Судебное разбирательство какой стиль речи

Обновлено: 18.05.2024

Стили речи — это функции, которые выполняет речь, и языковые средства (средства выразительности), которые она при этом использует.

Именно речь, а не текст, потому что речь может быть представлена в двух формах — устной и письменной. И обоим формам присущи стили.

Разновидность функциональных стилей речи (а именно такое название употребляют в научном сообществе) — это спорный вопрос среди лингвистов. Разные учёные выделяют свои классификации.

По одной их классификаций стили речи делят на книжный и разговорный.

Книжный стиль, в свою очередь, подразделяют на:

  • научный
  • художественный (литературно-художественный)
  • официально-деловой
  • публицистический

Примеры стилей речи

Кибернетика — нау­ка об управ­ле­нии, изу­чаю­щая главным образом ма­те­ма­тическими ме­то­да­ми об­щие за­ко­ны по­лу­че­ния, хра­не­ния, пе­ре­да­чи и пре­об­ра­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции. (Большая российская энциклопедия).

Расширение азиатских и дальневосточных владений России требовало активизации и изменения ориентиров в административной и законодательной политике. В высших правительственных сферах все чаще стали раздаваться призывы к реорганизации системы управления сибирскими губерниями на "общих основаниях" (научная статья Дамешек И.Л.)

Стороны соглашаются, что для ведения хозяйственной деятельности общества необходимы Объекты недвижимости и в Дату Соглашения Покупатель заключил. (пример договора).

В связи с удовлетворением гражданских исков о возмещении имущественного ущерба, суд приговорил признать Иванова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (приговор суда).

Доводим до Вашего сведения, что наша компания получила платёж в размере. (письмо бизнес-партнёру).

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его.

– Старуха! – закричал он в ужасе.

(А.С Пушкин "Пиковая дама")

Разговор в магазине/автобусе, разговор двух приятелей:

Мне два нарезных и один круассан.

Передайте, пожалуйста, за проезд.

– Я увидел её и обомлел.
– Да ты что!

В чём отличие книжного и разговорного стилей

Книжный стиль — это обдуманное содержание, которое, как правило, составлено заранее.

Его применяют для обращения ко многим людям. Он отвечает за эстетику (вкус и красоту) и коммуникацию.

Разговорный стиль применяется, чтобы установить контакт и передать свои эмоции.

Книжный стиль — это монолог. Он не требует присутствия других участников/слушателей. Разговорный стиль — это речь-диалог.

Многие учёные считают, что книжный стиль более экспрессивный, то есть выразительный. В нём присутствует эмоциональный окрас. Для его создания авторы используют средства выразительности: метафоры, эпитеты, анафоры и т. д.

Как определить стиль речи

Каждому стилю присущи свои особенности. Отличает их и область применения. Научный стиль — энциклопедические статьи, публицистический — в газетах, официально-деловой — стиль официальных документов/мероприятий.

Особенности научного, публицистического и официально-делового стилей

Особенности этих стилей в том, что они представлены в формате монолога. В речи/языке этих стилей есть термины, цифры и факты, слова употреблены в своём прямом значении, а язык "сух", неэмоционален.

В научном стиле:

  • присутствуют термины
  • тексты/речь носят энциклопедический характер
  • главная задача — разъяснить, донести суть

Официально-деловой стиль:

  • имеет множество стандартов (шаблонов) написания и разговора
  • используются клише (шаблонные фразы: настоящим информирую вас о том…, стороны договорились о нижеследующем), пассивные конструкции (документ будет подписан, платёж был проведён)
  • часто используются шаблоны. Например, школьные дипломы имеют чётко определённую структуру и содержание, менять которые нельзя

Публицистический стиль характерен:

  • компактным изложением
  • все конструкции должны быть понятными для читателей/слушателей, язык простой
  • присутствуют и фразы-клише ("по словам нашего корреспондента")
  • этот стиль убирает автора и его личную оценку
  • задача — донести информацию о событиях

Особенности художественного стиля

Это стиль художественной литературы.

Учёные спорят о том, является ли художественный стиль одним из функциональных стилей. Дело в том, что он очень разнообразен.

Художественная литература может включать в себя особенности разных стилей. Он представляет собой монолог, как, например, научный стиль. В нём также может быть использован разговорный язык (жаргон, диалект и т.д.).

В то же время он имеет эстетическую функцию (произведения создаются для красоты). Такому стилю присуща художественная выразительность.

Принято говорить о стилях художественной литературы. И в этом контексте стили сближаются с жанрами.

Основные характеристики художественного стиля:

  • многостильность
  • присутствие автора (образа рассказчика)
  • используются средства выразительности

Читайте подробнее про Жанры литературы.

Особенности разговорного стиля

Его область применения — это быт, повседневная жизнь. Основная цель — общение.

Разговорный стиль также может присутствовать в двух формах — устной и письменной. Его можно найти и в художественной литературе, например при диалогах героев.

Стиль (функциональный стиль) – это исторически сложившаяся в определённое время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах общения.

Филологи считают: судебная речь как сложное функционально-стилевое образование, в котором используются признаки и средства различных функциональных стилей от научного и публицистического до разговорно-просторечного.

Разновидности функционального стиля:

1) официальный, деловой. Монологическая речь участников судебных прений осуществляется в правовой сфере и обслуживает официально-деловые отношения между органами правосудия и подсудимым, определяет одностороннюю позицию органов надзора, государства по конкретному делу. Употребление языковых средств официально-делового стиля наиболее характерно для называния элементов состава преступления, процессуального положения лиц, процессуальных действий и документов, для формулирования выводов о фактических обстоятельствах дела, о квалификации преступления, мере наказания.

Разговорный

3) научный (точность словоупотребления, строгая последовательность изложения). Основной целью научного стиля является доказательство, а основными чертами, вытекающими из абстрактности и строгой логичности мышления.

4) публицистический. Формирование у слушателей определенного мировоззрения, убеждения - функция публицистического стиля. Публицистический стиль характеризуется многоплановостью, открытостью темы, он включает в себя черты всех функциональных стилей: официально-делового, научного, разговорного, художественной речи. Основная черта публицистического стиля - открытая оценочность. Каждый эпизод обвинения, каждое доказательство не только анализируются оратором, но и оцениваются с точки зрения обвинения или защиты.

Эмоциональность судоговорения является необходимым, рабочим компонентом: ведь оратор должен не только выразить мысль, но и вызвать нужные эмоции у слушателей.

Вопрос 5. Требования риторики к публичной речи. Четыре закона риторики.

Публичная речь — это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного
общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.

Цель-информирование слушателей и оказание на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это
не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем
процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог.

Задачи:

2. воздействовать на волю людей

3. доставить эстетическое удовольствие слушателю

Признаки публичной речи:

1. произносится открыто, гласно

3. обращенная к широкой аудитории

4. произносимая профессионалом

5. с целью изменения взглядов аудитории

7. направлена на неограниченное число слушателей

8. целенаправленная речь

10. воздействующая речь

Четыре закона риторики

1.Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи. ( Его реализации способствует выполнение принципов: внимания к адресату, близости содержания речи интересам адресатов, конкретности в изложении материала).

2. Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи

3. Закон эмоциональности речи. (Для её достижения могут использоваться тропы).

4. Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория.

Требования, предъявляемые к судебной речи. Ясность, точность, логичность, уместность, чистота.

Ясность речи - это качество речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий при восприятии и понимании, при сложности ее содержания. Ясность речи достигается ее правильностью и точностью в совокупности с вниманием говорящего к осведомленности и речевым навыкам собеседника. Ясность речи связана с желанием говорящего сделать свою речь удобной для восприятия партнером по общению. Ясность очень важна для действенности речи.

Точность - это коммуникативное качество речи, предполагающее соответствие её смысловой стороны (плана содержания) отражаемой реальной действительности и проявляющееся в умении находить адекватное словесное выражение понятия.

Логичность речи - это логическая соотнесенность высказываний друг с другом. Логичность достигается благодаря внимательному отношению к целому тексту, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста. Логические ошибки можно устранить при прочтении готового письменного текста, в устной речи необходимо хорошо помнить сказанное и последовательно развивать мысль. Предметная логичность заключается в соответствии семантических связей и отношений единиц языка и речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности.

Чистота речи - коммуникативное качество, предполагающее отсутствие в речи единиц, чуждых литературному языку, а также единиц, отвергаемых этическими нормами.

Правильность речи является основным коммуникативным качеством, обеспечивающим единство речи, от которого зависит взаимопонимание говорящих.

Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных). Чистота речи достигается на основе знания человеком стилистической характеристики употребляемых слов, продуманности речи и умения избегать многословия, повторов и слов-сорняков (значит, так сказать, так, собственно говоря, как бы, типа) .

Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие.

7. Коммуникативные качества воздействующей речи: правильность, лаконичность, выразительность, самобытность и богатство.

3) Выразительность. Краткость речи должна сочетаться с ее глубоким содержанием, чему содействуют эмоциональность и экспрессивность. Эмоции вызывает сам материал судебной речи. Экспрессивность (выразительность) выступления оратора зависит от самостоятельности его мышления, от его интереса к тому, о чем говорит; от умения контролировать свою речь; от сознательного намерения говорить выразительно.

4) Самобытность.Особо ценным качеством публичной речи является индивидуальность (самобытность) - умение говорить о самых знакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы - это шаблонные, часто употребляемые в речи и надоевшие слова и выражения с потускневшей от частого употребления семантикой Еще совсем недавно были распространенными в речи такие штампы: активный борец; в теплой, дружественной обстановке; большие успехи; неизгладимое впечатление; достойная встреча; резкая критика; широкий размах; бурные, продолжительные аплодисменты; горячий отклики др. В юридической речи часты штампы беспричинно, из хулиганских побуждений; пинать ногами; назначить дело слушанием; дело производством прекратить и др.

Судебная речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается как воздействующая. Только при этом условии она может выполнить свою высокую общественную функцию. Не забывайте слова, когда-то сказанные.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Как известно, язык обслуживает разные сферы общения и каждая сфера общения предъявляет к языку свои требования. Например, для научного доклада используются иные языковые средства, чем для статьи в газете; речь дипломатов на переговорах отличается от речи в неофициальной обстановке (в дружеской беседе, в магазине, кругу семьи). В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности литературного языка, т.е. функциональные стили.

Стиль (греч. стило — палочка, ручка) — это разновидность языка, которая обслуживает определенную сторону общественной жизни.

Современному русскому литературному языку присущи следующие книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, которые используются преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, применяющийся, как правило, в устной форме речи. Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров, среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, курсовые и дипломные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и пр.), аннотации, рецензии, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также научно-популярная литература. Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи. Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.

Для лексики научного стиля характерно:

· использование специальной научной и терминологической лексики (грузопоток, перевалка, счет-фактура);

· широкое использование абстрактной лексики по сравнению с конкретной (скорость, время, развитие, давление);

· отсутствие разговорных эмоционально-экспрессивных слов.

В области морфологии для научного стиля характерно:

· преобладание глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени (ученые исследуют, рассматривают);

· частое употребление причастий и деепричастий (анализируя факты, сопоставляя различные точки зрения, рассматриваемые теории);

· использование сложных предлогов и союзов (в заключение, в продолжение, благодаря тому что, ввиду того что, несмотря на то что).

Синтаксические особенности научного стиля сводятся к следующим:

· преобладание сложноподчиненных предложений;

· широкое использование вводных слов и выражений (бесспорно, в сущности, во-первых, во-вторых, точнее сказать, с одной стороны, с другой стороны).

Для официально-делового стиля основной сферой функционирования является административно-правовая деятельность. Официально-деловой стиль характерен для международной, государственной, служебной документации, а именно государственных актов, юридических законов, кодексов, уставов, постановлений, договоров, инструкций, объявлений, приказов, объяснительных записок, заявлений, справок и т.д. В основном данный стиль представлен в письменной форме. Тексты официально-делового стиля призваны урегулировать, узаконить отношения между государственными учреждениями, между различными объединениями людей. Общими стилевыми чертами официально-деловой речи являются: стандартизация, штамп, образец.

Для лексики этого стиля характерно:

· использование канцеляризмов (заслушать доклад, зачитать протокол, огласить решение);

· наличие штампов (в текущем году, с учетом сказанного, имеет место, вступать в силу, оказать содействие);

· употребление полных наименований, точных дат.

Морфологические особенности официально-делового стиля сводятся к следующим:

· преобладание отглагольных существительных (заключение, оформление, решение);

· отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2-го лица и соответствующих личных форм глагола, вместо которых используются собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель);

· употребление предлогов и предложных сочетаний (в отношении, во избежание, в целях, вследствие, ввиду, в силу);

В синтаксическом плане этому стилю присущи:

· использование цепочек родительных падежей (распоряжение Главы администрации Президента);

· большое количество причастных и деепричастных оборотов (принимая во внимание, учитывая планировочную возможность);

· частая употребительность сложноподчиненных предложений с союзами, передающими логические отношения (придаточные причины, следствия, условия);

· широкое использование простых безличных предложений со значением необходимости, которые исключают различного рода интерпретации и оценки (необходимо создать, поручить выполнение, предоставить документы);

· четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.

Для лексики публицистического стиля характерно:

· отбор языковых средств с установкой на их доходчивость (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

· появление большого количества иностранных слов (маркетинг, спикер, консенсус, инаугурация, имидж, хит, холдинг);

· использование неологизмов (нелегал, межгород, интернетчица, фанатство, раскрутка);

· активное употребление эмоционально-экспрессивной лексики;

· употребление глаголов в первом лице (речь часто ведется от первого лица);

· использование настоящего времени для описания событий, происходивших в прошлом;

· активное включение в текст прилагательных в превосходной степени (самый лучший);

· частое употребление сложных слов (всеевропейский, многосторонний) и аббревиатур (ЧП, СНГ, ОМОН).

В области синтаксиса этому стилю присущи:

· вопросительные, побудительные предложения, риторические вопросы;

· номинативные предложения, особенно в заголовках;

У языка художественной литературы особая, эстетическая функция. Он может включать в себя языковые черты и даже целые фрагменты различных функциональных стилей (научного, официально-делового, публицистического, разговорного). Художественный стиль находит применение в художественной литературе. Для данного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Для художественной речи характерна образность. В художественном тексте слова выражают не понятия, а художественные образы.

Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности:

· присуща широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней;

· используется не только лексика кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи, диалектизмы, просторечия, жаргонизмы.

В области морфологии характерно:

  • редкое употребление слов среднего рода с отвлеченным значением;
  • активное использование личных местоимений;

· частое употребление глаголов (известно, что частота их почти в два раза выше, чем в научной, и в три раза выше, чем в официально-деловой речи).

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить:

  • все разнообразие синтаксических структур;
  • чужую и несобственно-прямую речь;

· инверсию, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску (Сначала очень была огорчена. Помогла им чистейшая случайность).

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям в целом. Он обслуживает бытовую сферу общения. Специфической определяющей чертой разговорной речи является то, что она используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном участии говорящих. Непринужденная обстановка, непосредственный контакт с собеседником позволяют максимально использовать в речи жесты, мимику. Роль жестов, мимики (особенно взгляда) в разговорной речи велика: включаясь в высказывание или выступая в качестве самостоятельной реплики, они, заменяя слова или предложения, несут большую смысловую и экспрессивную нагрузку.

Лексика данного стиля имеет следующие особенности:

· помимо нейтральных, включаются слова, которые характеризуются экспрессивностью, оценочностью, среди них слова разговорной и просторечной окраски (будоражит, горемыка, живность, белобрысый, очумелый, огреть);

Морфологические особенности обиходно-разговорной речи проявляются прежде всего в самом наборе частей речи:

· отсутствие в разговорной речи причастий и деепричастий, кратких прилагательных, уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц;

· широко употребляются усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц: (уж, что ль, чтоб, хоть), а также усеченные варианты существительных (пять килограмм апельсин);

  • наличие особой звательной формы (Кать! Мам!).

К основным синтаксическим особенностям разговорного стиля речи относятся:

  • широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;
  • употребление слов-предложений (Да. Нет.);
  • использование в широком масштабе неполных предложений (Это платье никуда);
  • допускаемы паузы, переспросы, повторы.

Упражнения

Задание 1.Укажите, признаки каких стилей имеют следующие слова и словосочетания. Разделите их по стилистическим группам:1) лексика официально-деловая; 2) научная; 3)публицистическая; 4) поэтическая.

I. Вещий, амплитуда, лучезарный, истец, токоприемник, пакт, ореол, нижеподписавшийся, константа, локальный, нега, надлежит, забвенный, взыскание, нарекание, очарование, вышеуказанный, дискриминация, дева, коксовать.

II. Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, шорох ресниц, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, праздничное настроение, лебедь белая, парламентские дебаты, валютный коридор, защищать природу.

Задание 2.Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. Заполните таблицу.

Материал для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

Науч- ный стиль Официально-деловой стиль Публици- стический стиль Разго- ворный стиль
Лексика
Морфология
Синтаксис

Задание 3.Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю.

Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предме­том анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосо­стояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потре­бителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна.

Задание 4.Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.

Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юри­дических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз (территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.

Задание 6.Докажите, что приведенный ниже отрывок текста принадлежит художественному стилю речи.

Задание 7.Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

ТЕКСТ 1.

ТЕКСТ 2.

Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор, то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях. По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются. Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета, счета Клиента, открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора, закрываются.

ТЕКСТ 3.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел…

ТЕКСТ 4.

ТЕКСТ 5.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

ТЕКСТ 6.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

ТЕКСТ 7.

ТЕКСТ 8.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

ТЕКСТ 9.

ТЕКСТ 10.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

ТЕКСТ 11.

Когда-то ловкий поручик, танцор и волокита, а ныне толстенький, коротенький и уже дважды разбитый параличом помещик, Иван Прохорыч Гауптвахтов, утомленный и замученный жениными покупками, зашел в большой музыкальный магазин купить нот.

ТЕКСТ 12.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

Задание 8.Вспомните и запишите названия передач, в которых употребляется:

Как судебный юрист я много времени трачу на выбор наиболее эффективного способа донесения до суда необходимой информации.

При каждом возможном случае я расспрашиваю судей (и в том числе, судей из других стран) о том, как мы, судебные юристы, можем улучшить качество наших выступлений в судах и качество донесения нашей позиции.

Я думаю, что как-нибудь даже сделаю отдельный пост, посвященный этим рекомендациям.

В статье приводятся рекомендации по написанию процессуальных документов для международного арбитража, но половина советов применимы к написанию любых процессуальных документов, в том числе, для российских судов.

Далее мой перевод.

1. Короткие предложения.

Арбитры – занятые люди. Очень часто они ведут несколько дел сразу. Они много путешествуют. Некоторые читают процессуальные документы только за неделю или две до слушания. В эту неделю они также вынуждены иметь дело со многими другими делами. Они часто страдают от разницы во времени и насыщенного графика в период, когда они, наконец, читают ваши пояснения. У многих топовых арбитров английский язык не родной.

Все это означает, что самый эффективный стиль письменных документов это тот, который проще всего понимать, а не стиль с самыми элегантными или красиво изложенными фразами. Реальность заключается в том, что человеческому уму проще обрабатывать короткие предложения и короткие параграфы, а не длинные. Короткие фразы всегда лучше для коммуникации. И именно коммуникация - это причина, по которой клиент изначально просит нас подготовить эти пояснения.

Еще одна сложность – это латинские выражения. Некоторые юристы верят, что если они выражают какую-то концепцию на латыни, то они таким образом делают ее универсальной для понимания. Однако не все образовательные системы в последние десятилетия ценили обучение классическим языкам. Как результат, за исключением ситуации, когда ваш состав третейского суда сформирован из античных римлян, лучше доносить свои аргументы с использованием английских терминов, в отношении которых вы уверены, что арбитры их поймут.

Проверка: если арбитр вынужден встать, чтобы посмотреть в словарь или открыть поиск Гугл, чтобы понять ваш аргумент, вы доносите свои мысли плохо.

3. Вводные фразы.

Правовые аргументы легче понять, если читатель знает, в какую сторону вы клоните, до того момента, как вы закончили. Аргумент будет более сильным и четким в том случае, когда каждый параграф начинается с заголовка или вводной фразы: фразы, которая сообщает основную идею данного параграфа.

Правовое письмо не то же самое, что роман – нет никаких преимуществ в том, чтобы прятать главную идею до конца, чтобы удивить читателя. Заблаговременное понимание вашего аргумента позволяет данному аргументу логически осесть в голове у читателя – даже, если читатель (как многие арбитры) изучает ваш письменный документ после длительного перелета или между конференц-звонками по процедурным вопросам других дел.

4. Названия сторон.

5. Не надо переходить на личности.

6. Сокращайте количество аббревиатур.

Внимание арбитров к вашему аргументу это бесценная вещь. Не уменьшайте влияние ваших аргументов, вовлекая арбитра в упражнение по запоминанию последовательности аббревиатур, необходимое для отыскания смысла в ваших доводах. Используйте аббревиатуры только, когда это необходимо. Это не необходимо в случаях, когда вы не стали бы делать это в ходе обычного разговора. В ходе нашего разговора мы не делаем паузу для того, чтобы дать короткое имя Джону Смиту, мы просто называем его Смит или мистер Смит.

7. Не приводите аргументы за своего оппонента.

Очень часто, особенно в отзывах или возражениях, велик соблазн начать возражения с суммирования спорных вопросов. Иногда это необходимо до определенного предела. Арбитры должны знать, какие из аргументов оппонента вы опровергаете, для того, чтобы понять вашу позицию. Есть способы, как это делать и способы, как это не делать.

Путь, который не стоит использовать, это начинать с краткого описания аргумента оппонента и затем возражений в отношении этого довода. Поступая так, можно ввести трибунал в заблуждение, поскольку он ждет от вас, что вы будете озвучивать аргументы вашего клиента. Кроме того, это опасно, поскольку во многих случаях вы сможете донести аргумент вашего оппонента в более четкой и эффективной манере, чем сам оппонент.

8. Факты должны показывать, а не рассказывать.

В заявлении раздел с описанием фактов должен иметь тон, отличный от тона донесения аргументов. Факты должны преподноситься в нейтральной, не обвиняющей форме. Они не должны говорить читателю, какой вывод он должен сделать из этих фактов. Факты должны быть тщательно отобраны и представлены таким образом, чтобы подводить читателя к самостоятельным выводам, кто ваш клиент прав, а оппонент не прав. Факты должны показывать, но не сообщать.

Данный подход является наиболее эффективным. Вывод, который арбитр сделал сам, является для арбитра более убедительным, чем вывод, который вы сообщили арбитру, что арбитр должен сделать. Так устроен человеческий ум.

По общему правилу, изложение фактов должно производиться в хронологическом порядке, поскольку такой порядок наиболее легок для понимания. Данный раздел должен рассказывать историю и затрагивать темы, важные для дела. По общему правилу, обсуждаемые факты должны быть ограничены теми, которые затем будут использоваться в аргументах. Но тон изложения должен оставаться нейтральным, без перехода к доводам и аргументам.

9. Не надо преувеличений.

Когда арбитры читают процессуальные документы, они читают их скептически. Когда они их читают, то они спрашивают себя, достоверно ли написанное вами в свете их опыта, утверждений другой стороны и их знаний права и материалов дела. Хорошо написанный процессуальный документ - это документ, который выдерживает критическое чтение без необходимости арбитру делать паузу даже однажды.

Преувеличения являются превосходным объектом критического чтения, но очень редко при этом они нужны для того, чтобы донести свою позицию. Позиция оппонента может быть слабой. Но обычно достаточно указать на необоснованность этой позиции, не добавляя преувеличения и гиперболы. В тех редких случаях, когда необходимо или желательно усилить акценты, почти всегда это лучше сделать с помощью тщательного выбора существительных или прилагательных, чем с помощью добавления преувеличений.

10. Письма надо начинать с вашей просьбы и с того, кто вы в процессе.

Всегда надо начинать процессуальное письмо трибуналу с указания, чего вы просите. Загруженный председатель трибунала не должен ждать до половины вашего письма, чтобы начать понимать, зачем вы пишете. Привычка начинать с формулирования просьбы в первой строчке помогает сфокусироваться и делает вашу просьбу более эффективной.

Кроме того, всегда полезно начинать с фразы, сообщающей, от чьего имени вы действуете. Вы конечно помните, кто ваш клиент и какова его позиция в процессе. Арбитр с двадцатью параллельными делами, однако, может сразу и не вспомнить, какой юрист кого представляет. Так что лучше не оставлять этот вопрос на самотек.

Читайте также: