Судебные ораторы античности список

Обновлено: 17.05.2024

Слово — это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы.

Слово — могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?

1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия;

2) лицо, произносящее речь;

3) глашатай чего-нибудь;

4) человек, обладающий даром речи.

Для того, чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы.

1. Древнегреческая риторика

Софисты - учителя риторики

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

Аристотель и его риторика

В первой книге рассматривается место риторики среди других наук,обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

2. Ораторы Древнего Рима

Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Квинтилиан – автор риторических наставлений

Таким образом, на протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Литература для подготовки материала:

1. Основы риторики. Р. Я. Вельц, Т. Н. Дорожкина, Е. Г. Рузина, Е. А. Яковлева. –учебн. пособ.-Уфа: 2017г.

2. Античные риторики. М., 2017. Античные теории языка и стиля. СПб., 2015г.

Со школьной скамьи, изучая историю в школе, вспоминаем интересные уроки истории Древней Греции и Рима. В Древней Греции — Афины, как центр культуры, образования, музыки, ораторского искусства. Греция древняя и современная поражает красотой, теплом своей природы, уютом маленьких и больших городов. Наверное, поэтому здесь рождались темпераментные люди, умеющие красиво выражать мысли. Красиво выразить свою мысль – это искусство, которому учились, например, на курсах ораторского мастерства. В Греции и Риме люди владеющие словом, собирали стадионы. Обращали людей в героев и борцов за мир и справедливость, умели победить своих соперников убеждением слова. Слово, как говорят, у нас в стране может убить, а может воскресить. Сила слова, его величие, значимость поднимали бойцов в бой. Оратор должен помнить о содержательности своей речи и привлекательности для слушателей.

Древнегреческая риторика

Софисты — учителя риторики

Мы видим, что искусство слова в древности было устным. Софисты развивали не только устное ораторское искусство, но и писали теорию – издавали учебники в 5 веке до н.э. Один из самых известных софистов – Горгий из Леонтины (485-380 г.г. до н. э).

Он на первое место ставил стиль речи. При публичном выступлении необходимо психологически завладеть аудиторией, заставить себя слушать. Речь не должна быть монотонной и однообразной. Приемы могут быть различными, например, применяется быстрое и мгновенное противопоставление понятий, утверждений называется этот приём антитезой.

Другой приём основан на применение противоположного по смыслу слова, термина, понятия. Самый удивительный приём, когда оратор может разделить свою речь на главные части и усиливать или понижать ритм речи с помощью рифмы в конце предложения, произношение с разной силой только согласные буквенные звуки (аллитерация). Кстати, применение данного приёма может быть использовано не только в ораторском искусстве, но и в медицине при выводе больного из состояния шока или комы.

Мы, слушая, наслаждаемся сочетанием звуков в речи. Речь плавная, красиво переходящая от слова к слову. Такой приём называется благозвучием или по научному — ассонансами.

Фразимах

Софисты Фразимах, Платагор – продолжили теорию развития речи, добавили свои элементы в красноречие, давая возможность ораторскому искусству войти в ряд наук, которые были показаны к изучению в Греции и Риме всем, кто назывался гражданином. Граждане – это те, кто родился и жил на территории Греции или Рима. Рабы, переселенцы, приезжие торговцы таковыми не являлись.

Можно сделать вывод, какой части населения страны было доступно ораторское искусство. Ограничения были законные, гражданин овладевший искусством слова мог достигнуть больших высот в ранге влиятельных и уважаемых граждан государства. При социальном неравенстве допустить влияние низших, как правило, бесправных людей к влиянию на умы и души граждан государства недопустимо.

Софистам выразим свою благодарность за науку называемую риторикой. В современных школьных гимназиях была попытка ввести риторику, как школьный предмет, но не подготовленных учителей, ни умеющих специалистов не нашлось. Свелось это начинание к увеличению письменной нагрузки на ученика. Отвечать ученику первого или второго класса письменно в тетрадях по риторике не хотелось, да и непонятно было ему, зачем это надо. Нагрузка пала на родителей, а у них и других дел много, не до риторики; тем более родители уже получили образование и профессию.

Перейдем от знакомства с софистами, к политическим деятелям Рима и Греции, к прекрасным философам, ораторам и политическим деятелям, которые словом сделали больше, чем военные оружием в установлении демократии в Афинах или империи в Риме.

Демосфен

Каково же было моё удивление, когда узнала, что он был мальчиком, страдавшим физиологическими недостатками: хрупкий, неслышный голос, нервное подергивание лица, плохо, если не сказать, не говорившего связанной и понятной речью. Родился в Афинах, семья была материально обеспечена, но после внезапной смерти отца вынуждена была распродать своё имущество. Установленное опекунство не приносило средств к существованию, нужно было выживать, надеяться можно было только на самого себя. Мальчику было семь лет!

Прошло несколько лет, в течение которых он учился, работал со своими недостатками. Настало время, когда он начал зарабатывать деньги путем составления текстов речи для заседателей в суде.

Демосфен за свою жизнь написал пятьдесят статей различных речей, большая часть принадлежит судебным речам. Он хорошо владел информацией жизни людей, обращавшихся к нему за помощью, мог безошибочно доказать или опровергнуть вину человека.

Соглашусь с тем, что людям, чья профессия связана с правовыми органами, например, адвокату или судье, познакомится в составлением речей защиты или обвинения, очень полезно.

Речь должна быть заинтересованной, живой, свободной. В процессе своей речи, он мог отойти от приготовленного плана, говорить без бумажки. Эмоциональное, зажигающее выступление никого не оставляло равнодушным. Как часто бывало, слушатели его речи были завоёваны – делай с ними теперь, что хочешь. Он избегал тратить свои силы на долгую прелюдию в речи. Четкие, неопровержимые доказательства, приводили к победе над своими оппонентами.

Демосфен как хороший учитель постоянно в процессе своей речи возвращал слушателей к её важным, основным моментам, как бы закрепляя услышаное. Многократное повторение приводило слушателя к мысли, что это его мнение и его собственная точка зрения. Большое искусство убедить человека в этом.

Обратим свое внимание на непревзойденного древнегреческого философа, писателя, человека, подарившего идеалистическое учение миру, которое нашло последователей в Европе. Великие французские философы подхватили эту теорию, развили в учение и распространили по миру. Гуманисты, энциклопедисты привели к Великой французской революции, а учение К. Маркса и Ф. Энгельса к революции в России, но сейчас не об этом.

Платон

Платон, так же, как и Демосфен родился и вырос в Афинах. Аристократическая семья дала прекрасное образование. В юности он был знаком с Сократом. Охотно ходил на его лекции, учился пониманию сказанного. Принимал активное участие в политической жизни, был участником Коринфской войны.

Прекрасно понимая значения образования, как необходимого в развитии души и тела, открыл свою гимназию в Афинах, которая пользовалась популярностью среди граждан.

Кому, как не нам, знать это воздействия на себе, современных людей новых технологий, основанных на древних философских источниках.
Нельзя обойти вниманием одного из самых успешных политиков и государственных деятелей, человека, который много времени уделял развитию афинской демократии, укреплению афинского права, развитию городов, укрепил морское могущество Греции.

Сегодня мы любуемся, в качестве туристов, афинским Акрополем, постройками Парфенона.

Парфенон

Кроме таланта военного он обладал талантом оратора, вдохновляющие речи перед боем, вели его воинов к победе, как это было в Пелопонесской войне.

Как жалко терять талантливых, работоспособных людей пораженных неизлечимыми болезнями, как чума, от которой умер Перикл.

Аристотель и его риторика

Наконец добрались до имени самого известного ученого, философа, последователя и ученика Платона, Аристотеля. Много трудов, посвященных изучению души и тела есть в наследии Аристотеля. Привлекает, следуя теме, книги, посвященные риторике, красноречию, умению говорить.

Аристотель

Марк Антоний и Цицерон — об ораторском искусстве.

Марк Антоний – древнеримский политик, военачальник, человек чести и достоинства, трижды консул. Ученик Цицерона, друг и соратник Юлия Цезаря. Своим словом, организаторскими способностями выводил свои конные войска из самых безвыходных ситуаций. Обладал умением выстроить речь так, что казалось, он выступает без подготовки. Большое значение он придавал не только речи, но и сопровождающему жесту. Его жестикуляция была яркой, неповторяемой, как будто все его тело участвует в речи. Цицерон писал о нем, как об одном из двух выдающихся ораторов, рядом ставил только Лициния Красса. Равных ему не было, но обстоятельства и фортуна могут отвернуться и тогда поражение неизбежно.

Марк Антоний

Поражение его армии в битве при Акции, вынудили его покончить жизнь самоубийством.

Учитель Марка Антония в ораторском искусстве Марк Туллий Цицерон, родился в городе Арпине, получил хорошее образование, в Риме вошел в число представителей граждан в Сенат. Ораторский талант, сдержанность, речевой такт позволили ему завоевать доверие не только у членов Сената, но и простых граждан, которым он помогал безвозмездно. Был убит недоброжелателями.

Риторика, наука, которая показывает, как сделать стиль речи правильным и доступным для понимания, определяет содержание мыслей и стиль поведения. Она вырабатывает философию жизни человека. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Первым было Слово, и Слово было у Бога, а люди лишь последователи этого Слова.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Владение ораторским искусством имеет особо важное значение в деятельности юристов. Ораторское мастерство юристов, выступающих в судебных прениях, часто называют судебным красноречием. Судебное красноречие, основное назначение которого - способствовать установлению истины по делу, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-правовой характер речи.

Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом суд и аудиторию.

Актуальность вопроса обусловлена умением говорить красиво, т.к. это является составной частью судебного ораторского искусства - эффективным средством эмоционального воздействия. Чтобы стать хорошим судебным оратором, нужно овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедительной речи, особенно в условиях состязательности процесса. Для этого необходимо изучать теорию красноречия, опыт известных судебных ораторов, учиться на образцах судебного ораторского мастерства.

Большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защитника, представителя гражданского истца или ответчика, а для этого важно владеть навыками публичной речи А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, А.И. Урусова, О.В. Дервиз, М.Ф. Громницкого.

Я считаю, что в современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня в судебной риторике, спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми.

Аристотель приводил такой пример: если в каком-нибудь городе на должность врача будут претендовать врач и оратор, то врач со всеми его медицинскими знаниями будет отвергнут и городское собрание изберет на эту должность оратора, стоит тому только пожелать. Со времен Аристотеля прошло 2000 лет, но городские собрания упорно продолжают избирать врачами ораторов.

СУДЕБНАЯ РИТОРИКА

Риторика - великое достижение древней эллинской культуры, выросла на древнегреческой почве в VI-IV вв. до н. э. как теория искусства убеждать словом.

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии. Но нигде, как известно - ни в древнем, ни даже в новом мире - красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах. Именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

Жизнь в Древней Греции была такова: политики выступали в собрании совета и на народных собраниях, полководцы - говорили зажигательные речи перед войском, любой граждан полиса защищал себя перед судом, а также выступал на многолюдных празднествах, дружеских встречах и поминках. В этих условиях умение красиво и убедительно говорить было необходимым условием жизни каждого. Из всех жанров публичной речи в классической античности наиболее значительным был жанр совещательный, то есть, самым важным было политическое красноречие. Выдающиеся ораторы делали хорошую карьеру: их выбирали на почетные должности в государстве, а также отправляли послами в чужие страны

Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. 3адачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных -обвинять или оправдывать, эпидиктических - хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство. Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный или, иными словами, политическое красноречие.

В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными.

Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства.

В условиях запутанного судебного права судиться в древних Афинах было делом нелегким, к тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе слушателей. Поэтому тяжущиеся прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладавших ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, составляли за плату выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и произносили на суде. Таких сочинителей речей называли логографами. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речь и для истца, и для ответчика - то есть, в одной речи опровергал то, что утверждал в другой (Плутарх сообщает, что однажды так поступил даже Демосфен)

ОРАТОР ДЕМОСФЕН

Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385-322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи - отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосфен осиротел, состояние его попало в руки опекунов, оказавшихся нечестными людьми. Самостоятельную жизнь он начал с процесса, в котором выступил против расхитителей (произнесенные им в связи с этим речи сохранились). Еще до этого он стал готовиться к деятельности оратора и учился у известного афинского мастера красноречия Исея. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - всё это было заимствовано Демосфеном у Исея.

На этот раз македонские войска захватили Афины. Демосфену вместе с другими вождями патриотической партии пришлось бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калаврия. Настигшие его там македонские солдаты хотели вывести Демосфена силой, тогда он попросил времени написать письмо друзьям, взял папирус, задумчиво поднес к губам тростниковое перо и прикусил. Через несколько секунд он упал мертвым - в тростнике был спрятан быстродействующий яд. Так погиб Демосфен, не пожелав пережить порабощения родины, за свободу и независимость которой он боролся до последнего вздоха.

Вскоре афиняне воздвигли Демосфену медную статую на городской площади. Демосфен был представлен на ней со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками.

В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо являются подлинными) именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы, и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере.

Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.

Цицерон и Квинтилиан признавали его первейшим греческим оратором, он пользовался популярностью в Европе нового времени, а его речи неоднократно комментировались, им подражали, в частности, Боссюэ, Фенелон, Монтескье.

Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык - это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходима для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.

Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности юриста.

Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а также пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы.

Представляется, что это - важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской ответственности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу.

Поскольку в современной юридической, логической и учебной литературе феномен аргументации нередко отождествляется с процедурами доказательства (доказывания), следует подчеркнуть, что важнейшей целью аргументации является разрешение противоречий (конфликтов) между различными точками зрения. Помимо прочего, аргументация способна заставить человека изменить некоторую точку зрения, либо укрепить её. С её помощью можно достичь консенсуса и не дать перейти конфликту точек зрения в агрессивное противоборство людей. Язык и речь занимают особое место в его профессиональной деятельности.

Ведь юрист - это правовед, а право - это совокупность и устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства.

Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.

Язык - это профессиональное оружие юриста.

В заключении следует отметить, юристу крайне важно владеть ораторской способностью - уметь обосновывать свою правоту и логически доказывать несостоятельность тезисов оппонента.

Судебная речь - одна из самых ответственных из всех речей. Ведь за выступлением судебного оратора часто стоит сама жизнь человека. Поэтому основная цель выступления оратора-юриста - воздействовать на суд, на присяжных заседателей, на аудиторию путем раскрытия новых фактов, расстановки соответствующих акцентов и - главное - за счет обращения к воображению и эмоциям слушателей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. С.-П., 2005г.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, 2003г.

3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2003г.

4. Киселёв Е.А. Основы общей риторики. М., 2004г.

Ораторское искусство — искусство красиво говорить, выражать свои мысли. В нём важны две составляющие: идея, или содержание речи и красота речи, её форма и стиль. Оно зародилось в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. Однако, ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности.

Введение
Глава 1. Ораторы Древней Греции
1.1. Демосфен
1.2. Платон
1.3. Перикл
1.4. Аристотель
Глава 2. Ораторы Древнего Рима
2.1. Марк Антоний
2.2. Марк Туллей Цицерон
2.3. Марк Фабий Квинтилиан
Заключение
Список использованных источников

Введение

Слово — одно из важнейших средств воздействия на окружающих.

Слово — могучее средство самовыражения, насущной потребности каждого из людей.

Но как пользоваться им?

Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону?

Какую речь можно считать наиболее действенной?

Для решения подобных проблем существует ораторское искусство.

Ораторское искусство — искусство красиво говорить, выражать свои мысли. В нём важны две составляющие: идея, или содержание речи и красота речи, её форма и стиль.

Оно зародилось в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. Однако, ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности.

Глава 1. Ораторы Древней Греции

В жизни демократических древнегреческих государств ораторское искусство имело чрезвычайное значение. Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.

Ни одна другая древняя культура не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая. Наиболее известными древнегреческими ораторами были Платон, Перикл, Аристотель, Демосфен.

1.1. Демосфен

Демосфен — афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II. Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.

Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. Самостоятельную жизнь Демосфен начал в 364 года с успешного судебного процесса против недобросовестных опекунов. В дальнейшем Демосфен стал логографом — зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея — известного в то время составителя речей.

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса.

Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.

1.2. Платон

Платон — Великий древнегреческий философ и писатель, основоположник идеализма как философского течения.

Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин. В юности слушал софиста Кратила (древнегреческий философ-досократик), в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно посещать его беседы и даже отказался от реальной политической карьеры. Принимал участие в Коринфской войне. В 387 году основал в Афинах свою философскую школу в гимназии Академия.

1.3. Перикл

Перикл — афинский политический деятель, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец.

Родился в аристократической семье, издавна принадлежавшей к правящей элите Афин. Получил прекрасное образование. В дальнейшем стал не только замечательным государственным деятелем, давшим развитие афинской демократической конституции, но и замечательным полководцем. Законодательные меры Перикла способствовали расцвету афинской демократии. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон).Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития ( Периклов век). Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра. Был руководителем ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны. Умер от чумы.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Перикл — был великолепным оратором, но перед публикой выступал мало, так как не хотел, чтобы его выступления стали привычными для народа. Речи его были прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Речь Перикла была красочной и образной. Хорошее образование позволило ему развить свои природные ораторские способности.

1.4. Аристотель

Аристотель — великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.
Родился в городе Стагире. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем – в качестве преподавателя. После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347–334) проводит в странствиях. В 334 Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу – Ликей (перипатетическую школу). Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

Наиболее известна учение о душе. Он считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Аристотель также создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее). Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни. Умер от болезни в изгнании.

В первой книге — рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.

Вторая книга — рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Третья книга — посвящена проблемам стиля и построения речи. Аристотель требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности. Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия.

Глава 2. Ораторы Древнего Рима

В жизни Древнего Рима ораторское искусство играет не менее значимую роль, чем в Древней Греции. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Из ораторов Древнего Рима наиболее известны Цицерон, Марк Антоний , Цезарь.

2.1. Марк Антоний Оратор

Марк Антоний Оратор — древнеримский политик-цезарианец и военачальник, триумвир 43-33 гг. до н. э., трижды консул. Выдвигался как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57—55). В 54 примкнул к Юлию Цезарю и участвовал в галльских походах, управлял восточными владениями Римской державы. Марк Антоний Оратор был одним из учителей знаменитого философа Цицерона. После поражения в битве при Акции покончил жизнь самоубийством. Марк Антоний Оратор был одним из учителей знаменитого философа Цицерона.

Цицерон писал о Марке Антонии как об одном из двух (вместе с Луцием Лицинием Крассом) наиболее выдающихся ораторов старшего поколения. Согласно характеристике Цицерона, Антоний был расчётливым оратором, который умело подбирал наиболее сильные доводы в поддержку своей позиции и использовал их. Благодаря своей памяти он произносил только тщательно продуманные речи с рассчитанным эффектом, хотя всегда казалось, будто он выступает экспромтом.

2.2. Марк Туллий Цицерон

Марк Туллий Цицерон — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Он родился в Арпине, происходил из сословия всадников, получил блестящее образование. Деятельность Цицерона на этом посту была настолько успешной, что слава о его мирных подвигах перешагнула границы острова. Вернувшись в Рим, Цицерон вошел в состав Сената и вскоре приобрел репутацию выдающегося оратора. Цицерон был убит наемными убийцами.

Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени. Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей представителей возраждения и гуманизма , французских просветителей.

2.3. Марк Фабий Квинтилиан

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Квинтилиан выступал сторонником общественно­го воспитания детей. Ему принадлежала прогрессив­ная мысль о том, что все дети являются сообразитель­ными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей.

Квинтилиан также сторонник раннего развития речи у детей. При этом он указывал, что изучение язы­ка и занятия музыкой способствуют у них хорошему произношению, стилю речи и ее выразительности. Рекомендовал следить в процессе воспитания детей за их ясным, правильным звукопроизношением; указывал на значение речевого окружения для формирования правильной речи у ребенка; говорил о некоторых воз­можных дефектах фонетической стороны речи у ре­бенка и дал практические советы для их предупрежде­ния и устранения.

Заключение

Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима. На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

Список использованных источников

Люди имеющие ораторские навыки всегда легко приобретают статус лидера среди друзей, коллег, быстро добиваются успехов во многих делах. Невозможно представить политического деятеля, который не умеет говорить логично и структурировано. На протяжении всей истории человечества появлялись люди, чье ораторское мастерство выходило на выдающийся уровень. Таких людей по праву можно назвать великие ораторы.

Ораторы древнего мира

Ораторское искусство начало свое развитие в Древней Греции, секреты которого используют и в настоящее время. Умельцев красиво говорить уже в то время было довольно много. В список выдающихся деятелей входят такие величайшие ораторы, как Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Аристотель и прочие. В особенности следует выделить Лисия и Демосфена, так как именно на этих великих ораторов равнялись в дальнейшем все последующие поколения.

Лисий был прекрасным судебным оратором древних времен, речи которого всегда отличались оригинальностью, выразительностью и неповторимостью. Он хорошо продумывал и внимательно отрабатывал каждую деталь своего текста. Часто в выступлениях этого оратора присутствовала ирония, что вызывало огромную симпатию у аудитории. При этом речь всегда была краткой, не содержала ничего лишнего. Речь Лисия считается эталоном для ораторов всего мира. Многие ораторы, выступавшие в судебных заседаниях, брали с него пример, заимствуя его манеру красноречия.

Лисий

Еще одним великим оратором, на которого равнялись многие общественные деятели, был Демосфен. Этого человека считают гениальным, ведь для того, чтобы стать оратором, ему пришлось многое изменить в себе. С рождения Демосфен обладал слабым голосом и коротким дыханием.

Демосфен

Благодаря долгим и суровым тренировкам, в которых применялись различные методики, он смог добиться блестящих результатов и стал одним из лучших ораторов всех времен. Его дикции, красивой и понятной речи можно было только позавидовать. Выступления этого известного оратора были яркими, выражения краткими и лаконичными.

Известные ораторы зарубежья

В зарубежных странах существует множество знаменитых величайших ораторов, которые отличались прекрасным умением строить свою речь во время выступлений так, чтобы люди не сомневались в их убеждениях . К самым выдающимся личностям следует отнести двух ярких политических деятелей:

Адольф Гитлер

Несмотря на всю свою дьявольскую сущность, этот человек был сильнейшим оратором, который выступая, всегда держал народные массы в напряжении и полном внимании. В выступлениях он применял резкую жестикуляцию рук, говорил эмоционально и даже грубовато. В его речах наблюдалась такая черта, как использование длительных пауз с целью подчеркнуть что-то важное и основное.

Гитлер

Уинстон Черчилль

Данный политический деятель всегда предварительно готовился к каждому своему выступлению, продумывая даже мимику и жестикуляцию. Он отрабатывал текст так, чтобы он был идеальным. Этот человек отличался харизмой, часто использовал в своей речи юмор.

Черчилль - великий оратор

Он так был воодушевлен своими идеями, что мог заражать ими весь народ. При составлении текста он активно пользовался такими художественными приемами, как метафора и сравнение. В процессе общения Черчилль старался быть спокойным и вести себя естественно. С рождения он имел такой дефект речи, как шепелявость, однако, со временем он сумел от него избавиться.

Российские ораторы

В России тоже всегда существовали известные выдающиеся ораторы, к которым относятся такие знаменитые личности, как Кони, Троцкий, Жириновский, Путин и другие.

Анатолий Федорович Кони

Анатолий Федорович занимался юридической и общественной деятельностью в конце 19 — в начале 20 века. Он призывал всех соблюдать нравственность в судебном процессе. Речь Кони всегда была живой и динамичной, никогда не звучала монотонно.

Кони

Он считал, что ораторы, выступающие в судебных заседаниях, должны быть справедливыми, вставать на защиту истины. В своих выступлениях Кони не отличался сухостью, а давал волю эмоциями. Но он умел совмещать факты с чувствами так, чтобы текст оказывал положительное для него воздействие на умы судей. Защитная речь этого оратора не оставляла ни капли сомнения, что приговор будет вынесен в его пользу.

Анатолий Федорович Кони обладал высокими индивидуальными и общественно значимыми моральными качествами, следовал правилам чести, произносил речь всегда ясно, не употребляя терминологии, неизвестной окружающим и в совершенстве владел красноречием.

Лев Давидович Троцкий

Многие люди говорили, что Лев Давидович — это лучший оратор 20 века. У него был мощный тембр голоса, слова произносились четко и понятно. Он был умным и активным человеком, которого боялись многие противники. Сам же великий оратор не испытывал страха ни перед одним человеком, поэтому говорил в лицо все, ничего не тая.

Троцкий

Речь Троцкого всегда была выстроена последовательно, логично и кратко. Он хорошо умел убеждать людей, поэтому у него было большое количество соратников. Его дар красноречия был ярко виден во время политических выступлений.

Владимир Ильич Ленин

Великие ораторы 20 века – в этот перечень, несомненно, должен входить Ленин. Владимир Ильич выступал с такими речами, которые были доступны и понятны каждому представителю народа. Он отлично чувствовал, какой настрой присутствует у людей, поэтому мог завлечь их практически любыми идеями. Больше всего он использовал диалог, общаясь с народом, отвечая на их вопросы.

Ленин

Его речь отличалась лаконичностью, конкретностью. Также он применял направляющую жестикуляцию рук, которая только усиливала влияние на людей. Ленин обладал харизмой, которая привлекала всех слушающих людей. Его фразы становились крылатыми, их использовали другие люди и печатали в изданиях.

Владимир Владимирович Путин

Владимир Владимирович — пожалуй, самый известный российский политический оратор современности. Он говорит легко, используя в своей речи немного юмора. Выступления его всегда хорошо продуманы, не содержат ничего лишнего. Жестикуляция рук плавная, которая нисколько не отвлекает внимание людей, лишний раз подчеркивает уверенность.

Путин

Этот политический деятель отличается сдержанностью и спокойствием во время общения с народом или коллегами, не позволяя себе сказать резкое или грубое слово. На вопросы людей он всегда отвечает четко, так как хорошо разбирается во многих сферах жизнедеятельности.

Владимир Вольфович Жириновский

Владимир Вольфович отличается тем, что его речь всегда сопровождается эмоциональной окраской, она непредсказуема и даже иногда обладает некоторой агрессивностью. Его выступления больше похожи на шоу. Он нередко оказывает своими словами давление на собеседника, использует энергичную жестикуляцию.

Жириновский

Жириновский обладает сильной харизмой. Но он непросто великий оратор, а очень умный и справедливый политический деятель. Владимир Вольфович легко может развернуть спор, так как разбирается в любой теме. Он не отличается сдержанностью, всегда говорит то, что думает, выражает свои эмоции, зачастую может позволить сказать себе лишнего для заострения внимания на своей персоне.

Все указанные выше лучшие ораторы мира – это еще далеко не весь перечень выдающихся мастеров красноречия (не будем забывать про таких великих ораторов, как: Джеймс Хьюмс, Авраам Линкольн, Стив Джобс и д.р.). Ответить на вопрос кто же лучший оратор всех времен — сложно. Кто-то обладал даром красноречия с рождения, а кто-то прошел длинный путь, справляясь со своими недостатками речи и приобретая навыки ораторского искусства, становясь великими. Но для всех можно сказать одно, что благодаря своему прекрасному красноречию они смогли стать знаменитыми деятелями общественной и политической жизни.

Читайте также: