В каком году был создан конституционный суд пмр

Обновлено: 25.06.2024

В соответствии со ст. 118 Конституции ПМР судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система ПМР устанавливается Конституцией ПМР и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов 6
2. Судебная система ПМР 11
2.1 Конституционный суд 11
2.2. Суды общей юрисдикции 13
2.1.1 Верховный суд 13
2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города, 15
2.2.3. Районный суд 18
Заключение 29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Выступая в качестве судебного органа, Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции ПМР). Конституционный Суд является элементом единой судебной системы ПМР (см. ст. 3 комментируемого Закона). Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией ПМР, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие от других судов, которые подчиняются Конституции ПМР и, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией ПМР (ст. 29 ПКЗ "О Конституционном Суде ПМР"). Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда ПМР не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

1) разрешает дела о соответствии Конституции ПМР;

2) разрешает споры о компетенции;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции ПМР;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента ПМР в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией ПМР, договором и конституционными законами.

Компетенция Конституционного Суда ПМР, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Приднестровский конституционный закон.

Конституционный Суд ПМР решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд ПМР при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд ПМР принимает Регламент Конституционного Суда ПМР.

2.2. Суды общей юрисдикции

2.1.1 Верховный суд

Верховный Суд ПМР осуществляет в предусмотренных приднестровским законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая и специализированные приднестровские суды, а также в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных приднестровским законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Приднестровской Молдавской Республики является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельности Верховного ПМР устанавливаются федеральным конституционным законом.

Содержащееся в п. 1 ст. 19 положение вытекает из ст. 126 Конституции ПМР. Оно определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции. Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности решений Верховного Суда ПМР по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела. Коллегии Верховного Суда ПМР в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружными и приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных приднестровским законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Особая роль в деятельности Верховного Суда ПМР отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи Верховного Суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Приднестровской Молдавской Республики путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда ПМР должны быть установлены приднестровским конституционным законом (ст. 128 Конституции ПМР).

2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города

Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов являются приднестровскими судами общей юрисдикции. В системе приднестровских судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Приднестровской Молдавской Республики.

Впредь до принятия приднестровского конституционного закона, которым будут установлены полномочия, порядок образования и деятельности вышеперечисленных судов, правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция ПМР, Приднестровский конституционный закон "О судебной системе Приднестровской Молдавской Республики", Гражданский процессуальный кодексПМР 7 , Уголовно - процессуальный кодексПМР 8 . При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в Приднестровье последние руководствуются Приднестровским конституционным законом "О судебной системе Приднестровской Молдавской Республики " и своими конституциями.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Приднестровья подлежат надзору со стороны Верховного Суда ПМР как высшего судебного органаПМР. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом ПМР.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Так в качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях. К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом ПМР по представлению Председателя Верховного Суда ПМР. На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом.

Рассматривая компетенцию судов среднего звена, необходимо отметить, что Верховный суд республики в соответствии с конституциями ряда республик является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией ПМР и конституцией соответствующей республики.

2.2.3. Районный суд

Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона "О судебной системе ПМР" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

Районный суд прежде всего является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе ПМР районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Конституционный суд – первый в истории Приднестровской Молдавской Республики орган конституционного контроля – был образован 12 июня 2002 года. Основой его создания стала принятая 24 декабря 1995 года на всенародном референдуме Конституция Приднестровской Молдавской Республики.
Образование Конституционного суда в Приднестровской Молдавской Республике стало актом закономерным и необходимым. Верховенство права и незыблемый правопорядок, базирующиеся на Конституции, – необходимое условие и неотъемлемый элемент суверенного, демократического, правового государства, признающего, соблюдающего и защищающего права и свободы человека и гражданина. Такое государство немыслимо без независимого судебного органа, обеспечивающего конституционный контроль в особой процедуре конституционного судопроизводства.
Поэтому создание в Приднестровской Молдавской Республике Конституционного суда явилось не только важным, но и абсолютно необходимым элементом в развитии конституционного строя государства.
12 июня 2002 года состоялось торжественное заседание Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. Шесть судей Конституционного суда принесли Присягу и приступили к исполнению своих полномочий.

Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых по два судьиПрезидентом, Верховным Советом и съездом судей ПМР на 7 лет. Судьи при назначении должны быть в возрасте от 40 до 58 лет, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности либо деятельности в области права не менее 10 лет. Председателя Конституционного суда из числа его судей назначает Верховный Совет по представлению Президента.

Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Конституционный суд в части осуществления конституционного контроля разрешает дела о конституционности:

законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;

правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике, в том числе в части необходимости разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;

международных договоров Приднестровской Молдавской Республики;

деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принимаемых ими решений и правовых актов.

Порядок организации и деятельности Конституционного суда ПМР, соблюдаемые им процедуры и иные вопросы регулируются конституционным законом ПМР.

Прокуратура ПМР осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением Конституции и законов судебными органами, министерствами и ведомствами, местными органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Она также проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Прокуратура ПМР составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Прокурору ПМР. Прокурор ПМР назначается на должность Верховным Советом по представлению Президента сроком на 5 лет. Прокурор ПМР подотчетен Верховному Совету и ответственен перед Президентом за надлежащее исполнение своих обязанностей.

Высшим органом финансово-экономического контроля является Комитет государственного контроля ПМР, в функции которого входит контроль за фактическим исполнением законодательных и подзаконных актов на предприятиях, организациях, учреждениях всех форм собственности в части их отношения с государством, за правильностью использования средств республиканского и местных бюджетов, за сохранностью имущества, принадлежащего государству, а также не принадлежащего, но им управляемого и используемого; на данный орган также возложены функции валютного контроля. В систему органов государственного контроля входят его городские, районные комитеты.

Комитет государственного контроля ПМР утверждается Верховным Советом сроком на 5 лет в составе председателя, заместителей председателя и членов Комитета. Персональный состав Комитета представляет для утверждения его председатель.

Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в ПМР отсутствует.

Брусалинская Г.С., заведующая кафедрой Приднестровского государственного университета (г. Тирасполь).

Конституционный Суд ПМР был создан в 2002 г. Однако за время своего краткого существования он внес значительный вклад в развитие правовой и научной доктрины в Приднестровской Молдавской Республике.

Состав Конституционного Суда ПМР, его структура и функции во многом схожи с конституционными судами других стран СНГ (Молдовы, Украины, России), но есть своя специфика в характере деятельности данного органа судебной власти, обусловленная территориальными особенностями Приднестровской Молдавской Республики, рядом экономических и политических причин.

Для более углубленного изучения всех явлений и процессов, лежащих в основе деятельности Конституционного Суда ПМР, необходимо иметь четкое представление о его роли и месте в системе органов государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике.

Создание Конституционного Суда было предусмотрено еще Конституцией ПМР 1991 г., однако в силу ряда политических и экономических причин в тот период этого не произошло (вооруженный конфликт между Молдовой и Приднестровьем 1992 г., экономическая блокада Приднестровья со стороны Молдовы и т.д.). Функции конституционного контроля вплоть до 2002 г. выполнял Верховный Суд ПМР.

Конституционный Суд ПМР как орган конституционного контроля, первый в истории ПМР, был создан 12 июня 2002 г. на основании изменений, внесенных в Конституцию ПМР Конституционным законом ПМР от 30 июля 2001 г. N 310-КЗИД "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики". Образование Конституционного Суда ПМР стало очередным шагом в построении в ПМР правового демократического государства и укреплении государственности в целом.

Согласно п. 2 ст. 88 Конституции Приднестровской Молдавской Республики соблюдаемые процедуры и иные вопросы деятельности Конституционного Суда регулируются конституционным законом. Таким актом является Конституционный закон ПМР от 20 ноября 2002 г. N 205-КЗ-III "О Конституционном Суде Приднестровской Молдавской Республики", в котором развиваются, конкретизируются основополагающие конституционные принципы и нормы, касающиеся этого Суда. В Законе сочетаются материальные и процессуальные нормы.

Конституционный Суд ПМР обладает двойственной правовой природой: с одной стороны, он является органом правосудия, с другой - это один из высших конституционных органов государственной власти республики. Содержание конституционного правосудия - это конституционный контроль, который реализуется в форме судопроизводства. В результате мы имеем дело с самостоятельным видом государственно-властной контрольной деятельности, осуществляемой по судебной процедуре. Именно эта форма обеспечивает объективность и беспристрастность данного специального вида конституционного контроля.

Конституционный Суд ПМР, выступая одним из звеньев судебной власти, осуществляет судебный контроль за органами законодательной и исполнительной власти, а также судебный контроль за правоприменительной практикой судов общей юрисдикции и арбитражного суда. В этом главная особенность конституционного правосудия и важное отличие его от судов общей юрисдикции и арбитражного суда.

Конституционный Суд ПМР играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между органами публичной власти на различных уровнях, Конституционный Суд ПМР выступает как орган компромисса и примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя в стране .

Карамануца В.И. Конституционный контроль как средство обеспечения и охраны конституционности в Приднестровской Молдавской Республике // Конституционный контроль на рубеже веков: актуальные проблемы и перспективы развития. Научно-практическое издание. Тирасполь, 2004. С. 238.

Образованный на паритетной основе тремя ветвями власти, Конституционный Суд ПМР является действенным механизмом защиты Конституции ПМР, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает соблюдение принципа разделения властей как одной из фундаментальных основ конституционного строя, являясь единственным государственным органом, способным правовыми средствами и в правовой форме ограничивать и законодательную, и исполнительную власть, разрешать между ними конфликты, не допуская вмешательства одной ветви власти в полномочия другой и превышения ими своих полномочий.

Для обеспечения эффективной организации и деятельности органов конституционного контроля, качественного взаимодействия органов судебной власти важной в научном и практическом плане является разработка организационных правовых основ - принципов деятельности судебных органов.

В соответствии со ст. 4 Закона о Конституционном Суде ПМР его деятельность основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, гласности, полного и всестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений, состязательности и равноправия сторон. Однако указанный перечень принципов не является исчерпывающим, так как в своей деятельности Суд руководствуется и рядом других принципов, четко не прописанных в Законе: устного судебного разбирательства, языка судопроизводства, непрерывности судебного заседания, непосредственности в исследовании доказательств, диспозитивности конституционного судопроизводства, процессуальной экономии (под этим принципом понимается отказ от некоторых процессуальных действий, которые не оказывают существенного влияния на результат судебного разбирательства и приводят к более быстрому рассмотрению дела).

Говоря о полномочиях Конституционного Суда ПМР, необходимо сказать, что к его ведению, как и в других государствах, относится проверка конституционности законов, правовых актов, принимаемых законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе и в части разрешения споров относительно компетенции органов различных ветвей власти.

К ведению Конституционного Суда ПМР отнесены также вопросы конституционности заключаемых международных договоров. Суд дает заключения о соответствии Конституции ПМР международных договоров до их ратификации, а также проверяет соответствие национального законодательства нормам международного права и вступившим в силу международным договорам.

Как единственный орган конституционной юстиции, Конституционный Суд ПМР дает общеобязательное толкование Конституции и конституционных законов. Тем самым официальное толкование Основного закона государства переведено в область права, это не вопрос политики. Но есть и другая точка зрения, она отражается в правовой позиции Верховного Совета ПМР: официальное общеобязательное толкование указанных нормативных актов должен давать орган, их принявший, то есть Верховный Совет как законодательный орган ПМР.

Особое место в деятельности Конституционного Суда занимает защита прав и свобод человека и гражданина. В современном демократическом государстве и обществе конституционное правосудие является наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека . Конституционный Суд ПМР рассматривает жалобы граждан на нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникших в результате применения закона, нормативного акта. Это является важнейшим механизмом, способным обеспечить ответственность государства перед человеком за принимаемые государственными органами решения, не соответствующие нормам Конституции.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для вузов. М., 2004. С. 551.

Конституционный Суд ПМР решает исключительно вопросы права. Состязательные начала есть в конституционном судопроизводстве, хотя здесь они имеют свои особенности (по сравнению с другими видами судопроизводства). Можно согласиться с мнением российского ученого-юриста Л.В. Лазарева, который к названным особенностям относит процедуры, в которых отсутствует спор между сторонами (запросы о толковании, запросы судов о конституционности законов и т.д.). При подобных процедурах у субъекта, обратившегося в суд, нет процессуального противника, а значит, принцип состязательности применяется не в полном объеме .

См.: Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": Комментарий. М., 1996. С. 138.

Также к особенностям можно отнести и то, что Конституционный Суд не является инициатором самого судебного процесса. Суд лишь правомочен решать вопросы, которые поставлены перед ним сторонами. Таким образом, Суд наделяется исключительно полномочиями по осуществлению правосудия.

Конституционный Суд при реализации своих полномочий разрешает самые различные вопросы, в которых выражается воля суда. Конституционный Суд принимает решения, которые являются правовыми актами. Именно через них Конституционный Суд устраняет неконституционные акты, то есть нарушения в правовой системе и правоприменительной практике.

Решение Высшего органа конституционного контроля - это акт, которым Конституционный Суд в пределах своей компетенции выражает свою волю посредством констатации юридически значимых фактов и изложения государственно-властных велений. Конституционный Суд ПМР принимает постановления, дает заключения и выносит определения. В случае разрешения дела по существу обращения принимается постановление или дается заключение. Если дело не разрешается по существу, выносится определение, которое оформляется отдельным актом или вносится в протокол. Постановление выносится именем Приднестровской Молдавской Республики. Итоговое решение Конституционного Суда ПМР по существу вопросов о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против лиц, занимающих высшие государственные должности ПМР, о конституционности подписанных международных договоров ПМР до их ратификации или утверждения и др. именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда ПМР, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. На заседаниях Конституционного Суда ПМР принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Итак, обобщая сказанное, следует отметить, что решения Конституционного Суда как органа государственной власти, осуществляющего конституционный контроль, представляют собой юридически оформленные выводы суда по материальным, процессуальным или организационным вопросам, рассматриваемым судом в процессе его деятельности с соблюдением особых процедур, определенных законом .

См.: Конституционный судебный процесс. Учебник / Под ред. М.С. Саликова. М., 2003. С. 141.

Особенностью конституционного судопроизводства в ПМР является законодательно закрепленная возможность судей, участвовавших в рассмотрении конкретного дела, изложить свое особое мнение. Так, согласно ст. 82 Закона о Конституционном Суде ПМР судьи, не согласные с решением Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда ПМР.

В соответствии со ст. 83 Закона решение Конституционного Суда ПМР провозглашается в полном объеме на открытом заседании Конституционного Суда ПМР немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда ПМР подлежат незамедлительному опубликованию в "Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики", являющемся официальным изданием органов государственной власти ПМР. Решения Конституционного Суда ПМР публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда ПМР", при необходимости и в иных изданиях.

Юридическая сила решений высшего органа конституционной юстиции определяется особым правовым статусом и местом этого органа как в системе государственных органов, так и в системе органов государственной власти. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции ПМР международные договоры ПМР не подлежат применению. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке. В случае если признание правового акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, тогда непосредственно применяется Конституция ПМР. Решение Конституционного Суда ПМР подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Хотя ст. 87 Закона о Конституционном Суде ПМР предусматривает, что неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения этого Суда влекут ответственность, установленную действующим законодательством ПМР, на сегодняшний день возникает проблема привлечения к этой ответственности виновных субъектов, так же как и в Российской Федерации.

Критерием результативности деятельности Конституционного Суда ПМР могут служить следующие статистические данные.

За 2004 г. в Конституционный Суд Приднестровской Молдавской Республики поступило 49 обращений и писем от различных субъектов: от граждан - о проверке конституционности отдельных положений законов, нормативных правовых актов Президента ПМР и иных исполнительных органов государственной власти, а также о восстановлении нарушенных органами государственной власти и должностными лицами конституционных прав и свобод; от Президента ПМР - о проверке конституционности отдельных положений законов ПМР, правоприменительной практики Верховного Суда ПМР и сложившейся практики толкования Верховным Советом ПМР законов Приднестровской Молдавской Республики.

За 2005 г. в Конституционный Суд поступило 54 обращения от указанных субъектов, а также от Верховного Совета о проверке конституционности отдельных положений нормативных правовых актов Президента ПМР, о толковании ряда статей Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Больше всего обращений в Конституционный Суд ПМР поступает от граждан. Например, за год (май 2004 г. - май 2005 г.) из 54 обращений 38 поступили от граждан, некоторые из них обращались два и более раз. Данное положение дел свидетельствует о том, что граждане продолжают оставаться наиболее активными субъектами обращения в Конституционный Суд за защитой нарушенных, по их мнению, конституционных прав и свобод.

Из двенадцати постановлений Конституционного Суда, принятых с момента начала его деятельности, в которых оспариваемые нормативные правовые акты или отдельные их положения признаны не соответствующими Конституции ПМР, исполнено десять. При этом шесть из них было исполнено только в 2004 г.

Подводя итог вышесказанному и подчеркивая значение деятельности Конституционного Суда ПМР, необходимо отметить, что за непродолжительный период своего существования он внес значительный вклад в формирование правовой системы республики, апробировал и развил новый - конституционно-судебный - способ защиты прав и свобод человека и гражданина, способствовал уяснению смысла ряда положений Конституции ПМР.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

- имеет широкие полномочия.

В целях защиты основ конст. строя, осн. пр. и св. чел.и гр., обеспеч. верховенства и прямого действия К РФ на всей её тер. КС:

1.Разрешает дела о соотв. Конст. – ФЗ, КЗ, НПА През., ВС, СФ, ГД, Пр. РФ, конст. респ., уставов, законов, иных НПА суб.

- дог. м/у ОГВ (ОГВ суб.); – не вступивших в силу междунар.дог., правопримен. практ.

2. Разрешает споры о компетенции: – между фед. ОГВ, ОГВ РФ и суб., между высшими ОГВ суб.;

3. По жалобам на нарушение конст. пр. и св. гр. и по запросам судов проверяет конст. закона, примененного в конкр.м деле; 4. Даёт толкование Конс.;

5. Даёт заключ. о соблюдении устан. порядка выдвижения обвинения в гос. измене против През. (иного тяжкого прест.);

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осущ. иные полномочия, предоставл.ему КРФ, ФКЗ, КЗ.

КС решает исключительно вопросы права. Решения принимаются большинством голосов от устан.числа судей.

С 2011 КСРФ однопалатный. Председатель руководит подготовкой заседаний, созывает их и председательствует на них, представл. КС в отнош. с ОГВ - издаёт приказы и распоряжения. + зам-ли + Судья - секретарь осущ. руководство работой Ап. КС, обеспеч. подготовку и проведение заседаний КС.

Принципы: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

КС независим от др. орг., огранич. не предусмотренные зак. не допуск. По вопросам своей внутр. деят. КС принимает Реглам.

Реш. КС обязательны на всей тер. ОГВ ОМСУ, предприятий, учр., орг., д/л, гр. объединений.

Состав и порядок формирования КС ПМР.

В ПМР КС состоит из 6 судей (включая Председателя и заместителя). Судьи назначаются на 7 лет. Вступ. в должн. – с момента принесения им присяги.

Судьей КС может быть назначен гр. РФ достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юр. образование и стаж работы по юр.й профессии не менее 15 ПМР(10) лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Гарантии независимости судьи: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, устан. порядок приостан. и прекращ. полномочий судьей, право на отставку, обязательность устан. процедуры конст. судопроизв., запрет какого бы то ни было вмешательства в суд.ю деят., предоставл. судье мат. и соц. обеспеч., гарантий безопасности, соотв. его высокому статусу.

Компетенция КС ПМР.

Статус Конституционного суда и его компетенция определены статьями 86-88 Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Согласно статье 86 Конституционный суд - это орган конституционного контроля в Приднестровской Молдавской Республике. Он гарантирует верховенство Конституции Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Конституционный суд в части осуществления конституционного контроля разрешает дела о конституционности:
- законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;
- правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике, в том числе в части необходимости разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;
- международных договоров Приднестровской Молдавской Республики;
- правоприменительной практики;
- деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принимаемых ими решений и правовых актов.

Конституционный суд в части осуществления конституционного контроля дает заключения:
- о конституционности подписанных международных договоров Приднестровской Молдавской Республики до их ратификации или утверждения;
- о противоречии закона Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционного) общепризнанным принципам и нормам международного права, правилам ратифицированного международного договора Приднестровской Молдавской Республики;
- в иных случаях, оговоренных настоящей Конституцией.




Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан по запросам судов проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Приднестровской Молдавской Республики, рассматривает жалобы граждан на нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникших в результате применения закона, нормативного акта.

Конституционный закон "О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики", принятый Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 30 октября 2002 года, и Регламент Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, утверждаемый им самим, устанавливают порядок организации и деятельности суда, правила конституционного судопроизводства.

Конституционный суд решает исключительно вопросы права.

Решения Конституционного суда окончательны. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу на основании решения Конституционного суда. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

Изучение состава, структуры и назначения Конституционного суда как правового института. Определение роли и места Конституционного суда в правовой системе Приднестровской Молдавской Республике. Значение Конституционного суда в развитии государственности.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.08.2012
Размер файла 12,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Роль и место Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики в процессе становления и развития приднестровской государственности

Новая Конституция Приднестровской Молдавской Республики, принятая на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года, предусматривает, что Приднестровская Молдавская Республика является демократическим и правовым государством (статья 1), государство, его органы и должностные лица осуществляют свою деятельность в условиях демократического многообразия политических институтов и мнений (статья 8), права и свободы человека являются высшей ценностью общества и государства (статья 16). Конституция выступает в качестве правовой основы всей государственной и общественной деятельности в стране. Она является центром правовой системы, и на ее базе строится весь механизм законности и правопорядка. Поэтому формирование правового государства предполагает строгое соблюдение всех конституционных положений. Особое место в данном процессе уделяется Конституционному суду. Как отметил Президент Приднестровской Молдавской Республики И.Н. Смирнов 12 июня

Конституционный Суд абсолютно новый для нас правовой институт. В соответствии с Конституцией он является органом конституционного контроля. В нашей стране впервые появился государственный орган, способный на основе закона ограничивать и законодательную, и исполнительную власть. Процессы институционализации судебного конституционного контроля в Приднестровской Молдавской Республике, как известно, получили правовую основу своего осуществления только в 2000 году, когда были приняты новые поправки к Конституции. В соответствии с изменениями, внесенными Конституционным законом 30 июня 2000 года, устанавливается правовое положение, порядок образования и полномочия Конституционного суда. Так статья 86 Конституции указывает, что Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики является органом конституционного контроля, который гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Данная статья регламентирует также и процедуру формирования Конституционного суда, согласно которой суд состоит из шести судей, назначаемых по двое Президентом, Верховным Советом и съездом судей Приднестровской Молдавской Республики. Срок полномочий судьи Конституционного суда - 7 лет.

При назначении судьи Конституционного суда учитываются требования, предусмотренные Конституцией. Во-первых, судьи Конституционного суда должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности либо деятельности в области права не менее 10 лет (статья 82). Во-вторых, должность судьи несовместима с предпринимательской и другой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судьи несовместимо также с исполнением депутатских обязанностей (статьи 34, 83). В-третьих, судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Приднестровской Молдавской Республики и закону (статья 81).

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики рассматривается как единственная инстанция по разрешению конституционных споров в стране. Он независим по отношению к любому органу власти, не подменяет другие властные органы и не вторгается в их компетенцию. Он занимает свое -- прочное и определенное место в системе органов государственной власти. С одной стороны, он независим от них, с другой -- может своими решениями влиять на их деятельность. В этом смысле он -- более высокая инстанция, какой и должен быть орган конституционного контроля, целью которого является обеспечение верховенства Конституции в правовой системе страны и ее соблюдение всеми государственными органами, организациями и гражданами.

В соответствии со статьей 87 Конституции Приднестровской Молдавской Республики в части осуществления конституционного контроля Конституционный суд разрешает дела о конституционности законов, правовых актов, принимаемых Верховным Советом, Президентом, министерствами, ведомствами, и иными органами государственной власти, международных договоров, правоприменительной практики. По жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, а также по соответствующим запросам судов Конституционный суд проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Кроме этого, в части осуществления

конституционного контроля Конституционный суд дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против лиц, занимающих высшие государственные должности, о конституционности подписанных международных договоров до их ратификации или утверждения, о противоречии закона общепризнанным принципам и нормам международного права, правилам ратифицированного международного договора. Постановления Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат.

О толковании статьи 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики в части определения положения прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики в системе органов государственной власти и управления. Анализ конституционных положений позволил Конституционному суду прийти к выводу, что прокуратура Приднестровской Молдавской Республики одновременно выполняет функции исполнительной и судебной ветвей власти. Такое положение вещей недопустимо, и Конституционный суд рекомендовал Верховному Совету и Президенту законодательно определить место прокуратуры в системе органов государственной власти, не нарушая конституционный принцип разделения властей.

О проверке конституционности правоприменительной практики Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении уголовных и гражданских дел в кассационном порядке и в порядке надзора, сложившейся после 22 июля 2002 года. В своем решении Конституционный суд отметил, что преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действующим во время совершения деяния, за исключением случаев, когда закон смягчает наказание. Следовательно, указанные правовые акты могут применяться только при рассмотрении дел по обвинению лиц, совершивших преступление до введения в действие Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, то есть до 22 июля 2002 года. В связи с тем, что при производстве по уголовным делам применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время дознания, предварительного следствия либо рассмотрения дела судом, после 22 июля 2002 года суды общей юрисдикции обязаны применять Уголовно-процессуальный кодекс Приднестровской Молдавской Республики независимо от времени совершения правонарушения. Принимая также во внимание, что действие правовых актов ограничивается только территорией соответствующего государства, Конституционный суд признал недопустимым применение правовых актов Республики Молдова и других государств на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Кроме этого, следует отметить, что Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией (статья 87) рассматривает также жалобы граждан на нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникших в результате применения закона, нормативного акта. Конституционное право граждан на судебную защиту их конституционных прав и свобод в Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республике не выступает лишь декларацией, а является реально действующим правом, что убедительно подтверждает практика Конституционного суда.

государственность правовая система конституционный суд

1. Новый правовой институт: Выступление Президента Приднестровской Молдавской Республики И.Н.Смирнова на торжественном заседании Верховного Совета, посвященного принятию присяги судьями Конституционного суда 12 июня 2002 года // Приднестровье. - 2002. - 15 июня.

2. Маракуца Г.С. Правовое пространство Республики: итоги и пути развития // Конституционный контроль на рубеже веков: актуальные проблемы и перспективы развития. Сборник докладов участников международной научно-практической конференции. - Тирасполь, 2004. - С. 53-54.

3. Смирнов И.Н. Конституционный контроль - основа демократической правовой государственности // Конституционный контроль на рубеже веков: актуальные проблемы и перспективы развития. Сборник докладов участников международной научно-практической конференции. - Тирасполь, 2004. - С. 12.

Читайте также: