Судебные органы это элемент механизма государства

Обновлено: 05.05.2024

Государственный орган — основной элемент государственного механизма

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных сферах государственной деятельности.

Признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и государственных учреждений:

  • наделение их полномочиями государственно-властного характера;
  • формирование государственных органов по воле государства;
  • выполнение строго определенных функций и видов деятельности;
  • осуществление деятельности от имени государства;
  • наличие территориальной сферы деятельности и внутренней организационной структуры;
  • состоит из государственных служащих;
  • наличие оперативной самостоятельности;
  • осуществление различных форм деятельности в соответствии с законом;
  • наличие строго определенного объема прав и обязанностей;
  • издание актов нормативного и индивидуального характера;
  • в отношениях с другими субъектами выступают как юридические лица, являясь в то же время определенным звеном, составной частью единого государственного механизма.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата можно представить следующей системой:

  • демократизм;
  • законность;
  • подотчетность;
  • гласность;
  • сочетание коллегиальности и единоначалия;
  • разграничение полномочий и др.

Так, например, принцип разграничения полномочий должен неукоснительно соблюдаться в рамках осуществления правоохранительной деятельности и обеспечивать соблюдение баланса компетенций, которые не могут между собой пересекаться: расследование преступлений — компетенция органов следствия, надзор за органами следствия — компетенция прокуратуры.

Прокуратура не контролирует работу следователя. Прокуратура должна осуществлять надзор за соблюдением закона при осуществлении предварительного следствия. И должна жестко вмешиваться в случае нарушения закона. За нарушение следователем закона должен отвечать прежде всего сам следователь, руководитель следственного подразделения и, безусловно, прокурор, надзирающий за следствием. Руководитель следственного органа не должен подменять надзор прокурора. Он должен быть организатором следствия, профессионально-ведомственным контролером, в том числе за законностью. Но он не обладает функцией высшего надзора за состоянием законности на предварительном следствии, как прокурор, который несет личную ответственность за законность расследования, обоснованность привлечения к уголовной ответственности виновного лица и направления дела в суд.

Оперативное и качественное расследование преступлений, защита прав и законных интересов граждан по-прежнему остаются главной задачей следственных органов. Профессионализм в осуществлении следственных и иных процессуальных действий при расследовании преступлений имеет большое значение и во многом определяет эффективность всего процесса сбора, изучения и оценки доказательств, принятия правильных процессуальных решений.

Создание Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет, Комитет) стало реализацией идеи разделения функций следствия и прокурорского надзора. На законодательном уровне произошло переосмысление форм и методов реализации имеющейся у прокурора функции надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

Еще на этапе создания Следственного комитета Российской Федерации среди ученых велась ожесточенная дискуссия о целесообразности возникновения в системе правоохранительных органов нового органа, задачей которого является непредвзятое расследование преступлений, основанное на принципах законности и процессуальной самостоятельности следователя. С течением времени Следственный комитет Российской Федерации ежегодно доказывает целесообразность своего существования 1 Багмет А.М. Место Следственного комитета Российской Федерации в системе правоохранительных органов Российского государства // Российский следователь. 2014. № 9. С. 45-47. .

Комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Он официально не входит ни в одну из ветвей федеральной государственной власти, предусмотренных ст. 10 Конституции Российской Федерации: ни в структуру Федерального Собрания Российской Федерации, ни в судебную систему, ни в структуру Правительства Российской Федерации, хотя осуществляет присущие исполнительным органам власти функции в правоохранительной сфере.

Министерство внутренних дел России, Федеральная служба безопасности России, Министерство обороны России, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков являются федеральными органами исполнительной власти. Применительно к Следственному комитету подобное указание отсутствует. В связи с этим вполне оправданной представляется характеристика Комитета как вневедомственного федерального органа обвинительной власти.

Подобная особенность, связанная с тем, что данный государственный орган не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти, породила попытки отдельных физических лиц добиться признания незаконности существования Следственного комитета, созданного, по их мнению, вопреки Конституции России. Однако в приеме данных заявлений Конституционным Судом отказано (см. определения Конституционного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 1933-0, от 16 июля 2013 г. № 1077-0), поскольку соответствующая проверка конституционности правовых норм может быть осуществлена лишь по запросам перечисленных в ст. 125 (ч. 2) Конституции Российской Федерации субъектов: Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Граждане к числу таких субъектов не отнесены. В то же время никто из вышеперечисленных органов государственной власти не усомнился в законности образования Следственного комитета и подобных запросов не делал, поскольку процедура принятия федерального закона была соблюдена, а сам закон был ожидаем обществом 3 Берлявский Л.Г., Расчетов В.А. Следственный Комитет Российской Федерации: конституционно-правовые основы организации и деятельности // Российский следователь. 2014. № 5. .

Деятельность Следственного комитета ориентирована на создание типовых продуктов проекта — уголовных дел, характеризующихся схожестью по ряду признаков: однородностью создаваемых продуктов, существующей методикой оценки результатов и сроков выполнения, известным перечнем проблем, возникающих в ходе его реализации, наличием исполнителей с опытом работы по аналогичным продуктам.

На сегодняшний день управление проектами — это не вспомогательная функция нестандартного производства, а эффективное средство достижения организацией своих стратегических целей. Это творческий процесс, охватывающий все многообразие различных факторов ради создания уникального продукта или достижения результата.

Именно в силу специфичности продукта деятельности Следственный комитет, являясь федеральным государственным органом, официально не входит ни в одну из ветвей федеральной государственной власти, предусмотренных ст. 10 Конституции Российской Федерации.

При этом в Следственном комитете как организации с существующей функциональной структурой управления — вертикальной иерархической системой подчинения — присутствуют элементы чисто проектной структуры, к которым в первую очередь стоит отнести приоритетность исполнения проектов, наделение властными полномочиями их исполнителей и концентрацию всех ресурсов на проектных работах.

В свою очередь, процессуальная самостоятельность следствия — базовая составляющая современной парадигмы досудебного производства 4 См.: Багмет А.М. Следователь — судья на досудебной стадии // Российский следователь. 2014. № 14. С. 8. .

Государственные органы являются организованными коллективами и автономными частями государственного аппарата. Они осуществляют государственные функции, реализуют публичный интерес. Государственные органы действуют от имени государства и от своего имени, обладают собственной компетенцией. Они учреждаются государством и несут ответственность перед государством за свою деятельность. Их положение, структура и деятельность регламентированы правом.

Властные полномочия государственных органов выражаются в издании ими индивидуальных и нормативных актов от имени государства, в осуществлении контроля за исполнением этих актов, в использовании всех законных форм обеспечения своей деятельности. «Специфические признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и организаций, следующие:

а) формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства;

б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;

Практическую деятельность по осуществлению полномочий государственных органов осуществляют государственные служащие. Они исполняют свои обязанности за денежное вознаграждение из соответствующего бюджета, действуют в рамках закона и от имени государства, занимают определенную должность и в соответствии с субординацией обязаны исполнять решения и приказы вышестоящих органов, соблюдать нормы законодательства о государственной службе. Государственная служба в Российской Федерации подразделяется на гражданскую, военную и правоохранительную. По объему служебных полномочий различаются служащие различных категорий, которым соответствуют уровни руководителей, специалистов и вспомогательного персонала.

Каждый государственный орган является организационной структурой, наделенной законодательством совокупностью юридически установленных полномочий (компетенцией). Компетенция государственных органов может быть общей или специальной, которая реализуется в нормотворческой, внутриорганизационной и правоприменительной деятельности.

Государственные органы являются составной частью бюрократическою аппарата государства, который необходим для нормального функционирования любого государства. В то же время необходим эффективный контроль за деятельностью государственных служащих для преодоления бесконтрольности и всевластия бюрократии. Существуют классические принципы рациональной бюрократии, сформулированные М. Вебером, на которых строится эффективная работа всего государственного механизма. К их числу относятся:

  • наличие твердо установленной и неукоснительно соблюдаемой системы вертикальных связей (служебной иерархии);
  • существование отрегулированной, основывающейся на специализации системы разделения труда;
  • функционирование системы правил и директив, четко устанавливающих права и обязанности членов бюрократической организации;
  • внедрение в практику управления системы строго и точно определенных методов и приемов решения стоящих перед чиновником задач.

Классификация государственных органов проводится по различным основаниям:

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе , что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица должны нести персональную ответственность за эффективность своей работы.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой

    • под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а
    • в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

    Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

    В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

    Характерные черты механизма государства:
      1. он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой;
      2. его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;
      3. его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
      4. он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

      Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

      Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

      В механизм государства входят

        • законодательные органы (парламент),
        • президент со своей администрацией,
        • исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.),
        • судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды),
        • прокурорские и иные надзорные органы,
        • силовые структуры (полиция, налоговая полиция, вооруженные силы) и т.д.
        Структура механизма государства включает:
          1. государственные органы (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
          2. государственные организации (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
          3. государственные учреждения (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
          4. государственные предприятия ;
          5. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;
          6. организационные и финансовые средства , а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

          Государственные органы находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.).

          Государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.).

          Государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.).

          Государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность , производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

          Государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением, различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

            1. лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);
            2. лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);
            3. лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);
            4. лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета).

          Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

          Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

          Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

          Признаки данного органа:

          1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

          2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на оощество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

          3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

          4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

          5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

            • в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);
            • в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

          6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

          7. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

          По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

          По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

          По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

          Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

          В ряде случаев механизм государства именуют государственным аппаратом, однако более точно отражает сущность рассматриваемого государственного явления термин “механизм”. Это не просто “набор” государственных органов, находящихся в статическом состоянии, а целостная динамическая система, обладающая сложной структурой, каждый из элементов которой обеспечивает реализацию соответствующей функции государства. Сам механизм государства – полисистемное образование.

          В его структуре можно выделить три взаимосвязанных уровня: элементарный – уровень государственного органа, системный – уровень группы государственных органов, образующих ту или иную подсистему механизма государства (правоохранительная система) и инструментальный уровень – правовые нормы, регламентирующие деятельность государственных органов, отношения, возникающие на базе этих норм, и средства, обеспечивающие реализацию функций государства (эмиссия, налоговая система, бюджет, материально-технические средства и др.).

          Наибольший интерес для уяснения сущности механизма государства представляет его первичный элемент – государственный орган.

          Государственный орган – это структурно обособленная, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, выполняющая функции государственного характера и наделенная для этого определенной компетенцией.

          Государственные органы, составляя элементарный уровень механизма государства, в то же время обладают относительной самостоятельностью, структурной обособленностью и могут одновременно выступать частями нескольких подсистем. Так, например, налоговая полиция, выполняя свои собственные функции (охрану налоговых отношений), вместе с тем участвует в деятельности нескольких подсистем, реализующих соответствующие функции государства в целом: правоохранительная функция (правоохранительная система), экономическая функция (экономическая система) и т.д.

          Государственные органы многообразны и их принято классифицировать по определенным основаниям.

          1. По форме осуществления государственной деятельности:

          – представительные органы, избираемые непосредственно населением и выражающие его государственную волю;

          – органы государственного управления, т.е. реализующие законодательную волю народа и во исполнение этой воли издающие подзаконные акты в целях управления различными сферами общественной жизни;

          – судебные органы, т.е. осуществляющие правосудие от имени общества;

          – прокурорские и иные контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль и надзор за законностью в обществе.

          2. По принципу разделения властей подразделяются на органы:

          – административной (исполнительной) власти;

          3. По территориальной сфере деятельности выделяют:

          федеральные, органы субъектов федерации и местные органы.

          4. По порядку образования:

          – первичные органы члены которых избираются непосредственно населением;

          – производные органы в формировании которых население непосредственного участия не принимает.

          5. По характеру компетенции:

          – общей компетенции, рассматривающие и принимающие решения по делам, касающимся широкого круга вопросов;

          – органы специальной компетенции, рассматривающие специальные вопросы, относящиеся к их компетенции.

          6. По способу принятия решений (по порядку осуществления компетенции):

          – коллегиальные органы, принимающие решение несколькими членами;

          – единоначальные, где решение принимается одним лицом – начальником органа или его заместителем единолично.




          7. По срокам полномочий:

          – постоянные органы, создаваемые без ограничения срока деятельности;

          – временные органы, создаваемые на определенный срок.

          8. По организационно-правовым формам деятельности:

          – полновластные органы, решение которых не нуждается в утверждении вышестоящим органом;

          – неполновластные органы, решение которых нуждается в обязательном утверждении вышестоящим органом.

          9. По содержанию деятельности на правоохранительные, санэпиднадзора и др.

          Сущность, функции и механизм государства определяют его форму, т.е. его внутреннюю и внешнюю организацию.

          Механизм государства –это система взаимодействующих государственных органов, организаций, учреждений и предприятий, сформированных и действующих на основе норм права, и осуществляющих функции государства (широкое понимание).

          Элементы механизма государства:

          1. Государственный аппарат - это совокупность всех государственных органов, наделенных властными полномочиями в отношении всего населения, находящегося на территории государства.

          Элементом государственного аппарата является государственныйорган – это относительно самостоятельная часть государственного аппарата, которая создается в установленном законом порядке, имеет свою структуру, наделяется компетенцией для выполнения определенных задач и официально представляет государство. В России органы государственной власти сформированы на основании принципа разделения властей.

          2. Государственные организации -не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные государством на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций на основе федерального закона (научно-исследовательские центры, информационные и статистические центры).

          3. Государственные учреждения: создаются для выполнения социальных и духовно-культурных функций государства, не имеют властных полномочий (учреждения образования, культуры, лечебные учреждения).

          4. Государственные предприятия – предприятия, основанные на государственной форме собственности, созданные для извлечения прибыли, часть которой идет в государственный бюджет. Только на государственных предприятиях допускается производство оружия, чеканка монеты, изготовление государственных наград. Ряд государственных предприятий имеет стратегическое значение, особенно в период чрезвычайных ситуаций (предприятия по производству продовольствия, медикаментов, транспортные предприятия и т.п.).

          5. Принципы - основополагающие идеи, в соответствии с которыми формируется и действует государственный механизм: принцип единства воли государства, принцип разделения властей, принцип законности, принцип гласности, принцип демократизма и т.п.

          6. Нормы права -закрепляющие принципы, порядок формирования, компетенцию, структуру элементов государственного механизма. Взаимодействие всех элементов государственного механизма возможно только на основании действующих норм права, которые содержатся в конституции, законах и иных нормативно-правовых актах.

          В узком смысле механизм государства, совпадает с государственным аппаратом, т.е. представляет собой совокупность органов государственной власти.

          Таким образом, механизм государства имеет сложную структуру и создан для осуществления всего комплекса функций государства.

          12. Понятие, признаки и классификация органов государственной власти

          Государственный орган – это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.

          Признаки государственного органа

          1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.

          2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.

          3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.

          4. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и.т.п.).

          5. Наличие материальной базы – бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.

          Основания классификации государственных органов

          1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):

          - законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент);

          - исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

          - судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).

          2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):

          - федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);

          - органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).

          3. По порядку формирования:

          - выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);

          - назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

          4. По способу принятия решений:

          - коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);

          - единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

          5. По месту в системе государственных органов:

          - вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);

          - нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).

          Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).

          6. По территориальному масштабу деятельности:

          - центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);

          - территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).

          7. По характеру компетенции:

          - органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

          - органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия – только по вопросам организации и проведения выборов, Прокуратура – по вопросам надзора и т.п.).

          8. По времени функционирования:

          - постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)

          - временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).

          Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.

          Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

          Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

          Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
          1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.


          2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

          3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

          4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

          Структура механизма государства

          Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

          Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

          Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

          Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.

          К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

          Понятие и признаки государственного органа

          Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

          Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

          Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

          1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

          2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

          Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

          К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

          Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

          3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

          4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация орг ном государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

          5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

          6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

          7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

          Виды органов государства

          Органы государства классифицируются по различным основаниям По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

          По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

          По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

          Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

          Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других странах термин "парламент" - собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

          Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

          Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.

          В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

          Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

          В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

          В парламентарных республиках президент - малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.

          В президентских республиках президент - центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет громадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5 млн. государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назначает сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает "по совету и с согласия" Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.

          Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

          В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации.

          По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

          Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором - двух или нескольких.

          Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации - министерства, ведомства, комиссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.

          Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

          Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.

          В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,- вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.

          Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко, наряду с назначенными должностными лицами, на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

          Читайте также: