Судебный порядок рассмотрения земельных споров рб

Обновлено: 22.04.2024

Около трети всех обращений граждан нашей области по вопросам земельных отношений, поступающих в различные инстанции, составляют споры землепользователей. Чаще всего они касаются смежных границ участков. Поэтому хотелось бы довести до сведения землепользователей, что законодательством установлен порядок разрешения земельных споров…

Около трети всех обращений граждан нашей области по вопросам земельных отношений, поступающих в различные инстанции, составляют споры землепользователей. Чаще всего они касаются смежных границ участков. Поэтому хотелось бы довести до сведения землепользователей, что законодательством установлен порядок разрешения земельных споров.

Около трети всех обращений граждан нашей области по вопросам земельных отношений, поступающих в различные инстанции, составляют споры землепользователей. Чаще всего они касаются смежных границ участков. Поэтому хотелось бы довести до сведения землепользователей, что законодательством установлен порядок разрешения земельных споров, в том числе местными исполнительными комитетами, по результатам рассмотрения которых принимаются конкретные обязательные к исполнению решения. Статьей 92 Кодекса Республики Беларусь о земле четко определено, какие из земельных споров разрешаются только в судебном порядке, а какие — исполнительными комитетами. Полагаю, что в ряде случаев не стоит писать многочисленные жалобы в различные инстанции и получать на них ответы-разъяснения, а имеет смысл в установленном порядке подать заявление о рассмотрении земельного спора в орган, к компетенции которого относится рассмотрение спора, пройти процедуру его рассмотрения и получить решение, обязательное для исполнения. Прежде всего, определимся, какие споры относятся к земельным?

Земельные споры обычно связаны с возникновением, изменением и прекращением прав на землю, возмещением затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.

Законодательство выделяет преимущественно два вида земельных споров:

— споры между участниками земельных отношений по поводу владения и пользования землей;

— имущественные споры, связанные с земельными отношениями.

Так вот, имущественные споры, связанные с земельными отношениями, разрешаются только в судебном порядке. К ним относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием их, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков. В судебном порядке в соответствии со статьей 45 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — Кодекс о земле) по иску заинтересованного лица рассматриваются споры по установлению земельного сервитута. Поясню, что земельный сервитут — это установленное право пользования чужим имуществом в определенных пределах (например, право прохода, проезда через соседний участок).

Все иные земельные споры, кроме тех, о которых сказано выше, разрешаются местными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией и (или) судом.

— Что нужно сделать, чтобы возбудить производство по рассмотрению земельного спора, и в каком порядке он рассматривается?

— Для того, чтобы соответствующий исполнительный комитет (областной, городской (городов областного подчинения), районный, сельский, поселковый) начал рассматривать земельный спор, необходимо заявление одной или заинтересованных сторон. Земельный спор рассматривается в присутствии сторон (их представителей) и иных заинтересованных лиц. Все они должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения земельного спора не позднее чем за три дня до его рассмотрения.

В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается. Но обращаю внимание на то, что неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора.

— Какими правами наделены стороны при рассмотрении земельного спора?

— Необходимо отметить, что материалы, необходимые для рассмотрения спора, подготавливаются исполнительным комитетом. Для этой цели может образовываться комиссия, которая готовит акты обследования земельных участков, картографические материалы с границами этих участков, копии градостроительной документации и иные материалы, необходимые для разрешения земельного спора.

Каждая из сторон, участвующая в споре, имеет право знакомиться с этими материалами, делать из них ВЫПИСКИ или снимать копии, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доводов другой стороны, получать копию решения по земельному спору, а также обжаловать его.

— В какой срок земельный спор должен быть рассмотрен?

— Земельный спор должен быть рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий дополнительного изучения и проверки, — не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя.

По результатам рассмотрения земельного спора исполнительный комитет, рассматривающий его, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

— Если стороны или одна из сторон не согласны с решением по земельному спору?

— Каждая из сторон вправе обжаловать решение по земельному спору в вышестоящий исполнительный комитет или в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения по земельному спору.

Обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение.

— Если стороны не обжаловали решение в установленный срок, но и не исполняют его, или не исполняет одна из сторон?

— В этом случае исполнение решение по земельному спору обеспечивается соответствующим исполнительным комитетом или иными государственными органами в соответствии с их компетенцией. То есть, заинтересованная сторона, получив решение по земельному спору, даже если другая сторона не согласна с ним, но и не обжаловала его, вправе требовать его исполнения. Например, если это решение по спору о прохождении границ земельного участка, то на основании решения по земельному спору, организацией по землеустройству будут установлены границы земельного участка, и гражданин сможет в установленном порядке получать правоудостоверяющие документы на него.

— Рассматриваются ли споры по прохождению границ земельных участков между смежными землепользователями, имеющими правоудостоверяющие документы на земельные участки, или если правоудостоверяющие документы имеет одна из сторон?

Таким образом, чтобы рассматривать спор о прохождении границы земельного участка, если фактически на местности она соответствует правоудостоверяющим документам, необходимо в судебном порядке отменить государственную регистрацию создания земельного участка и возникновения прав на него. Поэтому в таких случаях заявителю дается разъяснение о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительной государственной регистрации. Если в соответствии с решением суда будет отменена государственная регистрация, земельный спор о прохождения границ может быть рассмотрен в установленном порядке.

С. ДЕМИДЕНКО, начальник землеустроительной службы.

1 комментарий(-я, -ев) “ ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ. ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ”

К сожалению, эти рекомендации указанные в статье в Минской области не выполняются. И это пнривело к тому, что ыв отношении начальника землеустроительбной службы одного из 22 районов области напитсано заявление с просьбой возбудить в отношении него по ст. 424 и ст. 428 УК РБ уголовное дело. Спасибо за комментарий и руководству РИК за таких специалистов тоже спасибо!

1. К земельным спорам относятся споры о признании права на земельный участок, споры об обязании исполнения определенного действия в пользу участника земельных правоотношений, споры об изменении или прекращении земельных правоотношений

Статья 64 ЗК РФ устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. Само определение "земельные споры" означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними иных правоотношений. К земельным спорам относят разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Земельные споры - это споры о признании права на земельный участок, споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения, споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

2. Досудебный порядок урегулирования земельного спора действующим законодательством не предусмотрен

Согласно ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Досудебный порядок урегулирования земельных споров Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.

Положениями ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Досудебный порядок урегулирования земельных споров Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.

Согласно ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Досудебный порядок урегулирования земельных споров ЗК РФ не предусмотрен.

В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Следовательно, при обращении в суд по вопросам о признании права собственности на земельный участок не требуется досудебного урегулирования спора.

В соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Федеральным законом или предусмотренным договором сторон досудебный порядок урегулирования спора для данной категории споров не предусмотрен.

В соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Поскольку Федеральным законом или договором досудебный порядок урегулирования для данной категории споров не предусмотрен.

Согласно ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Досудебный порядок урегулирования земельных споров Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.

Согласно ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Досудебный порядок урегулирования земельных споров Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрен, иное федеральное законодательство в сфере земельных правоотношений также не устанавливает обязательного досудебного порядка урегулирования спора, поэтому указание судьи на несоблюдение досудебного порядка является ошибочным.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. При этом законодательством не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования земельных споров.

3. Споры о правах на земельные участки подлежат рассмотрению в порядке искового производства

Учитывая, что общество, обращаясь в суд с указанным заявлением, ставит вопрос о праве на земельный участок, сформированный для целей размещения и эксплуатации многоквартирного дома, суды пришли к выводу о том, что возникший спор не может быть разрешен в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по требованию к органам, осуществляющим публичные функции.

Установив, что разрешение спора о границах земельного участка или праве на часть земельного участка в силу разъяснений, изложенных в пунктах 52-65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании которой подано заявление в суд, невозможно, пришли к выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты.

Удовлетворение заявленных обществом требований (в виде аннулирования сведений о земельном участке и внесения в ГКН сведений об участке) приведет к нарушению прав и законных интересов на недвижимое имущество правообладателя. Следовательно, такой спор не может быть разрешен судом в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (глава 24 Кодекса).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/13 также указано на необходимость рассмотрения споров о границах земельных участков в исковом, а не в административном порядке с привлечением правообладателей смежных земельных участков и иных заинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Спор о защите права заявителя на земельные участки подлежит рассмотрению в порядке искового производства с соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ.

Из заявления усматривается, что существо спора заключается в наложении границ смежных земельных участков при осуществлении собственником соседнего земельного участка работ по межеванию смежного участка, проведении кадастрового учета. Заявитель оспаривает кадастровое дело на соседний земельный участок, в связи с чем судья правильно пришел к выводу, что возникший спор подлежит разрешению в порядке искового производства.

4. Иски об установлении границ земельных участков относятся к искам о правах на недвижимость

Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами.

В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ и части 1 статьи 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество").

Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

По смыслу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с разъяснениями, приведенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", пункте 2 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество, ответчиком по которому выступает правообладатель земельного участка, граница которого устанавливается.

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

5. Земельное законодательство не наделяет органы кадастрового учета правом разрешать споры о местоположении границ смежных земельных участков

Статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Ни названный Кодекс, ни Закон о кадастре не содержат норм, уполномочивающих органы кадастрового учета разрешить разногласия, возникшие между пользователями смежных земельных участков о местоположении их границ.

Таким образом, при наличии спора о границах смежных земельных участков, наложении таких границ и в связи с отказом Общества как смежного землепользователя согласовать границы соседнего участка Компания вправе обратиться в арбитражный суд с иском об установлении границ ее участка и в случае необходимости заявить ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы. При рассмотрении настоящего спора вопрос об определении границ участка компании разрешен быть не может.

6. Законодательство не предусматривает возможности согласования границ земельного участка путем принятия судебного акта о признании незаконным отказа заинтересованного лица в согласовании

Судебная защита гражданских прав осуществляется способами, непосредственно названными в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом, и защита права на приобретение в собственность земельного участка не может осуществляться путем предъявления требований о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в согласовании границ земельного участка и признании границ земельного участка согласованными по представленным заявителем координатам; действующее законодательство также не предусматривает возможности согласования границ земельного участка с заинтересованными лицами путем принятия судебного акта о признании границ согласованными.

7. Споры о наличии кадастровой ошибки и возможности ее исправления подлежат рассмотрению в судебном порядке

Указание в жалобе на вероятное наличие кадастровой ошибки и возможность ее исправления во внесудебном порядке судебная коллегия не принимает во внимание в качестве оснований для удовлетворения требования ответчика об отмене решения и прекращении производства по делу, так как доказательств в подтверждение данного суждения ответчиком не представлено, а в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

8. Спор о сносе самовольной постройки рассматривается исключительно в судебном порядке

Спор, возникший между собственником земельного участка и лицом, осуществившем постройку на нем, в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ должен рассматриваться исключительно в судебном порядке.

Таким образом, решение о сносе самовольной постройки может принять только суд. Уполномоченный правительством области орган не вправе принимать самостоятельно таких решений. А правительство области не обладает компетенцией наделить уполномоченный орган правом принимать решения о сносе самовольных строений и временных построек.

9. Спор о границах земельных участков не может быть разрешен путем исключения из кадастра сведений о границах земельного участка со ссылкой на наличие технической ошибки

С учетом указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении такими действиями законных интересов собственника этого земельного участка, поскольку в силу ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации спор о границах земельных участков подлежал рассмотрению в судебном порядке и не мог быть разрешен путем исключения из кадастра сведений о границах земельного участка со ссылкой на наличие технической ошибки.

10. Споры смежных землепользователей о границах земельного участка рассматриваются в судебном порядке

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:

· Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;

· Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;

· Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;

· По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):

· Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

· Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);

· При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.

Разрешение земельных споров – важнейший инструмент защиты прав и интересов собственников и землепользователей. Такие споры могут иметь место как между собственниками и пользователями земельных участков, так и между физическими/юридическими лицами и государственными структурами. Консалтинговая Группа ЭТАЛОН оказывает профессиональные услуги по разрешению земельных споров как в административном, так и судебном порядке, полностью взяв на себя анализ ситуации, подготовку документов и представительство в соответствующих органах.

Разрешение земельных споров

Есть несколько разновидностей земельных споров, перечислим наиболее частые из них:

  • конфликты, связанные с нарушением или оспариванием прав, в том числе права владения, использования и распоряжения землёй;
  • споры о возмещении ущерба, связанного с нарушениями прав на землю;
  • споры по поводу нарушения права на предоставление земли;
  • споры по поводу изъятия земельных участков государственными или муниципальными органами.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Но судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке.

Услуги КГ ЭТАЛОН по разрешению земельных споров

Спектр земельных конфликтов очень широк. Мы выделили основные из них:

  1. Признание права на собственность участка.
  2. Межевые конфликты, вызванные оспариванием землеустроительных дел, кадастровыми ошибками, результатами межевания, пересечением границ и т. д.
  3. Восстановление права на участок, а также предотвращение действий, связанных с нарушением прав на землю или создающих угрозу их нарушений.
  4. Возмещение финансовых убытков, связанных с притеснением прав собственности. Более детальную консультацию по этому и другим вопросам сможет предоставить наш специалист.
  5. Разрешение споров, обусловленных изменением или остановкой правоотношений, связанных с участками, а также нарушением правил их предоставления со стороны арендодателя.
  6. Разрешение споров в Москве и Московской области, связанных с нарушением границ, отводом участков.
  7. Конфликты, обусловленные незаконным присвоением или изъятием земельных участков.
  8. Разрешение спорных ситуаций, появляющихся в результате земельно-планировочных работ или несанкционированного присвоения и пользования участков общественного назначения.
  9. Ситуации, связанные с необходимостью взыскания убытков, которые были причинены в результате изъятия участков или их временного занятия сторонними лицами и компаниями.
  10. Разрешение конфликтов, обусловленных присуждением исполнения определённых действий в пользу заинтересованного лица или группы лиц.
  11. Спорные ситуации между собственниками частных домов и строений, возведённых на смежных (соседних) территориях и касающихся устранения препятствий для полноценного использования участка. Возможно оспаривание размеров и границ.
  12. Спорные ситуации между садоводческими кооперативами и его участниками, а также споров между членами организации, супругами (в том числе бывшими), касающиеся раздела территории или определения порядка ее использования.

Чтобы связаться с нашим юристом, закажите звонок или позвоните по указанному на главной странице сайта телефону. КГ ЭТАЛОН предоставляет полный спектр юридических услуг, связанных с разрешением земельных споров в судебном или административном порядке.

Почему КГ ЭТАЛОН

Четыре преимущества, выделяющих нашу компанию среди конкурентов:

  • 20 лет практики в области судебных разбирательств и конфликтов;
  • штат компании включает в себя 26 высококвалифицированных специалистов;
  • на сегодняшний день на сопровождении КГ ЭТАЛОН находятся более 100 частных фирм;
  • за годы работы мы смогли выиграть более 2 тысяч дел.

Стоимость услуг по разрешению земельных споров

Конечная стоимость услуг формируется из объема документации, сложности дела, региона судебного разбирательства и количества судебных заседаний. При этом все пункты договора внимательно и строго соблюдаются, в том числе условие о цене, которое сохраняется неизменным на всем протяжении ведения дела.



Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию в нижней части экрана


Реализованные проекты

Признание права собственности на земельный участок

В суде первой инстанции удалось отстоять интересы Доверителя по исковому заявлению ДГИ г. Москвы о признании отсутствующим права собственности на земельный участок. По мнению ДГИ г. Москвы, участок Доверителя расположен в черте г. Москвы (Зеленоградский АО), не отчуждался Москвой третьим лицам и пересекает границы иных земельных участков, находящихся в собственности . Читать далее

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка

Доверитель обратился в КГ ЭТАЛОН с целью снизить кадастровую стоимость земельного участка, предоставленного для дачного строительства, которая оказалась чрезмерно завышенной и составляла более 6 млрд рублей. Юристами КГ ЭТАЛОН было подготовлено административное исковое заявление в Мосгорсуд об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной и осуществлено представительство интересов доверителя . Читать далее

Услуги юриста по сопровождению сделок с недвижимостью

Собственник участка добавил 5 соток к своему участку в районе Митино. Перед юристами КГ ЭТАЛОН была поставлена задача оформить в собственность Доверителя добавленный участок. Согласно изменениям в Земельном кодексе, введённым Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с . Читать далее

Читайте также: