Участие адвоката во внесудебных и альтернативных способах урегулирования споров переговоры медиация

Обновлено: 18.05.2024

Суды перегружены, а ситуация требует незамедлительного решения. На кону — контракты, репутация и личные отношения с партнерами. Как мирно разрешить конфликт, не доводя до затяжных судебных тяжб, рассказывает почетный адвокат России и директор Института медиации РААН Елена Сенина

Почему российские предприниматели пренебрегают медиацией и теряют время, деньги, реноме

Медиация не новая практика для России, однако за 10 лет своего существования данной возможностью Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ о заключении медиативного соглашения пренебрегают ввиду сформировавшегося обычая — встретиться в суде, когда коса нашла на камень.

Получается, что в основе любых конфликтов изначально заложены эмоции? И что если их обуздать, то договориться можно обо всем и в принципе ни юристы, ни медиаторы не нужны? Ответ — нет.

В США более 90% разбирательств не доходят до суда, адвокаты присутствуют на медиативных переговорах, так как предварительное урегулирование споров альтернативными способами является обязательной практикой, а судиться дорого, да и долго. Конфликт — это норма, точка роста в отношениях, вопрос только в том, как из него выходить: цивилизованно, конструктивно, элегантно и с пользой для сторон либо разрушая все, что было до этого создано.

Кто ты такой, медиатор?

В России же медиация популяризуется не так быстро. Сегодня постоянно практикующих и опытных профессионалов в этой области можно перечесть по пальцам. Кроме того, существует четкий этнографический тренд, когда институт медиации развивается точечно: такие города, как Липецк, Тула, внедряют эту практику в основном для решения семейных споров, а в некоторых регионах о медиации даже не слышали.

Медиатор — не заинтересованная в конфликте сторона, которая помогает конфликтующим выработать определенное соглашение по спору. Важно, что стороны сами контролируют процесс принятия решения.

В Венгрии в качестве медиаторов нередко выступают два специалиста: психолог и юрист. В Португалии имеется практика привлечения дополнительного эксперта в какой-либо сфере знаний для оказания помощи и содействия медиатору.

Принципы медиации

Добровольность: стороны без принуждения извне принимают решения в рамках процесса и могут, как и медиатор, в любое время отказаться от участия в нем.

Конфиденциальность: никто из участников переговоров не разглашает информацию, которая стала ему известна в ходе процесса; если с согласия обеих сторон медиатором ведутся индивидуальные беседы, он сохраняет в тайне их содержание.

Нейтральность посредника: медиатор, как и нотариус, должен быть независим от всех участников. Для этого действует даже принцип защиты от предположения о пристрастности. Если медиатор перестает сохранять беспристрастность, он обязан отказаться от участия в переговорах.

Равноправие сторон: стороны имеют равные права на внимание медиатора, высказаться, быть выслушанными, отстаивать свои интересы, покинуть стол переговоров в любое время без указания причин.

Сотрудничество сторон: состоит в том, что во время переговоров стороны по очереди высказывают свои предложения для решения конфликта на условиях, приемлемых для обеих сторон. Это возможно при условии сотрудничества и взаимопонимания участников. В Законе о медиации сотрудничество как принцип закрепляется не само по себе, но в совокупности с равноправием. Для наглядности мы решили выделить его отдельно.

О каких ошибках история не умалчивает

Сокрушительным банкротством закончился громкий бизнес-провал проекта Дебби Рейнолдс. История началась с того, что в 1992 году легендарная актриса и певица купила за $2,2 млн старое здание Paddlewheel Casino and Hotel, расположенное не на элитной городской агломерации Лас-Вегас-Стрипе. Только в ремонт собственных средств было инвестировано около $2 млн. Когда компания стала публичной, актриса смогла привлечь еще $7 млн. Задумка была грандиозной, в стиле золотой эпохи Голливуда. Однако владельцем казино являлась отдельная компания, не желавшая делиться выручкой. А когда речь зашла о получении лицензии на игорный бизнес, то без поступления прибыли от отеля невозможно было привлечь финансирование, что, в свою очередь, делало невозможным получение лицензии. Договориться партнерам так и не удалось. Спустя 5 лет после покупки отеля Рейнольдс объявила о банкротстве.

Все эти примеры лишь подтверждают, что умение договариваться — важная часть процесса согласования, а значит, успеха.

Поэтому от медиатора зависит организация и исход переговоров.

В переговорном процессе участники должны следовать правилам:

Отказ от оскорблений, угроз, экспрессивных выражений и повышения тона.

Соблюдение очередности высказываний.

Предоставление достоверной и достаточной для выработки решений информации.

Соблюдение структуры переговорного процесса.

Зачем нужно уметь договариваться

Бывают ситуации, когда заказчик и исполнитель до начала кризиса договариваются о старте ИТ-проекта, что крайне актуально в условиях цифровизации бизнеса. Но, как во многих случаях, во время форс-мажора ресурсы заказчика смещаются на решение более неотложных задач.

- Например, компания Suburg не смогла выполнить прописанные в договоре условия, откладывая неприятный разговор о трудностях внутри компании на потом, вызвав конфликтную ситуацию. В этом случае медиативная оговорка позволила возобновить отношения с учетом сложившихся обстоятельств. Выяснение истинной причины, по которой проект сместился по срокам, позволило разрешить конфликт. В ходе переговоров компания Suburg поделилась своими опасениями, что из-за проведения оптимизации бизнес-процессов придется на несколько дней приостановить бизнес. Серия переговоров позволила участникам найти выход. Им стало согласование плана по внедрению нового ИТ-продукта в разных отделах. Реализацию проекта было решено проводить поэтапно, чтобы избежать издержек в и так непростое время.

Еще пример, когда в ходе цивилизованного общения одним удается восстановить свою репутацию, а другим — сэкономить нервы и найти эффективное решение выхода из кризисной ситуации.

- Так, в результате заключения соглашения о проведении медиации в конфликтных ситуациях частная стоматологическая клиника избежала судебного разбирательства. Заключение договора с клиенткой включал пункт медиативной оговорки. Конфликт произошел на почве того, что пациентке клиники задержали по времени оказание услуги по созданию импланта. Женщина требовала компенсацию, во много раз превышающую стоимость самой услуги. Процедура медиации помогла разрешить конфликт мирным путем и не допустить негативных последствий для обеих сторон. В ходе процедуры медиации выяснилось, что для клиентки было важно получить услугу клиники перед ответственным мероприятием, к которому она долго готовилась. Клиника предоставила временный качественный имплант в кратчайшие сроки. Таким образом, конфликт успешно удалось разрешить не в правовом, а медиативном русле.

Отлагательный эффект и возврат к соглашению

С 2019 года медиативное соглашение приобрело силу исполнительного листа в случае его нотариального удостоверения. Для судов это возможность сконцентрировать силы на тех делах, которые требуют их внимания в первую очередь.

Если между партнерами по бизнесу возник спор по поводу исполнения обязательств, возврата долга, заключения договора, не обязательно идти в суд. Разногласия можно урегулировать гораздо быстрее и эффективнее с помощью медиации.

Медиация: что это такое?

Альтернативная досудебная процедура введена Законом от 27.07.2010 года № 193-ФЗ. Медиация представляет собой способ разрешения конфликта с участием незаинтересованного лица – медиатора.

Процедура урегулирования споров с помощью медиации строится на следующих принципах:

  • соблюдение конфиденциальности – медиатор должен хранить коммерческую тайну, касающуюся спора;
  • добровольность решения о применении процедуры – принудительно заставить второго участника нельзя;
  • объективное и независимое разрешение конфликта медиатором – он не должен быть заинтересованной стороной одного из участников спора;
  • равноправие сторон – ода участника обладают равными правами и обязанностями.

Таким образом, цель рассматриваемой досудебной процедуры урегулирования споров с помощью медиации – помочь контрагентам достичь взаимоприемлемого решения и сохранить партнерские отношения.

В чем преимущества медиации?

Многие слышали об альтернативной процедуре урегулирования споров с помощью медиации, однако сомневаются, стоит ли тратить на нее время. Те, кто опробовал ее на практике, открыли для себя неоспоримые преимущества:

  1. Партнеры охотнее исполняют достигнутые в процессе медиации договоренности, чем решение суда.
  2. Значительно сокращаются судебные расходы.
  3. При желании процедура урегулирования конфликта занимает пару часов, что позволяет не ждать по 1-2 месяца решения суда.
  4. Партнеры сохраняют и укрепляют деловые связи, поскольку открытое и цивилизованное решение конфликта вызывает доверие.
  5. Конфиденциальность процедуры позволяет избежать ненужной огласки, которая может негативно сказаться на деловой репутации.
  6. Участники вправе на свое усмотрение выбрать подходящего посредника, которому они доверяют.

В результате проблемы решаются в атмосфере психологического комфорта и доверия.

Чтобы организовать эффективное урегулирование споров, медиация должна внедряться в практику компании при участии квалифицированного юриста.

В каких случаях может применяться медиация конфликтов?

Медиация эффективна для бизнеса при решении большинства арбитражных споров. Она используется для разрешения следующих споров:

  1. взыскание долгов по договорам;
  2. компенсация ущерба;
  3. заключение договоров;
  4. неисполнение договорных обязательств;
  5. корпоративные разногласия;
  6. разграничение права собственности.

Нужно помнить! Процесс медиации не может быть использован, если конфликт повлияет на права и законные интересы третьих лиц.

Зачем привлекать юриста к медиативной процедуре?

Для того, чтобы договориться с партнерами о досудебном урегулировании споров с помощью медиации, рекомендуем доверить организацию переговоров опытному юристу. Он проведет все мероприятия в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Направит письменное предложение о переходе к медиативной процедуре.
  2. Поможет партнерам по бизнесу выбрать посредника (медиатора) и согласовывать план медиации.
  3. Составит соглашение о медиации и проследит, чтобы оно было подписано сторонами.
  4. Встретится с посредником и со второй стороной от имени участника конфликта.
  5. Поможет выработать совместное решение, выгодное своему клиенту.
  6. Подпишет медиативное соглашение по доверенности.

Прибегнуть к медиации можно на любой стадии спора. Если участники конфликта не успели обратиться в суд, то после урегулирования разногласий не потребуется обращаться к судебной защите.

В случае, когда примирительная процедура урегулирования споров с помощью медиации начата во время судебного разбирательства, в арбитражный суд необходимо подать ходатайство об объявлении перерыва или отложении судебного заседания. При достижении компромисса заключается соглашение и передается судье. Производство по делу прекращается.

Как заключить соглашение о медиации?

Подписание соглашения о медиации – важный этап процесса досудебного урегулирования разногласий. В нем партнеры по бизнесу определяют правила, которым они собираются придерживаться при проведении переговоров.

В тексте соглашения необходимо указать следующие сведения:

  • информацию об участниках (наименование организации, ФИО предпринимателя, юридический адрес, контакты, ИНН, ОГРН);
  • перечень споров, по которым участники договорились применять медиативную процедуру;
  • информацию о медиаторе или специализированных объединениях, которые могут быть привлечены к разрешению спора;
  • предельный срок процедуры;
  • каким образом между партнерами распределяются расходы, понесенные в связи с урегулированием конфликта через медиативную процедуру.

Важно! Закон устанавливает предельные сроки процедуры урегулирования споров с помощью медиации – 60 дней. Участники вправе установить в соглашении более короткий период.

Рекомендуем доверить вопрос составления соглашения квалифицированному юристу, занимающегося вопросами сопровождения сделок. Он поможет грамотно составить документ и учтет интересы обоих участников конфликта.

Как проходит процедура медиации

В течение всей медиативной процедуры медиатор встречается с каждым участником. Также он может пригласить их на совместную встречу. Он не должен своими действиями отдавать преимущество какой-либо стороне.

Заключение медиативного соглашения

Участники конфликта предлагают свои варианты урегулирования разногласий. Совместное решение отражается в медиативном соглашении. В нем необходимо достигнутые договоренности:

  • подробно описывается спор, по которому достигнуто примирение;
  • делается ссылка на соглашение о медиации, по правилам которого проведены переговоры;
  • указывается срок, затраченный на разрешение разногласий;
  • распределяются расходы, понесенные сторонами в связи с организацией переговоров;
  • указывается, какие обязательства должны выполнить участники, чтобы конфликт был исчерпан;
  • проставляются реквизиты и подписи партнеров.

Если впоследствии один из участников нарушит достигнутые договоренности, второй партнер вправе подать заявление в арбитраж или третейский суд. После заключения соглашение рекомендуем поручить профессиональному юристу контроль за его исполнением. Он своевременно заметит нарушения, подготовит претензию и документы в суд.

Другие варианты окончания примирительной процедуры

Помимо подписания медиативного соглашения возможны следующие варианты окончания процедуры урегулирования споров с помощью медиации:

  • партнеры заключают соглашение без достижения согласия по возникшим разногласиям;
  • медиатор направляет партнерам заявление о нецелесообразности процедуры;
  • участники конфликта отказываются от примирения, о чем направляют медиатору заявление;
  • отведенный на примирение срок истек.

Может ли юрист быть медиатором?

В соответствии с Законом от 27.07.2010 года № 193-ФЗ медиатором вправе быть любое совершеннолетнее лицо.

Важно, чтобы оно отвечало следующим требованиям:

  • было полностью дееспособным;
  • не имело судимости;
  • не замещало государственную должность;
  • не представляло интересы одного из участников конфликта и не оказывало ему юридическую помощь.

Желательно доверить проведение медиации арбитражных споров квалифицированному юристу, поскольку для их разрешения требуется профессиональные знания в правовой сфере и опыт ведения судебных дел.

Компания СКП специализируется на урегулировании арбитражных споров с помощью медиации. Наши юристы помогут организовать досудебные переговоры, составят соглашение о проведении медиативной процедуры и медиативное соглашение.

Если вы нуждаетесь в медиаторе, оставьте заявку через электронную форму или позвоните по телефону. Наши специалисты проведут консультацию в удобное время.

В любом случае стороны, желающие разрешить свой спор по конкретным отношениям должны заключить третейское соглашение, в котором указать третейский суд, рассмотрению в котором будет рассмотрен возможный возникший спор.

С 1 января 2010 г. законодатель существенно увеличил ставки государственной пошлины при обращении в суды. Это является одним из факторов, говорящих о том, что споры между сторонами должны разрешаться не в федеарльных судах, а альтернативными способами.

Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;
медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;
организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации — юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;
соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;
медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
В случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.
Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.
Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.
Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов.
Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.
Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.
В связи с этим о навыках применения методов альтернативного разрешения споров сегодня с полным правом можно говорить как о профессиональных навыках адвоката.
Анализ современной истории российского законодательства позволяет выделить два направления его развития. Первое направление состоит в совершенствовании институтов, гарантирующих реализацию прав и свобод граждан. Второе направление состоит в становлении и развитии новых форм разрешения юридических конфликтов, среди которых значительное внимание уделяется несудебным способам. Юридическая практика быстро адаптируется к изменению законодательства, происходящего в рамках первого направления, тогда как использование институтов, развивающихся в рамках второго направления, в настоящее время представляется недостаточным. Основная проблема заключается в незнании участниками спорных правоотношений, в том числе и их представителями, альтернативных (несудебных) способов разрешения юридических конфликтов и отсутствии навыков участия в них. Учитывая эти обстоятельства, в настоящем параграфе основное внимание будет уделено описанию альтернативных способов разрешения правовых конфликтов и возможностям их использования в повседневной деятельности адвокатов.
Ни для кого не секрет, что судебное разбирательство часто длится годами, отнимая силы и средства у сторон и их представителей. Такое положение вызвано как объективными, так и субъективными причинами. Это и нехватка судей, и загруженность их делами, и низкая техническая оснащенность судов, и постоянно увеличивающееся число гражданских и уголовных дел. В сложившейся ситуации важное место в работе юриста приобретает способность оказать помощь своему клиенту без обращения в суд, что может существенно сократить сроки работы по делу, уменьшить финансовые расходы клиента и избежать прочих ненужных потерь.
А что может сделать адвокат, для того чтобы не доводить дело своего клиента до суда? Какими практическими навыками он должен обладать, чтобы защитить интересы своего клиента наиболее действенно и безболезненно?
Часто молодые адвокаты, выяснив правовые проблемы клиента, в качестве способа ее разрешения предлагают обращение в суд и сразу же начинают писать исковое заявление или жалобу. Они и мысли не допускают, что существуют иные, альтернативные судебному разбирательству варианты разрешения проблемы, варианты, при которых заинтересованные стороны не проиграют, не понесут существенных финансовых и моральных издержек, а придут к взаимовыгодному соглашению и, кто знает, может быть, продолжат сотрудничество.
Под альтернативными способами разрешения правовых конфликтов будем понимать совокупность приемов и методов внесудебного урегулирования споров, в результате применения которых спорящие стороны заключают взаимоприемлемое соглашение.
Итак, к альтернативным способам разрешения споров относятся следующие:
— переговоры (переговоры между спорящими сторонами);
— медиация (переговоры сторон с участием нейтрального посредника);
— третейское разбирательство;
— мини-суд;
— независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела;
— омбудсмен;
— частная судебная система.
Из всех этих способов для российской действительности наиболее актуальными кроме третейского разбирательства представляются переговоры и медиация, на характеристике которых остановимся более подробно.
Переговоры являются одной из главных составляющих в профессиональной деятельности адвоката. Первая встреча с клиентом, его интервьюирование, консультирование, представление интересов клиента — элементы переговоров присутствуют в каждом из перечисленных этапов работы адвоката.
Неслучайно во многие договоры стороны вносят пункт о том, что в случае возникновения споров, связанных с действием договора, стороны предпримут все необходимое для разрешения спора путем переговоров, и зачастую этот пункт не является формальным.
Адвокат должен уметь вести переговоры по определенным правилам, использовать различные приемы и стили ведения переговоров. Вместе с тем нелишним для него будет владение навыками психолога и медиатора. Наиболее успешные и известные адвокаты прекрасно разбираются в психологии и используют в своей работе различные психологические приемы.
Прежде чем говорить о профессиональном навыке проведения переговоров, рассмотрим такое понятие, как конфликт. Именно конфликт, как правило, лежит в основе любого спора, в том числе и правового.
Оказывается в конфликте не так уж и мало положительных моментов, при желании можно найти еще больше. Конфликт не однозначен по своей природе, в нем есть как отрицательные, так и положительные стороны. В своей жизни каждый не раз являлся участником различных конфликтов, и эти конфликты были разрешены с разной степенью успешности.
Конфликт понимается как столкновение по поводу удовлетворения интересов, фактически как конфликт интересов. В качестве конфликтующих могут выступать реальные интересы, а также интересы, которые приписываются другой стороне в конфликте и воспринимаются как угрожающие, и, наконец, интересы, которые могут проявиться и столкнуться в будущем.
Примеры:
1. Конфликт реальных интересов.

Нередко возникают конфликты между налоговой инспекцией и предпринимателями из-за столкновения экономических интересов государства, которые представляет налоговая инспекция, и экономических интересов предпринимателей.

2. Конфликт реальных интересов одной стороны с реально не существующими интересами другой стороны, приписываемыми ей первой стороной.

3. Конфликт интересов, которые могут проявиться и столкнуться в будущем.

Этапы ведения переговоров

Этапы переговоров:
1. Подготовка к переговорам.
2. Заключение процедурных соглашений.
3. Выступление сторон.
4. Прояснение интересов сторон.
5. Формулирование повестки дня.
6. Выдвижение и обсуждение предложений.
7. Выбор решения.
8. Завершение переговоров.

Этапы проведения медиации

Этапы медиации:
1. Вступительное слово медиатора.
2. Презентация сторон.
3. Дискуссия.
4. Кокус.
5. Формирование повестки дня.
6. Выработка предложений.
7. Подготовка соглашения.
8. Выход из медиации.

Если между партнерами по бизнесу возник спор по поводу исполнения обязательств, возврата долга, заключения договора, не обязательно идти в суд. Разногласия можно урегулировать гораздо быстрее и эффективнее с помощью медиации.

Медиация: что это такое?

Альтернативная досудебная процедура введена Законом от 27.07.2010 года № 193-ФЗ. Медиация представляет собой способ разрешения конфликта с участием незаинтересованного лица – медиатора.

Процедура урегулирования споров с помощью медиации строится на следующих принципах:

  • соблюдение конфиденциальности – медиатор должен хранить коммерческую тайну, касающуюся спора;
  • добровольность решения о применении процедуры – принудительно заставить второго участника нельзя;
  • объективное и независимое разрешение конфликта медиатором – он не должен быть заинтересованной стороной одного из участников спора;
  • равноправие сторон – ода участника обладают равными правами и обязанностями.

Таким образом, цель рассматриваемой досудебной процедуры урегулирования споров с помощью медиации – помочь контрагентам достичь взаимоприемлемого решения и сохранить партнерские отношения.

В чем преимущества медиации?

Многие слышали об альтернативной процедуре урегулирования споров с помощью медиации, однако сомневаются, стоит ли тратить на нее время. Те, кто опробовал ее на практике, открыли для себя неоспоримые преимущества:

  1. Партнеры охотнее исполняют достигнутые в процессе медиации договоренности, чем решение суда.
  2. Значительно сокращаются судебные расходы.
  3. При желании процедура урегулирования конфликта занимает пару часов, что позволяет не ждать по 1-2 месяца решения суда.
  4. Партнеры сохраняют и укрепляют деловые связи, поскольку открытое и цивилизованное решение конфликта вызывает доверие.
  5. Конфиденциальность процедуры позволяет избежать ненужной огласки, которая может негативно сказаться на деловой репутации.
  6. Участники вправе на свое усмотрение выбрать подходящего посредника, которому они доверяют.

В результате проблемы решаются в атмосфере психологического комфорта и доверия.

Чтобы организовать эффективное урегулирование споров, медиация должна внедряться в практику компании при участии квалифицированного юриста.

В каких случаях может применяться медиация конфликтов?

Медиация эффективна для бизнеса при решении большинства арбитражных споров. Она используется для разрешения следующих споров:

  1. взыскание долгов по договорам;
  2. компенсация ущерба;
  3. заключение договоров;
  4. неисполнение договорных обязательств;
  5. корпоративные разногласия;
  6. разграничение права собственности.

Нужно помнить! Процесс медиации не может быть использован, если конфликт повлияет на права и законные интересы третьих лиц.

Зачем привлекать юриста к медиативной процедуре?

Для того, чтобы договориться с партнерами о досудебном урегулировании споров с помощью медиации, рекомендуем доверить организацию переговоров опытному юристу. Он проведет все мероприятия в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Направит письменное предложение о переходе к медиативной процедуре.
  2. Поможет партнерам по бизнесу выбрать посредника (медиатора) и согласовывать план медиации.
  3. Составит соглашение о медиации и проследит, чтобы оно было подписано сторонами.
  4. Встретится с посредником и со второй стороной от имени участника конфликта.
  5. Поможет выработать совместное решение, выгодное своему клиенту.
  6. Подпишет медиативное соглашение по доверенности.

Прибегнуть к медиации можно на любой стадии спора. Если участники конфликта не успели обратиться в суд, то после урегулирования разногласий не потребуется обращаться к судебной защите.

В случае, когда примирительная процедура урегулирования споров с помощью медиации начата во время судебного разбирательства, в арбитражный суд необходимо подать ходатайство об объявлении перерыва или отложении судебного заседания. При достижении компромисса заключается соглашение и передается судье. Производство по делу прекращается.

Как заключить соглашение о медиации?

Подписание соглашения о медиации – важный этап процесса досудебного урегулирования разногласий. В нем партнеры по бизнесу определяют правила, которым они собираются придерживаться при проведении переговоров.

В тексте соглашения необходимо указать следующие сведения:

  • информацию об участниках (наименование организации, ФИО предпринимателя, юридический адрес, контакты, ИНН, ОГРН);
  • перечень споров, по которым участники договорились применять медиативную процедуру;
  • информацию о медиаторе или специализированных объединениях, которые могут быть привлечены к разрешению спора;
  • предельный срок процедуры;
  • каким образом между партнерами распределяются расходы, понесенные в связи с урегулированием конфликта через медиативную процедуру.

Важно! Закон устанавливает предельные сроки процедуры урегулирования споров с помощью медиации – 60 дней. Участники вправе установить в соглашении более короткий период.

Рекомендуем доверить вопрос составления соглашения квалифицированному юристу, занимающегося вопросами сопровождения сделок. Он поможет грамотно составить документ и учтет интересы обоих участников конфликта.

Как проходит процедура медиации

В течение всей медиативной процедуры медиатор встречается с каждым участником. Также он может пригласить их на совместную встречу. Он не должен своими действиями отдавать преимущество какой-либо стороне.

Заключение медиативного соглашения

Участники конфликта предлагают свои варианты урегулирования разногласий. Совместное решение отражается в медиативном соглашении. В нем необходимо достигнутые договоренности:

  • подробно описывается спор, по которому достигнуто примирение;
  • делается ссылка на соглашение о медиации, по правилам которого проведены переговоры;
  • указывается срок, затраченный на разрешение разногласий;
  • распределяются расходы, понесенные сторонами в связи с организацией переговоров;
  • указывается, какие обязательства должны выполнить участники, чтобы конфликт был исчерпан;
  • проставляются реквизиты и подписи партнеров.

Если впоследствии один из участников нарушит достигнутые договоренности, второй партнер вправе подать заявление в арбитраж или третейский суд. После заключения соглашение рекомендуем поручить профессиональному юристу контроль за его исполнением. Он своевременно заметит нарушения, подготовит претензию и документы в суд.

Другие варианты окончания примирительной процедуры

Помимо подписания медиативного соглашения возможны следующие варианты окончания процедуры урегулирования споров с помощью медиации:

  • партнеры заключают соглашение без достижения согласия по возникшим разногласиям;
  • медиатор направляет партнерам заявление о нецелесообразности процедуры;
  • участники конфликта отказываются от примирения, о чем направляют медиатору заявление;
  • отведенный на примирение срок истек.

Может ли юрист быть медиатором?

В соответствии с Законом от 27.07.2010 года № 193-ФЗ медиатором вправе быть любое совершеннолетнее лицо.

Важно, чтобы оно отвечало следующим требованиям:

  • было полностью дееспособным;
  • не имело судимости;
  • не замещало государственную должность;
  • не представляло интересы одного из участников конфликта и не оказывало ему юридическую помощь.

Желательно доверить проведение медиации арбитражных споров квалифицированному юристу, поскольку для их разрешения требуется профессиональные знания в правовой сфере и опыт ведения судебных дел.

Компания СКП специализируется на урегулировании арбитражных споров с помощью медиации. Наши юристы помогут организовать досудебные переговоры, составят соглашение о проведении медиативной процедуры и медиативное соглашение.

Если вы нуждаетесь в медиаторе, оставьте заявку через электронную форму или позвоните по телефону. Наши специалисты проведут консультацию в удобное время.

Читайте также: