В гмссб для постоянной работоспособности радиооборудования на судах используются такие способы как

Обновлено: 10.05.2024

Судно под флагом Российской Федерации имеет право работать в морских районах A1 и А2 ГМССБ. Укажите минимальные требования морской Администрации РФ к наличию на судне специалистов с дипломами ГМССБ.

АРБ Коспас­Сарсат с механизмом самоотделения

Все судоводители должны иметь, как минимум, диплом Оператор ограниченного района ГМССБ

1. Капитан судна и старший помощник капитана должны иметь диплом Оператор ГМССБ.

2. Все судоводители должны иметь, как минимум, диплом Оператор ограниченного района ГМССБ.

Судно под флагом Российской Федерации

Капитан судна должен иметь

имеет право работать во всех морских

диплом Оператор ГМССБ.

районах ГМССБ. Укажите минимальные

требования морской Администрации РФ к

На судне должен быть

наличию на судне специалистов с

радиоспециалист с дипломом

Радиоэлектроник 1 или 2 класса.

Все судоводители должны

иметь, как минимум, диплом

Оператор ограниченного района

Обязательные документы, которыми должны 1.

Правила радиосвязи МПС и

быть снабжены суда ГМССБ в соответствии

с национальными требованиями РФ в

дополнение к международным требованиям

Инструкция по организации

связи при обработке аварийных

Инструкция для операторов­

радиотелефонистов по несению

безопасность на море.

Расписание работы каналов

связи береговых радиостанций

морского флота РФ с судами,

5. Положение о порядке и

ведомственных средств связи

морского транспорта и свод

должностных лиц морского

транспорта для ведомственной

Укажите национальные требования

1. Все судоводители должны

Российской Федерации по комплектованию

иметь как минимум диплом

экипажей судов специалистами ГМССБ для

оператора ограниченного района

работы в различных морских районах.

2. Капитан и старший помощник

капитана должны иметь диплом

оператора ГМССБ, а все

остальные судоводители как

минимум диплом оператора

ограниченного района ГМССБ.

3. Обязательно наличие на судне

радиоспециалиста с дипломом

радиоэлектроника 1 или 2

класса. Капитан должен иметь

диплом оператора ГМССБ, а все

остальные судоводители как

минимум диплом оператора

ограниченного района ГМССБ

4. Обязательно наличие на судне

радиоспециалиста с дипломом

радиоэлектроника 1 или 2

класса. Капитан должен иметь

диплом оператора ГМССБ, а все

остальные судоводители как

минимум диплом оператора

ограниченного района ГМССБ

На морских судах и судах смешенного (река­ 1. Судовой журнал

море) плавания под флагом РФ и

оснащенных оборудованием радиосвязи и

2. Судовой журнал

радионавигации ГМССБ записи касающиеся

3. Радиожурнал ГМССБ

4. Радиожурнал ГМССБ

Глобальный охват всей земной поверхности

в ГМССБ обеспечивается спутниками …

Морской район ГМССБ, который

морской район A1.

определяется как район УКВ

радиотелефонной связи хотя бы с одной

береговой станцией, которая при помощи

оборудования ЦИВ несет постоянную вахту

на частоте бедствия и безопасности в

диапазоне УКВ, это …

Морской район ГМССБ, исключая морской

морской район A2.

район А1, который определяется как район

ПВ радиотелефонной связи хотя бы с одной

береговой станцией, которая при помощи

оборудования ЦИВ несет постоянную вахту

на частоте бедствия и безопасности в

диапазоне ПВ это …

Морской район ГМССБ, исключая морские

морской район A3.

районы А1 и А2, который определяется

зоной действия геостационарных спутников

системы ИНМАРСАТ это …

Морской район ГМССБ, в который не

морской район A4

входят морские районы А1, А2 и А3

Для заряда аккумуляторных батарей

(резервного источника энергии) до

требуемой минимальной емкости на судне

необходимо наличие автоматического

зарядного устройства, обеспечивающего

этот заряд в течение …

Если судну разрешено работать только в

156.525 МГц (УКВ канал 70).

морском районе А1, то аппаратура ЦИВ

должна обеспечить радиовахту на частотах.

На судах, которые имеют право работать в

морском районе A4, могут быть установлены

Емкость резервного источника энергии на

судне без аварийного генератора должна

быть достаточной для того чтобы обеспечить

работу радиооборудования в течение не

Емкость резервного источника энергии на

судне с аварийным генератором должна

быть достаточной для того чтобы обеспечить

работу радиооборудования в течение не

Минимальное количество носимых УКВ

радиостанций двухсторонней связи

спасательных средств на судне

водоизмещением 450 тонн составляет .

Минимальное количество носимых УКВ

радиостанций двухсторонней связи

спасательных средств на судне

водоизмещением 1700 тонн составляет .

На судах, работающих исключительно в

приемника КВ ЦИВ.

морском районе А1, не требуется наличие …

На судах, не выходящих за пределы

морского района А2, не требуется …

Функции системы ИНМАРСАТ в ГМССБ

связь для координации поиска

прием и передача информации

по безопасности мореплавания.

категориями СРОЧНОСТЬ И

оповещение о БЕДСТВИИ в

направлениях судно – берег и

Системы ИНМАРСАТ, включенные в состав

Сведения об избирательных номерах

ITU list of ship stations (List V)

судовых станций можно найти в…

ITU List of call signs and

numerical identities (List VII )

Сведения об избирательных номерах

ITU List of coast stations ( List

береговых станций можно найти в…

Admiralty List of Radio signals,

Admiralty List of Radio signals,

ITU List of call signs and

numerical identities (List VII )

Основные функции ГМССБ это …

прием и передача

прием и передача информации

по безопасности мореплавания.

В ГМССБ для обеспечения постоянной работоспособности радиооборудования на судах используются такие способы, как .

Основные принципы, в соответствии с которыми комплектуется радиооборудование судов ГМССБ, это …

Минимальный набор радиооборудования, который должен быть установлен на судне, попадающем под действие Конвенции

в направлении "мостик­мостик".

4. прием и передача сигналов для определения местоопределения.

7. прием и передача оповещений о бедствии в направлениях судно­берег, берег­судно и судно­судно

1. дублирование радиооборудования.

2. береговое техническое обслуживание радиооборудования.

3. техническое обслуживание и ремонт радиооборудования в море.

1. наличие резервного источника питания для оборудования ГМССБ.

2. обеспечение постоянной работоспособности судового радиооборудования ГМССБ.

3. возможность активизации систем оповещения о бедствии с места, откуда осуществляется управление судном.

4. обеспечение передачи оповещения о бедствии в направлении судно­берег по меньшей мере двумя отдельными и независимыми средствами.

Носимая УКВ радиостанция SAILOR SP3500

Носимая УКВ радиостанция SAILOR SP3500

1.В расписании по тревогам должны быть указаны лица, ответственные за доставку оборудования в спасательные шлюпки или плоты (рекомендуется указать и дублеров).

2.Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств (провести техзанятия с принятием зачета).

3.На каждом приборе (АРБ, SART и УКВ носимые радиостанции) должны быть сделаны водонепроницаемые наклейки с указание названия судна и позывных (на английском языке).

4.В месте расположения оборудования на переборке должна быть размещена стандартная маркировка на светопоглащающей пленке.

В месте расположения оборудования должна быть размещена схема использования данного прибора (плакаты), выполненная на светопоглощающей пленке. Аварийные радиобуи.

Аварийные радиобуи

Существуют три типа аварийных радиобуев (EPIRB - Emergency Position Indicating Radio Beacon):

АРБ системы КОСПАС/SARSAT;

АРБ системы INMARSAT;

АРБ УКВ диапазона.

Аварийные радиобуи (EPIRB) системы MT401FF и MT401FG

Аварийный радиомаяк EPIRB

Общие требования к АРБ:

1.АРБ должен автоматически включаться после свободного всплытия.

2.Установленный АРБ должен иметь ручное местное включение. При этом может быть предусмотрено дистанционное включение с ходового мостика, когда АРБ установлен в устройстве, обеспечивающем его свободное всплытие.

3.АРБ должен быть снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой светосилой 0,75 кд, автоматически включающейся в темное время суток.

4.АРБ должен выдерживать сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

5.Устройство отделения АРБ должно обеспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна на глубине 4 м при любой ориентации судна.

6.Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ в течение, по крайней мере, 48 часов (источник питания АРБ INMARSAT должен обеспечивать работу передатчика сигнала тревоги при бедствии в течение 4 часов, если не предусмотрено встроенное устройство для автоматического обновления данных о местоположении).

7.На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи.

8.АРБ должны иметь функции проверки работоспособности. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного буя.

9.АРБ должен быть устойчивым к воздействию морской воды и нефти.

10.АРБ должен быть хорошо видимого желтого/оранжевого цвета и иметь полосы световозвращающего материала.

11.АРБ должен легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

12.АРБ должен быть оборудован соответствующими средствами защиты от несанкционированного включения. Работоспособность АРБ должна проверяться, по крайней мере, каждые три месяца, но не чаще одного раза в месяц.

При случайном включении АРБ выполнить следующую процедуру:

связаться с береговой охраной и известить ее о ложном сигнале тревоги;

вынуть АРБ из воды, примерно через 5 с АРБ выключится;

поставить переключатель АВТО/ВКЛ в положение АВТО;

поместить АРБ правильно в механизм отделения;

убедиться, что импульсная лампа прекратила мигание; если этого не произошло, необходимо вскрыть АРБ и отсоединить батарею.

Рекомендуется проводить следующее обслуживание:

выполнить внутреннее тестирование;

проверить крепежную скобу на различного рода повреждения;

проверить срок годности на гидростатическом механизме и на источнике питания;

выполнить расширенное тестирование при помощи дешифратора (выполняется специалистом);

заменить гидростатический механизм освобождения буя.

заменить источник питания (выполняет специалист).

не требуется ручной ввод координат;

глобальный охват всего земного шара.

в получении DISTRESS возможна задержка до 2 часов. АРБ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ INMARSAT-Е

АРБ спутниковой системы INMARSAT-Е обеспечивает передачу оповещений о бедствии через систему геостационарных спутников INMARSAT, находящихся на высоте 37500 км над землей и работающих в диапазоне 1,6 ГГц (L-диапазон).
Данный АРБ пригоден для судов, плавающих в районах А1÷А3.

В состав системы входят свободноплавающие спутниковые АРБ (возможно совмещение с радиолокационным маяком-ответчиком), геостационарные спутники и БЗС системы INMARSAT, а также дополнительная аппаратура приема и обработки информации на БЗС.

Данная система обеспечивает быстрое оповещение о бедствии (в пределах 2 минут при непрерывной мощности излучения АРБ 1 Вт), одновременный прием и обработку сигналов от 20 АРБ в течение 10 минут, обслуживает зону между 70-ми параллелями северной и южной широты.

Ретранслируемый через спутник сигнал АРБ принимается на БЗС, обрабатывается и передается в СКЦ, который принимает соответствующие действия по организации поиска и спасания.

Эксплуатационные требования к спутниковым свободно всплывающим АРБ INMARSAT-Е описаны в Резолюции IMO А.661(16).

в получении DISTRESS временной задержки практически нет.

требуется ручной ввод координат или подключение к GPS;

не охвачены широты выше 70 градусов. АРБ УКВ ДИАПАЗОНА

НЕДОСТАТОК: малая зона действия (до 30 миль).

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция двусторонней связи является оборудованием спасательных средств и обеспечивает связь на месте бедствия между плавучими спасательными средствами и судами-спасателями. Она может быть использована и для работы на борту судна на соответствующих частотах.

Vertex Standard VX-820 ATEX серия носимых УКВ радиостанций с повышенным уровнем взрывозащиты

Серия носимых УКВ Vertex Standard VX-820 ATEX

Эксплуатационные требования к УКВ - радиостанция подробно изложены в Резолюции ИМО A.605(15) от 19 ноября 1987 года, согласно которой на борту любого пассажирского судна (более 12 пассажиров) должно быть не менее трех УКВ радиостанций; на грузовом судне валовой вместимостью от 300 до 500 рег. тонн - 2, а 500 рег. т и более - 3 радиостанции, которые устанавливаются в таком месте, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот. В судовом расписании по тревогам должен указываться ответственный за вынос УКВ станций к спасательным средствам.

Эффективная излучаемая мощность передатчика должна быть не менее 0,25 Вт. Если излучаемая мощность превышает 1 Вт, предусматривается переключатель понижения мощности до 1 Вт и менее.
Источник энергии встраивается в аппаратуру. Он должен иметь достаточную мощность для обеспечения работы в течение 8 часов при повышенной номинальной мощности и 48 часов работы в режиме приема.
В качестве источника может использоваться: неперезаряжаемая батарея, имеющая срок хранения не менее двух лет, или аккумулятор. При использовании аккумулятора должна быть предусмотрена возможность обеспечения полностью заряженных элементов в случае аварийной ситуации с помощью зарядного устройства.

Обычно носимые УКВ радиостанции комплектуются двумя видами батарей: одна - литиевая, емкостью 5 А/часов; другая - никель-кадмиевая.
Первая имеет красный цвет, срок годности 5 лет и используется только в аварийной ситуации; вторая - перезаряжаемая для повседневного использования (при эксплуатации рекомендуется ее разряжать полностью, пока не засветится красный индикатор, с последующей зарядкой в специальном устройстве в течение около 14 часов - начинает мигать зеленая лампочка).

Радиолокационный маяк ответчик

Радиолокационный маяк ответчик

Радиолокационный маяк-ответчик (РЛМО, Search And Rescue Transponder - SART или просто транспондер) является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств в ГМССБ.

Радиолокационный маяк-ответчик (РЛМО) обеспечивает определение местоположения судов терпящих бедствие

Радиолокационный маяк-ответчик (РЛМО)

Основные требования к радиолокационному ответчику:

1.Должен обеспечивать ручное включение и выключение, индикацию в режиме готовности, иметь плавучий линь.

2.Выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров.

3.Быть водонепроницаемым на глубине 10 м не менее 5 минут.

4.Должен быть оборудован визуальными или звуковыми средствами для определения нормальной работы и предупреждения терпящих бедствия о том, что он приведен в действие радаром.

5.Иметь емкость батареи для работы в режиме ожидания - 96 часов, в режиме излучения - 8 часов (по истечении режима ожидания).

6.Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

7.РЛМО должен быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения.

Эксплуатационные требования к РЛМО подробно изложены в Резолюции ИМО A.697(17) от 6 ноября 1991 года, согласно которой с 1 февраля 1995 года на борту любого пассажирского и грузового судна валовой вместимостью от 300 до 500 регистровых тонн должен находиться один транспондер, 500 рег. т и более - два РЛМО (по одному на каждом борту судна независимо от района плавания), которые устанавливаются в таких местах, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот. В судовом расписании по тревогам указывается ответственный за его вынос к спасательным средствам.

SART работает в диапазоне частот 9,2÷9,5 ГГц (трехсантиметровый диапазон работы РЛС). Ответчики могут быть плавающими, установленными на плавсредствах (возможно использование телескопической антенны для увеличения дальности обнаружения), совмещенными с АРБ.
Они обычно включаются (переходят в ждущий режим) после попадания в воду или вручную и начинают излучать ответный сигнал при облучении его приемного устройства импульсом судовой РЛС, работающей в данном диапазоне частот, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала. Сигнал РЛМО на экране радара индицируется серией точек (12 или 20 в зависимости от фирмы-изготовителя прибора), расположенных на равном расстоянии друг от друга в радиальном направлении от местоположения ответчика.

Высота установленной приемо-передающей антенны ответчика должна быть как минимум на 1 м выше уровня моря. При этом дальность обнаружения судовой РЛС (15 метров над уровнем воды) не менее 5 миль до SART, РЛС воздушного судна (самолет, вертолет), находящегося на высоте 1 км - 30 миль до SART.

При проведении на судне испытаний РЛО с использованием радара его работа должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы не создавать помех другим судам.

На судне SART обязательно должны иметь сертификаты Регистра морского судоходства. Краткие инструкции по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи указывается на наружной стороне РЛО.
В качестве источников питания используются литиевые элементы (экологически вредные), гарантийный срок эксплуатации которых не менее 5 лет при температурах от - 35 до +55 градусов, но замена батарей производится в срок, указанный в формуляре, в присутствии представителя Регистра.

Проверки радиооборудования ГМССБ подразделяются на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные. Результаты проверок обязательно заносятся в радиожурнал (Radio Log Book).

Перед выходом судна в рейс: проверка всего оборудования радиосвязи, электрорадионавигации и резервных источников питания.

Ежедневно: надлежащее функционирование средств ЦИВ без излучения радиосигналов с использованием средств встроенного контроля; проверка зарядки аккумуляторных батарей; проверка принтеров на предмет достаточного количества бумаги и удовлетворительного состояния пишущих узлов.

Еженедельно: надлежащее функционирование средств ЦИВ посредством тестового вызова береговой станции. Если судно более одной недели находилось вне зоны действия береговой станции, оборудованной ЦИВ, тестовый вызов должен быть произведен при первом удобном случае; проверка работоспособности носимых аварийных УКВ радиостанций спасательных средств.

Ежемесячно: внешний осмотр аварийных радиобуев, радиолокационных ответчиков на предмет отсутствия внешних повреждений (проверка с использованием средств встроенного контроля без излучения радиосигналов в эфир); проверка состояния и соединений всех аккумуляторных батарей, обеспечивающих подачу энергии к любой части радиоустановки, а также мест их размещения; проверка состояния антенн и изоляторов.

Ежегодные: проверки радиооборудования , АРБ один раз в год должен сдаваться для проверки в лабораторных условиях. Обслуживания (БТО) АРБ спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ. Данная операция выполняется в специально оборудованных помещениях, в которых производится проверка герметичности и работоспособности при отправке боевого и тестового сигнала, при этом снимаются характеристики и выдаются с сертификатом о пятилетней проверке.

Для проверки РЛО (SART) используется специальное оборудование, которое проходит калибровку и поверку ежегодно. Элементы питания, обеспечивающие работу РЛО требуется менять вовремя (в соответствии с маркировкой производителя, но не позже, чем каждые 5 лет).

УКВ носимые радиостанции спасательных средств. Проверка радиостанций производится ежегодно специализированным оборудованием, высчитывающим отклонение частоты и мощность выходного сигнала. Аварийные элементы питания хранятся в соответствии с маркировкой производителя, но не дольше, чем 5 лет.

Аккумуляторы ГМССБ. Поверка проводится ежегодно с замером остаточной емкости, плотностью электролита и проведением полного цикла разряд/заряд. Также проверяется система перехода питания ГМССБ с основной борт сети на резервную. По правилам переход должен сопровождаться сигнализацией светового и звукового вида.[6]


  • УКВ носимая радиостанция

  • Частоты — 156,8 МГц (16 канал) и дополнительно, как минимум, еще 1 симплексный канал;

  • Класс излучения — G3E;

  • Мощность передатчика — не менее 0,25 Вт;

  • Источник питания — сухой элемент со сроком хранения не менее 2 лет или аккумулятор с зарядным устройством;

  • Время работы — не менее 8 часов при рабочем цикле 1:1:8 (передача: активный прием: дежурный режим);

  • Водонепроницаемость — радиостанция должна быть водонепроницаемой на глубине 1 м в течение 5 минут.

Еженедельно: проверка работоспособности носимых аварийных УКВ радиостанций спасательных средств, как минимум на двух каналах отличных от канала 16.

Ежегодная проверка: проверка радиостанций производится ежегодно специализированным оборудованием, высчитывающим отклонение частоты и мощность выходного сигнала.

Аварийные элементы питания хранятся в соответствии с маркировкой производителя, но не дольше, чем 5 лет.

АРБ (EPIRB Аварийный радио буй) служит для подачи сигнала бедствия и и для облегчения поисково-спасательных операций, терпящих бедствие плавсредств или летательных аппаратов.

Аварийный радиобуй передает сигнал, извещающий поисково-спасательные службы о бедствии судна.


  • спутниковые радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ: их сигналы ретранслируются на частоте 406 МГц через спутники системы КОСПАС-САРСАТ;

  • спутниковые радиобуи системы ИНМАРСАТ-Е: их сигналы ретранслируются через спутники системы ИНМАРСАТ;

  • не спутниковые УКВ радиобуи: используются на 70 канале вблизи берега, где имеются приемные станции, вместо спутниковых радиобуев (когда это разрешено).

  • EPIRB Аварийный радио буй должен легко извлекаться и заменяться в бракете;

  • Проверить не неисправности в АРБ или бракетах;

  • Убедиться в том, EPIRB Аварийный радиобуй и бракеты не окрашены или каким-либо иным образом покрыты химикатами, маслом и т.д.;

  • Насколько крепко закреплен линь на EPIRB Аварийный радиобуй (и не прикреплен к судну).

  • Батарее АРБ;

  • Устройстве гидростата.

  • Выполнить расширенный ежегодную проверку в соответствии с Циркуляром ИМО MSC/Circ.1040 (Ежегодная проверка спутниковых АРБ 406 МГц) необходимо ежегодно проводить расширенную проверку согласно требованиям СОЛАС IV/15.9 (если требуется правилами СОЛАС или национальным законодательством);

  • Проверку GPS (смотри Главу 5.3, последнюю часть).

  • Замена гидростата, (проверить срок годности на этикетке).

  • Замена батареи.

  • Работоспособность АРБ должна проверяться, по крайней мере, каждые три месяца, но не чаще одного раза в месяц.

  • Проверить крепежную скобу на различного рода повреждения.

  • Проверить срок годности на гидростатическом механизме и на источнике питания.

  • Выполнить расширенное тестирование при помощи дешифратора (выполняется специалистом);

  • Заменить гидростатический механизм освобождения буя.

  • заменить источник питания (выполняет специалист).[7]

  • соответствие состава радиооборудования району плавания судна, определяемому Правилами по оборудованию морских судов. При определении района плавания судна должны учитываться наличие береговых радиостанций и их оснащенность соответствующим определенному морскому району оборудованием для приема оповещения о бедствии и ведения обмена;

  • соответствие мощности передатчиков требованиям Правил по оборудованию морских судов. Мощности передатчиков, установленных на нефтеналивных судах, нефтерудовозах, нефтенавалочных судах, химовозах, газовозах, не должны превышать значений, определенных Правилами по оборудованию морских судов.

  • искробезопасное исполнение УКВ – аппаратуры двусторонней радиотелефонной связи вышеупомянутых судов, подтвержденное заключением компетентной организации;

  • наличие радиооборудования, не одобренного для эксплуатации на морских судах типа или установленного без согласования с Регистром;

  • соответствие источников питания радиооборудования (основного, аварийного, резервного, встроенных в аппаратуру аккумуляторов или гальванических элементов) требованиям Правил по оборудованию морских судов. При наличии дублирующего оборудования, требуемого Правилами, дополнительно проверяется резервный источник питания дублирующего оборудования;

  • соответствие количества антенных устройств и схемы их коммутации требованиям Правил;

  • соответствие рабочего и защитного заземлений требованиям Правил;

  • инструменты, измерительные приборы, запасные части и техническая документация — в случаях, когда работоспособность радиооборудования обеспечивается квалифицированным техническим обслуживанием и ремонтом в море.

2.4 Обязательное техническое обслуживание оборудования ГМССБ береговыми службами

Работоспособность радиооборудования должна обеспечиваться с помощью следующих способов:

-береговое техническое обслуживание и ремонт;

-квалифицированное техническое обслуживание и ремонт в море.

На судах, совершающих рейсы в морских районах А1 и А2 работоспособность оборудования должна обеспечиваться одним из вышеперечисленных способов, а на судах, совершающих рейсы в морских районах A3 и А4, — сочетанием по крайней мере двух из вышеперечисленных способов.
Дублирование оборудования означает, что на борту судна дополнительно требуется установка следующего радиооборудования:
при плавании судна в морском районе A3 — УКВ-радиоустановка, а также или ПВ/КВ-радиоустановка или судовая земная станция ИНМАРСАТ;

при плавании судна в морских районах A3 и А4 — УКВ-радиоустановка и ПВ/КВ-радиоустановка. Для судов, совершающих эпизодические рейсы в морском районе А4 и имеющих в качестве основной ПВ/КВ радиоустановку, дополнительная радиоустановка ПВ/КВ может быть заменена СЗС ИНМАРСАТ.

Береговое техническое обслуживание и ремонт предполагает, что должны быть установлены приемлемые для администрации условия обеспечения адекватной поддержки судна для обслуживания и ремонта радиооборудования. Например, могут применяться следующие средства:
соглашение с компанией, охватывающей район плавания судна своими средствами обслуживания и ремонта по вызову;

обеспечение возможности для ремонта и обслуживания на главной базе судов, совершающих регулярные рейсы в данном районе. Перечни оборудования (Форма Р, R или С) должны включать указание на вид условий берегового технического обслуживания и ремонта.

3.1 Обязанности капитанов судов оказывать помощь в море и сообщать

о замеченных опасностях в мореплавании (конвенционные положения)

3.2 Ответственность капитана судна за функционирование судовой радиостанции ГМССБ (конвенционное положение)

3.3 Обязанности капитанов при чрезвычайных ситуациях в море

3.4 Уголовная ответственность российских капитанов за неоказание помощи объекту бедствия
3.1 Обязанности капитанов судов оказывать помощь в море и сообщать

РЕЗОЛЮЦИЯ А.857(20) Руководство по службам управления движением судов принята 27 ноября 1997 года

Капитаны судов должны сообщать в центр СУДС о замеченных опасностях для плавания или о загрязнении среды.[8]
3.2 Ответственность капитана судна за функционирование судовой радиостанции ГМССБ (конвенционное положение)

Капитан судна должен убедиться, что на судовую радиостанцию ГМССБ имеется лицензия, выданная Госсвязьнадзором (для судов под российским флагом), и проверить наличие дипломов операторов ГМССБ.
Капитан должен лично убедиться в надлежащей квалификации судовых операторов ГМССБ.
Капитан должен назначить помощников капитана, ответственных за подачу сигнала бедствия. Эти обязанности должны быть внесены в судовое расписание по тревогам и личные карточки.
Капитан должен контролировать несение радиовахты в соответствии с требованиями Регламента радиосвязи, обращая особое внимание на то, чтобы ведение рутинного радиообмена на ходовом мостике не мешало безопасности мореплавания. Капитан должен постоянно контролировать исправность судового радиооборудования и резервных источников питания.
Капитан должен быть уверен, что лицо, ответственное за радиосвязь, регулярно (под расписку с занесением в радиожурнал) инструктирует членов экипажа, имеющих доступ к месту расположения радиооборудования ГМССБ.[9]

3.3 Обязанности капитанов при чрезвычайных ситуациях в море
При форс-мажорных ситуациях, когда возникает опасность для судна, людей и груза, вахтенный помощник капитана может изменить назначенный капитаном курс, однако он должен немедленно поставить капитана в известность об этом.

Обо всех авариях и аварийных происшествиях, а также о несчастных случаях на судне капитан обязан немедленно докладывать в установленном порядке судовладельцу и принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности людей, судна и груза. Вплоть до завершения рейса капитан обязан обеспечить сохранность и неприкосновенность морских карт с нанесенной на них прокладкой и других навигационных документов, в которых отражено маневрирование судна. При аварии с судном такие документы должны сохраняться до ее расследования. В соответствии со ст. 66 КТМ Российской Федерации, в случае если судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасению судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.[10]
3.4 Уголовная ответственность российских капитанов за неоказание помощи объекту бедствия
Ответственность за данное преступление зафиксирована многими международными конвенциями. Непосредственным объектом преступления является безопасность жизнедеятельности людей на море или водных путях. Вызывает сомнение позиция, согласно которой таким объектом следует считать жизнь и здоровье людей. Состав преступления по конструкции формальный. К обязательным его признакам относятся: деяние в форме бездействия и место совершения преступления. Деяние состоит в невыполнении капитаном судна правовой обязанности оказать помощь людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути. Необходимыми условиями возложения на него такой ответственности являются: 1) обнаружение терпящих бедствие людей либо получение достоверных сведений об этом; 2) наличие реальной возможности оказать гибнущим помощь; 3) осознание того, что такая помощь может быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, причем речь идет об одновременной серьезной опасности для них.

Обязанность капитана рисковать при оказании помощи терпящим бедствие на море не является абсолютной. Если это сопряжено с серьезной опасностью для собственного судна, а также для его экипажа и пассажиров, то капитан освобождается от такой обязанности. Для признания опасности серьезной нужно оценить в совокупности метеорологическую обстановку, состояние судна, профессиональные возможности экипажа, руководствуясь при этом мореходными правилами, морскими обычаями, результатами технических экспертиз. Объектами риска в таких случаях выступают: имущество, находящееся на судне, жизнь и здоровье экипажа и пассажиров судна-спасателя. Если вследствие спасения терпящих бедствие наступили вышеперечисленные последствия, ответственность капитана решается по правилам крайней необходимости. Местом совершения преступления является открытое и внутреннее море, часть океана, а также любой другой водный путь — реки, озера, каналы. Терпящие бедствие люди могут находиться непосредственно в воде, на гибнущим судне, на различных спасательных предметах (лодки, плоты, бревна и т. п.). Причины, в силу которых люди терпят бедствие на море или ином водном пути, на квалификацию не влияют. Ответственность по ст. 270 УК наступает независимо от наличия реальных последствий (вреда здоровью или гибели людей). Фактическое наступление таких последствий на квалификацию не влияет, но может быть учтено при назначении наказания.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом, т. е. лицо осознает факт необходимости безотлагательной помощи терпящим бедствие людям и возможность ее оказать без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не желает выполнить свою обязанность по оказанию такой помощи.

Субъект преступления специальный. Им может быть капитан судна (морского или речного, пассажирского или торгового, гражданского или военного), шкипер самоходной баржи, а также лицо, официально исполняющее его обязанности в момент бедствия (дежурный помощник капитана). Необходимость в оказании безотлагательной помощи терпящим бедствие может возникнуть в результате столкновения судов. В УК РСФСР 1960 г. наряду с ответственностью за неоказание помощи терпящим бедствие людям была предусмотрена самостоятельная статья об ответственности за неоказание капитаном помощи при столкновении судов (ст. 204), причем такая ответственность наступала независимо от того, кто из капитанов был виновен в столкновении судов. В УК 1996 г. аналогичной статьи нет. Некоторые ученые считают, что такое деяние полностью охватывается ст. 263 УК. Однако очевидно, что квалификация по ст. 263 УК возможна лишь тогда, когда будет установлена вина капитана в нарушении правил безопасности движения судна и наступят предусмотренные этой статьей последствия. Также затруднительно в такой ситуации применять ст. 270 УК, так как это будет аналогия уголовного закона, запрещенная ст. 3 УК. Поэтому при соответствующих условиях содеянное нужно квалифицировать по ст. 125 УК (не исключено вменение этого состава преступления обоим капитанам столкнувшихся судов)[11]

- проверка всего оборудования радиосвязи, электрорадионавигации и резервных источников питания.

2. Ежедневно:

- надлежащее функционирование средств ЦИВ без излучения радиосигналов с использованием средств встроенного контроля;

- проверка зарядки аккумуляторных батарей;

- проверка принтеров на предмет достаточного количества бумаги и удовлетворительного состояния пишущих узлов.

3. Еженедельно:

- надлежащее функционирование средств ЦИВ посредством тестового вызова береговой станции. Если судно более одной недели находилось вне зоны действия береговой станции, оборудованной ЦИВ, тестовый вызов должен быть произведен при первом удобном случае;

- проверка работоспособности носимых аварийных УКВ радиостанций спасательных средств.

4. Ежемесячно:

- внешний осмотр аварийных радиобуев, радиолокационных ответчиков на предмет отсутствия внешних повреждений (проверка с использованием средств встроенного контроля без излучения радиосигналов в эфир);

- проверка состояния и соединений всех аккумуляторных батарей, обеспечивающих подачу энергии к любой части радиоустановки, а также мест их размещения;

- проверка состояния антенн и изоляторов.

Какими техническими средствами ГМССБ должно обеспечиваться непрерыв­ное автоматическое наблюдение на каждом судне, находящемся в море?

На каждом судне, находящемся в море, должно вестись непрерывное автоматиче­ское наблюдение:

a) на канале 70 УКВ, в режиме ЦИВ;

б) на частоте бедствия и обеспечения безопасности 2187,5 Кгц в режиме ЦИВ, если судно оборудовано ПВ радиоустановкой;

в) на частотах бедствия и обеспечения безопасности 2187,5 кГц и 8414,5 кГц в ре­жиме ЦИВ, а также, в зависимости от времени суток и географического положе­ния судна, на одной из частот бедствия и обеспечения безопасности: 4201,5 кГц, 6312 кГц, 12577 кГц или 16804,5 кГц в режиме ЦИВ, если судно оборудовано ПВ/КВ радиоустановкой;

г) за оповещениями о бедствии в направлении берег-судно через ИСЗ, если судно

оборудовано судовой земной станцией ИНМАРСАТ.

Какие способы обеспечения работоспособности радиооборудования используются на судах ГМССБ?

- техническое обслуживание и ремонт в море;

- береговое техническое обслуживание;

в районах А1 и А2 один из этих способов, в районах А3 и А4 как минимум два из них.

Сотавные части системы ИНМАРСАТ

Инмарсат включает в себя три составляющие:

1. Космический сегмент, спутники-ретрансляторы, находящихся на геостационарных орбитах над экватором на высоте 35000 км, имеющих точные географические координаты относительно Земли (долготы).

В системе Inmarsat функционируют 11 геостационарных спутников, сконцентрированных в четырех основных точках над Землей. Всего в настоящее время используются четыре ИСЗ, каждый из которых обслуживает свой океанский район.

- AOR-E - восточная часть атлантики,

- AOR-W - западная часть атлантики,

- IOR- Индийский океан,

- POR- Тихий океан;

В дополнение к основным ИСЗ в каждом океанском районе имеются запасные спутники, которые могут быть использованы в любой момент в случае неисправности основных ИСЗ;

2. Береговые земные станции (БЗС или Land Earth Stations – LES) – шлюзы в наземные сети. Каждая БЗС имеет двух или трехзначный цифровой идентификатор (в зависимости от системы INMARSAT) и принадлежат государству, на территории которого установлены.

В каждом из четырех океанских районов системы INMARSAT одна из БЗС выполняет роль Координирующей станции сети (NCS-network coordinating station). Задачей NCS является предоставление каналов для связи между пользователями системы и БЗС, а также перераспределение каналов, уже используемых для обмена, при получении вызова с более высоким приоритетом срочности (при этом координирующая станция прерывает связь на одном из каналов и предоставляет этот канал абоненту, передавшему вызов с приоритетом)

3.Подвижные и неподвижные станции спутниковой связи пользователей (абонентские станции), работают в диапазоне 1.5÷1.6 ГГц.

(MES - mobile earth stations), устанавливаемые на различных видах транспортных средств либо носимые вручную. К MES относятся также и Судовые Земные станции (SES - ship earth stations). В настоящее время в эксплуатации по всему миру находится огромное количество различных MES, которые отличаются между собой размерами, потребляемой мощностью, функциональными и сервисными возможностями, а также стоимостью. Тем не менее каждую из подвижных станций можно отнести к одному из четырех стандартов системы INMARSAT: A, B, C, M ,F.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: