Судебная власть понятие особенности значение рк

Обновлено: 10.05.2024

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и основные признаки судебной власти 4
2. ПОНЯТИЕ ПРАВОСУДИЯ. ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ 8
3. СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ 15
3.1 Конституционный Совет РК 15
3.2 Верховный Суд РК 18
3.3 Высший судебный совет 19
3.4 Арбитражный Суд РК 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27


Термин “судебнаявласть” употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов,разрешения спора и т. д.
Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учереждения, должностные лица, но и те функции, которые им пренадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений,начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.
В своей работе я рассмотрю судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Я постараюсь раскрыть сущность, признаки и принципы правосудия. Далее я рассмотрю систему органов осуществляющих судебную власть в Республике Казахстан.

1. Понятие и основные признаки судебнойвласти

Конституция Республики Казахстан предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РК, Правительству РК и судам РК.
Судебная власть как вид государственной властипринадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Республики Казахстан. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих приприменении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие вправовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебнаявласть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков.
Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией идругими законами.
Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в РК принадлежит только судам в лице.

С обретением независимости проведение судебной реформы было определено одним из первоочередных приоритетов становления суверенного Казахстана. Главными предпосылками кардинального преобразования судебной системы стали политические перемены, активное реформирование экономики, вхождение Казахстана в мировое правовое пространство, интеграция в орбиту международных экономических отношений.

Содержание

Введение 3
Судебная власть Республики Казахстан 4

Судебная система Республики Казахстан 6

Верховный суд Республики Казахстан 9

Районные (городские) суды Республики Казахстан 12

Областные суды Республики Казахстан 13

Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Судебная власть и судебная система РК.doc

  1. Судебная власть Республики Казахстан 4
  1. Судебная система Республики Казахстан 6
  1. Верховный суд Республики Казахстан 9
  1. Районные (городские) суды Республики Казахстан 12
  1. Областные суды Республики Казахстан 13

Список использованной литературы 17

С обретением независимости проведение судебной реформы было определено одним из первоочередных приоритетов становления суверенного Казахстана. Главными предпосылками кардинального преобразования судебной системы стали политические перемены, активное реформирование экономики, вхождение Казахстана в мировое правовое пространство, интеграция в орбиту международных экономических отношений.

Стратегической задачей Главы государства стало формирование и становление судебной системы нового типа, предоставление судам в полном объеме полномочий, присущих правовому государству, закрепление его высокой и ответственной социальной роли. Ставились задачи развития организационных и правовых основ системы, совершенствования ее кадрового и финансового обеспечения, что являлось признанием ключевой роли судов в современном демократическом обществе, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. И в этом смысле можно с уверенностью сказать, что принципиальные положения, определяющие роль и место судебной власти в политико-правовой системе государства в основном обрели за годы реформ законодательное закрепление, создана судебная система, отвечающая потребностям современного общества и требованиям правового государства.

В процессе создания новой судебной системы Казахстана можно выделить четыре этапа:

    1. предреформенный (1990-1992 г.г.);
    2. начальный (1993-1995 г.г.);
    3. этап реализации судебно-правовой реформы (1995-2000 г.г.);
    4. текущий этап (с сентября 2000г. по настоящее время)

На каждом этапе были приняты соответствующие меры, позволившие сформировать к настоящему моменту полноценную, сильную, независимую судебную власть, которая способна и должна выполнять возложенные на нее задачи.

Судебная власть Республики Казахстан

Судебная власть представляет собой властные полномочия и возможности суда в сфере уголовного, и иных установленных законом формах судопроизводства, направленные на рассмотрение и разрешение всех дел и споров о нарушенном или оспариваемом праве и факте. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функций судебной власти, обращения подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или изъяты на контроль другими органами и лицами, а также лишения прав на рассмотрение дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным независимым судом.

Судебная власть в Республики Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Судьи при рассмотрении дела независимы, подотчетны только конституции и закону. Ущемление статуса и независимости судей не допускается, так же не допускается вмешательство в деятельность суда по рассмотрению дела и влечет ответственность, а по конкретным делам вообще неподотчетны.

Решение и требования судей при осуществлении полномочий обязательны для исполнения всеми лицами как государственных, так и физическими, так и юридическими. Неисполнение решений также влечет ответственность.

Функции судебной власти:

  • Осуществление правосудия по гражданским, уголовным и иным делам;
  • Контроль за законность принимаемых решений и действий органов дознания, предварительного следствия и прокурора;
  • Рассмотрение заявлений о защите прав и охраняемых законом интересов, а также жалоб на действия и решения, нарушающие права, законные интересы и свободы граждан;
  • Принятие в лице Верховного суда республики нормативных постановлений по вопросам судебной практики;
  • Осуществление вышестоящими чудами судебного надзора за процессуальной деятельностью нижестоящих судов;
  • Внесение частных постановлений в государственные и иные органы и организации об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
  • Изучение и обобщение практики применения законов и иных нормативных правовых актов судами.

Признаки судебной власти:

    • Осуществление судебной власти специальными государственными органами;
    • Принадлежность судебной власти судам, образующим единую судебную систему;
    • Осуществление судебной власти в предусмотренной законом форме – уголовного, гражданского, административного судопроизводства;
    • Осуществление судебной власти на основе строгого соответствия процессуальным законом;
    • Независимость, самостоятельность, исключительность и обособленность суда, являющегося правоприменительным органом;
    • Властный характер полномочий суда;
    • Обеспечение выполнения требования суда и исполнения его решения силой государства;
    • Организующий, универсальный и предметный характер судебной власти, а также высокий профессионализм осуществляющих ее должностных лиц.
    • Публичность, целесообразность.

    Судебная система Республики Казахстан

    К местным судам относятся:

    1. областные и приравненные к ним (суды столицы и городов республиканского значения, Военный суд войск);
    2. Районные (городские) суды, военные суды объединений (гарнизонов, соединений, армий).

    Никакой орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции суда. Учреждение специальных чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

    В Республике может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов: хозяйственных, налоговых, административных, семейных и др. Они имеют статус районных (городских) судов.

    Судебную систему характеризует единство, которое обеспечивают (ст.2 Указа):

      • Конституционные принципы правосудия;
      • Осуществление судебной власти в установленных законом формах судопроизводствах;
      • Применение судами единого законодательства;
      • Порядок формирования судов;
      • Система исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территорией Республики;
      • Финансирование всех судов за счет средств республиканского бюджета;
      • Равенство всех судей.

      Условно судебную систему можно разделить на три звена:

      1. Основное (районные, городские суды, военные суды гарнизонов, соединений, армий)
      2. Среднее (областные суды, суды столицы и городов республиканского назначения, Военный суд войск)
      3. Высшее (Верховный Суд Республики Казахстан).

      Существует понятие судебной инстанции, которое следует отличать от понятия судебного звена. Звенья судебной системы характеризуют принципы организационного построения, а судебные инстанции отличают своеобразие решаемой задачи, объем и характер полномочий, а также характерные для нее особенности судопроизводства. Под судебным звеном понимают суды, наделенные однородными полномочиями. Под судебной инстанцией понимают суд, выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решение по существу дела или проверка законности и обоснованности этого решения).

      Судом первой инстанции называется суд, который рассматривает дело и принимает решение по существу. Им может быть как районный, так и областной или Верховный Суд.

      Судом второй инстанции называет суд, который проверяет законность и обоснованность судебных актов, принятых судом первой инстанции. Принято различать такие формы суда второй инстанции, как апелляционную и кассационную.

      Апелляционной инстанцией называют суд второй инстанции, рассматривающий дела по апелляционным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления суда первой инстанции.

      Кассационной инстанцией называют суд второй инстанции, рассматривающий дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления суда первой инстанции и на приговоры, постановления апелляционного суда.

      Кроме того, существует надзорная инстанция – суд, рассматривающий в порядке надзора дела по жалобам или протестам стороны на вступившие в законную силу судебные решения предшествовавших судебных инстанций.

      Например, судебная коллегия по уголовным делам областного суда, рассматривая кассационную жалобу осужденного на не вступившие в законную силу приговор районного суда, является по отношению по отношению к районному суду судом второй, кассационной, инстанции. В случае, если приговор районного суда вступил в законную силу по причине того, что он не был обжалован порядке, будет по отношению к основному звену судом надзорной инстанции.

      Право апелляции в Казахстане установлено в связи с принятием нового уголовно-процессуального кодекса, однако полностью все положения о рассмотрении уголовных дел судами в апелляционной порядке будут введены в действие только по мере создания необходимых условий для их реализации, но не позднее 1 января 2000 года. В соответствии с Государственной программой правовой реформы ожидается применение этого института и в гражданском процессе.

      Отличие апелляционной инстанции от кассационной состоит в том, что первая проверяет дело и рассматривает его повторно. По процедуре рассмотрения она напоминает главное судебное разбирательство, только в ограниченном объеме и по более упрощенной схеме. Она проверяет правильность установления фактических обстоятельств дела, применение закона и соблюдение закона, и соблюдение процессуальных норм. Кассационная же инстанция проверяет законность судебного акта по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Она не проводит судебное следствие.

      • По уголовным делам в первой инстанции – по всем, кроме дел о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь. Такие дела рассматриваются коллегиально в составе трех судей;
      • По Уголовным делам в первой инстанции – по всем делам.

      Апелляционное производство осуществляется единолично, а кассационное – коллегиально


      28424 Фото: sud.gov.kz

      Основная задача судебной власти — разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в Казахстане не вправе вершить правосудие.

      Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов Казахстана. В судебную систему входят Верховный Суд Республики Казахстан и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом. При этом, учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

      Реформирование судебной системы — важнейшая часть правовых реформ Казахстана. Однако сегодня мы расскажем о действующей судебной системе Казахстана, чтобы понять: какие функции сегодня выполняют суды, и каких видов и направленности они бывают.

      К местным судам относятся: областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения), районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд). Также в Казахстане функционируют и другие, специализированные суды: военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и многие другие.

      Районный суд является судом первой инстанции, где рассматриваются судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности. Районные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются только Президентом Республики Казахстан по представлению председателя Верховного Суда, действия которого согласованы с высшим судебным советом.

      Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев может образовать как один районный суд в нескольких административно-территориальных единицах, так и несколько районных судов в одной административно-территориальной единице.

      Общее число судей для районных судов также утверждает Президент по представлению председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Количество судей для каждого районного суда устанавливает председатель Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом. Здесь основанием служит представление уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности суда.

      Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и Конституционным законом порядке. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья, он осуществляет и полномочия председателя этого суда.

      При этом председатель районного суда является судьей, и помимо выполнения обязанностей судьи решает вопросы организации судопроизводства в суде, осуществляет общее руководство канцелярией районного суда, ведет личный прием граждан, утверждает план работы районного суда, организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи, обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, издает распоряжения, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      Если председатель районного суда временно отсутствует, по распоряжению исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда. В случае же отсутствия председателя, а также судей в районном суде исполнение их обязанностей возлагается на судей другого суда распоряжением председателя областного суда.

      В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя районного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается распоряжением председателя областного суда на одного из судей этого суда.

      Областной суд рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области, осуществляет контроль за деятельностью территориальных подразделений уполномоченного органа в областях, городах Астане и Алматы.

      Областные и приравненные к ним суды также образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

      Общее число судей областных судов утверждает Президент РК по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Количество судей для каждого областного суда устанавливает Председатель Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом на основании представления уполномоченного органа.

      Областной суд состоит из председателя и судей. В областном суде также могут создаваться судебные коллегии и специализированные составы.

      Председатель областного суда решает вопросы организации судопроизводства в суде, имеет право председательствовать на заседаниях судебных коллегий, созывать пленарные заседания областного суда и председательствовать на них, обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, на основании заключения пленарного заседания суда направляет в Высший Судебный Совет заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи, утверждает план работы областного суда, организует изучение судебной практики, издает распоряжения, осуществляет общее руководство канцелярией областного суда, судов городов Астаны и Алматы, ведет личный прием граждан.

      В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение его обязанностей возлагается на одного из председателей судебных коллегий областного суда. Если же таковые отсутствуют, временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью областного суда.

      Если же председатель областного суда отсутствует временно, то его обязанности возлагаются на одного из председателей судебных коллегий областного суда. Когда председатели судебных коллегий также временно отсутствуют, исполнение обязанностей председателя областного суда возлагается на судью.

      Председатель судебной коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением прямых обязанностей решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии, председательствует на заседаниях судебной коллегии, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности судебной коллегии.

      Также председатель судебной коллегии вносит предложения председателю областного суда по формированию специализированных составов в судебной коллегии.

      В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей коллегии. Если же председатель судебной коллегии досрочно прекращает свои полномочия, или же их срок истек, временное исполнение его обязанностей переходит на судью соответствующей судебной коллегии областного суда.

      Органами областного суда названы пленарное заседание, президиум пленарного заседания, судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам.

      Президиум пленарного заседания областного суда обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях областного суда, обсуждает вопрос о передаче в судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение.

      Состав президиума пленарного заседания областного суда состоит из семи членов — председателя и председателей судебных коллегий областного суда, председателя филиала союза судей, председателя комиссии по судейской этике, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием областного суда сроком на два года.

      Президиум пленарного заседания созывает председатель областного суда. Организация работы президиума пленарного заседания областного суда определяется регламентом, который утверждается на пленарном заседании областного суда.

      Судебную коллегию возглавляет председатель. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя областного суда пленарным заседанием областного суда. Специализированные составы формируются председателем областного суда.

      Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии, заслушивает информацию председателя областного суда и председателей судебных коллегий, обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области.

      Также на пленарном заседании принимается решение по уполномоченному органу на назначение кандидата на должность руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городах Астане и Алматы, заслушивается отчет о деятельности руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городах Астане и Алматы и рассматриваются кандидатуры на вакантные должности судей районного и областного судов, председателя районного суда.

      По итогу пленарного заседание выносятся соответствующие заключения, а также же при необходимости уполномоченному органу представление об освобождении руководителя территориального подразделения в области, городах Астане и Алматы, рассматриваются итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дается соответствующее заключение, утверждается регламент президиума пленарного заседания областного суда и многое другое.

      Пленарное заседание может состояться при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда. Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержденным им регламентом.

      При областном суде для оценки морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи образуется консультативно-совещательный орган — совет по взаимодействию с судами. Однако заключение Совета носит рекомендательный характер.

      Верховный Суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам. Орган осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия нормативных постановлений.

      Верховный Суд рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики, принимает нормативные постановления, совместно с Высшим Судебным Советом формирует кадровый резерв на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда.

      Порядок формирования и организации работы с кадровым резервом утверждается Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда. Верховный Суд состоит из председателя и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливает Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев по представлению председателя Верховного Суда.

      В рамках работы, в Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы. Органами Верховного Суда являются пленарное заседание, президиум пленарного заседания, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и специализированная судебная коллегия.

      Судебную коллегию возглавляет председатель. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда.

      Специализированные составы формируются председателем Верховного Суда. При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет, международный совет и печатный орган. При Верховном Суде функционирует Академия правосудия.

      Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением своих прямых обязанностей возглавляет Верховный Суд как высший судебный орган. Он вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий, созывать пленарные заседания Верховного Суда и председательствовать на них. Председатель вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений по вопросам судебной практики, вносит представления о пересмотре судебных актов по основаниям, предусмотренным законом, а также вносит на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры секретаря пленарного заседания, членов научно-консультативного и международного советов.

      Также при необходимости привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии, организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, утверждает план работы Верховного Суда, координирует работу коллегий. По согласованию с Высшим Судебным Советом утверждает количество судей для каждого местного и другого суда, вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан Положение об уполномоченном органе, утверждает структуру и штатное расписание уполномоченного органа в пределах лимита штатной численности, назначает на должности и освобождает от должности руководителя уполномоченного органа и его заместителей, утверждает типовой регламент президиума пленарного заседания, ведет личный прием граждан, издает распоряжения и приказы.

      Председатель Верховного Суда также представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти и международными организациями, а также вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда, вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства, вносит в Высший судебный совет представления и материалы по вопросу прекращения полномочий председателей судебных коллегий и судей судов Республики.

      При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности возлагаются на одного из председателей судебных коллегий. В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей возлагается распоряжением Председателя Верховного Суда на одного из судей Верховного Суда.

      В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда временное исполнение обязанностей возлагается на одного из председателей судебных коллегий (судью) Верховного Суда, согласно распоряжению Президента Республики Казахстан.

      Председатель судебной коллегии Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи председательствует на заседаниях судебной коллегии, решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного Суда, предоставляет информацию пленарному заседанию о деятельности судебной коллегии, ведет личный прием граждан.

      В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии. Если же речь идет о досрочном прекращении или истечении срока полномочий председателя судебной коллегии Верховного Суда, временное исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на судью соответствующей коллегии Верховного Суда.

      Пленарное заседание Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии. По итогам изучения и обобщения судебной практики рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики. Принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства.

      Нормативные постановления принимаются на пленарном заседании Верховного Суда, с участием не менее, чем двумя третями голосов от числа судей Верховного Суда и при наличии кворума не менее трех четвертей от общего числа судей Верховного Суда.

      На пленарном заседании заслушивается информация председателей судебных коллегий Верховного Суда, Судебного жюри и руководителя уполномоченного органа. Рассматриваются кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносятся соответствующие заключения. Рассматриваются кандидатуры председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву и членов комиссии для внесения Председателем Верховного Суда на утверждение в Высший Судебный Совет.

      Пленарное заседание утверждает список кандидатур для формирования совместно с Высшим Судебным Советом кадрового резерва на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда.

      По представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания, составы научно-консультативного и международного советов, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри. Утверждает форму и описание судейской мантии, утверждает регламент президиума пленарного заседания Верховного Суда. Утверждает положения о научно-консультативном и международном советах при Верховном Суде. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда.

      Президиум пленарного заседания Верховного Суда обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховного Суда.

      Обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение.

      Состав президиума пленарного заседания Верховного Суда состоит из одиннадцати членов — Председателя и председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателя Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, председателя Судебного жюри, председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву, а также трех судей, делегируемых пленарным заседанием Верховного Суда сроком на два года.

      Президиум пленарного заседания Верховного Суда созывается Председателем Верховного Суда и правомочен при наличии не менее двух третей от общего числа его членов. Организация работы президиума пленарного заседания Верховного Суда определяется регламентом, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда.


      Оглавление

      • Система правоохранительных органов РФ
      • Судебная власть в Российской Федерации
      • Основные принципы правосудия

      Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      Судебная власть в Российской Федерации

      Понятие и признаки судебной власти

      Судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам — судам — для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

      Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

      Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

      Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

      К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

      Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

      — Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость — это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей — материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

      — Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

      — Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

      Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

      Судопроизводство — специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства — конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

      Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

      Суд как орган судебной власти

      Второй признак. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать как объективным характеристикам (возраст, гражданство), так и субъективным (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Для того чтобы стать судьей, недостаточно получить высшее юридическое образование. Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от квалификационной коллегии судей.

      Третий признак. Особый порядок обеспечения независимости суда, который предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

      Пятый признак. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования ВС РФ (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

      Шестой признак. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело — единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона — серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

      Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

      Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

      Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

      Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

      Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

      Звенья судебной системы — суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

      Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

      1) мировые судьи;

      2) районные суды (основное звено);

      3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

      4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

      Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

      Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

      Военные суды имеют трехзвенную систему:

      1) военные суды гарнизонов;

      2) военные суды округов (флотов);

      3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

      Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

      1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

      2) арбитражные апелляционные суды;

      3) федеральные арбитражные окружные суды;

      4) Высший Арбитражный Суд РФ.

      Суд первой инстанции — это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского — о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

      В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

      Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

      Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

      Читайте также: