Судебный поединок во франции это

Обновлено: 02.05.2024

После дуэли

Пистолеты

После дуэли

Решение конфликтов с помощью физической силы, на самом деле, старо как мир. Нередко бывало, что в ходе подобного поиска консенсуса одна из сторон отправлялась в лучший мир. Однако дуэль отличалась от обычной драки жесткими правилами, которые составляли специальные дуэльные кодексы.

Дуэль на шпагах

Европейское дворянское сословие, сформировавшееся на основе средневекового рыцарства, имело свои представления о личной чести. Любое посягательство на нее в форме оскорбления словом или действием можно было смыть только кровью обидчика, в противном случае человек считался обесчещенным. Поэтому вызовы на дуэли в старину, как правило, заканчивались смертью или увечьем одного из противников.

Со временем поединки вошли в моду. На дуэлях дрались все. Не только дворяне, но и мещане, солдаты, студенты и даже венценосные особы. Император Германии Карл V вызвал на дуэль французского короля Франциска I, а шведский король Густав IV отправил вызов Наполеону Бонапарту. Французский король Генрих II погиб в результате дуэли, а российский император Павел I и вовсе предлагал отменить войны и решать конфликты между государствами путем проведения поединков между их правителями. Однако такая смелая идея отклика не нашла.

Перед дуэлью на пистолетах

Дуэли много раз пытались запрещать, бретерам грозили крупные штрафы, тюрьма и даже отлучение от церкви, но вот толку от этих мер было мало. Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны.

У нас в стране к дуэлям счет особый. В XIX столетии их жертвами стали два величайших русских поэта: Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

История дуэлей

Многие исследователи подчеркивают внешнее сходство дуэлей с судебными поединками Средневековья и рыцарскими турнирами, однако, несмотря на некоторую похожесть, речь все-таки идет о разных вещах. Судебные поединки были составной частью официальной системы правосудия, а турниры можно назвать способом совершенствования навыков профессионального воина.

Сражение на двуручных мечах

Итальянская гравюра, изображающая дуэль

Использование плаща

Причем место дуэли не регламентировалось, там мог оказаться и булыжник мостовой, и мокрая трава. Поэтому опасность была ничуть не меньше, чем в реальном бою. Обычным оружием дуэли того времени была тяжелая шпага или рапира и кинжал (дага). Им можно было наносить не только колотые, но и резаные раны. Для отражения ударов противника использовались небольшие дуэльные щиты или же просто плащ, намотанный на вторую руку.

Обычно вызывающая сторона выбирала время и место дуэли, оружие дуэли определял тот, кто был вызван. Бывали случаи, когда поединки завязывались мгновенно и проходили вообще без секундантов. В схватке можно было применять любые приемы: отвлекать внимание противника, добивать безоружного, отступившегося или раненого, бить в спину. Использовались и откровенно подлые приемы типа одевание скрытых доспехов под одежду.

Считается, что в период царствования Франциска I во Франции происходило до 20 тыс. дуэлей ежегодно. Понятно, что счет дворян, убитых на дуэлях, также шел на тысячи. И неудивительно, что такая ситуация абсолютно не устраивала верховную власть европейских государств.

10 июля 1547 года во Франции состоялась последняя официальная дуэль. Генрих II запретил их после того, как на поединке был убит его фаворит. Правда, ситуацию это нисколько не изменило, просто теперь дуэли стали проводить подпольно. Борьбой с ненужным кровопролитием занялись не только светские власти, но и церковные. На Трентском соборе было объявлено, что от лона церкви будут автоматически отлучаться не только участники или секунданты дуэли, но даже и ее зрители. Церковь вообще очень нетерпимо относилась к поединкам и активно боролась с ними вплоть до конца XIX века. Погибших дуэлянтов, как и самоубийц, предписывалось не хоронить на кладбищах.

Генрих IV приравнивал дуэльные поединки к оскорблению Его Величества, Людовик XIV издал 11 эдиктов против дуэлей, активно боролся с этим явлением и знаменитый кардинал Ришелье. Последний в качестве наказания за дуэли ввел смертную казнь или пожизненную ссылку. В Священной Римской империи поединки приравнивались к умышленному убийству со всеми вытекающими последствиями.

Попытка унять дуэлянтов

Но даже такие драконовские меры не могли полностью прекратить поединки. Дворяне считали дуэль своей законной привилегией, и общественное мнение было целиком на их стороне. Традиция поединков была настолько уважаема, что суды нередко оправдывали бретеров.

Изначально для поединков использовалось только холодное оружие, но в XVIII веке появились дуэли на пистолетах. Это был переломный момент. Победитель дуэли на шпагах или рапирах во многом определялся физическими данными противников, иногда исход схватки был предрешен заранее. Использование огнестрельного оружия сильно уравняло шансы сторон.

Сражение на легких шпагах

Развитие юридической системы и все большее просвещение широких масс приводило к тому, что в случае обиды или оскорбления люди шли в суд, а не хватались за оружие. Однако и в XIX веке дуэли были довольно часты, хотя они и утратили былую кровожадность.

Дуэли проводились и в Новом Свете. Они были весьма своеобразны, и это была не та ковбойская дуэль, которую часто показывают в вестернах. Соперники получали оружие и уходили в лес, где начинали охоту друг на друга. Выстрел в спину или засада считались обычными приемами американской дуэли.

Дуэль в России

Дуэль появилась в России гораздо позже, чем в остальной Европе. Традиции подобных поединков на Руси не существовало вовсе. И в этом нет ничего удивительного, так как до петровских реформ в стране отсутствовало дворянство европейского типа – главный носитель идеи личной чести. Российские дворяне, офицерство и бояре допетровской эпохи не видели ничего зазорного в том, чтобы в ответ на оскорбление подавать жалобы царю или искать справедливости в судах.

Дуэль в России

Однако по-настоящему массовым явлением дуэльные поединки стали в России лишь в период царствования Екатерины II. В 1787 году императрица издала указ, в котором регламентировались наказания участникам дуэлей и их организаторам. Если поединок прошел бескровно, то его участники – включая и секундантов – могли отделаться только крупными денежными штрафами, но зачинщика дуэли ждала Сибирь. За нанесенные увечья или смерть предписывалось такое же наказание, как и за обычные уголовные преступления.

Смерть дуэлянта

Несмотря на строгость этих мер, они мало останавливали отечественных дуэлянтов, ибо крайне редко выполнялись. Дела по дуэлям редко доходили до суда, а если так и случалось, то виновные, как правило, получали гораздо более мягкие наказания. Как и в Европе, общественное мнение было полностью на стороне дуэлянтов.

Дуэльные пистолеты

Российские дуэли первой половины XIX века оставили заметный след в отечественной истории. Самыми известными из них, конечно же, являются поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. При этом их убийцы не стали объектами общественного порицания, высший свет встал на их сторону. Весьма мягким было и официальное наказание: Дантеса просто выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Эта ситуация очень наглядно показывает отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.

Раненый Пушкин

К середине столетия количество дуэлей в России стало заметно уменьшаться. Однако в царствование Александра III поединки были фактически официально разрешены. Более того, в некоторых случаях для офицеров они стали обязательными. Такое решение привело к резкому росту количества дуэлей в армии.

Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны, но с началом боевых действий они были официально запрещены. Одной из самых известных дуэлей XX века стал поединок между Гумилевым и Волошиным, который состоялся в 1909 году. Причиной дуэли стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Место для схватки было выбрано весьма символичное – неподалеку от Черной речки в Петербурге. Секундантом литераторов стал Алексей Толстой.

Пистолеты и набор для ухаживания за оружием

К счастью, дуэль закончилась бескровно. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина два раза дал осечку.

Женские дуэли

Как вы представляете себе типичного бретера? Камзол, широкий плащ, лихой закрученный ус и широкополая шляпа? А как бы вы отреагировали на тот факт, что некоторые из дуэлянтов носили пышные юбки и были очень внимательны к укладке волос? Да, речь идет о женских дуэлях, которые, конечно же, случались реже мужских, но отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим.

Женская дуэль

Картина 19 века

Тот поединок в Лихтенштейне закончился двумя легкими обоюдными ранениями: в нос и в ухо. Однако далеко не все женские дуэли заканчивались так безобидно.

Первый задокументированный поединок между представительницами прекрасного пола относится к 1572 году. Дело было так: две очаровательные сеньориты сняли комнату в женском монастыре святой Бенедикты, что около Милана, и закрылись к ней, объяснив монашкам, что им нужно срочно помолиться. Однако, оставшись наедине, дамы достали не молитвенники, а кинжалы. Когда дверь в комнату была взломана, в ней обнаружили страшную картину: одна из женщин была мертва, а вторая умирала, истекая кровью.

Своего пика женские дуэли достигли в XVII веке. Жительницы Франции, Италии и Испании словно бы сошли с ума. Поводом для разборок могло быть что угодно: косой взгляд, покрой платья, мужчина…

Средневековое изображение женской дуэли

Причем поединки между женщинами были крайне жестоки. Если в дуэлях между мужчинами того времени одна смерть приходилась примерно на четыре поединка, то практически каждая женская дуэль приводила к появлению трупа. Характерно, что женщины практически не соблюдали правил во время дуэлей.

Во время женских поединков использовалось стандартное оружие: шпаги, рапиры, кинжалы, даги, реже пистолеты. От европеек не отставали и наши дамы, внося в эту потеху милый отечественный колорит: русские помещицы Заварова и Полесова рубились на саблях. Княгиня Дашкова отправилась в Лондон, где она не сошлась во взглядах в литературном споре с герцогиней Фоксон. Результатом ссоры стало проколотое плечо Дашковой. Ходили слухи, что даже будущая российская императрица Екатерина II в четырнадцатилетнем возрасте выясняла на дуэли отношения со своей троюродной сестрой. Учитывая темперамент Екатерины, данный факт не вызывает большого удивление.

Писательница Жорж Санд дралась с Марией д’Агу, выбрав в качестве оружия собственные ногти. В это время повод для поединка – композитор Ференц Лист – закрылся в комнате, чтобы не видеть всего этого безобразия.

Смерть во время женской дуэли

Одной из самых известных дуэлянток, настоящим бретером в юбке, была мадам де Мопен – знаменитая оперная певица, блиставшая на сцене Гранд Опера. Счет жертв этой дамы идет на десятки.

Еще одной знаменитой женской дуэлью является поединок между герцогиней де Полиньяк и маркизой де Несль, который состоялся в Булонском лесу осенью 1624 года. Причиной схватки был мужчина. Барышни выясняли, кто из них милее герцогу Ришелье. Не тому знаменитому кардиналу, а его родственнику, в будущем маршалу Франции, который был весьма падок до женского пола.


Что такое судебный поединок, как он появился и как превратился в дуэль? Как и за что дрались короли? Чем отличались поединки на Руси и как дуэли стали частью русской дворянской культуры XVIII и XIX веков? Об этом читайте в материале WARHEAD.SU.

Что такое судебный поединок, как он появился и как превратился в дуэль? Как и за что дрались короли? Чем отличались поединки на Руси и как дуэли стали частью русской дворянской культуры XVIII и XIX веков? Об этом читайте в материале WARHEAD.SU.

На протяжении столетий в Европе господствовало мнение, что обиду можно смыть только кровью. Более того, считалось, что бог всегда выступает на правой стороне и виноватого неизбежно ждёт расплата.

Эта в общем-то совершенно языческая идея без всяких проблем утвердилась в христианском мире, став основой для судебного поединка.

Действительно, стоит ли разбираться в преступлении, когда жертва и подозреваемый могут просто взять в руки мечи и отдать свою судьбу на волю провидения?

Именно так в 501 году решил король бургундов Гундобад, установивший правила поединков между обвиняющим и обвиняемым с целью выяснить, кто же из них прав. Что характерно, сама мысль о необходимости решать судебный спор не словами, а клинками была для древних германцев совершенно естественной и никаких возражений не вызывала.

Впрочем, варварам было не занимать логики. Судебный поединок назначался только в том случае, когда подозреваемый не мог быть уличён в преступлении, а пострадавший настаивал на решении спора с оружием в руках.

Поединок двух королей

Право на судебный поединок неизменно сохранялось и подтверждалось в средневековых кодексах.

Поединок Эдмунда Железнобокого и Кнуда Великого

image

Дело дошло до того, что в 1016 году на поединке сражались два короля — английский Эдмунд Железнобокий и датский Кнуд Великий. Причина дуэли была проста — Кнуд хотел завоевать Британию, а Эдмунд всячески мешал ему в этом нелёгком деле. Сойдясь на поле боя, два правителя после недолгой беседы пришли к выводу, что их люди устали воевать.

Так что почему бы не решить судьбу короны всего одним поединком?

Дуэль королей состоялась верхом. Эдмунд, будучи сильнее Кнуда, мощным ударом разбил его щит и уже готовился нанести смертельный удар, как датчанин остановил поединок, предложив вместо пролития крови разделить остров пополам. Так и порешили.

Мнение, что хорошая драка — это самое достойное средство решения споров между благородными людьми, всё больше утверждалось, и в Средние века на дуэлях сражалось бесчисленное множество дворян.

Дуэль: как средневековая традиция дожила до XX века

Король Франции Людовик IX Святой, будучи глубоко верующим и очень гуманным человеком, считал, что поединки противоречат основам христианства, и пытался запретить их.

Запрещающий эдикт переиздавался несколько раз, что говорит об одном — успеха инициатива короля не имела.

В ходе непримиримого конфликта между ' title=>Священной Римской империей и Французским королевством французы проиграли сражение под Павией, а их король Франциск I оказался в плену у немцев. Император Карл V выпустил Франциска I из заключения на тяжёлых условиях Мадридского мира. Но как только король Франции получил свободу, он немедленно отказался соблюдать договор и начал искать союзников для продолжения боевых действий. Карл V назвал своего коронованного врага человеком, лишённым чести, и вызывал на смертельный бой. Дуэль не состоялась — вместо неё началась новая война.

Дуэль: как средневековая традиция дожила до XX века

История с королевскими поединками получила продолжение несколько столетий спустя. Русский император Павел I бросил вызов всем монархам Европы, чтобы остановить международные конфликты, — все разногласия он хотел решить в частной драке. А король Швеции Густав IV Адольф вызвал на дуэль своего недруга Наполеона I. Оба поединка не состоялись из-за неявки потенциальных противников.

Поединки в России

На Русь судебный поединок пришёл от скандинавов. Дуэль упоминается средневековыми авторами как один из привычных обычаев русов.

В XV веке Псковская судная грамота устанавливала необходимость сражаться по самым важным имущественным вопросам — от раздела земли до споров о долгах. Дело было обставлено просто: кого убьют, тот и проиграл, остался без земли и денег. Более того, наследники погибшего должны были оплатить судебную пошлину князю.

Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн писал, что русские охотно прибегают к поединкам для решения споров между собой. Так что рассказы о том, что дуэли были делом непривычным для русских — есть не что иное, как распространённое заблуждение. Просто в России перед тем, как подраться, надо было поставить в известность власти, так как на всяком законном поединке должны были присутствовать её представители — окольничий и дьяк.

Дуэль: как средневековая традиция дожила до XX века

Упадок дуэлей в XVII веке

image

При этом абсолютистское государство стремилось запретить дуэли, так как считало, что дворянин должен проливать кровь за короля, а не за собственные убеждения. Драконовские меры не помогали — дуэли сохранились, хотя и происходили тайно.

Возвращение дуэлей

Обычай поединка оказался забыт, и в 1666 году москвичи с удивлением рассказывали, как на дуэли дрались два наёмника — генерал Гордон и майор Монтгомери.

Дуэль: как средневековая традиция дожила до XX века

image

Пётр I, вводя в стране европейские порядки, для профилактики скопировал французское законодательство, запретив решение вопросов с оружием под страхом смерти. Несмотря на это, из-за привитой дворянству культуры чести дуэли всё же случались. Хотя во много раз реже, чем в Европе.

Павел I относился к поединкам очень благожелательно. В молодости он как-то сам чуть было не подрался с графом Разумовским, которого подозревал в излишнем внимании к своей супруге.

Дуэльная лихорадка

Дуэль: как средневековая традиция дожила до XX века

Что касается Николая I, то его восшествие на трон оказалось связано с печальными событиями подавления ' title=>заговора декабристов, среди которых оказалось немало дуэлянтов. Новый император считал дуэли варварством, но они продолжались уже в негласном порядке.

Драться было можно, но рассказывать об этом не стоило.

Упоминание о дуэлях в печати было категорически запрещено, так что о гибели знаменитостей — Пушкина и Лермонтова — сообщалось без объявления причин. Хотя все всё прекрасно понимали.

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В гранёный ствол уходят пули,
И щёлкнул в первый раз курок.

На протяжении середины XIX века гуманизация нравов привела к постепенному уменьшению числа дуэлей. Которые с новой силой заявили о себе после того, как в 1894 году их разрешили официально и провозгласили самым эффективным способом защиты чести.

Дуэль: как средневековая традиция дожила до XX века

Судебный поединок был одним из видов ордалий. Ордалии — довольно своеобразные и жестокие испытания, на которые соглашался пойти участник спора, чтобы доказать свою правоту. Впрочем, он мог и не соглашаться — обратился в суд, значит, будь добр выполнять все условия. Ордалии включали в себя следующие виды испытаний:

Испытание водой: нужно было достать какую-нибудь металлическую вещицу (монета, кольцо) из емкости с кипящей водой, прыгнуть в быстрый поток, испытуемого могли связать и опустить в ледяную воду и тому подобные "обряды". Кстати, если обвиняемый утонул, то его оправдывали: значит, Бог забрал его к себе; не утонул — отправят в лучший мир через виселицу. Такой метод очень любили инквизиторы. По сути, что так погибать, что этак. Но в последнем варианте, видимо, было обиднее;



Испытание кипящей водой

Испытание огнем: примерно то же, только вместо воды использовалось раскаленное железо, которое нужно было держать руками. Варианты: пройти через костер, держать руку в пламени и прочие приятные мелочи. Не выдержал — смерть. Сгорел — земля тебе пухом, полностью оправдан. Вообще, оба испытания лично я считаю верхом садизма, и придерживаюсь мнения, что в рядах "святой инквизиции" состояли люди со значительными психическими отклонениями. Не верю я в "нормы того времени": нормальный человек не будет пытать другого человека, чтобы выбить признание;

Судебный поединок, о котором и пойдет речь.

Из всех средневековых способов установления виновной стороны этот мне кажется наиболее гуманным. Полностью справедливым — вряд ли, но проигравшему даровалась быстрая смерть без пыток. Один из таких поединков сохранился в хрониках. Бой проводился во Франции, во времена Генриха II, между двумя не поделившими что-то аристократами (один оскорбил другого, тот отвесил оплеуху первому, а первый взял и обиделся — такое серьезное дело однозначно заслуживает только королевского суда).
В процессе подготовки к поединку каждый из противников приносит клятву, что прав именно он, а второй бессовестно врет; а также уверяет судейский состав, что не будет прибегать ко всякого рода волшбе и будет полагаться только на собственную силу, отмеренную ему Богом.



Судебный поединок

Собственно, в этом и состояла идея судебного поединка: рассчитывать на собственные силы. Справедливости ради отмечу: место спорщика мог занять его представитель. Этим правом пользовались лица моложе 21 года и старше 60 лет, а также женщины, больные, калеки и духовенство. Поражение или победа представителя расценивались точно так же, как если бы одна из сторон участвовала в поединке лично.
Во время боя зрителям на трибунах полагалось соблюдать абсолютную тишину.
Покашлять или, боже упаси, чихнуть — ни-ни. Тихо. И вообще лучше не дышать, а то рыцари-арбитры, приставленные к каждому поединщику в количестве двух штук, могли расценить это как попытку помощи одной из сторон. Никаких взмахов руками или ногами, и вообще никаких лишних действий. Современные болельщики не оценили бы: вспоминая рев, стоящий на трибунах стадионов и за боксерским рингом, невольно впадаешь в уныние от перспективы просидеть в течение боя, не шелохнувшись. Утешает, что эти бои долго не длились.

Историческая справка: французы прибегали к такому способу решения спорных ситуаций, начиная с 630 года, и вплоть до правления Филиппа Красивого (1303 год). Он на три года запретил подобные поединки, и подкорректировал правила. С 1306 года решать проблемы Божьим судом можно было только в том случае, если виновному грозит смертная казнь, а доказать его вину или чистоту перед законом невозможно никаким другим способом: нет ни свидетелей, ни алиби, ни каких-то других сведений.
В летописях Германии сохранились записи о поединках, проводимых в V веке. Англия во время правления Вильгельма Завоевателя тоже взяла на вооружение этот способ, и простилась с ним только в 1811 году (законодательно, а сколько поединки существовали неофициально — никто не знает).

Судебный поединок был расписан чуть ли не по минутам. Строжайшие регламенты контролировали каждое действие сторон. За нарушение следовало незамедлительное наказание. Помимо рыцарей-арбитров, никто не имел права вмешаться в исход боя, да и те могли что-то сделать только при условии, что "обнаружили" признаки колдовства.
Может показаться, что к этому методу могли обращаться только особы привилегированные, вращающиеся в высших кругах, и что деление на классы не позволит простолюдину обвинить аристократа. Это не так. Горожане и крестьяне тоже принимали участие в судебных поединках, но бились на дубинках и босиком, тогда как рыцари — в полном железном обмундировании и верхом. Есть оговорка: если какое-нибудь мсье вызывало на бой крестьянина, то аристократ обязан был биться босиком, и использовать в качестве оружия дубинку. Это немного уравнивало шансы. Однако та же система действовала и в обратную сторону: если крестьянин вызывал мсье на бой, то ему приходилось искать себе доспехи, коня и срочно учиться ведению боя телом, закованным в латы.
Обучить могли мастера-фехтовальщики. Если у какой-то стороны находилась необходимая для обучения сумма, то можно было нанять персонального учителя, который повысит шансы на победу. Однако один фехтовальщик мог спокойно обучать обе враждующих стороны. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: именно учитель мог оказать огромное влияние на исход боя, подсказав одному бойцу правильный и ловкий ход, а второго введя в заблуждение.

К сожалению, мастеров за взятки к ответственности не привлекали. И все же имелась какая-то видимость справедливости: скажем, если в поединке участвовала женщина, то ее противник стоял по пояс в яме. Кроме того, явно отличающимся по силе, способностям, возрасту и здоровью персонажам полагалось определенное ограничение в выборе оружия.
Священники того времени были не только садистами, но и весьма неплохими психологами (личное мнение автора). Умело обыгрывая страх перед загробной жизнью, в которой грешнику полагается личная сковородка и черт с набором разнокалиберных вил, священник взывал к совести участников поединка, напоминая им, что клятвы, принесенные ими в начале процесса, могут обмануть людей, но не Бога. Все сводилось к тому, что лучше отдать себя на милость человеческого суда, чем загубить душу. Мол, признайся, и будет тебе счастие: тут повесят, но зато ТАМ будешь сидеть с арфой и благодушно наблюдать за смертными.

Судебный поединок можно сравнить с азартной игрой. Хоть с той же русской рулеткой: в обоих случаях не угадаешь, смерть тебя ждет, или второе рождение. Сейчас это кажется дикостью, но менталитет того времени подразумевал довольно простое отношение к исходу боя: проиграл — виноват, победил — оправдан. Все. Никто не утруждал себя проведением хоть поверхностного расследования в попытках выяснить истину. Зачем? Бог решит. Ну и сила. И еще опыт. И деньги, уплаченные фехтмейстеру. И еще.

Несмотря на жестокость и несправедливость судебного поединка, порой он уберегал сотни и тысячи жизней. Известно достаточно много случаев, когда военачальники (или их представители) на виду у двух враждебных армий сходились в битве, исход которой решал судьбу всей войны.
Хорошим примером могла стать греческая легенда о Менелае и Парисе в битве за Елену: если бы принц не струсил, то не было бы и знаменитой Троянской войны, окруженной мифами. Все решилось бы одним боем.

Славяне тоже пользовались подобным способом решения спорных ситуаций. У наших народов он назывался "поле". Смысл тот же: правому помогут Боги. Сражались и женщины, и мужчины. Женщина могла нанять своего представителя только в том случае, если ее противником был мужчина. Использовались доспехи, рогатины и дубинки. Стремились к "боевой" справедливости с XVI до XVII века: позднее "поле" заменили присягой.

Подведу итог. Справедливость судебного поединка была весьма и весьма условной. Не учитывались ни опыт, ни физические данные противников, кроме оговоренных выше калек и больных. Только сила, "данная Богом". И даже при откровенно разнящихся показателях исход поединка считался истинным.
Видимо, так и произошло с двумя французскими аристократами, о которых я упоминал выше. Истец сильно ранил противника в бедро, отчего тот лишился значительного количества крови и ослабел. Результат, казалось бы, предрешен, однако в дело вмешался случай: одна из трибун рухнула. Воспользовавшись моментом, ответчик бросил в глаза истцу знатную горсть песка, и попросту контузил его ударом шлема в голову. И все: по итогу боя истец и ответчик меняются местами: первый радуется удачному исходу, второго ведут на костер. Божья воля.

Женские дуэли — история поединков, которые были кровожаднее, чем мужские

Несмотря на то, что традиции дуэлей восходят к чисто мужскому Хольмгангу, женщинам тоже приходилось отстаивать свою честь в судебных поединках

Чтобы все было по-честному, женщине давалась поблажка: ее противник по пояс опускался в узкую яму, из которой не мог самостоятельно выпрыгнуть, а иногда ему просто привязывали левую руку за спиной.

trial_by_combat_woman1.jpg

Средневековые жители немецких княжеств переняли этот обычай, причем особенно расцвел он в городах. Правда, использовали его не только во время общественно значимых процессов, но и для более личного дела — решения семейных споров. Если супруги не смогли в суде доказать свою правоту, они отправлялись на ристалище. Практика, судя по всему, была настолько популярной, что дотошные немецкие бюргеры выпустили несколько фехтбухов — книг, где именитые мастера давали советы по налаживанию семейных отношений таким вот радикальным способом.

Судебные поединки: по пояс в яме и с бараньим рогом в руках

В стародавние времена проблема жестокого спора и недопонимания часто решалась во время.

Книги были снабжены шикарными гравюрами, по которым мы можем судить о вооружении и доспехах в таких поединках. Прекрасный пример — книга мастера Ганса Тальхоффера, который в 15 веке выпустил отличный учебник по единоборствам. Судя по его гравюрам, каждый из противников был одет в облегающий матерчатый или кожаный комбинезон, закрывающий, помимо прочего, и голову. Мужчина был вооружен деревянной дубиной, навершие которой по форме напоминало ромб. Женщина держала в руке чулок, в который был помещен увесистый камень. Кроме того, мужчине приходилось сражаться по пояс в яме.


Современная реконструкция дает понять, что все было по-средневековому жестко и бескомпромиссно

Описания гравюр — это настоящие остросюжетные истории:


Как видно из этих источников, в Средние века в Европе семейные споры были действительно опасным занятием. Самое интересное, что во время судебного поединка супругам приходилось драться безжалостно и с полной самоотдачей. Ведь проигравшего казнили — мужчину вешали или отрубали голову, а женщину сжигали живьем. Лишь позже, когда нравы стали помягче, обязательная казнь проигравшего была отменена.


Наши предки не слишком уступали в плане женских дуэлей европейцам. Например, как указывалось в статье 119 Псковской судебной грамоты от 1397 года, в судебных поединках вполне могли биться и женщины. Однако если их противником был мужчина, разрешалось выставить вместо себя наемника, а вот если женщина — тогда даме предоставляли самой защищать себя. Бились женщины на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто врукопашную.

Но все это раннее средневековье, да и сословье противников было не слишком благородным. Но как же период Высокого Средневековья, когда этикет диктовал благородным дамам следовать образу Damsel in distress, пассивно ждущих своего избавителя?

Достоверно известно только о нескольких поединках этого времени. В одном из них, к примеру, переодетая мужчиной женщина билась с рыцарем и одержала победу. Речь об истории Длинной Мег из Вестминстера, которая в середине 16 века, во времена правления английского короля Генриха VIII, победила сэра Джеймса Кастильского в поединке на мечах. Опозоренный, но верный кодексу рыцарства, он прислуживал ей во время обеда как честному победителю.


Впрочем, бывали и откровенно издевательские карикатуры

Но время шло, наступила эпоха Ренессанса, и дамы, готовые драться на дуэлях, проявили себя во всей красе. Несмотря на все запреты властей, дуэли были невероятно популярны среди дворян, и женщины благородного происхождения принимали в них активнейшее участие. При этом их жестокость поражала современников, ведь по статистике восемь из десяти женских поединков заканчивались смертью, тогда как у мужчин погибали всего лишь четверо из десяти.

Милые дамы выбирали самые неожиданные места для сведения счетов. Например, две благородные итальянские сеньоры 27 мая 1571 года приехали в монастырь святой Бенедикты и попросили келью для уединенной молитвы. Когда напуганные шумом монахини ворвались в комнату, одна сеньора уже была заколота кинжалом, а вторая умирала от ран.

Поводом для поединка могло стать что угодно, даже красота соперницы. Вульсон де ла Коломбьер, живший в 17 веке, упоминает о дуэли, состоявшейся на бульваре Сен-Антуан в Париже. Две красавицы Бопрэ и Арли так невзлюбили друг друга, что бились на шпагах, прямо на улице, стараясь попасть противнице по лицу и груди. В итоге обе выжили, но уже не были красавицами из-за ужасающих шрамов.


Часто дамы не брезговали различными подлыми уловками во время поединков. Иногда они смазывали клинки шпаг ядом, или сильнодействующим раздражающим средством. Бывало, подговаривали секундантов (тоже, кстати, девушек) напасть на соперниц.

Иногда бой проходил с обнаженным торсом

Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.

women-duel-12.jpg

Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.

Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.

В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.

women-duel-16.jpg

К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.


К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок.

Корни обычая

В европейской культуре война издревле рассматривалась как разновидность судебного конфликта, в котором победу или поражение присуждает высший, божественный суд, сравнивая достоинства обеих сторон. Чтобы победить врага, воину было недостаточно превосходить его ростом, силой, вооружением и храбростью. Победитель должен был выступать со стороны правды и сам быть праведным. Это представление имело последствия сразу в двух направлениях. С одной стороны, война связывалась с восстановлением нарушенного права и велась достойными людьми по определённым канонам. С другой стороны, военные обычаи проникали в правовую систему, в том числе в форме судебного поединка.

​Поединок на вазе из Иберии, III–II века до н.э. legit.ng - Судебный поединок | Warspot.ru

Поединок на вазе из Иберии, III–II века до н.э.
legit.ng

Происхождение этого обычая уходит в глубину кельто-германских древностей. Римский историк Тит Ливий рассказывал о завершившемся поединком споре между двумя иберийскими вождями, Корбисом и его племянником Орсуей. После смерти предыдущего правителя, приходившегося, соответственно, одному братом, а другому отцом, оба претендовали на его наследство. Отказавшись от предложенного римским полководцем Публием Сципионом судебного посредничества, вожди объявили, что рассудить их может только бог войны Марс. Когда Сципион в 206 году до н.э. устроил в Испании праздник в честь одержанных им побед над карфагенянами, оба противника на глазах тысяч зрителей сошлись в поединке. Победу одержал старший и более опытный Корбис, который и стал следующим правителем.

Подобные поединки происходили в Галлии в эпоху Юлия Цезаря. Ещё один римский историк, Веллей Патеркул, рассказывал о судебных поединках у германцев.

Хольмганги и эйнвиги в Скандинавии эпохи викингов

В обществе викингов судебный поединок был законным способом разрешения конфликтов, нередко вспыхивавших из-за женщин или собственности. Датский летописец Саксон Грамматик приводил слова легендарного короля Дании Фроти III, который заявил, что при рассмотрении любого спора мечи заслуживают больше доверия, чем слова. С другой стороны, мотивы многих описанных в сагах поединков далеки от благородства. Для бывалых воинов поединок с менее опытным противником зачастую служил просто развлечением или формой узаконенного разбоя. Чтобы вступить в выгодный брак или заполучить приглянувшуюся ему вещь, задире достаточно было заявить свои притязания. Отказ от поединка навлекал на уклонившегося несмываемое клеймо позора.

Судебный поединок в германском праве

Один из первых законов, регламентировавших проведение судебного поединка, издал в 501 году бургундский король Гундобальд. Отмечая участившиеся среди его подданных злоупотребления судебной присягой и происходившую от этого порчу нравов, король предоставлял тяжущимся сторонам право разрешать спор поединком:

В королевстве франков закон Гундобальда о судебном поединке признал в 630 году король Дагоберт. При Каролингах поединок получил полное господство в сфере судебных доказательств и применялся при разрешении спорных случаев по гражданским и уголовным делам. Людовик Благочестивый в 803 году издал специальный капитулярий, регламентировавший проведение судебного поединка, а также меру ответственности каждой из сторон:

Интересно, что капитулярий предписывал, что сражаться друг против друга должны свидетели от каждой из сторон конфликта, а не обвинитель и обвиняемый.

Расцвет эпохи поединков

Во Франции и в Германии потребовать суда поединком мог любой человек. Однако если знатный обвиняемый имел право не принимать вызов, который бросил ему обвинитель более низкого статуса, то вызов более знатного менее знатный не мог отвести без уважительных причин. Существовал также ряд других ограничений. Нельзя было принудить сражаться священнослужителей, мужчин младше 14 или старше 60 лет, евреев, калек и женщин. Освобождающими от поединка обстоятельствами считались потеря глаза, уха, сломанная рука, отсутствующие зубы или пальцы на руках. В таком случае обе стороны должны были доказывать свою правоту в обычном суде.

Впрочем, обвинитель, имевший право на освобождение от поединка, всё же мог при желании добиться возможности сделать вызов. В Англии был известен случай, когда 70-летнему старику удалось получить соответствующее разрешение суда, после чего обвиняемый признал свою вину.

Организация и проведение поединка

Простолюдины бились пешими, вооружившись большим щитом и деревянной палицей. В этом случае никаких условных ограничений не соблюдалось: обычной тактикой считалось бросать друг другу в глаза песок, ставить подножки и т.д.

Знать же, как правило, сражалась верхом на коне, в доспехах, со щитом, копьём, мечом и другими атрибутами рыцарского снаряжения. Такой поединок был схож с турниром, хотя и имел гораздо меньше условностей. Запрещалось ранить коня противника, а в остальном участники были свободны. Если при столкновении на копьях боец падал с коня, другой имел право его добить. В отличие от турниров и других видов боёв, судебный поединок не предполагал передышки и вёлся до победы одной из сторон. Судья мог прервать поединок по требованию упавшего или раненого противника, однако после третьего такого требования соответствующий боец мог быть объявлен проигравшим.

Поединок происходил в присутствии судей в заранее назначенный день. Вызвавший был обязан явиться за час до полудня, а принявший вызов — до девятого часа. Опоздание приравнивалось к поражению. Перед началом боя оба противника приносили присягу: обвинитель — в справедливости своего обвинения, обвиняемый — в своей невиновности. Сам поединок происходил на специально оборудованной площадке, имевшей 40 шагов в ширину и 80 шагов в длину. По центру ставили столб, вокруг которого рисовали на песке или выкладывали соломой круг. Чтобы одержать победу, отнюдь не обязательно было убивать противника на месте — достаточно было вытеснить его за пределы круга.

Техника фехтования во время судебного поединка по швабскому праву

Обвиняемый, проиграв поединок, признавался виновным в инкриминируемом ему преступлении. Если он оставался жив, его приговаривали к смерти. Если он погибал на месте, то мёртвое тело выволакивали из круга за ноги, а затем вешали в назидание живым. Имущество в этом случае отходило казне. Бывали случаи, когда казнили бойца, проигравшего чужое дело, а вместе с ним и обвиняемого, и державшего его сторону свидетеля.

Если проигравшим оказывался обвинитель, его противника торжественно оправдывали, а его самого — в случае если он оставался жив, — штрафовали и отправляли в изгнание. Мера наказания напрямую зависела от тяжести преступления. Смертные приговоры были чаще характерны для обвинений в тяжких уголовных преступлениях.

​Поединок на больших мечах из фехтовального трактата Ханса Талхоффера. Германия, 1459 год. kb.dk - Судебный поединок | Warspot.ru

Поединок на больших мечах из фехтовального трактата Ханса Талхоффера. Германия, 1459 год.
kb.dk

Упадок и исчезновение поединков

Обычай судебного поединка вызывал сильное неудовольствие со стороны церковной власти. Эдикт короля Гундобальда столкнулся с серьёзной оппозицией со стороны Вьенского архиепископа Авита. Архиепископ Лионский Агобард в 831 году пытался побудить императора Людовика Благочестивого запретить судебный поединок. Собор в Валенсии в 855 году угрожал обоим участникам поединка отлучением от церкви. Людовик VII ограничил судебный поединок в гражданских делах определённой суммой иска. В 1260 году Людовик IX запретил их проведение в своих владениях. Филипп IV Красивый запретил поединки в 1303 году, но три года спустя снял запрет в отношении тяжких обвинений, когда вина подсудимого не могла быть доказана свидетелями или другими средствами. Во Франции судебный поединок в качестве доказательства по уголовным делам исчез с конца XIV века. Примерно тогда же он стал ограничиваться, а затем был запрещён на территории Германии, Венгрии, Италии и Испании.

Причина исчезновения судебных поединков кроется как в усилении королевской власти, которая осуществляла политику унификации права, так и в результате постепенного развития правовой науки и совершенствования техники судебного дознания. Старинная традиция постепенно видоизменялась в сторону бескровных спортивных баталий, неотличимых от массового зрелища. С другой стороны, в среде знати ещё долго сохранялась практика дуэлей. В отличие от судебных поединков, дуэли публичная власть не регламентировала. Поручителем здесь выступала личная честь участников поединка. Дуэли происходили тайно, их участникам приходилось скрываться. Королевская власть с неодобрением смотрела на эти остатки прежней свободы и со временем смогла поставить их под свой контроль.

Читайте также: