Учет баз стоянок маломерных судов

Обновлено: 28.03.2024

Об утверждении Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5499; 2013, N 30, ст.4123.

3. Глава V Правил утрачивает силу с 1 июля 2021 г.

Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 20 июля 2020 года N 540

Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации

I. Общие положения

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации и являются обязательными для физических и юридических лиц.

1.2. Под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов (далее - база-стоянка) понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов .

Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2019, N 31, ст.4453).

К базам-стоянкам следует относить расположенные на берегу и (или) акватории водного объекта:

специально организованные береговые и (или) плавучие сооружения, предназначенные для причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов;

комплексы технологически связанных между собой зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для доставки, эксплуатации, стоянки, обслуживания и (или) хранения маломерных судов;

объекты поисково-спасательных формирований (водно-спасательные станции), имеющих на оснащении маломерные суда.

Не является базой-стоянкой организованное судовладельцем (пользователем) - физическим лицом место стоянки, размещенное в границах принадлежащего ему приусадебного земельного участка, используемое для швартовки, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, самостоятельного обслуживания, стоянки и хранения принадлежащего ему индивидуального маломерного судна.

1.3. Учет баз-стоянок и надзор за ними осуществляется территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам, входящими в состав территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - подразделения ГИМС МЧС России).

1.4. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляют подразделения ГИМС МЧС России.

1.5. Организация и размещение баз-стоянок осуществляется с соблюдением требований водного, земельного, градостроительного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых и правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.6. Судовладельцы (пользователи) маломерных судов обязаны соблюдать настоящие Правила, режимы пользования базами-стоянками, установленные их собственниками или лицами, уполномоченными собственниками (далее - руководители), выполнять требования должностных лиц баз-стоянок по обеспечению безопасности при выходе судов в плавание.

1.7. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования по обеспечению безопасности на базах-стоянках

II. Требования по обеспечению безопасности на базах-стоянках

2.1. Использование баз-стоянок, расположенных:

Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2018, N 53, ст.8451).

Пункт 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2018, N 1, ст.34).

2.2. Строительство на территории базы-стоянки служебных помещений, причальных и гидротехнических сооружений, а также дорог и подъездных путей для подъезда пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу должно быть обеспечено на основе проектной документации.

Предусмотренные проектом сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, должны находиться в исправном состоянии.

2.3. Территория базы-стоянки, к которой относится земельный участок в установленных границах с прилегающей акваторией водного объекта, в том числе искусственно созданный земельный участок, предназначенный для доставки, обслуживания, хранения судов, должна быть ограждена в соответствии с проектной документацией.

2.4. На базах-стоянках при размещении более 20 моторных маломерных судов должны быть предусмотрены:

места для заправки судов моторным топливом, позволяющие обеспечивать соблюдение требований по охране окружающей среды и пожарной безопасности;

оборудование по локализации аварийных разливов нефтепродуктов на закрепленной акватории (боновые заграждения, сорбенты или скиммеры, сорбционные емкости).

2.5. На территории базы-стоянки должны быть оборудованы:

площадка с контейнерами для бытовых отходов и емкости для сбора отработанных горюче-смазочных материалов;

стенд с наглядными материалами по обеспечению безопасности и профилактике травматизма людей на водных объектах (выписки из законодательных и нормативных правовых актов, расписания действий при пожаре на базе и спасании судов и людей, терпящих бедствие на акватории базы, телефоны пожарно-спасательных подразделений, подразделений ГИМС МЧС России, скорой медицинской помощи и полиции, приемы оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде).

2.6. Техническое оснащение и оборудование баз-стоянок должно обеспечивать:

пожарную безопасность на территории базы-стоянки;

безопасность посадки людей на суда и высадки с судов, а также их передвижения по причальным сооружениям;

информирование судовладельцев (пользователей) маломерных судов о гидрометеорологической и навигационной обстановке;

радиосвязь с приписанными к базе-стоянке маломерными судами, на которых предусмотрены и установлены радиостанции;

охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

осуществление выпускного режима за маломерными судами при их выходе в плавание и возвращении на базу-стоянку;

постоянную связь с пожарными и аварийно-спасательными подразделениями, медицинскими учреждениями, подразделениями органов внутренних дел и подразделениями ГИМС МЧС России.

2.7. На выступающих в сторону судового хода (фарватера) причальных и иных сооружениях должны выставляться на высоте не менее 2 метров от настила белые огни, видимые по горизонту на 360 градусов на расстоянии не менее 4 километров. Эти огни устанавливаются на торце каждого пирса, а на причале - на расстоянии друг от друга не более чем через 50 метров и должны гореть от захода до восхода солнца.

2.8. Затопленные в половодье (паводок) защитные устройства баз-стоянок, а также иные препятствия, представляющие угрозу безопасности плавания судов, должны ограждаться соответствующими знаками судоходной (навигационной) обстановки.

2.9. Водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, предназначенное для подхода (выхода), причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов и размещения причальных сооружений (далее - акватория базы-стоянки), и подходы к причальным сооружениям по их ширине и глубинам должны обеспечивать безопасность маневрирования приписанных к данной базе-стоянке судов с максимальными размерами и осадкой.

2.10. Причальные сооружения, используемые для швартовки и стоянки судов, должны иметь:

закрепленные швартовые устройства (кнехты, битенги, утки, рымы, швартовые тумбы), обеспечивающие крепление и удержание судов при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района;

привальные брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при их швартовке и стоянке;

на нерабочей стороне - леерное ограждение высотой не менее 90 сантиметров при расстоянии между стойками не более 1,5 метра и между леерами - не более 45 сантиметров;

спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10-15 сантиметров от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 метра;

комплект из огнетушителя, ящика с песком и лопатой, кошмы и спасательного круга (конца Александрова) на каждые 50 метров причальной линии, но не менее одного комплекта на причал или пирс.

Средства пожаротушения не требуется устанавливать на причалах для гребных и парусных (безмоторных) маломерных судов.

2.11. Руководителем базы-стоянки создается комиссия, председателем которой он является. Председатель комиссии назначает ее членов.

Ежегодно до начала навигации комиссия с оформлением акта устанавливает максимальную нагрузку для сплошного настила на причалах, пирсах, трапах, сходнях и мостках в условиях повседневной эксплуатации. Акт, подписанный членами комиссии и утвержденный ее председателем, хранится у владельца базы-стоянки в течение 1 года.

Значение максимальной нагрузки, указанной в акте, наносится несмываемой контрастной краской в видимой части причального или переходного сооружения в местах входа на них с берега либо высадки с судов.

2.12. Минимальная длина причального фронта по периметру причалов и пирсов должна обеспечивать швартовку и стоянку всех приписанных к данной базе-стоянке судов в случае их постоянного нахождения на плаву в период навигации.

2.13. Расстояние между судами при стоянке у причального сооружения и способы их крепления должны обеспечивать сохранение их целостности при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района.

2.14. Плавучие причальные сооружения (понтоны, швартовые бочки) должны быть закреплены к берегу или стоять на своих штатных местах с использованием мертвых якорей.

2.15. Исправность оборудования базы-стоянки должна обеспечиваться в период времени, когда на территории базы-стоянки осуществляется спуск (подъем) судов, их выход, причаливание и (или) стоянка на акватории базы-стоянки (далее - эксплуатация базы-стоянки).

2.16. На акватории базы-стоянки запрещается:

Пункт 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2018, N 1, ст.34).

прыгать в воду с судов и причальных сооружений, купаться вне отведенных для этого мест;

создавать при движении судна волнение, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

III. Организация учета соответствия баз-стоянок обязательным требованиям по обеспечению охраны жизни людей на водных объектах

III. Организация учета соответствия баз-стоянок обязательным требованиям по обеспечению охраны жизни людей на водных объектах

Заявление-декларация направляется руководителем базы-стоянки в подразделение ГИМС МЧС России по месту ее нахождения не менее чем за 30 дней до планируемой даты начала эксплуатации базы-стоянки, указанной в заявлении-декларации.

К заявлению-декларации прикладываются выдержки из проектной (эксплуатационной) документации, подтверждающие достоверность сведений, указанных в заявлении-декларации.

3.2. Подача заявления-декларации осуществляется одним из следующих способов:

на бумажном носителе:

в электронном виде:

с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

с помощью информационных ресурсов МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3.3. Должностные лица подразделения ГИМС МЧС России в течение 5 рабочих дней проверяют соответствие заполнения поступившего заявления-декларации рекомендуемому образцу, а также представленные документы. В случае соответствия заполнения заявления-декларации установленным требованиям должностные лица ГИМС МЧС России осуществляют его регистрацию путем присвоения регистрационного номера.

Структура регистрационного номера состоит из двух частей. Первая часть номера состоит из кода субъекта Российской Федерации, в котором осуществлена регистрация заявления-декларации. Вторая часть номера состоит из четырехзначного порядкового номера.

3.4. При соответствии заявления-декларации установленным требованиям в адрес руководителя базы-стоянки должностным лицом ГИМС МЧС России в течение 5 рабочих дней направляется уведомление о регистрации заявления-декларации с информацией о присвоенном регистрационном номере.

Уведомление направляется способом, указанным в заявлении-декларации.

3.5. В случае направления неполной и (или) недостоверной информации, содержащейся в заявлении-декларации, руководитель базы-стоянки информируется о необходимости направления в подразделение ГИМС МЧС России уточняющих сведений.

3.7. В случае смены руководителя базы-стоянки заявление-декларация подлежит повторному направлению в срок не позднее 3 рабочих дней после оформления перехода полномочий нового руководителя.

3.8. Эксплуатация базы-стоянки допускается при соблюдении требований настоящих Правил.

IV. Требования по организации выпускного режима и учета приписного флота на базе-стоянке

IV. Требования по организации выпускного режима и учета приписного флота на базе-стоянке

4.1. Маломерные суда, которые осуществляют стоянку на базе-стоянке (приписаны к базе-стоянке), должны быть внесены в журнал учета приписного флота базы-стоянки с указанием идентификационного номера, типа и названия (при наличии) судна, серии и номера судового билета, фамилии, имени, отчества (при наличии) судовладельца (пользователя), его адреса места жительства и телефонов, типа судовой радиостанции и радиочастоты (при наличии).

Суда, прибывшие на базу-стоянку для временного базирования, также заносятся в соответствующий раздел журнала учета приписного флота базы-стоянки, при этом дополнительно указываются время прибытия судна, планируемое и фактическое время убытия.

4.2. В целях обеспечения безопасности плавания маломерных судов на базе-стоянке при их выходе в плавание и возвращении на базу-стоянку осуществляется комплекс организационных и технических мероприятий (далее - выпускной режим).

Руководитель базы-стоянки обеспечивает организацию выпускного режима или назначает лиц, ответственных за его обеспечение.

Лица, ответственные за обеспечение выпускного режима, осуществляют:

ведение журнала учета приписного флота базы-стоянки;

ведение журнала учета выхода (возвращения) судов;

информирование судовладельцев (пользователей) о гидрометеорологической и навигационной обстановке.

4.3. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу-стоянку в журнале учета выхода (возвращения) судов должна быть произведена порядковая запись: идентификационный номер судна, фамилия, имя, отчество (при наличии) судоводителя (пользователя), дата и время выхода судна, фактическое время возвращения на базу-стоянку.

4.4. Выход маломерного судна в плавание запрещается в случаях:

отсутствия у судоводителя (пользователя) удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

отсутствия на судне идентификационных номеров или их несоответствия записи в судовом билете;

отсутствия подтверждения прохождения судном освидетельствования;

наличия неисправностей, с которыми запрещается пользование маломерным судном;

нарушения установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности;

отсутствия на судне спасательных, противопожарных и осушительных средств в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012) ;

если прогнозируемая или фактическая гидрометеорологическая обстановка на водоеме представляет опасность для плавания судна данного типа;

нахождения судоводителя или лица, управляющего маломерным судном, в состоянии опьянения;

отсутствия на маломерных судах индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту судна.

Абзацы второй - четвертый настоящего пункта применяются только в отношении маломерных судов, подлежащих государственной регистрации.

В случае установления факта выхода в плавание маломерного судна с указанными выше нарушениями лица, ответственные за обеспечение выпускного режима, обязаны незамедлительно сообщить об этом в подразделение ГИМС МЧС России.

4.5. О судах, прибывших на базу-стоянку в аварийном состоянии, сообщается в подразделение ГИМС МЧС России с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (возвращения) судов.

V. Переходные положения

V. Переходные положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31 (часть I), ст.5007.

5.2. Ежегодные освидетельствования проводятся до начала эксплуатации баз-стоянок с целью проверки их готовности к пользованию и обеспечению безопасности стоянок маломерных судов.

Сроки проведения ежегодного освидетельствования устанавливаются руководителями подразделений ГИМС МЧС России по согласованию с руководителями баз-стоянок.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; 2013, N 43, ст.5452.

Первый экземпляр акта хранится в подразделении ГИМС МЧС России, второй экземпляр акта передается руководителю базы-стоянки.

Приложение N 1. Заявление-декларация соответствия базы-стоянки требованиям Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации

Приложение N 1
к Правилам пользования базами
(сооружениями)
для стоянок маломерных судов
в Российской Федерации

В общем случае, техническое оснащение и оборудование баз должно обеспечивать:

- безопасность круглосуточной стоянки и сохранность судов в течение навигации;

- возможность и безопасность посадки и высадки людей, выполнения судоводителями профилактических, погрузо-разгрузочных и иных работ, связанных с эксплуатацией судов.

На территории базы должны быть построены причалы (пирсы), служебные помещения и другие сооружения, обеспечивающие безопасность людей и техническую устойчивость судов при длительной эксплуатации, а также дороги и подъездные пути, обеспечивающие подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу.

На выступающих в сторону судового хода причалах, сооружениях выставляются белые огни, видимые по горизонту на 360° на расстоянии не менее 4-х км. Огни устанавливаются на высоте не менее 2-х м от настила причала через каждые 50 м, но не менее 3-х огней на причал. Огни должны гореть от захода до восхода солнца (см. рис. 8).


Рис.8 Плавучие причалы

Согласно п.85 Правил плавания по внутренним водным путям РФ плавучие причалы и другие плавучие установки должны нести при длине менее 50 м один белый круговой огонь, при длине 50 м и более – белый круговой огонь через каждые 50 м.

Затопляемые в половодье (паводок) защитные сооружения и устройства базы ограждаются соответствующими знаками судоходной обстановки на весь период половодья.

На причалах, пирсах, мостках и сходнях необходимо иметь сплошной настил, который рассчитывается и один раз в три года испытывается на максимальную нагрузку в условиях повседневной эксплуатации. Результаты испытаний оформляются актом, подписываемым председателем и членами комиссии с указанием занимаемых должностей и фамилий.

Причалы и пирсы, используемые для швартовки судов, должны иметь:

- площадь, обеспечивающую возможность и безопасность проведения работ, связанных с эксплуатацией судов;

- рационально расставленные (с учетом расположения швартовных устройств на судах) и прочно закрепленные швартовные устройства (битенги, кнехты, рымы, утки) для надежного крепления судов - при максимально неблагоприятных для данного района гидрометеоусловиях и уровне воды.

- привальные рамы, брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при швартовке и стоянке;

- противопожарное и спасательное имущество по норме: огнетушитель, ящик с песком, лопата, спасательный круг (конец Александрова) на каждые 50.м причальной линии, но не менее одного комплекта на причал;

- надежное леерное ограждение высотой не менее 900 мм при расстоянии между стойками не более 1,5 м;

- спасательный леер (по наружному периметру причала, пирса), закрепленный на расстоянии 10-15 см от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5м.

Плавучие причалы, понтоны и т.п. надежно швартуются к берегу или закрепляются на штатных местах с использованием мертвых якорей. Длина причального фронта причалов и пирсов определяется требованиями обеспечения безопасности подхода, стоянки и отхода судов, а также рационального выполнения грузовых или пассажирских операций и рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить швартовку "носом (кормой) всех приписанных к данной базе судов в случае их постоянного хранения на плаву в период навигации. В общем случае длина причала определяется по формуле:

L np = L c + d ,

где Lпр - длина причала ;

Lc - габаритная длина расчетного судна;

d - интервалы между корпусами, необходимые для обеспечения безопасности при подходе (отходе).


  • На каждой базе должна быть разработана и по согласованию с руководством территориальной ГИМС утверждена Инструкция по эксплуатации базы, содержанию маломерных судов и организации выпускного режима.


На базах устанавливаются штормовые сигнальные мачты, предупреждающие об ожидаемых штормах и сильных ветрах на озерах и водохранилищах.

Рис. 9. Схема размещения сигналов на штормосигнальной мачте (вид с водохранилища):

1 — оттяжки мачты; 2 — номера сигналов, показывающих направление ожидаемого ветра; 3 — номера сигналов, показывающих направление ожидаемого шторма; 4 — верхняя консоль; 5 — номера сигналов, показывающих силу ожидаемого ветра; 6 — рама с 14 цветными огнями для ночной сигнализации; к — красный огонь; з — зеленый огонь; б — белый огонь; 7 — рея; 8 — номера сигналов, показывающих время наступления ожидаемой погоды; 9 — номера сигналов, показывающих направление ожидаемого поворота ветра; 10 — мачта; 11 — лебедка для подъема и опускания дневных сигналов.


Правила эксплуатации баз

- непредъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном и талона к нему, судового билета с отметкой в нем о прохождении ежегодного технического освидетельствования, документов на перевозимый груз, а водителем судна с экипажем 2 и более человек, дополнительно - судовой роли;

- несоответствия бортового номера судна записям в судовом билете;

- отсутствия у судоводителя или собственника судна доверенности на право управления судном (при отсутствии судовладельца);

- обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещена его эксплуатация;

- отсутствия на судне установленных спасательных, противопожарных и водоотливных средств;

- нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;

- неправильного размещения грузов (пассажиров), вызывающих крен или дифферент; наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если оно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;

- если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судов данного типа. Суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, должны быть осмотрены с последующей краткой записью об их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в орган территориальной ГИМС по месту регистрации баз.

регистрации приписного флота

Акватория базы - водная поверхность в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов.

Причал- комплекс сооружений, предназначенный для безопасной стоянки и обслуживания судна.

Причальный фронт- участок береговой линии, оборудованный устройствами для швартовки и стоянки судов.


Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, как правило, размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, вне судового хода, на участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода. Места их размещения устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с территориальной ГИМС, территориальным специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, территориальным специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Границы баз должны располагаться на расстоянии не менее 200 метров выше или ниже дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны и не менее 150 метров от линий жилой застройки. Акватория базы и подходы к пирсам (причалам) по ширине и глубинам должны обеспечивать беспрепятственное маневрирование приписанных к данной базе судов с максимальными размерами и осадкой. Территория базы должна быть ограждена (акватория базы ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками судоходной обстановки), содержаться в чистоте и отвечать требованиям государственных органов противопожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и охраны природы.

Рис. 1. Ограждение подходов к пристаням и причалам:

а— двусторонний подход; б — односторонний подход; А — причал; Б — транзитный ход; В — пристань

Ограждение подходов к пристаням. Акватории пристаней, различных причалов могут непосредственно примыкать к транзитному судовому ходу или располагаться за пределами его в затонах и вторых рукавах.

В первом случае обычно дополнительной обстановки не требуется.

На рис. 1, а) показана схема навигационного ограждения подходов к причалу А, расположенному на акватории за пределами транзитного судового хода Б. Подходы к причалу ограждены плавучими знаками, как при разделении судовых ходов. Границы рейда обозначены также плавучими знаками и береговыми рейдовыми знаками 1 и 2. Если условия местности позволяют устанавливать створные знаки, подходы обозначают линейными створами.

На рис.1, б) показана схема расстановки знаков судоходной обстановки на подходе к пристани В, расположенной в затоне с односторонним подходом. Подход снизу обозначен линейным створом, на разделении судового хода установлены спаренные плавучие знаки 3 и 4.

Важную роль выполняют плавучие знаки 1 и 2, которые определяют верховую границу затона. Эти знаки должны быть одинаковы со знаком 3 и должны показывать судоводителю, что прохода за линию знаков 2—13 нет.

Если длина подхода небольшая, то установка створов не обязательна, устанавливают только плавучие знаки.

Знаки 1 и 2 представляют собой кромочные знаки, знаки 3-4 представляют собой парный знак или выставляется разделительный знак.



Разделительный парный красный и белый бакены

Рис. 2. Разделительный знак, парный знак.

Указывает судоводителю о необходимости выбрать судовой ход, соответствующий направлению движения судна. (Примечание: огни используются парами друг над другом.)

Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными (или белыми) и тремя красными чередующимися вертикальными полосами, равными между собой.


Рис. 3. Конструктивные схемы типовых буев:

а — озерный типоразмера 6; б — озерно-речной типоразмера мера 5; в - речной типоразмера 4;

г ледовый.

Цвет и вид раскраски надводной части плавучих навигационных знаков определен ГОСТ 3373—73. Характеристики и взаимное расположение огней на плавучих знаках установлены ГОСТ 13311—74.


Рис. 4. Конструкции бакенов:

а - для левой кромки судового хода; б, в - для правой кромки судового хода
Бакен состоит из плотика с укрепленной на нем надстройкой треугольной, шаровой или прямоугольной формы (рис. 4).

Плотик бакена и его надстройку изготавливают из дерева.

Треугольная надстройка представляет собой трехгранную пирамиду, состоящую из трех ножек-ребер, обшитых досками с зазорами между ними 1,5—2,0 см. В верхней части пирамиды имеется штырь для укрепления сигнального фонаря. Бакены пирамидальной формы применяются для ограждения, как правило, левой кромки судового хода.

Шаровая надстройка состоит из двух круглых дощатых щитов-листов, прикрепленных крестообразно к вертикальному бруску. Верхняя часть вертикального бруска служит штырем для укрепления сигнального фонаря. Бакены шарообразной формы устанавливают только по правой кромке судового хода.

Надстройка бакена прямоугольной формы выполнена из двух круглых ободов, на которые набита дощатая обшивка с зазорами 1,5—2,0 см. В целом эта конструкция представляет собой цилиндр, который укрепляется на плотике с помощью трех ножек. На верхней части цилиндра имеется штырь для сигнального фонаря.

Прямоугольная надстройка может быть образована также из трех прямоугольных щитов, прикрепленных к вертикальному бруску под равными углами.

Бакены прямоугольной (цилиндрической) формы применяются для обозначения правобережной кромки судового хода на участках с повышенной интенсивностью судоходства.


Рис. 5.Кромочный знак

Кромочный знак служит для обозначения кромок судового хода.

Левая кромка судового хода ограждается буями или бакенами треугольного силуэта белого или черного цвета, (черный цвет знаков рекомендуется для применения на озерах и водохранилищах), а также вехами белого цвета. Вехи левой кромки топовой фигуры не имеют.

Сигнальный огонь буев и бакенов — белый постоянный или белый проблесковый. В качестве дополнительных вариантов в местах скопления посторонних огней может применяться зеленый постоянный или зеленый проблесковый огонь.

При движении судна вниз по течению эти знаки оставляют слева, при движении вверх — справа.

Правая кромка судового хода ограждается буями треугольного или прямоугольного силуэта или же бакенами круглой или прямоугольной формы красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой шаровой фигурой черного цвета.

Сигнальный огонь плавучих знаков правой кромки судового хода – красный постоянный или красный проблесковый.

Для обозначения участков водного пути, где запрещено создавать волнение. Примечание. Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство

Знак представляет собой круглый сигнальный щит диаметром 120, 170 или 220 см (в зависимости от типоразмера), укрепленный на столбе-опоре. Щит окрашен в белый цвет с красной окантовкой и красной диагональной полосой. Посередине щита нанесен символ черного цвета, изображающий две волнообразные линии. В темное время суток на знаке устанавливается желтый затмевающийся огонь.

Размеры щитов регламентированы ГОСТ 20339-74.
На акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км/час, а вблизи пляжей и в районах массового отдыха населения на воде - не более 15 км/час (предельные скорости движения применительно к местным условиям).

Для обозначения участков судоходного пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена. Цифры показывают

Максимально допустимую скорость хода (км/ч).


Знак «Скорость ограничена!)

Обозначает участки судоходного пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.):

Цифры показывают максимально допустимую скорость хода (км/ч).

Ночью – огонь желтый проблесковый.

Знак размещается на прямоугольном щите, окаймленном красной полосой с цифрами черного цвета. Размеры щита в зависимости от типоразмера составляют (70-100) х (70-100) см; 150х150 см; 200 х 200 см

Акватория базы - водная поверхность в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов.

Причал- комплекс сооружений, предназначенный для безопасной стоянки и обслуживания судна.

Причальный фронт- участок береговой линии, оборудованный устройствами для швартовки и стоянки судов.


Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, как правило, размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, вне судового хода, на участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода. Места их размещения устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с территориальной ГИМС, территориальным специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, территориальным специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Границы баз должны располагаться на расстоянии не менее 200 метров выше или ниже дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны и не менее 150 метров от линий жилой застройки. Акватория базы и подходы к пирсам (причалам) по ширине и глубинам должны обеспечивать беспрепятственное маневрирование приписанных к данной базе судов с максимальными размерами и осадкой. Территория базы должна быть ограждена (акватория базы ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками судоходной обстановки), содержаться в чистоте и отвечать требованиям государственных органов противопожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и охраны природы.

Рис. 1. Ограждение подходов к пристаням и причалам:

а— двусторонний подход; б — односторонний подход; А — причал; Б — транзитный ход; В — пристань

Ограждение подходов к пристаням. Акватории пристаней, различных причалов могут непосредственно примыкать к транзитному судовому ходу или располагаться за пределами его в затонах и вторых рукавах.

В первом случае обычно дополнительной обстановки не требуется.

На рис. 1, а) показана схема навигационного ограждения подходов к причалу А, расположенному на акватории за пределами транзитного судового хода Б. Подходы к причалу ограждены плавучими знаками, как при разделении судовых ходов. Границы рейда обозначены также плавучими знаками и береговыми рейдовыми знаками 1 и 2. Если условия местности позволяют устанавливать створные знаки, подходы обозначают линейными створами.

На рис.1, б) показана схема расстановки знаков судоходной обстановки на подходе к пристани В, расположенной в затоне с односторонним подходом. Подход снизу обозначен линейным створом, на разделении судового хода установлены спаренные плавучие знаки 3 и 4.

Важную роль выполняют плавучие знаки 1 и 2, которые определяют верховую границу затона. Эти знаки должны быть одинаковы со знаком 3 и должны показывать судоводителю, что прохода за линию знаков 2—13 нет.

Если длина подхода небольшая, то установка створов не обязательна, устанавливают только плавучие знаки.

Знаки 1 и 2 представляют собой кромочные знаки, знаки 3-4 представляют собой парный знак или выставляется разделительный знак.



Разделительный парный красный и белый бакены

Рис. 2. Разделительный знак, парный знак.

Указывает судоводителю о необходимости выбрать судовой ход, соответствующий направлению движения судна. (Примечание: огни используются парами друг над другом.)

Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными (или белыми) и тремя красными чередующимися вертикальными полосами, равными между собой.


Рис. 3. Конструктивные схемы типовых буев:

а — озерный типоразмера 6; б — озерно-речной типоразмера мера 5; в - речной типоразмера 4;

г ледовый.

Цвет и вид раскраски надводной части плавучих навигационных знаков определен ГОСТ 3373—73. Характеристики и взаимное расположение огней на плавучих знаках установлены ГОСТ 13311—74.


Рис. 4. Конструкции бакенов:

а - для левой кромки судового хода; б, в - для правой кромки судового хода
Бакен состоит из плотика с укрепленной на нем надстройкой треугольной, шаровой или прямоугольной формы (рис. 4).

Плотик бакена и его надстройку изготавливают из дерева.

Треугольная надстройка представляет собой трехгранную пирамиду, состоящую из трех ножек-ребер, обшитых досками с зазорами между ними 1,5—2,0 см. В верхней части пирамиды имеется штырь для укрепления сигнального фонаря. Бакены пирамидальной формы применяются для ограждения, как правило, левой кромки судового хода.

Шаровая надстройка состоит из двух круглых дощатых щитов-листов, прикрепленных крестообразно к вертикальному бруску. Верхняя часть вертикального бруска служит штырем для укрепления сигнального фонаря. Бакены шарообразной формы устанавливают только по правой кромке судового хода.

Надстройка бакена прямоугольной формы выполнена из двух круглых ободов, на которые набита дощатая обшивка с зазорами 1,5—2,0 см. В целом эта конструкция представляет собой цилиндр, который укрепляется на плотике с помощью трех ножек. На верхней части цилиндра имеется штырь для сигнального фонаря.

Прямоугольная надстройка может быть образована также из трех прямоугольных щитов, прикрепленных к вертикальному бруску под равными углами.

Бакены прямоугольной (цилиндрической) формы применяются для обозначения правобережной кромки судового хода на участках с повышенной интенсивностью судоходства.


Рис. 5.Кромочный знак

Кромочный знак служит для обозначения кромок судового хода.

Левая кромка судового хода ограждается буями или бакенами треугольного силуэта белого или черного цвета, (черный цвет знаков рекомендуется для применения на озерах и водохранилищах), а также вехами белого цвета. Вехи левой кромки топовой фигуры не имеют.

Сигнальный огонь буев и бакенов — белый постоянный или белый проблесковый. В качестве дополнительных вариантов в местах скопления посторонних огней может применяться зеленый постоянный или зеленый проблесковый огонь.

При движении судна вниз по течению эти знаки оставляют слева, при движении вверх — справа.

Правая кромка судового хода ограждается буями треугольного или прямоугольного силуэта или же бакенами круглой или прямоугольной формы красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой шаровой фигурой черного цвета.

Сигнальный огонь плавучих знаков правой кромки судового хода – красный постоянный или красный проблесковый.

Для обозначения участков водного пути, где запрещено создавать волнение. Примечание. Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство

Знак представляет собой круглый сигнальный щит диаметром 120, 170 или 220 см (в зависимости от типоразмера), укрепленный на столбе-опоре. Щит окрашен в белый цвет с красной окантовкой и красной диагональной полосой. Посередине щита нанесен символ черного цвета, изображающий две волнообразные линии. В темное время суток на знаке устанавливается желтый затмевающийся огонь.

Размеры щитов регламентированы ГОСТ 20339-74.
На акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км/час, а вблизи пляжей и в районах массового отдыха населения на воде - не более 15 км/час (предельные скорости движения применительно к местным условиям).

Для обозначения участков судоходного пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена. Цифры показывают

Максимально допустимую скорость хода (км/ч).


Знак «Скорость ограничена!)

Обозначает участки судоходного пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.):

Цифры показывают максимально допустимую скорость хода (км/ч).

Ночью – огонь желтый проблесковый.

Знак размещается на прямоугольном щите, окаймленном красной полосой с цифрами черного цвета. Размеры щита в зависимости от типоразмера составляют (70-100) х (70-100) см; 150х150 см; 200 х 200 см

Читайте также: