В какой суд может подать жалобу военнослужащий на неправомерные действия воинского должностного лица

Обновлено: 04.05.2024

Приходится искать способы обуздания нарушителей порядка. Одним из эффективных способов являются жалобы на нарушителей, поданные непосредственному руководству (командиру воинской части, надзорному ведомству – в военную прокуратуру, а в крайних случаях неразрешимых конфликтов – обращение в суд.

О том, кому, на что можно пожаловаться и как составить жалобу грамотно расскажем в статье.

Конфликты гражданских и военных. По поводу чего чаще всего возникают?

Конфликты, требующие разрешения между военными и гражданскими, могут возникать как между физическими лицами, так касаться выяснения противоречий между юридическими лицами. Основанием для написания жалобы на отдельного военнослужащего или группу обычно служат:

  • бытовые конфликты, произошедшие за пределами дислокации воинской части;
  • совершение военнослужащим преступления в отношении конкретного лица или хозяйствующего субъекта;
  • причинение ущерба имуществу физического лица;
  • нарушение прав граждан со стороны должностных лиц Министерства обороны, например, при обращении в военный комиссариат, на сборных пунктах при отправлении в воинскую часть;
  • несоблюдение воинской частью или другим воинским формированием, являющимся юридическим лицом, договорных обязательств, заключенных с гражданским юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
  • причинение вреда окружающей среде воздействием радиоактивных, химических, биологических веществ, военной техникой и взрывчатыми веществами, в процессе осуществления повседневной деятельности подразделений МО РФ, военных учений, нештатных ситуаций или эксплуатации ракетно-космической техники и судов с ядерными силовыми установками.

Конфликты на бытовой почве

Военнослужащие могут контактировать с гражданским населением только вне пределов расположения воинской части. Чаще всего это территории населенных пунктов, вблизи которых расквартированы воинские подразделения, военные городки, в которых помимо военнослужащих проживает гражданский обслуживающий персонал Министерства обороны, члены семей служащих. В крупных населенных пунктах военнослужащие могут появляться в местах массового скопления людей, в торговых центрах, в развлекательных учреждениях. Нередко поведение военнослужащих характеризуется вызывающим поведением, неадекватной реакцией на замечания граждан.

Проблемы при решении конфликтных ситуаций усугубляются тем, что обращение к сотрудникам полиции не всегда результативны, поскольку полицейские не имеют права на задержание военнослужащих и даже на проверку документов. Исключения составляют случаи нахождения военных в нетрезвом состоянии или совершение насильственных действий в отношении гражданского населения. Даже в этих случаях полиция обязана немедленно поставить в известность о конфликте местное подразделение военной полиции, если таковое имеется в населенном пункте, или дежурного офицера воинской части, в которой проходит службу военнослужащий-нарушитель. После этого принятие мер дисциплинарного воздействия полностью ложится на усмотрение военных властей.

Учитывая, что в большинстве случае командование стремиться сгладить или замять конфликт, а виновный солдат или офицер ограничиваются самыми мягкими мерами взыскания, гражданское лицо, потерпевшее от неправомерных действий, бывает не удовлетворено наложенным взысканием. Особенно, если идет речь о возмещении материального ущерба или компенсации морального вреда.

В этих случаях у потерпевшего возникает право обжаловать решение командира , которым он не удовлетворен.

Сделать это можно тремя способами:

  1. Обращением с заявлением к вышестоящему воинскому начальству командира, принявшего маары дисциплинарного воздействия.
  2. Обращением в военную прокуратуру.
  3. Обращением в военный суд военного округа, на территории которого произошел конфликт.

Правила подачи жалобы на военнослужащего

Перед составлением заявления необходимо удостоверится в том, что действия военнослужащего влекут принятие мер дисциплинарного, административного или уголовного характера. Если заявитель не уверен в этом, желательно проконсультироваться у юриста/адвоката, имеющего познания в области военного права.

Стандартизированного ланка составления жалобы на военнослужащего не существует. Однако, необходимо придерживаться некоторых правил , которые выработаны практикой:

Жалоба должна содержать полные сведения о персональных данных заявителя:

  • ФИО; адрес места жительства или регистрации;
  • контактные телефоны;
  • адрес электронной почты, если такой имеется.
  • дату составлении документа;
  • личную подпись ( с расшифровкой фамилии).

ОБРАЗЕЦ

Жалобы на действия военного комиссара (военкомата)

Этот массив жалоб является самым объемным в практике рассмотрения вышестоящих военных начальников и военных прокуратур. В основном жалобы исходят от лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Основными причинами являются:

  • Неправильное (с точки зрения заявителя), установления группы годности к военной службе;
  • Игнорирование представленных во время прохождения военно-врачебной комиссии документов
  • Игнорирование заявления о желании проходить альтернативную службу, вместо военной по призыву;
  • Заявления лиц, находящихся в запасе, о привлечении на военные сборы;
  • Жалобы лиц, уволенных с военной службы (находящихся в отставке) о не предоставлении льгот, положенных по их статусу.

Существует рынок коммерческих услуг юридических фирмочек , специализирующихся на оказании консультационной помощи призывникам, не желающим служить в армии. Их довольно много, почти в каждом среднем или крупном городе можно натолкнуться на объявления сетевых образований, работающих по франшизам:

ОБРАЗЕЦ

Жалоба на действия военного подразделения (юридического лица)

Самым сложным и требующим юридических и смежных познаний, является обжалование действий военных подразделений (юридических лиц), дислоцированных в местах ведения хозяйственной деятельности.

Ущерб гражданскому населению и хозяйствующим субъектам может причиняться:

  • Проведением военных учений на территориях, находящихся в собственности или хозяйственном ведении гражданских лиц. Как частных, так и принадлежащих на праве аренды.
  • Загрязнением территории веществами, используемыми военной техников ( ГСМ ) и компонентами боевых устройств.
  • Падением элементов ракетного или артиллерийского вооружения (элементы ступеней ракет, учебных боеголовок, не разорвавшихся снарядов или их осколков.
  • Загрязнением акваторий водоемом радиоактивными и нефтехимическими отходами.
  • Оставлением на территориях, посещаемых гражданским населением, опасных для жизни предметов вооружения и военной техники (мин, снарядов, стрелкового оружия, брошенной военной техники и пр.).

Обжалование действия представляет сложности , поскольку к решению конфликтов подключаются юристы Министерства Обороны РФ, создающие препятствия вынесению законного решения.

В этих случаях, единственным действенным способом является обращение в суд. В этом случае, если жалобы, обращенные к командованию военных округов, МО РФ, военным прокурорам, оказались не эффективными, придется вместо жалобы составлять исковое заявление в суд.

Кроме сложности его составления, хлопот по документированию нарушения, сбору вещественных доказательств, могут присовокупится значительные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение иска в суде.

РЕЗЮМЕ

Жалоба на действия военнослужащего (в том числе – командира), является действенным инструментом, вынуждающим командование оказывать более пристальное внимание дисциплине среди подчиненных. Не надо думать, что жалоба останется безответной. Военное министерство заинтересовано в поддержании престижа армейской службы, поэтому, достаточно оперативно реагирует на жалобы, если они не затрагивают коммерческие интересы и не влекут существенных материальных затрат на устранение нарушений.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

100% практика по признанию должников банкротами.
Юристы гарантированно доводят процессы до полного списания долговых обязательств.


Любой гражданин РФ вправе обжаловать неправомерные (незаконные) действия, постановления и решения государственных, муниципальных органов, сотрудников полиции, прокуратуры, должностных лиц. Делать это необходимо, поскольку именно из-за пассивной гражданской позиции и правовой безграмотности должностные лица выходят за рамки полномочий, предоставленных им законом РФ.

Акты и действия государственных органов, подлежащие обжалованию

По общему правилу могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) государственных органов, если:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Куда жаловаться на чиновника любого государственного органа (учреждения)?

Существует три основных пути, Первое это обжалование действий или бездействий чиновника непосредственно в вышестоящий орган. Второй путь это жалоба в надзорный или лицензирующий орган. Третий путь это судебное обжалование действий должностных лиц.

Как правило, можно идти сразу всеми способами параллельно. К примеру, действия (а чаще бездействие) Судебного пристава исполнителя, можно обжаловать Старшему судебному приставу исполнителю - руководителю отдела ССП, можно выше, в городской департамент судебных приставов, прокуратура также имеет надзорные функции за деятельностью приставов, а можно сразу в суд. Схожая ситуация и с ГИБДД.

Что же касается действий самих судов, тут немного сложнее. Решения, постановления и определения суда могут быть обжалованы в вышестоящий суд, но только в соответствии с требованиями, предъявляемыми процессуальным законодательством. К примеру, решения мировых (участковых) судей могут быть обжалованы в районные суды, решения районных судов, могут быть обжалованы в суд субъекта РФ. В арбитражных судах несколько иначе, в арбитраже не существует районных судов или мировых судей. Требования предъявляются и по форме и по содержанию заявления или жалобы. К примеру, в судах общей юрисдикции (гражданских судах) эти требования могут быть отличны от требований арбитражного суда. Эти требования закрепленные в арбитражном и гражданском процессуальных кодексах. Действия или бездействие судьи, не выраженное в процессуальных актах, а также действия иных сотрудников суда могут быть обжалованы председателю суда, форма таких жалоб законодательно не определена.

Административный порядок обжалования актов налоговых и таможенных органов

Одним из способов защиты прав и законных интересов налогоплательщиков является административный способ, заключающийся в обжаловании актов уполномоченных органов или действий (бездействия) их должностных лиц по инстанциям, т.е. вышестоящему органу или должностному лицу.

Право любого лица обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государства. Это право представляет собой важную юридическую гарантию защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, которые участвуют в публично-правовых отношениях, построенных на началах неравенства сторон.

Следует отметить, что административный порядок обжалования является альтернативой судебному способу защиты прав и законных интересов налогоплательщика: обращение с жалобами на акты налоговых, таможенных органов, действия (бездействие) их должностных лиц возможно непосредственно в суд, либо в вышестоящий орган (должностному лицу). Однако загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества однотипных споров выявили необходимость введения обязательного досудебного урегулирования налоговых споров. Так, в силу п. 5 ст. 101.2 НК РФ решения налоговых органов о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24 мая 2011 г. N 18421/10 пришел к выводу, что решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога, и решение о частичном возмещении суммы налога как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах, могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием для отказа в возмещении налога. Важно отметить, что решения об отказе в возмещении НДС образуют самостоятельную группу ненормативных актов и прямо не названы в ст. 101.2 НК РФ в качестве решения, которое предварительно подлежит обязательному обжалованию в вышестоящем налоговом органе. Таким образом, ВАС РФ, фактически расширив сферу применения обязательного досудебного порядка обжалования, распространил последствия несоблюдения этой процедуры на решения, для которых она прямо законом не предусмотрена. В связи с вышеизложенным интерес будет представлять формирование позиции судов в отношении обязательности досудебного обжалования отдельных актов, например, производных от решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (требования об уплате налога, пеней, штрафа, решений о взыскании налога, пеней, штрафов).

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема участия налогоплательщика в рассмотрении материалов жалобы вышестоящим налоговым, таможенным органом, поскольку его участие в урегулировании спора заканчивается сразу после подачи жалобы. НК РФ не установлена обязанность вышестоящего налогового органа уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения его жалобы; в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" также не упоминается об участии жалобщика в рассмотрении жалобы. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2010 г. N 4292/10 по делу N А04-3308/2009 указано, что пп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право на участие в рассмотрении материалов проверки и иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ. Поскольку ст. 140 НК РФ не содержит положений об обязательном участии налогоплательщика в рассмотрении его жалобы, вышестоящая инспекция правомерно рассмотрела жалобу в его отсутствие. Суд также отметил, что положения ст. 101 НК РФ не подлежат расширительному толкованию и не применяются к процедуре рассмотрения жалобы.

Судебный порядок защиты по сравнению с административным в настоящее время является значительно более эффективным способом защиты прав налогоплательщиков. Это связано с более строгой процессуальной регламентацией, наделением налогоплательщика процессуальными правами, позволяющими ему активно участвовать в рассмотрении поданной им жалобы.

Вместе с тем нельзя не отметить и неоспоримые преимущества административного порядка обжалования, в частности то, что жалоба не может быть оставлена вышестоящим органом без движения, основания для возврата жалобы минимальны, за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.

Обжалование действий (бездействий) должностных лиц государственных органов в порядке гражданского судопроизводства:
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда, которые, которые определены статьями 1069 и 1070 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).

Такая ответственность наступает и подлежит возмещению в случаи:

1) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления;

2) причинение вреда гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, относительно юридических лиц - незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;

3) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекших незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также касательно юридических лиц -незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;

4) причинение вреда гражданину при осуществлении правосудия.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентирован гл. 25 ГПК РФ.

Субъектами обжалования являются согласно п.1 ст.254 ГПК РФ граждане и организации, если только возникший спор не относится к компетенции арбитражного суда или не рассматривается в ином судебном порядке.

Предметом оспаривания в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, являются оперативные решения, действия (бездействия) многочисленных органов и лиц, осуществляющих, в частности, контролирующие, регистрационные, разрешительные функции от имени государства (муниципальных образований) практически во всех областях деятельности граждан и организаций, в том числе и оспаривание ненормативных правовых актов.

В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, оспариваются решения (за исключением нормативных актов) и действия: органов государственной власти; органов местного самоуправления; должностных лиц; государственных и муниципальных служащих; органов военного управления или командира воинской части.

Государственным органам, действия и решения которых могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства, относятся органы государственной власти и управления, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации и другими законодательными актами; к органам местного самоуправления относятся любые органы, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения.

В судебном порядке могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности, в кооперативных, общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

К органам государственной власти относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К государственным служащим относятся граждане, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта.

К муниципальным служащим относятся граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Заявление об обжаловании незаконных действий (бездействий) подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие), которых оспариваются. Относительно содержания, формы заявления, необходимо указать, что оно должно удовлетворять общим требованиям, предусмотренным ст. 131, 132 ГПК РФ, а при его принятии подлежат применению ст. 133 - 136 ГПК РФ, содержащие условия принятия, отказа в принятии, возвращения и оставления без движения заявления.

Согласно ст. 256 ГПК РФ установлен единый срок для подачи заявления, который равен трем месяцам. Трех месячный срок начинает течь со следующего дня после дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или свобод. Этот момент может быть определен датой получения письменного документа, которым нарушаются права и свободы гражданина, устного отказа в приеме документов, письменного отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы и т.д.

Согласно ст. 257 ГПК РФ заявления по делам данной категории должны быть рассмотрены в течение десяти дней с участием гражданина и органов, лиц, принявших решения, совершивших действия. Неявка надлежаще извещенных указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа, лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Для обеспечения своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав заявителя решение об удовлетворении его требований в соответствии со ст. 212 ГПК РФ может быть обращено к немедленному исполнению.

Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.

Копия решения направляется соответствующему органу или должностному лицу не позднее трех дней после вступления решения в законную силу (а в случае обращения решения к немедленному исполнению - после принятия решения) для устранения допущенного нарушения.

Специалисты юридической компании "ФИНЭКСПЕРТЪ" в г. Красноярске готовы отстаивать законные права и интересы клиентов, представлять квалифицированную юридическую помощь в различных инстанциях.

100% практика по признанию должников банкротами.
Юристы гарантированно доводят процессы до полного списания долговых обязательств.

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

3. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

5. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

6. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Комментарий к ст. 218 КАС РФ

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 686.

В Постановлении Пленума ВС России 2009 г. N 2 давались разъяснения в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Как разъяснялось в п. 1 данного Постановления:

- к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль;

- к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно разъяснению, данному в п. 1 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 50, требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ; вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утв. Президиумом ВС России 25 ноября 2015 г., представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ; таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ; поскольку оснований для отказа в принятии и оснований для возвращения такого заявления ст. 128 КАС РФ и ст. 129 АПК РФ не содержат, суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривают данное заявление по существу.

Статья 218 КАС РФ регламентирует предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению. Ранее соответствующее регулирование содержалось в ст. 254 "Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего" и ст. 255 "Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства" ГПК РФ.

В ч. ч. 1 и 2 ст. 218 КАС РФ предусмотрены случаи обращения с таким административным исковым заявлением. В рамках такой регламентации ч. 1 ст. 254 ГПК РФ устанавливалось следующее: гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. При этом в п. 12 Постановления Пленума ВС России 2009 г. N 2 судам предписывалось иметь в виду, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации).

Статьей 255 ГПК РФ предусматривалось, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как было установлено Определением КС России от 22 апреля 2004 г. N 213-О , ст. ст. 255 и 258 ГПК РФ и ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" - по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в данном Определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными КС России в решениях, сохраняющих свою силу, - предоставляют объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.

ВКС РФ. 2004. N 6.

Часть 3 ст. 218 КАС РФ, дублируя более общую норму ч. 3 ст. 4 данного Кодекса, для случая, когда федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, предусматривает, что обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. Такое положение в гл. 25 ГПК РФ не содержалось, но в п. 16 Постановления Пленума ВС России 2009 г. N 2 предписывалось иметь в виду, что федеральными законами может быть предусмотрен досудебный порядок в отношении оспаривания отдельных решений, действий (бездействия). Примером установления обязательного соблюдения досудебного порядка разрешения административных споров является норма п. 2 ст. 138 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ), согласно которой акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном данным Кодексом.

В ч. 4 ст. 218 КАС РФ указано на предусмотренные данным Кодексом случаи, когда органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в России, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц. Общие положения об обращении в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц закреплены в ст. 40 КАС РФ.

Глава 25 ГПК РФ не содержала подобных положений, но в п. 12 Постановления Пленума ВС России 2009 г. N 2 разъяснялось, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом. Там же указывалось, что согласно правилам, закрепленным в ст. 398 ГПК РФ, заявителями по этим делам могут также выступать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации. Кроме того, в п. 13 данного Постановления говорилось о соответствующем обращении в суд прокурора: на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в ст. 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, России, субъектов РФ, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Часть 5 ст. 218 КАС РФ, определяя подсудность рассмотрения административных исковых заявлений, отсылает к гл. 2 данного Кодекса, а именно к следующим положениям:

- ВС России рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России, об оспаривании решений ВККС России и решений ККС субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в ВС России предусмотрено федеральным законом, об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена, об оспаривании ненормативных правовых актов Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, об оспаривании ненормативных правовых актов Генпрокуратуры России и СКР, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов СКР (пп. 2, 3, 4, 13 и 14 ст. 21);

- верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, связанные с государственной тайной, административные дела об оспаривании решений ККС субъектов РФ, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки, об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанных экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена (пп. 1, 3 и 4 ст. 20); иные административные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (ст. 19);

- административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (ч. 3 ст. 24);

- административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа (ч. 2 ст. 24).

Ранее в отношении родовой подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц в ч. ч. 2 и 3 ст. 254 ГПК РФ указывалось следующее:

- заявление подается в суд по подсудности, установленной ст. ст. 24 - 27 данного Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Отказ в разрешении на выезд из России в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения (ч. 2);

- заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд (ч. 3).

В ч. 6 ст. 218 КАС РФ указано на недопустимость рассмотрения в порядке, предусмотренном данным Кодексом, административных исковых заявлений о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в тех случаях, когда проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Такое положение в гл. 25 ГПК РФ не содержалось, но о соответствующем правиле говорилось в следующих разъяснениях, данных в п. 17 Постановления Пленума ВС России 2009 г. N 2: судья отказывает в принятии заявления на основании ст. 248 или п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ в случаях, когда заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, т.е. рассмотрение заявления неподведомственно суду общей юрисдикции либо заявление подлежит рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в порядке апелляционного, кассационного или надзорного производства (оспариваются действия судей, связанные с осуществлением производства по конкретному гражданскому делу). Дела об оспаривании следующих решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права, а также норм КоАП РФ, перечислены в п. 7 данного Постановления.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
    • вопросы гражданского процессуального права
      • Общие положения. Исковое производство
      • Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Особое производство. Приказное производство
      • Производство дел в апелляционном порядке и в порядке надзора
      • Исполнение решений иностранных судов
      • Примирение сторон

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      24 декабря 2009 г. № 11

      О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц

      Изменения и дополнения:

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 2010 г. № 5 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 172, 6/907) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 44, 6/1144) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 6 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.07.2013, 6/1330) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2015 г. № 8 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.07.2015, 6/1487) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2017 г. № 11 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.10.2017, 6/1616)

      Конституция Республики Беларусь гарантирует право граждан на личные или коллективные обращения в государственные органы, а также устанавливает обязанность государственных органов и должностных лиц своевременно и качественно разрешать обращения граждан (ст. 40).

      В целях совершенствования механизма защиты прав и законных интересов граждан от неправомерных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, должностных лиц осуществляется реформирование законодательства, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на оптимизацию деятельности государственных органов и максимальный учет интересов граждан. Дополнительной гарантией защиты прав граждан является установление порядка осуществления административных процедур по заявительному принципу.

      Обоснованность действий государственных органов, иных организаций и должностных лиц при разрешении обращений граждан проверяется судом, который обязан обеспечить своевременное рассмотрение жалобы гражданина и в случае нарушения его прав и законных интересов вынести решение, направленное на их восстановление.

      Учитывая особенности рассмотрения данной категории дел и необходимость правильного и единообразного применения законодательства, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

      1. Обратить внимание судов, что своевременное и эффективное восстановление прав и законных интересов граждан по жалобам на действия (бездействие) государственных органов, иных организаций* и должностных лиц является одной из важнейших задач при обеспечении судебной защиты.

      *Для целей настоящего постановления под государственными органами, иными организациями понимаются и уполномоченные органы при осуществлении административных процедур, иные юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

      Жалоба в суд может быть подана лично гражданином, его представителем (ст. 72 ГПК), а также прокурором (ст. 81 ГПК).

      В силу ст. 60 Конституции Республики Беларусь обжалование действий (бездействия), предусмотренных ст. 353 ГПК, во внесудебном порядке не лишает граждан, а в предусмотренных законодательством случаях – юридических лиц права на обращение в суд в случае несогласия с принятым решением.

      2. В соответствии с правилами § 6 гл. 29 ГПК граждане вправе обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, которыми ущемлены их права, кроме случаев, когда порядок обжалования таких действий (бездействия) установлен другими нормами ГПК (например, в § 2, 4, 5, 7–9 гл. 29 ГПК) либо когда для разрешения отдельных жалоб законодательством Республики Беларусь установлен иной несудебный порядок обжалования.

      Административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица, которое принимается в устной форме, также может быть обжаловано в суд с соблюдением административного (внесудебного) порядка обжалования.

      В порядке, предусмотренном § 1 и 6 гл. 29 ГПК, эти лица могут обжаловать в суд также действия (бездействие) уполномоченных органов военного управления в связи с осуществлением в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и пограничной службы, внутренних войсках Министерства внутренних дел и иных воинских формированиях административных процедур, предусмотренных перечнем, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

      Дела по спорам лиц, на которых распространяется статус военнослужащих, связанные с прохождением и прекращением воинской службы (в частности, о выполнении условий контракта о прохождении военной службы, предоставлении положенного довольствия, наложении дисциплинарного взыскания, восстановлении на военной службе, изменении оснований увольнения), и иные споры, содержащие материально-правовые требования, рассматриваются судами в порядке искового производства.

      7. Юридические лица вправе подать жалобу в порядке § 6 гл. 29 ГПК, когда это прямо предусмотрено законодательством.

      8. В случае обжалования нескольких взаимосвязанных действий (решений) различных органов или должностных лиц заявитель вправе самостоятельно определить подсудность жалобы суду по месту нахождения одного из органов или работы должностных лиц, чьи действия обжалуются, применительно к ч. 13 ст. 47 ГПК.

      9. К субъектам, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в суд, относятся республиканские органы государственного управления и иные государственные органы, подчиненные Правительству Республики Беларусь, государственные органы, не относящиеся к республиканским органам государственного управления, органы местного управления, коллегиальные органы юридических лиц независимо от форм собственности, а также иные организации независимо от того, являются ли они юридическими лицами.

      К должностным лицам, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся лица, занимающие (постоянно или временно) в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо исполняющих такие обязанности по специальному полномочию.

      10. Судам следует учитывать, что уполномоченные на осуществление административных процедур органы, обязанные рассматривать заявления граждан и принимать соответствующие административные решения, перечислены в Указе Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

      Органами, уполномоченными на рассмотрение административных жалоб в административном (внесудебном) порядке, являются вышестоящие по отношению к уполномоченным органам в соответствии с их подчиненностью (подотчетностью) государственные органы, иные организации.

      11. Жалоба подается в суд в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, а в случае обязательного внесудебного порядка обжалования – со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ.

      Если законодательными актами Республики Беларусь установлен иной срок обращения с жалобой в суд, то применяется срок, определенный этими законодательными актами.

      12. Пропуск установленного срока для обращения в суд с жалобой не является препятствием для возбуждения дела. По заявлению лица, подавшего жалобу, суд в предварительном судебном заседании или в судебном заседании выясняет причины нарушения срока обращения с жалобой. Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом. Обязанность доказывания уважительности причин пропуска срока лежит на заявителе. Уважительными причинами могут быть признаны, в частности, тяжелая болезнь, беспомощное состояние заявителя, конкретные семейные обстоятельства, нахождение в командировке.

      При установлении факта пропуска срока без уважительных причин исходя из положений ч.ч. 6 и 7 ст. 264 и ч. 2 ст. 355 ГПК суд отказывает в удовлетворении жалобы в предварительном судебном заседании или в судебном заседании без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

      13. Согласно ч. 1 ст. 354 ГПК гражданин вправе обратиться с жалобой в суд после обжалования действия (бездействия) органа или должностного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу. Судья отказывает в возбуждении дела, если гражданином не соблюден внесудебный порядок разрешения жалобы (п. 2 ст. 246 ГПК), либо суд оставляет жалобу без рассмотрения (п. 1 ст. 165 ГПК), если это обстоятельство установлено в судебном заседании.

      Это правило не применяется, если законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность подачи жалобы непосредственно в суд либо установлена альтернативная подведомственность.

      Если законодательством предусмотрена возможность обжалования оспариваемого действия (бездействия) в вышестоящий орган и (или) в суд, то одновременное обращение гражданина в орган, рассматривающий жалобу, и в суд не является основанием для отказа в возбуждении дела.

      Обжалование административного решения в суд осуществляется после его обжалования в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.

      При решении вопроса о возбуждении дела по жалобе на административное решение суду необходимо выяснять, в частности, характер возникших правоотношений, какими нормативными правовыми актами они регулируются, соблюден ли установленный порядок обжалования.

      16. Жалоба на действия (бездействие) государственного органа, иной организации и должностного лица, в том числе на административное решение и решение, принятое по обращению гражданина, должна соответствовать требованиям, предусмотренным ст.ст. 242, 243 ГПК, с учетом общих положений гл. 29 ГПК в отношении жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Жалоба оплачивается государственной пошлиной по ставкам, установленным в приложении 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

      В жалобе, в частности, должно быть указано, какие действия (бездействие) обжалуются, мотивы (основания) жалобы, то есть юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий (бездействия) (ч. 1 ст. 340 ГПК), какие конкретно права нарушены или какие обязанности неправомерно возложены на гражданина, подавалась ли аналогичная жалоба вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, иной организации, должностному лицу и результат рассмотрения этой жалобы.

      В случае несоответствия жалобы перечисленным требованиям, а также при наличии других недостатков, препятствующих возбуждению дела, жалоба оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для исправления недостатков (ст. 111 ГПК).

      17. После поступления жалобы суд обязан приостановить исполнение обжалованного действия, если в законе предусмотрено обязательное его приостановление (например, в ст. 66 Кодекса Республики Беларусь о земле). По ходатайству заявителя либо по собственной инициативе в любом положении дела суд вправе приостановить исполнение обжалованного действия (ч. 3 ст. 340 ГПК). О приостановлении исполнения обжалованного действия суд извещает государственный орган, иную организацию или должностное лицо, действия которых обжалуются, а также лицо, осуществляющее исполнение (ч. 4 ст. 340 ГПК).

      18. Разъяснить судам, что если с жалобой на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц гражданином одновременно заявлено требование искового характера, это требование подлежит выделению в отдельное производство для рассмотрения в порядке искового производства (ст. 250 ГПК).

      19. Производство по жалобам граждан на ущемляющие их права действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, а также по жалобам юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется по правилам искового производства с учетом сущности и общих положений производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений (§ 1 и 6 гл. 29 ГПК).

      Суд рассматривает жалобу с участием заявителя (гражданина, представителя юридического лица), подавшего ее, и руководителя государственного органа, иной организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей, а в необходимых случаях и с участием иных заинтересованных в исходе дела лиц. Неявка в судебное заседание указанных лиц по неуважительной причине не служит препятствием к рассмотрению жалобы. При необходимости личного участия в рассмотрении дела гражданина, подавшего жалобу, и руководителя соответствующего органа, чьи действия (бездействие) обжалуются, суд вправе признать их явку в судебное заседание обязательной.

      20. Судам надлежит иметь в виду, что если в ходе производства по жалобе государственные органы, иные организации, действия (бездействие) которых обжалуются, реорганизованы, суд принимает меры для привлечения к участию в деле их правопреемников. При ликвидации этих органов суд привлекает к участию в деле орган, к компетенции которого относится восстановление нарушенного права гражданина.

      Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются, не работает в прежней должности, суд привлекает к участию в деле соответствующий орган, иную организацию, к компетенции которой относится восстановление нарушенных прав. В случае удовлетворения жалобы суд возлагает на руководителя этого органа (организации) обязанность восстановить нарушенные права заявителя.

      21. Помимо прав и обязанностей, общих для всех юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 56 ГПК), заявители, а также государственные органы, иные организации и должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе совершить ряд распорядительных действий.

      Заявитель может отказаться от жалобы, изменить ее мотивы в пределах обжалуемого действия. При решении вопроса о принятии отказа от жалобы с учетом положений ч. 4 ст. 61 ГПК суду следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от требований, является ли такой отказ его свободным волеизъявлением, не противоречит ли он закону и не нарушает ли права и законные интересы заявителя и других лиц, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от жалобы.

      Государственные органы, иные организации и должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе признать жалобу в случаях, когда они в пределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие.

      В силу характера правоотношений заключение мирового соглашения по делам данной категории не допускается.

      22. Обратить внимание судов, что предмет и обязанность доказывания по жалобам в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, определяются по правилам ст. 339 ГПК.

      Бремя доказывания законности и обоснованности совершенного действия закон возлагает на государственные органы, иные организации и должностных лиц, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия). Заявители, а также иные заинтересованные в исходе дела лица вправе представить суду доказательства о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, а применительно к ч. 1 ст. 179 ГПК заявители обязаны доказать, что в отношении их имело место действие (бездействие).

      При рассмотрении дел об обжаловании административных решений судам следует выяснять, в частности, наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращался гражданин, компетенцию органа, уполномоченного на ее осуществление, соблюдение срока обращения с жалобой в суд, законность и обоснованность принятого административного решения.

      Согласно ч. 1 ст. 339 ГПК независимо от мотивов жалобы суд по имеющимся в деле и дополнительно полученным доказательствам проверяет законность и обоснованность, а в случаях, предусмотренных законом, – лишь законность действия (бездействия) как в обжалованной, так и в необжалованной части.

      23. Если при рассмотрении жалобы суд установит, что возник спор о праве, подведомственный суду, гражданину, подавшему жалобу, разъясняется, что спор может быть разрешен в исковом производстве. Жалоба в этом случае оставляется без рассмотрения (п. 10 ст. 165 ГПК). Если же наличие спора о праве гражданском, подведомственном суду, будет установлено при подаче жалобы, судья в соответствии с п. 8 ст. 246 ГПК отказывает в возбуждении дела.

      24. В случае вынесения решения о признании жалобы обоснованной, а обжалуемых действий (бездействия) неправомерными суд в резолютивной части решения указывает на конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения (например, возлагает обязанность на должностное лицо выдать требуемую справку), а также разрешает вопросы о судебных расходах.

      При вынесении решения без мотивировочной части суд обязан указать нормы материального и процессуального права, которыми он руководствовался при разрешении жалобы.

      25. Судам следует учитывать, что соответствующий государственный орган, иная организация или должностное лицо обязаны сообщить суду и заявителю об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения копии решения суда. Поэтому при направлении копии решения суд уведомляет соответствующий орган о необходимости соблюдения ч. 5 ст. 357 ГПК.

      26. Суды должны реагировать частными определениями на установленные при рассмотрении жалобы факты формального отношения государственных органов, иных организаций или должностных лиц к обращениям граждан, невыполнения предписаний законодательных актов, в том числе нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений, осуществления административных процедур. При обнаружении признаков преступления в действиях должностного или другого лица суд сообщает об этом прокурору (ч. 2 ст. 325 ГПК).

      Председатель
      Верховного Суда
      Республики Беларусь В.О.Сукало

      Секретарь Пленума,
      судья Верховного Суда
      Республики Беларусь И.Н.Минец

      Читайте также: