В каком году судебные функции были выведены из ведения палаты лордов британского парламента

Обновлено: 28.04.2024

Довольно часто соединенное королевство Великобритании - самую известную из ныне существующих монархий - называют "старушкой Англией". И в этом есть некий смысл, ведь как государство она сформировалась достаточно давно. А ее парламент является одним из старейших в мире, по его образу формировались законодательные органы и во многих других странах. Итак, Парламент Великобритании: структура, порядок формирования, особенности, полномочия. Что из себя представляет один из старейших законодательных органов в мире?

Три ветви власти в Великобритании

Соединенное Королевство возглавляет королева, это известно практически каждому современному человеку. Формально она же руководит тремя основными системами государства: законодательной, исполнительной и судебной. На деле эти ветви власти представлены отдельными органами и фактически не подчиняются монарху, деятельность которого сводится к участию в церемониальных мероприятиях.

Функции законодательного органа несет британский двухпалатный Парламент, исполнительной - премьер-министр и его Кабинет. Третья же ветвь представлена несколькими судами, занимающимися различными по областям права делами.

парламент великобритании

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую "Великую хартию вольностей". Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования - он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал "Билля о правах", закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

премьер министр великобритании

Структура

Как уже было упомянуто, Парламент Великобритании состоит из двух частей или палат. По-другому его можно назвать бикамеральным. По этому же подобию работают законодательные органы во многих странах мира, в том числе США, России, Германии и т. д.

Так называемую нижнюю часть именуют Палатой общин, а верхнюю - лордов. Каждая из них имеет председателя-спикера, который избирается из числа наиболее уважаемых участников. Кандидатура должна быть согласована с лидерами всех партий, представленных в Парламенте, а утверждена монархом. Согласно старой традиции, спикер сохраняет свою должность до тех пор, пока он не потеряет мандат или не уйдет в отставку по собственной инициативе. После этого он получает титул барона и место в Палате лордов.

Спикер формально не принадлежит ни к одной из партий, не выступает и не принимает участия в голосованиях, кроме определенных случаев. Его функции состоят в обеспечении взаимодействия Парламента с остальными институтами власти, а также решении общих организационных вопросов. Кроме того, у него есть три заместителя - вице-спикера, которые в его отсутствие занимаются проведением заседаний. Они также лишены права голосовать и обсуждать законопроекты, равно как и принадлежать к партиям.

соединенное королевство великобритании

В верхней палате в роли руководителя выступает лорд-спикер. Эта должность была введена около 10 лет назад, когда были проведены реформы. В их результате лорд-канцлер передал часть своих обязанностей спикеру, а сам стал одновременно со своей должностью совмещать полномочия министра юстиции.

Что очень интересно, Парламент Великобритании много значения придает различным процедурам, сопутствующим его работе. При этом они нигде письменно не закреплены, более того, они незначительно меняются в зависимости от созыва и сессии. В общем и целом работа органа регулируется лишь неписаными правилами и вековыми обычаями.

Нижняя палата

Структура Парламента Великобритании предполагает, что в этой части происходит первичное обсуждение предложенных биллей, вносятся некие правки, после чего происходит голосование. Участники Палаты общин, как она называется, попадают в нее в результате выборов и занимают свое место в течение 5 лет. Традиционно лидер победившей партии становится премьер-министром, хотя формально Парламент не имеет никакого отношения к формированию правительства. Из числа же избранных в Палату общин людей формируется Кабинет.

Члены Парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и формируют теневое правительство. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета Министров.

Также нижняя палата Парламента может подразделяться на различные комитеты и образования, призванные заниматься вопросами в разных отраслях. Они могут быть специальными, общими или объединенными. Также существует комитет всей палаты - режим работы, когда все члены участвуют в рассмотрении законопроектов, как правило, финансовой направленности. После одобрения в нижней части Парламента законопроект перемещается в верхнюю. Она функционирует совершенно по другим принципам.

члены парламента

Верхняя палата

Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.

Дело в том, что верхняя палата Парламента - не избираемый напрямую орган. Здесь заседают так называемые лорды духовные и светские (или пэры). В составе находятся высшие чины духовенства (их 24), а также люди, получившие право участвовать в законодательном процессе по наследству или пожизненно. Таким образом, формирование светской части палаты происходит по достаточно сложной системе, включающей голосование всех участников, а также членов партий, представленных в Парламенте. При этом численного ограничения нет, сейчас пэрами являются 763 человека. Причем передача этой привилегии от отца к сыну, которая раньше была крайне распространена, фактически уходит в прошлое - сейчас это право даруется пожизненно и не может быть унаследовано.

Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.

Взаимосвязь ветвей власти

Изначально премьер-министр Великобритании, как и созданный им Кабинет, были подотчетны Парламенту. Де-факто сейчас этого не происходит из-за мажоритарной системы выборов - согласно ей, правящая партия имеет большинство голосов в Палате общин. В общем и целом законодательная власть довольно слабо контролирует правительство. Тем не менее история XX века знает три случая, когда Палата общин выражала недоверие действующему правительству, которое представлял премьер-министр Великобритании.

Однако законодательная и исполнительная власть все-таки связаны. По традиции, премьер-министра, а потом и его Кабинет собирают именно из представителей нижней палаты Парламента. Впрочем, это совершенно не обязательное условие, которое тем не менее соблюдается очень давно.

В общем и целом ветви власти в Великобритании скорее разделены, чем взаимосвязаны, чего и требует современное международное законодательство. Возможно, именно в этом и состоит немалая доля стабильности и устойчивости Соединенного Королевства как государства.

верхняя палата парламента

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество - основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап - одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, - это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.

нижняя палата парламента

Судебные полномочия

Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру - начать процедуру импичмента. Несмотря на то что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию.

Порядок формирования

Выборы в Парламент возможны, лишь если речь идет о Палате общин. Причем избираться могут граждане, не принадлежащие к каким-либо партиям. Но есть и ограничения. Например, быть выбранным в Парламент Великобритании не может человек младше 21 года, иностранец, гражданин, отбывающий наказание за государственную измену, член Палаты лордов, госслужащие и военные, лица, страдающие психическими заболеваниями и некоторые другие категории.

Выборы могут быть как общими, так и промежуточными, связанными с освобождением одного из мест. Число депутатов определяется количеством избирательных округов, в 2010 году их было 659. Действует мажоритарная система относительного большинства, то есть выигрывает кандидат, набравший максимальное, по сравнению с конкурентами, число голосов.

выборы в парламент

Полномочия Парламента Великобритании длятся 5 лет после выборов или до момента роспуска, который бывает крайне редко. Впрочем, иногда палата может принять такое решение самостоятельно или наоборот - продлить срок своей работы, что тоже происходит нечасто. В целом формирование Парламента уже много лет проходило без серьезных проблем.

Местонахождение

Парламент Великобритании уже много столетий располагается в одном и то же здании - Вестминстерском дворце, расположенном на северном берегу Темзы. Изначально это была королевская резиденция, но в 1530 году монарх перенес ее в Уайтхолл, так что законодатели получили здание в свое пользование целиком. Самые старые его части были построены еще в XI веке, но очень многое не сохранилось из-за пожара 1834 года. Так что здание в общем было построено и реконструировано в XIX веке. Его визитной карточкой, а также символом Лондона стала башня с часами под названием Биг-Бен, которую непременно фотографируют туристы.

Внутрь Вестминстерского дворца в качестве туриста попасть довольно сложно. Во время работы Парламента количество посетителей строго ограничено, даже не все граждане могут прийти без предварительного согласования. Исключение составляет период летних каникул, когда можно попасть во дворец с организованной группой.

Традиции

Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.

Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.

Еще одна особенность - запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.

В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт - лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества - это символизирует их единство.

Соединенное королевство Великобритании - удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.

В статье исследуется возникновение английского парламента в средние века, формирование и эволюция его структуры. Анализируются полномочия пэров, дается характеристика реформы верхней палаты парламента 1999 г. и конституционной реформы 2005 г.

Ключевые слова: парламент, палата лордов, пожизненные пэры, судебные лорды, конституционная реформа.

Kosykh E.S.

PhD of Historical Sciences, Associate Professor, Sterlitamak branch of the Bashkir State University

HOUSE OF LORDS OF GREAT BRITAIN: FROM THE MIDDLE AGES TO THE 21 st CENTURY

Abstract

In this article is discussed the origin of the British Parliament in the Middle Ages, the formation and the evolution of its structure. Additionally, powers of peers are analyzed; also the reform of the Upper House of the Parliament Act 1999 and the Constitutional Reform Act 2005 are characterized.

Keywords: parliament, House of Lords, lifelong peers, Law Lords, constitutional reform.

Основной функцией парламента было вотирование налогов, что являлось средством финансового контроля. Парламент вмешивался и в политическую жизнь страны: он вносил законопроекты; утверждал законы и мог замедлить их принятие; обладал судебными полномочиями [11, 504]. Парламент стал средством достижения компромисса между монархом, с одной стороны, и знатью, дворянством и верхушкой городского сословия, с другой.

Все члены верхней палаты должны были получить специальное именное приглашение от короля. Король мог пригласить и людей, не относящихся к высшим слоям: судей, юристов, т.е. профессионалов, решавших сложные правовые вопросы. Постепенно утвердилась идея наследственного характера пэрства: лорд, получивший именное приглашение (a writ of summons), становится наследственным ее членом – пэром. Это наименование закрепилось с XV века. Члены палаты лордов делились на две основные категории. Светские лорды (Lords Temporal) были представителями высшей знати, часто обладателями титулов – герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны. Членство в палате лордов передавалось по наследству потомкам по прямой мужской линии. Духовные лорды (Lords Spiritual) были представителями высшего духовенства – архиепископы, епископы и аббаты. В средние века они составляли большую часть палаты лордов. В период Реформации позиции духовенства были ослаблены. В парламенте 1539 г. только 20 лордов из 61 были духовными лицами [8, 542].

Палате лордов как высшему судебному органу были подсудны три рода дел: во-первых, все дела самих членов палаты лордов, обвиняемых в государственной измене (treason) и тяжких уголовных преступлениях (felony); во-вторых, она являлась апелляционной инстанцией на решения низших судов; в-третьих, она поддерживала обвинения в порядке импичмента (impeachment). Впервые импичмент был объявлен в 1376 г. В последний раз – в 1804 г. [13, 664]

По закону 1873 года о судоустройстве судебные полномочия палаты лордов аннулировались: парламент намеревался заменить ее Верховным судом. Однако Закон 1876 года об апелляционной юрисдикции, принятый тори, восстановил судебные полномочия верхней палаты, а также учредил специальное судебное отделение. С 1913 года судебных лордов стало 6, с 1945 г. – 7, с 1947 г. – 9, с 1968 г. – 12 [13, 664]. Так в палате лордов появилась новая категория членов – пожизненные лорды.

Ординарные лорды по апелляциям не могли высказываться по политическим вопросам, это правило существовало на уровне традиции. С другой стороны, без их профессиональных советов не могло приниматься ни одно правовое решение. Напротив, мнение лордов, не имевших юридического образования, не учитывалось при решении судебных вопросов [13, 664].

В последующие годы количество членов палаты значительно выросло за счет пожизненных пэров. В 1981–1982 гг. их было 1134 (в сравнении в палате общин было 630 депутатов). На заседания приходили около 24% членов – около 280 человек, в основном пожизненные пэры. Британская элита старается интегрировать в свой состав наиболее влиятельных лиц, независимо от происхождения и рода занятий. В эпоху промышленной революции это были представители финансовой и деловой элиты – банкиры и промышленники; в 60–70-е гг. ХХ века в число пэров вошли бывшие лидеры тред-юнионов; в наши дни – это члены правления нефтяных компаний, банков, общественные деятели, политики. Д.Кэмерон, ставший премьер-министром в 2010 г., за год пребывания в должности сделал пэрами 117 человек [10].

До конца ХХ века выдвигалось немало предложений по реформированию палаты лордов. Но решиться на кардинальное обновление, в частности устранить противоречие, заключающееся в том, что палата лордов одновременно является законодательным и судебным органом, английские политики не смогли. Главными критиками были лейбористы. В предвыборных манифестах лейбористов видна эволюция на проблему реформирования верхней палаты: от идеи сокращения полномочий до полной ликвидации. После победы на выборах 1997 г. лейбористы под руководством премьер-министра Т.Блэра начали осуществление реформы палаты лордов.

На 1 января 1999 г. списочный состав палаты лордов насчитывал 1206 членов, из них наследственные пэры составляли 788 человек, пожизненные около 360, лорды по апелляции – 11, духовные лорды – 26. Акт о палате лордов 1999 г. отменил право наследственных пэров, кроме 92, заседать и голосовать в палате [1]. Среди тех, кто лишился места – сыновья королевы Елизаветы II Чарльз и Эндрю, супруг королевы Филипп и другие родственники [15, 368]. Результатом стало повышение эффективности, демократичности и репрезентативности палаты лордов.

Вторым направлением реформы палаты лордов стало изменение способа формирования палаты. В различных проектах предлагалось сделать верхнюю палату полностью выборной или сохранить паритет между выборностью и назначением.

В 2005 г. после победы лейбористов на парламентских выборах начался второй этап реформы палаты лордов. Акт о конституционной реформе 2005 года разделил судебные функции палаты лордов и парламента и изменил роль лорда-канцлера – отныне он больше не совмещает роли судьи и спикера палаты лордов [4, 52]. Был учрежден Верховный суд Великобритании – Supreme Court (с 2009 г.), Апелляционный комитет палаты лордов упразднен, судебные лорды сохранили свой статус пожизненных пэров, но были лишены права голосовать [13, 666]. 7 марта 2006 г. палата общин – 357 депутатов против 224 – проголосовала за выборность всех членов палаты лордов. Члены верхней палаты не будут иметь титулов пэров [15, 368].

Решение палаты общин носит рекомендательный характер. С 2007 г. идут переговоры между лейбористской и консервативной партиями по вопросу о соотношении выборности и назначаемости членов палаты лордов. Над проектом работает комиссия во главе с лордом Уэйкхемом. В ходе выборов 2010 г. все три ведущие партии обещали продолжить реформу. В мае 2012 года Елизавета II, выступая перед парламентом, объявила о реформировании состава Палаты лордов. Это значит, что в течение года законопроект должен был поступить на рассмотрение палаты общин. Однако группа депутатов-консерваторов потребовала отложить реформу, проведение которой они считают нецелесообразным в период экономического спада [10].

Британская система государственной власти в очередной раз продемонстрировала свою гибкость, жизнеспособность, умение адаптироваться к изменяющимся условиям реальности. В то же время Британия осталась верна своим традициям: постепенно продвигаясь вперед, достигать консенсуса всех политических сил страны.

Палата лордов формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты - 1195 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, имена которых вписаны в так называемую “золотую книгу” английского дворянства. Это пэры парламента. Они подразделяются на духовных и светских, потомственных и пожизненных.

К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

Все остальные члены палаты относятся к категории светских. Основную группу составляют те светские пэры , право которых быть членами палаты переходит по наследству. В палате - 789 потомственных пэров и пэресс.

В палате имеется 359 пожизненных пэров и пэресс. Большинство из них - это политические и партийные деятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышедшие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, профсоюзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности.

Одиннадцать членов палаты - лорды - юристы ( ординарные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

В палате лордов, как и в палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь значительно, как в палате общин. Лорды более независимы от партий и избирателей и меньше связаны партийной дисциплиной. В последние годы в связи с возрастанием роли пожизненных пэров палата претендует на роль форума, аккумулирующего в себе богатый опыт и специальные знания и представляющего важное и полезное дополнение выборной палаты общин.

Председатель палаты - лорд - канцлер. Его статус и роль в палате значительно отличаются от того положения, какое занимает спикер в палате общин. Лорд - канцлер - член кабинета и назначается лично премьер - министром. Он является также главой судебной системы страны. В палате лордов он принимает участие в дебатах и голосовании. Заседания в палате лордов не столь стеснены правилами парламентской процедуры, и лорду - канцлеру не приходится часто вмешиваться в порядок ведения дебатов. Он не выносит решений относительно правил процедуры, и в случае возникновения соответствующих вопросов палата обращается не к нему, а к лидеру палаты.

В палате лордов имеются лорд - председатель комитетов и его заместитель, которые председательствуют вместо лорда - канцлера, когда палата преобразуется в заседание комитета всей палаты ( при рассмотрении законопроектов в стадии комитета ). Они назначаются палатой ежегодно в начале сессии.

Постоянным должностным лицом палаты лордов является клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям клерка палаты общин и в подчинении которого работает постоянный штат клерков, занятых делопроизводством палаты.

Каждая партия в палате лордов имеет своего лидера. В правительственной партии - это лидер палаты; оппозицию возглавляет лидер оппозиции. В их обязанности входит планирование дебатов в палате. В палате лордов также имеются главные “кнуты” и их помощники, выполняющие те же функции, что и “кнуты” в палате общин. Сторонникам партии направляются письменные “кнуты”. Но в палате лордов не существует никаких соглашений между “кнутами”, касающихся отсутствия на заседаниях равного числа членов палаты от правящей и оппозиционной партий.

Во время заседаний члены палаты ( за исключением духовных лордов) располагаются не по старшинству титулов, как было прежде, а соответственно на скамьях правительства и оппозиции.

Заседания проводятся с понедельника до четверга и в конце сессии - по пятницам. Заседания начинаются с краткого “часа вопросов”, но вопросы разрешается задавать только после обсуждения основной повестки дня. Более половины всего времени палаты заняты рассмотрением правительственных биллей.

Регулярно на заседаниях палаты присутствует и принимает участие в голосовании около трети ее состава. Часть членов палаты вообще никогда не принимает участия в ее заседаниях; другие получают разрешение не присутствовать на ее заседаниях. Такое разрешение предоставляется либо на весь срок полномочий парламента определенного созыва, либо на срок сессии.

Пэры не получают жалованья, но им могу быть возмещены расходы, связанные с посещением заседаний.

Члены палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законопроекты могут вноситься в палату лордов. Полномочия палаты в области законодательства определяются законами о парламенте 1911 - 1949 г. В качестве части верховного законодательного органа палата лордов рассматривает и принимает с поправками или без поправок законопроекты, принятые палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

Закон о парламенте 1911 года устанавливает, что финансовый законопроект, принятый палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в палату лордов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.

Рядом особенностей отличается рассмотрение в палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в палате лордов, затем сразу же обсуждается во втором чтении. Непосредственно после этого происходит голосование законопроекта о бюджете в третьем чтении.

С точки зрения роли второй палаты наиболее интересным является порядок, посредством которого регулируются отношения между двумя палатами при осуществлении ими законодательной деятельности. После прохождения законопроектом всех стадий в палате лордов он вместе с поправками, сделанными лордами, передается в палату общин. Последняя, в специальном заседании, рассматривает эти поправки и в случае несогласия с ними назначает комитет для выработки обоснования, в котором объясняется, почему именно она не согласна. Палата общин может также, не согласившись с поправками палаты лордов, выдвинуть взамен некоторых из них новые поправки. Обоснование и все вновь сделанные поправки передаются на новое рассмотрение палаты лордов.

Палата лордов рассматривает обоснование палаты общин и все вновь сделанные поправки и принимает по ним свое решение, передаваемое в палату общин.

Палата лордов осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и палата общин. О имени правительства в палате лордов выступают члены правительства, входящие в ее состав. Представителями правительства обычно являются три - четыре члена кабинета и четыре - шесть министров, не входящих в кабинет.

Контроль осуществляется в условиях менее жесткой регламентации. Пэры не стеснены ни строгими процедурными правилами, ни председателем, часто вмешивающимся в дебаты. Процедура палаты лордов не ограничивает продолжительности времени, отводимого для вопросов пэров министрам. Вопросы могут задаваться в любой момент заседания палаты - и после обсуждения основной повестки дня, и в течение времени, оставшегося после обсуждения законопроектов и предложений.

В дополнение ко всем этим функциям палата лордов выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам - суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны, а на решения судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии - по уголовным делам. Решение, которое она выносит по апелляции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год.

Рассмотрение апелляций проводится в комитете по апелляциям, который заседает отдельно от палаты. В решении дел могут принимать участие только лорд - канцлер, 11 ординарных лордов по апелляциям и 10 пожизненных пэров, которые в течение определенного времени занимали высокие судейские должности. Ординарные лорды по апелляциям находятся на жаловании и могут быть отстранены от должности лишь по требованию обеих палат парламента. Перестав быть судьями, они остаются в палате лордов в качестве пожизненных пэров.

1. Государственное право буржуазных и развивающихся стран: Учеб. для Вузов. - М. : Юридическая литература., 1989, - 383 с.

2. Иностранное конституционное право/ Под. ред. проф. В.В.Маклакова. - М. : Юристъ, 1996. - 512 с.

3. Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991. - 624 с.

4. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М. : Юридическая литература, 1993. - 256 с.

[2]Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991, с. 103

[3]Иностранное конституционное право/ Под. ред. проф. В.В.Маклакова. - М. : Юристъ, 1996. - с. 57

[4]Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991, с.106

[5]Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991, с. 109

[6]Иностранное конституционное право/ Под. ред. проф. В.В.Маклакова. - М. : Юристъ, 1996. - с. 60

[7]Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991, с. 113

Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 42849
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Пала́та о́бщин (англ. House of Commons) — наименование одной из палат парламента Соединённого королевства и одной из палат парламента Канады.

Лорд-хранитель Малой печати (англ. Lord Keeper of the Privy Seal или просто Lord Privy Seal) — одна из старейших должностей в английском, а затем в британском правительстве.

Канцлер Герцогства Ланкастерского — должность в правительстве Великобритании. Фактически круг вопросов, решаемых лицом, занимающим эту должность не очерчен. Можно сказать, что эта должность является синекурой для политиков, чей политический вес уже не оказывает влияния на государственные дела, но которые сохраняют почёт и уважение. Единственной чётко установленной обязанностью их является назначение мировых судей королевства.

Канцлер казначейства Великобритании (англ. The Chancellor of the Exchequer) — официальное наименование министерской должности в Кабинете Великобритании, ответственной за экономические и финансовые вопросы, а также контроль за Казначейством Её Величества (Her Majesty's Treasury). Эта должность примерно соответствует должностям Министр финансов или Секретарь казначейства в других странах. В самой Великобритании, члена Кабинета Правительства, занимающего эту должность, зачастую называют просто «Канцлер.

Пэрство (англ. Peerage) — система дворянских титулов, существующая в Великобритании, часть Британской системы наград. Термин используется и для всей системы титулов, и для отдельного титула. Кроме пэров Великобритании, также существовали и пэры Франции, пэры Португалии и пэры Японии.

Упоминания в литературе

Парламентская реформа 1832 г. В Великобритании, в отличие от Франции, где буржуазно-демократические порядки установились в ходе революций, переход к строю буржуазной демократии лежал через реформы, в том числе парламентские. В стране двухпалатный парламент являлся подлинным стержнем государственной жизни. Палата лордов утверждала принятые нижней палатой законы и являлась высшей судебной инстанцией. Ее членами становились старшие сыновья английских лордов; пэры, избиравшиеся на 7-летний срок шотландскими и пожизненно – ирландскими лордами, а также пожизненные пэры из числа духовных лиц. Незыблемость порядка комплектования депутатского состава палаты лордов не ставилась под сомнение.

С 1966 г. палата лордов использовала полномочие, которое она сама себе предоставила, лишь изредка. Представляется, что она не будет активно использовать его и в будущем, поскольку сближение права Великобритании с правом ЕС, особенно возрастающая роль Европейского суда в вопросах национального права, означает, что палата лордов в настоящее время не является тем судом последней инстанции, каким была в 60-х гг. прошлого века[41].

Связанные понятия (продолжение)

Бароне́т (англ. Baronet; традиционное сокращение Bart, современное Bt) — владелец наследуемого титула, выдаваемого британской Короной, называемого баронетство. Практика возведения в баронетское достоинство была введена Яковом I Английским в 1611 году для сбора денег.

Министр внутренних дел (англ. Secretary of State for the Home Department, точный перевод Государственный секретарь департамента внутренних дел), обычно упоминается как министр внутренних дел, является членом Правительства Её Величества, возглавляя министерство внутренних дел, является ответственным за внутренние дела Англии и Уэльса, а также за вопросы иммиграции и гражданства для всей Великобритании.

Лорд верховный канцлер Великобритании, или Лорд-канцлер (в прежние времена Канцлер Англии и Лорд-канцлер Шотландии), один из самых старших и важных функционеров правительства в Великобритании и предшествующих государствах. Он — высший сановник государства, назначается Сувереном по представлению премьер-министра на пять лет. В настоящее время лорд-канцлер выполняет функции министра юстиции.

Титул учтивости, титул по обычаю (фр. titre de courtoisie, англ. courtesy title) — у аристократии некоторых стран личный титул, используемый как основной способ именования наследников титулованных дворян (старших сыновей и внуков). В отличие от титулованной аристократии в ряде других стран (Россия, Германия, Польша), во Франции, Великобритании и Испании носителем титула является не любой представитель рода, а только его глава. Поскольку предполагается, что впоследствии титул унаследуют его сыновья.

Палата общин Англии (англ. The House of Commons of England) — нижняя палата парламента Англии с XIV века и до объединения Англии и Шотландии в одно государство.

Лорд-казначей (англ. Lord High Treasurer) — одна из высших церемониальных должностей Великобритании. Лорд-казначей возглавляет Казначейство Её Величества и является третьим по старшинству среди церемониальных должностных лиц королевства.

Сэр (англ. sir, от старофранц. sieur, господин, государь, в свою очередь от лат. senior, старший) — почётное именование мужчины в англоязычном мире, имеющее два значения — титул и обращение. В русском языке ранее использовался также вариант: сер.

Короткий парламент — название, данное парламенту Англии, существовавшему в период с 13 апреля по 5 мая 1640 года во время правления короля Карла I; парламент был назван так потому, что он существовал всего три недели.

Акт об Унии 1800 года (вступил в силу в 1801 году) — документ, который закрепил союз Королевства Великобритании и Королевства Ирландии; в результате чего было образовано Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. Для этого 100 ирландских депутатов получили места в Палате общин Парламента Великобритании.

Долгий парламент — название Парламента Англии в 1640—1653 и 1659—1660 годах. Собрался в Вестминстере. Разогнан Оливером Кромвелем. Из 511 членов палаты общин 91 депутат был послан графствами, 4 — университетами, остальные депутаты представляли города. Среди его членов были Люшиус Кэри и Джон Пим.

Парламент Англии (англ. Parliament of England) — высший законодательный орган в Королевстве Англия в 1265—1707 годах.

Ба́рристер (англ. barrister) — категория адвокатов в Великобритании и странах Содружества, которые ведут дела. Барристеры — адвокаты более высокого ранга, чем солиситоры.

Лорд великий камергер (англ. Lord Great Chamberlain) — шестой по старшинству из девяти высших церемониальных чиновников (Great Officers of State) Великобритании. Не следует путать эту должность с должностью лорда-камергера двора (Lord Chamberlain of the Household), отвечающего за координацию хозяйственной деятельности королевского двора. Должность великого камергера наследственная. Нынешним лордом великим камергером является маркиз Чамли.

Короле́вские адвока́ты (англ. Queen's Counsel, Q. C. или King's Counsel, K. C.) — в некоторых странах Содружества адвокаты (обычно барристеры, но в Шотландии и просто адвокаты), назначаемые короной. Они не являются отдельным профессиональным орденом, но их статус, установленный патентными письмами, признаётся королевским двором. Чтобы стать королевским адвокатом, необходимо проработать адвокатом не менее пятнадцати лет.

Билль об эмансипации католиков — законодательный акт, принятый британским парламентом 24 марта 1829 года. Билль существенно расширил политические права католиков Соединённого королевства.

Соли́ситор (англ. solicitor) — категория адвокатов в Великобритании, ведущих подготовку судебных материалов для ведения дел барристерами — адвокатами высшего ранга.

Британский монарх, или Суверен, — глава государства в Соединённом королевстве и в Британских заморских территориях. Текущая британская монархия может отследить свои корни до периода англосаксов. В IX веке Уэссекс стал доминировать, и в X веке Англия была собрана в единое королевство. Большинство британских монархов в Средние века правили как абсолютные монархи. Часто их власть ограничивалась дворянами и позже палатой общин. Полномочия монарха, известные как королевские прерогативы, всё ещё обширны.

Лорд-протектор (англ. Lord Protector) — специфичный британский титул главы государства, с двумя значениями в различные периоды истории.

Суссекс или Сассекс, или Сэссекс (англ. Sussex, /ˈsʌsɪks/; древн. Suth-Seax — Sūþsēaxe (South Saxons); сокращённо Sx) — историческое графство Юго-Восточной Англии, располагающееся примерно на территории древнего королевства Суссекс. Площадь — 3776 кв. км, в 1891 году в графстве проживало 380 тысяч жителей.

Кавале́ры (англ. Cavalier) — английские роялисты, сторонники англиканской церкви и Карла I в ходе английской Гражданской войны. Представители английской аристократии. Непримиримые соперники круглоголовых. Предводителем кавалеров был принц Руперт, которого часто считают примером этого движения. Они носили длинные волосы и белые кафтаны.

Английская революция, известная также как Английская гражданская война (англ. English Civil War); в советской историографии именовалась Английская буржуазная революция — процесс перехода Англии от абсолютной монархии к буржуазной республике, закончившийся смертью протектора Кромвеля и реставрацией монархии. Первая гражданская война началась 22 августа 1642 г., когда Карл I приказал поднять своё знамя над замком Ноттингем, а закончилась война в 1645 г., когда Кромвель создал «Армию нового образца.

Лорд-адмирал (или лорд верховный адмирал) (англ. Lord Admiral; Lord High Admiral) — одна из высших государственных должностей в Великобритании.

Ланаркшир также графство Ланарк (гэльск. Siorrachd Lannraig, скотс. Lanrikshire) — историческое графство в среднешотландской низменности (Шотландии, Великобритания). Главный город — Глазго.

Войны трёх королевств — серия взаимосвязанных конфликтов в Англии, Шотландии и Ирландии в период с 1639 по 1651 год, когда эти страны считались отдельными королевствами под личной унией Карла I. Часто в это понятие включают восстания и конфликты 1650-х годов вплоть до Реставрации 1660 г. Конфликты были вызваны как религиозными (может ли монарх устанавливать религию или это личное дело каждого), так и гражданскими (соотношение прав Парламента и короля в части установления налогов и набора войск) разногласиями.

Министерство КАБАЛЬ (англ. CABAL Ministry) — группа высокопоставленных чиновников, сконцентрировавших в своих руках власть в Англии (включая Уэльс), Шотландии и Ирландии после реставрации Стюартов, в 1668—1674 годах.

Первый кабинет Дэвида Кэмерона (англ. First Cameron ministry) — 94-е (с момента образования в 1707 году Королевства Великобритания) правительство Великобритании, действовало с 11 мая 2010 года по 11 мая 2015 года под председательством Дэвида Кэмерона.

Канцлерский суд (англ. Court of Chancery) — высший судебный орган, который был создан в раннюю эпоху феодализма в Англии как дополнение к системе судов, руководствовавшихся при осуществлении правосудия указами и другими источниками права. Второе название Суд справедливости (англ. court of equity).

Правительство Её Величества (англ. Her Majesty's Government, HMG), или Правительство Великобритании (англ. British Government) — центральное правительство Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Лэрд (англо-шотл. laird — землевладелец, лорд) — представитель нетитулованного дворянства в Шотландии. Лэрды образовывали нижний слой шотландского дворянства и, в отличие от титулованных лордов, участвовали в парламенте Шотландии не непосредственно, а через своих представителей.

Британская королевская семья (англ. British Royal Family) — группа близких родственников монарха Великобритании. В 1917 году Георг V из-за войны с Германией отказался от всех немецких титулов за себя и наследников и переименовал Саксен-Кобург-Готскую династию в дом Виндзоров.

О фильме см. Звёздная палата (фильм)Звёздная палата (англ. Star Chamber, лат. Camera stellata) — существовавший в 1487—1641 годах чрезвычайный суд при короле Англии. Создан Генрихом VII для судов над дворянами после Войны Алой и Белой розы.

Второй кабинет Дэвида Кэмерона (англ. Second Cameron ministry) — 95-е (с момента образования в 1707 году Королевства Великобритания) правительство Великобритании, действовало с 11 мая 2015 года по 13 июля 2016 года под председательством Дэвида Кэмерона.

Генеральная ассамблея (англ. General Assembly) — в пресвитерианской церкви, высший орган церковной администрации и судебной власти. В состав генеральной ассамблеи входят делегаты, избираемые региональными синодами и/или пресвитериями, в том числе и светские лица. Генеральная ассамблея каждой из пресвитерианских церквей мира обладает правом законотворчества в религиозных вопросах и определяет общие направления развития данной церкви.

Почётный королевский паж или почётный паж (англ. Page of Honour) — церемониальная должность при королевском дворе Великобритании. Хотя паж является слугой сравнительно низкого ранга, почётный паж является церемониальным постом при королевском двора суверене Великобритании. Это требует присутствия на торжественных событиях, но в настоящее время не включает ежедневные обязанности, которые были когда-то прикреплены к должности пажа. Единственная физическая нагрузка участвовать, как правило, в процессиях.

Епископские войны — серия вооруженных конфликтов в 1639—1640 годов между Шотландией, восставшей против короля Карла I, и Англией. Обращение Карла I к английскому парламенту с требованием оказания материальной поддержки для ведения войны послужило толчком к Английской революции XVII века.

Второй кабинет Терезы Мэй (англ. Second May ministry) — 97-е (с момента образования в 1707 году Королевства Великобритания) правительство Великобритании, действующее с 9 июня 2017 года под председательством Терезы Мэй.

Олдермен, или альдерман (англ. alderman, дословно — старшина, старейшина, староста) — член муниципального совета или муниципального собрания в Великобритании, в особенности в Англии, и некоторых англоязычных странах; иногда — местный муниципальный судья по небольшим гражданским делам (например, в Пенсильвании). Исторически этот титул произошёл от позиции главы местного собрания или органа управления в англо-саксонском обществе, занимаемой старейшим членом аристократии, или старейшиной (мудрейшим.

Упоминания в литературе (продолжение)

Английский парламент обладает контрольными функциями в отношении правительства (палата общин), а палата лордов выступает в ряде случаев как высшая судебная инстанция.

♦ по наследственному принципу (феодальный способ) – применяется в Великобритании. Традиционная система наследованного места в палате лордов была модернизирована и дополнена. В 1958 г. специальным законом помимо наследственного права было установлено пожизненное пэрство, которое распространяется и на женщин. В настоящее время в палате лордов Великобритании около 1200 пэров. Из них свыше 800 – наследственные пэры, носящие разные дворянские титулы и звания, обладание которыми дает им право заседать в палате лордов. Пожизненные пэры не имеют права передачи титула по наследству, обычно это государственные служащие высокого ранга, которые, уходя в отставку, в качестве награды за заслуги получают титул пэра и могут заседать в палате лордов пожизненно.

Государственный Совет – своеобразное связующее звено между императором и новой организацией законодательной, судебной и исполнительной власти. Члены Государственного Совета не избираются, а назначаются императором. Главная его функция – под готовка и первоначальное обсуждение законов, проекты которых передаются императору, а от него – Думе. Таким образом, Государственный Совет является своеобразным прообразом английской Палаты Лордов .

В большинстве европейских стран он господствовал с середины XVIII в. до середины XIX в. От аристократического он отличается тем, что в идеологии сторонников этого движения присутствуют все три компонента классического конституционализма: фундаментальные законы, законодательная власть в лице Парламента и избирательный закон, основанный на имущественном цензе, права и обязанности всех граждан безотносительно к их сословной принадлежности. Преимущество отдается дворянству как более образованному и влиятельному сословию, хотя в целом их требования выражали буржуазные интересы и объективно способствовали буржуазному развитию тех стран, в которых они действовали. Характерным отличием этого типа конституционализма является то, что во всех конституционных проектах этого времени в ограничительный орган (Совет, Парламент) входят не только потомки правящей аристократии и бюрократическая элита, но и достаточно широкие круги дворянства, а затем и буржуазии на основе имущественного ценза, хотя превилегированнное положение аристократии сохраняется (например, наследственная Палата Лордов в Англии или Палата Пэров во Франции по Конституционной Хартии 1814 года).

Итак, в земской реформе 1890 г. сохранялась лишь характерная для бюрократии и большинства дворянства в 1880-е гг. тенденция к восстановлению пропорций представительства правившего сословия в земствах, утраченных из-за чрезмерно широких возможностей участия в выборах от землевладельческой курии других сословий. Речь шла об установлении законодательных гарантий, которые бы определяли чисто сословные нормы участия дворянства в земских собраниях, аналогичные тем, которые, к примеру, регулировали представительство английской знати в верхней палате парламента – Палате лордов . Следует отметить, что основные механизмы формирования земского представительства, предложенные в проекте Толстого – Пазухина, восходили к прусской избирательной системе, действовавшей при формировании органов местного самоуправления.

Начиная с марта 1641 года, внимание парламента на долгое время было поглощено процессом Страффорда. Парламентской оппозиции сравнительно легко удалось арестовать любимца Карла I, но гораздо труднее было добиться его осуждения и казни. В конце концов, палата лордов так и не сочла возможным обвинить Страффорда в государственной измене. 3 мая 1641 года в Лондоне произошло массовое выступление против правительства. Узнав, что король и лорды не соглашаются на казнь Страффорда, массы народа явились к Вестминстерству, требуя его немедленной казни. Опасаясь народного восстания, лорды, в конце концов, уступили, и 12 мая Страффорд был казнен при громадном стечении народа.

Вернемся к вопросу о двух палатах. Если спросят, какую пользу принесла английская палата лордов , пожалуй будет нелегко указать на дурные законы, предупрежденные ее правом негатива; скорее наоборот, можно привести хорошие законы, ею отклоненные. Отсюда можно было бы заключить, что она приносит более вреда, чем пользы. Но это заключение не было бы правильным, так как, рассматривая деятельность какого-нибудь установления, надо принять в соображение и все то, что оно делает незаметно, одной своей способностью препятствовать. Никто не пытается просить, зная наперед, что ему будет отказано; ничего не предпринимается в том случае, если нет никакой надежды на успех. Конституция становится устойчивой, потому что есть установленная власть для ее защиты. Если бы даже не было ни одного доказательства пользы палаты лордов, все же следует, хотя бы отчасти, ей приписать умеренность палаты общин в пользовании своими полномочиями, уважение этой палаты к весьма неопределенным границам ее власти, а также постоянное подчинение правилам, установленным ею же самой.

- Сокращена численность: исключены наследственные пэры, кроме 92 человек , которые уже не смогут передать место по наследству. Компенсация – предоставлены активные и пассивные права на выборах в палату общин.

Реформа 2005 года (Акт о конституционной реформе 2005)

- Отменена должность лорда-канцлера как главы палаты(Сочетание трех ветвей власти: председатель палаты; назначался монархом на 5 лет; был членом правительства, и exofficio председателем апелляционного и высокого суда. Сегодня лорд-канцлер – это министр юстиции.); вместо него – лорд-спикер (не является членом правительства и не входит в судебную систему).

- Изъяты судебные функции палаты; исключены лорды юристы – из них создается Верховный суд (по факту создан в 2009 году, 12 лордов-юристов);

- Создано министерство по конституционным делам – функции лорда-канцлера в исп власти.

Сейчас в ПЛ входят духовные и светские лорды. Многочисленная (около 880 членов) и недисциплинир. палата: каждый лорд может высказываться несколько раз по одному вопросу; не используются методы прекращения обсуждения. Сейчас 4 партийные фракции. Есть комитеты (комитет по делам ЕС).

Члены Палаты Лордов назначаются монархом по представлению премьер-министра:

- Пожизненные пэры – дарование титула за выдающиеся заслуги перед государством с присвоением титула барона или баронессы без права передачи его по наследству;

- Духовные лорды (26) – 2 архиепископа (Йоркский и Кентерберийский) и 24 епископа

Требования к кандидатам: 21+ граждане Содружества или Ирландии(. ). Также на членство налагаются ограничения, связанные с банкротством. Лицо не может заседать в верхней палате, если указано в ордере ограничений по банкротству (применимо только для Англии и Уэльса), или если это лицо осуждённый банкрот (в Северной Ирландии), или если его поместье секвестировано (в Шотландии). Финальное ограничение — если лицо признано виновным в гос измене и полностью не искупило вину, за исключением получения виновным лицом полной амнистии. Следует заметить, что отбывающий срок по прочим статьям не дисквалифицирован.

Возглавляет палату – лорд-спикер (до 2005 года – лорд-канцлер).

Функции Палаты Лордов:

Законодательные – участие в законодательном процессе:

· Внесение поправок в законопроекты, принятые Платой общин;

· Отклонение законопроектов, принятых Палатой Общин;

· Внесение законопроектов, предусматривающих одобрение международных договоров или принимаемых в рамках правовой реформы (особенно в связи с участием в ЕС)

· Изучение частных законопроектов и актов делегированного законодательства.

Законодательная процедура рассмотрения законопроектов – такая же как в Палате Общин. Возможность наложения отлагательного вето (до 1911 – право абсолютного вето). Отлагательное вето может быть преодолено на следующей сессии Палаты Общин .Если Палата Лордов не рассматривает финансовый билль в течение месяца, то он автоматически считается принятым. Другие законопроекты можно отложить на год.

Контрольные: Вопросы министрам Правительства и создание комитетов adhoc для изучения соответствующих вопросов; по итогам дискуссии информируется Правительство и общественность.

Законодательный процесс: законопроекты могут вноситься в любую палату (но финансовые – только в нижнюю). 3 вида законопроектов: публичные, частные и смешанные билли. 3 чтения. Если зп получает простое большинство голосов=>во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки, они обсуждаются в ПО, вопрос решается компромиссом. Если нет согласия – ПЛ вправе отложить зп на 1 г, по фин вопросам – 1 мес. Обе палаты принимают=>монарху на подпись.

Правом законодательной инициативы в Англии обладают: члены Парламента (право индивидуальной инициативы), а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем — в Палате лордов.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: