Судебные процедуры как способ преодоления юридических коллизий

Обновлено: 02.05.2024

В юридической литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий[451]:

- принятие нового акта взамен коллизирующего акта;

- отмена одного из противоречащих друг другу актов;

- внесение изменений или уточнений в действующие акты;

- разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы;

- судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское;

- судебные толкования, позволяющие устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д.;

- систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

- обжалование актов или действия в судебном или административном порядке;

- временные или специальные режимы, включающие приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица;

- оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

- действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, в рамках законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

- предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве;

- периодическая инвентаризация правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;

- анализ эффективности нормативных правовых актов;

- предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале.

Из приведенного выше списка можно обозначить основные правила разрешения юридических коллизий (на практике).

1. Нормативные правовые акты СССР и РСФСР, официально не отмененные, действуют на территории РФ в части, не противоречащей Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам РФ. Это правило следует из норм п. 2 раздела II Конституции РФ и Закона РФ от 24 октября 1990 № 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР"[453].

2. В соответствии с принципами иерархии нормативных правовых актов в случае противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими один и тот же вопрос, действует акт, обладающий большей юридической силой.

3. Если один и тот же вопрос регулируют нормативные правовые акты, обладающие одинаковой юридической силой, но изданные в разное время, то применяется более поздний акт.

4. Если существуют противоречия между нормативными правовыми актами общего и специального характера, обладающими одинаковой юридической силой, то применяется акт специального характера. Например, Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации"[454] (с послед. изм.) носит общий характер, а Федеральный закон от 25 сентября 1997 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"[455] (с послед. изм.) - специальный. В случае противоречия между этими законами для регулирования финансовых отношений будет применяться Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

5. Противоречия на уровне соотношения федеральных актов и актов субъектов Федерации разрешаются в соответствии со ст. 76 Конституции РФ:

- по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы (в том числе конституционные), имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1);

- по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 2);

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить вышеуказанным федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон (п. 5);

- вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются акты субъектов РФ (п. 4). В случае противоречия между таким нормативным правовым актом субъекта РФ и федеральным законом действует нормативный правовой акт субъекта РФ (п. 6).

" 1. Законы и иные правовые акты не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом, принятым в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения, и правовым актом Республики Саха (Якутия) действует федеральный закон.

Правовые акты Президента и Правительства не должны противоречить указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, принятым в пределах их полномочий, Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и законам Республики Саха (Якутия).

2. Правовые акты, изданные по вопросам, отнесенным к ведению Республики Саха (Якутия), должны соответствовать Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и иным правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу.

3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия), изданным по вопросам ведения Республики Саха (Якутия), действует нормативный правовой акт Республики Саха (Якутия).

4. В случае противоречия двух правовых актов Республики Саха (Якутия), имеющих одинаковую юридическую силу, действует правовой акт, изданный позднее.

5. Президент РФ вправе приостановить действие правовых актов в случаях и порядке, которые установлены федеральным законодательством.

6. Государственное Собрание вправе приостановить действие законов Республики Саха (Якутия), противоречащих Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и законам Республики Саха (Якутия).

7. Президент вправе отменять правовые акты Правительства и иных органов исполнительной власти в случае, если они противоречат Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), законам Республики Саха (Якутия), а также правовым актам Президента.

8. Правительство вправе приостанавливать или отменять правовые акты органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в случае, если они противоречат Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), законам Республики Саха (Якутия), а также правовым актам Правительства"[456].

Как видно, в настоящее время способов разрешения и предотвращения юридических коллизий достаточно много. Однако, развитие общественной жизни настолько многообразно, противоречиво, что юридической науке и практике еще предстоит поиск и других таких способов и средств, адекватных сложившейся ситуации.

Вопрос 48. Участие адвоката в альтернативных способах разрешения юридических споров. Переговоры. Медиация. Третейские суды.

Вопрос 48. Участие адвоката в альтернативных способах разрешения юридических споров. Переговоры. Медиация. Третейские суды. Согласно п. 2 ст. 7 Кодекса профессиональной этики адвоката предупреждение судебных споров является составной частью оказываемой адвокатом

23. Право— и дееспособность юридических лиц. Их виды, способы возникновения и прекращения

23. Право— и дееспособность юридических лиц. Их виды, способы возникновения и прекращения Юридическое лицо в римском праве — объединение людей, выступающее в обороте как единое целое.Правоспособность юридических лиц — юридическое лицо признавалось способным иметь

§ 10.1. Понятие и признаки юридических коллизий, причины их появления и виды

§ 10.1. Понятие и признаки юридических коллизий, причины их появления и виды Латинский термин "collisio" в словарях иностранных слов переводится как столкновение противоположных сил, стремлений или интересов.На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого

§ 6. Разрешение коллизий между актами Таможенного союза и национальным законодательством

§ 6. Разрешение коллизий между актами Таможенного союза и национальным законодательством Динамичное развитие международно-правовой базы Таможенного союза и стремительный рост нормативных документов, принимаемых под его эгидой, чрезвычайно остро ставит вопрос о

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц 1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр

1. Способы и формы разрешения экономических (хозяйственных) споров

1. Способы и формы разрешения экономических (хозяйственных) споров Способы и формы разрешения хозяйственных споров раскрыты в ст.12 ГК РФ. Защита гражданских прав осуществляется путем:? Признания права;? Восстановления положения, существующего до нарушения права и

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИНЫХ ЗАПИСЕЙ В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИНЫХ ЗАПИСЕЙ В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического

20.1 Понятие юридических коллизий

20.2 Виды коллизий и причины их возникновения

20.2 Виды коллизий и причины их возникновения В литературе исследуются главным образом коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Однако могут существовать следующие виды коллизий:а) между нормами права;б) между нормативными правовыми актами, в

20.4 Способы устранения коллизий. Превентивные меры

20.4 Способы устранения коллизий. Превентивные меры В литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий и их устранения. Среди них первое место отводится принятию нового акта взамен коллидирующих или отмену одного из противоречащих друг другу

23.4 Способы предупреждения и устранения юридических ошибок

23.4 Способы предупреждения и устранения юридических ошибок Обнаружение любого вида юридических ошибок требует их устранения, исправления, ликвидации. Как известно, ошибку лучше предупредить, чем исправлять. Именно предупреждение служит оптимальным средством избежать

Глава 13 СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРОВ

Глава 13 СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРОВ Статья 48 Цель создания систем предотвращения пожаров 1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.2. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением

Статья 48 Цель создания систем предотвращения пожаров

Статья 48 Цель создания систем предотвращения пожаров 1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.2. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или)

Юридические коллизии - расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

В правореализационном процессе такие противоречия встречаются постоянно. До сих пор действует множество устаревших, но формально не отмененных норм.

Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

Причины возникновения юридических коллизий:
    1. наличие в законодательстве всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов;
    2. возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов;
    3. одновременное действие актов разного уровня и значения, разной юридической силы, ранга, социальной направленности (в частности, старые, союзные, и новые, российские);
    4. правовой тупик, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

    Российское законодательство - сложное, многоотраслевое, иерархическое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Будучи по своему характеру территориально обширным и федеральным, оно уже в силу этого содержит в себе возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов , учета национальных и региональных особенностей, интересов центра и мест.

    В общем законодательном массиве одновременно действуют акты разного уровня и значения , разной юридической силы, ранга, социальной направленности, в частности, старые, союзные, и новые, российские; протекают процессы унификации и дифференциации, объединения и обособления; переплетаются вертикальные и горизонтальные связи и тенденции. Это динамически напряженная и во многом изначально противоречивая и асимметричная система.

    С другой стороны, в практической жизни постоянно возникают такие "замысловатые сюжеты", которые сразу подпадают под действие ряда норм и порождают нежелательные юридические дилеммы и альтернативы. Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство, пересекаясь в одной точке правового пространства и "претендуя" на регулирование одних и тех же отношений.

    Коллизия может выражаться также в виде правового тупика , когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

    Способы разрешения юридических коллизий

    Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, процедуры их устранения.

    На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

      1. если противоречащие друг другу акты изданы разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т. е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;
      2. если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
      3. если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные;
      4. если возникают коллизии между национальным (внутригосударственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы.

      Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем:

        • толкования;
        • принятия нового акта;
        • отмены старого;
        • внесение изменений или уточнений в действующие нормативные акты.

        В некоторых случаях нужны соответствующие процедуры для преодоления разногласий, разрешения споров по поводу противоречий в юридической сфере (согласительные - для преодоления разногласий; судебные процедуры - для рассмотрения и разрешения споров сторон).

        Коллизии в праве – это противоречия в нескольких правовых актах, которые отвечают за регулирование одних и тех же вопросов, и общественных отношений. Столкновения противоречий вносят в систему права дефекты, несогласованность, что является причиной ряда неудобств в юридической практике. Также существуют коллизии-противоречия, которые чаще всего возникают в процессе применения прав при выполнении своих полномочий должностными лицами и компетентными органами.

        Иными словами, это несовершенство самого права, которое приводит к расхождению взглядов на одну и ту же ситуацию, не однозначное прочтение любого из правовых актов.

        Коллизии правовых норм

        Коллизионная норма По данной теме мы уже выполнили реферат Коллизионные нормы подробнее – это закон, определяющий право применения необходимой правовой нормы к соответствующему правоотношению.

        Коллизии норм права можно разделить на четыре вида:

        • временные - это такие противоречия норм, которые расходятся во временных пределах. Это такие противоречия, которые возникают между актами, изданными одним и тем же органом, но в разные периоды времени (принимают тот правовой акт, который принят позже);
        • пространственные – это коллизии норм, которые возникают при необходимости применить нормы разного территориального действия. Такие коллизии могут возникнуть между актами субъектов любой страны и общепринятыми международными актами (в первую очередь рассматриваются акты регионального значения). Если такой вид коллизии норм возникает в пределах Российской федерации, то противоречие между актами субъектов РФ и актами федерального значения рассматриваются в сторону актов субъекта РФ только в том случае, если он принят в пределах ведения согласно ч.6 ст.76 Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее человека;
        • иерархические – разногласия норм обусловлены разной правовой силой норм; например, если спор возник между Конституцией и любыми нормативными актами, данный случай рассматривается всегда в пользу Конституции;
        • содержательные – это те коллизии, которые возникают между специальными и общими нормами, то есть между актами, принятыми разными органами рассматривается тот акт, который обладает более высокой правовой силой.

        Готовые работы на аналогичную тему

        Коллизии в праве и способы их разрешения

        Коллизии в праве возникают между отдельными отраслями права и даже между определенными нормами внутри одного закона. Одни и те же правоотношения можно регулировать с помощью различных норм. Такие противоречия норм называют позитивными коллизиями, так же возможен вариант, когда нет предусмотренного законом выхода, тогда коллизию считают негативной.

        Причины противоречий в праве разделяют по характеру возникновения. Объективные причины коллизий – это изменчивость общественных отношений и динамизм, т.е. отставание права, не поспевающее за реальным развитием жизни. Субъективные причины коллизий зависят от сознания, воли законодателей, людей, а также политиков (непродуманность, неоднозначность правотворческой деятельности, отсутствие культуры права, политическая борьба).

        Устранить юридические противоречия возможно, анализируя практику реализации законов и оценивая меру осуществления актов полностью или их отдельных норм. Ответы на подобные запросы может дать определенный государственный орган разных уровней, а также общественные организации по обращениям отдельных граждан. Зачастую к причинам обращений и запросов относятся неясности в трактовке терминов и понятий, отдельных норм, различные позиции по отношению к области их применения, определенного круга субъектов, на которых распространяется их действие.

        Значимым инструментом преодоления правовых противоречий является принятие комплекса всевозможных изменений в систему действующего юридического регулирования внутри Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , а также установление правил, с помощью которых возможно устранить возникающие коллизии, определяя приоритет отдельных норм, подлежащих к применению в данной правовой ситуации. К примеру, особенно эффективным инструментом устранения противоречий на практике является принятие коллизионных норм в международном праве, что позволяет установить право, применяемое к различным общественным отношениям.

        Также возможно применить и другие способы устранения коллизий. Например, организация предварительной правовой экспертизы нормативных конституционных актов. Перед принятием нормативных актов мониторинг в применении действующего законодательства (п. 8 Методики осуществления мониторинга применения права в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , утв. Постановлением Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее от 19.08.2011 N 694).

        Анализ, обобщение любой правоприменительной практики всеми, в особенности судебными правоохранительными органами, совершенствование действующего законодательства РФ с помощью вышеперечисленных действий можно сделать более понятным и ясным, выявить и устранить коллизии.

        Под способами разрешения юридических коллизий понимают­ся конкретные приемы, процедуры их устранения.

        На уровне практического правоприменениясоответствующие ор­ганы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

        а) если противоречащие друг другу акты изданы разными ор­ганами, то применяется акт, обладающий более высокой юриди­ческой силой, т. е за основу берется принцип иерархии нормативных актов. Так, коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенс­твом и высшей юридической силой;

        б) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то приме­няется последний по принципу: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

        в) если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные. В ст. 76 Кон­ституции РФ говорится, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации;

        г) если возникают коллизии между национальным (внутригосу­дарственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы.

        Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем:

        • толкования;
        • принятия нового акта;
        • отмены старого;
        • внесение изменений или уточнений в действующие норма­тивные акты.

        В некоторых случаях нужны соответствующие процедуры для преодоления разногласий, разрешения споров по поводу противо­речий в юридической сфере.

        Процедуры разрешения юридических коллизий и споровможно условно разделить на две большие группы:

        1) согласительные (для преодоления разногласий);

        2) судебные процедуры (для рассмотрения и разрешения споров сторон).

        Согласительная процедураесть порядок рассмотрения разногла­сий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими.

        В Российской Федерации применяются следующие виды согла­сительных процедур.

        1. Создание и деятельность согласительных (паритетных) ко­миссий. Онимогут создаваться:

        • конфликтующими сторонами. Порядок работы таких ко­миссий и принятия ими согласованных решений может быть предусмотрен в протоколе, подписанном сторонами, либо в двустороннем договоре (соглашении) между соот­ветствующими органами государственной власти. Так, фе­деральные органы исполнительной власти вправе создавать согласительные комиссии в отраслях и сферах, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъ­ектов. Они образуются на основе совместного решения соответствующих органов исполнительной власти Россий­ской Федерации и ее субъектов;
        • Президентом РФ, которыйможет использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Президент РФ применяет согласительные процедуры по собственной инициативе или по предложению конфликтующих сторон;
        • Правительством РФ. Это может произойти в случае воз­никновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов.

        2. Процедура рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации. Вэтом случае может создаваться согласитель­ная комиссия из числа депутатов и членов Совета Федерации на паритетных началах. Предусмотрена процедура создания и деятель­ности специальных комиссий и для преодоления разногласий по федеральному закону с Президентом РФ.

        3. Использование третейского разбирательства. Всфере арбит­ражного судопроизводства существует возможность передачи спо­ров по согласию сторон на разрешение третейского суда, преду­смотренная Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Решения третейских судов исполняются добровольно.

        Судебные процедуры разрешения споров.Разногласия и коллизии между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов могут быть по инициативе их участников предметом судебного разбирательства. Особая роль принадлежит Конституционному Суду РФ в разрешении коллизий, возникающих в сфе­ре федеративных отношений, взаимодействия ветвей власти, реа­лизации прав граждан, осуществления различными органами и должностными лицами своих полномочий. Решения, принима­емые Конституционным Судом, имеют нормативно-регулирующее значение.

        От коллизий правовых норм следует отличать их конкуренцию, когда не противоречащие друг другу две, три и более норм регулируют один и тот же круг родственных общественных отношений, только с разной степенью конкретизации, детализации, объема и т. д. Это, как правило, нормы разной юридической силы, уровня, исходящие от неравнозначных правотворческих органов. В таких случаях нормы действительно как бы конкурируют между собой и в принципе это нормально. Негативным же явлением выступают именно коллизии, когда сталкиваются друг с другом не просто не согласующиеся, а нередко взаимоисключающие предписания. Конкуренция не обладает признаком автономности. Конкуренция возникает лишь в одной отрасли права. Конкуренция возникает только между общей и специальной нормами. Конкуренция имеет место только по поводу конкретного правоотношения. Конкуренция направлена внутрь, на совершенствование нормы.

        Билет 15-46

        Государственный и политический режимы: понятие, соотношение, классификация.

        Вопрос о понятии государственного и политического режима является дискуссионным. Одни авторы отождествляют данные понятия и определяют его как совокупность способов и методов осуществления государственной власти, другие отмечают в них различия. Они отмечают, что:

        Политический режим – это автономный элемент формы государства, который представляет собой систему методов, способов и средств осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам своей деятельности. По мнению исследователей, основными признаками политического режима являются:

        · степень участия населения в механизмах формирова­ния политической власти;

        · избирательная система, т.е. правила, с помощью кото­рых происходит избрание кандидатов в высшие органы власти;

        · партийная система, которая определяет сущность по­литического режима;

        · принцип легитимности органов государственной власти;

        · способы принятия политических решений;

        · соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

        · гарантированность прав и свобод личности;

        · степень верховенства закона во всех сферах жизни об­щества;

        · принципы взаимоотношений общества и власти;

        · политическое и юридическое положение и роль в обще­стве государственных силовых структур.

        В зависимости от степени социальной свободы индивида, гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоот­ношений государства и общества различают три типа ре­жимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

        Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного насилия.

        Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:

        · полное поглощение государством всего общества и кон­кретного человека;

        · крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, или узкой груп­пы лиц из правящей элиты;

        · формирование государственной власти, бюрократичееким закрытым способом ш недоступность ее для контро­ля со стороны общества;

        · господство единственной массовой партии, провозгласившей себя руководящей и направляющей силой и фактически сросшейся е государством;

        · отрицание естественных прав человека, признание толь­ко дарованных государством прав, которые носят дек­ларативный, формальный характер;

        · наличие монопольной, официальной идеологии, кото­рая всеми признается и выступает в качестве механиз­ма, формирующего потребности и мотивы поведения ин­дивида и интегрирующего общество вокруг приоритет­ных целей;

        · активная мобилизация населения на выполнение поли­тических к социальных задач с помощью страха, насилия, принуждения;

        · монополия власти на информацию, полные, контроль за средствами массовой информации;

        · всеобщий полицейский надзор за обществом, призван­ный пресекать любые проявления инакомыслия и инакодействия, систематический террор по отношению к противникам;

        · мощный военно-промышленный комплекс, многочис­ленная армия как основная опора режима.

        · отчуждение народа от реальных рычагов власти;

        · сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека (монарха, политического лиде­ра) либо группы (военной хунты, религиозного клана);

        · сведение роли парламента и других органов государ­ственной власти до положения сугубо формальных ин­ститутов, усиление роли исполнительно-распорядитель­ных органов;

        · циркуляция элит происходит путем кооптации, т.е. во­левым введением их в руководящие структуры на осно­ве личных симпатий и преданности вождю;

        · основные методы государственного управления — ко­мандные, административные; практически не применя­ются массовые репрессии, отсутствует террор;

        · права и свободы человека и гражданина провозглаша­ются, но реально не обеспечиваются. Основные граж­данские права режим подавляет;

        · силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях.

        Типичные примеры авторитарного режима — режим Пиночета в Чили, Амина в Уганде, Насера в Египте, Маркоса на Филиппинах, Чан Кайши на Тайване, аятоллы Хомейни в Иране.

        Однако нигде в мире не реализована ситуация, при ко­торой весь народ осуществлял бы политическое властво­вание. Это обстоятельство следует учитывать при рассмот­рении демократического политического режима.

        Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима, который обладает следующими признаками:

        · источником власти является народ;

        · решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства: народ имеет право влиять на выработку политических решений;

        · политическая власть носит легитимный характер и осу­ществляется в соответствии с принятыми законами;

        · признание и реальное осуществление принципа разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судебную;

        · доминируют методы убеждения, согласования, компро­мисса; силовые методы используются в исключитель­ных случаях;

        · силовые структуры находятся под демократическим контролем общества;

        · высокая степень реализации и гарантированности прав человека;

        · институциональный и политический плюрализм, предполагающий деятельность разнообразных правовых институтов, соревновательность политических партий, движений, массовых объединений, ассоциаций и т.д.

        Государственные режимы подразделяются на два типа: автократические и демократические.

        Целью данной работы является исследование юридических коллизий, причин их возникновения, развития, видов, а также способов устранения.
        Достижение поставленной цели представляется возможным путём решения следующих задач:
        1. дать понятие юридической коллизии, а также выявить причины возникновения;
        2. типологизировать юридические коллизии на виды, выявить формы проявления в правовой системе РФ;
        3. сформулировать определение механизма разрешения юридических коллизий и указать его элементы;
        4. рассмотреть способы преодоления юридических коллизий;

        Содержание работы

        ВВЕДЕНИЕ 3
        ГЛАВА 1. Общие положения о юридических коллизиях.
        1.1 Понятие юридических коллизий и причины их возникновения 6
        1.2 Виды юридических коллизий 11
        ГЛАВА 2. Характеристика механизма разрешения юридических коллизий
        2.1 Понятие и элементы механизма разрешения юридических коллизий 15
        2.2 Принципы и способы разрешения юридических коллизий 20
        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИ
        ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ

        Содержимое работы - 1 файл

        Матлах Е.Г. Юридические коллизии. Способы их разрешения..doc

        Проблема юридических коллизий теснейшим образом связана с эффективностью российского законодательства, так как непротиворечивость, согласованность нормативных актов являются одним из главных условий их эффективности. Сама конструкция права как внутреннесогласованной и непротиворечивой системы является объективно необходимым способом его существования и успешного функционирования. Коллизии между правовыми нормами ведут к нарушению системности правового регулирования и тем самым снижают его эффективность.

        Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознания и правовой культуры общества. Они создают затруднения в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством гражданами.

        В российском законодательстве противоречия существуют между отдельными отраслями права, а также внутри одного закона. Противоречивость законодательства затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.

        Коллизионность российского законодательства усугубляется еще и тем, что в России продолжают действовать отдельные законы СССР и РСФСР. В этом правовом пространстве действуют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и множество ведомственных и региональных нормативных правовых актов.

        Появление коллизий обусловлено рядом причин, носящих объективный и субъективный характер. К первым необходимо отнести проблему противоречивости, динамизма и изменчивости самих общественных отношений. В этой связи право должно постоянно и упорядоченно корректироваться, что не всегда возможно в оптимальном значении.

        В качестве субъективных причин в науке выделяются такие, как отсутствие должной правовой культуры, демократических традиций, опыта, низкое качество законов и других нормативных актов, пробелы в праве, непродуманность и слабая координация нормотворческого процесса, неупорядоченность правового материала, нечеткая или неполная его систематизация, недостатки в работе соответствующих органов, учреждений, должностных лиц, бюрократизм и другие факторы.

        Между тем, дать четкое определение юридической коллизии важно не только в теоретическом плане, но и в практическом аспекте с целью их дальнейшей типологизации, выявления и устранения. Поэтому, ответив на вопрос, что такое юридические коллизии, какова их природа и причины, можно говорить и об их видах, и, самое главное, о механизме их разрешения.

        1.2. Виды юридических коллизий.

        Юридические коллизии многочисленны и крайне разнообразны по своему содержанию, характеру, остроте, иерархии, социальной направленности, отраслевой принадлежности, политизированности, формам выражения и способам разрешения.[4]

        Н.И. Матузов подразделяет их на шесть родовых групп: 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целевые установки); 6) коллизии между национальным и международным правом[5].

        А.С. Пиголкин выделяет следующие виды коллизий:

        1. Между нормами права:

        а) темпоральные (данные коллизии характеризуются расхождением норм во временных пределах);

        б) пространственные (здесь коллизии обусловлены действием правовых норм в строгих территориальных границах);

        в) иерархические (которые отличаются несогласованностью норм разной юридической силы);

        г) содержательные (возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений).

        2. Между нормативно-правовыми актами, в том числе и внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации.

        3. Компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц.

        4. При реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения.

        5. Актов толкования.

        6. Юридических процедур.

        7. Между национальным и международным правом.

        Коллизии иногда встречаются даже в одном нормативном акте между разными его частями, например, между общей и особенной частью кодекса (уголовного, гражданского и т.п.)

        Можно указать следующие наиболее распространенные виды юридических коллизий, которые постоянно возникают в практической жизни и требуют своего разрешения:

        3. Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами. Приоритет имеют общефедеральные. В ст. 76 Конституции РФ говорится, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации (ч. 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ (ч. 2). Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов.

        4. Коллизии между Конституцией РФ и Федеративным договором, а также двусторонними договорами между федеральным центром и отдельными территориями, равно как и расхождения между договорами самих субъектов разрешаются на основе положений общефедеральной Конституции (раздел 2, ст. 1, п. 4 Конституции РФ).

        Таковы основные и наиболее общие виды юридических коллизий, которые возникают или могут возникнуть на обширном правовом поле России. Здесь представлены основные, но далеко не все, так как более конкретных, частных, текущих, отраслевых коллизий - бесчисленное множество[7].

        ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА РАЗРЕШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ

        2.1 Понятие и элементы механизма разрешения юридических коллизий

        Изучение противоречий, присущих процессам становления и функционирования правовой системы Российской Федерации всегда вызывало повышенный интерес. Коллизии в праве - это специфическое проявление противоречий в сфере правового регулирования.

        Но проблемы механизма разрешения правовых коллизий отечественной правовой системы получили пока лишь частичное освещение, хотя их острота требует нахождения новых подходов. При этом изучение различного рода юридических коллизий и легального механизма их устранения необходимо как для реализации проводимой государственно-правовой реформы, так и в целях эффективного функционирования всего механизма правового регулирования, становления новых общественных отношений, приближения права и правоприменительной деятельности к объективным потребностям и интересам общества.

        В правовой науке до сих пор многие вопросы, связанные с определением и устранением юридических коллизий, остаются дискуссионными, отсутствует единство по вопросам классификации юридических средств разрешения коллизий индивидуальных и нормативных предписаний, а термин механизм разрешения юридических коллизий не употребляется вовсе. В частности, по мнению Н.И. Матузова, способами разрешения юридических коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие; 9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; 10) международные процедуры[8].

        А.Ю. Буяков дополняет перечень способов разрешения юридических коллизий, предложенных Н.И. Матузовым, способами согласования национального законодательства с нормами международного права, законов и подзаконных нормативных актов, федеральных и региональных актов, нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления[9].

        Н.А. Власенко, разграничивает все правовые средства ликвидации юридических коллизий на способы устранения и преодоления. По мнению Н.А. Власенко под устранением коллизий следует понимать снятие коллизий вообще, что является результатом законодательной деятельности. Устранение коллизий происходит двумя способами:

        1) Нормотворческим, при котором столкновение норм разрешается окончательно, так как правотворческий орган, установив коллидирующие нормы, как правило, принимает одно из решений: а) отменяет одну из конфликтующих правовых норм (законов); если коллидирует больше двух норм, то упраздняет все, кроме одной; б) изменяет, уточняет предмет (объект) регулирования, внося соответствующие дополнения; в) отменяет все сталкивающиеся юридические нормы и издаёт новое нормативно-правовое предписание.

        2) Изданием коллизионных норм права, что является достаточно универсальным способом устранения противоречий (расхождений) правовых предписаний и призван облегчить правоприменительный процесс, так как позволяет точно определить, какую норму права применять.

        В случае отсутствия в системе права совершенного механизма (коллизионных норм) речь может идти не о разрешении коллизий, а их преодолении для конкретного случая. В качестве способов преодоления коллизий, по мнению Н.А. Власенко, может выступать толкование правовых норм и правоположения[10].

        Ю.А. Тихомиров о средствах разрешения коллизий пишет иначе. В данном случае, под коллизиями понимаются не только противоречия предписаний, но и социальные коллизии в праве. Он выделяет следующие способы: планомерное, системно-упорядоченное развитие законодательства; последовательный курс на реализацию закона; переговорный процесс; применение коллизионных норм; рассмотрение юридических споров; восстановление прежнего или создание нового юридического состояния и др[11].

        В современный период набор юридических инструментов значительно изменился. Но центральными проблемами, требующими глубокого исследования на теоретическом уровне, остаются вопросы правовой природы и взаимосвязи способов разрешения юридических коллизий, а также проблемы их оптимального выбора и эффективности.

        Необходимость комплексного исследования правовых средств, инструментов и способов разрешения юридических коллизий и их взаимодействия между собой объективно назрела, но данная проблема в общей теории права остается практически не рассмотренной.

        Читайте также: