Условия полетов воздушных судов на больших высотах вблизи тропопаузы в нижней стратосфере

Обновлено: 13.05.2024

Данный документ
включен
в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020
N 247-ФЗ
.

Полеты на больших высотах, в стратосфере

и на сверхзвуковой скорости

440. Полеты в стратосфере выполняются летным составом на воздушных судах с загерметизированными кабинами и в высотно-спасательном снаряжении, в простых и сложных метеоусловиях, одиночно и в составе группы в соответствии с требованиями РЛЭ.

441. Командир экипажа обязан знать особенности пилотирования, навигации и эксплуатации силовой установки, обеспечивающие безопасность выполнения полетов на больших высотах, в стратосфере и на сверхзвуковой скорости.

442. Полеты на сверхзвуковой скорости разрешаются на высотах, установленных Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.

443. При подготовке к полету на больших высотах, в стратосфере и на сверхзвуковой скорости экипаж обязан:

произвести расчет потребности кислорода на полет в соответствии с инструкцией по эксплуатации кислородного оборудования, установленного на ВС, и определить соответствие запаса бортового кислорода расчетной продолжительности полета;

убедиться в готовности ВС и специального оборудования к высотному полету, проверить надежность герметизации кабины и исправность комплекта кислородного оборудования;

проверить подгонку и фиксирование высотно-спасательного снаряжения.

444. Доставка экипажей с мест переодевания в высотно-спасательное снаряжение к воздушным судам и обратно выполняется на специально выделенном автомобильном транспорте. Время пребывания экипажей в высотно-спасательном снаряжении у воздушных судов или на старте перед вылетом должно быть сокращено до минимума.

Высотно-компенсирующий костюм надевается, как правило, за 20 - 25 минут до вылета, а при несении боевого дежурства время нахождения в высотном снаряжении определяется служебными документами.

445. При полетах на высотах более 4000 м все члены экипажа обязаны пользоваться кислородом. Кислородные маски должны надеваться согласно требованиям РЛЭ ВС.

446. Снимать кислородные маски и открывать смотровые стекла гермошлемов в полете после пребывания на больших высотах, в стратосфере и на сверхзвуковой скорости разрешается в загерметизированной кабине на высоте не более 4000 м, в разгерметизированной кабине на высоте не более 2000 м.

447. В процессе всего полета на больших высотах, в стратосфере члены экипажа (экипажи группы) обязаны постоянно следить за исправностью кислородного оборудования, герметичностью кабины. Немедленно докладывать командиру экипажа (группы) о большом или малом расходе кислорода, о прекращении или уменьшении подачи воздуха в герметическую кабину, о нарушении герметизации, о плохом самочувствии.

Командир экипажа (группы) во время полета должен периодически запрашивать самочувствие членов экипажа (экипажей группы).

448. Экипаж обязан пользоваться чистым кислородом во время полета:

при "высоте" в кабине более 7000 м (в этом случае чистым кислородом экипаж должен начинать пользоваться не менее чем за 5 минут до набора "высоты" 7000 м);

при наличии дыма в кабине;

при ведении воздушного боя;

при взлете с зараженного аэродрома - с земли;

при полете в зоне радиоактивных воздушных масс;

при полетах в районах применения пассивных помех.

При плохом самочувствии или затруднении дыхания у любого члена экипажа немедленно включается непрерывная подача кислорода и производится снижение до высоты менее 4000 м.

449. При разгерметизации кабины экипаж обязан снизиться на высоту менее 7000 м. Время пребывания на высоте менее 7000 м в разгерметизированной кабине при пользовании чистым кислородом не ограничивается.

Длительность полета в разгерметизированной кабине на высотах более 7000 м определяется РЛЭ ВС.

450. При отказе основного кислородного прибора немедленно перейти на пользование переносными или парашютными кислородными приборами и снизиться на высоту менее 4000 м.

Данный документ
включен
в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020
N 247-ФЗ
.

Полеты на больших высотах, в стратосфере

и на сверхзвуковой скорости

440. Полеты в стратосфере выполняются летным составом на воздушных судах с загерметизированными кабинами и в высотно-спасательном снаряжении, в простых и сложных метеоусловиях, одиночно и в составе группы в соответствии с требованиями РЛЭ.

441. Командир экипажа обязан знать особенности пилотирования, навигации и эксплуатации силовой установки, обеспечивающие безопасность выполнения полетов на больших высотах, в стратосфере и на сверхзвуковой скорости.

442. Полеты на сверхзвуковой скорости разрешаются на высотах, установленных Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.

443. При подготовке к полету на больших высотах, в стратосфере и на сверхзвуковой скорости экипаж обязан:

произвести расчет потребности кислорода на полет в соответствии с инструкцией по эксплуатации кислородного оборудования, установленного на ВС, и определить соответствие запаса бортового кислорода расчетной продолжительности полета;

убедиться в готовности ВС и специального оборудования к высотному полету, проверить надежность герметизации кабины и исправность комплекта кислородного оборудования;

проверить подгонку и фиксирование высотно-спасательного снаряжения.

444. Доставка экипажей с мест переодевания в высотно-спасательное снаряжение к воздушным судам и обратно выполняется на специально выделенном автомобильном транспорте. Время пребывания экипажей в высотно-спасательном снаряжении у воздушных судов или на старте перед вылетом должно быть сокращено до минимума.

Высотно-компенсирующий костюм надевается, как правило, за 20 - 25 минут до вылета, а при несении боевого дежурства время нахождения в высотном снаряжении определяется служебными документами.

445. При полетах на высотах более 4000 м все члены экипажа обязаны пользоваться кислородом. Кислородные маски должны надеваться согласно требованиям РЛЭ ВС.

446. Снимать кислородные маски и открывать смотровые стекла гермошлемов в полете после пребывания на больших высотах, в стратосфере и на сверхзвуковой скорости разрешается в загерметизированной кабине на высоте не более 4000 м, в разгерметизированной кабине на высоте не более 2000 м.

447. В процессе всего полета на больших высотах, в стратосфере члены экипажа (экипажи группы) обязаны постоянно следить за исправностью кислородного оборудования, герметичностью кабины. Немедленно докладывать командиру экипажа (группы) о большом или малом расходе кислорода, о прекращении или уменьшении подачи воздуха в герметическую кабину, о нарушении герметизации, о плохом самочувствии.

Командир экипажа (группы) во время полета должен периодически запрашивать самочувствие членов экипажа (экипажей группы).

448. Экипаж обязан пользоваться чистым кислородом во время полета:

при "высоте" в кабине более 7000 м (в этом случае чистым кислородом экипаж должен начинать пользоваться не менее чем за 5 минут до набора "высоты" 7000 м);

при наличии дыма в кабине;

при ведении воздушного боя;

при взлете с зараженного аэродрома - с земли;

при полете в зоне радиоактивных воздушных масс;

при полетах в районах применения пассивных помех.

При плохом самочувствии или затруднении дыхания у любого члена экипажа немедленно включается непрерывная подача кислорода и производится снижение до высоты менее 4000 м.

449. При разгерметизации кабины экипаж обязан снизиться на высоту менее 7000 м. Время пребывания на высоте менее 7000 м в разгерметизированной кабине при пользовании чистым кислородом не ограничивается.

Длительность полета в разгерметизированной кабине на высотах более 7000 м определяется РЛЭ ВС.

450. При отказе основного кислородного прибора немедленно перейти на пользование переносными или парашютными кислородными приборами и снизиться на высоту менее 4000 м.

Метеорологические условия – состояние атмосферы в некоторый момент или промежуток времени, обусловленное физическими процессами, происходящими в ней, и характеризуемое определенным сочетанием метеорологических элементов. Являясь важнейшим элементом воздушной обстановки, метеорологические условия оказывают существенное влияние на взлет, посадку и полет ЛА, на состояние аэродромов (особенно грунтовых), эксплуатацию авиационной техники и средств обеспечения полетов.

Сложность метеорологических условий в основном определяется состоянием облачности и видимости.

Метеорологические условия по степени трудности выполнения полета в них делятся на простые и сложные.

Простые метеорологические условия – условия, при которых весь полет выполняется визуально (кроме визуального полета под облаками при низкой облачности или ограниченной полетной видимости).

Сложные метеорологические условия – условия, при которых полет полностью или частично выполняется по приборам (при отсутствии видимости земли или естественного горизонта) или визуально под облаками при низкой облачности или ограниченной полетной видимости.

К полетам в СМУ относятся полеты:

· в облаках, между слоями облаков, за облаками при облачности 7 и более баллов;

· под облаками и (или) при полетной видимости в условиях, указанных в приложении НПП;

· над без ориентирной местностью или водным пространством вне визуальной видимости береговой черты;

· полеты в стратосфере (на высотах 12 000 м и более).

Условия погоды, при которых боевое применение считается выполненным в СМУ, устанавливаются курсами (программами) боевой (учебно-летной) подготовки.

Взлёт, посадка, пилотирование самолётов и вертолётов, самолётовождение и профиль полётов зависят от облачности и связанных с ней метеорологических явлений, а также от видимости.

Полёты в облаках осложняются из-за плохой видимости наличии болтанки, обледенения, электрических разрядов. При полетах в облаках экипаж лишается возможности визуально пилотировать самолет и переходит к пилотированию по приборам.

Наибольшую опасность для полетов в облаках создает турбулентность воздуха, вызывающая болтанку самолетов и вертолетов, а также обледенение. Опасны также и грозы. Эти метеорологические явления, зависящие от особенностей пространственной структуры облаков, их температурного режима, в ряде случаев бывают настолько интенсивны, что могут исключить возможность полетов в облаках.

Для полетов самолетов и вертолетов наибольшие трудности создаются в зонах атмосферных фронтов, которые чаще всего характеризуются облачными системами большой вертикальной протяженности и наличием опасных для авиации метеорологических явлений. В однородных воздушных массах часто формируются обширные зоны с низкой облачностью и плохой видимостью, сильно осложняющими взлет и посадку самолетов и действия авиации на малых и предельно малых высотах. В теплое время года в однородных воздушных массах над континентами нередко образуются кучево-дождевые облака с ливнями, грозами, шквалами и другими опасными для авиации явлениями погоды.

Основными факторами, обусловливающими ограниченную видимость, являются поступление в атмосферу и образование в ней различных примесей. Примеси, ухудшающие видимость, могут быть твердыми и жидкими. В жаркую погоду в пустынях, полупустынях и степных районах сильный ветер поднимает с земной поверхности большое количество пыли, что приводит к возникновению пыльных бурь и мглы, сильно ухудшающих видимость. К твердым примесям относятся также кристаллы выпадающего снега, кристаллы, образующиеся в результате сублимации водяного пара вблизи земной поверхности при низких температурах (например в Арктике и Антарктиде) – однако это частный случай общего физического процесса фазового перехода водяного пара.

Главной причиной ухудшения видимости у земной поверхности является конденсация водяного пара. В результате ее образуются туманы и дымки.

Увеличение влагосодержания индивидуальной массы воздуха может произойти под влиянием испарения воды с земной поверхности и испарения капель выпадающих осадков, либо за счет горизонтального и вертикального молекулярного и турбулентного перемешивания.




Что касается понижения температуры той же массы воздуха, то оно может быть обусловлено следующими тремя основными физическими причинами:

· турбулентным и молекулярным теплообменом с соседними массами воздуха и земной поверхностью;

· адиабатическим расширением воздушной массы при ее подъеме.

Вот те физико-метеорологические факторы, которые могут привести к конденсации водяного пара у поверхности земли и создать ограниченную видимость. Другой важной причиной, ухудшающей видимость, являются атмосферные осадки, влияние которых на деятельность авиации будет рассмотрено в следующих лекциях.

Как видно из сказанного, без предварительного всестороннего изучения метеорологической обстановки, особенно состояния облачности и дальности видимости, не может успешно осуществляться ни один полет.

В связи с этим для метеорологического обеспечения полетов и их безопасности необходима подробная информация об облаках (особенно о таких их характеристиках, как высота нижней и верхней границ, вертикальная и горизонтальная протяженность, расслоенность, толщина облачных слоев и безоблачных прослоек), об интенсивности турбулентности в них, возможности обледенения, электрических разрядах и видимости на различных высотах.

В виду того, что на заключительном этапе перед приземлением положение ЛА по отношению к ВПП летчиком оценивается визуально, то для безопасной посадки (взлета) ЛА в СМУ необходимы определенные условия по высоте облаков и видимости. С этой целью устанавливаются минимумы погоды.

тропопауза это промежуточная зона перехода между двумя слоями земной атмосферы. Он расположен между нижним слоем атмосферы, называемым тропосферой, и слоем над ним, стратосферой..


Тропосфера простирается от поверхности Земли до 10 км в высоту. Высота стратосферы составляет от 10 до 50 км. Мезосфера имеет высоту от 50 до 80 км. Термосфера от 80 км до 500 км, а экзосфера высотой от 500 км до 10000 км. Последний предел с межпланетным пространством.

  • 1 Характеристика тропопаузы
    • 1,1 Высота
    • 1.2 Тропопауза как спокойная зона
    • 1.3 Температура
    • 1.4 Зона разрыва
    • 1.5 Зона хранения и транспортировки влаги
    • 1.6 Формирование перистых облаков

    Характеристика тропопаузы

    Тропопауза - это область с очень специфическими характеристиками, которая недавно побудила ее научные исследования более подробно. Будучи переходной зоной свойств между тропосферой и стратосферой, уместно кратко указать характеристики этих двух слоев.

    Тропосфера - это активный слой, где происходят метеорологические явления, которые порождают климат, такие как ветры, дожди, грозы и ураганы. Температура в этом слое уменьшается с высотой.

    В стратосфере температура увеличивается с высотой из-за влияния химических реакций, которые выделяют тепло (экзотермический). В основном задействован озон, который поглощает ультрафиолетовое (УФ) излучение высокой энергии от солнца.

    Тропопауза является пределом между этими двумя газовыми слоями, которые имеют свойства температуры, химического состава и общей динамики, очень разные. Характеристики тропопаузы кратко перечислены ниже.

    высота

    Высота, на которой тропопауза находится на поверхности Земли, является переменной. Изменение с широтой, с сезоном и временем суток.

    Тропопауза расположена на средней высоте от 7 до 10 км в районах земных полюсов и от 16 до 18 км в тропиках вокруг экватора..

    Таким образом, полярная тропопауза горячее и ближе к земной поверхности, в то время как экваториально-тропическая тропопауза холоднее и выше..

    На экваторе солнечные лучи перпендикулярно падают на поверхность Земли, что вызывает сильный нагрев поверхности. Это тепло от поверхности Земли поглощается воздухом тропосферы, который расширяется в этой экваториально-тропической зоне и увеличивает расстояние до тропопаузы..

    Благодаря нескольким научным исследованиям было установлено, что глобальная высота тропопаузы увеличилась в последние годы. Считается, что это увеличение может быть связано с увеличением парниковых газов (ПГ), уменьшением озонового слоя стратосферы и охлаждением этого слоя.

    Изменения высоты тропопаузы свидетельствуют о потеплении тропосферы, которое называется глобальным потеплением..

    Тропопауза как спокойная зона

    Тропопауза представляет собой область относительного спокойствия, поскольку метеорологические явления, которые порождают климат, происходят ниже этой зоны, в тропосфере. Тем не менее, последние исследования сообщают, что тропопауза имеет особую динамику.

    температура

    В области тропопаузы температура остается постоянной, не уменьшается с высотой (как в тропосфере) и не увеличивается с высотой (как в стратосфере). Температура тропопаузы составляет около -55 ° С.

    Зона разрыва

    Тропопауза не является непрерывной зоной; в этом регионе имеются разрывы в тропических широтах и ​​средних широтах северного и южного полушарий Земли.

    Влажность хранения и транспорта

    Тропопауза действует как большой резервуар влаги в тропосфере и выполняет функцию переноса водяного пара в стратосферу..

    Формирование перистых облаков

    Тропопауза - это область, где образуются перистые облака, тип белых высоких облаков, состоящих из ледяных кристаллов. Они в виде нитей в виде узких полос, тонких, похожих на кудри волос.


    Перистые облака отражают солнечный свет и задерживают тепло, которое Земля излучает наружу. Точно не известно, является ли чистый баланс цирруса охлаждением или глобальным потеплением.

    Появление цирруса указывает на смену погоды при низких температурах и дожде в течение следующих 24 часов..

    Химический состав тропопаузы

    Тропопауза представляет собой зону резких изменений между химическим составом тропосферы и стратосферы. Содержит газы, которые поступают из обоих слоев.

    В тропопаузе присутствуют газы из тропосферы, такие как водяной пар и окись углерода (СО). Существует также озон (O3), газ, который поступает из стратосферы.

    В тропопаузе происходят очень интересные химические реакции. Ученые пытаются изучить эти химические изменения, чтобы получить более полное объяснение феномена глобального потепления.

    Как изучается тропопауза?

    Для изучения тропопаузы должны быть взяты образцы газовой смеси. Этот отбор проб на высоте до 18 км над поверхностью земли представляет много трудностей.

    Только несколько самолетов могут достичь этих высот. НАСА имеет три очень сложных самолета, оснащенных специальным оборудованием для проведения этих исследований. Это самолеты ER-2, DC-8 и WB-57.

    Эти три самолета в сочетании со вспомогательной инфраструктурой со спутниками и радарами, оборудованием для обнаружения на месте и дистанционное зондирование, выполнив так называемую миссию ТС4 по аббревиатуре на английском языке: эксперимент по тропической композиции, облакам и климатическим связям.

    функции

    Тропопауза выполняет важные функции по переносу водяного пара из тропосферы в стратосферу. Он также выполняет функции зоны смешивания газов тропосферного происхождения (водяной пар, окись углерода) со стратосферными газами (озон).

    Тропопауза в последнее время изучается как индикатор глобального потепления планеты и явлений, определяющих общую химию атмосферы..

    Читайте также: