В каком году было уничтожение королевского суда

Обновлено: 28.05.2024

На XIII и XIV вв. приходится также дальнейшее укрепление и развитие королевских судов как в центре, так и на местах.

Центральные судебные учреждения постепенно сложились следующим образом. Из королевской курии выделились три высших суда под наименованием: Суд казначейства, Суд Королевской скамьи и Суд общих тяжб (Court of Exchequer, Court of Kings Bench, Court of Common Pleas).

Выделение этих двух последних судов связано с тем, что короли при своих разъездах часто возили с собой судей по уголовным делам — curia capitalis, которая и получила наименование Суда Королевской скамьи, так как предполагалось, что король сам председательствует в нем. Во время разъездов короля великий юстициарий с другим составом судей оставался в Вестминстере. Этот состав и превратился позднее в суд общих тяжб (Common Pleas) J.

Суд Королевской скамьи сложился еще при Генрихе III в коллегиальное учреждение с постоянным составом членов. В состав его входили 4—5 высших судей (юстициариев). Со времени Эдуарда I председатель назывался великим юстициа- рием по уголовным делам (Capitalis justiciarius ad placita coram Rege tenenda). К функциям Суда королевской скамьи относились: уголовные дела (placita согапае) со включением и более мелких проступков. Однако эти последние могли рассматриваться и местными судами. Далее, судьи королевской скамьи считались по своей должности высшими коронерами (хранителями мира), и как таковым им принадлежала высшая полицейская власть по поддержанию мира и расследованию преступлений. Суд королевской скамьи являлся и высшим судом по отношению ко всем другим судам, кроме суда казначейства J.

Постепенно вышло из употребления право короля лично председательствовать в суде королевской скамьи. С Генриха VI короли более не участвуют лично в судебных заседаниях.

В конце царствования Ричарда II установилось правило о постоянном пребывании Суда Королевской скамьи в Вестминстере.

Суд общих тяжб с третьей четверти XIII в. стал постоянно действующим судом по гражданским делам.

Суд казначейства выделился как судебное учреждение по финансовым делам. Оба эти суда получили более точную обрисовку после Великой Хартии.

Это развитие и укрепление королевских судов, шедшее параллельно с развитием законодательства, создало сильную централизованную судебную систему и подорвало сеньориальную юстицию .

Институт разъездных (путешествующих) судей прошел несколько этапов. Сперва это были личные представители короля, избиравшиеся им из среды его приближенных или других знатных лиц. Затем все чаще в качестве разъездных судей посылаются члены высших королевских (вестминстерских) судов (королевской скамьи, общих тяжб или ^азначейства).

Рядом законов XIII—XIV вв. было установлено общее правило, согласно которому каждый судья, принадлежащий к составу центральных судов, может заседать в качестве разъездного судьи при разбирательстве любого дела независимо of того, в каком суде оно разбирается.

С середины XV в: было установлено, что каждый судья, выезжающий для проведения ассизов, должен рассматриваться как представитель полного состава того суда, которому подсудно дело.

Остановимся подробно на деятельности королевских разъездных судей.

Даваемые им королевские поручения охватывали в XIII и XIV вв. все области управления. Все эти поручения так или иначе были связаны со взиманием доходов в пользу короля. Первая группа поручений — дела с присяжными (pleas of assizes and juris) охватывала в- начале этой эпохи земельные спор ы.

Вторую группу коронных дел (pleas of the crown) составляли все местные дела, в которых корона была заинтересована (например, о выморочных имуществах, о ростовщичестве, о находках и пр.). Третья группа —решение дел о преступниках (gaol deliveri — очищение тюрем). По этим делам к королю поступали конфискованное имущество виновных, орудия преступления, штрафы, взимавшиеся с должностных лиц, с целых общин, с присяжных.

За 40 дней до каждого такого объезда шерифу графства посылался королевский указ с требованием созвать в определенное время и в определенном месте людей всякого звания и положения.

Брэктон следующим образом описывает открытие сессии и вступительную речь старшего судьи.

После вступительной речи все должностные лица, начиная с шерифа, приводились судьей к присяге в том, что ими будут даны правдивые отчеты о служебной деятельности. От всех чиновников отбираются списки их дел.

Вслед за этим судья выслушивал владельцев земель, считавших, что они обладают правом самостоятельного суда (судебный иммунитет) liberty franchise.

Лорды, претендующие на это право, обязаны были сделать заявление в первый день, иначе за ними не признавалось это право, и они обязаны были отчитываться перед ревизорами- судьями.

Централизаторская деятельность разъездных судей-ревизоров должна была в некоторой мере обуздывать своеволие и злоупотребления шерифов. Их корысть, притеснения тяжущихся, произвол в назначении наказаний не вызывают сомнений.

Обычное в старой юридической литературе описание благодетельного воздействия королевского суда на общество, конечно, является преувеличенным и односторонним. Новые исследования архивных материалов, относящихся к объездам округов Англии судьями-ревизорами, вскрыли ранее затушевываемую сторону их деятельности.

Эти. судейские поборы начались сейчас же после издания Кларендонской ассизы 1166 года, учреждавшей регулярные объезды страны судьями.

Не удивительно поэтому, что население каждого судебного округа постоянно обращалось к королям с петициями об освобождении от судей-ревизоров, о предоставлении местным органам права собирать штрафы и субсидии в пользу короля.

Но сначала удалось добиться только того, чтобы ревизии происходили не чаще одного раза в семь лет.

В царствование Эдуарда I (1272—1307 гг.) был издан ряд законов, направленных на упорядочение отправления правосудия

При всей разрозненности, а иногда и противоречивости постановлений статутов Эдуарда I, относящихся к преследованию уголовных преступлений, в них постоянно выражаются две мысли: правосудие должно осуществляться королевскими судами — центральными (Вестминстерскими) и выездными сессиями, в преследовании и разбирательстве уголовных дел должно принимать участие само население.

В ряде этих постановлений отразились перемены, которые произошли в связи с изменением классовой борьбы в середине XIII в. Эта борьба прервала наметившееся стремление центральной власти бюрократизировать все управление и превратить собрания местных людей в розыскной орган, целиком подчиненный правительству в лице выезжавших на места представителей короны. Теперь король неоднократно подтверждает судебные права местных людей, их активное участие в решении вопросов гражданско-правового и уголовно-правового порядка.

Поскольку в парламенте заседают представители общин, они постоянно обращаются к королям с петициями о замене взимания судьями-ревизорами налогов в пользу казны непосредственными субсидиями, ассигнуемыми парламентом

Но разъезды судей-ревизоров прекратились только к концу XIV в.

Одним из статутов этого времени вводится контроль разъездных судей над деятельностью шерифов по наложению штрафов.

Статья 3 Первого Вестминстерского Статута регулировала вопрос о наложении штрафов на деревни за побег вора или другого уголовного преступника. Статут предписывал, чтобы такое взыскание налагалось только после того, как этот побег будет установлен разъездными судьями.

Статья 29 Второго Вестминстерского Статута направлена к дальнейшей централизации суда. Она вводит общее правило о том, что все дела о правонарушениях должны разбираться только в Суде Королевской скамьи и разъездными судьями.

Исключение делалось только в отношении особо тяжких преступлений с целью сокращения срока содержания в тюрьме обвиняемого.

Этот порядок состоял в том, что, по общему правилу, тяжбы, возбужденные перед судом королевской скамьи и судом общих тяжб, могли разбираться ассизными (разъездными) судьями. Вестминстерские суды разбирали эти тяжбы только в случаях, если не состоялось разбирательство на месте. Порядок этот, имевший, главным образом, в виду гражданские тяжбы, распространялся и на уголовные дела.

Этой статьей было установлено, что в каждом графстве три раза в год будут происходить ассизы с присяжными, проводимые специально назначаемыми двумя судьями, с присоединенными к ним одним-двумя достойнейшими рыцарями каждого графства. Из уголовных дел этим ассизным судам были подсудны дела по обвинению присяжных в даче ложных показаний в пользу одной из сторон (de attincte).

Но все перечисленные судебные реформы ни в чем не изменили положения людей, находившихся в крепостной зависимости. Королевская курия не принимала никаких жалоб крепостных, направленных против их господ. Вилланы по-прежнему были подсудны суду землевладельца. И вся практика разъездных судей и шерифов была направлена к поддержанию власти феодалов над вилланами, к охране их права на эксплуатацию крепостного труда.

В 1346 году ассизным судьям были переданы полномочия судей-ревизоров по расследованию злоупотреблений шерифов, бейлифов и присяжных.

Полномочия этих чрезвычайных судей часто не ограничивались юрисдикцией по делам о преступлениях, совершенных trail baston.

Очень часто они получали право судить любые насильственные действия, начиная с драк и кончая убийствами. Такими полномочиями были, например, снабжены justices trail baston, посланные в 1306 году в ряд графств

В первое время население приветствовало быструю расправу с преступниками. Однако, по-видимому, специальные судьи не очень церемонились с правилами судопроизводства и отличались крайней жестокостью. Поэтому палата общин неоднократно, особенно в царствование Эдуарда III, обращалась с петициями о прекращении comissions of trail baston. Окончательно они прекратились в конце XIV в.

В литературе не только английской, но и в дореволюционной русской нередко затушевывалась классовая сущность правосудия, творимого разъездными ассизными (вестминстерскими) судьями. Нельзя забывать, что и по составу суда, и по направленности его деятельности он был орудием обеспечения феодальной эксплуатации.

В принципе считалось, что каждый свободный житель сотни или пользующегося судебным иммунитетом феодального владения обязан был являться в судебное заседание суда графства, сотенного суда или суда, отправляемого бейлифом феодального владельца. От явки в суд графства или в суд разъездных королевских судей не были по закону свободны даже владельцы маноро®. Но на практике и владельцы маноров, и рыцари, и наиболее зажиточные горожане и свободные крестьяне находили способы уклониться от этой тяжелой повинности. Одни испрашивали и получали специальные грамоты, избавлявшие их от нее. Другие просто откунались от нее, давая взятки разъездным судьям и шерифам. Таким образом, вся тяжесть явки в собрания судов шерифа или разъездных судей, созываемые обычно в центре графства, и еще большие тяготы участия в этих судах в качестве местных присяжных людей падали на беднейшие слон населения. И, как показывают документы эпохи, население постоянно жаловалось на непосильное бремя участия в названных судах.

В законодательных актах времен Эдуарда I (1272—1307 гг.) мы находим прямое указание на обычные злоупотребления шерифов в организации судебных собраний, на освобождение зажиточных людей от обязанности присяжных и на включение а их списки больных, неимущих и даже лиц отсутствующих. Второй Вестминстерский Статут, отвечая на многочисленные петиции, освобождает от несения обязанностей явки в суд и участия в нем беднейшие слои населения. "Он устанавливает имущественный ценз (20 шиллингов, в год), необходимый для внесения в соответствующие списки, делая исключение только для тех лиц, которые должны быть признаны подлинными свидетелями в теперешнем смысле слова

Смотрите также:

ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ. Оформление права феодальной государственности в англии. Саксонское Зерцало.

спорам (прецедентов), выносившихся в феодальной Англии двумя различными видами королевских.

Читайте также: