В какой срок казначейство обязано перечислить деньги судебным приставам

Обновлено: 20.05.2024

Появление исполнительных документов в учреждении даже у опытного бухгалтера-расчетчика может вызывать волнение и неуверенность, поскольку регламент их обращения строгий и отклонения недопустимы. Еще раз остановиться на всех этапах порядка исполнения взысканий и разобрать наиболее сложные моменты призвана настоящая консультация.

Поступил исполнительный документ

Чаще всего исполнительные документы присылаются ФССП, но в ряде случаев взыскатель может обратиться к работодателю должника и самостоятельно. Законом об исполнительном производстве установлены всего два вида исполнительных документов, которые могут быть направлены на исполнение, минуя службу судебных приставов:

1) о взыскании периодических платежей (исполнительный лист или судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, исполнительный лист о взыскании сумм в возмещение вреда от потери кормильца и т. д.);

2) о взыскании денежных средств, если в нем содержится указание на взыскание с должника единовременно не более 25 000 руб.

Самостоятельное обращение ускорит исполнение тех исполнительных документов, которые предполагают регулярное удержание сумм из заработной платы должника или выданы на сумму, удержание которой эффективнее за счет зарплаты, нежели путем продажи имущества должника. В этом случае взыскатель передает работодателю подлинник исполнительного документа и письменное заявление, в котором указывает реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина, либо наименование, ИНН налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица, а также банковские либо почтовые реквизиты, на которые следует перечислять взысканные денежные средства.

Во всех остальных случаях, а также в случае, если взыскатель не располагает сведениями о месте работы или учебы должника, исполнительный документ направляется на исполнение в службу судебных приставов и уже от них передается в учреждение.

Поступивший исполнительный документ необходимо зарегистрировать в журнале (книге) учета исполнительных листов. Нормативно-правовые акты содержат только косвенное упоминание этого регистра, его форма и содержание определяются учреждением самостоятельно. Это может быть самая обычная ученическая тетрадь, но пронумерованная и прошнурованная – такое требование предъявляется ко всем журналам регистрации. В графах журнала рекомендуем отражать следующие данные:

порядковый номер записи регистрации;

вид исполнительного документа;

дату поступления и входящий номер;

номер исполнительного документа, когда и кем выдан;

фамилию, имя, отчество и местожительство взыскателя;

фамилию, имя, отчество и местожительство должника;

фамилию и подпись бухгалтера о получении исполнительного документа;

отметку о завершении взыскания по исполнительному документу;

отметки о возврате исполнительного документа – куда и когда отправлен, фамилию и подпись работника о возвращении исполнительного документа.

Бухгалтер-расчетчик подтверждает получение исполнительного листа своей подписью в журнале, и именно на него целесообразно возложить ответственность за хранение исполнительных документов, например, в должностной инструкции. Храниться документы должны в сейфе, как бланки строгой отчетности.

Получение исполнительного документа от судебного пристава необходимо подтвердить обратным уведомлением. Чаще всего сам исполнительный лист имеет отрывную часть – уведомление; если ее нет, то уведомление составляется в произвольной форме с указанием входящего номера и даты получения документа, контактного телефона. Уведомление подписывается бухгалтером, его подпись заверяется печатью учреждения.

База доходов по исполнительным документам

Отметим, что обращение взыскания на заработную плату производится чаще всего по периодическим платежам, например, алиментам. Их необходимо удерживать с каждой выплаты должнику до полного исполнения документа.

Итак, не обращаются взыскания на доходы:

в виде сумм страхового обеспечения по социальному страхованию, кроме пособия по временной нетрудоспособности;

в виде компенсационных выплат в рамках трудовых отношений, например, командировочные, подъемные или компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях, если же с сотрудником заключен договор аренды его автомобиля, то суммы арендной платы войдут в состав базы доходов;

в виде сумм материальной помощи, выплачиваемой работодателем в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.

При этом законодатель установил, что с денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью (пп. 1 п. 1 ст. 101), и компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (пп. 4 п. 1 ст. 101), алиментные обязательства на несовершеннолетних детей должны исполняться.

Следовательно, если работодатель производит своему работнику выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве из своего фонда заработной платы, установленные, скажем, коллективным договором, то с таких выплат алименты на несовершеннолетних детей удерживать обязательно. В то же время, если работник является получателем ежемесячных страховых выплат в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве, эти выплаты в базу доходов не включаются. См., например, Определение Пермского краевого суда от 15.06.2011 № 33-5699.

Размер удержания по исполнительному листу исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

Предельные размеры удержаний и несколько исполнительных листов на одного работника

Законом установлены предельные размеры удержаний по разным основаниям (очередям), и если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Также пропорционально количеству рабочих дней (смен, часов и т. д.), приходящихся на период несовершеннолетия ребенка, рассчитывается сумма алиментов в месяце, в котором удержания должны закончиться, например, по достижении 18 лет.

Представим таблицу очередности удовлетворения требований взыскателей.

Очередность

Вид удержания

Максимальный размер удержания (от суммы, причитающейся работнику на руки, за вычетом НДФЛ)

Алименты на несовершеннолетних детей.

Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица.

Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца.

Возмещение ущерба, причиненного преступлением

70% в совокупности по всем исполнительным документам первой очереди

Возмещение морального вреда

50% в совокупности по всем исполнительным документам

Любые другие основания (возмещение материального ущерба, задолженность по договору, задолженность по платежам в бюджет и т. д.)

В вопросе удержания алиментов с сумм выплачиваемых авансов по заработной плате до сих пор можно встретить разночтения, поскольку нормативно-правового акта с точными указаниями не существует. На основании анализа имеющихся правовых актов можно сделать вывод, что алименты достаточно удерживать один раз в месяц (ст. 109 СК РФ) после расчета сумм НДФЛ, который также исчисляется в конце месяца (п. 2 ст. 223 НК РФ). Полагаем, это правило применимо и к другим основаниям удержаний по исполнительным документам.

Пример.

Сотрудник Иванов А. П. с 5 по 9 июня находился в командировке, за это время ему был начислен средний заработок в размере 5 000 руб., компенсация расходов на проезд и проживание в сумме 30 000 руб., суточные за время командировки – 3 500 руб.

За оставшиеся дни июня была начислена заработная плата в размере 30 000 руб., сотруднику предоставляется стандартный вычет на ребенка – 1 400 руб.

В учреждении на Иванова А. П. получено 3 исполнительных документа: алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 доходов (ИЛ № 1); возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме 17 000 руб. всего (ИЛ № 2); долг по кредиту в размере 50 000 руб. всего (ИЛ № 3).

Необходимо определить сумму удержаний по исполнительным документам.

1. Определим базу удержаний.

В указанном месяце в базу войдут заработная плата и суммы среднего заработка за время нахождения в командировке. Иные компенсационные выплаты в расчет не включаются.

База удержания рассчитывается после удержания НДФЛ и составит 30 632 руб. (30 000 + 5 000 – (30 000 + 5 000 – 1 400) х 13%).

2. Определим предельные размеры удержаний.

Исполнительные листы по алиментам и причинению вреда здоровью относятся к первой очереди, и размер удержаний по ним составляет 70% – 21 442,40 руб. (30 632 руб. х 70%).

Долг по кредиту относится ко второй очереди, и его предельный размер равен 50% – 15 316 руб.

3. Рассчитаем удержания в первый месяц.

Первая очередь: ИЛ № 1 – 7 658 руб. (30 632 руб. х 1/4), № 2 – 17 000 руб. Вместе они составляют 24 658 руб. (7 658 + 17 000), что больше предельного размера удержаний – 21 442,40.

Поскольку средств недостаточно для удовлетворения обоих требований в полном объеме, необходимо произвести удержания пропорционально каждой сумме взыскания.

ИЛ № 1 – 6 659,34 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 7 658 руб.);

ИЛ № 2 – 14 783,06 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 17 000 руб.).

Вторая очередь: ИЛ № 3 в этом месяце не исполняется, поскольку сумма уже произведенных удержаний превышает предел по этому документу.

Итого за первый месяц удержано 21 442,40 руб., и за работником осталась задолженность, которая перейдет на следующий месяц в размере:

– 998,66 руб. (7 658 – 6 659,34) – по ИЛ № 1;

– 2 216,94 руб. (17 000 – 14 783,06) – по ИЛ № 2;

– 50 000 руб. – по ИЛ № 3.

4. Рассчитаем удержания во второй месяц. Предположим, что база доходов составила 34 800 руб. после удержания НДФЛ. Тогда предельный размер первой очереди – 24 360 руб. (34 800 руб. х 70%), второй очереди – 17 400 руб. (34 800 руб. х 50%). ИЛ № 1 в этом месяце – 8 700 руб. (34 800 руб. х 1/4).

Первая очередь: ИЛ № 1 – 9 698,66 руб. (8 700 + 998,66), ИЛ № 2 – 2 216,94 руб. Вместе они составляют 11 915,60 руб., что позволит удовлетворить требования первой очереди в полном объеме, при этом ИЛ № 2 полностью погашен.

Вторая очередь будет исполнена в размере 5 484,40 руб. (17 400 – 11 915,60), остальной долг перейдет на следующий месяц.

5. В третьем месяце и последующих месяцах удержания по ИЛ № 3 будут производиться после удержания первой очереди (ИЛ № I) в общем размере удержаний не более 50% базы доходов.

Правильность удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу может быть проверена судебным приставом-исполнителем. При проведении проверки учреждение обязано предоставить бухгалтерские и иные документы (ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

Отметим, что все расходы на доставку удержанных платежей взыскателям (почтовые, банковские) производятся за счет должника и ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

Окончание исполнения. Увольнение сотрудника с исполнительными документами

Последняя редакция Закона об исполнительном производстве (от 28.05.2017, вступила в силу 09.06.2017) устанавливает обязанность работодателя вернуть исполнительный документ взыскателю или судебному приставу-исполнителю с указанием основания окончания исполнения (перечисление денежных средств в полном объеме или перемена должником места работы) и взысканной суммы, если имело место частичное исполнение. Сделать это необходимо не позднее дня, следующего за днем увольнения должника или полного исполнения.

За нарушения законодательства об исполнительном производстве – неисполнение требований исполнительного документа, утрата или несвоевременное отправление исполнительного документа предусмотрена административная ответственность (п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ) в виде штрафа:

а) для должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.;

б) для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Злостное неисполнение исполнительных документов может повлечь уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ) должностных лиц учреждения в виде:

штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 18 месяцев;

лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет;

обязательных работ на срок до 480 часов;

принудительных работ на срок до двух лет;

ареста на срок до шести месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет.

В заключение еще раз отметим, что жизненный цикл исполнительного документа в учреждении включает в себя следующие этапы:

1. Поступление – оформляется регистрирующей записью, взыскателю или судебному приставу отсылается обратное уведомление.

2. Исполнение – удержания производятся в порядке очередности платежей с соблюдением предельного размера удержаний; работодатель обязан обеспечить надлежащее хранение документов.

3. Завершение – при полном исполнении взыскания или увольнении должника работодатель обеспечивает возврат документа взыскателю либо судебному приставу-исполнителю.

Возбуждение исполнительного производства влечет принудительное взыскание задолженности. Сначала должнику дадут время на добровольную оплату. Если уложиться в этот срок, можно избежать начисления исполнительского сбора, привлечения к административной или уголовной ответственности.

При взыскании задолженности пристав даст 5 дней на добровольную оплату. По другим видам обязательств этот период времени будет отличаться. По некоторым требованиям пристав вообще может требовать немедленную оплату задолженности или исполнение обязательств. О том, как определяется срок оплаты по исполнительному листу, а так же — сколько может висеть долг у приставов, читайте в нашем материале.

Какой срок оплаты долга по исполнительному листу

Пока взыскатель не направил исполнительный лист или судебный приказ в адрес службы судебных приставов, у должника есть право добровольно выплатить всю задолженность или ее часть. Принудительное взыскание по долгам может начаться только после обращения кредитора к приставам, возбуждения производства.

При открытии и ведении дела приставы руководствуются федеральным законом № 229-ФЗ. Там описан не только порядок проведения исполнительных действий, но и правила о сроках погашения долга, исполнения требований пристава.

В законе есть несколько норм, связанных с определением сроков на оплату задолженности:

  • период времени на добровольную оплату — он определяется по постановлению ФССП, зависит от содержания судебного акта и характера требований взыскателя;
  • сроки на удержание со счетов, карт и электронных кошельков — эти правила обязаны соблюдать специалисты банка или платежной системы;
  • сроки на удержание с зарплаты, иного дохода должника — их будет применять работодатель или организация, выплачивающая иной доход (пенсия, стипендия и т.д.).

Также в законе указаны последствия, которые наступают при нарушении сроков на оплату, удержание и/или перечисление денег. В зависимости от ситуации, санкции за нарушения могут применяться к самому должнику, к работодателю или банку, к другой организации.

Пристав и стороны исполнительного производства не могут менять сроки на оплату, если они прямо предусмотрены законом. Но в некоторых случаях представитель ФССП вправе дать дополнительное время на погашение долга, отложить отдельные действия, аннулировать требование об удержании исполнительского сбора. Еще больше полномочий у суда, который может рассрочить или отсрочить выплаты по задолженности, продлить или восстановить процессуальные сроки.

Запутались в датах, когда от вас
требуют погашения долга?
Закажите звонок юриста

Сколько дается времени на оплату долга по исполнительному производству в добровольном порядке?

Добровольный срок оплаты приставам долга определяется, исходя из вида и характера требований взыскателя — денежные или неимущественные обязательства, административные или уголовные штрафы. Специальный порядок действует для судебных актов, которые нужно исполнить немедленно. В добровольном порядке нужно погасить долг приставам:

  • не позже 5 дней после возбуждения производства — по денежным требованиям (например, при взыскании долга по кредиту, по коммунальным услугам и т.д.);
  • немедленно, т.е. в течение 1 рабочего дня после поступления документа в ФССП — немедленное исполнение применяется при взыскании алиментов и долгов по зарплате, при восстановлении на работе, в некоторых иных случаях;
  • не позже 5 дней после открытия дела — при исполнении неимущественных требований;
  • в течение 60 или 35 дней после возбуждения производства — если взыскивается уголовный штраф за преступление (точный срок зависит от того, когда пристав получил документы из суда).

Указанные сроки напрямую прописаны в законе. Их может изменить только суд в своем решении. Если срок по исполнительному документу не соответствует нормам закона № 229-ФЗ, пристав обязан руководствоваться предписаниями суда.

Перечисленные сроки отсчитываются с момента получения должником копии постановления о возбуждении дела. Если постановление выносится в электронном виде, то время на оплату приставам будет считаться с момента размещения сведений на госуслугах, с даты получения должником смс-уведомления. При немедленном исполнении пристав, скорее всего, лично вручит копию документа для оплаты постановления.

Куда я могу подать жалобу на решение
судебного пристава? Спросите юриста

Может ли пристав изменить сроки оплаты

Если срок на оплату прямо прописан в законе, пристав не может сам изменить его в меньшую или большую сторону. Исключением является только случай, когда другой период времени будет указан в решении суда и исполнительном листе. Также представитель ФССП обязан учитывать судебные акты о рассрочке или отсрочке, так как это меняет правила применения сроков на оплату.

Также срок оплаты зависит от характера требований взыскателя. В большинстве случаев дается 5 дней на оплату. При удержании с зарплаты или со счетов (карт) сроки обязан соблюдать работодатель, банк, иная организация, выплачивающая доход. Срок перечисления денег после удержаний составляет 1 рабочий день.

У пристава есть право дать должнику дополнительное время на оплату, если он не уложился в 5 дней по уважительным и форс-мажорным обстоятельствам. Заявление об этом должник подает приставу, ведущему дело. Если нарушение сроков действительно вызвано уважительными обстоятельствами, ФССП аннулирует исполнительский сбор, даст еще до 5 дней на погашение долга.

Сроки удержаний за долги

Если задолженность не погашена добровольно, то пристав начнет принудительное взыскание. При наличии у должника доходов или средств на счетах (картах), будет осуществляться удержание по постановлению ФССП.

Вот как определяется срок исполнения требования судебного пристава — исполнителя для работодателя или банка:

  • работодатель обязан удерживать деньги с каждого начисления зарплаты, перечислять их на депозит ФССП в течение 1 дня — например, если зарплата выплачивается 2 раза в месяц, то удержания по долгам осуществляются после расчета и начисления каждой части;
  • банк обязан списать деньги со счета, вклада или карточки в течение 1 рабочего дня после получения постановления ФССП — если удержанной суммы недостаточно для погашения всего долга, даже банк будет списывать деньги по мере пополнения счета или карточки;
  • организация, выплачивающая иной доход должнику, обязана сразу удерживать деньги по долгам, переводить их на депозит приставов в течение 1 рабочего дня — данные правила применяются при выплате пенсий, стипендий, других видов доходов.

Должник не понесет ответственность за нарушение сроков удержаний и перевода денег, если оно допущено работодателем, банком, иной организацией. Пристав может применить санкции к работодателю или другому должностному лицу, к организации.

Должник не может просить у работодателя или в банке о продлении сроков оплаты судебной задолженности. Эти правила описаны в законе № 229-ФЗ, подтверждаются постановлением пристава.

Сколько пристав может списать средств
с зарплатной или пенсионной карты
должника? Спросите юриста

Сколько времени дается на исполнительное производство

По закону пристав обязан завершить все действия за 2 месяца. На практике все сложнее. Только в редких случаях взыскатель быстро получит деньги. Чаще всего удержание с зарплаты и доходов займет несколько месяцев или лет, либо пристав попытается взыскать деньги за счет реализации имущества должника. Поэтому однозначно сказать, как долго длится производство, нельзя. Каких-либо мер ответственности для пристава за нарушение двухмесячного срока нет.

Через сколько приходят судебные приставы домой к должнику, чтобы провести опись имущества? Все зависит от добросовестности и активности представителя ФССП. Но в первые 5 дней, которые даны на добровольную оплату задолженности, пристав точно не придет домой.

Приостановление, продление и восстановление сроков

В некоторых случаях исполнительное производство могут приостановить. Например, это бывает при обжаловании постановления пристава через суд. На период приостановления дела сроки не идут, т.е. фактически тоже приостанавливаются.

При удержаниях с зарплаты или иного дохода сроки определяются только по постановлениям ФССП. Если должник добьется продления сроков на добровольную оплату, либо рассрочки и отсрочки через суд, пристав направит соответствующее постановление работодателю, в банк, другую организацию.

Может ли пристав арестовать карту,
на которую приходят алименты и пособия
на детей? Спросите юриста

Наказание за нарушение сроков оплаты задолженности по исполнительному производству

За несвоевременную оплату долга всегда будут применяться какие-либо санкции. Их вид и размер напрямую зависит от характера требований взыскателя, действий должника, периода просрочки. При неоплате долга в срок, указанный в постановлении ФССП, могут наступать следующие последствия:

  • пристав взыщет исполнительский сбор, что увеличит общую сумму долга (например, по денежным обязательствам сбор составит 7% от долга, но не менее 1 000 рублей);
  • при неоплате алиментов в течение 2-х месяцев подряд должника могут привлечь к ответственности по КоАП РФ и УК РФ;
  • за неоплату долга по административному штрафу пристав может назначить дополнительное наказание по ст. 20.25 КоАП РФ (обычно наказанием является удвоенный штраф);
  • за нарушение сроков оплаты уголовного штрафа пристав вернет документы в суд для замены наказания на более суровое.

Также последствием нарушения сроков оплаты будут активные исполнительные действия пристава. Специалист ФССП сможет приступить к арестам и реализации, ввести ограничениями и запреты в отношении имущества и самого должника.

Как получить дополнительный срок на оплату долга

В большинстве случаев это можно сделать только через суд. Пристав может лишь восстановить период времени на добровольную оплату по заявлению должника. Но в данном случае у неплательщика будет лишь несколько дополнительных дней. Больше преимуществ можно получить по судебной отсрочке или рассрочке.

Продление срока на добровольную оплату

Данный вариант позволит избежать взыскания исполнительского сбора и даст еще несколько дней на добровольную оплату. Заявление о невозможности оплаты долга и о продлении срока можно подать:

  • если пристав нарушил порядок возбуждения производства, правила уведомления должника (например, при направлении постановления по ненадлежащему адресу);
  • если у должника были уважительные причины, по которым он не успел исполнить требования пристава (командировка, болезнь, тяжелое заболевание или смерть родственников и т.д.);
  • если оплате долга помешали чрезвычайные ситуации (например, в период локдауна из-за пандемии коронавируса должники могли ссылаться на закрытые банки и отделения почты).

Образец заявления приставам можно скачать у нас на сайте. Помощь в заполнении документа могут оказать наши юристы.

Также пристав наверняка снимет исполнительский сбор, если несвоевременное поступление денег было вызвано нарушениями со стороны банка, почты, другой организации. Типичный пример — перевод средств, внесенных должником, на неправильные реквизиты. При этом важно, чтобы в платежном документе должника были указаны надлежащие реквизиты. Их можно уточнить из постановления ФССП, непосредственно у пристава.

Как отозвать неверный платеж
из службы судебных приставов?
Закажите звонок юриста

Отсрочка по выплатам

Намного больше преимуществ дает отсрочка по выплатам долга, которую можно получить через суд. При подаче заявления нужно ссылаться на уважительные причины, по которым должник не может сразу начать погашение задолженности. Это может быть:

  • потеря работы (увольнение);
  • снижение заработка по законному решению работодателя;
  • появления в семье новых иждивенцев;
  • временная утрата трудоспособности (долгий срок больничного листа или инвалидность);
  • иные причины и обстоятельства.

В законах не указан точный период времени, на который суд может отсрочить выплаты по долгу. Обычно этот срок не превышает 4-6 месяцев, но в отдельных случаях может быть больше. Суд принимает решение индивидуально, на основании представленных доказательств, доводов должника. Со своей стороны, взыскатель может подать возражения по отсрочке, либо по ее сроку.

Рассрочка на погашение задолженности

Рассрочить погашение долга тоже можно через суд. Приставы такое решение принять не могут. Для получения рассрочки нужно доказать:

  • что единовременное погашение долга невозможно по уважительным и объективным причинам (например, ввиду маленькой зарплаты);
  • что у должника есть доходы, которые позволят платить взыскателю по частям.

При рассрочке суд утвердит ежемесячную сумму, которую придется платить должнику. Обычно вся сумма задолженности разбивается на равные суммы на определенное количество месяцев. Например, если суд даст рассрочку на 10 месяцев по долгу 100 000 рублей, то придется ежемесячно платить по 10 000 рублей. Нарушение условий рассрочки повлечет ее отмену по заявлению взыскателя.

Вы можете обратиться на консультацию к нашим юристам, чтобы получить разъяснения нормативных актов и судебной практики по срокам оплаты долга. Также мы поможем правильно оформить документы в ФССП и суд, добиться рассрочки или отсрочки по задолженности.

В соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2009 год (от 24.11.2008 N 204-ФЗ) средства в валюте Российской Федерации, поступающие во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.

Указанное положение распространяется на районные, межрайонные и специализированные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в связи с осуществлением судебными приставами-исполнителями исполнительных действий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поступления указанных средств производятся на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений".

В соответствии с Инструкцией о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н (далее - Инструкция N 11/15н), для учета денежных средств в валюте Российской Федерации, поступающих во временное распоряжение подразделений судебных приставов, в территориальных органах Федерального казначейства подразделения судебных приставов открывают лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

В соответствии с Порядком ведения лицевых счетов, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н, для учета средств, поступающих во временное распоряжение, подразделениям судебных приставов открыты лицевые счета с признаком 05. Это лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения.

Зачисление средств на счета 05

Для своевременного зачисления средств на счета 05 подразделений судебных приставов необходимо, чтобы в платежном документе плательщика были верно указаны наименование судебного подразделения и номер лицевого счета.

Письмом Федерального казначейства от 20.02.2009 N 42-7.4-05/5.3-100 разъяснено, что поступления, зачисленные на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40302, в случае отсутствия возможности определения лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, отражаются на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, открытом органу Федерального казначейства, без указания кода бюджетной классификации Российской Федерации.

Данные поступления подлежат уточнению получателем средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней.

В случае если в течение 10 рабочих дней предполагаемый получатель указанных средств не представил в письменном виде в орган Федерального казначейства уточняющую информацию, орган Федерального казначейства на основании оформленной им Заявки на возврат возвращает плательщику указанные средства со счета N 40302.

Во избежание случаев отнесения платежей к невыясненным поступлениям считаем необходимым проводить постоянную работу с плательщиками по вопросу правильного оформления платежных документов в адрес подразделений судебных приставов. На что следует обратить внимание?

1. Балансовый счет органа Федерального казначейства, куда перечисляются средства во временное распоряжение, - 40302. В случае если средства будут перечислены на балансовые счета 40105 "Средства федерального бюджета" или 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", то они будут учтены как невыясненные поступления.

2. Правильно должно указываться наименование (ИНН, КПП) получателя средств.

3. Лицевой счет подразделения судебных приставов с признаком 05.

4. Бюджетная классификация не указывается.

Списание средств со счетов 05

В соответствии с Инструкцией N 11/15н (п. 10) со счетов подразделений судебных приставов денежные средства направляются:

а) на удовлетворение требований взыскателя на основании исполнительного документа, в том числе на возмещение понесенных им расходов по совершению исполнительных действий;

б) в доход федерального бюджета на возмещение расходов по совершению исполнительных действий, осуществленных за счет средств федерального бюджета, произведенных на основании постановления судебного пристава-исполнителя и подтвержденных соответствующими документами, на счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет N 40101) управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ, на территории которых находятся подразделения судебных приставов, по коду бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации 322 1 13 03010 01 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета";

в) на возмещение расходов по совершению исполнительных действий, произведенных иными лицами, участвующими в исполнительном производстве, на основании постановления судебного пристава-исполнителя, подтвержденных соответствующими документами;

г) на перечисление суммы исполнительского сбора в доход федерального бюджета на счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ, на территории которых находятся подразделения судебных приставов, по коду бюджетной классификации доходов бюджетов РФ 322 1 15 01010 01 0000 140 "Исполнительский сбор";

д) на перечисление сумм взысканных штрафов, наложенных на должника в процессе исполнения исполнительного документа, на основании постановления судебного пристава-исполнителя, на счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ, на территории которых находятся подразделения судебных приставов, по коду бюджетной классификации доходов бюджетов РФ 322 1 16 17000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о суде и судопроизводстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы";

е) на возвращение денежных средств должнику (его представителю) в случае, предусмотренном ст. 110 Федерального закона об исполнительном производстве.

Перечисление вышеназванных денежных средств осуществляется подразделениями судебных приставов как юридическим, так и физическим лицам:

- юридическим лицам - путем безналичных перечислений на расчетный счет взыскателя, должника (его представителя) и иного лица, участвующего в исполнительном производстве;

- физическим лицам - путем перечисления денежных средств на счет физического лица, открытый в обслуживающей его кредитной организации, или переводом денежных сумм по почте.

Ответственность за правильность выдачи и перечислений сумм со счетов подразделений несут распорядители счетов - старшие судебные приставы.

В случае, когда возврат должнику (его представителю) денежных средств, оставшихся после удовлетворения всех требований взыскателя, невозможен, не востребованные должником (его представителем) денежные средства по истечении трех лет на основании распоряжения старшего судебного пристава перечисляются в доход федерального бюджета на счета, открытые на балансовом счете N 40101 управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ, на территории которых находятся подразделения судебных приставов, по коду бюджетной классификации доходов бюджетов РФ 322 1 17 05010 01 0000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета".

Не востребованные взыскателем денежные средства по истечении трех лет на основании распоряжения старшего судебного пристава перечисляются в доход федерального бюджета на счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ, на территории которых находятся структурные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, по коду бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации 322 1 17 05010 01 0000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета".

Оформление платежных документов

Рассмотрим порядок оформления платежных документов подразделениями судебных приставов на списание средств с лицевых счетов с признаком 05.

С 1 января 2009 г. для осуществления кассовых выплат получатели средств федерального бюджета представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания следующие платежные документы:

Заявку на кассовый расход (код по ведомственному классификатору форм документов (далее - код формы по КФД 0531801));

Заявку на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802);

Заявку на возврат (код формы по КФД 0531803).

Прежде всего разберемся, в каком случае следует оформлять Заявку на кассовый расход, а когда Заявку на возврат.

Пунктом 9.4 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Приказ 8н), установлено, что формирование Заявки на возврат осуществляется клиентом органа Федерального казначейства для возврата средств плательщику.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 550 утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора.

Пунктом 4 Правил установлено, что возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (это счета с признаком 05), до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (счет N 40101), осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

В данном случае оформляется Заявка на возврат для перечисления средств плательщику.

Обратите внимание, что п. 5 Правил установлено, что возврат исполнительского сбора, уже перечисленного на счет 40101 (доходы бюджета), осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов - например, Управление Федеральной службы судебных приставов по Энскому краю, это счет с признаком 04).

Заявка на возврат также оформляется в случае ошибочного зачисления средств на счет 05. Возврат средств также осуществляется плательщику.

Заявка на возврат

Остановимся на правилах оформления Заявок на возврат.

Раздел 1 "Реквизиты документа" Заявки на возврат заполняется следующим образом.

По каждой строке указываются:

в графе 1 - код бюджетной классификации - не заполняется;

в графе 2 - наименование вида средств для осуществления возврата: средства во временном распоряжении;

в графе 3 - код ОКАТО - не заполняется;

в графах 4, 5, 6, 7, 8, 9 - соответственно сумма выплаты в валюте возврата, код валюты возврата по ОКВ, сумма возврата в валюте Российской Федерации, очередность, вид и назначение платежа.

Раздел 2 "Реквизиты документа-основания" Заявки на возврат заполняется следующим образом.

По каждой строке указываются:

в графах 1, 2, 3 - соответственно вид, номер, дата документа-основания для осуществления возврата.

В данном разделе, как правило, указывают реквизиты возвращаемого документа (номер, дата платежного поручения, по которому средства были зачислены на счет 05).

Заявка на кассовый расход

Перейдем к рассмотрению следующего вопроса - оформление Заявок на кассовый расход.

Пунктом 2.1.7 Порядка, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, установлены особенности заполнения Заявок на кассовый расход при погашении задолженности плательщика налога (сбора) территориальными органами Федеральной службы судебных приставов.

В графе 8 "Назначение платежа" разд. 1 "Реквизиты документа" указываются ИНН, КПП плательщика налога (сбора), чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии у плательщика налога (сбора) - физического лица ИНН, КПП в указанной графе проставляются нули ("0").

В разд. 3 "Реквизиты контрагента" указываются реквизиты счета, открытого органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".

В графе 1 разд. 4 "Реквизиты налоговых платежей" указывается значение показателя статуса налогоплательщика ("05").

В графе 2 разд. 5 "Расшифровка заявки на кассовый расход" указывается: "средства, поступающие во временное распоряжение получателя средств федерального бюджета".

На основании указанной Заявки на кассовый расход орган Федерального казначейства формирует платежное поручение на перечисление средств на счет N 40101.

Письмом Федерального казначейства от 16.02.2009 N 42-7.4-05/5.3-79 разъяснено, что в случае необходимости в соответствии с законодательством РФ указания в платежном поручении, формируемом органом Федерального казначейства на основании представленной получателем бюджетных средств Заявки на кассовый расход, ИНН и (или) КПП, отличных от ИНН и (или) КПП получателя бюджетных средств, указанных в Заявлении на открытие (переоформление) лицевого счета, ИНН и КПП плательщика указываются получателем бюджетных средств в скобках перед текстовым назначением платежа в графе 8 разд. 1 "Реквизиты документа" Заявки на кассовый расход.

В целом правила формирования Заявок на кассовый расход установлены п. 9.2 Порядка, утвержденного Приказом N 8н.

Типичными являются следующие ошибки:

1. Заполнение не всех граф разд. 4 Заявки - это "Реквизиты налоговых платежей".

в графе 1 - статус налогоплательщика;

в графах 2, 3 - соответственно коды бюджетной классификации и коды по Общероссийскому классификатору административно-территориальных образований (далее - коды ОКАТО);

в графах 4, 8 - соответственно основание и тип платежа;

в графе 5 - период времени, за который исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

в графах 6, 7 - соответственно номер и дата документа-основания на перечисление средств в оплату налоговых платежей.

Обращаем внимание, что данный раздел заполняется при перечислении средств в бюджетную систему РФ на счет N 40101. При других платежах раздел не заполняется.

2. Неисполнение требований п. 2.1.7 Порядка, утвержденного Приказом N 8н.

3. При перечислении средств другому бюджетному учреждению следует соблюдать следующие правила формирования Заявки на кассовый расход.

Раздел 3 "Реквизиты контрагента" Заявки на кассовый расход заполняется следующим образом.

3. Реквизиты контрагента

По каждой строке указываются:

  • в графе 1 - наименование бюджетного учреждения.

Например:

УФК по Энскому краю (отдел внутренних дел, л/с 03221XXXX0);

  • в графе 4 указывается номер лицевого счета бюджетного учреждения.

Раздел 5 "Расшифровка заявки на кассовый расход" Заявки на кассовый расход заполняется следующим образом.

5. Расшифровка заявки на кассовый расход

По каждой строке указывается:

  • в графе 2 - наименование вида средств, за счет которых должна быть произведена кассовая выплата: средства, поступающие во временное распоряжение получателя средств федерального бюджета;
  • графа 3 - не заполняется;
  • в графе 4 - коды бюджетной классификации, по которым должно осуществляться зачисление средств, перечисляемых в соответствии с данной Заявкой на кассовый расход, в случае, если получателем платежа является другой участник бюджетного процесса, лицевой счет получателя бюджетных средств которого открыт органом Федерального казначейства или финансовым органом, лицевой счет которого открыт органом Федерального казначейства.

гражданской службы Российской Федерации

Управления Федерального казначейства

по Хабаровскому краю,

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Будет ли размещен график закрытия банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства?

Информация о размещении графика закрытия счетов ТОФК доступна по ссылке.

В соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона № требования к условиям Соглашения о взаимодействии между ОЭП и кредитной организацией определяются Правительством Российской Федерации 3 .

Полномочия по выработке по согласованию с Минфином России функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, а также по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок Правительством Российской Федерации закреплены за Федеральным казначейством.

В целях изменения формата запроса ОЭП в кредитную организацию с учетом требований приказа Минфина России № 107н рекомендуем обратиться в Федеральное казначейство.

Кредитные организации просят разъяснить, чем обусловлен различный подход к оплате документов из очереди не оплаченных в срок распоряжений при переходе на систему казначейских платежей с 01.01.2021:

  • при оплате распоряжений в пользу банковских счетов Федерального казначейства, поступивших до 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021, осуществляется замена реквизитов на основании таблицы соответствия банковских счетов Федерального казначейства казначейским счетам, в т.ч. после закрытия банковских счетов Федерального казначейства;
  • при оплате распоряжений в пользу банковских счетов Федерального казначейства, поступивших после 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021, оплата распоряжений из очереди не исполненных в срок распоряжений осуществляется на банковские счета Федерального казначейства (без замены реквизитов на основании таблицы соответствия банковских счетов Федерального казначейства казначейским счетам), а после закрытия банковских счетов Федерального казначейства — возврат в связи с закрытием счета?

До закрытия в 2021 году банковских счетов ТОФК, подлежащих закрытию, прием к исполнению распоряжений на банковские счета ТОФК (поступивших до 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021, а также распоряжений, поступивших после 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021) из очереди не исполненных в срок распоряжений осуществляется банками без замены реквизитов.

После закрытия банковских счетов ТОФК, подлежащих закрытию, при оплате распоряжений на банковские счета ТОФК (поступивших до 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021, а также распоряжений, поступивших после 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021) из очереди не исполненных в срок распоряжений осуществляется замена реквизитов на основании таблицы соответствия банковских счетов Федерального казначейства казначейским счетам.

Возврату составителю (клиенту, взыскателю средств) без исполнения подлежат только распоряжения со старыми реквизитами получателя — ТОФК, поступившие после закрытия действующих счетов.

4. В связи с переходом на единый казначейский счет с 01.01.2021 по 30.04.2021 ФНС России установлен переходный период одновременного функционирования двух счетов: планируемых к закрытию банковских счетов 40101 и вновь открываемых казначейских счетов. Будет ли установлен в платежной системе Банка России аналогичный переходный период? Будут ли приниматься платежные документы с указанием как счетов 40101, так и вновь открываемых казначейских счетов? Будет ли это учтено в форматах УФЭБС?

Да, в период с 01.01.2021 по 30.04.2021 либо до закрытия счетов в платежной системе Банка России (что раньше) будет возможен прием распоряжений со старыми реквизитами (в том числе на счета, открытые на б/с 40101).

В соответствии с разъяснениями Федерального казначейства при составлении распоряжений в целях перевода денежных средств на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя:

Унификация проверок по реквизитам КБК и УИН в платежной системе Банка России и в ГИС ГМП будет проведена с 01.07.2021.

Данная проверка будет реализована в Альбоме УФЭБС и в ГИС ГМП. В результате будут исключен некорректный ввод реквизитов составителем распоряжения с идентичными значениями УИН и КБК.

Как можно ознакомиться с таблицей соответствия банковских счетов, ранее открытых Федеральному казначейству, банковским счетам единого казначейского счета?

Дополнительно рекомендуем информацию о соответствии счетов проверять на официальном сайте Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации 1 кредитные организации, отбираемые территориальными органами Федерального казначейства (далее — ТОФК 2 ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, обслуживают банковские счета Федерального казначейства, предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям участников системы казначейских платежей, а также единый казначейский счет в иностранной валюте.

При этом согласно положениям части 1 статьи 14 Федерального закона от 20.12.2003 № 173-ФЗ 3 резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте.

Кроме того, законодательством Российской Федерации 4 не предусмотрено изменение порядка открытия в кредитных организациях банковских счетов автономным учреждениям и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, государственным корпорациям (компаниям).

В связи с изложенным не подлежат закрытию с 01.01.2021 банковские счета, открытые в кредитных организациях (уполномоченных банках):

Читайте также: