трибунала по конфликтным ситуациям. Он предназначен для разрешения споров о компетенции двух ветвей судебной власти. Трибунал включает представителей Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Министр юстиции здесь номинально выступает в качестве председателя.

Судебная система не включает Конституционный совет, который обладает специальным статусом в качестве органа конституционного надзора, который имеет право осуществлять лишь превентивный конституционный контроль. Любые законопроекты могут быть переданы президентом в Конституционный совет с целью проверки, соответствуют ли они Конституции Франции. В случае, когда орган конституционного надзора может признавать законодательный акт в качестве противоречащего Конституции, его нельзя признать как закон, обнародованный и введенный в действие.

Конституционный совет призван осуществлять наблюдение за ходом проведения выборов президента и парламента, общенационального референдума. Ему принадлежит важное значение в стабилизации конституционных и политических отношений, включая установку законности во Франции.

Особенности местного и регионального управления

Франция — это децентрализованная унитарная страна, где право принимать законы имеет общенациональный парламент.

Здесь государственная политика Республики проводится только общенациональным правительством. Территориальные коллективы Французской Республики представлены коммунами, департаментами и заморскими территориями (ст. 72 Конституции Франции). В число государственной территории включено 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента, включая Мартинику, Гваделупу, Гвиану, Реюньон, 2 территории, обладающие особым статусом (Сен-Пьер и Микелон, Майотта) и 4 заморских территории, включая Полинезию, Новую Каледонию, Уоллис и Футуну, Южную и антарктические территории. Административная организация и законодательный режим заморских департаментов меняются в соответствии с их особым положением. Статуты этих территорий определяются органическими законами.

Территориальные образования включают местные территориальные коллективы. Управление над ними ведется посредством выборных органов, а административные единицы, служащие структурной опорой для служб государства.

Законодательство подробно регламентирует компетенцию выборных органов территориальных коллективов.

Нижнее звено административного территориального деления страны представлено коммунами (около 37 тыс.), жители которых избирают муниципальный совет на 6 лет. Совет одновременно является низовым органом власти государства и местного самоуправления. Из собственного состава Муниципальный совет избирает большинством голосов мэра в качестве представителя исполнительной власти.

Объединение нескольких коммун представляет собой кантон, вводимый для удобства управления делами государства. В нем работают должностные и ответственные лица, включая судью, нотариуса, руководителя жандармерии и др.

Французский округ включает 100-150 коммун, которых в общей сложности около 300. Главу округа (субпрефекта) назначает правительство.

Следующее звено управления выступает в виде департамента, который включает около 400 коммун (35 кантонов). Его работой руководит Генеральный совет, в который каждый кантон должен избирать одного своего представителя в виде генерального советника. Главой Генерального совета является префект, назначаемый президентом. Он решает не только общие вопросы, но и осуществляет руководство всей полицией департамента.

Крупнейшая административно-территориальная структура представлена регионом, в состав которого в метрополии включено 2-8 департаментов. Заморские департаменты формируют также отдельный регион. Органы регионального уровня планируют и осуществляют деятельность по экономическому развитию и обустройству территорий. Сформированные как административные единицы в 1961 г. регионы приобретают позже статус публичных правовых структур, в в дальнейшем статус местных коллективов, которые находятся под управлением выборного органа (регионального совета). Во главе выборных органов стоит председатель. Наряду с этим регион является административной единицей, которая возглавляется префектом региона.

Управленческая система во Франции характеризуется сочетанием местного самоуправления и государственного управления различных форм. Одна из подобных форм представлена административной опекой, которая состоит в том, что решения органов местного самоуправления не вступают в силу до момента их одобрения со стороны назначенного государством местного администратора. Другая форма представлена административным надзором проверки законности решений органов самоуправления на местах. В этом случае администрацией могут оспариваться решения только в судебном порядке.

Подобная система имеет в основе сочетание выборных местных органов и назначаемых правительством полномочных представителей, которые ведут административный надзор их работы. В стране была проведена реформа в 1982 году, чем был смягчен надзор. Тем не менее, суть системы осталась такой же. Представитель республики в лице Комиссара ведет наблюдение за правильным осуществлением полномочий департаментами. С помощью административного суда он способен аннулировать акты коммунального, департаментного и регионального уровня.

Унитарные государства осуществляют общий контроль местных органов через центральное правительство, работающее в лице одного или нескольких министров. Во Франции за это отвечает Министерство внутренних дел.

Административный контроль отражает права власти в государстве утверждать определенные акты и вводить санкции на определенные действия местных органов, смещая должностных лиц. Также существуют вопросы (предметы ведения), по которым на местах представительные органы не вправе самостоятельно принимать решения. Часто это относится к некоторым категориям финансов, налогов, проблем реализации и приобретения земельной собственности, сделок по муниципальному имуществу, застройке населенных пунктов.

Закон рассматривает к местным органам определенные санкции в ситуации ненадлежащего исполнения ими функций, что включает отстранение от должности главы администрации, муниципального служащего, наложение взыскания, отмену актов местных органов, передачу определенных полномочий агентам правительства и др. Например, префект вправе отстранять от должности избранных мэров сроком на 1 месяц. Серьезный рычаг воздействия на местное самоуправление представлен финансовыми мерами: использование более жестких условий бюджетного кредитования, отказ от финансовой помощи местным бюджетам в случае несоблюдения соответствующих условий. Во Франции максимально радикальной из существующих санкций является роспуск местных органов.

Читайте также: