В каком году суд милана официально признал сальери невиновным в убийстве моцарта

Обновлено: 31.05.2024

Осень 1791 года выдалась для Моцарта продуктивной, но тяжелой. Музыкант был в долгах, напряженно работал над многочисленными заказами, чтобы расплатиться, все чаще жаловался на недомогания, и не только в письмах кредиторам. 20 ноября он слег и больше уже не вставал с постели. Сначала у композитора опухли руки, затем ноги, затем все тело. Его мучили приступы рвоты, появились жар и сыпь. Моцарта лечили видные венские врачи — Томас Франц Клоссет и Матиас фон Саллаба. Болезнь первоначально определили как острую просовидную лихорадку, впоследствии говорили о лихорадке ревматической: доктора не были уверены в диагнозе.

После некоторого улучшения Моцарту резко стало хуже вечером 4 декабря. Срочно вызвали Клоссета, он назначил ледяные компрессы. По словам свояченицы композитора Зофи Хайбель, бывшей при нем в последние дни, эти компрессы только усугубили состояние Моцарта, и около часа ночи 5 декабря он умер.

Моцарт умер 35 лет от роду, оставив жену с двумя маленькими детьми, скудными финансами и большими долгами. С утра в дом усопшего пришел барон Готфрид ван Свитен — известный меценат, знавший композитора более 20 лет. В биографии Моцарта, которую писал второй муж Констанцы — датский дипломат Георг Николаус Ниссен, — с ее слов рассказано, что ван Свитен уговорил убитую горем вдову пожить у знакомых и взял организацию похорон на себя. Погребение назначили на следующий день, хотя по обычаю гроб с телом должен был 48 часов стоять открытым в приходской церкви, чтобы исключить мнимую смерть — летаргический сон. Дальше история становится еще страннее.
6 декабря 1791 года: Очень подозрительные похороны

Памятник Моцарту в бывшем Императорском саду Бурггартене, Вена. Создан в 1896 году по эскизу Виктора Тильгнера. На пьедестале изображены сцены из опер композитора, а у подножия — клумба в форме скрипичного ключа

Композитора похоронили в могиле для простолюдинов, из тех, что перекапывались и снова использовались каждые несколько лет, без всякого надгробного знака. Странно, что богач ван Свитен не нашел средств, чтобы обеспечить почитаемому им композитору надгробие. Заболевшая Констанца Моцарт осталась дома с детьми. За гробом шли, кроме барона, ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр и несколько музыкантов, в их числе и главный придворный капельмейстер, директор венской Итальянской оперы Антонио Сальери. Но до места погребения ни один из сопровождавших не добрался: у городских ворот Штубентор они разбрелись по домам. Через много лет в прессе появились сведения, что в тот день была метель и все продрогли, но, судя по записям в дневнике другого венца, графа Карла фон Цинцендорфа, на самом деле 6 декабря было безветренно и относительно тепло. До кладбища от городских ворот было три с половиной километра — меньше часа пешим ходом.

Когда 17 лет спустя Констанца наконец решила посетить могилу мужа, то с удивлением выяснила, что место погребения никак не отмечено, друзья не могут ничего рассказать, а могильщик, который закапывал умершего, сам давно скончался. Значит ли это, что кто-то постарался сделать невозможной потенциальную эксгумацию?

Многие ученые, в частности немецкие врачи и историки музыки Дитер Кернер, Иоганнес Дальхов и Гунтер Карл-Хайнц Дуда, анализируя симптомы и ход болезни Моцарта, говорят о хроническом отравлении соединениями ртути. По их мнению, яд не раз поступал в организм музыканта небольшими дозами на протяжении месяцев. На это, как считают, указывает и тот факт, что Моцарт сохранял ясное сознание почти до самой смерти.
Сальери: Неубедительный убийца

Однако эта версия, как и все прочие, остается неподтвержденной: не хватает данных, много контраргументов. Нет и документа, в котором Сальери лично зафиксировал признание в убийстве. В то же время, по словам музыканта Игнаца Мошелеса, в апреле 1823 года Сальери говорил ему, что невиновен в смерти Моцарта. Исследователи жизни и творчества двух композиторов — Марио Корти, Людмила Кириллина, Сергей Нечаев и многие другие — доказывают, что никакого повода для зависти у итальянца к австрийцу быть не могло. Критерии гениальности у публики зыбки; Сальери был успешным, востребованным автором, тогда как Моцарта на родине и во всей Европе по-настоящему оценили после смерти. Между Моцартом и Сальери в 1786 году даже прошло состязание композиторов, и выиграл его итальянец. Так что скорее Моцарт, который никак не мог получить доходное место и не вылезал из долгов, имел причины завидовать Сальери, а тому, даже если между ними случались трения, совершенно незачем было устранять зальцбуржца. К тому же Сальери был современником и учителем других будущих классиков — Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Ференца Листа, но почему-то не попытался отравить ни одного из гениальных учеников. И Констанца, когда подрос младший сын, не побоялась доверить музыкальное образование мальчика все тому же Сальери.

Моцарт на вилле в Каленберге близ Вены. Литография

В 1997 году в Милане в главном зале Дворца юстиции состоялся судебный процесс по делу о гибели Моцарта, на котором Сальери официально оправдали. Но если не он, то кто мог быть повинен в ранней кончине композитора, причину которой явно пытались скрыть?
Ван Свитен: Неумелый сын врача

Сегодня есть лишь отрывочные сведения о круге лиц, имевших возможность и мотивы неоднократно давать Моцарту яд. Описания его последних дней, смерти и похорон были собраны многие годы спустя, свидетельства местами противоречивы. Однако кто сделал роковые распоряжения, из-за которых навсегда осталось тайной, где именно упокоились останки Моцарта? Кто заказал похороны по третьему разряду и не дал указаний поставить крест? Фигура барона ван Свитена не вызывает подозрений у большинства исследователей из-за отсутствия явного мотива. В самом деле, этот аристократ, бывший дипломат, заведующий Императорской библиотекой известен как великодушный покровитель одаренных музыкантов и их семей. Той же Констанце Моцарт, потерявшей супруга, он помог организовать концерты в память усопшего, чтобы обеспечить ее и детей. Для чего ему травить друга и протеже, а потом заметать следы преступления?

Готфрид ван Свитен

Есть версия, что убийство могло быть непреднамеренным. Отец барона Герард ван Свитен, именитый медик, придворный врач императрицы Марии Терезии, активно внедрял в Австрии метод лечения сифилиса соединениями ртути. Хлорид ртути — сулему — принимали в пилюлях, которые растворяли в крепком алкоголе. Моцарт часто бывал у Готфрида ван Свитена: они вместе изучали творчество Генделя и Баха. Композитор мог по секрету пожаловаться старому знакомому на недуг, а тот — предложить лечение отцовским препаратом. Когда яд начал оказывать губительное воздействие на истощенный организм Моцарта, ван Свитен мог решить, что болезнь прогрессирует, и увеличить дозу. Когда же композитор скончался и пошли слухи об отравлении, барон (и так переживавший не лучшие времена — ровно в день смерти Моцарта из-за несогласия с императором по вопросам организации образования ван Свитена сместили с важного поста) мог испугаться и форсировать похороны музыканта в безымянной могиле. Есть одно но: по мнению большинства исследователей-медиков, симптомы болезни Моцарта на сифилис не похожи, к тому же этот недуг отразился бы на жене и на сыне композитора, рожденном незадолго до его смерти, однако ничего подобного замечено не было.

Двести с лишним лет спустя случилась похожая история: врач пытался помочь другому знаменитому музыканту, но дал слишком большую дозу лекарственного препарата, который и убил Майкла Джексона.

Другие версии
Заказчики, заговорщики и, конечно, масоны

Констанца Моцарт, урожденная Вебер. Миниатюра 1782 года
Ученик или Неверная супруга. Констанца была женщиной легкомысленной, любила развлечения и часто ездила на курорт в Баден-Баден с Францем Ксавером Зюсмайром — учеником Моцарта, в то время как композитор работал дома. Отсюда слухи о ее романе с Зюсмайром и версия о мотиве убийства Моцарта, мешавшего их счастью. Говорили даже, что младшего сына Констанца неспроста крестила под именем Франца Ксавера. Однако известно, что ребенок унаследовал от Моцарта нестандартную форму уха, так что отцовство Зюсмайра не подтверждается.

Ревнивый муж. Сразу после похорон Моцарта произошла трагедия в семье Хофдемель. Собрат композитора по масонской ложе в припадке ревности набросился на беременную жену Магдалену, ученицу Моцарта. Супруг исполосовал ей лицо и шею бритвой, а сам той же бритвой перерезал себе горло. Женщина выжила и родила сына. Имя Моцарта в ходе ссоры не звучало, но многие подозревали даму в близких отношениях с харизматичным преподавателем, а ее мужа — в том, что он мог покуситься и на жизнь соперника.

Просмотры

Восемнадцатого августа 1750 года в Италии родились одновременно два персонажа: один из реальной истории музыки, а другой - из маленькой трагедии Александра Сергеевича Пушкина. По роковому стечению обстоятельств они до сих пор носят одно и то же имя: Антонио Сальери.

18 августа 2020 года отмечается 270-летие крупнейшего композитора своего времени, имевшего несчастье жить и работать рядом с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Какие мифы принесла в наше восприятие культура слухов и сплетен? И чем это обернулось для самого композитора?


Об Антонио Сальери

Как был в свое время известен Антонио Сальери? Как любимец публики. Как великий композитор своего времени. Как реформатор оперных канонов и создатель течения французской оперы. Как учитель нового поколения классиков, бесплатно обучавший Бетховена, Шуберта, Листа и Франца Моцарта. Как хороший человек, неизменно веселый, легкий и добросердечный. Как произошло, что этот человек стал убийцей?

Оказавшись при дворе, Сальери, юноша романтичной натуры, по-провинциальному простой, веселый и в некотором роде наивный, очень далекий от дворцовых интриг, легко завоевывал сердца.

Сальери действительно вызывал симпатию. Гассман уже стал вторым отцом для юноши, вместе с ним Антонио работал в опере и благотворительных музыкальных фондах, получил полное образование и познакомился со многими композиторами, в том числе его своим кумиром маэстро Глюком, вызвавшимся быть его вторым. вторым отцом и покровителем.

Но Сальери был счастлив. Ничто не омрачало его жизни до того момента, когда в 1774 году Гассман оказался при смерти. Сальери проводил последние дни вместе с семьей учителя рядом с его постелью, пока в Вену стекались музыканты, готовые бороться за должности, которые бы освободились после смерти капельмейстера. Как ученик Гассмана, работавший восемь лет за символическую плату, Сальери заслуженно получил должности придворного композитора и заместителя капельмейстера итальянской оперы. Теперь юношу занимали заказы на новые оперы, забота о благотворительных фондах и обучение дочерей Гассмана, которых ему удалось прекрасно подготовить к оперной карьере. А также еще одна проблема, свалившаяся на его голову несколькими месяцами позже.


В двадцать четыре года Антонио Сальери в первых и последний раз влюбился. Эта история любви была достойна Болливуда. Возлюбленная Терезия Хельферсторфер, осиротевшая дочь банкира, отвечала композитору взаимностью. В отличие от ее опекуна, который отказал Сальери в женитьбе в виду его бедности, продолжив искать девушке другую партию.

Развязка истории немного банальна, и все же предсказуема для того века: Антонио Сальери и Терезия Хельферсторфер скромно обручились и завели восемь детей. Демографическая надежда страны.


Но с этого момента двадцатичетырехлетний Сальери фактически занимал один из самых высоких музыкальных постов в Европе. А это означало, что недоброжелателей у него неизбежно появится немало.

Несмотря на все желание Моцарта, преподавателем для принцессы был выбран Сальери. И, хоть Вольфганг Амадей углядел в этом злые козни итальянцев, все было гораздо проще: Моцарт не имел никакой репутации (вернее, скандальную), в то время как Сальери укрепился как педагог, друг императора и порядочный человек.


Спустя пару лет началась самая яркая часть преподавательской деятельнсоти Сальери. Тогда он начал бесплатно давать уроки Людвигу ван Бетховену, разглядев в нем большой потенциал, которого не видел ни один его именитый учитель.

Ученики Сальери активно отстаивали честь наставника. Про человека, находящегося в психиатрической больнице, было очень удобно сочинять небылицы. Слухи приобрели масштаб настоящей травли. Такой, что она дошла до композитора и в лечебнице. Люди говорили, что он признался в убийстве Моцарта, отчего санитарам даже пришлось писать заявление о том, что подобного никогда не было.


Заявление композитора было проигнорировано, и сила народной молвы во много раз превосходила силу всех доказательств. От слуха об отравлении расползлось множество прочих абсурдных мифов, которые так любезно поддержал Александр Сергеевич. Вот лишь основные из них.

МИФ 1: Сальери жил в роскоши, женившись на состоятельной дворянке

Стоит также добавить, что любимые противниками Сальери истории о его многочисленных любовницах не имели никаких оснований. Вместо того, чтобы поощрять преданность семье, люди в очередной раз вывернули ситуацию наизнанку, лишь бы выставить Сальери в отрицательном свете. Отдельное внимание уделили его якобы роману с его подругой и лучшей ученицей Катариной Кавальери. Сальери в принципе оказался в жизни далек от предрассудков, поэтому заводил дружбу и с женщинами, и с мужчинами.

МИФ 2: Сальери был интриганом и втерся в доверие к императору, вытеснив Моцарта

Но Вольфгангу Моцарту в двадцать шесть лет уже хотелось всего и сразу: быть преподавателем, занимать высокие должности, ставить масштабные оперы, в то время как его успехи для того были еще просто недостаточными, а репутация фамилии, скорбное положение которой он только усугублял своим поведением, не могло даже близко поставить его рядом с Сальери.

Радует лишь то, что на последнем году жизни Моцарта он таки смог примириться с Сальери, и в дальнейшем отзывался о нем с куда большим теплом и с удовольствием отмечал его симпатию к своей музыке. Даже Моцарт сумел отказаться от фантазий об интригане Сальери, а общество все никак не может.

МИФ 3: Сальери завидовал Моцарту

Авторитетные историки и музыковеды говорят хором: у Сальери не было поводов завидовать Моцарту. А вот над вопросом о зависти Моцарта к Сальери идут более ожесточенные споры, все больше склоняющиеся к положительному ответу на этот вопрос.

Сальери буквально обладал всем тем, чем хотел обладать Моцарт. Он был обеспечен. Он имел высокий статус и должности. Он был на хорошем счету при дворе и имел прекрасную репутацию. Он получил славу культового оперного композитора и реформатора. Он был прекрасным педагогом. Он достиг успеха и славы. У него была счастливая и благополучная семья. Он сам был счастливым. Сальери мог позавидовать не только Моцарт, но почти любой человек.

Что Сальери завидовал гению Моцарта - это взгляд романтизма XIX века. Композиторы тех времен естественно соперничали друг с другом, но каждый из них признавал другого, их интересовал не труд и не качество труда своих коллег - они соревновались за свое положение. Конечно же Сальери сознавал, что Моцарт был гением. С ним он вел себя всегда по-дружески.

Глупость, выходящая, очевидно, из логического заключения, что, раз Сальери завидовал гению Моцарта, то и гениальному Бетховену под его крылом должен был как-то насолить. К тому же, удачная почва для такого слуха как раз находилась легче, чем для отравления Моцарта.

В 1808 году между учеником и учителем произошла ссора. Бетховен, будучи, подобно Моцарту, вспыльчивым и резким юношей, активно подхватывал в письмах слухи о том, что Сальери под угрозой увольнения запрещал музыкантам из благотворительного общества играть на сольном концерте ученика. После такого, не разобравшись в проблеме, все снова полетели его топить. Что произошло на самом деле?

Благотворительность, как уже упоминалось, занимала в жизни Сальери большое место - прежде всего поскольку он не забыл, что сам был сиротой, которого спасла только самоотверженность его наставников. В один и тот же день должно было идти два концерта: традиционный концерт Венского Музыкального Общества в пользу вдов и сирот и авторский концерт Бетховена. Рассказывая в письмах о том, какие препятствия чинило ему благотворительно общество под предводительством Сальери, Бетховен почему-то забывает упомянуть, что причиной негодования Сальери стала попытка его ученика переманить выступающих музыкантов из оркестра благотворительного фонда. Так или иначе, Сальери был таким же живым человеком, и обвинять его в том, что он имел эмоции и повел себя не как ангел - глупо, к тому же Бетховен в подобном эгоизме тоже явно предстает в этой истории не в лучшем свете.

Распространение слухов о том, что Моцарт отравил Сальери, предсказуемо вывело Бетховена из себя. В своей разговорной тетради он многократно опровергал обвинения, выдвигаемые на почве слухов, и заявлял, что не перестанет именовать себя учеником Сальери. Но к его голосу немногие прислушивались, списывая подобные слова на сентиментальную привязанность к учителю (и продолжают по сей день).

МИФ 5: Сальери отравил Моцарта

На деле, вокруг этого мифа обросли все прочие. Именно обвинение в отравлении было выдвинуто при жизни Сальери.

Что бы мы имели, если бы не эти слухи? Историю о том, как человек смог достигнуть необычайных успехов и при этом не потерять человечность, оставаться добрым и искренним. Мы бы получили наглядный пример того, что доброта не делает человека наивным, неуспешным и второсортным. Получили бы такую поучительную и мотивирующую историю. Но мы имеем то, что имеем - очередную сказу о том, как злодей убил ангела во плоти, еще и не имеющую ничего общего с реальностью.

В пользу невиновности Сальери говорит не только отсутствие мотива и его нравственные убеждения, но и сухие факты. В то время, что Моцарт заболел, Сальери в Вене отсутствовал. У Моцарта было множество наследственных болезней, и свою почечную недостаточность он добивал пристрастием к алкоголю. С теми симптомами, которые сопутствовали его предсмертной болезни, он сталкивался далеко не впервые. Медицина была на куда более высоком уровне и могла диагностировать немало заболеваний, но все еще очень много людей умирало от неизлечимых болезней в самых разных возрастах. Отдельно стоит упомянуть, что Моцарта лечили лучшие врачи Вены, также его обследовал лучший судмедэксперт, и если бы отравление известным миру ядом имело место быть, об этом бы узнали.

Удивительно, что после всех этих фактов в девяностые года двадцатого века соотечественникам Сальери пришлось инициировать судебный процесс, где международные эксперты в области музыки, историки, архивисты и медики-криминалисты разбирали вопрос о вине Сальери, и только в 1997 году официально признали его невиновным за отсутствием состава преступления. И все равно многие предпочли проигнорировать международное заявление о том, что композитор ничего не совершал, и продолжили верить Пушкинской сказке, защищая ее с пеной у рта.

Все же, этот суд сыграл важную роль: вызвал новую волну интереса к личности Сальери, создал фактическую доказательную базу и, главное, привлек-таки внимание к правде.

Говорить о Сальери как об убийце или о праведнике - личное дело каждого. Однако мне хотелось бы призвать говорить о нем как о человеке, а не об образе или легенде. История Сальери - это история о доброте, счастье и успехе, неожиданно обретающая печальный конец, которого композитор попросту не заслужил. Однако финал еще не дописан, а это значит, что все в наших руках. Сальери не виноват, что стал выдуманным злодеем, не виноват, что память о нем не сохранили достойно. Но для того, чтобы стать частью чего-то очень важного иногда достаточно просто говорить правду, и сейчас у нас есть такой шанс.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

И в землю бьет молва как молот,

А он, один, из–под земли,

Лишь правды, но не доброты,

У каждого столетия молит!…

В майские дни,1997 года, в Милане, в главном зале Дворца Юстиции, проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухсотлетий давности.

Слушалось дело Сальери. Об отравлении им великого Моцарта…

Через двести лет - Антонио Сальери был оправдан.

Несмотря на данный факт, из поколения в поколение продолжают звучать обвинения в адрес ни в чем не повинного в смерти Вольфганга Моцарта Антонио Сальери.

Вот уже несколько столетий Человечество проводит в спорах о загадочной гибели великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, но до сих пор не найден его истинный убийца. Почему же загадка смерти тридцатипятилетнего Вольфганга Амадея Моцарта не дает покоя ученым, да и просто людям, вот уже на протяжении многих десятилетий?

Прошло два века. В смерти великого композитора по прежнему винят Антонио Сальери, несмотря на тот факт, что его оправдал суд, вынося вердикт его не виновности.

В знак протеста, во многих странах до сих пор не исполняется музыка Антонио Сальери, но ведь этот человек был выдающейся личностью своего времени, являясь не только блестящим музыкантом, но и превосходным учителем, взрастившим гениальных композиторов: Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, да и сам В. Моцарт был его учеником.

Моцарт - бог, и бог - Сальери, Повстречались как-то снова, На террасе белоснежной

Близ Небесного Дворца

Их Великого Отца –

Моцарт говорил Сальери:

"Гений я, ты - тоже гений,

Дух высоких откровений 2

Нам подвластен. Неспроста

Не забудут никогда

Ни меня, и ни тебя.

Как-то гений и злодейство

Мы смешали по ошибке.

Но зато, какое действо

Пушкин после описал!

Я в восторге! Я рыдал!

Двадцать раз перечитал!

На него ты не в обиде,

Друг Сальери дорогой? -

Ты там был не в лучшем виде".

"Ну и ладно! - отвечал

Друг Сальери. - Я читал,

И, хоть право, я мечтал

О другом знамении славы,

Понравилась мне драма.

Хоть и с привкусом отравы.

Впрочем, что тут говорить?

Не в чем мне его винить -

Все мы созданы творить.

Эти все изображенья

Для душевного броженья

Мы рождаем из теней

Дней былых, грядущих дней.

Правда? Дело ведь не в ней.

Дело все в законах мира -

Странных символах порой -

Им и служит наша лира.

Пусть меня он очернил,

Я его благословил -

Не меня, он зло чернил.

Гений ты, я - тоже гений.

Нам ничто закон мгновений!

Пусть не мы, но идеал

Примет наш, а пьедестал 3

Памяти людской не стал

Были полны, и горел бы

В них божественный огонь!"

"Друг Сальери! - Моцарт молвил. -

Твой ответ - благая весть! -

Что нам клевета и лесть?!

Дар Творенья - наша честь!"

Имеем ли мы право сегодня обвинять Антонио в страшном и непоправимом перед всем Человечеством злодеянии, и есть ли у нас на это право и существенные доказательства? Ведь для того, чтобы судить человека, нужны не эмоции, а факты, доказывающие его причастность к преступлению. В смерти В. А. Моцарта, судя по сохранившимся архивным источникам, загадочным было все. Например, непонятная торопливость и бедность похорон. Не было официального объявления о смерти композитора, тело не заносили в собор Святого Стефана. Прощальный обряд провели у наружной стены собора. Немногочисленные сопровождающие, кстати, в числе которых был и Антонио Сальери, подозреваемый в отравлении Моцарта ядом, не дошли до кладбища.

Кто был тот "Черный" человек, посетивший В. Моцарта перед его гибелью?

Почему жена композитора не принимала участия в его похоронах?

Объяснялось это плохой погодой, и эта ли была ее единственной причиной отсутствия на похоронах ее горячо любимого супруга?

Почему только спустя восемнадцать лет, супруга Моцарта Констанция, пожелала посетить могилу несчастного гения, но так и не нашла ее! Один из многочисленных фактов, который удалось выяснить точно: погода в день похорон Моцарта была вполне нормальной.

Даже памятник, на кладбище Святого Марка, установлен лишь на предполагаемом месте захоронения.

Так в общей яме для бедняков похоронен гений-музыкальная гордость Австрии! Внезапная смерть Моцарта потрясла всех его современников, как друзей, так и врагов, но это ничуть не приближает нас к разгадке его таинственной гибели.

Нет никаких доказательств подтверждающих факт убийства Моцарта от руки Антонио Сальери. Мы будем защищать его, точно так, как и Моцарта.

Два гения являются жертвами своего времени. Почему А.С. Пушкин, великий русский писатель, который не являлся современником Моцарта и Сальери оклеветал итальянского композитора в своих "Маленьких трагедиях? "

Так почему же великий поэт взял на себя тяжкую ношу, историческую ответственность, исказив правду и поверив в ложь, клевету и на все времена и века, обладая даром великого писателя заставил верить в легенду людей на все времена, подорвав авторитет известного по тем временам музыканта Антонио Сальери. Вереница исторических личностей, замешанных в этой истории, до сих пор заставляют нас задумываться о многом неизведанном, сокрытом тайной вечного спора…Сегодня мы будем не обвинять Антонио Сальери в убийстве великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а защищать его, как жертву своего времени, попавшую под злые языки своих современников, оклеветавших его так жестоко на все последующие столетия. Отсутствуют улики, достоверные факты, реальные свидетели.

Медицинский анамнез

В возрасте 10 лет Моцарт перенёс несколько тяжёлых эпизодов острой инфекции верхних дыхательных путей, сопровождавшихся выраженным повышением температуры тела, болями в горле и суставным синдромом. В 11 лет пациент перенёс натуральную оспу, в 16 лет — эпизод желтухи. В последующем пациент неоднократно отмечал рецидивирующие суставные и абдоминальные боли.

Пациент курил трубку (периодически), в отдельные периоды жизни злоупотреблял алкоголем.

1 глава.

Герои своего времени.

Вольфганг Амадей Моцарт.

1.1. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января, 1756 в городе Зальцбурге.

Умер 5 декабря,1791.

Его отец, Леопольд Моцарт, был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа Зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать-Анна Мария Моцарт (урожденная Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт-Гильгене.

Обоих считали красивейшей супружеской парой в Зальцбурге и сохранившиеся портреты подтверждают это. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг. Его рождение едва не стоило матери жизни. Лишь спустя некоторое время она смогла избавиться от слабости, внушавшей опасение за её жизнь.

Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали Анданте До мажор и Аллегро До мажор для клавира, которые были сочинены между концом января и апрелем 1761 года. В январе 1762 года. Леопольд предпринял со своими детьми первую пробную концертную поездку в Мюнхен, оставив жену дома. Вольфгангу на момент поездки минуло только шесть лет. Об этом путешествии известно только, что оно длилось три недели и дети выступали перед курфюрстом Баварии Максимилианом III. Он проявил свои феноменальные способности в четырёхлетнем возрасте. Он является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую Западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, композитор обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном, он принадлежит к наиболее значительным представителям "Венской классической школы".

Обстоятельства неоднозначной жизни Моцарта, а также его ранней смерти были предметом многочисленных спекуляций и споров, которые стали основой многочисленных мифов.

Антонио Сальери

1.2. Антонио Сальери - итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Происходил из богатой семьи торговцев, обучался дома игре на скрипке и арфе. Затем изучал композицию в Падуе и Венеции. По приглашению Флориана Леопольда Гассмана в 1766 приехал в Вену и благодаря урокам Гассмана, введшего его в музыкальный круг и познакомившего с либреттистом Пьетро Метастазио, композитором Глюком и другими, был принят на императорскую службу. В 1774 г, после смерти Гаcсмана, он получил должность придворного композитора, а в 1788 г. также и капельмейстера императорского оркестра.

Сальери был выдающимся музыкальным педагогом. Его учениками были Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и другие видные композиторы начала XIX века.

Perlaricuperatasalutedi Ophelia, 1785) по случаю возвращения на сцену певицы Анны Сторас.

В целом, нет оснований полагать, что между Моцартом и Сальери существовала какая-либо особая вражда.

Происхождение легенды о Моцарте и Сальери имеет, по-видимому, национально-политический подтекст: на рубеже XVIII—XIX вв. музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта своей, австро-немецкой традиции, противопоставив её итальянскому влиянию. Олицетворять итальянский уклон в венской музыке был избран Сальери как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения — что вряд ли можно считать правомерным: Сальери жил в Вене с 16-летнего возраста и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам.

2 глава.

Подозреваемые в убийстве В. Моцарта.

2.1.Осень 1791 года выдалась для Моцарта продуктивной, но тяжелой. Музыкант был в долгах, напряженно работал над многочисленными заказами, чтобы расплатиться, все чаще жаловался на недомогания и не только в письмах кредиторам.

20 ноября, он слег и больше уже не вставал с постели. Сначала у композитора опухли руки, затем ноги, затем все тело. Его мучили приступы рвоты, появились жар и сыпь. Моцарта лечили видные венские врачи—Томас Франц Клоссет и Матиас фон Саллаба. Болезнь первоначально определили как острую просовидную лихорадку, впоследствии говорили о лихорадке ревматической: доктора не были уверены в диагнозе.

После некоторого улучшения Моцарту резко стало хуже, вечером 4 декабря.

Моцарт умер 35 лет от роду, оставив жену с двумя маленькими детьми, скудными финансами и большими долгами.

С утра, в дом усопшего, пришел барон Готфрид Ван Свитен - меценат, знавший композитора более 20 лет. В биографии Моцарта, которую писал второй муж Констанцы - датский дипломат Георг Николаус Ниссен, - с ее слов рассказано, что Ван Свитен уговорил убитую горем вдову пожить у знакомых и взял организацию похорон на себя. Погребение назначили на следующий день, хотя по обычаю, гроб с телом должен был 48 часов стоять открытым в Приходской церкви, чтобы исключить "мнимую" смерть - летаргический сон.

Дальше история становится еще страннее.

6 декабря 1791 года, похороны композитора были очень подозрительными.

Заболевшая Констанца Моцарт, осталась дома с детьми. За гробом шли, кроме барона, ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр и несколько музыкантов, в их числе и главный придворный капельмейстер, директор венской Итальянской оперы Антонио Сальери. Но до места погребения ни один из сопровождавших не добрался: у городских ворот Штубентор они разбрелись по домам. Через много лет в прессе появились сведения, что в тот день была метель, и все продрогли, но судя по записям в дневнике другого венца, графа Карла фон Цинцендорфа, на самом деле 6 декабря было безветренно и относительно тепло. До кладбища от городских ворот было три с половиной километра - меньше часа пешим ходом.

Когда 17 лет спустя Констанция наконец решила посетить могилу мужа, но с удивлением выяснила, что место погребения никак не отмечено, друзья не могут ничего рассказать, а могильщик, который закапывал умершего, сам давно скончался. Значит ли это, что кто-то постарался сделать невозможной потенциальную эксгумацию?

Многие ученые, в частности немецкие врачи и историки музыки Дитер Кернер, Иоганнес Дальхов и Гунтер Карл-Хайнц Дуда, анализируя симптомы и ход болезни Моцарта, говорят о хроническом отравлении соединениями ртути.

По их мнению, яд не раз поступал в организм музыканта небольшими дозами на протяжении месяцев. На это, как считают, указывает и тот факт, что Моцарт сохранял ясное сознание почти до самой смерти.

9

Слухи и клевета.

2.2. По сей день главным подозреваемым у сторонников версии преднамеренного убийства остается Антонио Сальери. Самый успешный из итальянских композиторов при австро-венгерском дворе, он быстро стал влиятельным и богатым.

Реальный Сальери был талантливым признанным композитором, состоявшимся человеком, счастливым семьянином, капельдинером "Венской капеллы".

Отравление Моцарта ему приписали. Кто и зачем? Трудно сказать.

Отступничества ему могли не простить. Пустить слух о причастности Сальери, из слуха сделать молву, из сплетен – истину. Общественное мнение, оно оказалось столь могущественным, что довело Сальери до сумасшествия.

В одном из припадков композитор признался в убийстве Моцарта. С юридической точки зрения ясно, какова цена подобному признанию.

Итак, в прямом смысле пушкинский Сальери не историчен но, однако, его образ является глубоко историчным в другом смысле и плане.

Сальери-жертва своего времени.

2.3.В трагедии много следов Великой Французской революции.

аристократия духа. Характерна эгалитаристская логика Сальери с его мнимой заботой об общем благе:

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство?

Нет; Оно падет опять, как он исчезнет…

А принадлежали ли вообще эти слова самому Антонио Сальери?

Или это снова вымысел и клевета?

Кому - то просто было выгодно чернить итальянского композитора Антонио Сальери в глазах современников, будущих поколений.

Некогда блестящий итальянский композитор и педагог, известный не только всей Австрии, но и в Европе, страдал психическим расстройством, доживая свои дни в госпитале.

Слухи о том, что он убил Моцарта были, видимо, известны ему. Ученик последнего, Мошелес, в октябре 1823 года посетил его. Рассказ об этом визите вдова Мошелеса включила в его биографию. Это была печальная встреча. Сальери выглядел призраком и говорил незаконченными фразами о своей быстро приближающейся смерти. В конце он сказал:"Хотя я смертельно болен, я хочу заверить Вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чём я. Я не убийца Вольфганга. Это - злобная клевета. Одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам Вам

это сказал. Тем не менее, в России, не принято до сих пор исполнять музыку Сальери. Народ преклоняется перед гением Пушкина. Он обожал Моцарта и заклеймил позором Сальери.

Десятки специалистов вынесли различные противоречащее друг другу, диагнозы болезни Моцарта. Американский ученый Джон Хиршманн пытался доказать, что гений умер от трихинеллеза, съев свиную отбивную…

Многие в смерти Моцарта обвиняли его супругу, ученика, друга переодевшегося во все черное, чтобы психологически повлиять на и без того больное воображение композитора…Загадок много. Нужны факты и доказательства.

3 глава.

Смерть от последствий черепно-мозговых травм.

В 1842 году этот череп был подарен художнику-гравёру Якобу Гиртлю. Владение подобными реликвиями было обыкновенным делом для той эпохи. Брат Якоба, профессор анатомии Йозеф Гиртль, занялся изучением черепа и пришёл к выводу, что это действительно череп Моцарта. Часть костей в процессе исследования была отделена и впоследствии утеряна. В 1901 году выводы профессора Гиртля опровергли учёные Зальцбурга.

Только в начале 1990-х годов черепом, до того времени хранившимся в запасниках зальцбургского Моцартеума, заинтересовался палеонтолог Готфрид Тихи. Результаты изучения черепа с использованием уже современных методов криминалистики учёный опубликовал в The Economist. Как считает Тихи, череп мог принадлежать Моцарту: округлая форма мужского черепа типична для жителей Южной Германии. Его обладатель был физически слаб, обладал крупной головой (как и Моцарт), по состоянию зубов возраст умершего — 30—35 лет. Строение лицевых костей совпадало с изображениями композитора, созданными при его жизни.

Неожиданностью стало обнаружение Тихи очень тонкой трещины длиной 7,2 см, проходящей от левого виска к темени. Она была результатом прижизненной травмы и к тому времени, когда Моцарт умер, успела почти зарасти, лишь в нижней части остались следы кровотечения. Известно, что композитор в

последний год жизни страдал от головокружений и головной боли, что, по мнению Тихи, было следствием черепно-мозговой травмы, полученной при ударе, либо падении. По гипотезе Тихи, Моцарт умер от гематомы и развившейся позднее инфекции.

Официальнаяверсия смерти Моцарта.

3.2. Споры о подлинной причине смерти Моцарта ведутся по сей день. В 60-е годы XX века врач из Швейцарии Карл Бэр заявил, что диагноз – острая сыпная лихорадка – не правильный. В соответствии с описанием болезни у музыканта был суставный ревматизм. Сопровождается он болезненными воспалительными процессами. Вот поэтому и наблюдалась опухоль на руках и ногах.

В 1984 году доктор Дэвис опубликовал более тщательный отчёт об истории болезни Вольфганга Амадея. Он выдвинул предположение, что ещё в раннем детстве музыкант заразился стрептококковой инфекцией. В последующие годы у него наблюдались приступы тонзиллита, он болел бронхитом, гепатитом и ветрянкой.

Дэвис заключил, что причиной трагедии стала стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. Но смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Что касается почечной недостаточности, то на неё указывает депрессия. А под её влиянием композитор мог утверждать, что его отравили и заказали "Реквием" для его же собственных похорон.

Заключение. Сравнивая посмертную маску Моцарта с его портретами, современные

токсикологи пришли к выводу: это отравление, причем, отравление ртутью. Об этом говорят и все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта. Просто в XVIII веке очень мало знали о ртутных отравлениях.Естественно, возникает вопрос: кто?

Сегодня существует несколько версий.

Среди них: Франц Ксавер Зюсмайр, возлюбленный жены Моцарта, его ученик, масоны, черный человек, его ближайший друг.

Вывод.

Литература:










Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. Пушкина *Моцарт и Сальери*

Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.

П. Кондрашов. Моцарт и Сальери. Эскиз к картине, 2011

Сальери и Моцарт

Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.

Два композитора-соперника

В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.

И. Смоктуновский в роли Моцарта. Кадр из фильма *Моцарт и Сальери*, 1962

Кадр из фильма *Моцарт и Сальери*, 1962

Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.

И. Смоктуновский в роли Моцарта и П. Глебов в роли Сальери, 1962

На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.

Ф. Шаляпин в роли Сальери. Сцена из оперы Н. А. Римского Корсакова *Моцарт и Сальери*

Сальери скончался в клинике для душевнобольных, терзаемый обвинениями в убийстве Моцарта. В 1997 г. в Милане прошел суд над Сальери. Его оправдали, к сожалению посмертно.

Вольфганг Амадей Моцарт



Смерть Моцарта: убийство со многими неизвестными

Жертвой невольного злоупотребления медикаментами пал не только Майкл Джексон, но и как минимум еще один музыкант с мировым именем. Правда, в случае Моцарта эта версия его смерти — в ряду десятка других. Однако Сальери точно ни при чем

Очень подозрительная смерть

Осень 1791 года выдалась для Моцарта продуктивной, но тяжелой. Музыкант был в долгах, напряженно работал над многочисленными заказами, чтобы расплатиться, все чаще жаловался на недомогания, и не только в письмах кредиторам. 20 ноября он слег и больше уже не вставал с постели. Сначала у композитора опухли руки, затем ноги, затем все тело. Его мучили приступы рвоты, появились жар и сыпь. Моцарта лечили видные венские врачи — Томас Франц Клоссет и Матиас фон Саллаба. Болезнь первоначально определили как острую просовидную лихорадку, впоследствии говорили о лихорадке ревматической: доктора не были уверены в диагнозе.


После некоторого улучшения Моцарту резко стало хуже вечером 4 декабря. Срочно вызвали Клоссета, он назначил ледяные компрессы. По словам свояченицы композитора Зофи Хайбель, бывшей при нем в последние дни, эти компрессы только усугубили состояние Моцарта, и около часа ночи 5 декабря он умер.


Моцарт умер 35 лет от роду, оставив жену с двумя маленькими детьми, скудными финансами и большими долгами. С утра в дом усопшего пришел барон Готфрид ван Свитен — известный меценат, знавший композитора более 20 лет. В биографии Моцарта, которую писал второй муж Констанцы — датский дипломат Георг Николаус Ниссен, — с ее слов рассказано, что ван Свитен уговорил убитую горем вдову пожить у знакомых и взял организацию похорон на себя. Погребение назначили на следующий день, хотя по обычаю гроб с телом должен был 48 часов стоять открытым в приходской церкви, чтобы исключить мнимую смерть — летаргический сон. Дальше история становится еще страннее.

6 декабря 1791 года: Очень подозрительные похороны


Памятник Моцарту в бывшем Императорском саду Бурггартене, Вена. Создан в 1896 году по эскизу Виктора Тильгнера. На пьедестале изображены сцены из опер композитора, а у подножия — клумба в форме скрипичного ключа

Композитора похоронили в могиле для простолюдинов, из тех, что перекапывались и снова использовались каждые несколько лет, без всякого надгробного знака. Странно, что богач ван Свитен не нашел средств, чтобы обеспечить почитаемому им композитору надгробие. Заболевшая Констанца Моцарт осталась дома с детьми. За гробом шли, кроме барона, ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр и несколько музыкантов, в их числе и главный придворный капельмейстер, директор венской Итальянской оперы Антонио Сальери. Но до места погребения ни один из сопровождавших не добрался: у городских ворот Штубентор они разбрелись по домам. Через много лет в прессе появились сведения, что в тот день была метель и все продрогли, но, судя по записям в дневнике другого венца, графа Карла фон Цинцендорфа, на самом деле 6 декабря было безветренно и относительно тепло. До кладбища от городских ворот было три с половиной километра — меньше часа пешим ходом.

Когда 17 лет спустя Констанца наконец решила посетить могилу мужа, то с удивлением выяснила, что место погребения никак не отмечено, друзья не могут ничего рассказать, а могильщик, который закапывал умершего, сам давно скончался. Значит ли это, что кто-то постарался сделать невозможной потенциальную эксгумацию?

Многие ученые, в частности немецкие врачи и историки музыки Дитер Кернер, Иоганнес Дальхов и Гунтер Карл-Хайнц Дуда, анализируя симптомы и ход болезни Моцарта, говорят о хроническом отравлении соединениями ртути. По их мнению, яд не раз поступал в организм музыканта небольшими дозами на протяжении месяцев. На это, как считают, указывает и тот факт, что Моцарт сохранял ясное сознание почти до самой смерти.

Сальери: Неубедительный убийца


Прижизненный портрет Антонио Сальери. Художник Йозеф Мелер

Месть поэта

Великий хан татарский

Однако эта версия, как и все прочие, остается неподтвержденной: не хватает данных, много контраргументов. Нет и документа, в котором Сальери лично зафиксировал признание в убийстве. В то же время, по словам музыканта Игнаца Мошелеса, в апреле 1823 года Сальери говорил ему, что невиновен в смерти Моцарта. Исследователи жизни и творчества двух композиторов — Марио Корти, Людмила Кириллина, Сергей Нечаев и многие другие — доказывают, что никакого повода для зависти у итальянца к австрийцу быть не могло. Критерии гениальности у публики зыбки; Сальери был успешным, востребованным автором, тогда как Моцарта на родине и во всей Европе по-настоящему оценили после смерти. Между Моцартом и Сальери в 1786 году даже прошло состязание композиторов, и выиграл его итальянец. Так что скорее Моцарт, который никак не мог получить доходное место и не вылезал из долгов, имел причины завидовать Сальери, а тому, даже если между ними случались трения, совершенно незачем было устранять зальцбуржца. К тому же Сальери был современником и учителем других будущих классиков — Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Ференца Листа, но почему-то не попытался отравить ни одного из гениальных учеников. И Констанца, когда подрос младший сын, не побоялась доверить музыкальное образование мальчика все тому же Сальери.


Моцарт на вилле в Каленберге близ Вены. Литография

В 1997 году в Милане в главном зале Дворца юстиции состоялся судебный процесс по делу о гибели Моцарта, на котором Сальери официально оправдали. Но если не он, то кто мог быть повинен в ранней кончине композитора, причину которой явно пытались скрыть?

Ван Свитен: Неумелый сын врача

Сегодня есть лишь отрывочные сведения о круге лиц, имевших возможность и мотивы неоднократно давать Моцарту яд. Описания его последних дней, смерти и похорон были собраны многие годы спустя, свидетельства местами противоречивы. Однако кто сделал роковые распоряжения, из-за которых навсегда осталось тайной, где именно упокоились останки Моцарта? Кто заказал похороны по третьему разряду и не дал указаний поставить крест? Фигура барона ван Свитена не вызывает подозрений у большинства исследователей из-за отсутствия явного мотива. В самом деле, этот аристократ, бывший дипломат, заведующий Императорской библиотекой известен как великодушный покровитель одаренных музыкантов и их семей. Той же Констанце Моцарт, потерявшей супруга, он помог организовать концерты в память усопшего, чтобы обеспечить ее и детей. Для чего ему травить друга и протеже, а потом заметать следы преступления?


Готфрид ван Свитен

Есть версия, что убийство могло быть непреднамеренным. Отец барона Герард ван Свитен, именитый медик, придворный врач императрицы Марии Терезии, активно внедрял в Австрии метод лечения сифилиса соединениями ртути. Хлорид ртути — сулему — принимали в пилюлях, которые растворяли в крепком алкоголе. Моцарт часто бывал у Готфрида ван Свитена: они вместе изучали творчество Генделя и Баха. Композитор мог по секрету пожаловаться старому знакомому на недуг, а тот — предложить лечение отцовским препаратом. Когда яд начал оказывать губительное воздействие на истощенный организм Моцарта, ван Свитен мог решить, что болезнь прогрессирует, и увеличить дозу. Когда же композитор скончался и пошли слухи об отравлении, барон (и так переживавший не лучшие времена — ровно в день смерти Моцарта из-за несогласия с императором по вопросам организации образования ван Свитена сместили с важного поста) мог испугаться и форсировать похороны музыканта в безымянной могиле. Есть одно но: по мнению большинства исследователей-медиков, симптомы болезни Моцарта на сифилис не похожи, к тому же этот недуг отразился бы на жене и на сыне композитора, рожденном незадолго до его смерти, однако ничего подобного замечено не было.

Двести с лишним лет спустя случилась похожая история: врач пытался помочь другому знаменитому музыканту, но дал слишком большую дозу лекарственного препарата, который и убил Майкла Джексона.

Другие версии
Заказчики, заговорщики и, конечно, масоны


Констанца Моцарт, урожденная Вебер. Миниатюра 1782 года

Ученик или Неверная супруга. Констанца была женщиной легкомысленной, любила развлечения и часто ездила на курорт в Баден-Баден с Францем Ксавером Зюсмайром — учеником Моцарта, в то время как композитор работал дома. Отсюда слухи о ее романе с Зюсмайром и версия о мотиве убийства Моцарта, мешавшего их счастью. Говорили даже, что младшего сына Констанца неспроста крестила под именем Франца Ксавера. Однако известно, что ребенок унаследовал от Моцарта нестандартную форму уха, так что отцовство Зюсмайра не подтверждается.

Ревнивый муж. Сразу после похорон Моцарта произошла трагедия в семье Хофдемель. Собрат композитора по масонской ложе в припадке ревности набросился на беременную жену Магдалену, ученицу Моцарта. Супруг исполосовал ей лицо и шею бритвой, а сам той же бритвой перерезал себе горло. Женщина выжила и родила сына. Имя Моцарта в ходе ссоры не звучало, но многие подозревали даму в близких отношениях с харизматичным преподавателем, а ее мужа — в том, что он мог покуситься и на жизнь соперника.


Читайте также: