В каком году состоялся вормский суд над м лютером

Обновлено: 24.04.2024

[Нем. Luther; лат. Lutherus] Мартин (10.11.1483, Айслебен, Саксония - 18.02.1546, там же), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства, ведущего направления в протестантизме.

Происхождение и образование

Л. род. в семье Ганса Людера (ок. 1459-1530; оригинальная форма фамильного имени - Luder; форму Luther Л. стал постоянно использовать только после 1517 г.) и Маргареты Линдеманн (ок. 1459-1531). Отец Л. происходил из крестьян; он приехал в Айслебен в поисках заработка, вступил здесь в брак с Маргаретой, уроженкой этого города, и вскоре после рождения Л., в 1484 г., занялся добычей меди на рудниках в окрестностях Мансфельда, куда переехал с семьей. Вопреки позднейшим заявлениям Л., по общественному положению его отец в период жизни в Айслебене относился не к крестьянам или рабочим, а к мелкой буржуазии, т. к. он был управляющим несколькими взятыми в аренду рудниками. Помимо Л. в семье было не менее 7 детей, однако подробные сведения о них (за исключением брата Якоба, поддерживавшего отношения с Л.) не сохранились. Хотя семья не была состоятельной, Л. рос в достатке, не испытывал нужды и впоследствии имел возможность получить достойное образование. Родители Л. были весьма религиозны; в воспитании детей они придерживались обычных в то время строгих методов, не исключая и телесных наказаний. Однако предположения некоторых исследователей о том, что Л. в раннем возрасте получил психологическую травму из-за строгого отношения к нему родителей, не имеют под собой фактических оснований; на протяжении всей жизни, даже несмотря на позднейший конфликт с отцом из-за избрания Л. монашеской жизни, он отзывался о родителях с почтением, любовью и признательностью (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 1-12).

Ок. 1490 г. Л. стал посещать начальную школу (Trivialschule) в Мансфельде, где обучался основам тривиума - лат. языку, логике и риторике, а также церковному пению. В 1497 г. Л. отправился для продолжения обучения в Магдебург, где занимался в школе при городском соборе; он жил в местной общине братьев общей жизни фактически на положении послушника (см.: Ibid. P. 12-17). По неизвестным причинам после года учебных занятий Л. переехал в Айзенах, где жили родственники его родителей; здесь с 1498 по 1501 г. он посещал приходскую школу св. Георгия (Pfarrschule St. Georg). Точное содержание курсов, которые слушал Л. в 3 школах, установить невозможно. В позднейших воспоминаниях он высказывался о герм. начальных школах в целом и о школах, которые посещал лично, весьма критично, отмечая низкий уровень преподавателей, которые учили латыни и риторике не по лучшим образцам классической лит-ры, а по компендиумам сомнительного качества и нередко жестоко обращались с учениками, наказывая их за малейшие провинности. Однако эти оценки верны лишь отчасти; Л. смог получить в школах базовые знания, необходимые для дальнейшего обучения в ун-те; он прочел и полюбил мн. классические сочинения лат. лит-ры, знание к-рых оказало влияние на его лит. стиль и впосл. способствовало его сближению с гуманистами (Ibid. P. 19-21).

Монашеская жизнь в Эрфурте (1505-1511)

Преподавание в Виттенбергском университете (1512-1517)

Виттенбергский ун-т был основан курфюрстом Саксонским Фридрихом III Мудрым (1463-1525) преимущественно по политическим причинам: курфюрст был недоволен тем, что талантливые юноши из его владений уезжают учиться в ун-ты, расположенные во владениях его политических противников (Эрфуртский, Лейпцигский, Кёльнский и др.), и пожелал создать способное конкурировать с ними учебное заведение. Разместив ун-т в Виттенберге, являвшемся его 2-й резиденцией, курфюрст пригласил в него ряд талантливых, хотя и малоизвестных преподавателей. Преподавание теологии в Виттенберге имело эклектичный характер: лекторами были убежденный томист М. Поллих (1455-1513), последователь Иоанна Дунса Скота (Ɨ 1308) Н. фон Амсдорф (1483-1565), а также Штаупиц, представитель схоластического августинизма. С 1505 г. в ун-те преподавал философию, а затем и теологию А. Карлштадт (1486-1541), к-рый до сер. 10-х гг. XVI в. пытался совместить в теологии и в философии томистские и скотистские концепции.

Т. о., к кон. 10-х гг. XVI в. у Л. сложилась стройная и логически безупречная система относившихся к учению о спасении богословских убеждений, к-рые имели для Л. не только теоретическое, но и практическое, экзистенциальное значение, поскольку они позволили ему преодолеть личный страх перед судящим и карающим Богом. По происхождению эти убеждения были связаны с августиновской теологией, однако у Л. они получили более радикальную дуалистическую интерпретацию. Человек в его естественном состоянии был признан неисправимым грешником; естественная добродетель и возможность естественного появления у человека любви к Богу и веры в Бога были отвергнуты; единственным способом оправдания перед Богом была признана вера, которая в свою очередь есть исключительно дар Божий, а не дело самого верующего человека. Т. о., всякий христианин, получивший от Бога веру, вместе с ней получил и оправдание, к-рое совершается не по делам и заслугам человека, но по благодати Бога, оправдывающего верующих посредством вменения им праведности Иисуса Христа. Именно эта система богословских убеждений являлась основанием, на которое Л. опирался во время спора об индульгенциях, а также во всех последующих дискуссиях с католическими теологами.

Спор об индульгенциях (1517-1518)

До 1517 г. вопрос об индульгенциях не привлекал особого внимания Л.; он лишь изредка высказывался о них в проповедях и лекциях, осторожно выражая сомнения в их спасительности и полезности для христиан (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 183-190). Перемещение тематики индульгенций с периферии на передний план было обусловлено сложным комплексом исторических, богословских и политических факторов. С исторической т. зр. в процессе постепенного развития католич. практики индульгенций они превратились из дара, бескорыстно подаваемого Церковью человеку для облегчения принесения им удовлетворения Богу за совершённые грехи, в объект торговли, что привело к появлению множества связанных с ними злоупотреблений и суеверий (подробнее об истории см. в ст. Индульгенция). Торговцы индульгенциями в погоне за наживой выработали собственное учение об индульгенциях, наделяя их всевозможными магическими свойствами: способностью отпускать все грехи разом, в т. ч. и будущие; властью мгновенно освобождать души умерших не только из чистилища, но даже из ада, и т. п. Такое богословие покупаемого за деньги спасения не могло не вызывать возмущения у Л., видевшего в нем полную противоположность сложившимся у него убеждениям, что оправдание и спасение не могут быть заслужены человеком. При этом Л., вероятнее всего, осознавал, что по политическим причинам именно в области вопроса об индульгенциях можно было с наибольшим успехом показать отступление служителей и теологов католической Церкви от того евангельского христ. учения, к-рое он противопоставлял схоластической теологии. Если богословские тонкости учения об оправдании, излагаемого Л. с кафедры и с амвона, интересовали лишь узкую группу университетских теологов и благочестивых христиан, то вопрос об индульгенциях затрагивал интересы всех слоев европ. общества. Некоторые князья и епископы использовали торговлю индульгенциями для повышения собственных доходов, другие порицали ее, т. к. видели в ней лишь средство обогащения Римских пап, способ узаконенного изъятия денег верующих, к-рые не могли противостоять сложившейся церковной практике и красноречивым обещаниям торговцев индульгенциями. Выступая против индульгенций, Л. мог привлечь на свою сторону и герм. дворянство, недовольное финансовыми поборами со стороны Рима, и гуманистов, осуждавших связанные с ними суеверия и злоупотребления, и сторонников церковных реформ среди католич. духовенства и монашеских орденов, критиковавших упадок духовной и нравственной жизни в католич. Церкви. Т. о., сознательно или неосознанно Л. выявил болезненную точку, в к-рой пересекались не только богословские концепции, связанные с учением о спасении и покаянии, но и церковно-политические интересы; именно этим был обусловлен широкий резонанс, к-рый получило выступление Л.

Разрыв с католической Церковью (1519-1521)

В первой половине 16-го века Карл V столкнулся с учением Мартина Лютера, которое могло подорвать единство его империи.

26 мая 1521 года император Германии и Испании, владетель обширных земель от Нового Света до альпийских хребтов Карл V Габсбург осудил учение Мартина Лютера на Вормсском соборе. Истовый католик, монарх практически всю жизнь защищал свою веру не только внутри страны, но и за её пределами, хоть это и не всегда было обусловлено только лишь религиозными причинами.

Христианский государь — католическое детство Карла

Молодой Карл в довольно раннем возрасте остался фактически сиротой — его отец, герцог Бургундии и король Кастилии Филипп, скоропостижно скончался в 1506 году от простуды, когда сыну было всего 6 лет. Мать Хуана Кастильская после смерти мужа сошла с ума и остаток своих дней провела в заточении в Тордесильясе. Поэтому образованием молодого Карла занимались многочисленные родственники, из которых наибольшое влияние оказала на него Маргарита Австрийская, тётя будущего императора и наместница Нидерландов.

1.jpg

2.jpg

Мартин Лютер и Карл V

В скором времени Карлу придётся лично столкнуться с решением религиозных проблем на своих землях. Несмотря на то, что он был довольно искушённым богословом и видел некоторые проблемы в современном ему состоянии церковной организации, появление Лютера на культурном и политическом горизонте виделось ему скорее политическим, нежели религиозным вызовом.

К моменту открытия Вормсского рейхстага — первого собрания представителей немецких земель со времени восшествия Карла на престол Священной Римской империи — император уже активно проводил антипротестантскую политику в Нидерландах, где поддерживал католическое духовенство в борьбе против тлетворного учения Мартина Лютера. Однако во внутринемецкой политике проблема Лютера носила не только религиозный характер: к ней примешивалось и давнее соперничество императора и папы римского в светской сфере, и борьба Габсбургов против французских королей, также претендовавших на доминирующее положение в Европе. Кроме того, многие князья империи сочувствовали учению Лютера и видели в нём один из путей ослабления императорской власти в Германии.

3.jpg

Именно сопротивление внутри страны воле императора, которого местные сословия считали пришельцем (Карл родился в Голландии и практически не знал немецкого языка), побудили изменить изначальные планы строгого наказания Лютера по пожеланиям папы римского. Призвав реформатора на рейхстаг и выдав ему имперскую охранную грамоту, Карл фактически игнорировал требования Рима, а сам Лютер расценил приглашение как дар судьбы, редкую возможность доказать правильность своих умозаключений пред очами высших сановников.

4.jpg

Германия в огне

Последствия решений Вормсского сейма не заставили себя ждать. Реформация оголила нараставшие внутри империи проблемы, в частности, недовольство привилегированным экономическим положением католического духовенства. Именно это стало причиной первого крупного конфликта после рейхстага, так называемого Рыцарского восстания, возглавляемого одним из ближайших сторонников Карла — полководцем Францом фон Зиккингеном. Целью выступления рыцарей стал архиепископ Трира: Зиккинген в 1523 году собрал против клирика 15 тыс. человек и осадил город. После нескольких неудачных штурмов войска отступили и укрылись в землях Зиккингена, после чего инициатива перешла к их противникам: Гессену, Пфальцу и Триру. Несмотря на то, что сам Карл в подавлении выступления не принимал участия из-за занятости в других частях своих обширных владений, восстание Зиккингена стало первым серьёзным звонком, говорившим о том, что дела внутри Германии оставляют желать лучшего.

5.jpg

6.jpg

Эти выступления не сильно заботили императора, занятого другими проблемами. Однако уже в следующее десятилетие 16-го века внутренние неурядицы заставили Карла V обратить свой взор на Германию, где с 1530 года существовал Шмалькальденский союз — объединение протестантских князей, не согласных с религиозной политикой монарха. Причиной появления союза, среди прочего, послужил провал попытки Габсбурга объединить католиков и протестантов для совместной борьбы с Османской империей. Последователи Лютера представили на суд государя в 1530 году Аугбсургское вероисповедание, очень примирительное по своей сути. Однако Карл и на сей раз отказался идти на уступки протестантам — напряжение нарастало год от года. В 1538 году католические субъекты империи создали Католическую лигу, однако она уступала в энергичности своему визави.

7.jpg

Внутри объединения протестантов также не было согласия — к 1542 году союз фактически распался из-за претензий князей друг к другу и соперничества кальвинистской и протестантской партий. Это позволило Карлу V, только закончившему свои итальянские войны, в 1546 году наконец обрушиться на религиозных противников — началась Шмалькальденская война. На этот раз император лично контролировал ситуацию в Германии. Буквально за год войска протестантов были разбиты: решающее сражение конфликта состоялось 24 апреля 1547 года у города Мюльберг, в котором проявил себя будущий тиран Нидерландов — герцог Альба.

Несмотря на лёгкую победу католиков, сам факт такого глубокого раскола в империи показал, что Германия находится в глубочайшем политическом кризисе. В том же году в Аугсбурге Карл V санкционировал принятие одноимённого интерима, частично шедшего на уступки протестантам в вопросе осуществления таинств, однако это не устраивало проигравших. Император не хотел идти на уступки, и относительное спокойствие в Германии настанет уже во время правления его брата, Фердинанда, при котором был заключён в 1555 году Аугсбургский религиозный мир, по которому лютеранство признавалось равным католицизму.

8.jpg

Несмотря на то, что Карл V не был фанатичным католиком и признавал, что церковная организация требует обновления, столкнувшись с учением реформаторов, он занял активную оборонительную позицию. Лютеранство и кальвинизм несли с собой угрозу развала империи, чего государь не мог допустить. В условиях соперничества с Францией религиозный вопрос трансформировался для Карла в острую политическую проблему, которую он так и не смог решить. Спустя столетие это приведёт к кровопролитной Тридцатилетней войне в Германии.

[Нем. Luther; лат. Lutherus] Мартин (10.11.1483, Айслебен, Саксония - 18.02.1546, там же), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства, ведущего направления в протестантизме.

Происхождение и образование

Л. род. в семье Ганса Людера (ок. 1459-1530; оригинальная форма фамильного имени - Luder; форму Luther Л. стал постоянно использовать только после 1517 г.) и Маргареты Линдеманн (ок. 1459-1531). Отец Л. происходил из крестьян; он приехал в Айслебен в поисках заработка, вступил здесь в брак с Маргаретой, уроженкой этого города, и вскоре после рождения Л., в 1484 г., занялся добычей меди на рудниках в окрестностях Мансфельда, куда переехал с семьей. Вопреки позднейшим заявлениям Л., по общественному положению его отец в период жизни в Айслебене относился не к крестьянам или рабочим, а к мелкой буржуазии, т. к. он был управляющим несколькими взятыми в аренду рудниками. Помимо Л. в семье было не менее 7 детей, однако подробные сведения о них (за исключением брата Якоба, поддерживавшего отношения с Л.) не сохранились. Хотя семья не была состоятельной, Л. рос в достатке, не испытывал нужды и впоследствии имел возможность получить достойное образование. Родители Л. были весьма религиозны; в воспитании детей они придерживались обычных в то время строгих методов, не исключая и телесных наказаний. Однако предположения некоторых исследователей о том, что Л. в раннем возрасте получил психологическую травму из-за строгого отношения к нему родителей, не имеют под собой фактических оснований; на протяжении всей жизни, даже несмотря на позднейший конфликт с отцом из-за избрания Л. монашеской жизни, он отзывался о родителях с почтением, любовью и признательностью (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 1-12).

Ок. 1490 г. Л. стал посещать начальную школу (Trivialschule) в Мансфельде, где обучался основам тривиума - лат. языку, логике и риторике, а также церковному пению. В 1497 г. Л. отправился для продолжения обучения в Магдебург, где занимался в школе при городском соборе; он жил в местной общине братьев общей жизни фактически на положении послушника (см.: Ibid. P. 12-17). По неизвестным причинам после года учебных занятий Л. переехал в Айзенах, где жили родственники его родителей; здесь с 1498 по 1501 г. он посещал приходскую школу св. Георгия (Pfarrschule St. Georg). Точное содержание курсов, которые слушал Л. в 3 школах, установить невозможно. В позднейших воспоминаниях он высказывался о герм. начальных школах в целом и о школах, которые посещал лично, весьма критично, отмечая низкий уровень преподавателей, которые учили латыни и риторике не по лучшим образцам классической лит-ры, а по компендиумам сомнительного качества и нередко жестоко обращались с учениками, наказывая их за малейшие провинности. Однако эти оценки верны лишь отчасти; Л. смог получить в школах базовые знания, необходимые для дальнейшего обучения в ун-те; он прочел и полюбил мн. классические сочинения лат. лит-ры, знание к-рых оказало влияние на его лит. стиль и впосл. способствовало его сближению с гуманистами (Ibid. P. 19-21).

Монашеская жизнь в Эрфурте (1505-1511)

Преподавание в Виттенбергском университете (1512-1517)

Виттенбергский ун-т был основан курфюрстом Саксонским Фридрихом III Мудрым (1463-1525) преимущественно по политическим причинам: курфюрст был недоволен тем, что талантливые юноши из его владений уезжают учиться в ун-ты, расположенные во владениях его политических противников (Эрфуртский, Лейпцигский, Кёльнский и др.), и пожелал создать способное конкурировать с ними учебное заведение. Разместив ун-т в Виттенберге, являвшемся его 2-й резиденцией, курфюрст пригласил в него ряд талантливых, хотя и малоизвестных преподавателей. Преподавание теологии в Виттенберге имело эклектичный характер: лекторами были убежденный томист М. Поллих (1455-1513), последователь Иоанна Дунса Скота (Ɨ 1308) Н. фон Амсдорф (1483-1565), а также Штаупиц, представитель схоластического августинизма. С 1505 г. в ун-те преподавал философию, а затем и теологию А. Карлштадт (1486-1541), к-рый до сер. 10-х гг. XVI в. пытался совместить в теологии и в философии томистские и скотистские концепции.

Т. о., к кон. 10-х гг. XVI в. у Л. сложилась стройная и логически безупречная система относившихся к учению о спасении богословских убеждений, к-рые имели для Л. не только теоретическое, но и практическое, экзистенциальное значение, поскольку они позволили ему преодолеть личный страх перед судящим и карающим Богом. По происхождению эти убеждения были связаны с августиновской теологией, однако у Л. они получили более радикальную дуалистическую интерпретацию. Человек в его естественном состоянии был признан неисправимым грешником; естественная добродетель и возможность естественного появления у человека любви к Богу и веры в Бога были отвергнуты; единственным способом оправдания перед Богом была признана вера, которая в свою очередь есть исключительно дар Божий, а не дело самого верующего человека. Т. о., всякий христианин, получивший от Бога веру, вместе с ней получил и оправдание, к-рое совершается не по делам и заслугам человека, но по благодати Бога, оправдывающего верующих посредством вменения им праведности Иисуса Христа. Именно эта система богословских убеждений являлась основанием, на которое Л. опирался во время спора об индульгенциях, а также во всех последующих дискуссиях с католическими теологами.

Спор об индульгенциях (1517-1518)

До 1517 г. вопрос об индульгенциях не привлекал особого внимания Л.; он лишь изредка высказывался о них в проповедях и лекциях, осторожно выражая сомнения в их спасительности и полезности для христиан (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 183-190). Перемещение тематики индульгенций с периферии на передний план было обусловлено сложным комплексом исторических, богословских и политических факторов. С исторической т. зр. в процессе постепенного развития католич. практики индульгенций они превратились из дара, бескорыстно подаваемого Церковью человеку для облегчения принесения им удовлетворения Богу за совершённые грехи, в объект торговли, что привело к появлению множества связанных с ними злоупотреблений и суеверий (подробнее об истории см. в ст. Индульгенция). Торговцы индульгенциями в погоне за наживой выработали собственное учение об индульгенциях, наделяя их всевозможными магическими свойствами: способностью отпускать все грехи разом, в т. ч. и будущие; властью мгновенно освобождать души умерших не только из чистилища, но даже из ада, и т. п. Такое богословие покупаемого за деньги спасения не могло не вызывать возмущения у Л., видевшего в нем полную противоположность сложившимся у него убеждениям, что оправдание и спасение не могут быть заслужены человеком. При этом Л., вероятнее всего, осознавал, что по политическим причинам именно в области вопроса об индульгенциях можно было с наибольшим успехом показать отступление служителей и теологов католической Церкви от того евангельского христ. учения, к-рое он противопоставлял схоластической теологии. Если богословские тонкости учения об оправдании, излагаемого Л. с кафедры и с амвона, интересовали лишь узкую группу университетских теологов и благочестивых христиан, то вопрос об индульгенциях затрагивал интересы всех слоев европ. общества. Некоторые князья и епископы использовали торговлю индульгенциями для повышения собственных доходов, другие порицали ее, т. к. видели в ней лишь средство обогащения Римских пап, способ узаконенного изъятия денег верующих, к-рые не могли противостоять сложившейся церковной практике и красноречивым обещаниям торговцев индульгенциями. Выступая против индульгенций, Л. мог привлечь на свою сторону и герм. дворянство, недовольное финансовыми поборами со стороны Рима, и гуманистов, осуждавших связанные с ними суеверия и злоупотребления, и сторонников церковных реформ среди католич. духовенства и монашеских орденов, критиковавших упадок духовной и нравственной жизни в католич. Церкви. Т. о., сознательно или неосознанно Л. выявил болезненную точку, в к-рой пересекались не только богословские концепции, связанные с учением о спасении и покаянии, но и церковно-политические интересы; именно этим был обусловлен широкий резонанс, к-рый получило выступление Л.

Разрыв с католической Церковью (1519-1521)

Пятьдесят лет назад свершился суд над немецким офицером Адольфом Эйхманом, "архитектором Холокоста", как его теперь называют западные СМИ. Разбирательство, стартовавшее спустя 15 лет после Нюрнбергского процесса, заставило мир в очередной раз задуматься о злодеяниях Третьего рейха. Вспомним еще несколько громких судебных процессов прошлых лет.

Десять судов, потрясших мир

Суд над Эйхманом

В 1960 году агенты Моссада во главе с директором ведомства Исселем Харелем выследили бывшего эсэсовца Адольфа Эйхмана, одного из ведущих вдохновителей Холокоста, в его аргентинском убежище. Спустя год на судебный процесс по обвинению Эйхмана в преступлениях против человечества собрались сотни журналистов. Защищаясь, Эйхман заявлял, что был всего лишь винтиком в огромном механизме и только подчинялся приказам сверху.

На суде Эйхман больше походил на банковского клерка, нежели чем на палача. "Когда он стоял, он напоминал аиста, а не солдата", — такую характеристику дали экс-офицеру журналисты Time, освещавшие процесс. 15 декабря 1961 года Эйхману вынесли смертный приговор, и в ночь с 31 мая на 1 июня 1962 года его повесили в тюрьме израильского города Рамле.

Нюрнбергский процесс

После долгих лет войны, разорившей Европу и унесшей жизни более шести миллионов евреев, зверства нацистов получили широчайшую огласку. Практически сразу по окончании Второй мировой и победы союзников в Нюрнберге был создан военный трибунал, объявивший бывших нацистских лидеров военными преступниками.

Самым жирным куском был Герман Геринг — второй человек в Нацистской партии Германии. Кого-то из обвиняемых приговорили к смерти, кого-то оправдали, одних приговорили к тюремному сроку, другие покончили с собой. Как бы то ни было, процесс создал прецедент в международном праве, доказав, что в военных преступлениях могут быть виноваты не только целые страны, но и отдельные люди.

Испанская инквизиция

Века засилья арабов на Пиренейском полуострове привели к смешению всевозможных религий и культур, но всему этому суждено было закончиться с укреплением во власти испанской монархии и началом Реконкисты. В 1483 году был создан Верховный совет инквизиции, или Suprema, целью которого стало восстановление католической ортодоксии в Испании. В числе подсудимых были главным образом евреи, мусульмане и христиане, отказавшиеся от своей веры. Ни о каких адвокатах и речи не шло: обвиняемых в ереси пытали, а смертные приговоры выносились тысячами. Инквизиция заразила и Америку, и лишь в XIX веке с Suprema было покончено.

Дело Дрейфуса

Дело Дрейфуса стало не просто судебным процессом, а скандалом, отразившимся на всей Европе и США. В 1894 году против 35-летнего Альфреда Дрейфуса, капитана французской армии, сфабриковали обвинение в продаже военных секретов Германии. Дрейфус заявил о своей невиновности, да и улики против него были слабоваты, однако военно-полевой суд признал его военным изменником и приговорил к пожизненному заключению на Чертовом острове. Дрейфус пробыл там пять лет, несмотря на появившиеся доказательства вины другого человека — до следующего суда.

Пока шел процесс, Франция разделилась на два лагеря: тех, кто был за Дрейфуса (Дрейфусары), и тех, кто настаивал на его виновности (анти-Дрейфусары). В числе первых был писатель Эмиль Золя. В 1898 году он открыто выступил в защиту Дрейфуса, написав президенту письмо под заголовком "Я обвиняю", в котором обвинил суд, политиков, военных и чиновников в том, что они сознательно "топили" неугодного им капитана. В результате Золя сам попал на скамью подсудимых и был осужден за клевету.

В ходе процесса 1899 года Дрейфуса повторно признали виновным, сократив, впрочем, срок его заточения до десяти лет. Спустя десять дней президент Франции помиловал Дрейфуса, а военный министр заявил, что инцидент исчерпан. В 1896 году капитан был полностью реабилитирован, восстановлен в правах и представлен к ордену Почетного легиона. Однако лишь в 1995 году представители французской армии публично заявили, что Дрейфус невиновен.

Суд над Иисусом

Этот суд был, пожалуй, самым важным за всю историю судопроизводства, однако мы, к сожалению, знаем о нем не более того, что написано в Библии. Иерусалим сдался римлянам в 63 году до нашей эры и в течение последующих десятилетий страдал от установленного римлянами порядка. Восстание евреев в 6 году нашей эры закончилось порабощением еврейского народа. Так продолжалось до тех пор, пока у евреев не появился новый лидер, Иоанн Креститель, среди пророчеств которого было предсказание о пришествии Бога.

Правитель израильского региона Галилеи Ирод приказал казнить Иоанна, но народ уже узнал об Иисусе и потянулся за ним. Напряженность в отношениях между евреями и римлянами всевозрастала: Иисус изгнал торговцев из христианского храма, а в храме Ирода в Иерусалиме перевернул стол, за что его и арестовали. Судить Иисуса поручили Понтию Пилату.

Официальный Рим не хотел спровоцировать очередное восстание казнью видного еврейского лидера, поэтому предложил толпе помиловать Иисуса. Сделка не удалась: горожане решили освободить разбойника Варавву. А то, что случилось дальше, известно каждому.

Комиссия по расследованию военных преступлений в ЮАР

После десятилетий апартеида Комиссия по установлению истины и примирению — так она называлась официально — провела знаменитые слушания, пролившие свет на то, что творилось в Южной Африке долгие годы. Однако слушания имели мало общего с Нюрнбергским трибуналом: основной целью было не наказать виноватых, а найти пути к примирению. Председательствовал на процессе первый темнокожий епископ в ЮАР Десмонд Туту, в 1984 году получивший Нобелевскую премию мира. Критики Комиссии сетовали, что, мол, лучше бы она занялась восстановлением справедливости, а не объявлением амнистии, вне зависимости от того, к каким политическим последствиям это могло привести. Однако эта модель снискала популярность в мировом сообществе, и в более чем десяти странах были учреждены аналогичные комиссии.

Суд над Сократом

В 399 году до нашей эры отца греческой философии отдали под суд и приговорили к смертной казни за развращение афинской молодежи — Сократ был довольно противоречивой личностью и многим был неугоден. Любому убеждению он бросал вызов, будучи готовым спорить со своим оппонентом до бесконечности. Даже существование богов, которым поклонялись афиняне, он поставил под сомнение, что не понравилось "благочестивым" горожанам. Сократ мог бы сбежать из Афин, однако он предпочел остаться в городе. Тем не менее, мыслитель чтил закон и даже не пытался убедить присяжных в своей невиновности: он решил свершить приговор самостоятельно и выпил яд — сок болиголова.

Обезьяний процесс

В июле 1925 года начался суд над 24-летним учителем средней школы Джоном Скоупсом. Педагог обвинялся в нарушении антидарвинистского акта Батлера. В штате Теннесси действовал запрет на преподавание теории эволюции, который молодой учитель нарушил. Интересы Скоупса представляла группа юристов, возглавляемая известным адвокатом Кларенсом Дарроу. Обвинителем выступил юрист и политик, трижды баллотировавшийся в президенты США, Уильям Дженнингс Брайан, — кстати, идейный вдохновитель того самого акта Батлера и других антиэволюционных законов.

Процесс был недолгим: Скоупса быстро признали виновным. Однако это, пожалуй, самая оптимистичная из всех историй в этом списке. Учителя приговорили всего лишь к штрафу в сто долларов. Защита обжаловала приговор, после чего его отменили, а вот акт Батлера ждал отмены гораздо дольше — вплоть до 1967 года

Суд над Мартином Лютером

Этот процесс называют моментом рождения современного мира. 15 июня 1520 года Папа Римский Лев Х предупредил Лютера, немецкого монаха, что тот будет отлучен от церкви, если не вычеркнет из своих трудов ряд спорных моментов, а именно — 41. Лютер не испугался: вместо того чтобы смириться, он продолжил свои нападки на католическую церковь и, в частности, на Папу. Доводы у Лютера были железными — человек, мол, не имеет права определять, что правильно, а что неправильно, когда дело доходит до вопросов веры.

В итоге 3 января 1521 года Лютер был предан анафеме. В апреле того же года монаху решили дать последний шанс предстать перед Вормсским рейхстагом и отречься от своих убеждений. И снова Лютер отказался повиноваться, после чего было решено передать его императору для наказания. Этот указ так и не был исполнен: Лютер успел укрыться в замке Вартбург Фридриха Саксонского.

Галилео Галилей против Ватикана

Когда один из основоположников современной науки предстал перед судом инквизиции, это ознаменовало начало войны между двумя конкурирующими мирами — наукой и религией. 12 апреля 1633 года Галилея взяли под арест: ученому было объявлено, что его будут судить за еретические убеждения. Церковь заявила, что ее геоориентированный взгляд на Вселенную является единственно правильным и не подлежит оспариванию.

Галилей согласился покаяться, однако продолжил научные изыскания и представил ряд доказательств в поддержку своих убеждений. 22 июня инквизиция объявила ученому приговор: он был признан виновным в распространении книги с "ложным, еретическим, противным Святому Писанию учением" о движении Земли. Остаток своей жизни Галилей провел под домашним арестом. Только три столетия спустя церковь признала правоту Галилея и сняла с него обвинение в ереси.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

17-18 апреля 1521 года монах-августинец и доктор богословия из Виттенберга Мартин Лютер предстал перед императором Священной римской империи Карлом V и другими участниками проходившего в Вормсе рейхстага, начавшегося 500 лет назад - 27 января 1521 года.

Какой итог церковного суда над Лютером?

Где произошел церковный суд над Мартином Лютером *?

В 1521 г. папа отлучил Лютера от церкви, и в качестве суда над собой он должен был предстать перед Вормсским рейхстагом, где в случаи отречения от своих убеждений, мог быть возвращен назад в лоно католической церкви.

Где родился Мартин Лютер?

Что связано с именем Мартина Лютера?

Начало Реформации в Германии связано с именем Мартина Лютера (1483-1546), монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета, который в 1517 г. . открыто выступил против индульгенций.

Как стали называть всех сторонников Реформаций?

По названию документа, составленного протестующими, — Шпейерской протестации — сторонники Реформации стали именоваться протестантами.

Какие были основные идеи Мартина Лютера?

Основные идеи Мартина Лютера касательно государства:

Разграничение светской и религиозной власти. Выступает против восстаний. Хороший правитель тот, власть для которого является бременем, а не привилегией. . Духовенство также принадлежит к простому народу и должно подчиняться светской власти.

Кто такой Мартин Лютер опишите его 95 тезисов?

95 те́зисов (Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций) — документ, написанный Мартином Лютером с изложением критики богословия католицизма, в котором утверждал, что господствующая религиозная доктрина губит веру. От этого документа отсчитывается начало Реформации и история протестантизма.

Кто сжег папскую буллу об отречении его от церкви?

Первыми мучениками Реформации стали два монаха, которых сожгли в Голландии по предложению папского легата. Впрочем, у Лютера нашлись и могущественные покровители. Правящие слои поняли выгоду Реформации для себя. Отречение от католицизма освобождало их от власти папы.

Почему Мартин Лютер бросил вызов католической церкви?

За несогласие с официальной церковной доктриной! Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что-либо, что приближало бы его ко спасению. Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди.

В каком веке родился Мартин Лютер?

Мартин Лютер родился в 1483 года в г. Айслебене. В 1505 г. он вступил в монастырь августинцев в г.

Какой стране жил Мартин Лютер?

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер.

В каком году родился Мартин Лютер?

В чем суть учения Лютера?

Суть их сводилось к следующему: Продажу индульгенций надо запретить. Отпущение грехов совершает сам Бог, а не церковь; . В целом, Лютер лишь пытался удалить из церкви явные несоответствия Библии.

Почему Мартин Лютер выступал против церкви?

Своими новыми положениями Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе "смирения" и "сокрушения сердца", осознания человеком его полной зависимости от "милости божьей" в деле спасения его души.

Что по мнению Лютера является самой важной ценностью для христианской церкви?

Ответ: С точки зрения Лютера, Церковь — это по сути своей духовное общество людей, искупленных и оправданных благодатью Божьей, древняя общность святых.

Читайте также: