В какой срок сотрудник имеет право обжаловать свое увольнение в судебном порядке мчс

Обновлено: 30.04.2024

Для многих людей оспаривание увольнения — единственный способ защитить интересы и уберечься от произвола руководителей. Законодательством РФ предусмотрена возможность досудебного решения проблемы и подача иска в судебный орган. Ниже рассмотрим распространенные причины лишения человека работы, выделим нюансы мирного решения вопроса, а также правила обращения в суд. Знание этих моментов позволяет защитить интересы, получить материальную компенсацию и даже восстановиться в прежней должности.

Незаконные основания для увольнения

В ТК РФ (статья с 77 по 84) прописаны основания, которые являются незаконными и могут быть обжалованы. Выделим основные:

  • нарушение порядка прекращения сотрудничества по договору
  • увольнение при нахождении человека в отпуске или во время болезни
  • отказ выплачивать положенные деньги
  • лишение должности за незначительное нарушение
  • решение о написании заявления принято под давлением руководства
  • сотрудник является родителем несовершеннолетнего лица в возрасте до 18 лет
  • увольнение объясняется прекращением деятельности компании или сокращением, но работники не информируются об этом
  • прочие основания, не предусмотренные законом РФ

Во всех случаях руководство оформляет приказ и передает его сотруднику для ознакомления. Если человек считает лишение должности незаконным, важно сразу сделать копию документа. В дальнейшем это позволяет оспорить увольнение за прогул или защититься от произвола руководства в иных случаях.

Досудебная процедура

Порядок обжалования предполагает попытку досудебного (мирного) решения вопроса . В распоряжении уволенного работника имеется несколько вариантов:

  • Оформление заявления с указанием ссылок на нормы ТК РФ. Бумага направляется на имя директора. В ней указывается просьба пояснить факт увольнения по определенному поводу. Бывают ситуации, когда высшее руководство не знает, что произошло у подчиненных. К примеру, незаконное решение принял заместитель, а руководитель отказывается от столь строгих мер.
  • Написание жалобы в профсоюз. Оспаривание незаконного увольнения возможно с помощью органа, защищающего интересы сотрудников. Это актуально, если уволенный человек состоит в профсоюзной структуре.
  • Обращение в Трудовую инспекцию. Метод применяется в случае, если рассмотренные выше шаги не дали эффекта. В документе необходимо указать обоснование руководителя, рассказать об обстоятельствах увольнения, уточнить нарушения, имеющие значение. Работники организации проверяют обращение и наказывают работодателя за незаконные действия. При этом уволившая человека компания должна заплатить компенсацию.
  • Написание заявления в прокуратуру. В этот орган можно обратиться одновременно с написанием жалобы в трудовую инспекцию.

При грубом нарушении прав и отсутствии результата в досудебном решении вопроса актуален более жесткий этап — обжалование увольнения в суде . При выборе такого варианта необходимо подготовиться к процессу, правильно оформить иск и подколоть к нему важные документы.

Как обжаловать через суд

Если попытки уладить конфликтную ситуацию через профсоюз, трудовую инспекцию или прокуратуру не дали результата, следующее действие — подача иска в суд на работодателя . Для повышения шансов оспаривания важно правильно подготовиться, внести необходимые сведения в заявление и передать требуемые документы.

При оформлении иска учитываются требования, указанные в ГПК РФ (статья 130 и 131). В заявлении должны быть следующие данные:

  • Наименование органа фемиды, рассматривающего дела.
  • Данные работодателя.
  • Сведения о приказе, который подлежит обжалованию.
  • Перечисление фактов, подтверждающих незаконность действий работодателя.
  • Описание сути проблемы.
  • Требования к работодателю. В зависимости от ситуации уволенное лицо может просить выплату долга, восстановление на прежнем месте, компенсации вреда и т. д.

Указанные выше сведения должны излагаться толковым русским языком и без эмоций. Вместе с иском в судебный орган передаются такие бумаги:

  • копия искового заявления (направляется работодателю)
  • документация, свидетельствующая о трудоустройстве в компании, откуда произошло увольнение
  • чек о выплате пошлины судебному органу (обязательное условие)

Как отмечалось, обжалование увольнения в суде позволяет истцу требовать от работодателя через представителей фемиды денежной выплаты или возврата на прежнюю должность. Если речь идет о выплате зарплаты, запросы подтверждаются соответствующими справками из бухгалтерии. Они должны выдаваться в случае увольнения сотрудника.

Суд принимает заявление и документы, если бумаги переданы и правильно заполнены, а госпошлина выплачена в полном объеме. Не меньшее внимание уделяется срокам подачи заявления.

Сколько времени дается на обжалование через суд

Ошибка многих работников в том, что они слишком поздно обращаются за правовой помощью.

В законе четко прописаны сроки, позволяющие обжаловать увольнение — три месяца со дня наступления события.

Лучше всего, если иск будет подан уже в первый месяц с момента произошедшего инцидента. При отсутствии требуемых знаний можно обратиться к юристам, которые оценят вероятность успеха и помогут с оформлением искового заявления.

В ТК РФ (статье 392) указано, что сотрудник вправе прийти в судебный орган для защиты прав в трехмесячный срок. На практике на решение спора выделяется не больше 30 дней.

Отсчет начинается с момента, когда сотрудник поставил свою подпись в документе.

Как действовать

Обжалование увольнения в суде действительно в случае, если соблюдать порядок и следовать определенной инструкции. Алгоритм действий должен быть следующим:

  • Не мешайте руководителю оформлять бумаги о разрыве сотрудничества.
  • Подпишите приказ и оформите заявление с требованием выдачи определенного пакета бумаг.
  • Заберите трудовую книгу и деньги.
  • Сделайте копии с предоставленных ранее бумаг.
  • Приготовьте жалобу в судебный или надзорный орган в указанный выше срок.
  • Получите информацию о принятии бумаг к рассмотрению.
  • Дождитесь принятия решения.

В иске пропишите ряд требований. Здесь возможны следующие варианты:

  • возвращение на прежнюю должность
  • внесение правок в трудовую книжку
  • получение средств, не перечисленных при увольнении
  • взыскание денег за время прогула
  • стягивание морального ущерба

Следование указанной инструкции повышает вероятность успешного оспаривания и сберегает нервные клетки. При этом для разных ситуаций инструкция к действию может немного отличаться.

Незаконное увольнение

В случае грубого нарушения ТК РФ во время увольнения человек вправе обратиться с жалобой в один из органов (или в оба сразу) — в трудовую инспекцию или в прокуратуру. Также допускается непосредственное обращение в судебную структуру без прохождения других этапов.

По результатам таких действий между работодателем и сотрудником может быть оформлена некая сделка с восстановлением на должности или выплатой компенсации. Если стороны договорились между собой, можно избежать судебных разбирательств.

Сокращение

Сложнее обстоит ситуация, когда речь идет о сокращении штата, затронувшего и самого сотрудника. По закону такое увольнение проходит долго и требует оформления кипы бумаг, заблаговременного предупреждения работников и прохождения иных этапов. В процессе принятия решения учитывается стаж работы человека, его квалификация и льготы. Далее руководитель информирует человека и дает выходное пособие.

При нарушении любого из пунктов сотрудник вправе обжаловать сокращение рассмотренными выше методами. При желании восстановиться в прежней должности лучше сразу оспаривать противозаконное действие в суде. В случае с трудовой инспекцией восстановление возможно только при грубом нарушении закона, к примеру, отказ от предложения другой должности, нет письменных доказательств выплаты пособия или нахождение работника в категории лиц, запрещенных к сокращению.

При подаче заявления об обжаловании важно следовать требования ФЗ статьи 59. Здесь прописаны данные, которые должны содержаться в обращении — данные о принимающем субъекте и заявителе, наименование документа и суть жалобы. Также указывается перечень прикладываемых бумаг, указывается дата и подпись.

Итоги

Консультация юриста по оспариванию незаконного увольнения по ТК РФ доступна на сайте БЕСПЛАТНО:

Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц. сети (ссылки в профиле)

Суд признал неконституционной норму, не позволяющую однозначно установить, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам сотрудники ОВД, уволенные на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел


23 января Конституционный Суд вынес Постановление № 4-П, в котором разобрался в том, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней сотрудники ОВД, уволенные в связи с болезнью, приобретенной во время службы.

Повод для обращения в КС

14 марта 2018 г. заместитель начальника полиции УМВД РФ по г. Перми Владимир Чистяков был признан не годным к службе в связи с наличием заболевания, полученного в период ее прохождения. 19 марта он подал два рапорта: об увольнении со службы с 26 марта 2018 г. и о предоставлении предусмотренного ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ отпуска по личным обстоятельствам.

Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 20 марта 2018 г. Чистяков был уволен со службы с 25 марта 2018 г. по п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) без предоставления отпуска.

Посчитав свои права нарушенными, Чистяков обратился в суд с иском о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, об изменении даты увольнения – с учетом продолжительности отпуска по личным обстоятельствам – с 25 марта на 25 апреля 2018 г. и о взыскании расходов на оказание юридической помощи.

Индустриальный районный суд г. Перми в удовлетворении заявленных требований отказал, отметив при этом, что предоставление сотруднику по его желанию предусмотренных законодательством отпусков возможно лишь в случаях, указанных в ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ, содержащей перечень оснований, при увольнении по которым сотрудники ОВД могут воспользоваться правом на отпуск. Суд посчитал, что поскольку п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона не входит в число названных оснований, Чистякову не мог быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам при прекращении службы.

Пермский краевой суд оставил без изменения решение первой инстанции, указав, что предоставление отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней предусмотрено лишь для сотрудников ОВД, увольняемых со службы по п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ, т.е. по состоянию здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Судьи Пермского краевого суда и Верховного Суда отказали в передаче кассационных жалоб для их рассмотрения в судебном заседании.

В жалобе в Конституционный Суд Владимир Чистяков указал, что ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ не соответствует Конституции, поскольку исключает предоставление предусмотренного ею отпуска по личным обстоятельствам сотрудникам, увольняемым со службы по основанию, закрепленному п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона.

КС согласился с неопределенностью нормы закона

Изучив материалы дела, КС указал, что до внесения 2 августа 2019 г. изменений в ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ отпуск по личным обстоятельствам безусловно предоставлялся сотрудникам органов внутренних дел, которые увольнялись по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе.

Суд заметил, что в отношении сотрудников, увольняемых со службы в связи с болезнью (п. 1 ч. 3 ст. 82 закона), несмотря на то, что по данному основанию увольнялись только лица, признанные военно-врачебной комиссией не годными к службе, т.е. не имевшие возможности продолжить службу на других должностях в органах внутренних дел, вопрос о предоставлении такого отпуска мог быть решен отрицательно, о чем свидетельствуют судебные решения по делу заявителя.

Конституционный Суд напомнил, что 2 августа 2019 г. ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ также была изложена в новой редакции, которая предусматривает, что сотруднику, увольняемому со службы по основанию, предусмотренному п. 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 ч. 2 ст. 82 данного закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы. По смыслу же гл. 8 оспариваемого закона, регламентирующей служебное время и время отдыха сотрудников ОВД, к неиспользованным отпускам, по общему правилу, могут быть отнесены основной и дополнительные отпуска, предусмотренные ч. 1 ст. 58 этого закона и предоставляемые, как правило, регулярно.

КС заметил, что отпуск по личным обстоятельствам, предоставление которого закреплено ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ, не может рассматриваться как неиспользованный, ввиду того что право на него возникает однократно – непосредственно в момент принятия решения о прекращении службы после вынесения соответствующего решения военно-врачебной комиссией. Следовательно, указал Суд, в настоящее время ч. 1 ст. 63 данного закона не может применяться в системной связи с ч. 11 ст. 56, в том числе с учетом тех оснований увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы, которые в ней указаны.

Статьей 9 данного закона, указал КС, установлены в том числе требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу, и сотрудников ОВД и определяемые по результатам военно-врачебной экспертизы категории их годности к службе.

Суд отметил, что данное утверждение подтверждается ответами госорганов. Так, Совет Федерации сделал вывод о соответствии оспариваемой нормы Конституции, но указал, что правовое регулирование, исключающее право граждан при их вынужденном увольнении в связи с болезнью на предоставление отпуска по личным обстоятельствам, ставит таких граждан в неравные условия по сравнению с гражданами, страдающими более легкими формами аналогичных заболеваний и увольняемыми по состоянию здоровья из-за отсутствия возможности перемещения по службе.

Министерство юстиции посчитало, что оспариваемая норма не позволяет сделать однозначный вывод о том, только ли сотрудник ОВД, увольняемый по состоянию здоровья, имеет право на отпуск по личным обстоятельствам либо данная гарантия распространяется на лиц, увольняемых в связи с болезнью.

Генеральная прокуратура также указала, что положения оспариваемой нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предоставляя право на дополнительный отпуск при увольнении по состоянию здоровья, исключают предоставление данного права при увольнении в связи с болезнью, т.е. ставят в неравное положение лиц, фактически принадлежащих к одной категории – сотрудники ОВД, увольняемые по заключению военно-врачебной комиссии, и при этом подчеркивает, что такие различия в объеме дополнительных гарантий сотрудников вряд ли можно признать разумными и оправданными.

Таким образом, отметил КС, буквальный смысл оспариваемой нормы, ее понимание органами государственной власти, в том числе законодательными, а также правоприменительная практика указывают на возможность неоднозначного толкования ее содержания. Следовательно, оспариваемое законоположение противоречит принципам правовой определенности, равенства и справедливости, а потому не соответствует Конституции.

Суд указал федеральному законодателю на необходимость незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания признанного неконституционным положения и отметил, что решения Владимира Чистякова должны быть пересмотрены после приведения положений закона в соответствие с Конституцией во исполнение данного постановления.

Эксперты оценили позицию Суда

КС определил пересмотреть приговор активисту Константину Котову, не рассматривая его жалобу в заседании

Суд указал, что без объективно подтвержденного и получившего адекватное отражение в приговоре признака существенности причиненного вреда или реальной угрозы его причинения необходимо избегать применения к нарушителю наказания в виде лишения свободы

Муж работает в МЧС, идет чистка кадров, его должны вызвать на собрание и уже в открытую говорят об увольнении или что попросят по собственному желанию, ссылаются на 141 закон МЧС и уволят по статье 83. У мужа было судебное дело в 2005 году, но оно закончилось примерением сторон. Помогите разобраться имеют ли право его уволить. У нас маленький ребенок на руках, я в декрете.

Ответы на вопрос:

Нет, не имеют ссылка на ст 83 ФЗ вот она, основания судебного дела 2005 год это не основание для увольнения вас со службы МЧС

Федеральный закон "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Контракт прекращается и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе:

1) по истечении срока действия контракта;

2) по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, установленного статьей 90 настоящего Федерального закона.

2. Контракт может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе:

1) по соглашению сторон;

2) по инициативе сотрудника;

3) в связи с изменением условий контракта и отказом сотрудника от продолжения службы в федеральной противопожарной службе;

4) по выслуге лет, дающей право на получение пенсии;

5) в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в федеральной противопожарной службе на основании рекомендации аттестационной комиссии;

6) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

7) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя;

8) по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

9) в связи с восстановлением в должности в федеральной противопожарной службе сотрудника, ранее замещавшего эту должность (в случае отказа сотрудника, замещающего эту должность, от перевода на другую должность в федеральной противопожарной службе в соответствии с пунктом 5 части 5 или пунктом 5 части 7 статьи 30 настоящего Федерального закона);

10) в связи с отчислением из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности;

11) в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником;

12) в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения;

13) в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от прохождения службы в федеральной противопожарной службе в особых условиях в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона;

14) в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

15) в связи с нарушением условий контракта сотрудником;

16) в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;

17) по инициативе сотрудника в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона;

18) в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида;

19) в связи с избранием (назначением) сотрудника на государственную должность Российской Федерации;

20) в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

21) в связи с прекращением допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

3. Контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе:

1) в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе;

2) в связи с признанием сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

3) в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в федеральной противопожарной службе (за исключением случаев отказа от перевода по основанию, предусмотренному частью 3, пунктом 1, 3 или 6 части 5, пунктом 2 части 7 либо частью 9 статьи 30 настоящего Федерального закона);

4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;

5) в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в федеральную противопожарную службу, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в федеральной противопожарной службе подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в федеральной противопожарной службе, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в федеральной противопожарной службе в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) в связи с осуждением сотрудника за преступление; в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законодательством;

8) в связи с призывом сотрудника на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

9) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника федеральной противопожарной службы;

10) в связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта;

11) в связи с истечением срока, установленного частью 5 статьи 37 настоящего Федерального закона для возобновления службы в федеральной противопожарной службе;

12) в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от перевода на равнозначную должность в порядке ротации в соответствии с частью 12 статьи 30 настоящего Федерального закона;

13) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 настоящего Федерального закона.

Если просят уволиться по собственному желанию, то явно нет оснований для увольнения по иному основанию.

Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 83. Основания прекращения или расторжения контракта

1. Контракт прекращается и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе:

1) по истечении срока действия контракта;

2) по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, установленного статьей 90 настоящего Федерального закона.

2. Контракт может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе:

1) по соглашению сторон;

2) по инициативе сотрудника;

3) в связи с изменением условий контракта и отказом сотрудника от продолжения службы в федеральной противопожарной службе;

4) по выслуге лет, дающей право на получение пенсии;

5) в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в федеральной противопожарной службе на основании рекомендации аттестационной комиссии;

6) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

7) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя;

8) по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

9) в связи с восстановлением в должности в федеральной противопожарной службе сотрудника, ранее замещавшего эту должность (в случае отказа сотрудника, замещающего эту должность, от перевода на другую должность в федеральной противопожарной службе в соответствии с пунктом 5 части 5 или пунктом 5 части 7 статьи 30 настоящего Федерального закона);

10) в связи с отчислением из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности;

11) в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником;

12) в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения;

13) в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от прохождения службы в федеральной противопожарной службе в особых условиях в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона;

14) в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

15) в связи с нарушением условий контракта сотрудником;

16) в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;

17) по инициативе сотрудника в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона;

18) в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида;

19) в связи с избранием (назначением) сотрудника на государственную должность Российской Федерации;

20) в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

21) в связи с прекращением допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Увольнение из мчс по собственному желанию

Увольнение из МЧС по собственному желанию, как показывает статистика, является наиболее распространённым способом прекращения трудовой деятельности пожарного. Такое структурное ведомство как Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации функционирует с 1994 года, и за это время постепенно разрабатывался и усовершенствовался механизм увольнения военнослужащими или представителями гражданского персонала ФПС. В данной статье будет подробно описана ситуация увольнения МЧСника на добровольной основе, включая порядок расторжения срочного или бессрочного контракта, финансовые вопросы, сроки и возможные проблемы, с которыми может столкнуться офицерский состав ФПС. Также будет уделено внимание ситуации, когда спасатель увольняется в связи с ликвидацией структурного подразделения.

Порядок расторжения трудового договора по собственному желанию

  1. Если речь идет о гражданском персонале ФПС, то для инициирования процесса увольнения по собственному желанию необходимо подать рапорт установленного образца (пример рапорта будет рассмотрен чуть позже). Подобный рапорт, который является аналогом заявления на увольнения, при увольнении также подается военными руководителю войска. Рапорт должен подаваться непосредственно начальнику отделения, при этом МЧСник может подать его в любое время, а аргументировать своё решение он вовсе не обязан.
  2. После подачи рапорта работнику придется выполнять свои обязанности еще 14 дней, на протяжении которых на его место должны подыскать другого спасателя. Как сказано в статье №80 ТК РФ, на протяжении двух недель работник имеет право отозвать своё заявление без каких-либо последствий. Руководитель подразделения ФПС в свою очередь обязуется восстановить его.
  3. Далее руководитель подразделения издает приказ, с которым обязательно должен быть ознакомлен сотрудник (факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника).

Важно! В статье №64 ТК РФ сказано, что работника могут не восстановить на работе, если на протяжении двухнедельного периода на его место уже прибыл другой специалист, которому нельзя отказать в предоставлении рабочего места. Такая ситуация является возможной, когда, к примеру, в подразделении МЧС на вакантную должность по направлению уже был трудоустроен молодой специалист.

Также необходимо обратить внимание читателя на еще один нюанс – отпуск с последующим увольнением. Согласно со статьей 127 Трудового кодекса РФ, у работника есть возможность выйти в отпуск, а потом прекратить трудовые отношения с ведомством, однако отозвать рапорт можно только до начала отпуска (в противном случае начальник имеет полное право не взять лицо обратно на работу).

Причины увольнения

Как уже было отмечено выше, причину увольнения можно не указывать, но лица, желающие избежать двухнедельной отработки, иногда обязаны аргументировать свой уход из ФПС. Более того, руководитель может потребовать предъявить документальное подтверждение причины ухода, но, как показывает практика, в большинстве ситуаций достаточно правильно оформленного рапорта, поскольку работники подразделения пожарной охраны входят в перечень сотрудников, которые могут освобождаться от отработки.

Причины для увольнения по собственному желанию могут быть связаны с профессиональной деятельностью МЧСника (невозможность наладить отношения в коллективе, смена профессии и т.д.), с личными делами (например, смена места жительства) или обстоятельствами, что не затрагивают ни одну из сторон.

" alt="Порядок и правила увольнения сотрудников из МЧС по собственному желанию">

Рапорт на увольнение по собственному желанию

Работник МЧС может быть уволен из службы по его собственному желанию после предоставления рапорта. Документ обязательно включает следующие положения:

  • ссылки на нормативную базу (если увольнение проходит по инициативе сотрудника, то необходимо указать второй пункт статьи №2 Федерального закона от 1-го февраля 2017 года);
  • просьба об увольнении из ФПС (Прошу Вас уволить меня из ФПС…);
  • информация о прохождении врачебной комиссии. От прохождения военно-врачебной комиссии можно отказаться, указав это в рапорте;
  • наличие или отсутствие претензий к руководству структурного подразделения ФПС;
  • количество дней неиспользованного отпуска (если очередной отпуск был использован, то об этом также нужно указывать в рапорте);
  • дата составления рапорта;
  • имя, звание и подпись работника МЧС.

Потеря заявления

Бывают ситуации, когда заявление об увольнении (в данном случае рапорт) может теряться. Как поступить в таком случае? Тогда стороны могут заключать дополнительное соглашение об увольнении, где указывается дата аннулирования договора. В противном случае придется писать заявление с просьбой открыть дело в прокуратуре. Во избежание подобных конфликтов рекомендуется отправлять не отдавать рапорт лично в руки, а отправлять заказным письмом с уведомлением о получении.

Трудовая книжка сотрудника МЧС

При увольнении спасателя МЧС в трудовую книжку офицера обязательно должна вноситься соответствующая запись. Когда в трудовой книжке делается отметка о расторжении договора, также может указываться и причина прекращения трудовых отношений (к примеру, переезд в другой город).

14 дней после увольнения

Многие полагают, что две недели после расторжения договора являются обязательной отработкой, однако только малая часть работников обязуется работать дополнительно 14 дней. Сотрудник ФПС лишь должен уведомить начальника своего подразделения о факте увольнения, после чего на его рапорт ответственное лицо должно наложить визу. По истечению двух недель лицо будет окончательно уволено из государственного ведомства.

Отказ в увольнении по собственному желанию

Если обратиться к Конституции Российской Федерации, то можно узнать, что каждый гражданин имеет свободу выбора профессии. Таким образом, отказ работодателя расторжении трудового договора будет считаться нелегитимным. Если по отношению к вам руководитель предпринял такие действия, то их можно обжаловать в одном из перечисленных ниже органов:

  • трудовая инспекция;
  • прокуратура;
  • районное отделение суда.

Увольнение в связи с ликвидацией структурного подразделения

Если спасатель МЧС увольняется не по собственному желанию, а на принудительной основе в связи с сокращением кадров, то его обязательно нужно уведомить об этом в письменной форме. Уведомление оформляется в соответствии с установленным образцом – в нем указывается именование подразделения ФПС, причина увольнения, законодательная база, а также дата прекращения трудовой деятельности. Дальнейшее увольнение возможно только с письменного разрешения самого работника.

Аннулирование трудового договора по собственному желанию не предусматривает выплаты дополнительных компенсаций, однако при принудительном увольнении пожарного или же при увольнении по соглашению сторон обязательно дополнительно выплачивается выходное пособие (устанавливать размер пособия можно в индивидуальном порядке). Если говорить о рассматриваемой ситуации, то, как сказано во второй пункте статьи №81 ТК РФ, попавшие под сокращение сотрудники МЧС могут получать денежную компенсацию на протяжении двух месяцев с момента увольнения (это касается как военных, так и гражданских работников ведомства).

Читайте также: